Радужный змей
Радужный Змей или Радужная Змея — это обычное божество, часто рассматриваемое как Бог-творец . [1] известен под многочисленными именами на разных языках австралийских аборигенов у многих разных аборигенов . Это распространенный мотив в искусстве и религии многих австралийских аборигенов . [2] Подобно архетипической богине-матери, Радужная Змея создает землю и разнообразие для аборигенов, но если ее потревожить, это может привести к большому хаосу. [3]
Со змеем связано множество имен и историй, все из которых передают значение и силу этого существа в мифологии аборигенов , которая включает в себя мировоззрение, обычно называемое «Сновидениями» . Змея рассматривается как податель жизни благодаря своей связи с водой, но в гневе может стать разрушительной силой. Радужный змей — одна из самых распространенных и известных историй аборигенов, имеющая большое значение для общества аборигенов . [4] [5]
Не все мифы этой семьи описывают прародителя как змею. Из тех, кто это делает, не все видят связь с радугой. Однако типична связь с водой или дождем. [6] Когда радуга видна в небе, говорят, что это Радужный Змей, перемещающийся от одного водоема к другому, и эта божественная концепция объясняет, почему некоторые водоемы никогда не пересыхают во время засухи . [6]
Фестиваль Радужной Змеи — ежегодный фестиваль музыки, искусства и культуры в Виктории . [7]
Имена в разных культурах
[ редактировать ]Радужная Змея известна под разными именами в различных культурах аборигенов .
Юрлунггур — это имя «радужного змея» согласно мурнгину ( йолнгу ) на северо-востоке Арнемленда, [8] также назывался Юрлунгур , [9] [2] Юлунггур , [10] [11] Юрлунгур , [12] Главный [13] или Джулунггул . [14] [15] Юрлунггур считался «великим отцом». [9]
Змей называется Витидж / Вититж кланом Галпу народа Дхангу , одного из народов Йолнгу. [1] [16]
Канмаре — имя большого водяного змея в Квинсленде. [а] среди питапита народа округа Булия ; по-видимому, это гигантская ковровая змея , зарегистрированная под названием Канмурра южнее. [б] [18] [21] называется Туллоун . Та же самая змея среди митакуди (Маитакари) [22] Два мифических Курема из племени Микулон ( Майкулан ) из Квинсленда — это космические ковровые змеи длиной 40 миль, обитающие в водном царстве мертвых или на тропе, ведущей к нему; [23] это, вероятно, также эквивалентно радужной змее. [24]
Другие имена включают:
- Болунг на Северной территории, у Дангбона/ Далабона /Буана и Рембаррнги. [25] [26]
- muitj (вар. Moitt, Muit) в Центральном Арнемленде [27] от Рембарнги, [28] и т. д.
- Оно движется [с] от Кунвиньку [2] [29]
- Дхаккан (или Таккан ) Губби Губби (Каби) [6]
- Андреньини от уроженцев реки Пеннефатер, Северный Квинсленд. [32]
- В плену у Ингарды [6]
- Гуриалла от народа Лардил [33]
- Ванампи у Анангу [34]
- Нет ничего лучше тебя от принцессы [2]
- Нумереджи у Какаду (Гаагуджу) [35]
- Тайпан у Викмункана [2]
- Вагиль у Нунгара [36]
- Ванамангура Таланьджи у [6]
- Галер [2]
- Лангал [2]
- Мой [37]
- Молодой [2]
- Воллунква у Варумунгу [2]
- Вонамби [2]
- Вонунгар [2]
- Воромби [2]
- Желтый [2]
Разработка концепции
[ редактировать ]Хотя концепция Радужного Змея существовала в течение очень долгого времени в культурах австралийских аборигенов, она была представлена более широкому миру благодаря работе антропологов. [38] Фактически, название «Радужный змей» или «Радужная змея» , по-видимому, было придумано на английском языке Альфредом Рэдклиффом-Брауном , антропологом, который заметил, что одно и то же понятие встречается под разными названиями в различных культурах аборигенов Австралии, и назвал его «мифом о радужных змеях». Австралия." [6] Было высказано предположение, что это название подразумевает, что существует только один Радужный Змей, хотя на самом деле эта концепция довольно сильно варьируется от одной культуры аборигенов к другой, и его следует правильно называть мифами о Радужных Змеях Австралии . [39]
Также было высказано предположение, что положение Змея как самого выдающегося Бога-творца в австралийской традиции во многом было создано антропологами-неаборигенами. [38] Другая ошибка того же рода – это то, как люди, получившие западное образование и придерживающиеся культурного стереотипа греко-римских или скандинавских мифов, рассказывают истории аборигенов в прошедшем времени. Для коренных жителей Австралии истории существуют всегда – в прошлом, настоящем и будущем. [40]
Профессор Роберт Бласт задокументировал представления о радуге в племенных обществах по всему миру, которые очень напоминают миф о Радужном Змее в Австралии. [41] [42] Вместо того, чтобы поддерживать давнее академическое предположение о том, что этот комплекс верований свойственен одному континенту, этнографические данные показывают, что это универсальная культура.
