Mamu people
Маму , — коренной австралийский народ проживающий в прибрежной зоне тропических лесов к югу от Кэрнса , в северном Квинсленде. Они образуют одну из 8 групп под общим названием племен дьирбал, остальные — йидинджи , нгаджан , дьирбал , гиррамай , варргамай , варуну и мбабарам . [1]
Язык
[ редактировать ]У Маму был особый тещин язык , называвшийся Дяллуй (Дялнгуй). Хотя джина в обоих языках обычным речевым термином для обозначения «ступни» является , в языке избегания Дюрбала его заменяет Джумбур, тогда как в языке избегания Маму используется винарра . , например, [2]
Страна
[ редактировать ]Они населяли регион от реки Рассел и мыса Купера, к северу от Иннисфейла , на запад до Миллаа Миллаа и Туманных гор и на юг до Норт-Мария-Крик . [3]
Мифология
[ редактировать ]Существует миф о Маму, рассказанный Джорджем Уотсоном, об этиологии смерти. Во Времени Снов было два брата: у старшего из них, Муюнгимбая, было две жены, а у Гиджии ни одной. Муюмгимбай, обдирая деревья для уничтожения личинок ведьмы , заметил одну странную личинок, понюхал ее и понял, что это сперма. У него возникли подозрения, и, вернувшись, он заметил, что у двух его женщин из ног капает сперма. Он пригласил Гиджию на следующий день присоединиться к нему в сборе личинок из гнилого бревна. Муюнгимбай приказал своему брату начать рубить с противоположного от себя конца, а когда они приблизились, рубил Гиджию и вернулся в лагерь, думая, что он мертв. И все же Гиджия вернулся, принес короткую палку дров и, чувствуя себя не в духе, попросил мать приготовить для него еду. Когда принесенный им кусок дерева сгорел, его боли усилились, пока он не умер, когда последнее бревно сгорело. Мать обезглавила его, положила голову в мешок как напоминание о своем умершем сыне, а остальных похоронила. В последующие дни, предвещаемые га-га-га-га, йодируя кукабарру , призрак Гиджии вернулся к матери, жалуясь на запах. Каждый раз мать выдвигала предположение – то ли гнилой грецкий орех, то ли личинки, которые они привезли. Во время третьего визита его мать выглянула из хампы, когда он подошел с жалобами, и наконец сказала ему правду: запах исходил из его собственной головы, и она расцветала перед ним. Он скандировал:
Гугу-галбу, ялияли нюррай гидзиягарру бурунггару марри, юнгул юнгулба, гугу-галбу. ) «Прощайте, вы все пойдете за мной по дороге, которую я прокладываю в страну духов — один за другим, когда придет ваше время».
Он умер, потому что увидел, как его голова отделилась от тела. И, он проложил путь всем тем, кто без исключения с этого времени умрет и станет призраками. [4]
Первым человеком в истории создания Маму был Нгагангуну , который разбил лагерь после того, как пришел с востока, за море, к реке Герберт . Обеспокоенный фурункулом на ноге, он сжал ее, и из него выпрыгнул ребенок, который, как первый человек, также взял имя своего отца, Нгагангуну, что означает «рожденный на бедре». Не имея молока, он кормил ребенка кровью сердец кенгуру и валлаби. Две сестры пришли в лагерь, когда он был на охоте, и покормили ребенка, быстро спрятавшись на дереве, когда услышали возвращение старшего Нгагангуну. Он заставил ребенка сосать кровь из сердца валлаби, но, как только его накормили грудным молоком, его вырвало белым молоком, как сразу заметил Нгагангуну. Возбуждённый, он ползал по окружающему кустарнику с большой эрекцией в поисках виновных женщин. Его могучий пенис заставил младшую сестру разразиться неконтролируемым смехом, обнажая их укрытие. Он стащил их с дерева и попытался совокупиться с обоими, но безуспешно. За ней обнаружил, что тыкаюсь, ничего. [5]
Легенда, которую Маму разделяют с Нгаджанами, касается происхождения озера Эурамоо . [6]
История
[ редактировать ]Раскол между дьирбалами и маму, судя по лингвистическим данным, произошел сравнительно недавно. [7] Когда Маму впервые столкнулись с белыми людьми, они вообразили, что встречаются с перевоплощенными призраками своих предков, и так назвали их (гувуй: «дух умершего человека»). [8] Резня, опиум и такие болезни, как корь, грипп и оспа, опустошили племя.
