Перт

Нунгар , ( / ˈ n ʊ ŋ ɑːr / , также Нунга , Ньюнгар / ˈ n j ʊ ŋ ɑːr / , Ньонгар , Нёнга и Ньюнга , Ньюга Юнга пишется [ 1 ] / ˈ j ʊ ŋ ɑː / ) — абориген, живущий в юго-западном углу Западной Австралии , от Джералдтона на западном побережье до Эсперанса на южном побережье. В нунгарском культурном блоке 14 различных групп: Амангу , Баллардонг , Юед , Канеанг , Коренг , Майнинг , Ньякинджаки , Нджунга , Пибельмен , Пиндджаруп , Ваданди , Ваджук , Вильман и Вуджари . [ а ] Народ Нунгар называет свою землю Нунгар буджа . [ б ] [ 3 ]
Члены коллективного нунгарского культурного блока происходят от людей, говоривших на нескольких языках и диалектах, часто взаимно понятных . [ нужна ссылка ] То, что сейчас классифицируется как нунгарский язык, является членом большой языковой семьи пама-ньюнган . Современные нунгары говорят на английском языке австралийских аборигенов (диалект английского языка), пропитанном нунгарскими словами и иногда изменяемым его грамматикой. Большинство современных нунгар ведут свое происхождение от одной или нескольких из этих групп. По данным австралийской переписи 2011 года, 10 549 человек были идентифицированы как коренные жители юго-запада Западной Австралии. [ 4 ] К 2021 году это число увеличилось до 14 355. [ 5 ]
Имя
[ редактировать ]Эндоним . нунгара происходит от слова, первоначально означавшего «человек» или «человек» [ 6 ] [ нужна ссылка ]
Язык
[ редактировать ]Считается, что во времена европейского заселения народы того, что впоследствии стало сообществом нунгар, говорили на тринадцати диалектах, на пяти из которых до сих пор есть носители, некоторые знающие соответствующие версии языка. [ 7 ] Ни один из носителей не использует его во всем диапазоне повседневных разговорных ситуаций, а все возможности языка доступны лишь немногим людям. [ 8 ]
Экологический контекст
[ редактировать ]У народов нунгар есть шесть сезонов, временные рамки которых определяются конкретными наблюдаемыми изменениями в окружающей среде, при этом засушливый период варьируется от трех до одиннадцати месяцев. [ 9 ] [ с ] Племена разбросаны по трем различным геологическим системам: прибрежным равнинам, плато и окраинам плато; все районы характеризуются относительно неплодородной почвой. На севере растут заросли казуарины, акации и мелалеуки, а на юге - кустарники мульги, но здесь также встречаются густые лесные насаждения. Несколько рек текут к побережью, а озера и водно-болотные угодья обеспечивают народ нунгар своеобразной пищей и растительными ресурсами. [ 11 ]
Обычно Нунгар зарабатывал на жизнь охотой и ловлей разнообразной дичи, включая кенгуру, опоссумов и валлаби; для людей, близлежавших к прибрежной зоне или речным системам, был обычен подводный промысел или ловля рыбы в капканах. Также был доступен широкий ассортимент съедобных дикорастущих растений , включая семена ямса и плетня . Орехи пальмы замия , которые едят в джеранский сезон (апрель – май). [ 10 ] требовалось обширное лечение для устранения их токсичности , а для женщин они могли оказывать контрацептивный эффект. [ нужна ссылка ] Уже около 10 000 лет назад местные жители использовали кварц , заменяя кремень лезвиями копий и ножей, когда отложения кремня были затоплены из-за повышения уровня моря во время фландрийской трансгрессии . [ нужна ссылка ]
История контакта
[ редактировать ]До прибытия европейцев численность нунгаров по разным оценкам составляла от 6000 до нескольких десятков тысяч человек. [ 12 ] Колонизация британцев принесла как насилие, так и новые болезни, нанеся тяжелый урон населению. [ 13 ] Нунгары, как и многие другие аборигенные народы, [ 14 ] рассматривали приезд европейцев как возвращение умерших людей, часто представляя их родственниками, заслуживающими проживания. По мере приближения с запада пришельцев стали называть джаанга (или джанак ), что означает «белые духи». [ 15 ]

Поначалу отношения были в целом дружескими. Мэтью Флиндерс признал, что успех своего трехнедельного пребывания во многом объясняется нунгарской дипломатией, и нунгарские ритуалы отмечали прием вновь прибывших в церемониальной форме. [ д ] Однако, когда поселение стало более прочным, недопонимание относительно обязательств взаимности - часть наиболее продуктивных земель была отнята, особенно на Верхнем Лебеде, - привело к спорадическим столкновениям. Примером такого недопонимания была практика нунгарского землепользования по поджогам в начале лета, которую поселенцы ошибочно расценили как враждебный акт. И наоборот, нунгары считали скот поселенцев честной добычей, чтобы заменить сокращающиеся поголовья местных животных, без разбора отстреливаемых поселенцами. [ нужна ссылка ] Единственной областью, которая когда-либо успешно сопротивлялась узурпации родной земли, была территория вокруг реки Мюррей , которая фактически блокировала расширение крошечного поселения в Мандуре почти на полдесятилетия. [ 17 ]
