Вик-Мунгкан люди
Вик -Мунгкан — группа австралийских аборигенов , которые традиционно проживали на обширной территории западного полуострова Кейп-Йорк в северном Квинсленде и говорили на языке Вик-Мунгкан . Они были самой крупной ветвью народа вик . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Сделав вывод о количестве кланов и их членов, антрополог Урсула МакКоннел подсчитала, что традиционно Вик-Мунгкан насчитывал от 1500 до 2000 человек. [ 2 ] В 1930 году МакКоннел подсчитал, что от 50 до 100 человек вик-мунгкан проживали вокруг реки Арчер и 200 человек жили на реках Кендалл и Эдвард , что составляет демографическое падение примерно на 60–75%. [ 3 ] Снижение численности населения объясняется сочетанием того, что торговцы отправляют людей работать на побережье, приносят болезни, скотоводы вытесняют их со своих охотничьих угодий, а также периодические карательные набеги с целью уничтожения целых лагерей. На рубеже XX века для них был выделен прибрежный заповедник на берегу Персидского залива. [ 3 ] Австралийская перепись 2021 года зафиксировала 952 человека, говорящих на языке вик мунгкан. [ 4 ]
Язык
[ редактировать ]Вик Мунгкан — это форма Памана , которая является подмножеством более широкой языковой семьи Пама-Ньюнган и тесно связана с Кугу Нганчара . [ 5 ] Вик означает «речь». [ 1 ] На нем говорят в окрестностях Аурукуна и реки Эдвард (включая Пормпураа , место старой миссии на реке Эдвард). В отличие от носителей языка Вик, где стили речи определяются с точки зрения некоторой отличительной лексической особенности, те, чей родной язык является Вик Мунгкан, используют слово «еда» в качестве классификатора своего языка ( Вик Мунгкан буквально означает «язык-есть»), определение заимствованы у своих внутренних кланов, чьи соседние народы восточного побережья используют формы глагола «есть», чтобы отличить свои диалектные различия. [ 6 ] [ 5 ]
Экология
[ редактировать ]Территория Вик-Мунгкан охватывала полосу земли шириной от 30 до 50 миль, идущую параллельно заливу Карпентария , но отделенную от него прибрежными народами, такими как вик-натера или вик-калкан, жившими к югу от реки Арчер. Их земля, простирающаяся на 7800 квадратных километров (3000 квадратных миль), орошалась пятью основными водотоками: реками Уотсон , Арчер, Кендалл, Холройд и Эдвард, текущими к западу от Большого Водораздельного хребта к побережью залива Карпентария. . [ 7 ] Существует множество различных сред обитания: от плоских лесов до мангровых зарослей , скалистых отрогов и бедных бахчевых земель, причем последнее отделяет их от народов, живущих на востоке. [ 8 ]
В году было два сезона: засушливый период с мая по ноябрь под юго-восточными ветрами, прерываемый началом штормов и влажными условиями, с коротким сезоном дождей, начинающимся в ноябре, с северо-западными ветрами, дующими с декабря и продолжающимися до апреля. что привело к обширному затоплению прибрежных равнин. Существовало разделение труда: мужчины охотились, а женщины собирали пищу, вооруженные палкой-копачкой ( катжан ) и сумкой-диллибэгом . Ямс ( mai watea ) и маранта ( mai woppa ) были основными продуктами сезона дождей, за ними следовали кувшинки. В сезон дождей они разбивали лагерь в верховьях речной системы. Их внутренние охотничьи угодья были трех типов: травянистые равнины, русла рек и густолесистые лесные угодья. Когда засушливый сезон подходил к концу, они строили плотины и ловушки для ловли рыбы, плавающей вверх по реке, когда дожди начали пополнять запасы рек. Особый тип виноградной лозы, содержащий ядовитое вещество, которое побуждало рыбу выпрыгивать из воды, использовался для дозирования водоемов, позволяя ловить их с берегов. [ 9 ]