Характеристики
[ редактировать ]Радужный змей — это, прежде всего, сама радуга. [43] [д] Говорят, что он обитает в определенных водоемах, источниках и т. д., поскольку, , такие водоемы могут проявлять спектральные цвета за счет преломления света . согласно одному из объяснений [43] Точно так же радужный кристалл кварца и некоторые морские ракушки также связаны с Радужной Змеей и используются в ритуалах с участием радужной змеи. [2] [и] Основные причины также объяснимы, поскольку кварц действует как призма , преломляя свет на разные цвета, а перламутр демонстрирует переливчатость цветов. [45] [ф]
Мечтание [4] (или Dreamtime, или Тьюкуррпа, или Джукуррпа [1] ) истории рассказывают о великих духах и тотемах во время творения, в животных и человеческих формах, которые сформировали бесплодную и безликую землю. Радужный Змей вышел из-под земли и создал огромные хребты, горы и ущелья, продвигаясь вверх. Считается, что Радужная Змея имеет огромные размеры и обитает в глубоких постоянных водоемах. [47] и контролирует самый ценный ресурс жизни — воду. В некоторых культурах Радужная Змея считается творцом всего во вселенной. [15]
В некоторых культурах Радужная Змея — мужчина; в других - женский; в третьих, пол неясен или Радужная Змея гермафродитна. [2] или бигендер , таким образом, андрогинная сущность. Некоторые комментаторы предполагают, что Радужная Змея является фаллическим символом . [48] что соответствует его связи с мифами и ритуалами плодородия. Когда Змей характеризуется как женский или бигендерный, его иногда изображают с грудью, как в случае со змеем Кунмангур. [49] [50] В других случаях Змей не имеет определенного пола. [51]
Змею иногда приписывают наличие гребня, гривы, головы или бороды. [13]
Хотя юрлунггуры из Арнемленда одноголовые, они могут иметь двойное тело. [13]
В некоторых историях Змей ассоциируется с большой фруктовой летучей мышью, которую на австралийском английском иногда называют «летучей лисицей», которая соперничает из-за женщины. [51] Некоторые ученые идентифицировали и других существ, таких как птица, крокодил, динго, [39] или ящерица, играющая роль Змея в рассказах. Во всех случаях эти животные также связаны с водой. [26] Радужную змею также отождествляли или считали связанной с буньипом , страшным существом, обитающим в водоемах в австралийской мифологии. [52] [39] [53]
В отличие от многих других божеств, Радужный Змей не имеет человеческого облика и остается в образе животного. Хотя в каждой культуре есть разные интерпретации пола и животного, которым является божество, тем не менее, оно всегда является животным. [3] >
Иногда непредсказуемая Радужная Змея (в отличие от непреклонного солнца) пополняет запасы воды, образуя овраги и глубокие каналы, пока Радужная Змея скользит по ландшафту. [54] В этой системе верований без Змея не было бы дождя и Земля высохла бы. [4] В других культурах змея останавливает дождь: Нумереджи (душа или тень) змеи ивайю , отбрасываемая на небо, становится радугой, и змея поднимается, чтобы остановить дождь. [35] останавливает Говорят, что Андреньини дождь, вызванный врагами. [32]
Радужная Змея иногда ассоциируется с человеческой кровью, особенно кровообращением и менструальным циклом, и считается целителем. [2] поэтому Радужная Змея также является представителем плодородия. [3]
Говорят, что гром и молния возникают, когда Радужная Змея злится. [2] вызывая мощные штормы и циклоны [4] это утопит тех, кто ее расстроил. Другие наказания, примененные Радужным Змеем, включали превращение в человека или в камень. [3]
Змеиные истории
[ редактировать ]Истории о Радужном Змее передавались из поколения в поколение. [36] Однако история змей может варьироваться в зависимости от в окружающей среде различий . Народы муссонных областей изображают эпическое взаимодействие солнца, Змеи и ветра в своих историях Времени Снов , тогда как жители центральной пустыни испытывают менее резкие сезонные сдвиги, и их истории отражают это. [54] Он известен как доброжелательный защитник своего народа (групп из окрестной страны) и как злобный каратель нарушителей закона. Мифология Радужного Змея тесно связана с землей , водой, жизнью, социальными отношениями и плодородием . Радужный змей часто участвует в переходе молодых людей от подросткового возраста к взрослой жизни и проглатывает их, чтобы потом извергнуть. [2]
