Китобойный промысел в Австралии

Китобойный промысел в австралийских водах начался в 1791 году, когда пять из 11 кораблей Третьего флота высадили своих пассажиров и грузы в Сиднейской бухте , а затем покинули Порт-Джексон, чтобы заняться китобойным промыслом и охотой на тюленей у берегов Австралии и Новой Зеландии . [ 1 ] Двумя основными видами, на которые в первые годы охотились такие суда, были гладкие киты и кашалоты . горбатые , гренландские и другие виды китов. Позже были пойманы [ 2 ]
К 1850 году китобойный промысел стал крупной морской отраслью в Австралии, обеспечивая работой сотни кораблей и тысячи людей, а также экспортируя продукцию на сумму 4,2 миллиона фунтов стерлингов. [ 3 ]
Современный китобойный промысел с использованием гарпунных ружей и ловцов с железным корпусом велся в двадцатом веке с береговых станций в Западной Австралии, Новом Южном Уэльсе и Квинсленде. [ 4 ]
Правительственное расследование деятельности этой отрасли в 1978 году привело к запрету китобойного промысла в Австралии и принятию обязательств по защите китов . Наблюдение за китами теперь само по себе является важной туристической отраслью.
Аборигены, киты и китобойный промысел
[ редактировать ]
Киты играли важную роль в жизни прибрежных аборигенов доколониальной Австралии . Они были тотемным животным у некоторых кланов Западной Австралии. [ 5 ] Их изображение на наскальных рисунках в Новом Южном Уэльсе указывает на то, что киты также имели значение в восточной Австралии. [ 6 ] Четыре или пять наскальных гравюр аборигенов недалеко от Сиднея были идентифицированы как изображения пиршеств китов. [ 7 ] Выброшенные на берег киты или дрейфующие киты, погибшие в море и выброшенные на берег, время от времени служили источником пищи для прибрежных аборигенов. Запах разлагающегося кита привлечет первых прибывших, и соседним группам будут отправлены сообщения с просьбой прийти на банкет. [ 8 ]
Нет никаких записей о традиционной охоте на китов с помощью хрупких каноэ из коры или выдолбленных бревен, используемых в качестве рыболовных судов. Однако утверждалось, что некоторые из них имели возможность охотиться на них другими способами, например, при охоте на дельфинов . Считалось, что клан Кондоли в Южной Австралии мог «петь» китов на берегу в надежде, что они сами выброшутся на берег. [ 9 ] Согласно историям, рассказанным в Музее косаток Идена , аборигены Туфолд-Бей в Новом Южном Уэльсе каким-то образом объединились с косатками, чтобы выгнать китов на берег. Что можно сказать с уверенностью, так это то, что обнаружение мертвого кита стало большим событием для жителей побережья. Одна такая группа была встречена с китом на пляже в Порт-Джексоне 7 сентября 1790 года.
7-го числа капитан Непин из корпуса Нового Южного Уэльса и г-н Уайт сопровождали [ sic ? ] маленького Нанбари и группы мужчин, отправился на лодке в бухту Мэнли, намереваясь высадиться там и дойти до Брокен-Бэй. Подойдя к берегу, мы увидели мертвого кита, находящегося в самом отвратительном состоянии разложения, лежащего на берегу, и по меньшей мере двести индейцев окружили его, жаря мясо на разных кострах и пируя им с самыми экстравагантными признаками жадности и жадности. восторг... когда его спросили о причине их нынешней встречи, Бенелон [т. е. Беннелонг ] указал на кита, который вонял неумеренно, а Колби подал знак, что среди них принято есть до тех пор, пока желудок был настолько перегружен, что вызывал тошноту. [ 10 ]
Кости китов также ценились для определенных целей. Кости ушей извлекали для изготовления сосудов для питья, а ребра иногда использовали в качестве каркасов для гунях или хижин. [ 11 ]
Европейцы знали, что киты можно встретить у берегов Австралии, по крайней мере, с 1699 года. Именно тогда британский морской исследователь, натуралист и пират Уильям Дампир (1652-1715) проплыл вдоль побережья Западной Австралии. Там, сообщил он, «море изобилует самыми большими китами, которых я когда-либо видел». [ 12 ]
Китобойные станции, созданные на побережье колонистами в девятнадцатом веке, привлекали племенных аборигенов, которые разбивали лагерь неподалеку и пировали выброшенными тушами китов после того, как жир был удален. Некоторые мужчины-аборигены служили на лодках на китобойных станциях в качестве тянущих рук или на наблюдательных постах, где их острое зрение позволяло им видеть приближающихся китов без помощи подзорной трубы. Некоторые служили на пелагических или глубоководных китобойных судах, работающих в Сиднее и Хобарте. [ 13 ]
Ранние визиты китобоев
[ редактировать ]
