Нунукул
Нунукул народа, один из , также пишется Нунуккаль и известен также как Мунджан — абориген австралийского трёх народов Квандамука , которые традиционно жили на Минджеррибе , в районе залива Мортон и в материковых регионах Брисбена. [ 1 ]
Язык
[ редактировать ]Нунукул говорил на мунджане (также известном как нунукан), разновидности ягера , которая имела близкое родство с диалектами туррбала и джандаи. [ 2 ] хотя некоторые предпочитают использовать Janday как общий термин для этого кластера диалектов. В отличие от других диалектов, здесь использовался мунджан. [ 3 ] вместо стандартного диалектного слова джандай, обозначающего понятие «нет», [ 4 ] и это было признаком их племенного различия.
Социальные группы
[ редактировать ]На острове Норт-Страдброк и на материке напротив существовало 2 или, возможно, 3 клановые подразделения Квандамука: Нунукул, Гоенпул Кубинпул. Стил предполагает, что Гоэнпул и Кубинпул могут быть одним и тем же кланом, о чем свидетельствует сходство названий.
История
[ редактировать ]В ранний период контактов с европейцами Нунукул принимал потерпевших кораблекрушение и бегущих каторжников, таких как резчики кедра Томас Памфлетт, Ричард Парсонс и Джон Финнеган, которые в 1823 году прожили среди них около 230 дней, Нинги-Нинги. [ а ] и Нгуги . [ 5 ] [ 6 ] Судя по всему, местные жители верили, что белокожие люди — это духи их предков, вернувшиеся в свои дома. Этих духов называли дуггай на острове Стрэдброк, тарган на острове Мортон и могви на побережье напротив. [ 7 ]
Британцы создали пилотируемую лоцманскую станцию на своей территории в 1825 году. Первоначально они продолжали проявлять гостеприимство к пришельцам, но постепенно отношения испортились из-за трений, возникших из-за владения женщинами из числа коренного населения, некоторые из которых, согласно традициям устной истории Нунукула, подверглись похищению. . 10 июля 1831 года воины Нунукула в Данвиче убили осужденного Джеймса Вуда в отместку за «ранения, нанесенные европейцам». Примерно в это же время они также убили солдата, дислоцированного в Амити-Пойнт. [ 8 ] Где-то в 1832 году Нунункул ранил капрала Роберта Кейна, рядового Уильяма Райта и третьего человека, Томаса Кинчеллу. Отряды солдат были отправлены, чтобы вершить суммарное правосудие над встретившимися островитянами. Уильям Рирдон, заключенный, хранитель хижины, известный нунукулам под прозвищем Чурунг , как говорят, заманил старейшину племени на рыбалку и, как только команда убила его, отрубил ему голову. 25 ноября того же года Рирдон был застигнут врасплох возле своей хижины в Пиррнн-Пиррнн-Па (небольшом песчаном холме), запутался в буксирах (рыболовных сетях) и был забит до смерти вади . [ 9 ]
В 1837 году высокий (6 футов 2 дюйма) 17-летний Нунукул, впоследствии названный Тоггери, и лосось или подросток-посвященный по имени Пирмаджон укрылись на шхуне капитана Ф. Файана, когда она покидала Амити-Пойнт, направляясь в Сидней. [ 10 ] По прибытии туда его провозгласили вторым Беннелонгом и наградили военной формой, изобилующей шпорами. Сам Файан заказал для своего безбилетного пассажира из Нунукула медный полумесяц с выгравированными изображениями кенгуру и эмум, а также именем Тоггери. [ б ] В экспедиции по поимке беглых преступников, которую возглавил главный констебль Макинтош, он был ранен при приземлении, а двое его людей, Чарльз Холдсворт и Джеймс О'Риган, были схвачены. Их тела были обнаружены 20 декабря 1832 года. Вскоре после этого несколько туземцев были убиты и ранены в ходе столкновения. Подсчитано, что в результате обострения боевых действий между островитянами и британскими воинскими частями за период с июля 1831 по декабрь 1832 года погибло или было ранено около тридцати-сорока Нгуги и Нунукала. [ 11 ]