Наиболее распространенным мотивом в историях о Радужном Змее является Змей как создатель, причем Змей часто приносит жизнь в пустое пространство. [5]
Одним из известных мифов о Радужном Змее является история Вавалага . [15] или сестры Вагилаг из народа йолнгу из Арнемленда . [1] По легенде, сестры путешествуют вместе, когда старшая сестра рожает, и ее кровь течет к водопою, где живет Радужная Змея. [15] В другой версии сказки сестры путешествуют со своей матерью Кунапипи , все из которых знают древние тайны, а Змей просто возмущен их присутствием в его местности. [1] Затем Радужный Змей прослеживает запах сестер, спящих в своей хижине, что является метафорой матки. Входит Радужная Змея, символическое изображение змеи, входящей в нору, и съедает их и их детей. Однако Радужная Змея изрыгает их после укуса муравья. [15] и этот акт создает Арнемленд . Теперь Змей говорит их голосами и обучает живущих там людей священным ритуалам. [1]
Воллунква — это версия Радужного змея народа варумунгу , повествующая об огромной змее, вышедшей из водопоя под названием Каджинара в хребте Мерчисон , Северная территория. [55]
Другая история из Северной территории повествует о том, как великая мать приходит с моря, путешествует по Австралии и дает жизнь различным аборигенам. [56] В некоторых версиях великую мать сопровождает Радужная Змея (или Змея-Молния), которая приносит сезон дождей и наводнений. [56]
Из района Большой Песчаной пустыни в северной части Западной Австралии пришла история, объясняющая, как кратер Вулф-Крик , или Кандималал, был создан звездой, упавшей с небес, создав кратер, в котором поселился Радужный Змей, хотя в по некоторым версиям, это Змей, падающий с небес и создающий кратер. Иногда история продолжает рассказывать о том, как старый охотник преследовал динго в кратер и заблудился в туннеле, созданном Змеем, и его больше никогда не нашли, а Змей съел и выплюнул динго. [57]
Народ нунгар , образуя тропы на горе Матильда, а также создавали водные пути , на юго-западе Западной Австралии рассказывает о том, как радужные змеи, или вагилы , разбивали и расталкивали валуны такие как река Эйвон . [36] Некоторые аборигенные народы [ ВОЗ? ] в районе Кимберли полагают, что именно Радужный Змей помещал детей-духов в лужи, в которых женщины оплодотворялись, когда шли в воду. Этот процесс иногда называют «ловлей рыбы в сети». [15]
Более понятная для детей версия мифа о Радужном Змее рассказывает о том, как змея поднялась сквозь Землю на поверхность, где она вызывала лягушек, щекотала их животы, чтобы выпустить воду для создания луж и рек, и теперь известна как мать жизни. . [31] Другая история рассказана в детской книге Дика Раузи , в которой рассказывается, как Радужная Змея создает ландшафт Австралии, метаясь и обманывая и проглатывая двух мальчиков, в конечном итоге создавая популяцию Австралии из различных животных, насекомых и растений. разновидность. [33]
Иконография
[ редактировать ]Змей изображался в наскальных рисунках в различных формах, обычно в виде змеи, но иногда с головами, напоминающими различных сумчатых ( макроподов ), летучих лисиц или, в некоторых случаях, птиц. [58] В отличие от обычной змеи, в наскальных рисунках она может изображаться с придатками, такими как ноги и ступни животных или необычным хвостом. [58]
Радужная змея также является представителем ямса и кувшинок. Сильный дождь принес на землю изобилие и того, и другого, и есть наскальные рисунки, изображающие змею как «Змею Ям». Другие наскальные рисунки изображают Радужного Змея с головой летучей лисицы или другими атрибутами. На плато Арнем в Австралии также есть ранние произведения искусства, изображающие змею в виде ежа или «похожего на морскую водоросль». Считается, что ранняя живопись змеи имела сходные характеристики с изображением морского конька, например, изогнутое тело, длинный нос и изогнутый хвост. Все изображения Радужного Змея в наскальных рисунках очень подробны и схожи по всей Австралии. Основные региональные различия, обнаруженные между наскальными изображениями змей, заключаются в хвосте змеи и голове змеи; у некоторых есть три хвоста, а у других - хвост крокодила. [59]
Возможное происхождение в природе
[ редактировать ]Различные виды/таксоны змей в мире природы были предложены в качестве модели радужной змеи.