Британские китобои и охотники на тюленей начали заходить в Сидней вскоре после того, как в 1788 году началось европейское заселение. Некоторые из них были зафрахтованы в качестве транспортных средств для заключенных или судов для хранения, и после высадки их пассажиров и грузов они начали китобойный промысел или перевозки тюленей из Порт-Джексона. Первым, кто вернулся в Сидней после отлова китов у побережья, был капитан Томас Мелвилл, командовавший судном «Британия», принадлежавшим компании Samuel Enderby & Sons . В ознаменование этого события губернатор Артур Филлип вручил капитану Мелвиллу Серебряный кубок, на котором позже было написано:
Подарок Его Превосходительства Артура Филлипса [так в оригинале], эсквайра, генерал-капитана и главного губернатора территории Его Величества Новый Южный Уэльс и его зависимых территорий Томасу Мелвиллу, командующему «Британии», за убийство спермацетового кита. 26 октября 1791 года. Это первый в своем роде корабль, захваченный на этом побережье с момента основания колонии. [ 14 ]

Охота на кашалота может оказаться прибыльным занятием. Британия вернулась в Великобританию в 1793 году со 118 бочками кашалотового жира и 1900 тюленьими шкурами . [ 15 ] Другими китобоями Третьего флота, вернувшимися в Великобританию в 1793 году, были Уильям и Энн (капитан Эбер Бункер) с 68 тоннами кашалотового жира и 8468 тюленьими шкурами, Мэри Энн (Марк Манро) с 25 тоннами масла и 1900 тюленьими шкурами и Саламандер ( Джон Никол) со 117 бочками нефти и 6100 тюленьими шкурами. [ 16 ] Британия была в Даски-Саунд на Южном острове Новой Зеландии, где могли быть унесены некоторые или все шкуры тюленей. [ 17 ] Еще один китобой Третьего флота, «Матильда» (Мэттью Уэзерхед), погиб в море. [ 16 ] Еще один британский китобойный промысел был зарегистрирован у Новой Голландии (Австралия) между 1791 и 1793 годами. Это была Канада (капитан Александр Мюрхед), которая вернулась в Великобританию в 1793 году с 15 тоннами кашалотового жира, 6 тоннами китового жира и 7000 тюленьих шкур. [ 18 ]

Ограничением для отрасли в первые годы были Законы о судоходстве и монополии Короны, предоставлявшие исключительные права на всю коммерческую морскую деятельность в регионе британским судам Компании Южных морей и Ост-Индской компании или судам, имевшим лицензии этих компаний. компании. Эти ограничения были постепенно сняты поэтапно и позволили британским судам заниматься китами, тюленями, торговлей мехом или заниматься другими формами торговли в Тихом океане без лицензии. [ 19 ]
Взятие генеральных грузов в обратный рейс позволило китобоям пополнить свой доход. Ведущий лондонский владелец китобойных судов Сэмюэл Эндерби подтвердил в письме сэру Джозефу Бэнксу в 1801 году, что для владельцев китобойных судов было большим преимуществом доставлять грузы или пассажиров в Новый Южный Уэльс. [ 20 ] Его судно «Спиди» вернулось в Лондон из Нового Южного Уэльса в 1801 году с нефтью на сумму 13 600 фунтов стерлингов, которая, по словам Эндерби, была самым ценным грузом, привезенным до сих пор. [ 21 ]
Китобойный промысел
[ редактировать ]Китобойный промысел включал отлов китов в защищенных бухтах на побережье Австралии и Новой Зеландии, куда они приходили для размножения в зимние месяцы. Эта отрасль хорошо соответствовала ограниченным финансовым ресурсам первых колонистов. Береговую китобойную станцию можно было бы создать, имея всего лишь несколько лодок, ловушек и деревянных бочек для хранения нефти. [ 22 ] Мужчины обычно не получали фиксированную заработную плату, но, как и пелагические китобои, им платили долю от стоимости улова, известную как «прокладка». [ 23 ]

Вскоре после того, как первые колонисты прибыли на Тасманию в 1803 году и основали Хобарт во главе устья Дервента , они обнаружили, что устье является местом размножения южного кита. Китобойный промысел колонистов начался в Дервенте в 1805 году. [ 24 ] В течение следующих четырех десятилетий на Тасмании действовало не менее 45 китобойных станций. [ 25 ]
Первая китобойная станция на материковой части Австралии была основана капитаном Томасом Рейном (1793–1860) в заливе Туфолд на юге Нового Южного Уэльса в 1828 году. [ 26 ] велся . К 1833 году китобойный промысел в Портленд-Бей , штат Виктория, [ 27 ] в Энкаунтер-Бэй , Южная Австралия, 1834 год. [ 28 ] и в заливе Сомнительного острова в Западной Австралии к 1836 году. [ 29 ] а также во многих других местах. Австралийские китобои также отправлялись в Новую Зеландию и действовали в Клауди-Бэй и на полуострове Бэнкс (1835 г.) на Южном острове. [ 30 ]
Команды китобоев высаживались на небольшие суда (обычно шхуны) для создания временных поселений в зимние месяцы. Эти суда обычно возвращались за людьми и полными бочками с маслом в конце сезона. Некоторые из этих судов обеспечения оставались в море, служа общежитием и складом для операции. Пелагические (глубоководные) китобойные суда время от времени заходили, чтобы конкурировать с береговыми китобойными судами, особенно ближе к концу круиза, когда они пытались наполнить свои бочки с нефтью перед возвращением в порт. Некоторые из этих китобойных станций, например, в Портленд-Бей и Туфолд-Бэй, стали предшественниками постоянных поселений, пионеров-поселенцев, сочетающих китобойный промысел с пастушеской деятельностью. [ 31 ]
