Jump to content

Люди Квандамука

Координаты : 27 ° 30'ю.ш., 143 ° 30' в.д.  /  27,500 ° ю.ш., 143,500 ° в.д.  / -27,500; 143.500

Люди Квандамука
Расположение: Мортон Бэй , Юго-Восточный Квинсленд
Координаты: 27 ° 30'ю.ш., 143 ° 30' в.д.  /  27,500 ° ю.ш., 143,500 ° в.д.  / -27,500; 143.500
Известные люди
Уджеру Нунуккал [1]
Лиэнн Инок
Эйлин Мортон-Робинсон
Остров Мортон и остров Норт-Страдброк с воздуха
Мортон-Бей , остров Мортон , остров Стрэдброк и остальные острова Редленд-Бей являются традиционными домами народа Квандамука.

Люди Квандамука ( Джандай произношение : / ˈ k w ɒ n d ə ˌ m ʊ k ə / ) — австралийские аборигены , живущие вокруг залива Мортон в юго-восточном Квинсленде . Они состоят из трех отдельных племен: Нунукул , Гоэнпул. [а] и нгуги , и они живут в основном на Мортон и островах Норт-Страдброк , которые образуют восточную сторону залива. Многие были изгнаны со своих земель, когда в 1824 году английское колониальное правительство основало исправительную колонию. неподалеку ряд местных источников пищи У каждой группы свой собственный язык. Племена используют .

Термин Квандамука географически относится к южной части залива Мортон, водам, островам и прилегающим прибрежным районам материка. [2] Племена нунукул и гоенпул жили на острове Страдброк , а племя нгуги — на острове Мортон . [3] Племена Нунукул, Гоэнпул и Нгуги вместе составляют народ Квандамука. [2]

Археологические остатки островов залива Мортон интенсивно изучались В.В. Поносовым в середине 1960-х гг. [4] а коренное заселение островов, судя по всему, началось примерно 18 000 лет назад. [5]

Народ Квандамука впервые столкнулся с европейцами в 1799 году, когда английский мореплаватель и картограф Мэтью Флиндерс провел несколько недель, исследуя залив Мортон. [6] Жители залива Мортон иногда принимали и заботились о английских потерпевших кораблекрушение, в первую очередь о Томасе Памфлете , Ричарде Парсонсе и Джоне Финнегане , которых исследователь Джон Оксли нашел, когда зашел в залив в 1823 году. [7] Первое поселение, исправительная колония, было основано в следующем году Оксли в Редклиффе с 50 поселенцами, 20-30 из которых были осужденными. [8] [б] Контакты были скудными на протяжении более десяти лет, поскольку свободным поселенцам не разрешалось въезжать в радиус 50 миль от исправительной колонии. [9] В 1873 году Густав Берч, хорошо образованный отшельник, нашел утешение в компании народа Квандамука, оставившего свою жизнь на материке, и разбил лагерь в Пулан-Пулан (Пойнт Амити), оставаясь там более 30 лет. Все это время он вел дневник своей жизни на острове, каждый день подробно записывая – кто посещал лагерь, какую еду они ловили и добывали, погодные условия и другие важные события. Примечательно, что он записал множество слов аборигенов и их местное значение, а также четко определил мужчин, женщин и детей, с которыми он прожил свою затворническую жизнь. [10]

Когда сюда начали прибывать свободные поселенцы, коренные народы были вытеснены с более плодородных земель на прибрежные окраины, при этом многие из них перебрались на менее оккупированные небольшие острова. [11] Каждый из трех народов квандамука столкнулся с лишением собственности и потерей своих охотничьих и рыболовных угодий. Присутствие поселенцев привело к появлению ряда болезней, которые опустошили острова и прибрежные районы. Принудительные перемещения и выселение детей также оказали влияние. [12] Коренные жители, проживающие на острове Стрэдброк, смогли вести свой образ жизни дольше всех; однако в 1897 году Закон о защите аборигенов и ограничении продажи опиума переместил всех коренных жителей в резервации, за исключением тех, кто был заключен в тюрьму или работал в качестве прислуги. [ нужна ссылка ]

Культура

[ редактировать ]

Кочевничество

[ редактировать ]

Образ жизни народа Квандамука был полукочевым, они перемещались между полупостоянными стоянками. Они строили убежища разного типа: от простых навесов для ночлега до более прочных хижин, используемых в часто посещаемых кемпингах. Их традиции были зафиксированы в форме искусства, песен и танцев. [11]

Три племени, составляющие народ Квандамука, говорили на диалектах дурубальского языка. Языком, на котором говорит племя Гоенпул в центральной и южной части острова Страдброк, является джандай , а диалект нунукул северного острова Страдброк назывался Мунджан, термин, обозначающий его отличительное слово, означающее «нет». [13]

Люди Квандамука использовали несколько местных источников пищи, в том числе многие из океана. Сбор этих ресурсов часто разделялся по полу. Каноэ использовались для ловли кефали в заливе Мортон , а также для охоты на дюгоней и морских черепах . Их также использовали для поездок на материк на охоту. [11]

Охота и рыбная ловля были мужскими занятиями. Дюгони были очень ценной добычей из-за их многократного использования. Мясо жарили и ели, а из животных получали еще и лечебное масло. Мужчины использовали несколько разных способов ловли рыбы. Они включали ловлю их из каноэ с помощью сетей из лоз или коры, прокалывание их копьями и ловушку. [11]

Сбором других источников пищи занимались женщины. В их число входили моллюски , корни папоротника , деревья пандануса , личинки насекомых, ягоды, луковицы лилий, мед и мелкая дичь. Корни папоротника обжаривали и растирали в муку , а мясистую часть дерева Панданус использовали для приготовления напитка. В число охотничьих животных, потребляемых Квандамука, входили ящерицы, змеи, водоплавающие птицы и сумчатые . [11]