Одно из предположений состоит в том, что он создан по образцу «скального питона», что касается радужного змея из мифа о сестрах Вавилак среди народа Юнлу. [61] В некоторых повествованиях мифа о сестрах встреча со змеем Юрлунггур происходит в его водоеме, называемом колодцем Мирримина, который называют «спиной каменного питона». [9] полосатого скального питона ( он же Детский питон ; Liasis Childreni <sc>syn.</sc> Antaresia Childreni ) с юрлунггурским. В частности, один исследователь отождествил [62] Этот вид имеет коричневый цвет. [63] (ср. Юрлунггур описывается как «гигантская медная змея»). [9] ) испещрены более темными пятнами, а брюшная сторона имеет опалесцирующий белый цвет. [63]
Еще одно предположение — каменный питон Оэнпелли ( он же питон Оенпелли ), [64] называется наваран который на родном языке Кунвинджку , согласно преданиям которого превратился в змея Нгалёд. [65] Эта змея также коричневая с более темными пятнами. [63] с переливающимися чешуйками. [64]
Другой кандидат — водяной питон ( Liasis fuscus ), особенно яркая змея. [66] [67] [г]
Ковровая змея ( Morelia spilota variegata ) считается формой, которую может принимать радужная змея у народа валмаджари на севере Западной Австралии. [54] или Как уже упоминалось , канмаре курема из Квинсленда также считаются огромными ковровыми змеями. [68]
Есть также некоторые геологи, изучающие и рассматривающие искусство Радужных Змей в Австралии, которые видят много общего между Змеями и морскими коньками или рыбами-иглами. Его также описывают как похожего на морского ежа или водоросли. Учитывая, что аборигены проживают в Австралии и окружены пышными тропическими лесами, тропическим океаном и большим разнообразием, происхождение форм Змей разнообразно. [59]
- Палеогерпетология
В Квинсленде была найдена окаменелость змеи, и они полагают, что она произошла от доисторического семейства крупных змей, которые, возможно, вдохновили оригинального Радужного Змея. [38]
Вонамби — род , состоявший из двух видов очень крупных змей. Эти виды не были питонами , как другие крупные констрикторы Австралии из рода Morelia , и в настоящее время отнесены к вымершему семейству Madtsoiidae , которое вымерло в других частях света 55 миллионов лет назад. [ нужна ссылка ]
Роль в традиционной культуре
[ редактировать ]Помимо историй о Радужном Змее, передающихся из поколения в поколение, Радужному Змею поклонялись посредством ритуалов, а также он послужил источником вдохновения для создания культурных артефактов, таких как произведения искусства и песни, - традиция, которая продолжается и сегодня. [15]
Существует множество древних ритуалов, связанных с Радужным Змеем, которые практикуются до сих пор. [15] Миф о сестрах Вавалаг из Арнемленда на Северной территории отмечает важность процесса женской менструации и привел к созданию Кунапипи кровавого ритуала богини , в котором коренные австралийцы аллегорически воссоздают Радужного Змея, пожирающего сестер Вавалаг через танец и пантомима, и его можно рассматривать как ритуал плодородия . [15]
Женская менструация священна для многих культур коренных народов Австралии, поскольку она отмечает время, когда женщина способна принести жизнь в мир, ставя женщину на тот же уровень творческих способностей, что и Радужная Змея. Именно по этой причине мужчины будут пытаться имитировать этот священный процесс, разрезая себе руки и/или пенисы и позволяя своей крови течь по своим телам, телам друг друга и даже в женскую матку. Мужчины иногда смешивают свою кровь с женской менструальной кровью, позволяя им течь вместе в церемониальном объединении полов. [15]
Радужная Змея также считается целителем и может передавать свои свойства целителя людям посредством ритуала. [69]
Влияние в современной культуре
[ редактировать ]Радужный Змей, помимо продолжения традиционных верований, часто упоминается в современной культуре, вдохновляя искусство, кино, литературу, музыку, религию и социальные движения. Например, The Rainbow Serpent Festival , ежегодный музыкальный фестиваль в Австралии, [70] и «Проект Радужной Змеи», серия фильмов, в которых документируется путешествие режиссера по различным священным местам по всей Земле. [71] оба вдохновлены и названы в честь этого существа.