В марте 1835 года китобойное судно «Элизабет» бросило якорь в Эмити, и во время пребывания моряков «Нунукул» заразились венерической болезнью. Болезнь быстро стала бичом для них и племен залива Мортон, что привело к быстрому сокращению их численности. [ 12 ]
Как один из народов Квандамука, нунукулы были частью союза, в котором они и их союзники-Турболлы соперничали с блоками Далла , Нинги-Нинги, Джиндубари и Губби-Губби . [ 13 ] Нунукул, Бобби Винтер, сыграл вместе с бывшим заключенным Юджином Дусеттом, который поселился среди нунукулов в Эмити-Пойнт, Квинсленд. Эмити-Пойнт сыграл ключевую роль в поимке лидера партизан Далла-Джиндубари Дундалли брата , Оумулли в 1848 году. [ 14 ]
Рыбалка
[ редактировать ]JKE Fairholme наблюдал за жителями Эмити-Пойнт, когда они заручились помощью дельфинов. [ с ] поймать кефаль :-
«Рядом с заброшенной лоцманской станцией в Эмити-Пойнт в теплое время года постоянно можно встретить некоторых туземцев, ловящих кефаль, очень мелкую рыбу размером со скумбрию. В этом преследовании им чудесным образом помогают морские свиньи. Кажется, что с незапамятных времен между черными и морскими свиньями существовало своего рода соглашение ради взаимной выгоды, и первые притворялись, что знают всех морских свиней в этом месте, и даже имели для них имена. Пляж здесь состоит из отлогого песка, а у берега расположены небольшие песчаные холмики, на которых сидят негры, подкарауливая появление косяка кефали. Их сети, которые используются вручную и натянуты на каркасе шириной около 4 футов, готовы к использованию на пляже. Увидев мель, несколько человек бегут вниз и производят своеобразный плеск копьями в воде. Действительно ли морские свиньи воспринимают это как сигнал или думают, что это рыба, определить трудно, но результат всегда один и тот же; они тотчас же подходят к берегу, гоня перед собой кефаль. Когда они приближаются к краю, несколько чернокожих с копьями и сетями быстро расходятся вправо и влево и бросаются в воду. Поскольку морские свиньи находятся за пределами косяка, большое количество рыбы фиксируется до того, как они успевают оторваться. В сцене очевидного замешательства черные и морские свиньи плещутся рядом друг с другом. Последние настолько бесстрашны, что незнакомцам, выражавшим сомнение в их прирученности, часто показывали, что они выхватывают рыбу с конца копья, если его поднести к ним. Со своей стороны, я не могу сомневаться в том, что это понимание реально и что туземцы знают этих морских свиней и что странные морские свиньи не выкажут так мало страха перед туземцами. Старейшие мужчины племени говорят, что такая рыбная ловля велась всегда, сколько они себя помнит. В заливе много морских свиней, но ни в какой другой части туземцы не ловят рыбу с их помощью». [ 15 ]
В интервью Fairholme местные жители заявили, что сотрудничество между дельфинами и ими продолжалось с тех пор, как кто-либо помнит. Поскольку остров был заселен уже более 50 000 лет, было высказано предположение, что рассказ Фэрхолма может быть «устной историей, связывающей самые древние взаимодействия человека и китообразных с положительным результатом для обоих». [ 16 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Карл Амон , австралийский футболист правил [ 17 ]
- Лиэнн Инок , смешанного происхождения нунукулов и нгуги. Первая женщина из числа коренного населения, избранная в парламент. [ 18 ]
- Уджеру Нунуккал , также известная как Кэт Уокер, была коренной австралийской писательницей, поэтессой и активисткой.
- Байзам Нунукул, также известный как Деннис Уокер . [ 19 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Источники отождествляют «Нингининги» либо с Джагера / Туррбал, либо с Унданби .
- ^ Рыбак из Виннума нашел реликвию во время прогулки по песчаным холмам острова Мортон в 1940 году ( Эванс 1992 , стр. 7–8).