Выращивание огненных палочек применялось ежегодно в начале засушливого сезона, чтобы спугнуть валлаби и другую добычу с их пастбищных убежищ, или, когда участок земли был уничтожен контролируемым пожаром, чтобы позволить женщинам добывать окаменелости для бандикутов , змей, вараны и другая мелкая дичь в своих норах. [ 10 ] Они приучали своих собак воздерживаться от поедания добычи, которую им удалось добыть. [ 11 ]
На травянистых равнинах можно было легко найти обильную пищу: питательные корни и фрукты можно было собирать в поисках пищи, а охота могла опираться на валлаби , уток, ибисов, летучих лисиц джабиру и эму. Лесистые холмистые районы изобиловали игуанами, змеями и опоссумами, а обширные заросли цветущего кровавого дерева и его соседа давали обильные запасы меда. [ 12 ] Реки были богаты рыбой, такой как сардина , сом , каменная треска , белая рыба , шнапер , баррамунди и скат , и все они ловились на быстро гребных каноэ, преодолевая приливы, и даже бедная страна вокруг реки Кендалл поставляла богатые запасы. леща . Охотились на два типа крокодилов: пресноводный крокодил в верховьях рек и устьевой морской крокодил : яйца первого были основным продуктом питания зимой в горных реках. [ 13 ] Корни прибрежного болотного камыша, называемого панджа, были важным источником овощей в конце засушливого сезона. [ 14 ] Печи для приготовления пищи делались импровизированными путем разжигания огня в яме и раздувания его пламени перьями, ощипанными у черношейного аиста ( джабиру ). Затем на угли раскладывали куски муравьиной грядки (термитной насыпи), сверху раскладывали еду, сверху накрывали крышкой из коры чайного дерева , и все это засыпали песком, чтобы обеспечить медленное запекание. [ 15 ]
Церемонии увеличения, хотя и считались обеспечением продовольствия любого клана, на территории которого они проводились, также обслуживали дальних родственников других народов, которых приглашали принять участие в изобилии, как только данная территориальная группа насытилась. [ 16 ]
Социально-родственная система
[ редактировать ]В первоначальных отчетах МакКоннела говорится, что кланы были отцовскими . [ 17 ] Клод Леви-Стросс сообщает, что, хотя брак среди вик-мунгкан был матрилатеральным , [ а ] [ 18 ] разрешалось жениться на дочери сестры отца и дочери брата матери. Строгий запрет запрещал только двусторонние браки между двоюродными братьями и сестрами. [ 19 ]
Экзогамия означала, что сети родства пронизывают кланы, а это означало, что во времена местного изобилия в любом разнообразии продовольственных запасов родственники за пределами данной клановой территории вызывались, чтобы принять участие в награде, создавая в таких случаях большие лагеря. [ 17 ] О пожилых людях хорошо заботились, они имели право на определенные продукты, запрещенные для более активных людей, которые снабжали их отборной едой из змей и скатов, которая была табу для более молодых членов. [ 20 ] Центром семейной жизни был очаг, что отражено в словах, обозначающих отца ( пан тума : человек огня) и матери ( wantya tuma : женщина огня). [ 21 ]
МакКоннел описал систему родства и брака вик-мингкан в 1934 году, утверждая, что по существу, с небольшими вариациями, ее можно распространить на все народы вик. Утверждая, что в общих чертах он отражает общую структуру, типичную для австралийских аборигенов, отличающуюся лишь отсутствием 4- или 8-секционной системы , она выделила 5 особенностей: (1) локализованные экзогамные ( патрилинейные ) кланы; (2) каждый народ разделен на две экзогамные части; (3) при сороратном и левиратном браке; (4) модифицированный кросскузенный брак; (5) с обширной классификационной терминологией.
