Мифы о мезоамериканских потопах
Многие мезоамериканские мифы о потопе были задокументированы в письменной форме или переданы в устной традиции. Некоторые из них явно имеют влияние Торы, но другие, по мнению ученых, представляют собой местные мифы о потопе доколумбового происхождения. [ 1 ]
В одном мифе, задокументированном среди тлапанеков и уакстеков, мужчина и его собака являются единственными выжившими после потопа, но мужчина обнаруживает, что собака принимает облик женщины в течение дня, когда его нет. Затем мужчина и женщина-собака заселяют землю. Другой миф, встречающийся у ацтеков и тотонаков , повествует о том, как человеческая пара выживает, прячась в полом сосуде и начиная готовить рыбу, когда вода спадает. Когда дым достигает небес, боги злятся и наказывают их, превращая в собак или обезьян, в зависимости от версии.
В мифологии майя, выраженной в « Пополь Вух», боги-создатели пытались создать существ, которые поклонялись бы им трижды, прежде чем, наконец, преуспели в создании расы людей, которые бы воздавали должное почтение своим создателям. Три предыдущих творения были уничтожены. Третья раса людей, вырезанных из дерева, была уничтожена наводнением, растерзана дикими животными и разбита собственными инструментами и утварью. [ 2 ] [ 3 ] Мифы о наводнении майя, записанные Диего де Ландой и в «Чилам Балам» Чумаэля, утверждают, что единственными выжившими после потопа были четыре Бакаба, занявшие свои места в качестве защитников четырех сторон неба. [ 4 ]
В мезоамериканском мифе приводятся самые разные причины возникновения потопа: либо мир был просто очень стар и нуждался в обновлении; люди пренебрегли своим долгом поклоняться богам; или их наказали за проступок (например, каннибализм). Многие из современных мифов содержали явно христианские ссылки, такие как убийство Авеля Каином в качестве причины. В мезоамериканских мифах потоп был лишь одним из нескольких разрушений творения — обычно первым из трех или четырех катастрофических событий, хотя есть некоторые свидетельства того, что ацтеки считали потоп четвертым.
Во многих мезоамериканских мифах о потопе, особенно записанных у науа (ацтеков), народы рассказывают, что после потопа не осталось людей, переживших потоп, и творение пришлось начинать с нуля, в то время как в других источниках говорится, что нынешние люди произошли от небольшого числа выживших. По некоторым данным, выжившие преступили богов, зажгли огонь и в результате превратились в животных. Хоркаситас признает, что история о жене-собаке и история о преступлении с помощью огня и последующем превращении в животных выживших в наводнении могут иметь доколумбовое происхождение. [ 5 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Хоркаситас, Фернандо (1988). «Анализ мифа о потопе в Мезоамерике». В Алане Дандесе (ред.). Миф о потопе . Беркли: Издательство Калифорнийского университета . стр. 183–220. ISBN 0-520-05973-5 . OCLC 15629162 .
- Маркман, Роберта Х.; Питер Т. Маркман (1992). Освежеванный Бог: мезоамериканская мифологическая традиция; Священные тексты и изображения из доколумбовой Мексики и Центральной Америки . Сан-Франциско: Харпер . ISBN 0-06-250528-9 . ОСЛК 25507756 .
- Деннис Тедлок, изд. (1985). Пополь Вух: Полное издание Книги майя о заре жизни и славе богов и королей . Перевод Денниса Тедлока. Нью-Йорк: Саймон и Шустер . ISBN 0-671-45241-Х . OCLC 11467786 .