Значение чисел в иудаизме
Часть серии о |
иудаизм |
---|
![]() ![]() ![]() |
Различные числа играют важную роль в еврейских текстах и практиках. Некоторые такие числа использовались в качестве мнемоники, чтобы помочь запомнить понятия, в то время как считалось, что другие числа имеют внутреннее значение или намекающее значение.
Песня «Эхад Ми Йодеа » («кто знает одного?»), исполняемая на пасхальном седере , известна тем, что рассказывает о религиозной концепции или практике, связанной с каждым из первых 13 чисел.
В еврейской истории
[ редактировать ]В еврейских исторических исследованиях числа считались средством понимания божественного. Этот союз символического и физического нашел свою кульминацию в создании Скинии . Численные размеры храма представляют собой «микрокосм творения… который Бог использовал для создания Оламот-Вселенных ». [1]
В системе мышления Махарала каждое число имеет последовательное философское значение: 1 – единство. 2 – дуализм и множественность. 3 – единство двух крайностей. 4 – кратность в двух направлениях, как стороны света. 5 – центральная точка, объединяющая эти четыре крайности. 6 – множественность в трех измерениях. 7 – центральная точка, объединяющая всю природу, как в Шаббат . 8 – сверхъестественное царство, питающее природу, и стремление человека к связи со сверхъестественным. 9 – наиболее полная множественность, включающая разделение на естественное и сверхъестественное. 10 – окончательное объединение естественного и сверхъестественного. [2]
1
[ редактировать ]Эхад Ми Йодеа начинается со строки «Один есть Всевышний , на небесах и на земле — אחד אלוהינו שבשמיים ובארץ». Монотеистическая центральной природа нормативного иудаизма, называемая также «единством Бога», является общей темой в еврейской литургии (например, в молитве ), а также в раввинистической литературе . Маймонид в « 13 принципах веры» пишет , что
Бог, Причина всего, един. Это не означает ни одного, как одного из пары, ни одного, подобного виду (который охватывает множество особей), ни одного, как объекта, состоящего из многих элементов, ни одного простого объекта, который бесконечно делим. Скорее, Бог — это единство, в отличие от любого другого возможного единства. [3]
2
[ редактировать ]Два «определяют концепцию четности», [4] и может представлять отношения Бога с человечеством или народом Израиля . Это также связано с двумя скрижалями завета (например, в Эхад Ми Йодеа ) и двумя склонностями; Йецер Хара и Йецер Хатов .
В Шабат традиционно зажигают две свечи; один символизирует соблюдение ( שמור ) субботы, а другой — памятование ( זכור ) о ней. Существует несколько распространенных интерпретаций этого обычая. Две свечи могут также символизировать мужа и жену, вторую душу, полученную в Шаббат, или разделение между светом и тьмой в истории творения . [5] [6]
3
[ редактировать ]- Three are the Fathers ( Патриархи ) — три отца ( Авраам , Исаак и Иаков )
- Три сына Ноя ( Хам , Сим и Иафет )
- Количество алиот в не-Йом Тов чтения Торы в понедельник и четверг и количество алиот в Шаббат Минха
- Святая Святых занимала треть площади Храма (а ранее Скинии).
- Ангелы трижды провозглашали, что Бог «Свят, свят, свят». [7]
- Священническое благословение состоит из трех разделов.
- На третий день еврейский народ получил Тору
4
[ редактировать ]- Четверо — Матери ( Матриархи ) — ארבע אימהות (Сара, Ребекка, Рахиль и Лия)
- Число алиот на Рош Ходеш
- Во время пасхального седера выпиваются четыре чаши вина и произносятся четыре выражения искупления.
- Оба небеса [8] и земля [9] были описаны как имеющие четыре стороны или угла, подобные сторонам света .
5
[ редактировать ]- Пять книг Торы
- По мнению раввина Ханины бен Гамалиэля, из Десяти заповедей на каждой из двух табличек было написано пять заповедей. Хотя мудрецы полагают, что на каждой табличке были записаны все 10 заповедей. [10]
- Разделы книги Псалмов
- Количество узлов в циците
- Число алиот в Йом Тов , не совпадающее с Шабатом
- Пять видов зерна
6
[ редактировать ]- книг Мишны Шесть
- Шесть рабочих дней недели
- Шесть дней творения
7
[ редактировать ]- Количество дней в недельном цикле с учетом субботы - שיבעה ימי שבתא
- Согласно мидрашу : «Все семёрки любимы»: есть семь терминов для неба и семь терминов для земли; Енох был седьмым поколением Адама; Моисей был седьмым поколением Авраама; Давид был седьмым сыном в семье; Аса (воззвавший Бога) был седьмым поколением израильских царей; седьмой день ( Шаббат ), месяц ( Тишрей ), год ( шмита ) и шмита ( юбилей ) имеют особый религиозный статус. [11]
- Семь законов Ноя
- Семь видов Земли Израиля
- Отсчет Омера состоит из семи недель, каждая из которых состоит из семи дней.