- ↑ В тексте есть морские свиньи, но это типичная путаница девятнадцатого века, и ее следует исправить на дельфинов. ( Нил 2002 , стр. 5)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Тиндейл 1974 , с. 184.
- ^ Диксон 2002 , с. xxxiv.
- ^ Тиндейл 1974 .
- ^ Стил 2015 .
- ^ Эванс 1999 , с. 51.
- ^ Стил 1970 , стр. 3–14.
- ^ Эванс 2007 , с. 32.
- ^ Эванс 1992 , с. 19.
- ^ Эванс 1992 , стр. 20–21.
- ^ Эванс 1999 , стр. 49–50.
- ^ Эванс 1992 , с. 21.
- ^ Эванс 1992 , с. 23.
- ^ Коннорс 2009 , стр. 719–720.
- ^ Коннорс 2006 , с. 5.
- ^ Фэрхолм 1856 , с. 354.
- ^ Аллен 2014 , с. 34.
- ^ Ди Пьертро 2022 .
- ^ Сестра 2015 .
- ^ Уотсон 2014 , с. 34.
Источники
[ редактировать ]- Аллен, Саймон Дж. (2014). «От эксплуатации к обожанию: исторический и современный контекст взаимодействия человека и китообразных» . В Хайэме, Джеймс; Бейдер, Ларс; Уильямс, Роб (ред.). Наблюдение за китами: устойчивый туризм и экологический менеджмент . Издательство Кембриджского университета . стр. 31–46. ISBN 978-0-521-19597-3 .
- Коннорс, Либби (2006). «Традиционное право и сопротивление коренных народов в заливе Мортон, 1842–1855 гг., Часть II» (PDF) . Закон и история Австралии и Новой Зеландии : 1–13.
- Коннорс, Либби (2009). «Повешение: драма с заложниками и несколько убийств: почему суверенитет 1859 года проблематичен». Журнал истории Квинсленда . 20 (12): 716–727.
- Ди Пьертро, Кав (26 мая 2022 г.). «Путь Амона к раскрытию истории своей семьи» . Ассоциация игроков АФЛ .
- Диксон, Роберт М.В. (2002). Австралийские языки: их природа и развитие . Том. 1. Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-47378-1 .
- Эванс, Раймонд (1992). «Могви берут ми-ан-джин: расовые отношения и исправительное поселение в Мортон-Бей, 1824–42» . В Фишере, Роде (ред.). Брисбен: присутствие аборигенов, 1824–1860 гг . Документы Брисбенской исторической группы. стр. 7–30.
- Эванс, Раймонд (1999). Борьба слов: писать о расе . Университет Квинсленда Пресс . ISBN 978-0-702-23109-4 .
- Эванс, Раймонд (2007). История Квинсленда . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-87692-6 .
- Фэрхолм, JKE (1856 г.). «Негры из залива Мортон и морские свиньи» . Труды Лондонского зоологического общества . 24 : 353–354.
- Нил, Дэвид Т. (2002). «Совместное рыболовное взаимодействие между австралийскими аборигенами и дельфинами в восточной Австралии». Антрозоос . 15 (1): 3–18. дои : 10.2752/089279302786992694 . S2CID 144814874 .
- Стил, Дж. Г. (1970). Брошюра, Юниак и Филд (PDF) . Квинслендское наследие. стр. 3–14.
- Стил, Джон Гладстон (2015). Пути аборигенов: в юго-восточном Квинсленде и на реке Ричмонд . Университет Квинсленда Пресс . ISBN 978-0-702-25742-1 .
- Тиндейл, Норман (1974). Нунукул (Квинсленд) . Южно-Австралийский музей.
- Туахин, Мишель (2 февраля 2015 г.). «Женщина Нунукул-Нуги становится первой женщиной из числа коренного населения в парламенте Квинса» . Национальная радиослужба коренных народов .
- Уотсон, Ирен (2014). Аборигены, колониализм и международное право: сырое право (2-е изд.). Рутледж . ISBN 978-1-317-93837-8 .