Люди Квандамука
Люди Квандамука | |
---|---|
Расположение: | Мортон Бэй , Юго-Восточный Квинсленд |
Координаты: | 27 ° 30'ю.ш., 143 ° 30' в.д. / 27,500 ° ю.ш., 143,500 ° в.д. |
Известные люди | |
Уджеру Нунуккал [1] Лиэнн Инок Эйлин Мортон-Робинсон |
Люди Квандамука ( Джандай произношение : / ˈ k w ɒ n d ə ˌ m ʊ k ə / ) — австралийские аборигены , живущие вокруг залива Мортон в юго-восточном Квинсленде . Они состоят из трех отдельных племен: Нунукул , Гоэнпул. [а] и нгуги , и они живут в основном на Мортон и островах Норт-Страдброк , которые образуют восточную сторону залива. Многие были изгнаны со своих земель, когда в 1824 году английское колониальное правительство основало исправительную колонию. неподалеку ряд местных источников пищи У каждой группы свой собственный язык. Племена используют .
Имя
[ редактировать ]Термин Квандамука географически относится к южной части залива Мортон, водам, островам и прилегающим прибрежным районам материка. [2] Племена нунукул и гоенпул жили на острове Страдброк , а племя нгуги — на острове Мортон . [3] Племена Нунукул, Гоэнпул и Нгуги вместе составляют народ Квандамука. [2]
История
[ редактировать ]Археологические остатки островов залива Мортон интенсивно изучались В.В. Поносовым в середине 1960-х гг. [4] а коренное заселение островов, судя по всему, началось примерно 18 000 лет назад. [5]
Народ Квандамука впервые столкнулся с европейцами в 1799 году, когда английский мореплаватель и картограф Мэтью Флиндерс провел несколько недель, исследуя залив Мортон. [6] Жители залива Мортон иногда принимали и заботились о английских потерпевших кораблекрушение, в первую очередь о Томасе Памфлете , Ричарде Парсонсе и Джоне Финнегане , которых исследователь Джон Оксли нашел, когда зашел в залив в 1823 году. [7] Первое поселение, исправительная колония, было основано в следующем году Оксли в Редклиффе с 50 поселенцами, 20-30 из которых были осужденными. [8] [б] Контакты были скудными на протяжении более десяти лет, поскольку свободным поселенцам не разрешалось въезжать в радиус 50 миль от исправительной колонии. [9] В 1873 году Густав Берч, хорошо образованный отшельник, нашел утешение в компании народа Квандамука, оставившего свою жизнь на материке, и разбил лагерь в Пулан-Пулан (Пойнт Амити), оставаясь там более 30 лет. Все это время он вел дневник своей жизни на острове, каждый день подробно записывая – кто посещал лагерь, какую еду они ловили и добывали, погодные условия и другие важные события. Примечательно, что он записал множество слов аборигенов и их местное значение, а также четко определил мужчин, женщин и детей, с которыми он прожил свою затворническую жизнь. [10]
Когда сюда начали прибывать свободные поселенцы, коренные народы были вытеснены с более плодородных земель на прибрежные окраины, при этом многие из них перебрались на менее оккупированные небольшие острова. [11] Каждый из трех народов квандамука столкнулся с лишением собственности и потерей своих охотничьих и рыболовных угодий. Присутствие поселенцев привело к появлению ряда болезней, которые опустошили острова и прибрежные районы. Принудительные перемещения и выселение детей также оказали влияние. [12] Коренные жители, проживающие на острове Стрэдброк, смогли вести свой образ жизни дольше всех; однако в 1897 году Закон о защите аборигенов и ограничении продажи опиума переместил всех коренных жителей в резервации, за исключением тех, кто был заключен в тюрьму или работал в качестве прислуги. [ нужна ссылка ]
Культура
[ редактировать ]Кочевничество
[ редактировать ]Образ жизни народа Квандамука был полукочевым, они перемещались между полупостоянными стоянками. Они строили убежища разного типа: от простых навесов для ночлега до более прочных хижин, используемых в часто посещаемых кемпингах. Их традиции были зафиксированы в форме искусства, песен и танцев. [11]
Язык