Беглый брак ( маритджи ) считался ортодоксальным, если родственная связь считала отношения пары законными. имитируется театральными представлениями практики на больших корробори, Когда маритджи она часто вызывает много смеха. Похищение невесты , хотя оно и практиковалось традиционно, когда ни одного супруга нельзя было заполучить обычными способами, по словам белого информатора, было предпринято на основе формальных предварительных договоренностей, заключенных между людьми, совершавшими набеги, и группой, у которой женщину нужно было «похитить», поэтому Фактический рейд был символической уловкой, а не актом жестокой межплеменной конкуренции за скудные ресурсы. [ 22 ]
Вик-Мунгкан называют прибрежных соседей к северу от рек Арчер и Ватсон «плохой речью» ( Вик-вайя ) народами (такими как анджингиты , аритингити , адетингити и ленгити ), потому что им трудно понять их языки. [ 23 ]
Тотемная система по территории
[ редактировать ]Словом для обозначения тотема было пулвайя , что примерно означает «старый предок», место происхождения которого, таким образом, стало аува или тотемическим ритуальным местом и местом, куда человек возвращается после смерти. [ 24 ] Считается, что до прихода белого человека Вик-Мунгкан состоял примерно из 30 кланов по отцовской линии, каждый из которых имел определенные территориальные права. Клан мог иметь более одного тотема, и они дополняли друг друга, а не дублировались. [ б ] Тотем клана влиял на имя при рождении. Так член тотема «метеор» мог получить имя Ака (земля) -баттана (удары), а тотем кенгуру мог наделить ребенка именем пампоинтджалама (кенгуру нюхает воздух и чует человека). [ 25 ] Приставка май относится к растительной пище ( майи ), а приставка мин относится к мясу ( минья ). [ 26 ] [ 27 ]
Там, где существует путаница относительно точного состояния клана, те, которые пронумерованы (a), (b) и т. д., указывают на предполагаемые части одного клана, хотя перечисленные таким образом тотемические группы могли быть независимыми. [ 28 ]
- Я (а) пикуа' ( морской крокодил [ д ] [ 30 ] );(b) мин вонкам («ночная рыба»); май анка (белые фрукты).
- 2 (а) май корпи ( черный мангровый лес ); (б) мин волколлан ( рыбная кость ); [ и ] [ 31 ] (в) неаня (летать); (г) мин татта (лягушка); мояя ( громовержец ).
- 3 (а) конгконг (белый ястреб ); [ ж ] [ 32 ] б) мин парканджан (маленький ястреб); (в) мин темпи (болотная утка); (г) мин мантаба ( простая индейка ); [ г ] [ 32 ] (д) сам ( Каменная треска ); (е) мин туттха (попугай); (g) кукуруза с голубой кувшинкой ; [ ч ] (h) ванка ( авоська ); (i) пунтамен (рыболовная сеть).
- 4 (а) mai umpia (корень кувшинки); [ я ] (б) май вума (семя кувшинки)
- 5 (а) май майтджи (кустарник); [ Дж ] [ 33 ] (б) мин джинтан (разновидность рыбы); (в) мин экка (пресноводные мидии); (г) май неанья (черный фрукт) (д) май нэйтжа (красный и белый фрукт).
- 6 мая канпука белая кувшинка . [ к ]
- 7 (а) мин канмула ( мужской кускус ; б) мин покауван (женский кускус); [ 34 ] (в) мин ворипа (штормовая птица), (г) май поам (белые плоды); (д) мин монти ( джабиру ).
- 8,1 Выиграно мин (личинка дерева).
- 8.2 (а) мин мулайя (белая водяная змея); (б) май таллина (съедобные плоды пальмы; в) май юката (черные плоды).
- 9.1 (а) оларика (самец пиявки); (б) водопад (самка пиявки); (в) падать (самец динго ); (d) ( самке динго) [ л ] (д) из койнкана (съедобной пальмы); (е) от epauwa n (маленький корень).
- 9,2 мин куимти (кенгуру).
- 10 (а) орня (призраки мужского пола); (б) пантия (женщины-призраки/возлюбленные); [ м ] [ 36 ] (в) мин нгуттам (маленькая птичка); [ н ] [ 37 ] (г) мин кива (мелкая рыбка).
