Супыирский язык
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2023 г. ) |
Супьире | |
---|---|
сюрприз | |
Родной для | Мали , Кот-д’Ивуар |
Область | Регион Сикассо |
Носители языка | (460 000 в 1996–2007 гг.) [1] |
Нигер-Конго ?
| |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | Или: spp - Супьире seb – Шемпайр (Сьенпайр, дубликат кода Супиайре или Себаары) |
глоттолог | supy1237 |
Карта, показывающая, где говорят на супьире. | |
Supyire , или Suppire , — язык сенуфо, на котором говорят в регионе Сикассо на юго-востоке Мали и в прилегающих регионах Кот-д’Ивуара . На их родном языке существительное супыре означает одновременно «народ» и «язык, на котором говорит народ».
Фон
[ редактировать ]Раннее существование Супиира неясно. Было высказано предположение, что в период развития языка в регионе было мало конфликтов, что привело к значительному разделению между предками супире и другими культурами этого региона. Если бы люди, говорящие на одном языке, мигрировали в регион современного Мали , а затем разделились на небольшие группы, не имевшие особых связей, можно было бы ожидать, что со временем языки приобретут разные характеристики. В последнее время тесные контакты с другими племенами привели к созданию словаря, полного заимствованных слов, которые ассимилировались в повседневный язык. Образование повлияло на культурный язык в этой области. Хотя немногие из них грамотны, многие дети посещают начальную школу, где можно преподавать на разных языках. Продолжаются споры по поводу использования «родного языка» в школах. Действующий закон гласит, что в начальных школах обучение ведется на родном языке, тогда как в средних школах особое внимание уделяется использованию общего языка.
Языковую группу сенуфо можно разделить на северную, центральную и южную ветви, при этом супире классифицируется как самый южный северный язык сенуфо. Языковая группа сенуфо, насчитывающая около 2,2 миллиона человек, простирается от юго-западной части Мали и охватывает значительную часть северного Кот-д'Ивуара . Есть также отдельные очаги этой языковой группы в Буркина-Фасо и Гане . Как группа, народ сенуфо считается одной из старейших этнических групп Кот -д'Ивуара , поселившись там в начале 17 века. Предполагается, что сенуфо произошли от народа кенедугу , правившего Мали и Буркина-Фасо в 17 веке. Именно эта культура основала деревню Сикассо , которая сейчас является культурным центром народа Супьире. Сикассо был последним городом, попавшим под контроль французов во время их вторжения в Мали в 1888 году. Мали существовала под французским колониальным правлением как нация Французского Судана . В 1958 году Французский Судан потребовал автономии и был переименован в Суданская Республика . В 1960 году Суданская Республика стала независимой страной Мали.
Как группа людей, Супиире выживают, возделывая ландшафт. Люди зарабатывают на жизнь за счет земли, в первую очередь выращивая ямс , просо и сорго — традиция, которая увековечена на протяжении всей истории их предков. Благодаря интеграции сельскохозяйственных процессов соседних культур бананы и маниок также успешно выращиваются . Уход за домашним скотом, включая кур , овец , коз и цесарок , является важным источником питания. В этой культуре богатство соотносится с количеством и качеством скота, а не с деньгами. И охота, и рыбалка также важны, хотя и в гораздо меньшей степени. Хотя Супире поднялись над уровнем охотников-собирателей , их традиционный способ организации не поднялся выше уровня деревни. В культуре Супьире редко кто-либо обладает чрезмерной властью, и существует только два традиционных класса — рабочие и фермеры.
