Джабугай
Джабугайский народ | |
---|---|
Также : Тьяпукай ( Тиндейл ), Джабуганджи ( Хортон ) Иммиграция ( AIATSIS ), Иммиграция ( SIL ) | |
![]() Биорегион влажных тропиков | |
![]() Выступление Тьяпукай в Кэрнсе | |
Иерархия | |
Языковая семья: | Пама – Ньюнган |
Языковое отделение: | Йидинич |
Языковая группа: | Джабугай |
Групповые диалекты: |
|
Площадь (ок. 800 км2) 2 ) | |
Биорегион: | Влажные тропики |
Расположение: | Крайний Север Квинсленда |
Координаты: | 16 ° 50'ю.ш., 145 ° 30' в.д. / 16,833 ° ю.ш., 145,500 ° в.д. |
Горы: | |
Реки |
|
Другие геологические: |
|
Городские районы |
|
( Народ Джабугай также известный как Джабуганиджи или Тьяпукай ) — группа австралийских аборигенов , которые являются коренными жителями гор, ущелий, земель и вод богато засаженной деревьями части Большого Водораздельного хребта, включая ущелье Бэррон и прилегающие территории в пределах Влажные тропики Квинсленда . [ 2 ]
Язык
[ редактировать ]Джабугай принадлежит к идинской ветви пама -ньюнганской языковой семьи и тесно связан с идином . [ 3 ] Он разделяет отличие с банджалангом на северо-востоке Нового Южного Уэльса и юго-востоке Квинсленда , а также с Маунгом, на котором говорят на островах Гоулберн у побережья Арнемленда , и является одним из трех языков, у которых отсутствует двойная форма . [ 4 ] Последним оратором, хорошо знавшим язык, был Гилпин Бэннинг. [ 5 ]
Страна
[ редактировать ]Норман Тиндейл описал территорию Тьяпукай (Джабугай) как простирающуюся вдоль плато к югу и к востоку от юга Марибы , от реки Бэррон , к югу от Марибы до Куранды и на север в сторону Порт-Дугласа . Их западная граница определялась границей тропического леса от Толги на север до горы Моллой . К 1952 году Джабугай также претендовал на прибрежную полосу между заливом Кэрнс и хребтом Лэмб, причем одна орда жила недалеко от Редлинча . [ 6 ] Кэрнс . [ а ]
Мифология
[ редактировать ]
Слово Джабугай, обозначающее времена их предков, за пределами их нынешней памяти (также известное как «Время историй» или «Время снов»), — булурру . [ 7 ] это время, когда, например, рассказывается, что Радужный Змей Гуджу Гуджу в форме гигантской ковровой змеи (также известной как Будаджи ) путешествовал по стране, по пути обменивая прибрежные раковины наутилуса на продукты тропического леса, такие как дилли. сумки , его тело создает в ландшафте все, от Ялнгири ( Хрустальных каскадов ) до Нгунбая ( Куранды ), двигаясь через реку Моубрей к холму в Порту. Дуглас наконец останавливается на острове Вангал Джунгай ( Двойной остров ). [ 8 ] [ 9 ] По одной из версий, он был убит людьми эму у Диндина ( водопада Бэррон ), инцидент, который вызвал мощные муссонные дожди в регионе. [ 10 ] Были также два брата Булурру во сне, Дамарри и Гаяла, которые наметили контуры, создали растительную пищу, установили обычное право и систему клановых браков по фратриям . Например, контуры реки Бэррон и долины Редлинч считаются изображением лежащего на спине тела Дамарри.
Рассказ о путешествии Будаджи по ущелью Бэррон включен в веб-путеводитель Queensland Rail по железнодорожному пути из Кэрнса в Куранду. [ 11 ]
История
[ редактировать ]Европейские поселенцы исследовали и очистили землю от золота и олова . «Рассредоточение», эвфемизм для расстрела групп чернокожих, было предпринято в Смитфилде (1878 г.), в Бибуре возле реки Клохеси недалеко от Куранды в начале 1880-х годов, а также возле Марибы в 1881 году. [ 12 ]
В мае 1886 года была построена железная дорога от Кэрнса до Гербертона , часть рельсов проходила поверх пешеходной дорожки. Джабугайцы были недовольны таким развитием событий и сопротивлялись заселению, пронзая волов и поселенцев. С приходом поселенцев традиционные места охоты и собирательства были захвачены.
Это привело к печально известной резне в Спиве в 1890 году, когда Джон Атертон отомстил Джубагаю, отправив местных солдат отомстить за убийство быка. [ 12 ] Джубагай были отделены от них и вынуждены жить в миссии Мона-Мона , не имея возможности охотиться, ловить рыбу или передвигаться. Их численность резко сократилась на рубеже веков.
К 1896 году в регионе поддерживались кофейные плантации, а джабугай использовались в качестве рабочей силы на фермах.
Многие теперь владеют собственной землей, некоторыми другими поселениями и фермами в этом районе.