- 11.1 (а) мин кора (родной спутник); (б) май поалам (желтые плоды)
- 11.2 оингорпан ( ковровая змея ) [ о ] [ 38 ]
Кендалл Ривер
- 12,1 мин breamлещ
- 12,2 Мысль на минуты (сом)
- 13,1 мин. Изображение (эму) [ п ] [ 39 ]
- 13.2 (а) мин кетджи (белый журавль); 8б) май майта (маленький корень); (в) май арика (кувшинка); (г) йинка манка ( цветок железного дерева ).
- 13,3 мин. curlewкроншнеп
- 13,4 мин керки ( курица ястреб ) [ q ]
- 14.1 (а) мин кулан ( опоссум-самец ); мин вутджига (самка опоссума)
- 14,2 мин. Пола ( черная змея )
- 15 мая кампа и понтаманка (кровавое дерево и цветы-соседники) [ 40 ]
- 16 минут без номера ( Иглхок )
- 17 (а) патья (падающая звезда/метеор); [ р ] [ 41 ] (б) мин тжипин ( перепелка ).
- (а ворона 18 ; ) (б) нантьяка ( богомол ); мин таджи (большая игуана). [ с ]
Холройд Ривер
- 19 май маньи (маленькая сладкая кувшинка).
- 20 мая кунджан ( панданус ).
- (а) аборигенная кошка 21 ; (б) мин или ( синеязычная ящерица ). [ т ] [ 34 ]
- 22,1 мин Панта (маленькая игуана).
- 22,2 мин ювам (змея)
- 22,3 минуты умпара ( пресноводный скат? ).
- 22,4 мин анка (сардина)
- 23 минуты Бандикут .
Эдвард Ривер
- 24 мин кена ( пресноводный крокодил ).
- 25 мая атта (мед). [ 42 ]
Этнографические исследования
[ редактировать ]Свидетельства родства австралийских аборигенов привлекли особое внимание антропологии, и в этой области заметную роль сыграли материалы, собранные на Вик-Мунгкане. [ 43 ] Первое этнографическое исследование народа вик было проведено британским антропологом Урсулой МакКоннел в 1927 году. Ее полевая работа была сосредоточена на группах, собравшихся в миссию Арчер-Ривер в месте, известном сейчас как Аурукун . [ 44 ] Вскоре после этого они привлекли внимание Дональда Томсона в 1932–33 годах. Анализ МакКоннела привлек внимание Клода Леви-Стросса в его плодотворном послевоенном исследовании « Элементарные структуры родства », основанном на идее, что «примитивные» народы, такие как аборигены, демонстрировали математическую точность в своей социальной таксономии. [ 45 ] и который представил структурно-формалистический подход к антропологии, который, в свою очередь, был развит Родни Нидхэмом , который предпринял попытку тотального структурного анализа, результаты которого, хотя и основанные на статьях МакКоннел, выдвинули теорию, полностью противоречащую ее. [ 46 ] Статье Нидэма повезло, поскольку она появилась в то время, когда можно было провести прямую и почти немедленную проверку его гипотезы на местах. [ нужна ссылка ] Вскоре после этого британский антрополог Дэвид Макнайт начал проводить полевые исследования с Вик-Мунгкан.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хотя генеалогии показывают предпочтение в этих племенах браку мужчины с дочерью брата его матери (женщины с сыном сестры ее отца), есть записи о браках с дочерью сестры отца (сыном брата матери женщины) и довольно много браков с семьей сестры отца отца. Я понимаю, что женщина может выйти замуж за сына брата своей матери, то есть за мужчину, дочь сестры его отца, при условии, что связь со стороны другого родителя прервана. Другими словами, система односторонняя, с явным предпочтением материнской стороны.
- ^ Единственным исключением был тотем бушрата , встречающийся у нескольких народов.
- ↑ МакКоннел также находит место тотема огня ( тума ) на «Лучнике» в месте под названием Тумаува, недалеко от красной скалы на реке, но не включает его в свой общий список.
- ^ Существует крокодиловая магия, позволяющая превратить варана в своего сына, который будет выполнять приказы отца в ловле рыбы и убийстве врагов.
