Китобойный промысел в Нидерландах
Китобойный промысел в Нидерландах имел многовековую традицию. История голландского китобойного промысла начинается с исследования арктических рыболовных угодий в 17 веке; а прибыльность китобойного промысла в 18 веке способствовала дальнейшему росту. Возросшая конкуренция и политические потрясения в Европе повлияли на стабильность этой морской отрасли в 19 веке; и сочетание этих факторов остановило дальнейший рост голландского китобойного промысла в Антарктике .
Современный послевоенный китобойный промысел в Южном океане интенсивно развивался, но продолжающийся рост голландского китобойного промысла был сокращен в результате многонациональных договоров, которые аналогичным образом повлияли на другие национальные китобойные предприятия. [1]
Нынешнее правительство Нидерландов поддерживает мораторий на весь китобойный промысел во всем мире. [2]
История
[ редактировать ]Начало голландского китобойного промысла косвенно приписывается Виллему Баренцу (на английском языке как Уильям Баренц или Баренц) (1550–1597), который был голландским мореплавателем и исследователем, руководителем первых экспедиций на крайний север. В своем последнем путешествии Баренц сопровождал Якоба ван Хемскерка в качестве пилота, а Геррит де Веер , историк путешествия, был на борту в качестве первого помощника капитана. Открытие этой экспедицией арктического архипелага Шпицберген (ныне известного как Шпицберген ) должно было стать основой для прибыльных претензий Голландии на китобойные угодья на островах и вокруг них. [3] В ожесточенной конкуренции за лучшие китобойные угодья голландцы пришли к выводу, что другие страны имеют меньше прав на охоту на китов в водах, которые были «открыты» голландскими исследователями.
Развитие китобойного и тюленьего промысла в Нидерландах привело к изменениям в составе экипажей, технологии судостроения, участии правительства и прибыльности отраслей. [4]
17 век
[ редактировать ]Число китобойных судов, оснащенных в Нидерландах, быстро росло: более чем удвоилось за десятилетие до 70 кораблей в 1654 году и снова более чем удвоилось до 148 судов в 1670 году. [5] Корабли, занимавшиеся китобойным промыслом, помогли сделать Голландскую республику одной из самых богатых стран 17 века, но этот ресурс безжалостно эксплуатировался; а к середине 17 века уловы уменьшились, поскольку любимые киты стали редкими. [6]
Китобойный промысел в водах вокруг Шпицбергена изменился после 1670 года из-за изменения характера миграции китов. [7] Некоторые связывают это изменение с тенденцией глобального потепления, которая позволила китам вернуться на свои обычные летние места у северо-восточного побережья Гренландии, но могло быть просто, что киты, пережившие агрессивную охоту на китов в предыдущие сезоны, просто избегали китобоев. . [8]
В 1684 году 246 голландских китобоев поймали 1185 китов в водах Шпицбергена. [5] Обычно китобойные экспедиции охотились на гренландского кита — медленно передвигающегося, неторопливого существа, дающего много нефти. Их высокий процент жира в организме также означал, что мертвые они плавали, и, следовательно, их было легко отбуксировать обратно на сушу. [6]
18 век
[ редактировать ]В 17 и 18 веках жители островов Фризского Ваттового моря в Нидерландах и Германии очень активно занимались китобойным промыслом. В период расцвета Голландской республики от пятидесяти до шестидесяти процентов китобойного персонала было фризского происхождения, то есть фризы из Нидерландов или Германии. [9] Со второй половины XVIII века Северо-Фризские острова пользовались репутацией очень опытных мореплавателей, и большинство голландских китобойных судов, направлявшихся в Гренландию и на Шпицберген, имели команду из жителей Северо-Фризских островов. В частности, остров Фер считается оплотом китобойного промысла. [10] В разгар голландского китобойного промысла в 1762 году только на голландских китобойных судах служили 1186 моряков из Фера, и 25% всех капитанов голландских китобойных судов были выходцами из Фера. [11]
Превосходство Голландии в китобойном промысле над другими европейскими конкурентами, такими как Франция, Германия и Великобритания, уменьшилось во второй половине 18 века. [12]
19 век
[ редактировать ]Среди политических и экономических последствий Амьенского договора было то, что контроль над мысом Доброй Надежды был вырван у британцев и возвращен Нидерландам. Это реанимировало перспективы прибыльного китобойного промысла голландцев на антиподах. [13] Вслед за англичанами и американцами попытки организовать китобойный промысел в Южных морях предприняли голландцы. [4] включая Африканское общество рыболовства , основанное в Амстердаме в [13]
