Пушечные люди
![]() Карта островов Торресова пролива, показывающая Мер в северо-восточных водах Торресова пролива (Келиси, 2006 г.) | |
Общая численность населения | |
---|---|
875 (АБС, 2016) 450 (остров Мер) 85 (остров Угар) 328 (остров Эруб) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Остров Мер (Мюррей) · Остров Угар (Стивен) · Эруб (остров Дарнли) | |
Языки | |
Мериам Мирский язык · Языковая семья (Trans-Fly) | |
Религия | |
Христианство (преимущественно пятидесятники и англиканцы (ABS, 2016) |
Меланезийский народ мериам — это коренная австралийская группа жителей островов Торресова пролива , которые объединены общим языком, прочными родственными узами и живут как опытные охотники-рыбаки-собиратели семейными группами или кланами на ряде внутренних восточных островов Торресова пролива, включая Мер. или остров Мюррей , остров Угар или остров Стивен и остров Эруб или остров Дарнли . [1] Народ Мериам, пожалуй, наиболее известен своим участием в Высокого суда Австралии по делу решении Мабо , которое коренным образом изменило земельное законодательство Австралии , признав право собственности коренных жителей . [2]
Хотя садоводство имеет приоритет, каждая семья Мериам имеет права на море, а на рифах перед своими домами, которые в основном построены над пляжем, они устанавливают каменные рыбные плотины и раковые норы. [3]
Демография
[ редактировать ]Меланезийский народ мериам в основном проживает на небольшом острове вулканического происхождения, расположенном в восточной части Торресова пролива , известном как остров Мер ( Мюррей ). [1] [4] В группу Мюррей также входят два других острова, острова Эруб ( Дарнели ) и Угар ( Стивенс ), на которых они организованы традиционными законами о границах и собственности. [1] [4] Эти три острова считаются кластером Мериам. [1] Хотя на этих островах преимущественно проживают аборигены и жители островов Торресова пролива , которые ассоциируются с народом мериам, каждый остров отличается по населению и демографии . Дома мер — восемь племен народа Мериам, существовавшие на протяжении тысячелетий. К ним относятся:
- Komet
- Загреб
- Мерам
- Магарам
- Герам
- Пейбре
- Пушка-самсеп
- Пиадрам
- Пушка Дауэр [5]
Остров Мер | Остров Эруб | |
Люди | ||
Мужской | 227 (50.8%) | 173 (52.7%) |
Женский | 220 (49.2%) | 155 (47.3%) |
Аборигены и/или жители островов Торресова пролива | 432 (96.4%) | 310 (95.7%) |
Родословная | ||
Житель островов Торресова пролива | 356 (72.1%) | 243 (62.1%) |
австралийский | 21 (4.3%) | 24 (6.1%) |
Австралийский абориген | 16 (3.2%) | 28 (7.2%) |
Английский | 12 (2.4%) | 0 (0%) |
ирландский | 7 (1.4%) | 0 (0%) |
Религия | ||
англиканский | 210 (45.7%) | 79 (23.4%) |
христианин | 74 (16.1%) | 53 (15.7%) |
Пятидесятник | 46 (10%) | 80 (23.7%) |
Другие духовные убеждения | 12 (2.6%) | 40 (11.8%) |
Не указано | 77 (16.7%) | 39 (11.5%) |
Языки | ||
Юмплаток ( креольский язык Торресова пролива ) | 236 (52.6%) | 243 (73.9%) |
Мериам Мир | 106 (23.6%) | 0 (0%) |
английский только | 16 (3.6%) | 13 (4.0%) |
Семьи, в которых говорят на языке, отличном от английского | 83 (69.7%) | 62 (75.6%) |
Таблица 1. Данные, полученные от ABS (2016 г.) [6]
На острове Мер и на острове Эруб проживает большое количество населения, поэтому данные ABS о демографии доступны по обоим островам, на острове Угар проживает лишь небольшое население - 85 человек. [6] Следовательно, имеется не так уж много данных ABS. Все, что известно по данным переписи населения проживают 60,7% мужчин и 39,3% женщин со средним возрастом 19 лет ABS 2016 года, это то, что на острове Угар . [6]
Культура
[ редактировать ]Культура народа Мериам отличается от культуры других групп жителей островов Торресова пролива . [7] Коренные культурные группы [ сломанный якорь ] ритуалы и практики характеризуются верой во Время Снов и мифологией . [8] Люди Мериам отличаются от других групп коренных народов, поскольку многие из их ритуалов связаны с их занятием сельским хозяйством и сельским хозяйством. [7] Поэтому жители Мериам уделяют большое внимание повышению продуктивности индивидуального сада. [7] Таким образом, как и во всех группах коренных народов, молодое поколение учится у своих старших , поэтому отцы Мериам передают свои методы выращивания сада своим сыновьям, которые будут передаваться на протяжении всех будущих поколений. [7] Во время определенных церемоний, таких как церемонии смерти, бракосочетания и усыновления, излишки продуктов будут доступны для обмена, чтобы поддержать тех, кто участвует в культурных ритуалах. [7]