В конце 1870-х - начале 1880-х годов в регион прибыли европейские огранщики красного кедра и китайцы , искавшие золото. Китайцы часто использовали аборигенов в качестве рабочих и платили им опиумом, что стало одним из ключевых факторов, которые привели к фактическому исчезновению, за исключением нескольких остатков, таких народов тропических лесов, как Маму. [9] Исследователь Кристи Пальмерстон вспоминал, что, выходя из гавани Мурильян в конце 1883 года, он и его слуга-меланазиец столкнулись с «большой толпой» «милых существ», аборигенов Маму, спускавшихся по реке Норт-Джонстон , которые не подозревали о «милых существах». сила сопротивления, которой обладал белый человек». Поэтому он заставил их подвергнуться «обычному испытанию», поскольку рассуждения были им не под силу, и «сверлил их» винтовочным огнем, в то время как его канака врезался в них длинным кустовым ножом, производя «ужасный хаос». [10]
Социальная система
[ редактировать ]Племена Маму включали в себя 5 « орд » или подгрупп: Ваибара, Дулгубарра, Багигабара, Дийибара и Мандубара . [7] [а] Ваибара жили в густо засаженных деревьями глубоких ущельях реки Верхний Джонстон , о чем свидетельствует слово вари (глубокое ущелье). [11] Дулгубарра лежала в густой кустарниковой местности ( дулгу ) южнее, вниз по течению Джонстона. [12] Дийибара жили недалеко от современного города Мурильян . Мандубара жили на реке Южный Джонстон. Дулгубарра, или « Племя казуаров », отличались красно-желтым оперением, украшавшим их головные уборы. [ нужна ссылка ]
Родное название
[ редактировать ]31 октября 2013 года потомки народа Маму претендовали на право собственности на эту территорию, когда Трибунал Федерального суда признал их исключительные права на более чем 75 квадратных километров (29 квадратных миль) земли и неисключительные права примерно на 645 квадратных миль. километров (249 квадратных миль) земли, простирающейся от Курримине до Джого и Миллаа Миллаа. [13]
Несколько слов
[ редактировать ]У Маму есть несколько слов, которые передают целую концепцию, требующую фразы на английском языке всего одним глаголом.
- ваенгу : быть занятым присмотром за детьми. [14]
- нгулбуны : зеленый (древесный) муравей. Считается, что оно обладает той же целебной силой, что и у народа Йидинджи . [15]
Примечания
[ редактировать ]- ^ -barra — словообразовательный суффикс на языке дирбал, обозначающий «человека или вещь, связанную с». ( Диксон 1982 :45)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Диксон 1972 , стр. 337–351.
- ^ Диксон 2011 , с. 144.
- ^ Берег казуаров, 2016 .
- ^ Диксон 2011 , стр. 140–141.
- ^ Диксон 2011 , с. 115.
- ^ Диксон 2011 , стр. 153–154.
- ^ Перейти обратно: а б Диксон 1972 , с. 342.
- ^ Диксон 1972 , стр. 343–344.
- ^ Диксон 1982 , с. 48.
- ^ Эванс 2010 , стр. 14–15.
- ^ Диксон 1982 , с. 44.
- ^ Диксон 1982 , с. 45.
- ^ Парсонс 2013 .
- ^ Диксон 2011 , с. 219.
- ^ Диксон 2011 , с. 300.
Источники
[ редактировать ]- «Карта AIATSIS коренных народов Австралии» . АИАЦИС . 28 июля 2023 г.
- Диксон, RMW (1972). Язык дирбал Северного Квинсленда . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-08510-6 .
- Диксон, RMW (1982). «Проблемы дырбалской диалектологии» . В Джоне А., Андерсоне (ред.). Языковая форма и лингвистические вариации: статьи, посвященные Ангусу Макинтошу . Издательство Джона Бенджамина . стр. 43–74. ISBN 978-9-027-28649-9 .
- Диксон, RMW (2011). В поисках языков аборигенов: воспоминания полевого работника . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-108-02504-1 .
- Эванс, Раймонд (2010). Питерс-Литтл, Фрэнсис; Куртойс, Энн; Докер, Джон (ред.). Страстные истории: миф, память и коренная Австралия . Австралийский национальный университет . стр. 9–38. ISBN 978-1-921-66665-0 .
- «Пригодный для жизни берег казуаров» . Правительство Квинсленда. 2016.
- Парсонс, Лиам (1 ноября 2013 г.). «Старейшины аборигенов празднуют принятие титула коренных жителей недалеко от Иннисфейла на крайнем севере Квинсленда» . Кэрнс Пост .