- ^ его аува находится в ручье Адеда в нижнем течении Арчера.
- ^ связано с местом под названием Мерокман
- ^ аува находится в лагуне к югу от Арчера, где нельзя купаться.
- ^ аува находится в Тайманире
- ^ его аува находится в Тайам на берегу Арчера. лагуне
- ^ его аува находится в Панаме, небольшом ручье, впадающем в реку Арчер.
- ^ это уже в Потьяуве
- ^ Wiki Mungkan ценили своих местных собак, наделяя некоторых тотемическими именами. Их тотемическим центром была Куаува , глубокая лагуна у реки Арчер по направлению к побережью; [ 35 ]
- ^ Тотемические места, соответственно Орньяува и Пантиаува, находились в центре территории Вик, среди лагун к югу от Арчера. Тотемы-призраки ( пулвайя ) — это люди, которые были носителями культуры, обучая таким вещам, как строить и готовить рыбу в муравьиной печи или делать навесы для рыбы.
- ↑ Считалось, что этот тотем охраняет рыболовные операции и расположен рядом с рыбными ловушками в лагуне призрачных тотемов.
- ↑ Клан, управлявший этим тотемом, чья аува находилась на реке Токали, вымер, и забота об этом месте перешла к мин коре.
- ^ Аува . связана с этиологической историей, объясняющей отношения между этим тотемом и местным тотемом-компаньоном
- ^ «Куриный ястреб» - это название, которое по-разному применяется к очень многим дневным хищникам, если не ко всем из них на той или иной стадии, но чаще всего к коричневому ястребу-тетеревятнику и шейному перепелятнику.
- ^ Это свидетельствовало о смерти родственника.
- ^ МакКоннел допускает ошибку, не указывая, принадлежит ли этот тотем группе рек Кендалл или следующей группе рек Холройд. Он без комментариев вклинивается между двумя
- ^ Это единственный вид, которому Вик-Мунгкан выращивают ауву из искусственного камня , что более типично для соседнего Каантжу, хотя Вик-Мунгкан действительно связывают ауву кволла или местной кошки с естественным разбросом камней.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б МакКоннел 1930а , с. 197.
- ^ МакКоннел 1930b , с. 180.
- ^ Jump up to: а б МакКоннел 1930а , с. 99.
- ^ «Исследователь переписи населения Австралии SBS» . Проверено 9 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Джонсон 1991 , с. 204.
- ^ Саттон 1991 , с. 59.
- ^ МакКоннел 1930a , стр. 97–98.
- ^ МакКоннел 1930a , с. 97.
- ^ МакКоннел 1930a , стр. 101–102.
- ^ МакКоннел 1930a , с. 101.
- ^ МакКоннел 1930a , с. 102.
- ^ МакКоннел 1930a , с. 100.
- ^ МакКоннел 1930a , стр. 100–101.
- ^ МакКоннел 1930a , стр. 100, 102.
- ^ МакКоннел 1930a , с. 103.
- ^ МакКоннел 1934 , стр. 334–335.
- ^ Jump up to: а б МакКоннел 1930b , стр. 181–182.
- ^ МакКоннел 1934 , с. 339.
- ^ Леви-Стросс 1969 , с. 200.
- ^ МакКоннел 1934 , с. 326.
- ^ МакКоннел 1934 , с. 316.
- ^ МакКоннел 1934 , стр. 338, 339.
- ^ МакКоннел 1930a , с. 98.
- ^ МакКоннел 1930b , стр. 185–187.
- ^ МакКоннел 1930b , стр. 183–4.
- ^ МакКоннел 1930b , с. 189 №3.
- ^ МакКоннел 1934 , с. 325.
- ^ МакКоннел 1930b , с. 181.
- ^ МакКоннел 1930b , стр. 194–195.
- ^ МакКоннел 1930b , стр. 195–196.
- ^ МакКоннел 1930b , с. 193.
- ^ Jump up to: а б МакКоннел 1930b , с. 192.
- ^ МакКоннел 1930b , с. 190.
