Мбабарам люди
Мбабагам | |
---|---|
Регионы со значительной численностью населения | |
Австралия | |
Языки | |
Мбабарам (исторически) , английский ( австралийский английский , австралийский английский аборигенов ) | |
Религия | |
Религия и мифология австралийских аборигенов , христианство. | |
Родственные этнические группы | |
Другие народы дирбал , валангама , агвамин , мбара , другие австралийские аборигены. |
Мбабарам или Мбабаам , также (М)Барбарам, [ 1 ] Часто называемые людьми Барбарама , коренные жители Австралии жили в Квинсленде в тропических лесах плато Атертон .
Язык
[ редактировать ]долгое время был окружен тайной Язык мбабарам . То немногое, что было известно о нем, намекало на то, что это мог быть изолированный язык , поскольку он заметно отличался от окружающих языков. В частности, его словарный запас был односложным, что является аномалией среди языков австралийских аборигенов. Эта загадка способствовала появлению гипотезы Барринеана, согласно которой народ Мбабарам рассматривался как затворнический остаток тропических лесов первоначального негрито. [ нужны разъяснения ] население. Тайна была раскрыта, когда, воспользовавшись намеком Кеннета Хейла , Роберт М.В. Диксон обнаружил, что мнимые различия можно объяснить, заметив, что в словах мбабарам отсутствовал начальный слог, присутствующий в соседних языках, и произошли от обычного австралийского языка. язык. [ 2 ] Фонетический принцип, изложенный Хейлом, гласил, что второй слог слова Мбабарам станет o, если исходное слово начинается с буквы g . Таким образом, первоначальное слово гува (запад) в Мбабараме изменилось на wo , что действительно было их словом «запад». Слово «собака» также в Мбабараме — односложное «собака», не заимствованное из английского, а, следуя этому правилу, просто сокращенная версия слова « гудага» , слова для животного в Йидин , которое существует также в Дюрбале , хотя и сокращено до гуда . [ 3 ] Благодаря этому пониманию мбабарам внезапно оказался уже не аномальным, а совершенно регулярным как австралийский язык подсемейства паман . [ а ]
Страна
[ редактировать ]
Традиционная территория народа Мбарабам находится на плоскогорье Атертон , ограничена Куку Яланджи , недалеко от Димбулы на севере, почти до Марибы , народом Дьирбал на востоке и ниже до Ирвинбанка и землями племен Варунгу на юге. Он простирается от территории к западу от Альмадена через Лаппу и на восток до Атертона , простираясь примерно на 1000 квадратных миль (2600 км2). 2 ). [ 1 ] [ 5 ] И Норман Тиндейл, и Роберт Диксон предполагают, что в какой-то период в прошлом мбабарам переселились из тропических лесов или были изгнаны из них на запад, в кустарники . [ 1 ] Ко времени исследований Тиндейла потомки жили на «бесплодных и суровых гранитных грядах». [ 1 ]
История контакта
[ редактировать ]После сообщений о том, что в их районе лежит олово, Уилли Джек и Джон Ньюэлл исследовали этот район и в 1880 году обнаружили платный рудник Prospectors Gully . [ 6 ] Диксон подсчитал, что первоначальное население Мбабарама должно было существовать примерно за 500 лет до того, как в конце 19 века было заселено белое поселение. К тому времени, когда он начал свои полевые исследования в середине 1960-х годов, он обнаружил, что добыча полезных ископаемых и уничтожение их тропических лесов «гарантировали, что племя Мбабарам сократилось... до трех старых усталых мужчин». [ 7 ]
Гипотеза Барринеана
[ редактировать ]В публикации 1941 года Норман Тиндейл вместе с американским антропологом Джозефом Бердселлом опубликовал статью, в которой предполагалось, что проживало 12 племен негрито на прибрежных и тропических лесных территориях вокруг Кэрнса . Идея была развита Бердселлом во время полевых работ в 1937–1938 годах. [ 8 ] Они отличались очень низким ростом, вьющимися волосами и желто-коричневой кожей. [ 9 ] Шесть из них были носителями языка дирбал , такие как джиррбал , гиррамай , гулнгай и джиру в районе Верхний Мюррей / Талли . Из остальных, расположенных дальше на север за Кернсом, двое говорили на разновидностях джабугайского языка , а три говорили на диалектах идина . [ 10 ] [ 9 ] Оставшимся племенем были мбабарам, которых Тиндейл считал убедительным доказательством своей гипотезы, поскольку их язык , насколько сообщалось, существенно отличался от окружающих языков и казался совершенно нетипичным по сравнению со стандартным языком австралийских аборигенов. языки .
Они думали, что смогут выделить 8 характеристик, общих для мбабарам с другими племенами тропических лесов:
- Система патрилинейных фрагментов, основанная на 4 разделах.
- Частичная мумификация умершего
- Умерших не утилизировали сразу, а кремировали только после того, как челюстные кости и черепа были развезены кочевым племенам в течение определенного периода времени.
- Прибегнуть к каннибализму как к пищевому ресурсу
- Развертывание боевых щитов, украшенных украшениями.
- Изготовление одежды из коры
- Изготовление корзин из древесины, собранной с фиговых деревьев, сшитых веревкой, полученной из трости юриста.
