Jump to content

Преданный

Мабуяг вокруг (множественное число Мабуйгилгал ) — коренная австралийская группа жителей островов Торресова пролива , объединенных общим языком, прочными родственными узами и выживших как опытные охотники-рыбаки-собиратели и садоводы в семейных группах или кланах, живущих на острове Мабуяг и него в Торресов пролив в Квинсленде , Австралия. Они этнически меланезийцы .

Как и все жители островов Торресова пролива, они, как и все жители островов Торресова пролива, имели неоднозначную репутацию враждебности, а также стремления развивать торговые связи с посторонними, прежде чем они стали христианами в 1870-х годах. [1] Язык острова — Gœmulgaw Ya, альтернативный. Мабуйгилгау Я, диалект Кала Лагау Я.

Общество состоит из двух частей: Кой Бувей «Старший Бувей» и Моэги Бувей «Младший Бувей»; термины относятся к старшему (старшему брату) и младшему (младшему брату) лидерам зубубальских « Небесных богов». Моэги Бувей включает Мабуйгилгал Вагедагама («Задняя сторона») на северо-западной ( кукидагам ) стороне Мабуяаги (их тотемный ветер и направление) и Гоэмульгал на середине юго-восточной стороны, в то время как Коэй Бувей включает Мабуйгилгал. Панай-Дабангай («Ближняя сторона») на северо-восточной стороне ( найгайидагам ) и народ кайгас («лопатоносая «акула») на юго-западе ( зейдоэгам ).

Мифология

[ редактировать ]

Одним из великих культурных героев народа Мабуяги был Куям (альт. Куям, Квоям). Его описывали как человека с длинной и узкой головой с выпуклым лбом и выступающей затылочной долей, увенчанной высокой макушкой. Как это ни парадоксально, но именно эти черты мабуиаги ассоциировали с аборигенами материковой Австралии, с которыми они время от времени сталкивались, и людьми, которых они иначе презирали. [2] [3] [4] Далее, мабуиаги отождествляют происхождение Куяма с мысом Йорк : Куяма, отец Куяма, вооруженный только копьем и вумером , следовал по нисходящим травинкам к северу от территории Кууку Яу на северо-востоке мыса Йорк, шел через море и ступил на Мабуяаги на территории Дугонг-бувей (северо-восток Мабуяаги), где он женился на Куинаме, представительнице юго-западного народа Гоэму, хотя она была родом из Мури. Не в силах принять их образ жизни, Куяму вернулся в Австралию. Его брошенная жена рожает сына, которого она назвала Кюам (Куяма), который сам научился пользоваться вумером и копьем своего отца. Когда однажды его престарелая, полуслепая мать, не узнав его, прокляла его за то, что он наступил на пряди, из которых она сплела циновку, он пронзил ей глаза и рот трехконечным копьем и впал в ярость на голове. охотничьи набеги на Бойгу, материковую часть Папуа и обратно, пока наконец не был убит воинами из Моа на Мабуяаги. Его не обезглавили, что является типичной частью культуры охоты за головами в Торресовом проливе; знаменитые воины не были обезглавлены. Однако Куям был одним из немногих Героев Культуры, наряду с Ваятом и Амипуру.

Остров Мабуэйг, наряду со многими другими островами Торресова пролива, был аннексирован штатом Квинсленд в 1879 году, что дало правительству Квинсленда контроль над судоходным проходом с востока на запад через Торресов пролив, а также некоторый контроль над движением между Папуа и Австралией. [5] До юридического признания прав коренных народов на владение землей считалось несуществующим , и поэтому народ мабуиаг, который поддерживал постоянные модели землевладения на основе бувай, находился в правовой неопределенности, без признания традиционных прав, но также и без гражданства. права тоже.

Однако традиционные формы собственности были неофициально признаны различными европейскими чиновниками. Например, когда исполняющий обязанности правительственного резидента Хью Милман, проживавший на острове Четверг , посетил остров Мабуяг в 1886 году, он сообщил, что: «нет сомнений в том, что у каждого акра есть известный владелец, что каждая роща или отдельное дерево любого У стоимости есть свой надлежащий и законный наследственный владелец. [6]

После создания Австралийской федерации в 1901 году жители островов Торресова пролива, включая жителей острова Мабуэйг, стали подлежать «защите», и только после Второй мировой войны, в 1960-х годах, они смогли пожениться или поехать в материковую Австралию. другие острова без одобрения Департамента по делам аборигенов и жителей островов Квинсленда (DAIA). [5]

С тех пор, хотя многие из них часто отсутствуют, работая в таких отраслях, как рыболовство жителей островов Торресова пролива (промысел жемчуга, ловля раков и т. д.) или переехали на остров Баду , остров Четверг или материковую Австралию , некоторые (сейчас их численность оценивается примерно в 250 человек) продолжали и постоянно сохраняли свое традиционное владение («коренной титул»), занимая, используя и наслаждаясь островом и его окрестностями в порядке, предписанном традиционным законом и обычаями. [6]