Многие австралийские художники-аборигены продолжают вдохновляться Радужной Змеей и используют ее как сюжет в своем искусстве. [38] Художница по имени Белль Паркер в 2000 году создала картину под названием «Путешествие». На этой картине Радужный Змей сочетается с христианским крестом. она даже получила премию Блейка . За это произведение [72]
Радужный змей также появлялся как персонаж в литературе. о История сновидения народа Лардил Радужном Змее была пересказана в Дика Роузи отмеченной наградами австралийской детской книге «Радужный Змей» ; [33] Радужный Змей также появлялся как персонаж комиксов, таких как Hellblazer . [73] Радужный змей под именем Юрлунгур выступал в роли демона или персонажа. [74] в нескольких названиях Megami Tensei серии японских ролевых игр . Радужный Змей также появился как антагонистический персонаж в романе «Глаза Радужного Змея». [75]
Радужная змея и сегодня может играть культурную роль, особенно для австралийских аборигенов. [38] Некоторые религии Нью-Эйдж и духовные движения по всему миру теперь также приняли Радужного Змея в качестве символа. [38]
Точно так же Радужная Змея может вдохновлять социальные движения. [69] Историк искусства Жорж Петижан предположил, что отождествление Радужной Змеи с представителями различных полов и сексуальных ориентаций помогает объяснить, почему радужный флаг был принят как символ лесбиянок, геев и бисексуалов (хотя это всего лишь предположение и, вполне возможно, неправда). [69] В политическом отношении, например, Радужная Змея была принята в качестве символа кампании против добычи урана в Австралии, используя представление о том, что добыча побеспокоит Змея и заставит его искать мести, как метафору разрушения окружающей среды. И только метафорически, поскольку это не религиозное убеждение. [69]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Первый пример в книге Рэдклиффа-Брауна о радужных змеях 1926 года.
- ^ Представлен как Канмурра в «Дункан-Кемпе» (1933), здесь воспоминания о «усадьбе Мураберри, в 138 милях (222 км) к западу от Виндоры »; Станция Мураберри находится примерно в 180 милях (290 км) к югу от Булии.
- ^ Или Нгалмудж . [25]
- ^ Или, по крайней мере, в некоторых случаях отождествляется с радугой (или иным образом ассоциируется с радугой). [22]
- ^ Кристалл кварца и «удлиненные кусочки жемчужной раковины, пинджауанджа», используемые знахарями округа Форрест-Ривер в обрядах с участием радужного змея. [44]
- ↑ Змей также отождествляется с призматическим ореолом вокруг Луны, который можно рассматривать как знак дождя. [46]
- ^ Другие предложения из телевизионного источника включают скрабового или аметистового питона , тайпана и файловую змею . [67]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Берд, Стефани Роуз (2006). «Австралийские аборигены». В Уильяме М. Клементсе (ред.). Гринвудская энциклопедия мирового фольклора и фольклора . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. 292–299.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Меркатанте, Энтони С.; Доу, Джеймс Р. (2009). «Радужная змея» . Факты о файловой энциклопедии мировой мифологии и легенд (Третье изд.). Нью-Йорк: факты в архиве. стр. 817–818 . ISBN 9780816073115 .
- ^ Jump up to: а б с д Книга по мифологии: «Большие идеи просто объяснены» . Издательство ДК. 2018. С. 304–307. ISBN 9781465473370 .
- ^ Jump up to: а б с д «Первые австралийцы» . СБС . Архивировано из оригинала 11 января 2018 года . Проверено 29 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Big Black Dog Communications (6 марта 2008 г.). «Мечтание» . Правительство Австралии. Архивировано из оригинала 12 января 2018 года . Проверено 3 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Рэдклифф-Браун (1926) .
- ^ "О" . Фестиваль радужных змей . Проверено 9 августа 2021 г.
- ^ Уорнер (1937) , стр. 254–257 и др . (также обсуждается в Рохайме (1951) , стр. 185, репродукция Рохайма (2021) , стр. 143).
- ^ Jump up to: а б с д Коттерелл, Артур (2003). «Обзор: Юрлунгур» . Словарь мировой мифологии . Издательство Оксфордского университета. стр. 295–296. ISBN 9780191726934 . Проверено 21 января 2020 г. также через Oxford справочный сайт
- ^ Берндт, Кэтрин Х. (31 декабря 1970 г.), «Муссон и медовый ветер», Échanges et communication , De Gruyter, стр. 1306–1326, doi : 10.1515/9783111698281-034 , ISBN 978-3-11-169828-1
- ^ Харгрейв, Сюзанна (1983). «Два родственных мифа: структурный анализ» . Океания . 53 (4): 347–357. дои : 10.1002/j.1834-4461.1983.tb01998.x . ISSN 0029-8077 – через JSTOR.