Как культура, Супьире и большинство групп Сенуфо наиболее известны своими произведениями искусства. Ремесленники в этих общинах ценятся в высшей степени. Большинство произведений искусства представляют собой скульптуры, оживляющие божеств. Фигурки животных, таких как зебры , крокодилы и жирафы , очень распространены. Рассказывание историй также играет важную роль в этой культуре, и одним из первых письменных документов Супьире был рассказ под названием «Смеющиеся зубы бородавочника». Практика женского обрезания сенуфо сделала эту культуру узнаваемой на мировом уровне. Практика женского обрезания, совершаемая по культурным или религиозным причинам, призвана отметить обряд посвящения девочек в женщин. В этих культурах мужчины также должны проходить различные обряды посвящения. Преобладающей религией региона является мусульманство, хотя большинство «бушменов» склонны вместо этого верить в человекоподобных богов. Также распространено поклонение умершим предкам.
Фонология
[ редактировать ]Согласные
[ редактировать ]губной | Альвеолярный | Палатальный | Велар | Глоттальный | ||
---|---|---|---|---|---|---|
носовой | м | н | с | ŋ | ||
Взрывоопасный / Аффрикат | глухой | п | т | тʃ ⟨c⟩ | к | ʔ |
озвученный | б | д | дʒ ⟨j⟩ | г | ||
Фрикативный | глухой | ж | с | ʃ ⟨ш⟩ | ||
озвученный | v | С | ʒ ⟨zh⟩ | |||
аппроксимант | л | j ⟨y⟩ | В |
Supyire имеет голосовые различия и содержит голосовую остановку , что является общей характеристикой африканских языков. Однако в нем нет губно-велярных согласных .
Безмолвные остановки имеют особые ограничения и используются только в трех средах: в начале слова, например tàcwɔ̀ («невеста»); медиально в ударном слоге, как в nupéé; или после носового, например, в kàntugo («сзади»). Более того, почти каждое слово с начальной буквой /ɡ/ встречается в заимствованных словах из французского или бамбарского языка.
как глухие, так и звонкие фрикативы Хотя встречаются , глухие фрикативы, такие как /f/ и /s/, встречаются гораздо чаще, чем звонкие фрикативы /v/ , /z/ и /ʒ/ .
Лабиального аппроксиманта нет.
В речи /w/ не стоит после короткого ударного слога. [2] : с. 17
Хотя Supyire содержит носовые согласные, по поводу их фонематического статуса ведутся серьезные споры. Согласно четко сформулированной гипотезе, у предшественника супире не было носовых согласных, но существовали назализованные гласные. Таким образом, некоторые лингвисты относят носовые согласные к простым вариантам аппроксимантов, стоящих перед носовыми гласными.
Сообщается, что у Супиире есть редкий увулярный лоскут , являющийся аллофоном /ɡ/ в безударных слогах. [2] : с. 10 Это аналогично появлению /d/ как [ɾ] в той же среде. [2] : с. 10
гласные
[ редактировать ]Передний | Центральный | Назад | |
---|---|---|---|
Закрывать | ì я | ты тьфу | |
Близко-средне | и | тот | |
Открытая середина | ɛ ɛ̃ | ɔ ɔ̃ | |
Открыть | a а |
Всего в супируре 12 гласных, семь устных гласных и пять носовых гласных (которые обозначаются буквой n после гласной). Две устные гласные, /ɛ/ и /ɔ/, не так устоялись, как остальные пять, поскольку разница между /ɛ/ и /a/ нейтрализуется, и при быстрой речи очень трудно различить /ɑ/ , вариант /ɔ/ и /a/. Похоже, что некоторые говорящие предпочитают одно произношение другому, хотя некоторые используют оба варианта произношения, а некоторые используют вариант где-то посередине.
Гармония гласных также важна в языке супире. Это делается путем гармонизации безударных гласных с начальной ударной гласной, если они обе принадлежат к одному и тому же корню или имеют один и тот же суффикс.
Слоги
[ редактировать ]Supyire имеет заметную слоговую структуру, в которой нет закрытых слогов . В Supyire слоги чаще всего имеют вид CV или CVV, хотя местоимения u и uru начинаются с гласного слога. В словах супюйре в каждом корне также обычно бывает только один ударный слог. Ударение чаще всего ставится на первый слог корня, хотя многие корни существуют без ударения на первом слоге. Аффиксы и другие грамматические звуки, например обозначающие местоимения, не имеют ударения.