Австралийские китобойные суда
[ редактировать ]Принадлежащие Австралии китобойные суда впервые вышли из Сиднея в 1805 году. 185-тонное судно «Кинг Джордж» (капитан Джордж Муди), принадлежавшее Генри Кейблу и Джеймсу Андервуду , вышло из Порт-Джексона в июне и «ловило» южных китов в устье Дервента. в Тасмании к июлю 1805 года. [ 32 ] Первым кашалотом был 224-тонный корабль «Арго» (капитан Джон Бейдер), принадлежавший Джону Макартуру (пионеру шерсти) через его лондонских агентов «Hullets & Co» и отправившийся из Сиднея в сентябре 1805 года. [ 33 ] Суда, принадлежавшие или базирующиеся в Австралии, в девятнадцатом веке совершили более 1500 китобойных рейсов из колониальных портов. [ 34 ] Сидней и Хобарт были двумя основными китобойными портами.

Китобойные суда иногда нанимались для перевозки людей и грузов между поселениями или для создания новых колоний. « Альбион » (362 тонны) прибыл в бухту Рисдон 8 сентября 1803 года с поселенцами, основавшими Хобарт . [ 35 ] Судно «Амити» (192 тонны) высадило первых белых поселенцев в Западной Австралии в 1826 году. [ 36 ] Остров Лорд-Хау был заселен колонистами, высадившимися с сиднейского китобойного судна «Кэролайн» (192 тонны) в 1834 году. [ 37 ]

Большие экипажи таких судов, необходимые для укомплектования вельботов, означали, что этот промысел был основным работодателем для морской рабочей силы. К 1837 году на сорока двух китобоях, базировавшихся в Сиднее, работало около 1300 человек. [ 38 ] Большинство из них были моряками британского происхождения, но с годами к флоту присоединилось все большее число моряков австралийского происхождения.
Китобойный промысел был сложным бизнесом, в котором рождались способные и разносторонние люди, некоторые из которых добились выдающихся результатов в других областях. Трое будущих парламентариев и лорд-мэр Сиднея служили на австралийских китобоях, как и другие, которые позже стали важными торговцами. [ 39 ] Китобойный промысел также внес вклад в литературу XIX века: Генри Кендалл и Герман Мелвилл в молодости служили на сиднейских китобоях и позже написали об этом опыте: [ 39 ] Кендалл как поэт и Мелвилл в «Омоо» (1847), хотя он более известен как автор «Моби Дика» (1851).

Многие ведущие предприниматели владели китобойными судами. Джон Макартур , Роберт Кэмпбелл , Бенджамин Бойд и Роберт Таунс в Сиднее, а также Александр МакГрегор, Уильям Кроутер , Аскин Моррисон и Александр Имлей в Хобарте были выдающимися предпринимателями, которые диверсифицировали свои деловые интересы, владея китобойными судами. [ 40 ] Другие принимали в этом участие косвенно, снабжая такие суда продовольствием, оборудованием и оказывая портовые услуги.
Китовый жир и усатый ус (китовый ус), добытые заливными китобоями, а также жир кашалота, добытый пелагическими китобоями, были одними из первых экспортных товаров Австралии. [ 41 ] Тюлений и китобойный промысел внесли больший вклад в колониальную экономику, чем производство земли, до 1830-х годов, когда рыболовство уступило место производству шерсти. [ 42 ]

Китобойный промысел был важным коммерческим предприятием в колониальной Австралии, обеспечив экспорт товаров на сумму 3,3 миллиона фунтов стерлингов в период с 1831 по 1845 год. [ 43 ] Торговля достигла пика с точки зрения количества задействованных судов и стоимости китобойного экспорта в 1830-х годах, прежде чем она столкнулась с рядом неудач. [ 44 ] К ним относятся снижение продуктивности из-за истощения запасов китов, начало крупной экономической депрессии в 1840 году, серия золотых лихорадок на материковой Австралии, начавшаяся в 1851 году, открытие того, что минеральное масло можно превращать в нефть, использование которой заменило китов. нефть в качестве топлива для ламп и осознание того, что инвестиции в производство тонкой шерсти могут принести большую и более надежную прибыль . [ 45 ]
Современный китобойный промысел
[ редактировать ]Современный китобойный промысел с использованием паровых судов и носовых гарпунных ружей со взрывными головками, развитый во второй половине девятнадцатого века, позволил охотиться на более крупные и быстроплавающие виды. Позднее появление заводских судов с кормовой аппарелью позволило перетаскивать пойманных китов на палубу и обрабатывать их с большей скоростью и безопасностью. К концу девятнадцатого века Норвегия была ведущей китобойной страной, и внедрение современного китобойного промысла в Австралии, как и везде, было связано с норвежскими предпринимателями, кораблями и моряками.
