Расщипывание ногтей
Расщипывание ногтей | |
---|---|
Он же: Коконьюнгал ( Тиндейл ) , Гугу Нджунггал ( АИАТСИС ), Куку-Ньюнгкул ( SIL ) | |
![]() Биорегион влажных тропиков | |
Иерархия | |
Языковая семья: | Пама – Ньюнган |
Языковое отделение: | Яландыч |
Языковая группа: | Апельсиновая курица |
Диалект: | Расщипывание ногтей |
Поместья: | Есть [ 1 ] Сдаваться [ 1 ] Муван [ 1 ] Джирараку [ 1 ] Вулумубан [ 1 ] Нгарримуррил [ 1 ] Возьми это, возьми это [ 1 ] Кричать [ 1 ] Юмал [ 1 ] Шов [ 1 ] |
Площадь (ок. 800 км²) | |
Биорегион: | Влажные тропики |
Расположение: | Крайний Север Квинсленда |
Координаты: | 15 ° 40'ю.ш., 145 ° 15' в.д. / 15,667 ° ю.ш., 145,250 ° в.д. |
Горы: | Черная гора (он же Калкаяка [ 2 ] [ 3 ] ) Гора Амос (он же Муку Муку [ 4 ] Гора Финниган |
Реки | Другая река (он же Юку-Баджа [ 3 ] [ 5 ] ) Верхняя река Норманби [ 6 ] |
Ручьи | Рассел Крик (он же Нагаррилмуррил [ 3 ] ) Банана Крик |
Другие геологические: | Шиптонс Флэт (он же Куна [ 5 ] ) Кингс-Плейн (он же Данди [ 5 ] ) Сидар Бэй (он же Мангкалба [ 5 ] ) Острова Надежды |
Расчеты: | Хеленвейл (он же Бибикаррбая [ 5 ] ), Россвилл (он же Нгулангабан [ 5 ] ) |
Известные личности | |
Ноэль Пирсон [ 7 ] | |
Генриетта Марри |
Народ Куку Ньюнгкал (или племя реки Аннан) [ 8 ] ) — группа австралийских аборигенов , которые являются исконными хранителями прибрежных горных склонов, влажных тропических лесов , вод и водопадов реки Верхний Аннан , к югу от Куктауна, Квинсленд.
Все жители Куку Ньюнгкаль имеют общее социальное происхождение от предков, которые в незапамятные времена передавали из поколения в поколение свой Куку Ньюнгкаль диалект , знания , имена (людей, мест и вещей), традиции, наследие , а также знания. [ 6 ]
В 1995 году Земельный трибунал аборигенов Квинсленда, основываясь на представленных им генеалогических материалах Куку Ньюнгкал , оценил общую численность населения Куку Ньюнгкал в «не менее 900 человек» (не считая тех людей, которые вступали в брак с членами семей Куку Ньюнгкал). [ 6 ]
Страна
[ редактировать ]Нормана Тиндейла (1974) В «Каталоге племен австралийских аборигенов» определяется страна Коконьюнгал как территория, покрывающая « Река Аннан ; на юг до Россвилля; на запад до водораздела Аннан- Норманби » [ 8 ]
Лор
[ редактировать ]Местные знания Куку Ньюнгкал их страны были описаны антропологу доктору Кристоферу Андерсону следующим образом. [ 9 ]
Район верховий реки Аннан был разделен на [от девяти до двенадцати] отцовских клановых поместий. Каждое поместье основывалось на отдельной части водосборного бассейна Аннана ... Эти... поместья образовывали своеобразный в лингвистическом и культурном отношении блок, перемещение по которому и доступ к ресурсам были относительно свободными для любого лица, связанного с поместьями.
у всех взрослых мужчин была тенденция пытаться остаться в своих поместьях по отцовской линии… [и] группы землепользователей состояли… из людей, связанных между собой различными способами… на основе «основного элемента» состоит из главного мужчины, известного как майя майя , его жен и детей. Майя -маджа были отождествлены с определенными полупостоянными лагерями в пределах их собственного кланового сословия по отцовской линии. Эти люди старались оставаться как можно дольше в своих лагерях на территории своих поместий, поскольку именно там их сила была наибольшей.