Тон
[ редактировать ]Супиире тональное (распространено в африканских языках).
В языке четыре основных тона: высокий, низкий, сильный средний и слабый средний. Хотя высокие и низкие тона ничем не примечательны, два средних тона различаются только различиями в их поведении при обращении к правилам тона, а не их высотой. Эти необычные средние тона встречаются во всех северных языках сенуфо, но не в центральных языках сенуфо, в которых всего три тона.
- высокий тон обозначается острым ударением: á é ɛ́ í ó ɔ́ ú;
- средний тон не обозначается диакритическим знаком: ae ɛ io o u;
- низкий тон обозначается серьезным ударением: à è ɛ̀ ì ò ɔ̀ ù;
- другая середина (высокий-низкий) обозначается циркумфлексом: â ê ɛ̂ î ô ɔ̂ û.
Большинство гласных в языке супюре содержат один тон, хотя гласные могут иметь два, а в крайне редких случаях три тона. Кроме того, носовые звуки, стоящие перед стопами, могут иметь только один тон. Суффиксы рода основного существительного, суффиксы несовершенного глагола, суффикс причинного глагола –g, за которым следует гласная, и префикс непереходного глагола N- считаются бестональными.
Было отмечено, что мальчики, проводившие дни за выпасом коров, общались друг с другом строго с помощью свистящего языка , который определял только длину и высоту гласных. Этих небольших фрагментов информации было достаточно, чтобы вести разговоры со значительными подробностями.
Морфология
[ редактировать ]Система классов
[ редактировать ]Система классов существительных в супьире аналогична системе других языков нигерско -конголезской семьи. Эта система включает восемь классов существительных , которые сгруппированы в пять родов существительных . Хотя между местоимениями и их главными существительными существует соглашение о классе существительных, согласия между глаголами не существует. Однако между кванторами (такими как определители и независимые прилагательные) и главным существительным существует согласие.
Гендерная система супире немного отличается от гендерных систем других подобных языков. Банту , также являющаяся подгруппой нигерско-конголезских языков, помещает разные формы одного и того же слова в разные гендерные классы. Например, суахили слово «друг» на — «рафики» и это существительное 9-го класса. Однако форма множественного числа марафики относится к 6-му классу существительных. Такая путаница в различении классов существительных не встречается ни в одном языке сенуфо, включая супьире.
В Супиире пол 1 относится к категории «человеческих». Вместо того, чтобы классифицировать заимствованные слова по их определению, те, кто говорит на языке супьире, склонны классифицировать заимствованные слова по их суффиксам, и, таким образом, большинство заимствованных слов, независимо от значения, относят к роду 1. Более половины словаря существительных первого рода - это заимствованные слова. . Существительные, встречающиеся в этой категории, варьируются от общечеловеческих терминов, таких как ceewe («женщина») и pyà («ребенок»), до терминов, описывающих отношения, таких как nafentu («отец жены»). В этой категории также встречаются термины, описывающие таких людей, как ŋaŋa («близнец») или cevoo («друг»). Пол 1 также содержит классовые и профессиональные термины, такие как ciiwe («кожевник»), tunntun («кузнец») и sòròlashí («солдат»). Сверхъестественные сущности также делятся на человеческий пол. Слово «бог», kile , относится к категории существительных 1-го рода. Этот род также содержит некоторых «высших» животных и массовые существительные, такие как пыль и песок.