В июне 1832 года лидер ваджуков [ 18 ] Яган , ранее пользовавшийся хорошей репутацией среди поселенческих властей и известный в колонии своей красивой осанкой, «высокий, стройный, хорошо сложенный… с приятным лицом», был вместе со своим отцом Миджгуру и братом Мандей объявлен вне закона после того, как проведение серии продовольственных рейдов и ответного убийства. Пойманный и заключенный в тюрьму, он сбежал, и его оставили в покое, как будто неофициально получив отсрочку наказания как местную версию Уильяма Уоллеса . [ 19 ] [ и ] Его отец был пойман и расстрелян без суда и следствия военными. Сам Яган, получивший награду за голову, вскоре после этого попал в засаду, устроенную 18-летним юношей-поселенцем. [ 18 ] после того, как он остановил двух поселенцев и попросил муки. [ 19 ] Его труп был обезглавлен, а голова отправлена в Англию для демонстрации на ярмарочных площадках. [ ж ] Яган теперь считается нунгарским героем, [ 19 ] по мнению многих, был одним из первых борцов сопротивления из числа коренного населения . [ 22 ] Ситуация обострилась из-за конфликтов между поселением Томаса Пиля и народом Пиндьяруп, что привело к резне в Пинджарре . Точно так же борьба с народом Баллардонг в долине Эйвон продолжалась, пока не была жестоко подавлена лейтенантом Генри Уильямом Сент-Пьером Банбери . Несмотря на это насилие, имели место чрезвычайные акты доброй воли. В том же 1834 году супружеская пара Нунгар из Суон-Ривер, Миго и Молли Доббин, предупредив о пропаже европейского ребенка, преодолела 35 километров (22 мили) за 10 часов, выслеживая его следы , и спасла его в точке смерти. [ 23 ]
С августа 1838 года десять заключенных-аборигенов были отправлены на остров Роттнест ( Ньюнгар : Ваджемуп , что, возможно, означает «место за водой»). [ 24 ] ). После непродолжительного периода, когда остров оккупировали как поселенцы, так и заключенные, министр по делам колоний объявил в июне 1839 года, что остров станет исправительным учреждением для аборигенов и был официально признан таковым в 1841 году. [ 25 ] С этого времени и до 1903 года, когда секция коренных народов была закрыта, [ 26 ] Остров Роттнест использовался как тюрьма для перевозки заключенных-аборигенов «за границу». Чтобы «усмирить» аборигенное население, мужчин собирали и приковывали цепями за правонарушения, начиная от закалывания скота, сжигания кустов или выкапывания овощей на земле, которая когда-то была их собственной землей. Он быстро стал «местом мучений, лишений и смерти». [ 27 ] По оценкам, на острове может быть до 369 могил аборигенов, пять из которых предназначались для повешенных заключенных. За исключением короткого периода между 1849 и 1855 годами, в течение которого тюрьма была закрыта, около 3700 мужчин и мальчиков-аборигенов, многие из которых были нунгарами, но также и многие другие со всех частей штата, были заключены в тюрьму. [ 28 ]
Примечательным инцидентом для народа нунгар в Западной австралийской колонии стало прибытие Розендо Сальвадо в 1846 году. Сальвадо был сторонником гуманного обращения с австралийскими аборигенами в миссии, которую он создал в Нью-Норсии , на территории Юэд . Он предоставил убежище нджунгам и защищал многих по обвинению в воровстве, утверждая, что, исходя из церковной доктрины, воровство не является преступлением, если оно продиктовано крайней необходимостью. Намереваясь обратиться в другую веру, он призвал нунгаров сохранить свою традиционную культуру. [ 29 ]
С 1890 по 1958 год жизнь и образ жизни нунгаров регулировались Законом о благосостоянии коренных жителей. К 1915 году 15% нунгар Перта были оттеснены на север и интернированы в поселении коренных жителей Мур-Ривер . [ 30 ] Кэрролуп (позже известный как Маррибанк ) стал домом для трети населения. По оценкам, от 10 до 25% детей нунгар были насильно «усыновлены» в эти годы, что стало частью так называемого « украденного поколения ». [ 31 ]
Культура
[ редактировать ]
Нунгары живут во многих провинциальных городах на юго-западе, а также в крупных населенных пунктах Перта , Мандуры , Банбери , Джералдтона , Олбани и Эсперанса . Многие деревенские нунгары установили давние отношения с фермерами, не принадлежащими к нунгарам, и продолжают охотиться на кенгуру и собирать кустарник (еду), а также рассказывать своим детям истории об этой земле. В некоторых районах на юго-западе посетители могут отправиться на прогулку по кустарнику , пробуя такие продукты, как кенгуру , эму , джем или приправа из квандонга , кустовые помидоры , паштет из личинки ведьмы и кустарниковый мед.
