народ нгуги
Нгуги — , австралийские аборигены один из трёх народов Квандамука и традиционные жители острова Мортон .
Язык
[ редактировать ]Язык нгуги назывался гувар , термин, который, по сути, служил одним из названий народа, отражая их слово, означающее «нет» ( gowarliosislipotinoionalop ). [ 1 ] Он был взаимопонятен с другими языками залива Мортон: Том Петри , освоивший язык туррбал в районе Брисбена , мог, по воспоминаниям его дочери, понимать речь народа нгуги с острова. [ 2 ] По словам Энтони Джеффриса, Гувар — это разновидность Бунджалунга , население которого представляет собой остаток носителей этого языка, которые, когда остальная часть Бунджалунга была вытеснена на юг в результате расширения пришедшей Югары , большая часть терминологии которой тогда была принят в Гувар. [ 3 ]
Страна
[ редактировать ]Земли нгуги покрывали весь остров Мортон, на их языке малганпин (мулгунпин). [ 4 ] и занимал около 70 квадратных миль (180 км²). 2 ). [ 1 ] Легенда объясняет, что бар в Южном проходе острова Мортон — это остатки костей старухи. Она преследовала молодого человека из Суон-Бэй к востоку от северного острова Стрэдброк после того, как он украл огненную палку из ее лагеря. Он украл каноэ в Эмити , чтобы перебраться на остров Мортон, и, преследуя его, старуха делала то же самое, с каждой высадкой, одна за другой, в Гунембе . Юноша, как Ахилл среди девушек Скироса , спрятался среди группы юношей, проходящих посвящение, но старушка дернулась, рискнула войти в корробори и, поймав его, засунула в свою сумку, чтобы оттащить домой. Ему удалось высвободиться, схватить костяные шампуры, используемые для расчесывания, и нанести ей ослепительный удар. Поменяв ситуацию, он затем посадил ее в каноэ и позволил приливу отплыть к песчаной отмели, где она умерла, а ее останки образовали Бар, который является особенностью этого пролива. [ 5 ]
Экология
[ редактировать ]Остров Мортон имеет тонкий почвенный покров, который на возвышенностях к северу прерывается участками болот. Источники пресной воды были в изобилии. Дикая природа состояла из множества разновидностей птиц, многочисленных крабов, многочисленных бандикутов и большого количества ядовитых змей, в том числе смертельных гадюк , тигровых , черных , коричневых и ковровых змей. [ 6 ]
Общество
[ редактировать ]Нгуги считаются одной из трех орд , известных под общим названием « народ Квандамука» .
В своих археологических изысканиях в 1963-1964 годах Поносов обнаружил на острове около 72 мест традиционного проживания коренных народов. [ 7 ] Население острова Мортон до контакта с европейцами оценивается примерно в 100 человек, живущих группами от 15 до 20 человек. По крайней мере, пять групп просторных хижин туземцев вдоль северного берега до мыса Комбойуро ( Гнамунбилла ). [ а ] были замечены первыми посетителями. [ 9 ]
Ланселот Трелкельд , используя отчеты потерпевшего кораблекрушение, выжившего среди чернокожих залива Мортон, утверждал в 1824 году, что они были гораздо более развитыми, чем более южные племена, живя в поселениях-хижинах, имевших вид небольших деревень. [ 10 ] Одним из важных мест для проживания была южная сторона мыса Кейп-Мортон, поскольку это была единственная территория, где существовали обнажения песчаного железняка. На этих участках добывали каменные орудия для изготовления каменных орудий. [ 11 ] частью из них они торговали с нунукулами на острове Стрэдброк . [ 12 ]
Во время ловли кефали нгуги, как и другие жители острова Мортон, били палками по прибрежным водам, чтобы заручиться помощью морских свиней, которые выгоняли рыбу к берегу. [ 12 ] Они также были экспертами в ловле портной рыбы ( пунба/дай-арли ), снова вербуя морских свиней. Основные уловы были сделаны во время западных ветров, и Том Петри описывает одну сцену, свидетелем которой он стал:
