Манданданджи
Мандандани — австралийские Квинсленда . аборигены
Страна
[ редактировать ]Манданданджи занимали 15 400 квадратных миль (40 000 км2). 2 ) племенной территории, проходившей по рекам Мараноа и Балонн к северу от Сент-Джорджа . Их западное продолжение достигало Боллона и Уоллам-Крик . Их северная граница проходила вокруг Доннибрука, Оралло и Юлебы . Их восточный фланг сформировали Альтон и Гленморган . Митчелл , Рома и Сурат находились на территории Манданданджи. [ 1 ]
Социальная организация
[ редактировать ]Манданданджи были разделены на группы .
- Когай . , северная группа, жила в верховьях Кугун-Крик [ 1 ]
Язык
[ редактировать ]История контакта
[ редактировать ]Манданданджи оказали значительное сопротивление белым колониальным посягательствам на их земли. Их возглавлял лидер Буссамарай назвал , которого позже поселенец Гидеон Лэнг одним из самых умных аборигенов, о которых он слышал, разносторонним, выдающимся оратором, дипломатом и воином, в зависимости от обстоятельств. Известный также как Орлиный Ястреб, он разработал боевую тактику, достойную генерала, которая несколько раз приводила белых к неудачам. Они заключались в сборе большого количества воинов в глубокую линию с укрепленным центром. Более тонкие фланги или фланги были настолько развернуты, что белые, атакующие верхом на лошадях, не могли видеть и уклоняться от брошенных в них копий, что вынуждало их отступить. Если бы кавалерия снова сплотилась, он заставил бы крылья своих войск снова свернуться к основной группе бойцов. Буссамарай также сумел сформировать коалицию с пятью соседними племенами, и многие станции в глубинке пришлось покинуть. [ 2 ] История их борьбы и поражений стала объектом интенсивного исследования Патрика Коллинза. [ 3 ] [ 4 ]
В конце концов, уже в этот ранний период манданданджи слились с кунггари , и в отчетах этих двоих часто путали. [ 1 ]
Миссионер Уильям Ридли путешествовал по району Сурат в 1855 году и обнаружил, что местные жители быстро обучаются и дружелюбны, хотя требовалась охрана, поскольку этот район все еще считался опасным. [ 5 ]
Театральное представление
[ редактировать ]Во время затишья в перестрелках Буссамарай собрал 500 членов своей племенной амфиктионии недалеко от Сурата, чтобы провести беспрецедентную публичную корробори перед местным комиссаром и другими поселенцами. Сценография спектакля, проходившего при лунном свете, была создана путем установки сцены на поляне диаметром 200 сажен, опоясанной толстыми деревьями. Около 100 женщин образовали хор , который скандировал комментарий к последовательности имитируемых событий, один из которых заключался в повторении строк, переданных им Буссамарай, который организовал это событие . Действие разворачивалось под ритмичные постукивания палками по мешку с землей, чтобы поддерживать темп. Затем Лэнг описывает три действия, поставленные племенем.
Первым актом корробори было изображение стада крупного рогатого скота, выходящего из леса и разбивающего лагерь на равнине, причем черные исполнители были окрашены соответствующим образом. Имитация была очень искусной, действия и позы каждого отдельного члена всего стада были до смешного точными. Одни лежали и жевали жвачку, другие стояли, чесаясь задними лапами или рогами, облизывая себя или свои икры; некоторые трутся головами друг о друга в деревенском дружелюбии.
Затем начался второй акт:
Было замечено, как группа негров подкрадывалась к скоту, принимая все обычные меры предосторожности, например, держась с наветренной стороны, чтобы не дать стаду встревожиться. Наконец они подошли поближе к скоту и пронзили ему две головы, к великому удовольствию черных зрителей, которые восторженно аплодировали. Затем охотники проделали различные операции по снятию шкур, разделке и выносу кусков, причем весь процесс выполнялся с мельчайшей точностью.