Бука . — традиционный плащ народа нунгар, сделанный из кожи кенгуру [ 32 ]
Кодж ( «бить по голове» ) или коджа [ 33 ] Нунгара с рукояткой — это топор . [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] Коджонап, Западная Австралия и центр для посетителей Kodja Place , [ 38 ] в Коджонапе названы в честь коджа. [ нужна ссылка ]
В Перте нунгары верят, что Дарлинг Скарп , как говорят, представляет собой тело Вагила , змееподобного существа Времени Снов , которое является обычным божеством в нунгарской культуре, которое блуждало по земле, создавая реки, водные пути и озера. Считается, что Вагыль создал реку Лебедь . Вагиль был связан с Wonambi naracoutensis , частью вымершей мегафауны Австралии, исчезнувшей между 15 и 50 000 лет назад.


Также в Перте гора Элиза была важным местом для нунгар. Это было место охоты, где кенгуру пасли и перегоняли через край, чтобы обеспечить мясом собирающиеся кланы. В этом контексте «клан» представляет собой группу местного происхождения – большую, чем семья, но основанную на семейных связях через общее происхождение. У подножия горы Элиза находится священное место, где, как говорят, вагил отдыхал во время своих путешествий. На этом месте также находится бывшая пивоварня «Лебедь» , которая была источником раздора между местными группами нунгар (которые хотели бы, чтобы земля, отвоеванная у реки в конце 19 века, «вернулась» им) и правообладатели, пожелавшие развивать сайт. Лагерь протестующих Нунгар существовал здесь несколько лет в конце 1990-х — начале 2000-х годов.
Нунгарская культура особенно сильна в письменном слове. Пьесы . включены Джека Дэвиса в школьную программу в нескольких штатах Австралии Первая полнометражная пьеса Дэвиса «Кулларк» , документальный фильм об истории аборигенов штата Вашингтон, была впервые поставлена в 1979 году. Другие пьесы включают: «Без сахара», «Мечтатели», «Барунгин: запах ветра», «В нашем городе» и для более молодой аудитории «Мед». Спот и Мурли и Лепрекон . Ким Скотт получил премию Майлза Франклина в 2000 году за свой роман «Бенанг» и премию 2011 года за «Танец мертвеца» .
Йирра Яакин [ 39 ] описывает себя как ответ на потребность сообщества аборигенов в позитивном самосовершенствовании посредством художественного самовыражения. Это театральная труппа, которая стремится к развитию общества, а также стремится создать «захватывающий, аутентичный и культурно приемлемый театр коренных народов».
Многие местные органы власти на юго-западе заключили «договоры» или «обязательства» со своими местными общинами нунгар, чтобы гарантировать защиту важных мест и уважение культуры. В то же время правительство Барнетта в Западной Австралии также с ноября 2014 года вынуждало Комитет по культурным материалам аборигенов отменить регистрацию 300 священных мест аборигенов в Западной Австралии. [ 40 ] [ 41 ] По словам Иры Хейворд-Джексон, председателя Группы по смерти на острове Роттнест, хотя эта государственная политика наиболее сильно ударила по объектам Пилбара и Кимберли, она также оказала влияние на земли Нунгара. [ 42 ] Изменения также лишили традиционных владельцев права на уведомление и апелляцию, стремящихся защитить свое наследие. Юридическое постановление от 1 апреля 2015 года отменило действия правительства в отношении некоторых снятых с регистрации объектов, которые были признаны поистине священными. [ нужна ссылка ]
В официальных случаях к старейшинам все чаще обращаются с просьбой поприветствовать их « Добро пожаловать в страну », и уже сделаны первые шаги по преподаванию нунгарского языка в рамках общей учебной программы. [ 43 ]
В последние годы наблюдается значительный интерес к изобразительному искусству Нунгар. В 2006 году культура нунгар была представлена в рамках Международного фестиваля искусств в Перте . Кульминацией фестиваля стало открытие монументального полотна «Нгаллак Коорт Буджа – Полотно земли нашего сердца». Полотно высотой 8 метров (26 футов) было заказано для фестиваля представителями объединенных старейшин и семей со всей страны Нунгар. Его нарисовали ведущие нунгарские художники Шейн Пикетт , Тьиллюнгу , Ивонн Кикетт, Элис Уоррелл и Шэрин Иган .
В октябре 2021 года состоялась премьера первой нунгарской оперы «Кулбарди вер Вардонг» . Написанная Джиной Уильямс и Гаем Гхаусом, опера была исполнена в Театре Его Величества членами Западной австралийской оперы , Западно-австралийских молодых голосов, Детского хора Нунгар и Молодежного оркестра Западной Австралии. [ 44 ]
Нунгарская экология
[ редактировать ]Регионы
[ редактировать ]Народ нунгар занял и сохранил со средиземноморским климатом земли юго-западного экорегиона Западной Австралии и устойчиво использовал семь биогеографических регионов своей территории, а именно: [ нужна ссылка ]
- Джералдтон Сэндплейнс – Амангу и Юед
- Прибрежная равнина Лебедя – Юед, Ваджук , Бинджареб и Варданди.