- ^ Маунтфорд (1978) , стр. 79–78.
- ^ Jump up to: а б с Бранденштейн (1982) , с. 64.
- ^ Элкин, Берндт и Берндт (1950) , стр. 32–33, 38–39, 41 (также обсуждается в Рохайме (1951) , стр. 182, репортаж Рохайма (2021) , стр. 141).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гроув, Пегги (зима 1999 г.). «Мифы, символы и ритуалы традиции живой богини». РеВижн . 21 (3): 6–14.
- ^ «Джалу Гуррувиви» (PDF) . Центр Буку-Ларрнгай Мулка. 2015. Архивировано из оригинала (PDF) 19 января 2020 года . Проверено 19 января 2020 г. - через Hollow Logs Didgeridoos.
- ^ Jump up to: а б Рот, Уолтер Эдмунд (1897). Этнологические исследования среди аборигенов северо-запада и центральной части Квинсленда . Брисбен: Эдмунд Грегори. п. 153.
- ^ Рот (1897) [17] цитируется у Рэдклиффа-Брауна (1926) , с. 19
- ^ Джонстон, Т. Харви (1943). «Названия аборигенов и использование фауны в Эйрском регионе» . Труды Королевского общества Южной Австралии . 67 (ч. 2): 289.
- ^ Дункан-Кемп, Элис Монктон (1933). Наша страна песчаных холмов . Ангус и Робертсон.
- ^ Джонстон (1943), с. 289 [19] цитируя Рота (1897) [17] и Дункан-Кемп (1933). [20]
- ^ Jump up to: а б Рэдклифф-Браун (1926) , с. 19.
- ^ Jump up to: а б МакЭлрой, Вашингтон (1884 г.). «Заметки о некоторых австралийских племенах» . Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . 13 : 291.
- ^ Рэдклифф-Браун (1926) , стр. 20, цитируя Палмера. [23]
- ^ Jump up to: а б с Тейлор, Люк (1996). «Приложение: Словарь слов кунвинкью» . Взгляд изнутри: роспись коры в западном Арнемленде . Кларендон Пресс . п. 261. ИСБН 9780198233541 .
- ^ Jump up to: а б Мэддок, Кеннет (1978b). «Метафизика в мифическом взгляде на мир» . В Бухлере, Ира Р.; Мэддок, Кеннет (ред.). Радужный змей: хроматическая пьеса . Чикаго: Мутон/Алдин. стр. 99–118. ISBN 9783110807165 .
- ^ Элкин (1961) , с. 4.
- ^ Мэддок (1978b) , с. 105.
- ^ Гард, Мюррей. «нгалёд» . Онлайн-словарь Бининдж Кунвок . Региональный языковой центр Бининдж Кунвок . Проверено 16 июня 2019 г.
- ^ Тейлор (1990) , с. 330 и 1996. [25]
- ^ Jump up to: а б Кэрролл, Коллин (1 сентября 2012 г.). «Мифология в искусстве». Искусство и деятельность . 152 (1): 22–26.
- ^ Jump up to: а б Рот (1903) , Бюллетень 5, с. 10 , цитируется по Рэдклиффу-Брауну (1926) , с. 19
- ^ Jump up to: а б с Раузи, Дик (1975). Радужный змей . Сидней: Коллинз.
- ^ Янг, Диана (2006). «Вода как страна на землях Питьянтьятьяра-Янкунитятяра в Южной Австралии». Мировоззрение: окружающая среда, культура, религия . 10 (2). Брилл Нидерланды: 239–258. дои : 10.1163/156853506777965839 .
- ^ Jump up to: а б Рэдклифф-Браун (1926) , с. 24.
- ^ Jump up to: а б с Кикетт, Эверетт (1994). «Следы радужных змей» . Дэниел Хабеданк . Проверено 3 мая 2013 г.
- ^ Маунтфорд (1978) , стр. 31–32.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Андерсон, Салли (декабрь 2001 г.). «Отвергая радужного змея: выбор христианского Бога как Создателя художником-аборигеном». Австралийский журнал антропологии . 12 (3): 291–301. дои : 10.1111/j.1835-9310.2001.tb00078.x .
- ^ Jump up to: а б с Маунтфорд (1978) .