Тотемы
[ редактировать ]Тотемы играют важную роль в культуре аборигенов и жителей островов Торресова пролива , поскольку они обычно принимаются в качестве семейной или клановой эмблемы, используемой для поддержания и продолжения связей с землей коренных народов , Временем снов и их предками . [9] [10] Эти тотемы играют большое значение с момента рождения ребенка коренного населения , поскольку в момент рождения ребенку дается тотем, чтобы связать его с физическим и родственным родством. [9] У каждого клана коренных народов есть разные тотемы, которые по-своему уникальны. [9]
Общим тотемом всех восьми племен Мериам является акула . [10] Этот тотем возник из истории, в которой отец и сын заблудились во время охоты и ждали, пока акулы их спасут. [10] Таким образом, акулы рассматриваются как тотемное животное, которое будет защищать людей Мериам, а не нападать на них. [10] запрещено Мужчинам (которые обычно охотились до европейской колонизации ) охотиться на акул, поскольку они считаются животными, которые не причинят вреда народу Мериам. [10]
отдельных кланов Хотя тотемы возникают из историй , со временем эти истории были утеряны, поскольку старейшины не смогли передать их молодому поколению из-за прошлой политики , которая разделяла аборигенов и жителей островов Торресова пролива . [11] Однако для следующих племен народа мер известны следующие тотемы:
- Комет, тотемы включают сардину и мангровые заросли.
- Загареб, тотемы включают чайку и голубя Торресова пролива.
- Меурам, тотемы включают черепаху.
- Магарам, тотемы включают кита и змею.
- Геурам, тотемы включают кита , змею и голубя.
- Тотемы пейбрема включают мантарая.
- Мериам-самсеп, тотемы включают тигровую акулу , голубя Торресова пролива и коряги . тотемы
- Пиадрам, тотемы включают тигровую акулу , голубя Торресова пролива , коряги и кита.
- Тотем Дауэр Мериам включает в себя созвездие Тагай. [12]
Мифология/Космогония
[ редактировать ]Истории, рассказываемые старейшинами молодому поколению, позволяют передавать культуру Мериам из поколения в поколение. [7] Некоторые истории объясняют, почему определенные ритуалы или практики важны в кланах коренных народов. [13]
Жители островов Торресова пролива, в частности народ мер, являются мореплавателями , морская страна использовалась как место для садоводства , охоты , рыбалки , церемоний , искусства, музыки, танцев и рассказывания историй . [13] История Нагега (произносится как Нар-гегг) и Гейги (произносится как Гей-ги) объясняет важность морской страны. [13] В нем объясняется, как Нагег и Гейги, мать и сын, стали известны как спинорог и тревалли , благодаря истории создания клана Тиг Довареб с острова Мюррей . [10] История начинается с Гейги, сына, маскирующегося под королевскую рыбу среди множества сардин, чтобы обмануть старика, который охотился за сардинами. [14] Когда старик замечает, что его обманывают, однажды вечером он берет Гейги, замаскированного под королевскую рыбу, домой на ужин, съедает его и вскоре засыпает под деревом. [14] Нагег, мать разрезает старика и выводит Гейги, требуя, чтобы он жил в океане, чтобы сломать копья тех, кто пытается пронзить его копьем, в конечном итоге становясь тревалли. [14] В то время как Гейги требует, чтобы Нагег жила в каменной пещере на рифе, протыкая плавником любого, кто попытается ее поймать, становясь спинорогом . [14]
История Гелама объясняет создание трех островов - Мер, Вайер и Дауар группы Мюррея, возникшее в результате обмана матери Гелама и лжи Гелама. [15] Гелам был мальчиком, жившим на острове Моа в Торресовом проливе , он был известен своей умелой охотой. [15] История начинается с того, что Гелам намеренно оставил себе жирных птиц, на которых он охотился, а тощих птиц отдал своей матери. [15] После того, как его мать заметила это, она решила однажды напугать его, когда он охотился, переодевшись догаем и покрывшись грязью. Это сработало, и Гелам успешно напугал его, когда он в страхе побежал домой. [15] Однако Гелам понял, что его мать сыграла с ним злую шутку, когда он заметил остатки грязи под ее глазами, когда он вернулся домой. Это заставило Гелама покинуть свой дом. Он собрал фрукты, семена и почву и отправился в каноэ, которое вырезал сам. . [15] Гелам достиг Большого Барьерного рифа , где, как говорят сегодня, если вы полетите к Торресову проливу над Центральными островами, некоторые рифы будут выглядеть как слезы Гелама, когда он в слезах выходил из дома. [15] Это путешествие в конечном итоге привело к созданию трёх островов – Мер, Вайер и Дауар. [15]
