Рег
Каурарег люди | |
---|---|
также: Каурарайга , Каурарега , Коурарега , Кауралайг , Кауралег , Корорега , Корарига , Кауралайнья , Малулайг , Муралуг (название части острова Принца Уэльского ) и Муралаг ( AIATSIS ), н.д. ( SIL ) [1] | |
Иерархия | |
Языковая семья: | Пама – Ньюнган |
Языковая ветвь/группа: | Западный и центральный язык Торресова пролива |
Групповой диалект: | Каурарайгау Я. |
Область | |
Биорегион : | Полуостров Кейп-Йорк |
Расположение: | Острова Торресова пролива , Крайний Север Квинсленда , Австралия |
Координаты: | 10 ° 41'02 "ю.ш., 142 ° 11'06" в.д. / 10,684 ° ю.ш., 142,185 ° в.д. |
Острова: |
|
Каурарег (альт. Каурарайга , множественное число Каурарайгалай , Каурарегале ) — название одной из коренных австралийских групп, известных под общим названием « народы островов Торресова пролива» , хотя многие или большинство идентифицируют себя как аборигены Австралии . Они являются традиционными владельцами острова Четверг (Вайбен), а также ряда островов Торресова пролива .
Каурареги — жители нижних западных островов, основанные на группе Муралаг . Как и другие народы острова Торресова пролива, они владели впечатляющей технологией каноэ с парусными опорами , торговали по всему проливу, ловили рыбу и торговали с другими группами островов Торресова пролива. Точно так же они также регулярно посещали материковую часть Австралии, полуостров Кейп-Йорк , и поддерживали там церемониальные, брачные и торговые союзы с несколькими группами аборигенов. в конце 1800-х годов их много раз перемещали Однако с момента колонизации . Подвергаясь репрессиям после того, как их обвинили в инциденте, в котором западная шхуна и ее команда были уничтожены в 1869 году, их численность быстро сократилась с началом белой колонизации и управления. После Второй мировой войны потомки Каурарегов начали возвращаться на свои традиционные острова и претендовать на коренное право собственности на некоторые из них.
Язык
[ редактировать ]Каурареги говорят на диалекте Калау Лагау Я , изолированного члена семьи Пама-Ньюнган . [2]
Исторический контекст острова Торрес
[ редактировать ]Каурарег находится в группе нижних западных островов среди пяти основных этнокультурно различных групп, которые составляли традиционный мир жителей островов Торресова пролива, остальные - сайбайльгал , дованалгал и беигульгал ( островники Верхнего Запада), малуигал (Средний Запад). островитяне), Кулкалгал (жители центральных островов) и Мериам Ле (жители восточных островов). [3] Хотя междоусобные конфликты в регионе были хроническими, они не нарушили динамичную взаимосвязанную семейную, клановую и торговую систему, которая объединяла всех в обширную систему обмена, товары которой распространялись за пределы островов, создавая поток товаров между Новой Гвинеей и Кейп-Йорком. Полуостров. [4] Каурарег и Муа обменивали бу (раковины трубы) , алуп (раковины черпаков) и вап (дверки гарпунов черепах и дюгоней) на корпуса папуасских каноэ, стрелы с костяными наконечниками казуаров и бамбук для различных целей, например, для переноски воды и изготовления ножей для обезглавливание врагов ( упи ). [5]
Каурарегы имели тесные связи с племенами северного Кейп-Йорка, где проживало несколько групп аборигенов. Это были Гуданги , территория которых простиралась от мыса Йорк до Флай-Пойнт; Гумакудин , чья земля находилась к юго-западу от мыса Йорк; Ундуямо , которые жили в северной части залива Ньюкасл , и Ядхайгана, чья страна простиралась от Джеки-Джеки-Крик до реки Эскейп. [6] АЧаддон , исследуя полевые отчеты по этнографии на сегодняшний день, особенно. рассказы, собранные Гуннаром Ландтманом , классифицировали каурарегов как потомков древнего народа хиаму с острова Дару у южного папуасского побережья. Эти Хиаму, в свою очередь, согласно народной истории, пришли из Иамы на островах Бурк . Говорили, что хиаму неоднократно терпели поражения в столкновениях с захватчиками кивай, покинули Дару и переселились в Муралаг. [7] [8]
История контактов с жителями Запада
[ редактировать ]Народ каурарегов был подробно задокументирован до их истребления и разрушения их традиционной жизни О. У. Брайерли , художником, принимавшим участие в исследовании Адмиралтейством полуострова Йорк на корабле HMS Rattlesnake . Он оценил численность каурарегов только на Муралаге (острове принца Уэльского) примерно в 100 человек, хотя они также были распространены еще на 10 островах и островках. [9] В частности, он сделал множество заметок на основе интервью с Барбарой Томпсон , потерпевшей кораблекрушение, которая, единственная выжившая после кораблекрушения у Нгурупай (остров Хорн) в 1844 году, находилась под опекой Каурарегов, которые относились к ней как к маркаи («духу предков»). ) умершей дочери старшего (Пики) (Джиом) в течение 5 лет, пока Оуэна Стэнли не нашла ее в заливе Эванс 16 октября 1849 года. экспедиция [10] [11] Они также были объектом обширных исследований, предпринятых Альфредом Кортом Хэддоном в 1888 году и снова в 1898 году, когда он возглавил Кембриджскую антропологическую экспедицию к Торресову проливу.