Пол 2 обычно описывается как категория, содержащая существительные, обозначающие «большие вещи», а пол 3 содержит существительные, обозначающие «маленькие вещи». Таким образом, род 2 включает, например, деревья и части деревьев, такие как cige («дерево»), logo («дерево ши») и weŋe («лист»). Ко второму роду также относятся крупные неподвижные объекты, такие как бага («дом, здание»), чаанга («рынок») и качиге («мост»), а также большинство крупных животных. Род 2 содержит существительные, описывающие желания, такие как категэ («голод») и бьяга («жажда»). Пол 3 содержит мелких животных, таких как лупаан («комар»). Пол 4 известен как категория «коллективы» и содержит массовые существительные и абстрактные существительные. Некоторые примеры массовых существительных: пворо («саман») и кьяра («мясо»). Аннотация используется для передачи эмоциональных состояний и включает такие слова, как sícyere («безумие») и wyere («холод»). Последняя категория существительных 5-го рода содержит существительные, обозначающие жидкости. Например, это род слов sìnmε («пиво») и jirimε («молоко»).
В Супьире пол обозначается суффиксами . Основные суффиксы пола в Супиире чаще всего имеют форму –CV, встречающуюся в шести из восьми классов. Суффиксы в этом случае бесцветны. Первые три гендерные системы включают формы как единственного, так и множественного числа, а роды 4 и 5 — нет. Например, существительные 1-го рода единственного числа используют суффикс –wV , существительные 2-го рода единственного числа используют –gV обычно , существительные 3-го рода единственного числа используют –lV , существительные 4-го рода используют основной суффикс –rV , а существительные 5-го рода используют –mV в качестве суффикса. Существительные множественного рода 1 не так строго следуют правилам и могут различаться по использованию согласных. Однако все они заканчиваются на –ii или –íí .
Морфология глагола
[ редактировать ]Хотя языки Нигера и Конго , как правило, имеют сложную систему морфологии глаголов, Супьире не следует этой тенденции. В языке супыре встречаются только четыре типа аффиксов : префиксы глаголов, суффиксы несовершенного вида, каузативный суффикс и суффикс множественного числа или интенсивного суффикса. В языке Супири также используется соединение глаголов, хотя система очень проста. Supyire — это одновременно префиксный и суффиксальный язык. В Supyire используются два глагольных префикса: непереходный префикс и префикс будущего времени. Совершенное и недавнее прошлое не имеют префиксов. Непереходный префикс отмечен только глухим носовым звуком и существует только с глаголами, начинающимися с глухих пауз. Приставка зависит от места прямого дополнения в предложении (см. ниже примеры В и Г). Это иллюстрируется следующим:
Пи
Они
Маха
МЕТОД
пока
ИП - приходи
наха.
здесь.
«Они приходят сюда». Неизвестные аббревиатуры для глянцевания ( помощь );
За месяц
Более
я
не
ПРОШЛОЕ
МПа
овца
лицом.
получать
«У меня есть овца».
МПа
овца
другие
я
не
ПРОШЛОЕ
Н-да.
ИП -получить.
«Это была овца, которую я взял». Неизвестные аббревиатуры для глянцевания ( помощь );
Альтернативно, префикс будущего используется с глаголами, которые применяют ссылку на будущее время. В сочетании с некоторыми глагольными префиксами вспомогательные слова sí и cáá также используются . Он также отличается от первого префикса тем, что использует особый тон и встречается во всех глаголах, а не только в тех, которые начинаются с глухих пауз. Как и в случае с непереходным префиксом, в приставке будущего времени используется носовой глагол, присоединенный к глаголу, которому не предшествует прямой объект. В качестве примера:
Более
я
Ага
БЫЛ
Мне жаль.
ФП -приходи.
"Я приеду."