- Количество благословений в Шева Брахот [12]
- В отрывке о красной телице обсуждаются семь пунктов очищения, каждый из которых упоминается семь раз. [13]
- Женщина в нидде после менструации должна отсчитать семь «чистых дней» до погружения в микву.
- Акты искупления и очищения сопровождались семикратным окроплением.
- Менора в Храме имела семь светильников.
- Траур по Шиве длится семь дней.
- Количество дней Суккота [12] и Песах ( Израиль ) [12]
- Количество благословений в Амидах Шаббата молитвах , Йом Това и всех Рош Мусаф (кроме ха-Шана )
- Число алиот в субботу [12]
- было по семь особей каждого чистого животного. В Ноевом ковчеге
- Говорят, что число семь символизирует завершение, общение с Богом или завет святости и освящения.
- Моисей умер седьмого Адара.
- Иаков семь раз поклонился Исаву при встрече с ним ( Бытие , 33:3)
8
[ редактировать ]- Восемь дней обрезания
- Общее количество дней Йом Това в году в Израиле
- Количество дней Хануки
- 8 дней сукко
- Количество дней Песаха ( Диаспора )
- Согласно « Зоару» , число восемь означает новые начинания, поскольку восьмой день был первым днем после творения, когда Бог вернулся к работе; неделя началась заново. [ нужна ссылка ]
9
[ редактировать ]- Первые девять дней еврейского месяца Ав вместе известны как «Девять дней» ( Тиша ха-Ямим ) и представляют собой период полутраура, предшествующий Тиша бе-Ав , девятому дню Ава, в который оба Храма в Иерусалим был разрушен
10
[ редактировать ]- Десять заповедей
- Десять казней Египта
- Десять евреев образуют миньян
- изображены десять сфирот (человеческих и божественных качеств). В Каббале
- Согласно Мишне, мир был создан десятью божественными изречениями; десять поколений прошло между Адамом и Ноем и между Ноем и Авраамом; Авраам получил от Бога десять испытаний; израильтяне получили десять испытаний в пустыне; было десять казней в Египте; в Храме произошло десять чудес; десять явно сверхъестественных явлений были созданы в сумерках шестого дня творения. [14] Число десять в этой Мишне указывает на большое число (например, Мишна заявляет, что готовность Авраама пройти десять испытаний «указывает на его любовь к Богу»).
- Юд — десятая буква еврейского алефта, которая связывает единство ( Йехуди ) с Богом ( Яхве ) и евреем. ( Йегуди .)
11
[ редактировать ]- Одиннадцать звезд Иосифа мечты
- одиннадцать специй. В подношении благовоний
12
[ редактировать ]- Двенадцать колен Израилевых
- Ритуальные предметы часто состояли из двенадцати штук, чтобы обозначить роль каждого племени. В нагрудник первосвященника хосен ( . ) было вставлено двенадцать драгоценных камней, символизирующих 12 колен Илия построил свой жертвенник из 12 камней, символизирующих колена. [15] Моисей построил на Синае 12 столбов, символизирующих племена. [16] и Иисус Навин воздвиг двенадцать памятных камней на реке Иордан, символизирующих колена. [17]
- «Все творения Божии равны по числу 12 коленам: 12 астрологических знаков , 12 месяцев, 12 часов дня, 12 часов ночи, 12 камней, которые будет носить Аарон [первосвященник]». [18]
- На Храмовую гору можно было попасть через двенадцать ворот.
- Возраст бат-мицвы , когда еврейская женщина становится обязанной следовать еврейскому закону.
- было двенадцать хлебов предложения. На шулхане (столе) в Бейт-Хамикдаш
- Сыновья Иакова
- Количество источников воды Элим
13
[ редактировать ]- – атрибуты Всевышнего . Тринадцать
- Возраст бар-мицвы , когда еврейский мужчина становится обязан следовать еврейскому закону.