- Avon Wheatbelt – Балардонг, Ньякиньяки, Уилман
- Лес Джарра — Ваджук, Бинджареб, Балардонг, Вилман, Ганеанг.
- Уоррен – Биббулмун/Бибульмун, Миненг
- Малли – Вильмен, Горенг и Вуджари.
- Эсперанс Равнины – Нджунга
Эти семь регионов были признаны « горячими точками » биоразнообразия . [ 45 ] здесь обычно больше эндемичных видов, чем в большинстве других регионов Австралии. Экологический ущерб, нанесенный этому региону в результате вырубки интродуцированных видов, диких животных и неэндемичных растений, также является серьезным и привел к тому, что значительная часть растений и животных включена в категории редких, находящихся под угрозой исчезновения и исчезающих видов. В наше время многие мужчины-аборигены периодически работали кролиководами, и в начале 20 века кролик стал важной частью рациона нунгар. Территория Нунгара также тесно связана с юго-западным регионом водосбора Индийского океана, и использование этих водных ресурсов играло очень важную сезонную роль в их культуре. [ нужна ссылка ]
Времена года
[ редактировать ]Таким образом, нунгары имеют тесную связь с землей и, как следствие, они разделили год на шесть отдельных сезонов , которые соответствовали переселению в разные места обитания и моделям питания, основанным на сезонной пище. [ 46 ] Они есть: [ 47 ]
- Бирак (декабрь/январь) – Сухой и жаркий. Нунгар сжег участки кустарника, чтобы выгнать животных на открытое пространство для облегчения охоты. [ 48 ]
- Бунуру (февраль/март) – самое жаркое время года, с редкими осадками в течение всего года. [ 49 ]
- Джеран (апрель/май) – начинается прохладная погода. Рыбалка продолжалась, луковицы и семена собирались в пищу. [ 50 ]
- Макуру (июнь/июль) – Холодные фронты, которые до сих пор касались нижнего юго-западного побережья, начинают пересекать севернее. Обычно это самое влажное время года. [ 51 ]
- Джильба (август/сентябрь) – часто самая холодная часть года, с ясными, холодными ночами и днями или с более теплыми, дождливыми и ветреными периодами. [ 52 ]
- Камбаранг (октябрь/ноябрь) – Определенная тенденция к потеплению сопровождается более длительными засушливыми периодами и меньшим количеством холодных фронтов, пересекающих побережье. Разгар сезона полевых цветов. [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ]
Родное название
[ редактировать ]![]() | Этот раздел необходимо обновить . ( июль 2017 г. ) |
19 сентября 2006 года Федеральный суд Австралии отменил решение, признавшее право собственности коренных жителей на территорию города Перт и его окрестностей, известное как «Беннелл против штата Западная Австралия» [2006] FCA 1243. [ 56 ] Впоследствии была подана апелляция , которая была рассмотрена в апреле 2007 года. Оставшаяся часть более крупной территории «Единого нунгарского иска», охватывающей 193 956 км , 2 (74 887 квадратных миль) на юго-западе Западной Австралии, остается невыполненным и будет зависеть от исхода апелляционного процесса. Тем временем нунгары вместе будут продолжать участвовать в переговорах о праве собственности коренных народов с правительством Западной Австралии и будут представлены Советом земель и моря аборигенов Юго-Запада .
Решение судьи Уилкокса примечательно по нескольким причинам. В нем подчеркивается богатство сочинений о постевропейских поселениях Перта, которые дают представление о жизни аборигенов, включая законы и обычаи, примерно во время поселения в 1829 году, а также в начале прошлого века. Эти документы позволили судье Уилкоксу обнаружить, что законы и обычаи, регулирующие землю на всей территории Единого Нунгарского утверждения (включая Перт и многие другие города на большом Юго-Западе), принадлежали одной общине. Заявители говорили на одном языке и активно общались с другими лицами, проживающими в районе претензии.
Важно отметить, что судья Уилкокс пришел к выводу, что община нунгар представляет собой единое общество, которое продолжало существовать, несмотря на разлад, вызванный смешанными браками и изгнанием людей со своих земель и расселением в другие районы в результате поселений белых, а затем и политики правительства.
В апреле 2008 года коллегия Федерального суда в полном составе поддержала часть апелляции правительств Западной Австралии и Содружества на решение судьи Уилкокса. [ 57 ]
Другие претензии коренных жителей на земли нунгар включают: [ нужна ссылка ]
- Гнаала Карла Буджа: истоки рек Мюррей и Харви до Индийского океана.
- Семья Харрис: побережья от Басселтона до Огасты.