Прилагательные
[ редактировать ]Supyire не включает много прилагательных, поскольку вместо них большинство прилагательных можно представить с помощью глаголов состояния. Однако небольшая группа прилагательных все же существует. Прилагательные в Supyire создаются двумя способами: либо путем соединения, либо с использованием производных прилагательных. Ниже приведены примеры корней прилагательных и словосложения корней:
- а. Корень: -fu- («горячий»)
- б. кафе-фу-го («горячий ветер»)
Синтаксис
[ редактировать ]Структура предложения
[ редактировать ]Хотя почти все нигерско-конголезские языки имеют структуру предложений, соответствующую схеме субъект-глагол-объект, супьире и другие языки сенуфо не следуют этому принципу. Вместо этого эти языки являются глагольно-конечными и чаще всего представляют собой субъект-объект-глагол. Следующие примеры подтверждают такую структуру предложения:
Читать
ДС
в
Г1С
ты
ДУРАК
ŋ́́-квадрат
ИП -гоу
он знает
идти
а
ПРОГ
воск
дерево- DEF . G4
что-нибудь
чоп- IMPV
«Он пошел рубить деревья» Неизвестные аббревиатуры для толкования ( помощь );
Лупа-ан
А
Да
комар- G3S
ٹ-tὲὲn
ДУРАК
ты
ИП -сидеть
Нет.
Г1С
на
«На него сел комар» Несовпадение количества слов между строками: 5 слов в 1 строке, 6 слов в 2 строке ( help ); Неизвестные аббревиатуры для глянцевания ( помощь );
Система счисления
[ редактировать ]В системе счисления народа Супыре есть короткие слова (мономорфемные формы) для чисел от 1 до 5, 10, 20, 80 и 400. [3] [2] : с. 167 Числа от 6 до 9 образуются путем объединения префикса baa– , означающего «пять», со словами от 1 до 4 или их сокращенными версиями. [2] : с. 167 Например, слово «шесть» — баа-ни , «пять и один». Слово ŋ`kùù , обозначающее 80 , формально и этимологически идентично слову «курица»; эта идентичность необъяснима для носителей языка, но может быть связана с исторической ценой на курицу. [2] : с. 167
Во всех числах Supyire используется пол 1, за исключением числа «четыреста», в котором используется пол 3. [2] : стр. 167–169.
Поскольку их традиционные числа сложны, супьире все чаще используют десятичную систему соседнего народа бамбара . [3] Как и в других языках региона, цифры, обозначающие деньги (в данном случае франк КФА ), считаются группами по пять штук. [2] : с. 169
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Карлсон, Роберт. (1991). О послелогах и порядке слов в языках сенуфо. Подходы к грамматизации, 2, 201–223.
- Карлсон, Роберт. (1994). Грамматика Супире. Берлин: Вальтер де Грюйтер и компания.
- Комри, Бернард, Мэтьюз, Стивен и Полински, Мария. (2003). Глава 4: Африка и Ближний Восток. В Атласе языков (стр. 72–89). Лондон: Пирс Спенс.
- Гарбер-Компаоре, Энн. (1987). Тональный анализ сенуфо: суситский диалект. Авторефераты диссертации, 1. Получено 1 декабря 2008 г. с веб-сайта Университета Иллинойса: [4]
- Медсестра Дерек и Хайне Бернд. (2000). Африканские языки. Лондон: Издательство Кембриджского университета.
- Пайк, Кеннет. (1964). Языки тонов: техника. Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета.
- Труделл, Барбара. (2007, сентябрь). Перспективы местного сообщества и языковое образование в общинах стран Африки к югу от Сахары. Международный журнал развития образования, 27 (5), 552–563.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Supyire в Ethnologue (18-е изд., 2015 г.) (требуется подписка)
Шемпайр (Syenpire, дублирующий код Supyire или Cebaara) в Ethnologue (18-е изд., 2015 г.) (требуется подписка) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Карлсон, Роберт (1994). Грамматика Супьире . Берлин: Мутон де Грюйтер. ISBN 9783110140576 .
- ^ Jump up to: а б Карлсон, Роберт (1995), Супьире Сенуфо, Сикассо, Мали , Институт Макса Планка , получено 21 февраля 2014 г.
- ^ Тональный анализ сенуфо: суцитский диалект
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Родительный падеж в Супиире» (PDF) . (324 КБ)
- «Вопросительные местоимения в Supyire» (PDF) .
{{cite web}}
: Проверять|url=
значение ( помощь ) (121 КБ) - Ресурсы в Супьире от SIL Mali