17 декабря 2004 года было признано, что в национальном парке Бэррон-Ущелье существует титул коренных жителей Джабугай.
Родное название
[ редактировать ]Все джабугайские народы имеют общее происхождение от предков, которые (а) получили личные имена, которые происходят из джабугайских языков (или диалектов), на которых говорят и почти исключительно принадлежат к ним, и которые (б) передавали из поколения в поколение к поколению, джабугайский язык (или диалекты), джабугайские знания, джабугайская традиция, джабугайское наследие, плюс джабугайское право. [ нужна ссылка ]
В 2004 году Джеффри Спендер , судья Федерального суда анализируя земельные претензии Джабугая с точки зрения австралийского законодательства относительно прав собственности коренных жителей , затронул концепцию булурру и подтвердил, что для них геоморфические особенности местности подтверждают истинность установленных законов. ко времени сна и воспринимаются как осязаемое доказательство существования булурру и тотемических существ в стране Джабугай. Отсюда следует, что физический ландшафт, его «исторические места» и «сказочные воды» в традиции булурру подчеркивают «неотъемлемую связь между местными претендентами, их предками и землей». [ 2 ] [ 13 ]
велся давний спор, Что касается претензий на право собственности на землю, между джабугай и йиррганиджи последний из которых претендовал на право коренных жителей на территорию от Кэрнса до Порт-Дугласа. Столкновение возникло из-за выбора места для культурного парка аборигенов Тьяпукай . Хотя некоторые джабуги хотели, чтобы их претензии были включены в общую претензию, считая их частью народа даджабугай, йиррганиджи настаивали на сохранении своей отдельной идентичности. В конце концов две корпорации, представляющие группы, пришли к компромиссному соглашению. [ 14 ]
Известные люди
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Кэрнс был известен среди народа йидинджи как Гимуй , скользкая синяя смоковница (Ficus albipila), распространенная в этом районе ( Диксон 1991 , стр. 1).
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Днища 1999 года .
- ^ Jump up to: а б ННТТ 2004 .
- ^ Диксон 2011b , с. 424.
- ^ Диксон 2011b , с. 275.
- ^ Диксон 2011a , с. 330.
- ^ Тиндейл 1974 .
- ^ Генри 1998 , с. 153, н.40.
- ^ Паннелл 2009 , с. 376.
- ^ Дно 1999 , с. 4.
- ^ Мортон-Эванс и Мортон-Эванс 2009 , с. 141.
- ^ Коран 2016 .
- ^ Jump up to: а б Стоун 2016 , с. 248.
- ^ ННТТ 2005 .
- ^ Генри 2012 , с. 201.
Источники
[ редактировать ]- Боттомс, Тимоти (1999). Страна Джабугай: история аборигенов тропического Северного Квинсленда . Аллен и Анвин . ISBN 978-1-865-08031-4 .
- Диксон, RMW (1991). Слова нашей страны: истории, географические названия и словарный запас на языке йидини, языке аборигенов Кэрнса, регион Рарраба (PDF) . Университет Квинсленда Пресс . ISBN 978-0-702-22360-0 .
- Диксон, RMW (2011a). В поисках языков аборигенов: воспоминания полевого работника . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-108-02504-1 .
- Диксон, RMW (2011b). Языки Австралии . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-108-01785-5 .
- «Джабугайский народ: Определение титула коренных жителей» (PDF) . Национальный трибунал по титулам коренных жителей . 17 декабря 2004 г.
- «Джабугай против Квинсленда [2004] FCA 1652» . Проект «Соглашения, договоры и урегулирования путем переговоров» (ATNS). 27 мая 2005 г.
- Даффин, Ронда; Брим, Розетта (1993). Мечтаю о Булурру-м: все происходит от Булурру . Кэрнс . ISBN 0-646-09380-0 .
- Генри, Розита (1998). «Протест, формулирование различий: защитники окружающей среды, аборигены и спор о Курандской железной дороге» (PDF) . История аборигенов . 22 : 143–161.
- Генри, Розита (2012). Место выступлений, практика воспоминаний: австралийские аборигены, хиппи и государство . Книги Бергана . ISBN 978-0-857-45509-3 .
- Мортон-Эванс, Кристина; Мортон-Эванс, Майкл (2009). Охотник за цветами: Замечательная жизнь Эллиса Роуэна . Национальная библиотека Австралии . ISBN 978-0-642-27701-5 .
- Паннелл, Сандра (2009). «Культурные ландшафты влажных тропиков» . В Сторке, Найджел; Тертон, Стивен М. (ред.). Жизнь в динамичном тропическом лесном ландшафте . Джон Уайли и сыновья . ISBN 978-1-444-30033-8 .
- Стоун, Деррик (2016). Прогулки, тропы и тропы тропиков Квинсленда . Издательство Csiro . ISBN 978-1-486-30308-3 .
- «История Буда-джи» . Квинслендская железная дорога . 2016.
- Тиндейл, Норман (1974). Аборигенные племена Австралии, Тьяпукай (QLD) . Издательство Австралийского национального университета .