- Юго-западная Буджара: нижнее течение Блэквуда и прилегающие прибрежные районы.
- Южный Нунгар Вагил Кайп: Южное побережье до притоков Блэквуда
- Земли Баллардонга: внутренний Пшеничный пояс.
Экономика
[ редактировать ]Поскольку нунгары в значительной степени урбанизированы или сконцентрированы в крупных региональных городах, исследования показали, что прямое экономическое воздействие общины нунгар на экономику Западной Австралии оценивается в пределах от пяти до семисот миллионов долларов в год. [ 58 ] Экзит-поллы туристов, покидающих Западную Австралию, неизменно показывают, что «отсутствие контакта с культурой коренных народов» является их самым большим сожалением. По оценкам, это приводит к потере многих миллионов долларов упущенных доходов от туризма. [ 59 ]
Текущие проблемы
[ редактировать ]В результате « украденных поколений» и проблем, связанных с интеграцией в современное вестернизированное общество, перед нынешним нунгаром стоит множество сложных проблем. Например, собрание «Нунгарцев Юго-Запада» в 1996 году выявило основные проблемы сообщества, связанные с культурным лишением собственности, такие как:
- Алкоголь и наркотики ( химическая зависимость , сопутствующие заболевания или двойной диагноз , самолечение без медицинского наблюдения, нюхание растворителей )
- Диета и питание
- Язык и культура
- Домашнее насилие
- Отношения отца и сына
Многие из этих проблем свойственны не только нунгарам, но во многих случаях они не могут получить соответствующую помощь со стороны государственных органов. В отчете, подготовленном после этого собрания, также говорится, что продолжительность жизни нунгарских мужчин на 20 лет меньше, чем мужчин некоренного происхождения, и они обращаются в больницу в три раза чаще. [ 60 ]
У нунгар по-прежнему большие большие семьи, и многие семьи испытывают трудности с доступом к доступному защищенному жилью в Западной Австралии. Правительство Западной Австралии выделило несколько территорий с целью создания сообществ специально для народа нунгар, таких как (ныне закрытая) община нунгар Лебединой долины .
Сами нунгары решают свои собственные проблемы; например, Нунгарский патруль, который является инициативой Совета по развитию аборигенов. Он был создан для того, чтобы удержать молодых людей из числа аборигенов от противоправного поведения и снизить вероятность их контакта с системой уголовного правосудия. Патруль использует посредничество и переговоры с молодежью коренных народов, пытаясь обуздать антиобщественное и оскорбительное поведение молодых людей, которые приходят в город ночью. [ 61 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Современное использование имеет тенденцию объединять их в три основные субидентичности: (1) Варданди прибрежной зоны от Огасты до Банбери; (2) Пиндджаруп (Бинджаруб) от северного Банбери до Мандуры и Пинджарры, как прибрежных, так и внутренних; и (3) столичный город Перт и его окрестности Ваджук. [ 2 ]
- ^ Boodja , иногда пишется как Boodjar , это нунгарское слово, означающее «страна».
- ^ Современный нунгарский календарь делит год на шесть сезонов: Бинак (декабрь – январь): Бунуру (февраль – март); Джеран (апрель – май), Макуру ; Джильба и Камбаранг . [ 10 ]
- ^ «Юго-западный угол Западной Австралии представляет собой редкий и знаменитый пример гармоничного взаимодействия, имевшего долгосрочные последствия. В проливе Кинг-Джордж исследователи и первые колонисты были обязаны успехом своих миссий ньюнгарским традициям дипломатии и гостеприимства. В 1803 году Мэтью Флиндерс приказал своим морским пехотинцам отдать военный салют в честь ньюнгаров за их помощь в течение трехнедельного периода отдыха (White 1980). По крайней мере, полвека или дольше. Ньюнгар проводил вариацию этой церемонии: мужчины-аборигены собирались в ряды в военном стиле, с белой трубочной глиной и красными крестами, нарисованными на груди, с палками в качестве ружей - однако к началу 1900-х годов они имитировали «красных мундиров». эта ветвь клана Ньюнгар вымерла, став жертвой колониальной экспансии из исправительного поселения на реке Суон, а также завезенных болезней». [ 16 ]
- ↑ Брат Ягана в понедельник позже заявил, что их сопротивление было вызвано многочисленными смертями, которые перенесли ваджуки, и потерей ими доступа к элементарным средствам выживания. «Он заявил, что число мужчин, принадлежащих к его племени, которые были убиты несколько раз с тех пор, как мы пришли в поселение, составило 16. Дал очень подробный список имен, мест и способов смерти, а также кем убит, будь то солдатом или иначе, он сильно жаловался на наши посягательства и вмешательство; что их ограничивали в средствах к существованию, обращались с ними грубо и не позволяли свободно ходить по своей собственной стране». [ 20 ]
- ↑ Голова Ягана была возвращена и похоронена должным образом в 2010 году. [ 19 ] 177 лет после его смерти. [ 21 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ СВАЛ&СК .