- ^ Jump up to: а б МакКоннел 1930b , с. 194.
- ^ МакКоннел 1930b , с. 201.
- ^ МакКоннел 1930b , стр. 187, 198.
- ^ МакКоннел 1930b , стр. 182, 196.
- ^ МакКоннел 1930b , с. 188.
- ^ МакКоннел 1930b , стр. 200–201.
- ^ МакКоннел 1930b , с. 189.
- ^ МакКоннел 1930b , с. 183.
- ^ МакКоннел 1930b , стр. 204–205.
- ^ Needham 2004 , стр. xl – xli.
- ^ Робинсон и Барнард 2010 , с. 131.
- ^ Оверинг, Лануэ и Крейдер 2006 .
- ^ Needham 2004 , стр. xl – li.
Цитированные источники
[ редактировать ]- Бергер, Гарри (2005). Расположенные высказывания: тексты, тела и культурные репрезентации . Издательство Фордхэмского университета . ISBN 978-0-823-22429-6 .
- Джекес, Мэри (1969). «Викмункан-шутливые отношения». Человечество . 7 (2): 128–31. дои : 10.1111/j.1835-9310.1969.tb00396.x .
- Джонсон, Стив (1991). «Социальные параметры языковых изменений в нестратифицированном обществе аборигенов» . В Балди, Филип (ред.). Закономерности изменений - Изменение закономерностей: лингвистические изменения и методология реконструкции . Вальтер де Грюйтер . стр. 203–218. ISBN 978-3-110-87189-0 .
- Леви-Стросс, Клод (1969). Элементарные структуры родства . Маяк Пресс .
- МакКоннел, Урсула (апрель 1930 г.). «Племя вик-мункан с полуострова Кейп-Йорк» Океания 1 (1): 97–104. дои : 10.1002/j.1834-4461.1930.tb00005.x . JSTOR 40373036 .
- МакКоннел, Урсула (июль 1930б). «Племя Вик-Мункан. Часть II. Тотемизм». Океания . 1 (2): 181–205. дои : 10.1002/j.1834-4461.1930.tb01644.x . JSTOR 40327320 .
- МакКоннел, Урсула (март 1934 г.). «Вик-Мункан и союзные племена полуострова Кейп-Йорк, Северная Каролина». Океания . 4 (3): 310–367. дои : 10.1002/j.1834-4461.1934.tb00113.x . JSTOR 40327784 .
- Макнайт, Дэвид (1981). «Концепция Вик-Мунгкан Нганви: исследование мистической силы и болезней в австралийском племени» . Вклад в язык, страну и этнологию, ANTHROPOLOGICA XXIII . 137 (1): 90–105. дои : 10.1163/22134379-90003510 . JSTOR 27863347 .
- Макнайт, Дэвид (2004). «Некоторые проблемы, касающиеся Вик-мунгкана» . В Нидхэме, Родни (ред.). Переосмысление родства и брака . Психология Пресс . стр. 145–180. ISBN 978-0-415-33013-8 .
- Нидэм, Родни (2004). "Введение" . Переосмысление родства и брака . Психология Пресс . ISBN 978-0-415-33013-8 .
- Оверинг, Джоанна; Лануэ, Гай; Крайдер, Чет (22 июля 2006 г.). «Дэвид Макнайт: чуткий этнограф австралийских аборигенов» . Независимый .
- Робинсон, Оливия; Барнард, Триш (2010). « Спасибо, но мы возьмем это отсюда»: австралийские аборигены и женщины с островов Торресова пролива, влияющие на коллекцию материального и нематериального наследия». . В Левине, Эми К. (ред.). Гендер, сексуальность и музеи: читатель Routledge . Рутледж . стр. 129–137. ISBN 978-1-136-94364-5 .
- Саттон, Питер (1991). «Язык аборигенов Австралии: социальные диалекты в географической идиоме» . В Ромэне, Сюзанна (ред.). Язык в Австралии . Издательство Кембриджского университета . стр. 49–66. ISBN 978-0-521-33983-4 .