18 век: Источник пресной воды.
[ редактировать ]Муралаг был известен как источник пресной воды еще со времен первых британских экспедиций. В 1791 году капитан Э. Эдвардс и команда HMS Pandora прибыли на остров на четырех лодках в поисках пресной воды после того, как «Пандора» потерпела крушение на рифе. [12]
1869: Инцидент со Спервером и репрессии
[ редактировать ]В середине апреля 1869 года шхуна « Спервер» , занимавшаяся торговлей и тралением трепанга у Муралага, подверглась нападению, а ее капитан Джеймс Гаскойн и его команда из двух белых и пяти малайцев были убиты. [13] Инцидент произошел на косе Уэнсдей между островом Уэнсдей и островом Хаммонд , в районе, где, как позже сообщалось, коренные народы «постоянно поддерживали дружеские отношения». [14] с европейцами.
Трое мужчин Каурарега были схвачены, признаны виновными и казнены местной полицией полицейским судьей Сомерсета во главе с тогдашним Генри Честером . Его преемник, скотовод Фрэнк Джардин , отправился в карательную экспедицию, поддержанный капитаном Макослендом с « Мелани» и его командой канаков ( местная полиция). [а] ). По словам сына Джардин, вооруженные канаки взбесились, и считается, что произошла крупная резня Каурарега на Муралаге, хотя мнения расходятся. [9] Джардин возглавил дополнительные нападения на народ каурарегов на острове в 1870-х годах. [15] [16]
Вскоре после этого Джардин ушел в отпуск, а Честер, занявший пост постоянного администратора правительства, принял против них дальнейшие меры. Дезинформированный о том, что жена и ребенок Гаскойна жили с Каурегами, он похитил старейшину Каурарегов, Пассивапода, в качестве залога для выкупа в обмен на Гаскойнов. Старшего отпустили, когда информация оказалась ложной; Гаскойны были в Мельбурне. [17]
В апреле 1870 года Честер снова отправился на корабле HMS Blanche с 25 королевскими морскими пехотинцами и восемью местными австралийскими полицейскими , пятеро из которых были недавно освобождены из тюрьмы острова Святой Елены , где они отбывали срок за изнасилование и вооруженное ограбление. [17] Место резни в Муралаге было осмотрено, 20 других островитян взяты в плен, один тяжело ранен, а все их каноэ, кроме двух, сожжены. На этот раз мужчинами оказались Кулкалайг из Нагира . Аборигены Кейп-Йорка Гуданг вместе с Честером определили троих мужчин Кулкалайга как виновников инцидента со Спервером, и, узнав об этом, Честер приказал казнить троих без суда и следствия. Широко распространено мнение, что каурареги действительно не были вовлечены в это дело, хотя репрессии, постигшие их, были причиной их уничтожения. [18] [19] [20]
1880–20 века: выживание
[ редактировать ]Выжившие каурареги встречались в 1880-х годах в Яте (Порт Лихоу) и в Кивайне (Блю-Фиш-Пойнт) напротив острова Четверг , а в конце века их число сократилось примерно до сотни. [21] Остатки Каурарега были затем перенесены на остров Кирири/Хаммонд , а затем на остров Моа (Адам) в 1920-х годах. [22] и Пурума/Кокосовый остров . [23]