- ^ Олбрук 2014 , с. 146, н. 4.
- ^ «Связь со страной» . Каартдиджин Нунгар – Знания Нунгара . Юго-западный совет аборигенов по суше и морю . Проверено 2 апреля 2022 г.
- ^ «Юго-запад Западной Австралии, 2011 г., перепись аборигенов и/или жителей островов Торресова пролива QuickStats | Австралийское статистическое бюро» . www.abs.gov.au. Проверено 24 ноября 2023 г.
- ^ «Юго-запад Западной Австралии, 2021 год, перепись аборигенов и/или жителей островов Торресова пролива QuickStats | Австралийское статистическое бюро» . www.abs.gov.au. Проверено 24 ноября 2023 г.
- ^ Бердсолл 1987 , с. 1 ?
- ^ ЛОТМ 2000 .
- ^ Хендерсон 2013 , с. 58.
- ^ Nayton 2011 , p. 12.
- ^ Jump up to: а б Райан 2013 , с. 123.
- ^ Nayton 2011 , pp. 12–13.
- ^ Тилбрук, Лоис. «Ньюнгарская традиция: взгляд на аборигенов Юго-Западной Австралии 1829–1914 гг.» (PDF) . п. 3.
- ^ История и культура нунгаров .
- ^ Кларк 2007 , стр. 141–161.
- ^ Мур 1842 , стр. 28–29.
- ^ Макинтош 2008 , с. 175.
- ^ Nayton 2011 , p. 16.
- ^ Jump up to: а б Олбрук 2014 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б с д Печать 2011 , с. 70.
- ^ Уилсон 2017 , с. 115.
- ^ ААП и АГ 2010 .
- ^ Кормик 1997 .
- ^ Беделлс 2010 , с. 18.
- ^ www.creativespirits.info .
- ^ Беделлс 2010 , с. 22.
- ^ Беделлс 2010 , с. 24.
- ^ Беделлс 2010 , с. 23.
- ^ Зеленый и Луна 1997 .
- ^ Руссо 1980 .
- ^ Орд и Маццарол 2007 , с. 514.
- ^ Хэбич и Делрой 1999 .
- ^ Национальный регистр лоскутных одеял .
- ^ Акерман, Ким (2014). «Наблюдения за каменными топорами с заточенными краями и модификациями черенков в Западной Австралии» (PDF) . Австралийская археология . 79 . Австралийская археологическая ассоциация : 137–145. дои : 10.1080/03122417.2014.11682030 . ISSN 0312-2417 . JSTOR 24471323 . Проверено 28 июля 2023 г.
гибкая древесина, согнутая вокруг головы и со связанными вместе сухожилиями или волокнистым шнуром руками, чтобы ... известная как кодж или коджа и ограниченная в распространении
- ^ «Кодж (топор)» . Западно-Австралийский музей . Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ «Кодж» . Первое оружие . Азбука образования. 27 июня 2023 г. Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ Карти, Джон (2 октября 2019 г.). «Представить австралийский музей» . Антропологический форум . 29 (4): 384–396. дои : 10.1080/00664677.2019.1706038 . ISSN 0066-4677 . Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ «Какое оружие использовали аборигены Австралии?» . календарь-австралия.com . Проверено 28 июля 2023 г.
- ^
- «Коджа Плейс» . ПосетитеWAnderland.com.au . Западно-Австралийский музей . Проверено 28 июля 2023 г.
- «Площадь Коджа, Коджонап» . Австралийские музеи и галереи . 23 декабря 2016 года . Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ Театр Йирра Яакин Нунгар .
- ^ Каллинан и Квотермейн, 2015 .
- ^ Новости WGAR 2015 .
- ^ МакМахон 2015 .
- ^ Бурк, Кин (4 июля 2022 г.). «Языкам коренных народов обучают 10 000 школьников Западной Австралии» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 4 июля 2022 г.
- ^ Limelight Arts Media 2021 .
- ^ Международная организация охраны природы .
- ^ Сезоны нунгара .
- ^ Логан, Тайн (31 марта 2023 г.). «Как коренные австралийцы полагаются на тонкие изменения в окружающей среде, чтобы отслеживать времена года» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 30 марта 2023 г.
- ^ , АВГУСТ 2016 ГОДА
- ^ ABOM 2016 , Бунуру .
- ^ ABOM 2016 , Джеран .
- ^ ABOM 2016 , Новости .
- ^ ABOM 2016 , Джильба .
- ^ ABOM 2016 , Камбаранг .
- ^ Entwisle 2014 , с. 25.
- ^ Гиблетт 2013 , с. 5.
- ^ АустЛИИ 2006 .
- ^ АустЛИИ 2008 .
- ^ Слова 2006 .
- ^ Резюме .
- ^ HealthInfoNet австралийских коренных народов .
- ^ Ньёнгарский патруль .