Маджа -маджа были отдельными людьми, достигшими высокого статуса и власти... которые в силу своего возраста, их знаний и предполагаемых связей со сверхъестественными силами, исходящими из нгуджакуры ( закона или "сновидения")... были обвинены в «забота» и «забота» о своих странах и людях, связанных с ними. Они обеспечивали здоровье и благополучие в человеческом мире и порядок в мире природы – в частности, стабильные поставки ресурсов из земли… контролируя соблюдение закона всеми. Нарушение социальных и культурных правил почти всегда имело экологические последствия, а моральные знания и знания о средствах существования рассматривались как неразрывно связанные между собой.
Благодаря их кажущемуся особому отношению к йирру или «духу природы», который, как говорили, жил в земле в определенных местах... старики могли... санкционировать или наказывать... нарушения морального кодекса.
История
[ редактировать ]До 1880-х годов люди Куку Ньюнгкал с незапамятных времен владели, оккупировали, использовали и наслаждались своей страной в соответствии со своими традициями. [ 10 ] следующее:
Наши знания о Баме были сильны в последние годы... Эти знания были созданы и приняты Старейшинами.. Каждый несет ответственность за передачу знаний следующему поколению и за их реализацию... Некоторые лагуны, болота, источники и пляжи — это особые сюжетные места со связанными с ними преданиями. Некоторые из них являются местами болезней, некоторые – местами для исцеления, некоторые – особыми местами для птиц или местами кормления других животных. Существуют специальные места для охоты и сбора сезонных продуктов питания, таких как крабы, мидии, птичьи яйца, некоторые виды рыбы и т. д.
В 1885 году олово было обнаружено на горе Амос в стране Куку-Нюнгкал, после чего жители Куку-Нюнгкала сначала испытали небольшое «вторжение» оловянных добытчиков, а затем десятилетия устойчивой добычи олова в своей стране. [ 6 ] [ 11 ]
Оглядываясь назад, жители Куку Ньюнгкал, живущие в этом районе, размышляли об эпохе добычи олова, и ведущий антрополог доктор Кристофер Андерсон пришел к выводу: [ 9 ]
Основным последствием добычи олова стало нарушение , если не полное разрушение… мест, имеющих значение для народа Куку Ньюнгкал. Почти все важные объекты в этом регионе связаны (или были) с водоемами и/или водопадами.
Куку Ньюнгкул приписывал этим действиям большую часть болезней и несчастных случаев, от которых пострадали европейцы в этой области. Утверждается, что в результате этих действий также возникли сильные грозы или сильные ветры, а также неспособность некоторых пищевых ресурсов появиться должным образом или вовремя.
Беспорядки, которые добыча олова принесла этим местам, возможно, также имели какие-то духовные или психологические негативные последствия для жителей Куку-Нюнгкала. Поскольку эти места были центрами власти, над которыми старые средства должны были иметь эксклюзивный контроль, игнорирование ограничений на вход в эти места и нарушение их со стороны европейцев... имело важные последствия.
В последующие десятилетия власти Квинсленда считали необходимым постепенно поощрять и часто насильственно переселять жителей Куку Ньюнгкал из районов добычи олова и связанных с ними внешних поселений на земли, специально зарезервированные для этой цели, такие как Эйтон , [ 3 ] Хоупвейл , Ярраба и другие заповедники. [ 12 ]
В 1950-х годах Лютеранская церковь Австралии организовала миссию аборигенов на реке Блумфилд , куда были переселены остатки населения Куку Ньюнгкал, все еще живущего в их стране. [ 10 ] Лютеранская церковь описала ситуацию следующим образом: [ 13 ]
Бама [пер. люди] глубоко оскорблены (степень едва ли можно описать), что на протяжении многих лет они были «выселены» со своих традиционных земель вторжением белых поселенцев. Из своих традиционных охотничьих угодий их постепенно сгоняли в лагеря вдоль реки Блумфилд или вблизи нее . Наконец, они были ограничены пределами заповедника площадью 250 акров в Вуджале . Глубина их чувств выражалась по-разному: «Мы как журавль, стоящий на одной ноге (двум ступням нет места на земле) на маленьком острове»: «мы как звери в дикой клетке»
Подарок
[ редактировать ]К 1995 году, через столетие после первого «вторжения» добытчиков олова, Земельный трибунал аборигенов расследовал, в какой степени на традиции, верования и народ Куку Ньюнгкал повлияла колонизация их страны. В то время представители Куку Ньюнгкал представили, и Трибунал согласился: [ 6 ]
Культура аборигенов на юго-востоке полуострова Кейп-Йорк значительно изменилась с момента прибытия первого европейского посетителя суши в 1872 году ... Технологические инновации и инновации изменили многие аспекты жизни Куку-Ньюнгкул, а на их экономическую и политическую систему также повлияли социальные силы доминирующего образа жизни, навязывающие себя ранее независимым людям. Жизнь вдали от страны в централизованном сообществе большую часть времени также означала изменения. Культура народа Куку-Нюнгкуль уже не та, что была сто лет назад.