Море было бы спокойно, и нигде не было бы никаких признаков морской свиньи ( Талобилла ); негры долго ходили по пляжу, втыкая копья в песок под водой, издавая странный шум, а также били копьями по воде. Вскоре, словно в ответ, можно было увидеть морских свиней, которые поднимались на поверхность и направлялись к берегу, а перед ними — косяки портняжных рыб. Это может показаться чудесным, но они, видимо, гнали рыбу к суше. Когда они приближались, негры выбегали в прибой и копьями ловили рыбу тут и там, иногда даже ловя двоих на одно копье, настолько их было много. Каждую рыбу, пронзенную копьем, выбрасывали на берег и там подбирали джины. Морские свиньи действительно плавали среди всего этого, очевидно, совершенно не боясь темнокожих. Действительно, казалось, что все они были в хороших отношениях, и я не раз видел собственными глазами, как черный парень протягивал рыбу на копье дельфину, а существо хватало и ело ее. Одна старая морская свинья была хорошо известна и о ней говорили с любовью. У него в рубашке застрял кусок корня или какая-то палка, очевидно, когда-то наткнувшаяся на что-то, и по этому его узнали, потому что это было видно Черные рассказали мне, что это существо хранилось в нем много лет, и они заявили, что великий человек острова поместил его туда, сделав его таким образом большим парнем из племени морских свиней. Я видел, как это существо брало рыбу с копья. , и белые люди, работавшие на острове, рассказали мне, что часто видели, как он слонялся с черными. Во все времена чернокожие с острова Мортон (племя нгуги) отзывались о морских свиньях с любовью и говорили, что никогда не отказываются пригнать к ним рыбу. [ 13 ]
Несколько имен нгуги сохранились благодаря европейским транскрипциям их языка в районе мыса Кейп-Мортон: Миджин Бууэлл , Гунемба , Бугарам-каллием и Кангаллиун . Было высказано предположение, что эти термины относятся соответственно к кусту миджина и ягоде , канумбе (мед), бугараму ( ревущему быку ) или баггери ( бугаре ), то есть плетеной веревке, используемой для раскачивания ревущего быка. [ 14 ] Мыс был ритуальным центром церемоний посвящения бора . По словам Томаса Уэлсби, посетившего остров в 1900 году и собиравшего местные знания, находилась пещера, в которую, если бы кто-нибудь вошел и почесал голову, он был бы убит камнем, упавшим с потолка пещеры. [ 15 ]
Вождь нгуги имел репутацию изобретателя новых танцев и песен корробори , которые он придумывал после ухода в место уединения, а затем представлял по возвращении. [ 16 ]
Женщины нгуги славились изготовлением превосходных дилдо, идеально подходящих для хранения рыбы, которые они плели из циновок . [ 17 ]
Мифология
[ редактировать ]В легенде нгуги Варраджамба , который среди соседних племен был радужным змеем , пролил свою кровь и образовал красную песчаную гору в Коуэн-Коуэне. [ 18 ] Существовали два ключевых участка песчаных холмов, вокруг которых была рассказана легенда «Игровая площадка молний». [ 19 ]
Другая легенда, связанная с островом Нгуги, заключалась в том, что черная змея и ковровая змея путешествовали на каноэ с выдолбленным каштановым деревом от реки Пайн к острову Мортон, преследуемые собакой, которая угрожающе плыла рядом с ними. Поскольку черная змея была больна, корабль управляла ковровая змея. Проведя некоторое время там, они улыбнулись, обнаружив, что динго умер от истощения, но их каноэ унесло прочь, отрезав их от родины. В конце концов, обыскивая остров, они проскользнули в бухту напротив Саутпорта , сумели добраться до материка и вернуться домой. [ 20 ]
История контакта
[ редактировать ]В рамках кампании возмездия, в которой также участвовали нунукулы, после того как вспыхнули ответные военные действия из-за создания на островах британских военных баз, капитан Клюни отправил вооруженные группы в карательные рейды. В период с июля 1831 года по декабрь 1832 года в нескольких столкновениях погибло пять европейцев, а примерно 30-40 жителей нгуги и нунукала были ранены или убиты. В одной из таких вылазок солдаты 17-го полка окружили Нгуги, расположившихся лагерем в лагуне с пресной водой на южной оконечности острова Мортон, и убили множество из них. [ 21 ]
По словам Тома Петри, последними членами племени нгуги были Бурнбобиан , к тому времени слепой и известный как Китти, и Джуннумбин (Юнона), оба достаточно бдительные, что опознали Петри по прошествии полувека, просто подслушав его голос. . [ 22 ]
Несколько слов
[ редактировать ]- тарган (призрак моря) [ 23 ]
Альтернативные названия
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Тиндейл 1974 , с. 183.