Религия
[ редактировать ]Христианство является наиболее распространенной религией, проповедуемой на островах Мюррей, Угар и Эруб, при этом англиканство и пятидесятничество являются наиболее густонаселенными секторами. [1] [6] Христианство повлияло на духовность аборигенов и жителей островов Торресова пролива в результате прошлой политики, такой как политика сегрегации и ассимиляции , которая отделяла коренные народы от их семей, ограничивая их в исповедовании своих духовных убеждений и вместо этого воспитывая их на христианских ценностях. [11] В результате многие коренные австралийцы сегодня являются христианами. [1] Однако духовность коренных народов и христианская духовность могут мирно сосуществовать в жизни коренных народов, особенно народа Мериам. [1]
По словам старейшины острова Мюррей , «культура очень важна… культура – это идентичность» и «религия очень важна… Бог учил духу и мудрости». [1] Люди Мериама выражают свою культурную самобытность через истории и ритуалы своих снов, но при этом ценят свою религию. [1] Христианство также было легко принято народом Мериам, потому что до появления религии народ Мер следовал правлению Мало, принципы и структура которого аналогичны христианству. [1]
Традиции
[ редактировать ]Важной традицией народа мериам, которая остается значимой и сегодня, несмотря на влияние европейской колонизации, являются обряды смерти народа мериам. [16] В посмертных ритуалах и обычаях народа мериам острова Мюррей важную роль играют яркие метеоры , которые относятся к духовным элементам посмертных обрядов. [16]
Майер, название, данное ярким метеорам, символично, поскольку оно не только информирует наблюдателей о кончине человека в их сообществе, но также позволяет духам мертвых общаться с живыми. [16] Таким образом, Майер информирует людей об их жизни, социальном статусе и следует как предупреждение следовать традиционным обычаям , представляя при этом дух умершего или умирающего человека. [16] Яркость, цвет и траектория Майера дополнительно информируют наблюдателя о характеристиках человека и его жизни. [16] Знания и смысл Майера передаются через устные традиции, такие как рассказывание историй и материальная культура, поскольку они играют важную роль в качестве средства культуры. [16]
Дело Мабо
[ редактировать ]Люди Мериам наиболее широко известны своим вкладом в Native Title , который признал их права на свою землю и отменил расширенную доктрину terra nullius , применимую к внутреннему законодательству. [2] Пятью людьми из Мериам, которые внесли свой вклад в это, были Эдди Койки Мабо , преподобный Дэвид Пасси, Сэм Пасси, Джеймс Райс и Селуия Мапо Сейл. [2]
Дело Мабо началось 20 мая 1982 года, в основном его возглавляли Эдди Мабо и четыре других упомянутых человека Мериам. 3 июня 1992 года terra nullius была отменена, и Верховный суд признал право собственности коренного населения, признав, что народ Мериам имеет право на все права и использование островов Мюррей. [2]
Возвращение острова Мюррей к традиционным владельцам (народу мериам) имеет большое значение для народа мериам, поскольку до контакта с европейцами у них было сильное чувство связи со своими островами , морями и окружающими их рифами . [17] [7] Следовательно, лишение этого права привело не только к утрате традиций, но и к утрате родственных связей. [1]
Вклад Мабо и четырех других жителей Мериам был значительным в возрождении их связи с землей, и в результате жители Мериам празднуют решение Высокого суда о титуле коренного населения каждое третье июня, отдавая дань уважения Мабо. [18] Люди мер собираются вместе, исполняя танцы, молитвы и пиршества, чтобы отметить достижения претендентов. [18]
Известные люди Мериам
[ редактировать ]Искусство
[ редактировать ]Васи Тардент и Клинтон Наина — одни из немногих художников Мериам, которые рассказывают свои традиции повествования через произведения искусства . [19]
Политики
[ редактировать ]- Пять человек из Мериам, принявших участие в деле Мабо
- Эдди Койки Мабо , борец за земельные права
- Преподобный Дэвид Пасси, англиканский священник, традиционный землевладелец и борец за земельные права.