[ редактировать ]Три племени, составляющие народ Квандамука, говорили на диалектах дурубальского языка. Языком, на котором говорит племя Гоенпул в центральной и южной части острова Страдброк, является джандай , а диалект нунукул северного острова Страдброк назывался Мунджан, термин, обозначающий его отличительное слово, означающее «нет». [13]
Еда
[ редактировать ]Люди Квандамука использовали несколько местных источников пищи, в том числе многие из океана. Сбор этих ресурсов часто разделялся по полу. Каноэ использовались для ловли кефали в заливе Мортон , а также для охоты на дюгоней и морских черепах . Их также использовали для поездок на материк на охоту. [11]
Охота и рыбная ловля были мужскими занятиями. Дюгони были очень ценной добычей из-за их многократного использования. Мясо жарили и ели, а из животных получали еще и лечебное масло. Мужчины использовали несколько разных способов ловли рыбы. Они включали ловлю их из каноэ с помощью сетей из лоз или коры, прокалывание их копьями и ловушку. [11]
Сбором других источников пищи занимались женщины. В их число входили моллюски , корни папоротника , деревья пандануса , личинки насекомых, ягоды, луковицы лилий, мед и мелкая дичь. Корни папоротника обжаривали и растирали в муку , а мясистую часть дерева Панданус использовали для приготовления напитка. В число охотничьих животных, потребляемых Квандамука, входили ящерицы, змеи, водоплавающие птицы и сумчатые . [11]
Искусство и инструменты
[ редактировать ]Жители Квандамука изготовили несколько инструментов и оружия из материалов, найденных здесь. В их число входили бумеранги и щиты , а также мешочки-дилли, сделанные из плетеного тростника. Эти инструменты часто украшались узорами, которые либо выжигались, либо расписывались. Инструменты и оружие также иногда продавались с другими близлежащими племенами. [11]
Родное название
[ редактировать ]4 июля 2011 года народ Квандамука получил право коренных жителей на земельный участок площадью 568 квадратных километров (219 квадратных миль) после 16-летней судебной тяжбы. Полученный титул охватывал большую часть острова Норт-Страдброк , множество более мелких островов и прилегающие части залива Мортон. Этот титул был первым, присвоенным коренным народам Южного Квинсленда. [14] [15]
Выдающиеся люди
[ редактировать ]- Уджеру Нунуккал (урожденная Кэтлин Руска; позже Кэт Уокер, 1920–1993) была одной из самых выдающихся в национальном масштабе представителей народа Квандамука. Она служила радисткой в женской армии Австралии , а позже стала поэтессой. [16] Она также была политическим активистом, выступавшим за права аборигенов . [17] Уджеру была наиболее известна своими стихами и была провозглашена первым австралийским аборигеном, опубликовавшим сборник стихов. [18]
- Лиэнн Инок , квандамука происхождения Нунукул-Нуги, является членом Лейбористской партии от округа Алгестер в ассамблее Квинсленда с 2015 года. Она первая женщина из числа коренного населения, избранная в парламент Квинсленда , и занимала различные министерские должности. [19] [20]
- Уэсли Инок (род. 1969) — австралийский драматург и художественный руководитель, родом из Мурри с острова Стрэдброк (Минджерриба). Он человек из Нунуккал Нууги и в настоящее время художественный руководитель Сиднейского фестиваля.
- Лиза Беллеар (2 мая 1961 года в Мельбурне, Виктория - 5 июля 2006 года в Мельбурне) была коренной австралийской поэтессой, фотографом, активисткой, пресс-секретарем, драматургом, комиком и телеведущей. Беллеар работала ведущей на общественной радиостанции 3CR в Мельбурне, где она вела шоу «Not Another Koori Show» более 20 лет. [21]
- Боб Беллеар, также известный как Роберт Уильям «Боб» Беллеар (17 июня 1944 — 15 марта 2005), был австралийским общественным деятелем, юристом и судьей. Роберт был первым судьей из числа австралийских аборигенов. Его бабушка была австралийской аборигенкой из Минджеррибы, замужем за черным дроздом мужчиной из Вануату Джеком Коровой. [21] [22]
- Меган Коуп — современная художница коренных народов Австралии. Коуп является членом базирующегося в Брисбене коллектива художников коренных народов ProppaNOW и стала победительницей премии в области искусства коренных народов Западной Австралии 2015 года за свою видео-сатиру на австралийские стереотипы по поводу включения коренных народов «Блактизм» . [23] [24]