Значительная система субсидий, выдаваемая королем и его министрами, поддерживала голландских предпринимателей, что сводило к минимуму их конкурентное преимущество в период международного китобойного промысла, при этом аналогичные финансовые стимулы финансировались правительствами многих стран. В этом контексте недостаток качества в судостроении и подготовке моряков рассматривается как очень важный фактор, объясняющий окончательный провал голландской китобойной промышленности в конце XIX века. [4]
Голландская культура
[ редактировать ]Голландские и фламандские морские картины XVI и XVII веков отражают появление Голландской республики как великой морской державы и возникновение морского пейзажа как отдельной формы искусства в Нидерландах . Работы этого периода включали плавание судов, торговлю, боевые действия, рыболовство и китобойный промысел; и каждый индивидуально и коллективно отображает аспекты развивающейся голландской культуры. [14] Изображения китобойных экспедиций художников помогают установить экономическое значение китобойного промысла для голландцев в конце 17 века. [6] и его «золотой век». [15]
В своем выступлении на открытии выставки картин, частично посвященных голландскому китобойному промыслу, посол Нидерландов при дворе Сент-Джеймса предлагает соответствующую более широкую точку зрения:
- «Восстание против наиболее католических испанских правителей и последующая угроза маленькой мятежной Голландской республике со стороны практически всех великих держав Европы заставили их осознать, что их борьба за выживание может быть выиграна только путем яростной защиты свободы единой Нидерландской Республики. природный ресурс.... Мы научились запрягать море, однако, как лошадь, море невозможно покорить. Нашу национальную идентичность можно легко проследить до капризов воды.... Это голландцы и фламандцы. мастера XVI и XVII веков, которые действительно приблизились к покорению моря, зафиксировав его капризы на панно и холсте». [16]
Экономический успех Голландской Республики был неразрывно связан с морем, как и формирующаяся национальная идентичность и международная репутация молодого государства. [17] Многие жители Нидерландов заработали состояние на китобойном промысле в Арктике; однако успех сцен китобойного промысла в нидерландской живописи нельзя полностью объяснить экономическим интересом. [18]
Голландскую культуру и язык также экспортировали китобои из-за границы, которые нанимались на голландские суда. Например, северофризский диалект Феринг принял ряд популярных голландских и западнофризских форм личных имен. [19] и многие заимствованные слова из голландского языка в Феринг используются до сих пор. Было замечено, что, за исключением африкаанса , ни один другой язык за пределами собственно Нидерландов не находился под таким сильным влиянием голландского языка, как островные северофризские диалекты. [20]
Современный китобойный промысел
[ редактировать ]В течение двух десятилетий после окончания Второй мировой войны Нидерланды агрессивно вели китобойный промысел в Антарктике, управляя двумя заводскими судами и обслуживая по одному. [1] В 1964 году долгая история голландского китобойного промысла подошла к окончательному концу, когда последний плавучий завод страны, поэтически названный «Виллем Барендс (II)» , был временно продан японским китобойным предприятиям вместе с правами на китобойный промысел. [21] [22] Летом 1965 года он вернулся в собственность Голландии. [23] и впоследствии был продан южноафриканской компании Silverman-Group, [24] отъезд в феврале 1966 г. [25] Позже он был продан корейскому оператору и переименован.
Нынешнее правительство Нидерландов выступает против практики китобойного промысла, и Нидерланды полны решимости увидеть новые и улучшенные обязательные соглашения, заключенные в рамках Международной китобойной комиссии. [2]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шоккенбрук, с. 19; Брюйн, младший «Голландская китобойная компания, 1946–1967», Экономический и социальный исторический ежегодник ( ESHJ ). Том. 48 (1985), стр. 233-257.
- ^ Jump up to: а б Министерство иностранных дел Нидерландов: «Нидерланды расследуют кампанию по борьбе с китобойным промыслом», 5 марта 2008 г.
- ^ Шоккенбрук, стр. 26-35.
- ^ Jump up to: а б с Шоккенбрук, с. 24.
- ^ Jump up to: а б Ричардс, Джон Ф. (2003). Бесконечная граница, с. 597.
- ^ Jump up to: а б с Национальный морской музей (NMM): Голландский китобойный флот , автор Якоб Фейц де Врис (около 1640–1660), идентификатор NMM: BHC0798 , кураторское описание; Брейн, младший и К.А. Дэвидс. «Йонас свободен: голландский китобойный промысел, особенно в Амстердаме, в 1640–1664 годах», ESHJ. Том. 38 (1975), с. 141-178.