- ^ Стэннер, В. (1968), «После сновидений» (серия лекций ABC Boyer)
- ^ Бласт, Роберт (2000). «Происхождение драконов». Антропос . 95 (2): 519–536. JSTOR 40465957 .
- ^ Бласт, Роберт (2023). Дракон и радуга: древнейшая история человека . Брилл, Лейден. ISBN 978-90-04-67829-3 .
- ^ Jump up to: а б МакЭлрой, Вашингтон (декабрь 1955 г.). «Испытание PSI в Арнемленде». Океания . 26 (2): 118–126. дои : 10.1002/j.1834-4461.1955.tb00668.x . JSTOR 40329684 .
- ^ Элкин (1930) , с. 350 и Элкин (1977) р/. 129
- ^ Рэдклифф-Браун (1926) , стр. 19, 25.
- ^ Рэдклифф-Браун (1926) , с. 25.
- ^ Айзекс, Дженнифер (1979). Австралийские мечты: 40 000 лет истории аборигенов . Сидней : Lansdowne Press. ISBN 978-0-7018-1330-7 . OCLC 7274630 . [ нужна страница ]
- ^ Берндт, Рональд (1951), Кунапипи: исследование религиозного культа австралийских аборигенов, стр. 12–13, 31, цитируется в Мэддоке (1978a) , стр. 12–13, 31. 2
- ^ Мэддок (1978a) , с. 6.
- ^ Бранденштейн (1982) , с. 62.
- ^ Jump up to: а б Мэддок, Кеннет (1978a). "Введение" . В Бухлере, Ира Р.; Мэддок, Кеннет (ред.). Радужный змей: хроматическая пьеса . Чикаго: Мутон/Алдин. стр. 1–21. ISBN 9783110807165 .
- ^ Рэдклифф-Браун (1926) , с. 22.
- ^ Сил, Грэм (1999). The Lingo: слушаем австралийский английский . УНСВ Пресс. стр. 15–16. ISBN 9780868406800 .
- ^ Jump up to: а б с http://www.bom.gov.au/iwk/climate_cultural/rainbow_serp.shtml Знания коренных народов о погоде – Радужный змей
- ^ Болдуин Спенсер, Уолтер (1904). Северные племена Центральной Австралии . Лондон: Макмиллан. стр. 226, 631, 756. doi : 10.1017/cbo9780511751202 . hdl : 2027/coo1.ark:/13960/t6737bs6n . ISBN 9780511751202 . В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: а б "Австралия". Энциклопедия мировой мифологии . Книги Галахада. 1975. стр. 54–56. ISBN 978-0706403978 .
- ^ Сэндэй, Пегги Ривз (2007). Картины аборигенов кратера Вулф-Крик: След Радужного Змея . Филадельфия: Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета.
- ^ Jump up to: а б Тасон, Уилсон и Чиппиндейл (1996) , стр. 105, 123.
- ^ Jump up to: а б Тасон, Уилсон и Чиппиндейл (1996) .
- ^ Дули, Дебора Энн (1995). Простые и обычные вещи: читающие женщины в классе письма . СУНИ Пресс. стр. 67–68. ISBN 9780791423196 .
- ^ Найт, Крис (1983). Леви-Стросс и Дракон: мифологии, пересмотренные в свете мифа австралийских аборигенов , с. 22. Цитируется по Дули (1995), стр. 67–68 . [60]
- ^ Бранденштейн (1982) , с. 116.
- ^ Jump up to: а б с Коггер, Гарольд (2014). Рептилии и амфибии Австралии . Издательство Csiro. ISBN 9780643109773 . . Детский питон или полосатый скальный питон с. 823 , Питон Оэнпелли, с. 828
- ^ Jump up to: а б Майкл, Дамиан; Линденмайер, Дэвид (2018). Скалистые обнажения в Австралии: экология, охрана и управление . Издательство Csiro . п. 64. ИСБН 9781486307920 .
- ^ Эванс, Николас (2003). Бининдж Гун-вок: Пандиалектная грамматика майали, кунвинджку и куне . Том. 2. Научно-исследовательская школа тихоокеанских и азиатских исследований Австралийского национального университета. п. 586. ИСБН 9780858835306 .
- ^ Тасон, Уилсон и Чиппиндейл (1996) , стр. 116 apud Lowenstein (1961) et Worrel (1966), Рептилии Австралии , с. 99 оп. 112
- ^ Jump up to: а б «Радужный змей» . Нэшнл Географик . Дикие хроники общественного телевидения. Архивировано из оригинала 3 августа 2013 года . Проверено 5 апреля 2013 г.
