Аяпату
Народ аяпату , также известный как аябадху или аябото , был коренной австралийской группой, жившей на западной стороне полуострова Кейп-Йорк в северном Квинсленде .
Язык
[ редактировать ]Аяпату [ 1 ] по-видимому, был тесно связан с прибрежным языком иньтинка, хотя структурно отличался. [ 2 ] и их можно считать диалектами одного и того же языка. [ 3 ] Этимологически ая означает «язык», тогда как патха может быть родственным гомофонному слову йинтйинка, означающему «есть», параллельно этнониму Вик-Мунгкан (речь ( вик ) + еда ( мунгка ). [ 4 ]
О языке мало что известно. Некоторые списки слов были составлены на основе информации, предоставленной Джорджем Рокки, чьим языком был Умпила , хотя его отец был аяпату. С детства он воспитывался в миссии на реке Локхарт , а затем работал на японских люгерных лодках, ловя беш-де-мер и жемчуг. Японцы обычно относились к своим наемным работникам-аборигенам лучше, чем белые работодатели. Последние информаторы этого языка, как правило, выросли в культуре соседнего племени, и аяпату больше не был их родным языком. Таким образом, так же, как Джордж Рокки в основном говорил на Умпила, Джек Шепард, чья мать была аяпату, сам был членом клана Каантжу . [ 5 ] Последние ораторы вымерли в конце 20 века.
Страна
[ редактировать ]По словам Нормана Тиндейла , земли племени аяпату простирались примерно на 1900 квадратных миль, простираясь от севера Эбагулы до Масгрейва на юге. Их западные границы образовывались истоками рек Коулман и Холройд . На востоке они достигли Большого Водораздельного хребта и Фиалковой долины. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Аяпату были внутренним племенем. [ а ] тесно связаны с прибрежным народом интьинка. Первое упоминание о них в записях поселений встречается в полицейских отчетах XIX века. [ 8 ] в частности, заявления Уильяма Пэрри-Оукдена и сержанта Джорджа Смита из конной местной полиции Масгрейва в 1897 году, оба связаны с жалобами скотоводов на аборигенов, чью землю они оккупировали. [ 9 ] [ 10 ] Дональд Томсон и Урсула МакКоннел интенсивно изучали племена региона, последняя с 1927 по 1934 год, тем не менее, она предоставила мало информации о них, за исключением того, что отметила, что их охотничьи угодья находились в верховьях реки Холройд, что они вступили в брак с Каантжу и держали корробори с этим племенем и вик-мунгканами на месте слияния Хойройда с рекой Претендент. Племя Вик-Мунгкан располагалось к западу от них, Каантжу — к северу, а Коко Тайяри — к юго-западу. [ 11 ] В противном случае они (называемые Аиябото), уменьшенные в результате пасторальной экспансии на свои земли, собирались для подачки на русле реки недалеко от Коэна . [ 12 ] [ 13 ] Глубокое разрушение аяпату, вызванное колониальными экспроприациями, разрушило целостность их племенного мира, и они были рассеяны на остатки, с глубокой потерей своей первоначальной племенной идентичности. В последние годы, посредством этнографической реконструкции, тщательного изучения народных воспоминаний и земельных претензий, потомки аяпату начали возвращать часть своего наследия. [ 14 ]
Общество
[ редактировать ]Аяпату, как и другие племена в этом районе, представляли собой землевладельческие экзогамные кланы, владеющие поместьями, для которых характерен рекрутинг по отцовской линии. Фактическое землепользование определялось ордами , члены которых обычно были связаны с племенами, владевшими этими поместьями. [ 9 ] Терминология родства аяпату была по существу идентична терминологии интьинка . [ 3 ]
Альтернативные названия
[ редактировать ]Это список различных имен, используемых в историко-этнографической литературе для обозначения аяпату:
- Айябаду
- Айябото
- Джабуда
- Руководитель Ай-эбаду
- Аиебаду (с гортанной остановкой)
- Весь Аиебаду
- Кикахиабило [ 6 ]
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Диксон 2002 , с. xxxi.
- ^ Верстраете и Ригсби, 2015 , стр. 15, 17.
- ^ Jump up to: а б Верстраете и Ригсби, 2015 , с. 51.
- ^ Верстраете и Ригсби, 2015 , с. 14.
- ^ Верстраете и Ригсби, 2015 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б Тиндейл 1974 , с. 164.
- ^ Смит 2000 , с. 226.
- ^ Верстраете и Ригсби, 2015 , стр. 17–18.
- ^ Jump up to: а б Смит 2000 , с. 225.
- ^ Верстраете и Ригсби, 2015 , с. 18.
- ^ МакКоннел 1930b , с. 191.
- ^ Верстраете и Ригсби, 2015 , с. 20.
- ^ МакКоннел 1930a , с. 98.
- ^ Смит 2000 , с. 224.
Ссылки
[ редактировать ]- Диксон, Роберт М.В. (2002). Австралийские языки: их природа и развитие . Том. 1. Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-47378-1 .
- МакКоннел, Урсула (апрель 1930 г.). «Племя вик-мункан с полуострова Кейп-Йорк» Океания 1 (1): 97–104. дои : 10.1002/j.1834-4461.1930.tb00005.x . JSTOR 40373036 .
- МакКоннел, Урсула (июль 1930б). «Племя Вик-Мункан. Часть II. Тотемизм». Океания . 1 (2): 181–205. дои : 10.1002/j.1834-4461.1930.tb01644.x . JSTOR 40327320 .
- Смит, Бенджамин Ричард (2000). «Люди аяпату на полуострове Кейп-Йорк: случай возрождения племен?» (PDF) . Исследования аборигенов . 24 : 224–252.
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Аджабата (QLD)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Издательство Австралийского национального университета. ISBN 978-0-708-10741-6 .
- Верстраете, Жан-Кристоф; Ригсби, Брюс (2015). Грамматика и лексика интьинка . Вальтер де Грюйтер . ISBN 978-1-614-51900-3 .