- Еврейские принципы веры по Маймониду
- Герменевтические правила рабби Измаила
- Количество дней Йом Това в году ( Диаспора )
- Месяцы високосного года по еврейскому календарю
14
[ редактировать ]- Количество ступеней пасхального седера
- Число книг Мишны Торы , также озаглавленной «Яд Хахазака» , в которых слово «Яд» имеет гематрию, составляет 14.
15
[ редактировать ]- Одно из двух чисел, которое пишется иначе, чем принято на иврите, чтобы избежать написания имени Бога. [19] Другому 16 .
- Количество слов в Священническом благословении
16
[ редактировать ]- Одно из двух чисел, которое пишется иначе, чем принято на иврите, чтобы избежать написания имени Бога . Другому 15 .
18
[ редактировать ]- Гематрия слова «чай» , еврейского слова, обозначающего жизнь . Число, кратное этому числу, считается удачей и часто используется при дарении подарков.
- Амида . также известна как «Шмоне Эсре» («Восемнадцать»), поскольку изначально имела 18 благословений, хотя позже было добавлено 19-е благословение
19
[ редактировать ]- Число лет в цикле еврейского календаря , после которого дата лунного календаря совпадает с датой солнечного календаря.
- Благословения в будничный день Амида
20
[ редактировать ]- Минимальный возраст для вступления в израильскую армию
- В Галахе смертная казнь приводилась в исполнение только в том случае, если преступнику было не менее 20 лет.
22
[ редактировать ]- Количество букв в еврейском алфавите
- Количество цветков миндаля на меноре
24
[ редактировать ]- Общее количество книг Танаха
- Двадцать четыре священнических дара
- 24 священнических дивизии
- 24 вопроса, которые Рейш Лакиш задал бы рабби Йоханану [20]
- 24 благословения, произносимых в Амида в дни поста
- 24 000 человек погибли от чумы, которую остановил Пинхас [21]
- 24 000 учеников Р. Акивы умерли
26
[ редактировать ]28
[ редактировать ]- Количество еврейских букв в Бытие 1:1.
30
[ редактировать ]- Число дней в некоторых месяцах еврейского календаря
33
[ редактировать ]- 33-й день Омера , на который Лаг Ба-Омер. приходится
36
[ редактировать ]- Говорят, что мир поддерживается заслугами 36 скрытых праведников. Это вдвое больше 18 – см. выше.
40
[ редактировать ]- Моисей оставался на горе Синай 40 дней после дарования Торы. После золотого тельца он проведет там еще 40 дней (и ночей)
- Число дней, в течение которых соглядатаи находились в земле Ханаанской.
- Годы в пустыне — поколение [22]
- Как и Мозес, царствование царей Давида и Соломона тоже было 40 лет.
- Дни и ночи дождя во время потопа, произошедшего во времена Ноя
- на Возраст Исаака на момент женитьбы Ребекке
- Возраст Исава при женитьбе на первых двух женах
- Сколько дней , по пророчеству Ионы , пройдет, прежде чем Ниневия будет разрушена. (Они раскаиваются)
- Миква . должна содержать не менее 40 сеа (измерение объема) воды
- Число лет правления Давида , Соломона и праведнейших судей в книге Судей
- Количество ударов плетью тому, кто нарушает заповедь
- Число дней, в течение которых Тора была дана
- Количество недель, в течение которых человек формируется в утробе матери
- Количество проклятий на Адама
- Минимальный возраст, с которого мужчина может вступить в Синедрион
42
[ редактировать ]- Буквы одного из Божественных Имен Бога
- 42 города, куда могут отправиться беженцы (см. «Города-убежища »), если они случайно убивают.
- Совершилось 42 путешествия сынов Израилевых по пустыне.
- 42 подростка растерзали двое, которых она родила в Вефиле после того, как назвала пророка Елисея «Лысым» (голова непокрыта)
50
[ редактировать ]- 50-й год субботнего цикла был юбилейным годом.
54
[ редактировать ]- Тора . разделена на 54 еженедельных главы Торы
60
[ редактировать ]- Считается началом старости ( Раши, Левит 27:7 ).
70
[ редактировать ]- 70 народов мира ( Поколения Ноя )
- Члены Синедриона
- Продолжительность жизни царя Давида
- Годы между разрушением Первого и строительством Второго Храма
- Количество финиковых пальм в Элиме
- Число членов семьи Иакова, пришедших в Египет [23]
- Число еврейских старейшин во главе с Моше [24]
86
[ редактировать ]130
[ редактировать ]- Возраст Иохаведы , когда она родила Моисея . [25]
- 130 сиклей серебра было принесено во время освящения жертвенника.