Люди, собравшиеся... на этом острове, как и их предки до них, оккупировали его и поддерживали с ним связь на протяжении сотен лет. Сегодня они продолжают говорить на своем традиционном языке, занимаются рыболовством, охотой и коллекционированием, используя при этом специальные исторические знания, накопленные веками. Они исполняют традиционные танцы и песни, управляют священными местами. Они используют свою традиционную систему родства для организации социальной и экономической жизни. Они во всех отношениях являются хозяевами этой земли. (Страница 9) ) [6]

Краеведение

[ редактировать ]

Родные моря, острова и рифы, занятые, используемые и пересекаемые жителями острова Мабуяг на протяжении многих поколений, описываются следующим образом:

То, что на первый взгляд кажется недифференцированными участками кораллов и соленой воды, на самом деле является эксклюзивными морскими владениями островитян – обширной, сложной водной библиотекой, где история обитает в местах, а не во времени, и все моря имеют названия. Острова, рифы, каналы и ресурсы, которые они содержат, принадлежат народу Мабуиаг, потому что мифические предки, такие как Сесере, Зигин и Вад, ловили там черепах, дюгоней или рыбу. [5]

Жители острова Мабуяг, например, верят, что их загробный мир находится в Кибу на северо-западе от них. Считается, что когда островитянин умирает, его мари Бойгу (жизненный дух) сначала отправляется в Бойгу, оставляет слово говорящим с духами маримулаймабайгал , чтобы они сообщили о том, как они умерли, а затем становится маркаи (небесным духом) и на закате плывет в Кибу с преобладающие ветры [5]

Если дух умершего не может присоединиться к другим предкам в Кибу, они могут остаться и вызвать проблемы среди живых. До прибытия миссионеров, когда кто-то умирал, жители Мабуиага, как и все остальные островитяне и соседние папуасы, помогали умершему попасть в Кибу, выполняя погребальный ритуал, состоящий из священных танцев и пиршества в определенном месте несколько раз. недель после смерти человека. Организация ритуалов и празднеств всегда осуществлялась духом-рукой Маригет , специальным термином, используемым для обозначения родственников мужа, чья это была ответственность.

После прибытия миссионеров это первоначальное памятное событие было христианизировано как открытие надгробия Кулав Гудпудай . Важная дохристианская традиция все еще существует, только те, которые имеют явно языческий смысл, заброшены или замаскированы различными способами. Роль маригет по -прежнему очень важна: «родственники мужа глубоко залезают в карманы, чтобы подарить семье покойного надгробие с гравировкой, привезенное из Кэрнса, Таунсвилля или даже Брисбена , окутанное сотнями ярдов разноцветной ткани и конверты с деньгами». [5]

Согласно местным традициям острова Мабуэйг, семьи могут осуществлять контроль над правами на землю и море вокруг острова Мабуэйг только в том случае, если у детей есть жилье на острове и если родственникам может быть гарантировано правильное открытие надгробия. Миграция с острова усложняет людям возможность осуществлять эти методы захоронения (см. выше) и затрудняет для потомков людей, живущих за пределами острова Мабуэйг, установление законного права собственности на семейные поместья. [5]

Удобства

[ редактировать ]

Региональный совет острова Торресова пролива управляет Ресурсным центром Нгалпун Нгулайгау Лаг на Мейн-стрит. [7]

Центр знаний коренных народов Мабуиага (IKC), получивший название «Ресурсный центр Нгалпун Нгулайгау Лаг», является старейшим IKC, которым управляет Региональный совет острова Торресова пролива. Открытый 9 августа 2002 года для предоставления библиотечных услуг населению острова, IKC в партнерстве с Государственной библиотекой Квинсленда реализовал множество программ и проектов на протяжении многих лет. Два из этих проектов включают «Долой слова» (2008 г.) и «Культура любви» (2010 г.). «Культура любви» стала продолжением «Пути со словами» и привела к созданию цифровой истории, пересказывающей Амипуру , один из мифов, записанных в книге Маргарет Лори « Мифы и легенды Торресова пролива» . В мастерской «Долой слова» местные дети создали произведения искусства по мотивам « Амипуру» . В мастерской «Любовь к культуре» дети создавали глиняные скульптуры, изображения и записывали анимационные истории на местном языке калау-лагав-я . [8]

Известные люди

[ редактировать ]

Известная певица с островов Торресова пролива « My Island Home » Кристин Ану произошла от народа мабуиаг, а также от жителей острова Сайбай ).

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ СЛоК .
  2. ^ Хэддон и Риверс 2011 , с. 8.
  3. ^ Ризенфельд 1950 , с. 530.
  4. ^ Суэйн 1993 , с. 98.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Корделл и Фицпатрик 1987 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с АТНС 2000 , с. 9.
  7. ^ SLoQ 2017 .
  8. ^ Эта статья в Википедии включает текст из Центра знаний коренных народов Мабуиага (9 августа 2022 г.), созданный службами коренных народов, опубликованный Государственной библиотекой Квинсленда по CC BY лицензии , доступ к которому осуществлен 18 января 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Фицпатрик, Джудит (2001). «Австралийские жители Торресова пролива». Вымирающие народы Океании: борьба за выживание и процветание . Лондон: Гринвуд Пресс. стр. 213–231.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7ceccd56ed1539785e0fc0c541383bfa__1715504220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7c/fa/7ceccd56ed1539785e0fc0c541383bfa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mabuiag - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)