- Сэм Пасси, школьный учитель и лингвист
- Джеймс Райс
- Распродажа карты Селуа [2]
Профессионалы / ученые
[ редактировать ]- Доктор Ванесса Ли – старший преподаватель по Сиднейского университета поведенческим и социальным наукам [20]
- Тельма Уэстон - названа женщиной- старейшиной года за пожизненную работу медсестрой и медицинским работником. [21]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Австралийское статистическое бюро. (2016). Краткая статистика переписи населения 2016 года. https://quickstats.censusdata.abs.gov.au/census_services/getproduct/census/2016/quickstat/SSC31822
- Австралийский институт исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива. (без даты). Дело Мабо . https://aiatsis.gov.au/explore/mabo-case
- Блидж, Б.Р., Смит, А.Е., и Бёрд, В.Д. (2001). Охотничий недостаток: дорогостоящие сигналы в стратегиях добывания пищи человеком. Поведенческая экология и социобиология, 50 (1), 9–19. https://doi.org/10.1007/s002650100338
- Общественные службы и дела коренных народов. (2012). Вырос в районе Торресова пролива . https://www.dss.gov.au/sites/default/files/documents/05_2012/op17.pdf
- Департамент сельского хозяйства, водных ресурсов и окружающей среды. (30 октября 2017 г.). Группа островов Мюррей, оценка национального наследия. Группа островов Мюррей предложила внести его в список национального наследия. https://www.environment.gov.au/system/files/consultations/c3560a05-dc45-4deb-b723-63eeea204552/files/murray-island-group-assessment-history.pdf
- Гардинер-Гарден, Дж. (1999). От лишения собственности к примирению (Исследовательская статья 27, 1998–99). Парламент Австралии. https://www.aph.gov.au/About_Parliament/Parliamentary_Departments/Parliamentary_Library/pubs/rp/rp9899/99Rp27
- Управление морского парка Большого Барьерного рифа. (2021). Язык, тотемы и истории . https://www.gbrmpa.gov.au/our-partners/traditional-owners/traditional-owners-of-the-great-barrier-reef/language-totems-and-stories
- Управление морского парка Большого Барьерного рифа. (без даты). Морские связи. https://www.gbrmpa.gov.au/__data/assets/pdf_file/0014/4802/gbrmpa_ReefBeat_2010SCC_6.pdf
- Гедес, CB, Хамахер, Д.В., Барса, Дж., Дэй, Э., Дэй, Р., Пасси, С. и Тапим, А. (2018). Смерть и майер: метеоры и погребальные обряды в восточной части Торресова пролива. Австралийский журнал по проблемам коренных народов, 21 (3), 39–59.
- Келли. (2006). Карта острова Торресова пролива. [Изображение]. В Викискладе . Острова Торресова пролива.png
- Земля Мериам возвращается традиционным владельцам. (7 января 2013 г.). Новости Торреса. https://trove.nla.gov.au/newspaper/article/255245890?searchTerm=meriam%20people
- Люди Мериам отдают дань уважения Мабо. (7 июня 2002 г.). Новости Торреса. https://trove.nla.gov.au/newspaper/article/255442648/28341215
- Национальная галерея Австралии. (2021). Искусство аборигенов и жителей островов Торресова пролива . https://nga.gov.au/collections/atsi/gallery.cfm?displaygal=17b&mnuid=
- Правительство Квинсленда. (2018). Мер (остров Мюррей) . https://www.qld.gov.au/atsi/cultural-awareness-heritage-arts/community-histories/community-histories-m/community-histories-mer
- Примирение Австралии. (без даты). Наша культура . http://www.shareourpride.org.au/sections/our-cultural/index.html
- Секретариат национального ухода за детьми аборигенов и жителей островов. (2021). Каковы ценности и убеждения аборигенов и жителей островов Торресова пролива? https://www.supportingcarers.snaicc.org.au/connecting-to-cultural/connections-to-value-and-belief/#:~:text=Totems%20connect%20people%20through%20their,is%20given% 20 тотемов.
- Шарп, Н. (1993). «Звезды Тагаи: жители островов Торресова пролива», Aboriginal Studies Press. Частично опираясь на работу Х. Китаодзи, «Восприятие себя Мириам», неопубликованное издание. статья 1980 г., стр. 56–57; Кембриджские отчеты VI, 1908 г., стр. 174.