9 декабря 2007 года народ Куку Ньюнгкал был включен в всеобъемлющее решение Федерального суда о праве собственности на коренное население , в котором было ретроспективно признано их законное право на свои собственные земли и воды, а также новые исключительные права на владение, занятие, использование и пользование некоторыми из своих первоначальных земель и вод. земли вдоль реки Аннан были восстановлены [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Андерсон, Кристофер (1983) «Аборигены и добыча олова в Северном Квинсленде: пример антропологии истории контактов» Австралийский журнал антропологии 13 (6): 473-498
- ↑ Агентство по охране окружающей среды (Qld) «Национальный парк Черная гора ((Калкаджака) - Особенности», по состоянию на 24 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д Карта «Bama Way» по состоянию на 13 марта 2009 г.
- ^ Андерсон 1983: 475).
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хершбергер, Генри и Хершбергер Рут (1986) « Словарь Куку Яланджи, Летний институт лингвистики. Дарвин» , по состоянию на 16 марта 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Репортер по вопросам права коренных народов Австралии (1996 г.) Претензия аборигенов на землю, доступную Короне возле Хеленвейла: Вунбуварра - Банана-Крик , доступ 14 марта 2009 г.
- ^ Земельный трибунал аборигенов (1995) «Претензия аборигенов на землю, доступную для короны возле Хеленвейла: Вунбуварра - Банана-Крик» Отчет достопочтенному. Министр земель, ноябрь 1995 г., правительство Квинсленда.
- ^ Jump up to: а б Тиндейл, Норман (1974) «Кокобуджунджи (QLD)» в его Каталоге племен австралийских аборигенов. Южно-Австралийский музей, по состоянию на 13 марта 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Андерсон, Кристофер (1983) Аборигены и добыча олова в Северном Квинсленде: пример антропологии истории контактов», Человечество, том 13.№ 6, стр. 473-498.
- ^ Jump up to: а б Bana Yarraliji Bubu Incorporated (2008 г.) Стратегический план для страны Куку Ньюнгкал . Кэрнс.
- ^ «Водные гонки в Коллингвуде (запись 602257)» . Реестр наследия Квинсленда . Совет по наследию Квинсленда . Проверено 25 февраля 2009 г.
- ^ Андерсон, К. и Коутес, С. (1989) «Как журавль, стоящий на одной ноге на маленьком острове» . Научное исследование № 1. Основные причины смерти австралийских аборигенов, находящихся под стражей в правительстве. Национальный секретариат юридических услуг для аборигенов и жителей островов.
- ^ Лютеранская церковь Австралии (Квинсленд) (1978) «Отчет о посещении 11–29 июня» , цитируется в Стратегическом плане Bana Yarraliji Bubu Incorporated (2008) для страны Куку Ньюнгкал . Кэрнс.
- ^ Национальный титул коренных жителей (2007 г.) « Определение титула коренных жителей Восточного Куку Яланджи » По состоянию на 16 марта 2009 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Андерсон, Кристофер (1983) «Аборигены и добыча олова в Северном Квинсленде: пример антропологии истории контактов» Человечество . 13(6), стр. 473–498.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Запись в базе данных племен австралийских аборигенов AusAnthrop о Ньюнгале
- Гордон, Раймонд Г.-младший (редактор), 2005. Запись «Куку Яланджи» в журнале «Этнолог: Языки мира», пятнадцатое издание. Даллас, Техас: SIL International. Онлайн-версия
- Тиндейл, Норман (1974) «Кокобуджунджи (QLD)» в его Каталоге племен австралийских аборигенов . Южно-Австралийский музей.
- Видеобриф «Прогулка по стране с духами» Медиа-студии Университета Организации Объединенных Наций (2008 г.), показывающий женщину Куку Ньюнкал (Мэрилин Уоллес), рассказывающую о стране Куку Ньюнкал.
- Система управления культурной информацией Куку Ньюнгкал
- Видео Bana Yarralji Bubu Inc и Университета Квинсленда «Ньюнгкалварра Бама возвращается в страну»
- Блог, описывающий путешествие культурных предпринимателей Куку Ньюнгкал, стремящихся восстановить знания и людей Куку Ньюнгкал в стране Куку Ньюнгкал