- ^ Петри и Петри 1904 , с. 4.
- ^ Джеффрис 2011 .
- ^ Петри и Петри 1904 , с. 317.
- ^ Петри и Петри 1904 , стр. 134–135.
- ^ Поносов 1974 , с. 3.
- ^ Поносов 1974 , с. 6.
- ^ Стил 1984 , с. 91.
- ^ Стил 1984 , стр. 88, 90.
- ^ Эванс 1992 , с. 51.
- ^ Поносов 1974 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Стил 1984 .
- ^ Петри и Петри 1904 , стр. 69–70.
- ^ Стил 1984 , с. 89.
- ^ Стил 1984 , стр. 89–90.
- ^ Петри и Петри 1904 , с. 24.
- ^ Петри и Петри 1904 , с. 107.
- ^ Стил 1984 , с. 92.
- ^ Андерсон 2001 , с. 9.
- ^ Петри и Петри 1904 , с. 129.
- ^ Эванс 1992 , стр. 20–21.
- ^ Петри и Петри 1904 , с. 119.
- ^ Петри и Петри 1904 , с. 274.
- ^ Стил 1984 , с. 88.
Источники
[ редактировать ]- Андерсон, Роберт (2001). Пикок, Ева Кристина; Бойл, Кэти (ред.). История жизни и времен Роберта Андерсона Гнибелума Нгуги Малгумпина (PDF) . Уникуп Продакшнс. ISBN 0-9579026-0-3 .
- Эванс, Раймонд (1992). «Могви берут ми-ан-джин: расовые отношения и исправительное поселение в Мортон-Бей, 1824–1842 годы» (PDF) . В Фишере, Роде (ред.). Брисбен: присутствие аборигенов, 1824–1860 гг . Документы (Брисбенская историческая группа). Том. № 11. Историческая группа Брисбена. стр. 7–30.
{{cite book}}
:|volume=
есть дополнительный текст ( помощь ) - Джеффрис, Энтони (2011). Гувар, язык острова Мортон, и его связь с подгруппами Банджаланг и Ягара: аргументы в пользу филогенетической миграционной экспансии? (pdf) (Диссертация). Брисбен: Университет Квинсленда .
- Петри, Том ; Петри, Констанс Кэмпбелл (1904). Воспоминания Тома Петри о раннем Квинсленде . Брисбен: Watson, Ferguson & Co.
- Поносов, Владимир Васильевич (1974). Результаты археологических исследований южного района залива Мортон и острова Мортон (1963–1964 гг.) (PDF) . Университет Квинсленда.
- Стил, Джон Гладстон (1984). Пути аборигенов: в юго-восточном Квинсленде и на реке Ричмонд . Университет Квинсленда Пресс . ISBN 978-0-702-25742-1 .
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Нгуги (QLD)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Издательство Австралийского национального университета . ISBN 978-0-708-10741-6 .