Норвежский бизнесмен Хенрик Йохан Булл жил в Австралии в 1890-х годах, когда ему пришла в голову идея использовать Мельбурн в качестве базы для китобойного промысла в Антарктике. [ 46 ] Не сумев заинтересовать местных инвесторов, он вернулся в Норвегию и обратился к Свену Фойну (1809–1894), которого обычно считают основателем современного китобойного промысла. Приобретено тюленевое судно «Кап Нор » водоизмещением 346 тонн, модернизирован вспомогательный двигатель и приспособлено для китобойного промысла. Переименованное в «Антарктику» , судно покинуло Норвегию 20 сентября 1893 года и после запечатывания на острове Кергелен по пути прибыло в Мельбурн 24 февраля 1894 года. «Антарктика» покинула Мельбурн в апреле 1894 года и ненадолго совершила круиз у Тасмании, а затем направилась к островам Окленд и острову Кэмпбелл, вернувшись в Антарктику. Мельбурн пять месяцев спустя. [ 47 ]
Норвежские фирмы основали береговые китобойные станции в Западной Австралии в заливе Френчменс возле Олбани в 1912 году и в Пойнт-Клоутс в 1913 году. [ 48 ] В 1949 году Австралийская китобойная комиссия основала еще одну китобойную станцию в Западной Австралии в Карнарвоне. [ 49 ]

Норвежские плавучие суда и ловцы, курсирующие в Антарктику и обратно, заходили в Хобарт за провизией, людьми и ремонтом. [ 50 ] Они также пытались вести китобойный промысел у берегов Тасмании. Судно-фабрика достигло Тасмании в январе 1912 года и вывезло у побережья 1599 баррелей нефти. [ 51 ] Другой корабль-фабрика взял всего 480 баррелей нефти у берегов Австралии, но нашел единственный кусок амбры весом 1003 фунта, самый большой из когда-либо зарегистрированных до того времени, который был продан в Лондоне за 23 000 фунтов стерлингов. [ 52 ]
К 1956 году в Австралии действовало шесть китобойных станций. [ 49 ] Три из них находились в Западной Австралии, в заливе Френчменс, Пойнт-Клоутс и Карнарвоне. Один находился в Тангалуме в Квинсленде, а другой — в Байрон-Бей в Новом Южном Уэльсе. Шестой был на острове Норфолк. Чрезмерный вылов рыбы привел к исчезновению популяции горбатых китов к 1962 году и смещению внимания на кашалотов. [ 53 ]
Из-за чрезмерного вылова рыбы некоторые китобойные станции были закрыты до того, как был введен правительственный запрет на эту отрасль. китобойной станции в Тангалуме, Квинсленд , на острове Мортон Только на , в период с 1952 по 1962 год было добыто и обработано 6277 горбатых китов , что способствовало исчезновению популяции горбатых китов в восточной Австралии и привело к закрытию китобойных станций в Тангалуме, Байрон-Бей и на острове Норфолк в 1962 году. . [ 54 ]
В Австралии существует ряд учреждений наследия, связанных с китобойным промыслом. К ним относятся Музей косаток Иден на юге Нового Южного Уэльса и китобойная станция Чейн-Бич (ныне известная как Историческая китобойная станция Олбани) в Западной Австралии. [ 55 ] [ 56 ] Самая большая коллекция журналов австралийских китобойных судов хранится в коллекции WL Crowther в Государственной библиотеке Тасмании . [ 57 ]
Отмена китобойного промысла в Австралии
[ редактировать ]В 1978 году федеральное правительство назначило сэра Сиднея Фроста, бывшего главного судью Папуа-Новой Гвинеи , провести расследование по поводу китов и китобойного промысла. Это последовало за прямой кампанией в защиту китов в Олбани, Западная Австралия , и национальной общественной кампанией, организованной такими группами, как «Проект Иона» , «Друзья Земли» и Коалиция китов и дельфинов. [ нужна ссылка ]
Соучредитель Гринпис, канадец Боб Хантер, приехал в Олбани в августе 1977 года, чтобы возглавить кампанию прямого действия против трех китобойных судов, действующих из Олбани. Зодиаки были вывезены на 30 миль в море, чтобы поместить людей между гарпунами и китами. Это была первая кампания Гринпис в Австралии. Ключевые члены Коалиции китов и дельфинов, в том числе Джонни Льюис и Ричард Джонс, затем сформировали Гринпис Австралии. [ нужна ссылка ]
31 июля 1978 года, в первый день публичных слушаний по делу Фроста, китобойная компания Чейнс-Бич объявила о своем намерении прекратить деятельность в конце китобойного сезона. Пляж Чейнс действовал в заливе Френчмен возле Олбани, Западная Австралия, с 1952 года. Последний кит, кашалот, был загарпунен 20 ноября 1978 года.