Ссылки
[ редактировать ]- ААП; АГ (12 июля 2010 г.). «Воин перезахоронен через 170 лет после смерти» . Австралийское географическое издание . Архивировано из оригинала 23 июня 2013 года . Проверено 27 марта 2022 г.
- «Карта AIATSIS коренных народов Австралии» . АИАЦИС . 10 ноября 2022 г.
- Олбрук, Малькольм (2014). Империя Генри Принсепа: создание далекой колонии . Издательство Австралийского национального университета . ISBN 978-1-925-02161-5 .
- Дейзи Бейтс (17 декабря 2014 г.) [1938]. Уход аборигенов . Южная Австралия: Университет Аделаиды . Викиданные Q128080416 .
- Беделлс, Стивен Дж. (2010). Заключение в тюрьму коренных жителей земель Вонгата на восточных золотых приисках Западной Австралии: взгляды лидеров коренных народов . Магистерская диссертация Университета Эдит Коуэн .
- Беннелл против Западной Австралии [2006] FCA 1243 (19 сентября 2006 г.), Федеральный суд .
- «Горячие точки биоразнообразия – Австралия – Обзор» . Интернационал охраны природы. Архивировано из оригинала 11 февраля 2006 года.
- Блэклок, Фабри (nd). «Очерки о лоскутных одеялах: плащи из шкур аборигенов» . Национальный реестр лоскутных одеял . Архивировано из оригинала 12 февраля 2014 года . Проверено 22 марта 2020 г.
- Бодни против Беннелла [2008] FCAFC 63 (23 апреля 2008 г.), Федеральный суд (суд полного состава) .
- Каллинан, Тара (ведущая); Куортермейн, Крейг (репортер) (14 апреля 2015 г.). «Информатор 1 из штата Вашингтон: обвинения в издевательствах и запугиваниях в Департаменте по делам аборигенов штата Вашингтон» . Новости НИТВ . Проверено 10 июля 2017 г. - через YouTube.
- Кларк, Филип А. (август 2007 г.). «Местный дух и фольклор призраков «оседлой» Австралии». Фольклор . 118 (2): 141–161. дои : 10.1080/00155870701337346 . JSTOR 30035418 . S2CID 161063585 .
- «Устранение разрыва – аборигены и жители островов Торресова пролива» . HealthInfoNet австралийских коренных народов . Проверено 23 октября 2013 г.
- «Приверженность новым отношениям» . Юго-западный совет сухопутных и морских аборигенов. Архивировано из оригинала 20 октября 2004 года.
- Кормик, Крейг (9 сентября 1997 г.). «Яган: герой сопротивления аборигенов» . Зеленый левый еженедельник . Проверено 20 сентября 2006 г.
- Энтуисл, Тимоти (2014). Спринтер и спраммер: смена времен года в Австралии . Мельбурн: Издательство Csiro Publishing . ISBN 978-1-486-30204-8 . OCLC 1097134622 .
- «Резюме» (PDF) . Туризм Западная Австралия . Проверено 29 марта 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Гиблетт, Родни Джеймс (2013). Озеро Черного лебедя: жизнь водно-болотного угодья . Культурологические исследования природы, ландшафтов и окружающей среды. Бристоль: Интеллектуальные книги. ISBN 978-1-841-50704-0 . OCLC 828419017 .
- Грин, Невилл; Мун, Сьюзен (1997). Вдали от дома: узники-аборигены острова Роттнест, 1838–1931 гг . Перт.
- Хэбих, Анна; Делрой, Энн (1999). Украденные поколения – отделение детей аборигенов от их семей в Западной Австралии . Западно-Австралийский музей.
- Хендерсон, Джон (2013). «Языковая документация и интересы сообщества» . В Джонсе, Мари К.; Огилви, Сара (ред.). Сохранение языков: документация, педагогика и возрождение . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-107-65552-2 .
- «Библиотека наследия» . Проверено 10 июня 2001 г.
- "Дом" . Ньёнгарский патруль . Проверено 23 октября 2013 г.
- «Знания коренных народов о погоде» . Электронная коллекция PANDORA. Канберра: Метеорологическое бюро Содружества . 2016. OCLC 224508417 .
- Серия «Язык месяца (номер 11)» . Федерация языков аборигенов и жителей островов Торресова пролива. Декабрь 2000 г. Архивировано из оригинала 4 декабря 2002 г. Проверено 20 сентября 2006 г.
- Limelight Arts Media (2021). «Западно-Австралийская опера: Кулбарди Вер Вардонг» . Лаймлайт Артс Медиа . Архивировано из оригинала 5 октября 2021 года . Проверено 27 марта 2022 г.
- Макинтош, Ян С. (2008). «Премакассанцы в Дхолтджи? Исследование одной из величайших загадок северо-востока Арнемленда» (PDF) . В Саттоне, Питер ; Вет, Питер; Нил, Марго (ред.). Незнакомцы на берегу: ранние контакты с прибрежными районами Австралии . Национальный музей Австралии . стр. 165–180. ISBN 978-1-876-94488-9 .