Преподобный англиканский каноник Джон Дон, прибывший миссионером в 1915 году и на которого большое впечатление произвела духовность жителей островов Торрес, отметил в 1919 году отчаянное положение 80 оставшихся каурарегов – худшее из всех островитян – и к 1920 году их число сократилось. до 67, после того как грипп охватил область . [23] В марте 1922 г. [24] Каурарегов снова под дулом пистолета переселили на остров Моа , где они оставались до 1947 года. В 1947 году старший Эликиам Том настоял на возвращении в Кирири, но, получив отказ католической миссии в проживании из-за того, что он отказался принять христианство, он перебрался на остров Хорн ( Нарупай), где вместе со старейшинами Каурарегов из Моа репатрианты построили то, что впоследствии стало деревней Васага. Департамент по делам коренных народов пытался переселить их в мыс Ред-Айленд на материке, но им удалось противостоять дальнейшему перемещению. [25]
На острове Хорн до сих пор проживает большая популяция каурарегов. [22] и старейшины продолжают бороться за присоединение к оставшимся островам, которые они считают своей родиной. [24]
Традиционные земли
[ редактировать ]После принятия Закона о титулах коренных жителей 1993 г. [22] В мае 1996 года народ каурарегов подал народов пять исков о праве собственности в Национальный трибунал по титулам коренных на части следующих островов: [26]
- Муралаг ( Остров Принца Уэльского )
- Нурупай ( остров Хорн )
- Тарилаг (остров Паке)
- Дамаралаг (остров Думуралаг)
- Мипа (остров Пипа, также известный как Черепаший остров)
- Йета ( остров Порт Лихоу )
- Зуна (Входной остров)
В 2001 году федеральный суд постановил вернуть семь островов под контроль Каурарега. [22]
Под управлением Комиссии аборигенов и жителей островов Торресова пролива (ATSIC) и Региональной администрации Торресова пролива (TSRA), Каурарег провозгласил свою независимость от Австралии в 2002 году. [27] после восстановления коренных прав на землю своих предков. Они называют свои земли Соединенными островами Кайвалагал. [22]
Исторические записи показывают, что аборигены Каурарег являются традиционными владельцами острова Четверг; однако есть (по состоянию на 2018 год [update]) нет активных претензий на титул коренных жителей на эту территорию. Жители Каурарега называют остров Четверг «Вайбене». На протяжении тысячелетий каурарегы следовали традиционным образцам охоты, рыболовства и сельского хозяйства и поддерживали тесные культурные и торговые связи с группами аборигенов северной части полуострова Кейп-Йорк . [28]
Идентичность и признание
[ редактировать ]Общины Каруарега и Торресова пролива всегда жили рядом друг с другом и имели тесные межсемейные и культурные связи. [24] Тем не менее, жители Каурарега сообщили, что чувствуют себя пренебрегаемыми со стороны ATSIC и TSRA и «попали в эпицентр борьбы за власть». Это привело к возникновению вопросов идентичности среди людей, которые в основном считают себя не жителями островов Торресова пролива, а австралийскими аборигенами. [22]
Форум сообщества 2012 года показал, что
Аборигены Каурарега страдают от культурных предрассудков со стороны более широких слоев населения, а также внутри местного сообщества. Исторически они представляют собой нацию людей, лишенных своих традиционных земель, культуры и языка. Было малопризнание аборигенов каурарегов от людей, поселившихся на их традиционных землях. Это вызвало огромную напряженность, гнев и боль, и люди чувствуют, что все еще борются за соответствующее признание.