В отчете Фроста « Киты и китобойный промысел: отчет независимого расследования » рекомендовалось запретить китобойный промысел в Австралии, и в апреле 1979 года правительство Фрейзера одобрило это. В июне 1979 года министр окружающей среды Джеймс Вебстер объявил, что ответственность за китобойный промысел будет передана от Министерства первичной промышленности Министерству науки и окружающей среды . [ 58 ] В следующем месяце Вебстер объявил, что правительство будет стремиться положить конец незаконному «пиратскому» китобойному промыслу и «твёрдо привержено политике энергичной и активной защиты китов». В том же году Австралия и Сейшельские острова успешно лоббировали Международную китобойную комиссию (МКК) с целью открытия Китового заповедника в Индийском океане . [ 59 ]
В настоящее время Австралия является глобальным сторонником борьбы с китобойным промыслом и заняла решительную позицию против японской программы китобойного промысла в Антарктическом океане . Государственная библиотека Нового Южного Уэльса хранит обширную коллекцию материалов, связанных с китобойным промыслом, включая произведения искусства, фотографии, дневники китобоев, китовую кость и скримшоу. [ 60 ] [ 61 ]
Возвращение южных китов в реку Дервент и другие части Австралии в последние десятилетия является признаком того, что они медленно восстанавливаются после прежней эксплуатации и находятся на грани исчезновения. [ 62 ]
Неофициальные данные свидетельствуют о том, что популяции китов, особенно горбатых, неуклонно растут с момента прекращения китобойного промысла в водах Австралии. Текущее состояние популяции кашалотов у берегов Западной Австралии неизвестно. Наблюдение за китами становится все более популярным занятием. [ нужна ссылка ]
Давно служащие или известные австралийские китобойные суда
[ редактировать ]- Аладдин (1847-1885) [ 63 ]
- Австралийские 264 тонны (1829-1856 гг.) [ 64 ]
- Кернарвон (1834-1867) [ 65 ]
- Эмили Даунинг (1857–1885) [ 66 ]
- Летающий Чайлдерс (1846-1877) [ 67 ]
- Горец (1837-1862) [ 68 ]
- Кинг Джордж 185 тонн (1805-1815) Первый австралийский китобойный корабль. Также первый, построенный в Австралии. [ 69 ]
- Люси Энн , 213 тонн (1833-1852) Герман Мелвилл служил на борту в 1842 году. [ 70 ]
- Мари Лора (1849–1886) [ 71 ]
- Оффли (1849-1880), вероятно, самый долгоживущий китобоец Хобарта. Построен в 1849 году и существует до сих пор в 1952 году. [ 72 ]
- Принц Датский (1834-1863) [ 73 ]
- Протей , 254 тона (1831-1852) [ 74 ] Вероятно, самый долгоживущий китобой в Сиднее. Построен на Яве в 1815 году и разобран в 1918 году. [ 75 ]
- Раннимид (1849–1881) [ 76 ]
- Sydney Packet построен в Сиднее, Австралия.
- Сапфир (1855-1888) [ 77 ]
- Венера 288 тонов (1831-1835) [ 78 ] В 1831 году отважился достичь 72 градуса южной широты и оказаться за Полярным кругом . [ 79 ]
- Водяная ведьма 243 тонны (1842-1895)
- Вуджаворонок 238 тонн (1820-1854 гг.)
В литературе
[ редактировать ]Среди романов об австралийском китобойном промысле: «Герман Мелвилл , Омоо» (1847); Эрнест Уэллс, Конопля (1933); два Уилла Лоусона : «Гарпуны здравствуйте» (1938) и « В день Бена Бойда» (1939); Тим Уинтон , «Отмели» (1984); Айрис Несдейл, «Китобои залива» (1985); Брайс Кортни , «Томмо и Хоук» (1997); Джин Апджон, «Молодые китобои» (2002); Фиона Кидман , «Плененная жена» (2005); Нерида Ньютон , «Смерть китобоя» (2006) и Ширли Барретт , «О, пик!» (2015).