- ^ Шоккенбрук, с. 35.
- ^ Ричардс, с. 596; Трульстра, Саймон. «Изменчивость климата в северных высоких широтах за последние 200 лет: последствия для населенных пунктов», факультет палеоклиматологии и геоморфологии, Университет Врие, Амстердам.
- ^ «Счастливые охотничьи угодья в Арктике» . Тропа по побережью Фризии . 2021-04-23 . Проверено 22 февраля 2024 г.
- ^ Закки, Уве (1986). Люди Фера - жизненные пути трех столетий (на немецком языке). Хит: Boyens & Co. с. 13. ISBN 3-8042-0359-0 .
- ^ Фальтинг (2011), с. 17.
- ^ Шоккенбрук, с. 37; ван Бохове, Кристиан и Ян Люитен ван Занден (2006). «Два двигателя экономического роста раннего Нового времени? Сельдяной промысел и китобойный промысел во время Золотого века Голландии (1600-1800 гг.)».
- ^ Jump up to: а б Шоккенбрук, стр. 40–42; Броз, Ф. Дж. А. «Китобойный промысел в Южных океанах: голландские поиски южного китобойного промысла в девятнадцатом веке», ESHJ. Том. 40 (1977), стр. 66–112.
- ^ NMM: «Сумета и спокойствие: Море глазами голландских и фламандских мастеров, 1550–1700», июнь 2008 г. - январь 2009 г.
- ^ Недостаток, Джессика. «Анонс выставок», The Guardian (Манчестер). 14 июня 2008 г.
- ^ NMM: П. Вальдек, посол, посольство Нидерландов (Великобритания)
- ^ НММ: темы в живописи
- ^ НММ: «чужие» и знакомые темы
- ^ Фальтингс, Волкерт Ф., изд. Немного ономастики для Фера и Амрума (на немецком языке). Гамбург: Хельмут Буске. ISBN 3-87118-680-5 .
- ^ Фальтингс, (2011), стр. 39–40.
- ^ Джонстон, Дуглас М. (1987). Международное право рыболовства, с. 407.
- ^ Япония видит возражения против сделки Виллема Баренца, Nieuwsblad van het Noorden (24.07.64): https://resolver.kb.nl/resolve?urn=ddd:010678637:mpeg21:a0117
- ^ Limburgsch Dagblad (16.04.65): https://resolver.kb.nl/resolve?urn=ddd:010526246:mpeg21:a0139
- ^ «Фонд морских исторических данных – Корабль» .
- ^ «Виллем Барендс» в Южную Африку, Леувардер Курант (02.09.66): https://resolver.kb.nl/resolve?urn=ddd:010617366:mpeg21:a0111
Ссылки
[ редактировать ]- ван Бохове, Кристиан и Ян Люитен ван Занден (2006). «Два двигателя экономического роста раннего Нового времени? Сельдяной промысел и китобойный промысел во время Золотого века Голландии (1600-1800 гг.)», в издании Симонетты Кавачиокки, Ricchezza del mare, богатство моря. XIII-XVIII вв. (Прато, Италия: Фонд Международного института экономической истории/Фонд Датини.
- Фальтингс, Ян И. (2011). Путешествие Фёрера в Гренландию в XVIII и XIX веках (на немецком языке). Амрум: Издатель Йенс Кведенс. ISBN 978-3-924422-95-0 .
- Джонстон, Дуглас М. (1987). Международное право рыболовства: основа для политических исследований. ; Дордрехт: Издательство Мартинуса Нийхоффа . ISBN 978-0-89838-902-9
- Ричардс, Джон Ф. (2003). Бесконечная граница: экологическая история раннего современного мира. Беркли: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-24678-2
- Шоккенбрук, Йост, Калифорния (2008). Опробование: анатомия голландского китобойного и тюленьего промысла в девятнадцатом веке, 1815–1885 гг. Амстердам: Академическое издательство Аксант. ISBN 978-90-5260-283-7 (ткань)
- Тоннессен, Йохан и Арне Одд Джонсен (1982). История современного китобойного промысла. Лондон: К. Херст и Ко. ISBN 978-0-905838-23-6 ; [Канберра: Издательство Австралийского национального университета. ISBN 978-0-7081-0749-2 ; Беркли: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-03973-4 ]; ОСЛК 8860504
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Комиссия по морским млекопитающим Северной Атлантики
- Международная китобойная комиссия
- Нидерландский морской музей: Голландский морской музей, Амстердам