Форум обнаружил, что фрагментация сообщества, сопровождаемая потерей культуры и идентичности, лишением прав и правительственных систем, оказала наибольшее негативное влияние на народ Каурарег. [24]
Традиционные практики
[ редактировать ]Каурареги различают по крайней мере шесть видов приливов . Знание того, где охотиться и ловить рыбу и в каких течениях, позволяет каурарегам получать доступ к широкому спектру морепродуктов. Сильная этика устойчивого развития означает, что чрезмерная охота наказывается. Морские предания Каурарега учат: «Успешно ловить рыбу можно только тогда, когда голоден». [29]
История этих людей была показана в SBS телевизионной программе Living Black . [30] Мужчины каурарегов были длинноволосыми и ходили обнаженными, за исключением пояса, в то время как женщины, за исключением периодов траура, когда его снимали и заменяли согером ( длинной юбкой с бахромой). [31] носил нижнюю юбку из листьев ( зази ) и имел коротко подстриженные волосы. Обычными были как пирсинг перегородки , так и деревянные заглушки. [32]
Обряды смерти у каурарегов, по-видимому, были такими же, как и у муа и других островитян. (дух) умершего Как только мари покидал тело, последнее клали на сару (погребальные носилки, поднятые на четырех ножках) и оставляли до тех пор, пока разложение не отделяло плоть от костей, а последние натирали красным, собранным в ножнах из коры. и похоронен в песчаной насыпи, окруженной ракушками, черепами и костями дюгоней. [31]
Известные люди
[ редактировать ]- Пэтти Миллс , баскетболистка НБА
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Примечание. Требуется проверка — аборигены или островитяне?
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Дуссе 2005 .
- ^ АУСЛАНГ 2012 .
- ^ Шнукал 2001 , стр. 23–24.
- ^ Шнукал 2008 , с. 24.
- ^ Шнукал 2008 , стр. 24–25.
- ^ Грир, Макинтайр-Тамвой и Генри 2011 , стр. 2.
- ^ Хэддон 2011 , стр. 50–51.
- ^ Шнукал 2008 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б Шарп 1992 , с. 29.
- ^ Мур 1979 , стр. 8–9.
- ^ Уоллес 2011 , стр. 4–7.
- ^ Шарп 1992 , стр. 105, 109.
- ^ Кэрролл 1969 , с. 40 н21.
- ^ Кэрролл 1969 , с. 37.
- ^ Правительство Квинсленда: Хаммонд, 2014 .
- ^ Правительство Квинсленда: Четверг. 2014 .
- ^ Jump up to: а б Шарп 1992 , стр. 71–72.
- ^ Боуэн и Боуэн 2002 , с. 149.
- ^ Осборн 2009 , с. 11.
- ^ Мур 1979 , стр. 12–13.
- ^ Шарп 1992 , с. 109.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Культурное выживание 2002 .
- ^ Jump up to: а б Шарп 1992 , стр. 109–110.
- ^ Jump up to: а б с д Фонд Исцеления 2012 .
- ^ Southon & Elders 2014 , с. 352.
- ^ ННТТ 2001 .
- ^ АВС 2012 .
- ^ GoQ 2018 .
- ^ МЕСА 2013 .
- ^ Кларк 2012 .
- ^ Jump up to: а б Шнукал 2008 , с. 23.
- ^ Шнукал 2008 , с. 9.
Источники
[ редактировать ]- Боуэн, Джеймс; Боуэн, Маргарита (2002). Большой Барьерный риф . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-139-44064-6 .
- Кэрролл, Дж. М., изд. (1969). «Путешествие в Торресов пролив» (PDF) . Квинслендское наследие . 2 (1): 35–42.
- Кларк, Аллан (24 ноября 2012 г.). «Каурарег» . Живой черный . Телевидение СБС . Проверено 21 декабря 2013 г. - через YouTube .
- «Обычное право и предания побережья» . Прибрежные и морские исследования в Австралии – Модуль 14 . Общество морского образования Австралазии . Проверено 21 декабря 2013 г.
- Диксон, Роберт М.В. (2002). Австралийские языки: их природа и развитие . Том. 1. Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-47378-1 .
- Дюссе, Лоран (2005). «Каурарег» . База данных племен австралийских аборигенов AusAnthrop . Проверено 22 апреля 2015 г.
- Грир, Шелли; Макинтайр-Тамвой, Сьюзен; Генри, Розита (2011). Дозорные места в космополитическом пейзаже (PDF) . 7-я Международная конференция малых островов, Эйрли-Бич, Уитсандейс. стр. 2–10. Архивировано из оригинала (PDF) 31 октября 2016 года.
- Хэддон, AC (2011). Общая этнография . Отчеты Кембриджской антропологической экспедиции в Торресов пролив. Том. 1. Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-17986-7 .