Искусство и инструменты

[ редактировать ]

Жители Квандамука изготовили несколько инструментов и оружия из материалов, найденных здесь. В их число входили бумеранги и щиты , а также мешочки-дилли, сделанные из плетеного тростника. Эти инструменты часто украшались узорами, которые либо выжигались, либо расписывались. Инструменты и оружие также иногда продавались с другими близлежащими племенами. [11]

Родное название

[ редактировать ]

4 июля 2011 года народ Квандамука получил право коренных жителей на земельный участок площадью 568 квадратных километров (219 квадратных миль) после 16-летней судебной тяжбы. Полученный титул охватывал большую часть острова Норт-Страдброк , множество более мелких островов и прилегающие части залива Мортон. Этот титул был первым, присвоенным коренным народам Южного Квинсленда. [14] [15]

Выдающиеся люди

[ редактировать ]
  • Уджеру Нунуккал (урожденная Кэтлин Руска; позже Кэт Уокер, 1920–1993) была одной из самых выдающихся в национальном масштабе представителей народа Квандамука. Она служила радисткой в ​​женской армии Австралии , а позже стала поэтессой. [16]
    Она также была политическим активистом, выступавшим за права аборигенов . [17] Уджеру была наиболее известна своими стихами и была провозглашена первым австралийским аборигеном, опубликовавшим сборник стихов. [18]
  • Лиэнн Инок , квандамука происхождения Нунукул-Нуги, является членом Лейбористской партии от округа Алгестер в ассамблее Квинсленда с 2015 года. Она первая женщина из числа коренного населения, избранная в парламент Квинсленда , и занимала различные министерские должности. [19] [20]
  • Уэсли Инок (род. 1969) — австралийский драматург и художественный руководитель, родом из Мурри с острова Стрэдброк (Минджерриба). Он человек из Нунуккал Нууги и в настоящее время художественный руководитель Сиднейского фестиваля.
  • Лиза Беллеар (2 мая 1961 года в Мельбурне, Виктория - 5 июля 2006 года в Мельбурне) была коренной австралийской поэтессой, фотографом, активисткой, пресс-секретарем, драматургом, комиком и телеведущей. Беллеар работала ведущей на общественной радиостанции 3CR в Мельбурне, где она вела шоу «Not Another Koori Show» более 20 лет. [21]
  • Боб Беллеар, также известный как Роберт Уильям «Боб» Беллеар (17 июня 1944 — 15 марта 2005), был австралийским общественным деятелем, юристом и судьей. Роберт был первым судьей из числа австралийских аборигенов. Его бабушка была австралийской аборигенкой из Минджеррибы, замужем за черным дроздом мужчиной из Вануату Джеком Коровой. [21] [22]
  • Меган Коуп — современная художница коренных народов Австралии. Коуп является членом базирующегося в Брисбене коллектива художников коренных народов ProppaNOW и стала победительницей премии в области искусства коренных народов Западной Австралии 2015 года за свою видео-сатиру на австралийские стереотипы по поводу включения коренных народов «Блактизм» . [23] [24]
  • Лоррейн Хаттон, OAM (1966 г.р.) — старейшина нгуги / нунуккал из Минджерриба. Прослужив своей стране в АДС более 20 лет, участвуя в операциях в различных миссиях и конфликтах, [25]
    Лорейн добилась нескольких первых успехов среди женщин в армии. Сейчас на пенсии она является энергичным и широко признанным послом по развитию потенциала сообщества, развитию молодежи и культурному просвещению. Заседая и возглавляя несколько советов, уделяя особое внимание ветеранам и сообществу, [26] она является востребованным докладчиком для различных правительственных, корпоративных и общественных организаций. Ее высоко ценят как вдохновляющий образец для подражания. Лоррейн стала единственной женщиной-финалисткой конкурса «Австралийка года» в Квинсленде в 2019 году. [27] и получил медаль Ордена Австралии (OAM) в 2019 году. [28] Лоррейн была назначена старейшиной австралийской армии из числа коренных народов в июне 2020 года. [29]
  • Эйлин Мортон-Робинсон — австралийский академик, феминистка из числа коренных народов , автор и активистка за права коренных народов . Она — аборигенка племени Гоэнпул, входящего в состав народа Квандамука на острове Стрэдброк в Квинсленде . Она была первым аборигеном, получившим должность преподавателя женских исследований в Австралии. [30]
    Она занимала должности в области женских исследований в Университете Флиндерса и исследований коренных народов в Университете Гриффита и Технологическом университете Квинсленда . [31] В настоящее время она является деканом отдела исследований и взаимодействия с коренными народами Квинслендского технологического университета и директором Национальной сети исследований и знаний коренных народов (NIRAKN). В 1999 году она защитила докторскую диссертацию в Университете Гриффита, ее диссертация называлась «Разговор с белой женщиной: женщины коренных народов и феминизм в Австралии» . [32] Позже ее диссертация была опубликована в виде книги в 1999 году. [33]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Современные потомки Гоенпула предпочитают этноним Дандрубин Горенпул ( Росс и др. 2016 , стр. 4).
  2. Даттон в 1983 году, за 4 года до выхода книги Хьюза, пишет о 20 осужденных и 14 солдатах, а также о различной помощи и семье ( Даттон 1983 , стр. 96).

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3051fa6292723b3fc8f73726fdf9ec5c__1700540340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/5c/3051fa6292723b3fc8f73726fdf9ec5c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Quandamooka people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)