- Лоррейн Хаттон, OAM (1966 г.р.) — старейшина нгуги / нунуккал из Минджерриба. Прослужив своей стране в АДС более 20 лет, участвуя в операциях в различных миссиях и конфликтах, [25] Лорейн добилась нескольких первых успехов среди женщин в армии. Сейчас на пенсии она является энергичным и широко признанным послом по развитию потенциала сообщества, развитию молодежи и культурному просвещению. Заседая и возглавляя несколько советов, уделяя особое внимание ветеранам и сообществу, [26] она является востребованным докладчиком для различных правительственных, корпоративных и общественных организаций. Ее высоко ценят как вдохновляющий образец для подражания. Лоррейн стала единственной женщиной-финалисткой конкурса «Австралийка года» в Квинсленде в 2019 году. [27] и получил медаль Ордена Австралии (OAM) в 2019 году. [28] Лоррейн была назначена старейшиной австралийской армии из числа коренных народов в июне 2020 года. [29]
- Эйлин Мортон-Робинсон — австралийский академик, феминистка из числа коренных народов , автор и активистка за права коренных народов . Она — аборигенка племени Гоэнпул, входящего в состав народа Квандамука на острове Стрэдброк в Квинсленде . Она была первым аборигеном, получившим должность преподавателя женских исследований в Австралии. [30] Она занимала должности в области женских исследований в Университете Флиндерса и исследований коренных народов в Университете Гриффита и Технологическом университете Квинсленда . [31] В настоящее время она является деканом отдела исследований и взаимодействия с коренными народами Квинслендского технологического университета и директором Национальной сети исследований и знаний коренных народов (NIRAKN). В 1999 году она защитила докторскую диссертацию в Университете Гриффита, ее диссертация называлась «Разговор с белой женщиной: женщины коренных народов и феминизм в Австралии» . [32] Позже ее диссертация была опубликована в виде книги в 1999 году. [33]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Современные потомки Гоенпула предпочитают этноним Дандрубин Горенпул ( Росс и др. 2016 , стр. 4).
- ↑ Даттон в 1983 году, за 4 года до выхода книги Хьюза, пишет о 20 осужденных и 14 солдатах, а также о различной помощи и семье ( Даттон 1983 , стр. 96).
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Фокс 2011 , с. 106.
- ^ Jump up to: а б О'Фарши 2015 , с. 125.
- ^ Коннорс 2015 , с. 30.
- ^ Поносов 1974 .
- ^ Даймонд 2012 , с. 1.
- ^ Даттон 1983 , с. 93.
- ^ Даттон 1983 , стр. 94–95.
- ^ Хьюз 2010 , стр. 441–442.
- ^ Даттон 1983 , с. 96.
- ^ Дневник Берча .
- ^ Jump up to: а б с д и ж wynnummanly.com .
- ^ Иваниц 2000 , с. 83.
- ^ Диксон 2002 , с. xxxiv.
- ^ Qsnts.com.au .
- ^ Квандамука
- ^ Коллинз 1994 , с. 1.
- ^ Коллинз 1994 , стр. 2–3.
- ^ Фокс 2011 , с. 109.
- ^ Робертсон 2015 .
- ^ Зеленый 2015 .
- ^ Jump up to: а б Браун 2006 .
- ^ Мэннинг 2005 .
- ^ Нортовер, 2014 .
- ^ Рейнфорт 2015 .
- ^ Служащая страна nd .
- ^ Группа CPA 2017 .
- ^ Бюллетень Редленда, 2018 год .
- ^ Списки австралийских наград .
- ^ Армейский старейшина .
- ^ Томас 2000 .
- ^ Хоровая почта 2006 .
- ^ Мортон-Робинсон 1998 .
- ^ Мортон-Робинсон 2000 .
Источники
[ редактировать ]- «Списки австралийских наград» . Генерал-губернатор Австралийского Союза .
- Браун, Джен Джуэл (24 июля 2006 г.). «Вдохновляющая, динамичная женщина-воин» . Сидней Морнинг Геральд .
- Коллинз, Джон (1994). «Некролог: Уджеру из племени Нунуккаль». История аборигенов . 18 (1–2): 1–4. JSTOR 24046080 .
- Коннорс, Либби (2015). Воин: Драматическая жизнь и насильственная смерть легендарного лидера на колониальной границе . Аллен и Анвин . ISBN 978-1-760-11048-2 .
- Даймонд, Мэрион (июль 2012 г.). Стрэдброк: Краткая история (PDF) . Фрайер Фолиос . стр. 1–4.
- Диксон, Роберт М.В. (2002). Австралийские языки: их природа и развитие . Том. 1. Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-47378-1 .