Третий и последний акт представлял собой решительную битву между мародерствующими аборигенами и владельцами акций. Началось:
под шум лошадей, скачущих по лесу, а затем появление группы белых верхом на лошадях, удивительно хорошо поднявшихся. Лицо было выкрашено в бело-коричневый цвет, с имитацией капустной шапки ; тела были окрашены, некоторые в синий, другие в красный цвет, чтобы изображать рубашки; ниже талии было подобие брюк из молескина , ноги были покрыты тростником, завязанным по всему периметру, чтобы имитировать кожаные поножи, которые носили в этом районе в качестве защиты. против кустарника Бригалоу . Эти искусственно созданные белые сразу же повернули вправо, открыли огонь и погнали черных перед собой! Однако последние вскоре сплотились, и завязалась отчаянная битва, в которой черные расширили свои фланги и оттеснили белых. Воображаемые белые люди кусали патроны, надевали капсюли и выполняли все виды заряжания, стрельбы, поворота лошадей, помощи друг другу и т. д. с точностью, доказывающей личное наблюдение. Местные зрители стонали всякий раз, когда падал черный парень, но радостно приветствовали, когда белый падал в пыль; и в конце концов, после того как наземные бои велись снова и снова, белые были с позором изгнаны с поля, среди неистового восторга туземцев, в то время как Иглхок доводил себя до такого сильного возбуждения, что одно время пьеса казалась скорее всего, закончится настоящей и смертельной схваткой. [ 6 ]
Альтернативные названия
[ редактировать ]- Мундаейнбура
- миру
- Когай
- Когай
- Рыболовные сети [ 1 ]
Несколько слов
[ редактировать ]- их (отец)
- пойдем . (мать)
- Я. (вилки)
- ответственность (или) . (no)
- динго (динго)
- знание [ 7 ]
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Тиндейл 1974 , с. 181.
- ^ Ланг 1865 , с. 27.
- ^ Коллинз 2002 .
- ^ Верачини 2002 , стр. 89–90.
- ^ Ридли 1861 , с. 437.
- ^ Ланг 1865 , стр. 28–29.
- ^ Мэтьюз 1904 , стр. 32, 35–36.
Источники
[ редактировать ]- Кейси, Мэрироуз (2013). «Смелый, черный и блестящий: драма австралийских аборигенов» . В Уиллере, Белинда (ред.). Спутник литературы австралийских аборигенов . Камден Хаус. стр. 155–172. ISBN 978-1-571-13521-6 .
- Коллинз, Патрик (2002). Прощай, Буссамарай: Сухопутная война Манданданджи, Южный Квинсленд, 1842–1852 гг . Университет Квинсленда Пресс. ISBN 978-0-702-23293-0 .
- Ланг, Гидеон С. (1865). Аборигены Австралии . Мельбурн: Уилсон и Маккиннон.
- Мэтьюз, Р.Х. (1897). «Бора племен Камиларои» . Труды Королевского общества Виктории . 9 . Мельбурн: 137–173.
- Мэтьюз, Р.Х. (1899). «Подразделения аборигенов Квинсленда» . Труды Американского философского общества . 37 . Филадельфия: 327–336.
- Мэтьюз, Р. Х. (1904). «Язык, организация и церемонии инициации племен когай, Квинсленд». Журнал этнологии . 36 (1): 28–38. JSTOR 23131498 .
- Ридли, Уильям (1861). «Журнал миссионерского путешествия среди аборигенов западных внутренних районов Квинсленда в 1855 году преподобного Уильяма Ридли, бакалавра искусств» (PDF) . Ин Ланг, Джей Ди (ред.). Квинсленд, Австралия; весьма подходящее поле для эмиграции и будущее хлопковое поле Великобритании: с рассуждением о происхождении, нравах и обычаях аборигенов . Лондон: Э. Стэнфорд. стр. 435–445.
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Манданданджи (QLD)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Австралийский национальный университет . ISBN 978-0-708-10741-6 .
- Верачини, Л. (2002). «Обзор книги Патрика Коллинза «Прощай, Буссамарай: Сухопутная война Мандаранджи, Южный Квинсленд, 1842–1852 годы»» . Обзор Квинсленда . 9 (1): 89–90. дои : 10.1017/S1321816600002762 .