137
[ редактировать ]- Число лет жизни Измаила, Левия и Амрама (отца Мозеса).
См. Быт. 25:17, Исх. 6:16 и 6:20.
- Это гематрия слова קבלה/каббала.
- [См. также книгу: « 137 : Юнг, Паули и стремление к научной одержимости».]
248
[ редактировать ]- Количество положительных заповедей
- Количество конечностей в теле человека
314
[ редактировать ]318
[ редактировать ]- Число людей, которых Авраам взял на битву против четырех царей ( Бытие 14:14 ); также гематрия Элиезера (слуга Авраама)
365
[ редактировать ]- Длина солнечного календаря (что имеет значение в иудаизме)
- Количество запретительных заповедей
- Количество артерий в организме
374
[ редактировать ]- Общее количество лет, Первый Храм в течение которых простоял
400
[ редактировать ]• Сумма шекалима, которую Авраам заплатил Ефрону (Берешит 23:15).
• Количество мужчин с Эсавом
• Годы в Египте
613
[ редактировать ]- — 613 заповедей число мицвот в Торе.
620
[ редактировать ]- Общее количество мицвот , включая заповеди Торы и раввинистического происхождения.
См. также
[ редактировать ]- Библейский код — предполагаемый набор секретных сообщений, закодированных в Торе.
- Библейские и талмудические единицы измерения
- Хронология Библии
- Гематрия
- Еврейский календарь
- Еврейские цифры
- Еврейская символика
- Нотарикон — метод образования слова с использованием каждой его начальной буквы.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Каплан 1990 : с. 57
- ^ Махарал из Праги
- ^ Йесод Ха-Тора 1:7
- ^ «Семь: Сила чисел» .
- ^ «Зажигание субботних свечей: разделение между светом и тьмой» .
- ^ «Зачем зажигать две (или более) субботние свечи?» .
- ^ Исаия 6:3
- ^ Даниил 8:8
- ^ Исайя 11:12 и т. д.
- ^ «Десять заповедей» , Arc.Ask3.Ru , 20 мая 2024 г. , получено 23 мая 2024 г.
- ↑ Левит Раба 29:11.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Габриэлла Сэмюэл, Справочник по Каббале: Краткая энциклопедия терминов и концепций еврейского мистицизма , Нью-Йорк: Джереми П. Тарчер, 2007. с. 242. ISBN 1-58542-560-5 .
- ^ Песикта де-Рав Кахана 4:2
- ^ Пиркей Авот 5:1-6.
- ^ 3 Царств 18:31
- ^ Исход 24:4
- ^ Иисус Навин 4: 2–9.
- ^ Мидраш Танхума , Ваешев 8
- ^ Досик 1995 : с. 155
- ^ Талмуд Бавли, Бава Меция 84а.
- ^ Числа 25:9
- ^ Числа 14: 18–35.
- ^ Бытие 46:27
- ^ Числа 11:16
- ↑ Раши, Исход 2:1.
- ↑ Раши, Исход 23:21.
Ссылки
[ редактировать ]- Каплан, раввин Арье (1990). Саттон, Авраам (ред.). Внутреннее пространство . Бруклин, Нью-Йорк: Мознаим. п. 254. ИСБН 0-940118-56-4 . Проверено 19 сентября 2010 г.
- Ганц, Яффа (1981). Кто его знает?: Книга еврейских чисел . Нануэт, Нью-Йорк: Издательство Feldheim. п. 32. ISBN 0-87306-285-Х . Проверено 19 сентября 2010 г.
- Сэмюэл, Габриэлла (2007). Справочник по каббале: краткая энциклопедия терминов и понятий еврейского мистицизма . Нью-Йорк: Джереми П. Тарчер. п. 467. ИСБН 978-1-58542-560-0 . Проверено 19 сентября 2010 г.
- Досик, Уэйн (1995). Живой иудаизм: Полное руководство по еврейским верованиям, традициям и практике . Нью-Йорк: ХарперКоллинз. п. 155. ИСБН 0-06-062179-6 . Проверено 19 сентября 2010 г.
- Каплан, Арье (1997). Сефер Йецира . Нью-Йорк: Книги Вайзера. п. 424. ИСБН 0-87728-855-0 . Проверено 20 сентября 2010 г.
- Коулман, Уэйд (2008). Сефер Сапфиры, Трактат о гематрии, магическом языке . Братство Скрытого Света. ISBN 978-0981897707 .
- Раши, издание Сапирштейна (1999). Книга Шмоса, Парашас Мишпатим. стр.307. ISBN 978-1-57819-326-4 .