- Даттон, Том (1983). «Происхождение и распространение аборигенного пиджин-английского языка в Квинсленде и: предварительный отчет» (PDF) . История аборигенов . 7 (1–2): 90–122.
- Фокс, Карен (2011). Маори и женщины-аборигены в глазах общественности . АНУ E Нажмите . п. 106. ИСБН 978-1-921-86262-5 .
- Грин, Энтони (2 февраля 2015 г.). «Альгестер» . Австралийская радиовещательная корпорация .
- Хьюз, Роберт (2010) [впервые опубликовано в 1987 году]. Роковой берег . Случайный дом . стр. 440–450. ISBN 978-1-407-05407-0 .
- Иванитц, Мишель (2000) [Впервые опубликовано в 1987 году]. «Соглашения о процессе оформления прав местного самоуправления и коренных народов в Австралии и Канаде: этическая практика и меняющийся контекст» . В Бишопе, Патрике; Престон, Ноэль (ред.). Местное самоуправление, государственное предпринимательство и этика . Федерация Пресс. стр. 79–101. ISBN 978-1-862-87135-9 .
- «Ведущий ученый из числа коренных народов берет на себя новую роль в QUT». Кури Почта . 26 апреля 2006 г.
- «Местные коренные народы» . wynnummanly.com . Проверено 23 марта 2015 г.
- «Лоррейн Хаттон» . Служащая стране . нд . Проверено 5 мая 2020 г.
- «Лоррейн Хаттон сопредседатель комитета по строительству первого государственного мемориала коренного населения и жителей островов Торресова пролива в Квинсленде» . Австралийская группа корпоративной защиты. 23 августа 2017 г.
- «Второй армейский старейшина коренного населения» . Австралийская армия . нд . Проверено 16 октября 2022 г.
- Мэннинг, Питер (17 марта 2005 г.). «Из глубины в высоту» . Сидней Морнинг Геральд .
- Мортон-Робинсон, Эйлин (1998). Разговор с белой женщиной: женщины коренных народов и феминизм в Австралии (докторская диссертация). Факультет искусств Университета Гриффита . Проверено 2 декабря 2015 г. - через Trove .
- Мортон-Робинсон, Эйлин (2000). Разговор о белой женщине: женщины-аборигены и белый феминизм . Университет Квинсленда Пресс. ISBN 978-0-7022-3134-6 .
- Нортовер, Кайли (29 апреля 2014 г.). «Художница Меган Коуп по-новому смотрит на вопрос идентичности» . Сидней Морнинг Геральд .
- О'Фэрчиллей, Кьяран (2015). Переговоры в мире коренных народов: аборигены и добывающая промышленность Австралии и Канады . Рутледж . п. 125. ИСБН 978-1-317-51153-3 .
- Поносов, Владимир Васильевич (1974). Результаты археологических исследований южного района залива Мортон и острова Мортон (1963–1964 гг.) (PDF) . Университет Квинсленда.
- Эта статья в Википедии включает CC-BY-4.0, текст , лицензированный из: «Дневник Густава Берча 1873-1874» . Блог библиотеки Джона Оксли . Государственная библиотека Квинсленда . 26 ноября 2020 г. Проверено 27 мая 2021 г.
- «QSNTS — Люди Квандамука» . Qsnts.com.au. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 23 марта 2015 г.
- «Квандамука» . Городской совет Редленда . Проверено 23 марта 2015 г.
- «Женщина из Квандамука номинирована на звание года QLD в Австралии» . Бюллетень Редленд-Сити . 8 ноября 2018 г.
- Рейнфорт, Диласн (15 июля 2015 г.). «Художница WA Меган Коуп по-новому смотрит на вопрос идентичности» . Сидней Морнинг Геральд .
- Робертсон, Джошуа (1 февраля 2015 г.). «Избрание Лиэнн Инок в Квинсленде «открывает двери» для политиков из числа коренных народов» . Хранитель .
- Росс, Энн; Шерман, Кэтлин Пикеринг; Снодграсс, Джеффри Дж.; Делкор, Генри Д.; Шерман, Ричард (2016). Коренные народы и совместное управление природой: связи знаний и институциональные конфликты . Рутледж. ISBN 978-1-315-42659-4 – через ResearchGate .
- Томас, Джаред (12 января 2000 г.). «Преподаватель сначала создает академический уровень. SA». Кури Почта .