- Таппин, Э. (nd). Жемчужина . [Видео]. Государственная библиотека Квинсленда. https://www.slq.qld.gov.au/discover/aboriginal-and-torres-strait-islander-culturals-and-stories/contemporary-stories/retold#
- Региональный совет острова Торресова пролива. (2016). Мер . http://www.tsirc.qld.gov.au/communities/mer
- ЦИМА Фильмы. (24 декабря 2020 г.). История Гейги и Нагега – анимация Торресова пролива. [Видео]. Ютуб. https://www.youtube.com/watch?v=lMxweYkqI28
- Университет Сиднея. (nd) Доктор Ванесса Ли. https://www.sydney.edu.au/medicine-health/about/our-people/academic-staff/vanessa-lee.html
- Чжуан Ю. (6 июля 2019 г.). Легендарный актер Дэвид Галпилил удостоен высшей награды NAIDOC. Сидней Морнинг Геральд. https://www.smh.com.au/national/legendary-actor-david-gulpilil-wins-top-naidoc-honour-20190706-p524sd.html
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Вырос в районе Торресова пролива» (PDF) . Общественные службы и дела коренных народов . 2012.
- ^ Jump up to: а б с д и Исследования, Австралийский институт аборигенов и жителей островов Торресова пролива (24 февраля 2021 г.). «Дело Мабо» . aiatsis.gov.au . Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ Блайдж Берд, Ребекка; Смит, Эрик; Берд, Дуглас В. (1 июня 2001 г.). «Охотничий недостаток: дорогостоящие сигналы в стратегиях добывания пищи человеком» . Поведенческая экология и социобиология . 50 (1): 9–19. дои : 10.1007/s002650100338 . ISSN 1432-0762 . S2CID 14940511 .
- ^ Jump up to: а б «Мер» . www.tsirc.qld.gov.au . Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ Квинсленд, c=AU; o=Состояние. «Мер (остров Мюррей) | Сообщества М» . www.qld.gov.au. Проверено 16 июня 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д «Краткая статистика переписи населения 2016 года: остров Мер» . Quickstats.censusdata.abs.gov.au . Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Группа острова Мюррей, оценка национального наследия» (PDF) . Департамент сельского хозяйства, водных ресурсов и окружающей среды . 2017.
- ^ «Наша культура | Разделы | Разделите нашу гордость» . Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Связь с ценностями и убеждениями» . Поддержка лиц, осуществляющих уход (SNAICC) . Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Язык, тотемы и истории» . www.gbrmpa.gov.au . Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б CorporateName=Парламент Содружества; адрес=Здание Парламента, Канберра. «От раскулачивания к примирению» . www.aph.gov.au. Проверено 16 июня 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Шарп, Н. (1993). «Звезды Тагаи: жители островов Торресова пролива», Aboriginal Studies Press. Частично опираясь на работу Х. Китаодзи, «Восприятие себя Мириам», неопубликованное издание. статья 1980 г., стр. 56-57; Кембриджские отчеты VI, 1908 г., стр. 174.
- ^ Jump up to: а б с Управление морского парка Большого Барьерного рифа. (без даты). Морские связи. https://www.gbrmpa.gov.au/__data/assets/pdf_file/0014/4802/gbrmpa_ReefBeat_2010SCC_6.pdf
- ^ Jump up to: а б с д История Гейги и Нагега - Torres Strait Animation , получено 16 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Язык жителей островов Торресова пролива - ReTold | Государственная библиотека Квинсленда» . www.slq.qld.gov.au. Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гедес, CB, Хамахер, Д.В., Барса, Дж., Дэй, Э., Дэй, Р., Пасси, С. и Тапим, А. (2018). Смерть и майер: метеоры и погребальные обряды в восточной части Торресова пролива. Австралийский журнал по проблемам коренных народов, 21 (3), 39–59.
- ^ «Земля Мериам возвращается к традиционным владельцам» . Новости Торреса (Остров Четверг, Квинсленд: 1957–2015) . 7 января 2013 г. с. 4 . Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Люди Мериам отдают дань уважения Мабо» . Новости Торреса (Остров Четверг, Квинсленд: 1957–2015 гг.) . 7 июня 2002 г. с. 1 . Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ «Искусство аборигенов и жителей островов Торресова пролива» . nga.gov.au. Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ «Профиль персонала» . Сиднейский университет . Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ Чжуан, Ян (6 июля 2019 г.). «Легендарный актер Дэвид Галпилил удостоен высшей награды NAIDOC» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 16 июня 2021 г.