См. также
[ редактировать ]- Экономическая история Австралии
- Иденский музей косаток
- Международная китобойная комиссия
- Наблюдение за китами в Австралии
- Китобойный промысел в Западной Австралии
- Китобойная станция Чейн-Бич
- Бенджамин Бойд
- Эбер Бункер
- Роберт Таунс
- Китобойный промысел в Соединенном Королевстве
- Категория: Австралийцы, занимающиеся китобойным промыслом , список капитанов, судовладельцев и других представителей этой отрасли
Ссылки
[ редактировать ]- Дакин, Уильям Джон (1938). Авантюристы-китобойцы: История китобойного промысла в водах Австралии и других связанных с ней южных морях, со времен парусного спорта до наших дней (2-е изд.). Сидней: Angus & Robertson Ltd.
- Колвелл, Макс (1977) [1969]. Китобойный промысел вокруг Австралии . Сидней: Книги печати.
- Гиббс, Мартин (2010). Береговые китобои Западной Австралии; Историческая археология морского фронтира . Сидней: Издательство Сиднейского университета.
- Ховард, Марк, «Библиография австралийского китобойного промысла в девятнадцатом веке», Международный журнал морской истории , 27 (2) мая 2015 г., стр. 328–347.
- Лоуренс, Сьюзен (2006). Китобойцы и свободные люди: жизнь на колониальных китобойных станциях Тасмании . Мельбурн: Австралийское научное издательство. ISBN 174097087X
- Литтл, Барбара, «Тюленеводческий и китобойный промысел в Австралии до 1850 года», Australian Economic History Review , 9 (2) сентября 1969 г., стр. 109–127.
- Керр, Маргарет и Колин (1980). Первые китобои Австралии . Сидни: Ригби.
- Нэш, Майкл (2003). Китобойные промыслы: прибрежный китобойный промысел Тасмании . Канберра: Наварин. ISBN 0958656193 .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кампстон, Джон (1977). Прибытие и отправление судов Сидней, 1788–1825 гг . Канберра: Робак. п. 26.
- ^ Сутер, Кейт Д. (октябрь 1982 г.). «Новая китобойная политика Австралии: формулировка и реализация». Морская политика . 6 (4): 287–302. Бибкод : 1982МарПо...6..287С . дои : 10.1016/0308-597X(82)90004-5 .
- ^ Коглин, Тимоти (1918). Труд и промышленность Австралии: от первого поселения в 1788 году до основания Содружества в 1901 году, Том 1 . Лондон: Издательство Оксфордского университета. п. 510.
- ^ «Дакин, главы X-XIV» . Архивировано из оригинала 26 сентября 2018 года . Проверено 26 сентября 2018 г.
- ^ Мартин Гиббс (1995), «Историческая археология берегового китобойного промысла в Западной Австралии 1836-1879 гг.», Кандидатская диссертация, Университет Западной Австралии, стр. 20 и 91.
- ^ Питер Стэнбери и Джон Клегг, Путеводитель по наскальным гравюрам аборигенов; с особым акцентом на жителей Сиднея , Сидней, Sydney University Press, 1990, стр. 19-20.
- ^ Питер Стэнбери и Джон Клегг, стр.22.
- ^ Филип А. Кларк, «Значение китов для аборигенов юга Южной Австралии», Отчеты Южно-Австралийского музея , 34 (1) стр.22.
- ^ Кларк, стр.29.
- ^ Уоткин Тенч, Тим Флэннери (редактор), 1788; включающий рассказ об экспедиции в залив Ботани и полный отчет о поселении Порт-Джексон , Мельбурн, Text Publishing, 1996, стр. 136.
- ^ Гиббс, стр.22.
- ^ Уильям Дампьер, «Путешествие в Новую Голландию и т. д. в 1699 году, Том III», третье издание, 1729 год, Лондон, Джеймс Кнаптон, стр.106. [1]
- ^ Линетт Рассел , Бродячие моряки; Австралийские аборигены-китобойцы и охотники на тюленей в южных океанах, 1790-1870 гг. , Нью-Йорк, State University of New York Press, 2012.
- ^ Запись для капитана Томаса Мелвилла, Geni.com [2] Архивировано 16 февраля 2018 г. на Wayback Machine.
- ^ Веб-сайт Британского промысла южных китов (BSWF). [3] Архивировано 12 февраля 2018 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б BSWF [4] Архивировано 12 февраля 2018 г. в Wayback Machine.
- ^ Кампстон, стр.27.
- ^ AGE Jones & Dale Chatwin, Корабли, занятые в торговле в Южных морях, 1775-1859 гг ., Том 3, Хобарт, Navarine Publishing, 2014, стр.90.
- ^ Кампстон, стр. 16-19.
- ^ Маргарет Стивен, Торговля, тактика и территория , Мельбурн, издательство Мельбурнского университета, 1983, стр.84.
- ^ Стивен, стр.84.