- «Хаммонд» . Правительство Квинсленда. 26 ноября 2014 года . Проверено 22 февраля 2020 г. .
- «Люди Каурарега провозглашают независимость от Австралии» . Культурное выживание. 2002 . Проверено 21 декабря 2013 г.
- Определение титула коренного народа каурарег: Вопросы и ответы (PDF) . Национальный трибунал по титулам коренных жителей. 2001. с. 1. ISBN 0-642-26208-Х . Архивировано из оригинала 12 сентября 2007 года.
{{cite book}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - Отчет Каурарега (PDF) (Отчет). Исцеляющий фонд. Ноябрь 2012.
- Лан, Джули (2003). Прошлые видения, настоящая жизнь: социальность и локальность в сообществе Торресова пролива (PDF) . Университет Джеймса Кука . Архивировано из оригинала (PDF) 31 октября 2016 года . Проверено 30 октября 2016 г.
- «Языковая информация: Кала Лагав Я» . База данных языков коренных народов Австралии . АИАЦИС . 26 июня 2012 года . Проверено 22 апреля 2015 г.
- Лоуренс, Дэвид; Лоуренс, Хелен Ривз (2004). «Торресов пролив: регион и его жители» . В Дэвисе, Ричард (ред.). Тканые истории, танцующие жизни: идентичность, культура и история жителей островов Торресова пролива . Пресса по изучению аборигенов . стр. 15–29. ISBN 978-0-855-75432-7 .
- Меммотт, Пол (2007). Гуния, Гунди + Уурли: Архитектура аборигенов Австралии . Университет Квинсленда Пресс . ISBN 978-0-702-23245-9 .
- Мур, Дэвид Р. (1979). Островитяне и аборигены на мысе Йорк . Австралийский институт исследований аборигенов . ISBN 978-0-855-75082-4 .
- Маллинз, Стив (1995). Торресов пролив: история колониальной оккупации и культурных контактов 1864-1897 гг . Издательство Центрального Квинслендского университета . ISBN 978-0-908-14095-4 .
- Осборн, Элизабет (2009). Сбросив плащ: восстановление самостоятельности в Торресовом проливе . Пресса по изучению аборигенов . ISBN 978-0-855-75662-8 .
- Осима, Дзёдзи [на японском языке] 1983) Осима, Дзёдзи (ред.). ( Народы Торресова пролива: Географические и этнографические исследования Древняя и современная академия ISBN . 978-4-772-21191-8 .
- «Сепаратисты продвигаются в Торресовом проливе» . Австралийская радиовещательная корпорация . 26 марта 2012 года . Проверено 21 декабря 2013 г.
- Шарп, Нони (1992). Следы вдоль песчаных пляжей мыса Йорк . Пресса по изучению аборигенов . ISBN 978-0-855-75230-9 .
- Шнукал, Анна (2001). «Жители островов Торресова пролива» (PDF) . В Брандле, Максимилиан (ред.). Мультикультурный Квинсленд, 2001 г. Департамент премьер-министра и кабинета министров штата Квинсленд. стр. 21–35. ISBN 978-1-743-32389-2 .
- Шнукал, Анна (2008). «Традиционный Муа» (PDF) . Мемуары Квинслендского музея . Серия «Культурное наследие». 4 (2): 7–33.
- Саутон, Майкл; Старейшины, Племя Каурарег (2014 г.) [Впервые опубликовано в 1998 г.]. «Море Вобен: Каурарег и их морская среда» . В Петерсоне, Николас; Ригсби, Брюс (ред.). Обычное морское владение в Австралии . Издательство Сиднейского университета . стр. 351–367. ISBN 978-1-743-32389-2 .
- «Остров Четверга (Вайбен)» . Правительство Квинсленда. 26 ноября 2014 года . Проверено 22 февраля 2020 г. .
- «Остров Четверга (Вайбен)» . Правительство Квинсленда. 20 апреля 2018 года . Проверено 5 сентября 2022 г. Текст был скопирован из этого источника, который доступен по лицензии Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) .
- Уоллес, Ленни (2011). Полуостров Кейп-Йорк . Буларонг Пресс. стр. 4–7. ISBN 978-1-921-92067-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Смит, Аарон (26 мая 2018 г.). «Забытые люди»: Когда смерть пришла в Торресов пролив» . Си-Эн-Эн.