- Применение длительного процесса выщелачивания орехов с высоким содержанием алкалоидов и потенциально токсичных, чтобы сделать плоды съедобными. [ 11 ]
В конце XIX века был выдвинут тригибридный тезис, напоминающий ранние идеи о предполагаемых чистых расовых типах. [ 8 ] который утверждал, что Австралия была заселена тремя последовательными волнами народов. Предположительно, это были остатки гипотетической первой волны людей, прибывших в Австралию, которые затем были оттеснены дальнейшей иммиграцией, последовательно предпринятой двумя разными народами, обладавшими превосходными охотничьими технологиями. Аргумент Тиндейла-Бердселла возродил эту модель. Бердселл, в частности, утверждал, что предполагаемый тип негритосов, выживший в тропических лесах северного Квинсленда, следует считать барринианцами . Он связал их с андаманцами , утверждая, что они были «пигмейской» группой, которая была остатком волны, иначе представленной «вымершими» аборигенами Тасмании . волны светлокожих муррайцев, связанных с айнами Они отступили в тропический лес, когда через них прошли . Третьей группой были карпентарии, темноволосый народ с выраженными надбровными дугами, который, как считалось, принадлежал к древним индейским племенам. [ 12 ]
Теория Бердселла получила широкое распространение, когда Нормана Тиндейла сборник рассказов «Первая прогулка » (1954), соавтором которого выступил Х.А. Линдсей , стал бестселлером. Этому не было никаких веских доказательств, ни археологических, ни антропометрических , и, как говорили, оно вышло из моды. Роберт М.В. Диксон , который с 1960-х годов записывал языки жителей тропических лесов северного Квинсленда, не исключал эту идею. Слухи о том, что мбабарамы — физически маленький народ, говорящий на языке, совершенно отличном от языка своих соседей, давали некоторую вероятность того, что в этой гипотезе есть доля истины. [ 13 ] В конце концов Диксон пришел к выводу, что нельзя показать, что теория Бердселла коррелирует с лингвистическими параметрами. [ 2 ]
В 2002 году оно было возрождено, когда Кейт Виндшуттл и Том Гиттин обвинили современных ученых в Австралии в сокрытии доказательств, отчасти для того, чтобы удовлетворить чувства обеспокоенных активистов-аборигенов (по их мнению [ нужна проверка ] ) идеей о том, что, учитывая последовательные волны «вторжений», их претензии на титул коренных жителей могут пострадать от иерархии претензий, согласно которой племена произошли от какого гипотетического предка из трех. [ 14 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Двое старейшин, Альберт Беннетт и Алик Чок, смогли предоставить исследователям основные черты языка мбабарам своих матерей в начале и конце 1970-х годов, снабдив Роберта Диксона, Роберта Лейтона и Джеффа Арчера 300 словами и основами грамматики. Работа Диксона с Беннеттом позволила ему разгадать его структуру и связь с другими языками дирбал. [ 15 ]
Несколько слов
[ редактировать ]- собака , что означает «собака», но этимологически не связано с английским словом.
- гунгдг (кукабарра)
- yúрыба [ 16 ]
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Тиндейл 1974 , с. 165.
- ^ Jump up to: а б Диксон 1980 , с. 262.
- ^ Диксон 2011 , с. 129.
- ^ Диксон 2011 , с. 146.
- ^ Диксон 2011 , с. 334.
- ^ Свободный 1982 , стр. 90–92.
- ^ Диксон 2011 , с. 130.
- ^ Jump up to: а б Боудлер 2014 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б Диксон 1977 , с. 15.
- ^ Диксон 2011 , с. 42.
- ^ Паннелл 2009 , с. 63.
- ^ МакНивен и Рассел 2005 , стр. 121–124.
- ^ Диксон 1997 , с. 89.
- ^ МакНивен и Рассел 2005 , с. 91.
- ^ Диксон 2010 , с. 88.
- ^ Диксон 1972 , с. 348.
Источники
[ редактировать ]- Боудлер, Сандра (2014). « «Грохот костей»: меняющийся вклад австралийских археологических данных в представления об эволюции человека» . В Деннелле, Робин ; Порр, Мартин (ред.). Южная Азия, Австралия и поиски происхождения человека . Издательство Кембриджского университета . стр. 21–32. ISBN 978-1-107-01785-6 .
- Диксон, RMW (1972). Язык дирбал Северного Квинсленда . Издательство Кембриджского университета . п. 348 . ISBN 978-0-521-08510-6 .
- Диксон, RMW (1977). Грамматика Йидина . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-21462-9 .
- Диксон, RMW (1980). Языки Австралии . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-29450-8 .
- Диксон, RMW (1997). Взлет и падение языков . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-62654-5 .
- Диксон, RMW (2010). Я лингвист . БРИЛЛ . ISBN 978-9-004-19235-5 .
- Диксон, RMW (2011). В поисках языков аборигенов: воспоминания полевого работника . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-108-02504-1 .
- Лоос, Ноэль (1982). Вторжение и сопротивление: отношения аборигенов и европейцев на границе Северного Квинсленда, 1861-1897 гг . Издательство Австралийского национального университета . ISBN 978-0-708-11521-3 .
- Лумгольц, Карл (1889). Среди каннибалов: отчет о четырехлетних путешествиях по Австралии и лагерной жизни с аборигенами Квинсленда . Сыновья Чарльза Скрибнера .
- МакНивен, Ян Дж.; Рассел, Линетт (2005). Присвоенное прошлое: коренные народы и колониальная культура археологии . Роуман Альтамира . ISBN 978-0-759-10907-0 .
- Паннелл, Сандра (2009). «Аборигенные культуры во влажных тропиках» . В Сторке, Найджел; Тертон, Стивен М. (ред.). Жизнь в динамичном тропическом лесном ландшафте . Джон Уайли и сыновья . стр. 59–69. ISBN 978-1-444-30033-8 .
- Рот, Уолтер Э. (1897). Этнологические исследования среди аборигенов северо-запада и центральной части Квинсленда . Брисбен: Э. Грегори, правительственный типограф.
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Издательство Австралийского национального университета . ISBN 978-0-708-10741-6 .