- ^ Дакин (1938) стр.33-4.
- ^ Дакин (1938) стр.62.
- ^ Nash, p.2.
- ^ Nash, p.4.
- ^ «Монитор» . 26 июля 1828 года . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ Линетт Пил (редактор) The Henty Journals; отчет о сельском хозяйстве, китобойном промысле и судоходстве в Портлендском заливе, 1834–1839 гг. , Мельбурн, 1996 г., стр.3.
- ^ Парри Костоглу и Джастин Маккарти, Места китобойного промысла и тюленя в Южной Австралии , Аделаида, 1991, стр.43.
- ^ Мартин Гиббс, Береговые китобои Западной Австралии; Историческая археология морской границы Сидней, 2010, стр.14.
- ^ Крис Джейкомб, «Береговые китобойные места полуострова Бэнкс: археологические исследования», стр.68, в книге Сьюзен Лоуренс и Марк Стэнифорт (ред.) Археология китобойного промысла на юге Австралии и Новой Зеландии , Гундару, 1998.
- ^ Ноэль Лермонт, Поселение Портленд-Бей , Портленд, 1934, стр.65.
- ^ Ян Николсон, Прибытие и отправление грузов, Тасмания, Том 1, 1803-1833 гг ., Робак, Канберра, 1983, стр.16.
- ^ Кампстон, стр.55.
- ^ Сьюзан Чемберлен (1988), Китобойный промысел Хобарта с 1830 по 1900 годы, докторская диссертация, Университет Ла Троб, Мельбурн, стр. 53; Марк Ховард, «Мастера китобойного флота Сиднея», 1805–1896, Descent , 44 (2) июня 2014 г., стр.73.
- ^ Ллойд Робсон, История Тасмании, Том 1, Земля Ван Димена с древнейших времен до 1855 года , Мельбурн, Oxford University Press, 1983, стр.34-5.
- ^ Лес Джонсон, Она была бригом «Амити» , Олбани , город Олбани, 1998, стр.1.
- ^ Алан и Валари Финч, Остров Лорд-Хау , Аделаида, Ригби, 1967, стр.20.
- ^ «Сиднейский китобойный флот» . Словарь Сиднея . Архивировано из оригинала 17 апреля 2018 года . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б «Китобойный флот Сиднея | Сиднейский словарь» . Архивировано из оригинала 17 апреля 2018 года . Проверено 17 февраля 2018 г.
- ^ «ADB Home — Австралийский биографический словарь» . Архивировано из оригинала 4 сентября 2011 года . Проверено 12 июля 2016 г.
- ^ «От китобойного промысла до заповедника» (PDF) . Правительство Австралии – Департамент окружающей среды и наследия. Архивировано из оригинала (PDF) 7 сентября 2006 года . Проверено 6 июня 2006 г.
- ^ Макинтайр, Стюарт (2004). Краткая история Австралии . Кембридж: Кембриджский университет. Нажимать. п. 36. ISBN 978-0-521-60101-6 .
- ^ Джон Миллс, «Вклад китобойного промысла в экономическое развитие австралийских колоний, 1770-1850», Университет Квинсленда, докторская диссертация, 2016, стр. 152. ( espace.library.uq.edu.au , 21 апреля 2018 г.)
- ^ Марк Ховард, «Ободряющее письмо Томаса Блита 1835 года владельцам китобойных судов в Новом Южном Уэльсе. Архивировано 12 октября 2018 года в Wayback Machine », The Great Circle , 17 (1) 1995, стр. 44.
- ^ Ховард, «Томас Блит ...», стр.44.
- ^ Митченер, CE (2015). Лед в снастях; Корабли Антарктики, 1699-1937 гг . Хобарт: Морской музей Тасмании. п. 108.
- ^ Бык, HJ (1896). Круиз из Антарктики в полярные регионы . Лондон и Нью-Йорк: Эдвард Арнольд.
- ^ Фрост, Сидней (1978). Киты и китобойный промысел; Том 1; Отчет независимого расследования, проведенного достопочтенным сэром Сиднеем Фростом . Канберра: Правительство Австралии. п. 35.
- ^ Jump up to: а б Мороз, стр.35.
- ^ Стоддарт, Майкл (2017). Мальчики-киты Тэсси; китобойный промысел в водах Антарктики . Хобарт, Тасмания: Издательство Forty South Publishing.
- ^ Тоннессен и Джонсен, JN и AO (1982). История современного китобойного промысла . Лондон и Канберра: C. Hurst & Co. и издательство Австралийского национального университета. п. 222.
- ^ Тоннессен и Джонсен, стр.223.
- ^ Фрост, стр.35-6.
- ^ Колвелл, стр.164.