- ^ Рэдклифф-Браун (1926) , стр. 19, 20.
- ^ Jump up to: а б с д Петижан, Жорж (2012). Веллинг, Воутер (ред.). « « Змеиная мода вперед »: Радужный змей в Австралии». Опасно и божественно: Тайна Змея : 172–181.
- ^ «Фестиваль радужных змей» . Фестиваль радужных змей. Архивировано из оригинала 21 июля 2017 года . Проверено 11 апреля 2013 г.
- ^ Вебстер, Тор. «Проект Радужный Змей» . Архивировано из оригинала 5 мая 2013 года . Проверено 17 апреля 2013 г.
- ^ «ArtAsiaPacific: Произведения искусства коренных народов отмечают Сиднейский оперный театр в День вторжения (День Австралии)» . artasiapacific.com . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ «Адский блейзер» (89–90). Нью-Йорк: округ Колумбия/Головокружение. Май – июнь 1995 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Список навыков статистики Юрлунгура в Persona 5» . Самураи-геймеры . 30 марта 2020 г. Проверено 11 июля 2021 г.
- ^ «Глаза радужной змеи» . Амазонка. 12 января 2022 г. Проверено 12 января 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бранденштейн, Карл Георг фон (1982), «Глава 8. Тайна радуги» , Имена и сущность в австралийской системе подразделов , University of Chicago Press, стр. 62 и далее, ISBN 9780226864815
- Элкин, А.П. (декабрь 1930 г.), «Миф о радужных змеях в северо-западной Австралии», Oceania , 1 (3): 349–352, doi : 10.1002/j.1834-4461.1930.tb01655.x , JSTOR 40327333
- Элкин, А.П. (сентябрь 1961 г.), «Мараян в Майнору, 1949: II. Интерпретация» , Океания , 32 (1): 1–15, doi : 10.1002/j.1834-4461.1961.tb00441.x , JSTOR 40329294
- Элькин, АП ; Берндт, Кэтрин ; Берндт, Рональд Мюррей (1950), Искусство в Арнемленде , University of Chicago Press
- Ловенштейн, Джон (1961), «Радуга и змей», Anthropos , 56 : 31–40.
- Маунтфорд, Чарльз П. (1978). «Радужные змеи Австралии». В Бухлере, Ира Р.; Мэддок, Кеннет (ред.). Радужный змей: хроматическая пьеса . Чикаго: Мутон/Алдин. стр. 23–97. дои : 10.1515/9783110807165.23 . ISBN 9789027976802 .
- Рэдклифф-Браун, Альфред Реджинальд (1926). «Миф Австралии о радужных змеях» . Журнал Королевского антропологического института . 56 : 19–25. дои : 10.2307/2843596 . JSTOR 2843596 .
- Рохайм, Геза (1951). «Мифология Арнемленда» . Американское Имаго . 8 (2). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 181–187. ISSN 0065-860X . JSTOR 26301306 . ПМИД 14837890 .
- —— (2021). «Мифология Арнемленда» . В Дандесе, Алан (ред.). Издательство Принстонского университета . Издательство Принстонского университета. стр. 139–147. ISBN 9780691234212 .
- Рот, Уолтер Эдмунд (1903), «Суеверия, магия и медицина» , Бюллетени этнографии Северного Квинсленда , 5.
- Тасон, Пол СК; Уилсон, Мередит; Чиппиндейл, Кристофер (октябрь 1996 г.), «Рождение Радужного Змея в наскальном искусстве и устной истории Арнемленда», Археология в Океании , 31 (3, Создание времени): 103–124, doi : 10.1002/j.1834- 4453.1996.tb00355.x , JSTOR 40387039
- Тейлор, Люк (июнь 1990 г.), «Радужный змей как визуальная метафора в западном Арнемленде», Oceania , 60 (4, специальный выпуск, посвященный 60-летию): 329–344, doi : 10.1002/j.1834-4461.1990.tb01559.x , JSTOR 0332450
- Уорнер, Уильям Ллойд (1937), Черная цивилизация: социальное исследование австралийского племени , Harper & Brothers
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Миф о радужном змее, сопровождающий картину Джимми Нджиминджумы на коре. Доступ: 8 июля 2008 г.
Объяснение использования Советом Северной Земли Радужного Змея в своем логотипе. По состоянию на 8 июля 2008 г.
- Первый австралийский телесериал. Архивировано 11 января 2018 г. на Wayback Machine, доступ 29 апреля 2013 г.
- «Следы радужных змей» Короткометражный фильм , по состоянию на 3 мая 2013 г.