- МакМахон, Кристи (24 марта 2015 г.). «Правительство Западной Австралии «переходит к отмене регистрации священных мест» » . Национальная радиослужба коренных народов . Проверено 22 февраля 2016 г.
- Джордж Флетчер Мур (1842). Описательный словарь языка, широко используемого среди аборигенов Западной Австралии . Лондон: Ум. С. Орр и Ко. LCCN 12028353 . OCLC 5187310 . ОЛ 6549151М . Викиданные Q4656400 — через Интернет-архив .
- Найтон, Гэй (2011). Археология рыночного капитализма: перспектива Западной Австралии . Springer Science & Business Media . ISBN 978-1-441-98318-3 .
- «Нунгар» . Картограф Нунгар – Нунгарские знания . Юго-западный совет аборигенов по суше и морю . Проверено 17 декабря 2017 г.
- «История и культура нунгара» (PDF) . Юго-западный совет сухопутных и морских аборигенов. Архивировано из оригинала (PDF) 18 февраля 2006 года.
- «Нунгарные сезоны» . Приют в дикой местности в усадьбе Куалуп . Проверено 11 июля 2010 г.
- «План здравоохранения Нюнгар» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 марта 2012 г. – через Министерство здравоохранения Западной Австралии.
- О'Лири, Майкл Дж.; Уорд, Ингрид; Ки, Маркус М.; Буркхарт, Маккензи С.; Роусон, Крис; Эванс, Норин (январь 2017 г.). «Оспорить «оффшорную гипотезу» о ископаемых кремнистых артефактах на юго-западе Австралии и рассмотреть внутренние торговые пути» . Четвертичные научные обзоры . 156 : 36–46. Бибкод : 2017QSRv..156...36O . doi : 10.1016/j.quascirev.2016.11.016 .
- Орд, Дункан (19 июня 2006 г.). «Исследование влияния сообщества нунгар на экономику Западной Австралии» . Университет Западной Австралии. Архивировано из оригинала 21 августа 2006 года . Проверено 20 сентября 2006 г.
- Орд, Дункан; Маццарол, Тим (2007). «Раскрытие экономического потенциала коренного австралийского сообщества» . В Дане — Лео-Поль; Андерсон, Роберт Б. (ред.). Международный справочник по исследованиям предпринимательства коренных народов . Издательство Эдварда Элгара. стр. 508–524. ISBN 978-1-781-95264-1 .
- Руссо, Джордж (1980), лорд-настоятель пустыни: жизнь и времена епископа Сальвадо , The Polding Press
- Райан, Джон Чарльз (2013). Бакхаус, Гэри (ред.). «К фен(омен)ологии времен года: появление проекта знаний о погоде для коренных народов (IWKP)» . Окружающая среда, пространство, место . 5 (1): 102–130. дои : 10.7761/ESP.5.1.103 . ISBN 978-6-068-26658-9 . S2CID 56032383 .
- Сил, Грэм (2011). Герои-преступники в мифах и истории . Гимн Пресс. ISBN 978-0-857-28792-2 .
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Канберра, АКТ, Австралия: Издательство Австралийского национального университета . ISBN 978-0-708-10741-6 .
- «Границы племени Тиндейл» (PDF) . Департамент по делам аборигенов, Западная Австралия . Сентябрь 2016.
- «Ваджемуп (остров Роттнест)» . Творческие духи . Архивировано из оригинала 6 мая 2009 года . Проверено 24 января 2007 г.
- «Новости WGAR: Правительство Западной Австралии отменяет регистрацию старейшей в мире коллекции наскальных рисунков как священного места: Эми Маккуайр, Новая Матильда» . Индимедиа Австралия . 9 мая 2015 года . Проверено 22 февраля 2016 г.
- Уилсон, Томас (2017). Уход: возрождение и принадлежность к Юго-Западу . Фримантл Пресс . ISBN 978-1-925-16435-0 .
- «Театр Йирра Яакин Нунгар» . Проверено 20 сентября 2006 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дженни Бьюкенен, Лен Коллард, Ингрид Камминг, Дэвид Палмер, Ким Скотт, Джон Хартли 2016. Кая Ванджу Нгала Нунгарпедия. Специальный выпуск журнала «Культурология», том 9, № 1. 1.
- Грин, Невилл, Сломанные копья: аборигены и европейцы на юго-западе Австралии , Перт: Focus Education Services, 1984. ISBN 0-9591828-1-0
- Хэбич, Анна, Для их же блага: аборигены и правительство на юго-западе Западной Австралии 1900–1940 гг . , Недлендс: University of Western Australia Press, 1992. ISBN 1-875560-14-9 .
- Дуглас, Уилфрид Х. Языки аборигенов юго-запада Австралии , Канберра: Австралийский институт исследований аборигенов, 1976. ISBN 0-85575-050-2