- ^ «Туристический опыт в заливе Дискавери в Олбани, штат Вашингтон, ранее включавшем Китовый мир :: Историческая китобойная станция» . www.discoverybay.com.au . Архивировано из оригинала 22 февраля 2018 года . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- ^ «Музей косаток Идена - Сапфировый берег Идена, Новый Южный Уэльс» . Иденский музей косаток . Архивировано из оригинала 21 февраля 2018 года . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- ^ «Коллекция У. Л. Кроутера» . Архивировано из оригинала 22 февраля 2018 года . Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ «Назначение нового комиссара Австралии по китобойному промыслу» . Департамент науки и окружающей среды. 6 июня 1979 года.
- ^ «Залог в отношении «пиратского» китобойного промысла» . Канберра Таймс . 21 июля 1979 г. с. 7 . Проверено 25 января 2023 г. - через Trove.
- ^ «Adlib Internet Server 5 | Простой поиск» .
- ^ «Adlib Internet Server 5 | Простой поиск» .
- ^ «Киты в Дервенте» (PDF) . derwentestuary.org.au . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ Курьер (Хобарт) 13 февраля 1847 г., стр.2; Меркурий (Хобарт) 16 апреля 1885 г., стр.2.
- ^ Австралиец (Сидней) 31 декабря 1829 г., стр.3; The Sydney Morning Herald, 18 августа 1856 г., стр. 4.
- ^ Общий торговый список Сиднея , 15 февраля 1834 г., стр. 2 .; Sydney Morning Herald , 20 июня 1867 г., стр.4.
- ^ Colonial Times (Хобарт) 29 января 1857 г., стр.2; Меркурий (Хобарт) 26 января 1885 г., стр.2.
- ^ Адвокат Британии и торговли (Хобарт) 31 декабря 1846 г., стр.2; Трибьюн (Хобарт) 1 мая 1877 г., стр.2.
- ^ Colonial Times (Хобарт), 11 апреля 1837 г., стр. 4; Меркурий (Хобарт) 17 апреля 1867 г., стр.2.
- ^ Рональд Парсонс, Корабли Австралии до 1850 года, Часть вторая, KZ , автор МакГилл (Южная Австралия), 1983, стр.2.
- ^ Марк Ховард, «Мелвилл и мятеж Люси Энн», Левиафан , (13) 2, июнь 2011 г., 3–17.
- ^ Курьер (Хобарт) 11 августа 1849 г., стр.2; «Меркурий» (Хобарт), 6 марта 1886 г., стр.2.
- ^ The World's News (газета) 19 января 1952 г., стр.8.
- ^ Дэвид Р. Коллин, «Принц Дании» Киркубрайта и ее путешествия по южным морям, Данбит , Шотландия, Whittles Publishing, 2013.
- ^ Sydney Gazette и рекламодатель Нового Южного Уэльса , 1 ноября 1831 г., стр. 2; Empire , (Сидней), 21 августа 1852 г., стр.2.
- ^ Парсонс, Том 2, стр.39-40.
- ^ Кэролайн Уэсли, «Обзор библиотеки WL Crowther; Государственная библиотека Тасмании, Приложение, The Great Circle , 1 (2) октября 1979 г., стр. 57; The Mercury (Хобарт) 22 декабря 1881 г., стр. 2.
- ^ Colonial Times (Хобарт) 7 апреля 1855 г., стр.2; Меркурий (Хобарт) 19 ноября 1888 г., стр.2.
- ^ The Sydney Monitor , 8 января 1831 г., стр.3; The Sydney Herald , 8 января 1835 г., стр.3.
- ^ Роберт Свон, Австралия в Антарктике , Мельбурн, издательство Мельбурнского университета, 1961, стр. 22–3; Кейт М. Боуден, капитан Джеймс Келли из Хобарт-Тауна , Мельбурн, издательство Мельбурнского университета, 1964, стр.73.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с китобойным промыслом в Австралии, на Викискладе?
- История китобойного промысла в Австралии , Департамент окружающей среды и энергетики правительства Австралии.
- История китобойного промысла Австралии , whales.org.au
- История китобойного промысла Австралии , wildaboutwhales.com.au
- Начало китобойного промысла , Национальный музей Австралии.
- Китобойный промысел в Южной Австралии. Архивировано 7 апреля 2018 года на сайте Wayback Machine , Southaustralianhistory.com.au.
- Китобойный флот Сиднея , Dictionaryofsydney.org
- Китобойный промысел на Тасмании. Спутник истории Тасмании.
- Китобойный промысел в Австралии
- Экономическая история Австралии
- Кашалоты
- Усатые киты
- Зубатые киты
- XIX век в экономической истории
- Морские музеи Австралии
- История Австралии (1788–1850)
- 19 век в Сиднее
- XIX век на Тасмании
- XIX век в Новом Южном Уэльсе
- История Австралии (1851–1900)
- Экономическая история Тасмании
- Морская история Тасмании
- Экономическая история Нового Южного Уэльса
- Морская история Нового Южного Уэльса