Язык були (Гана)
Каждый | |
---|---|
Канджага | |
Родной для | Гана |
Спикеры | 170,000 (2013) [1] |
Нигер-Конго ?
| |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | bwu |
глоттолог | buli1254 |
ЭЛП | Каждый |
Були , или Канджага , — язык группы гур в Гане, на котором в основном говорят в округе Буилса , расположенном в Верхневосточном регионе страны. Это язык SVO , на нем говорят 200 000 человек.
Диалекты були недостаточно изучены, поэтому утверждения об этих диалектах противоречивы. Одним из диалектов является чучулига, на котором говорят в северной части Ганы, недалеко от Навронго . [2] На этот диалект влияет касем , еще один язык гур, на котором говорят в Верхнем восточном регионе северной Ганы и в Буркина-Фасо . Чучулига имеет специфические морфологические особенности, такие как отсутствие дифтонгов, более богатая именная морфология и отсутствие низких тонов, которые схожи с другими разновидностями Були. [2] По данным Ethnologue , були не имеет диалектных вариаций и, как сообщается, похож на конни , на котором говорят в районах Нангурима и Йикпабонго. Более того, Були лексически схож с Мампрули (77%). [3]
Фонология
[ редактировать ]Источник: [4]
Согласные
[ редактировать ]гласные
[ редактировать ]Передний | Центральный | Назад | ||
---|---|---|---|---|
Высокий | я | в ) | ||
Средний | ) И | ø (ː) | ɘ | о (ː) |
Низкий | а (ː) |
Тоны
[ редактировать ]В Були есть три тональных уровня: высокий, средний и низкий, и явления тона очень сложны. Слова отклоняются от своих основных тональных моделей, когда они встречаются в синтаксической схеме. [5]
Тонема | |
---|---|
Высокий уровень | ˦ |
Слабое высокое падение | ˦˧ |
Тяжелое высокое падение | ˦˨ |
Средний уровень | ˧ |
Средний пик | ˧˦˧ |
Середина падения | ˧˨ |
Среднее погружение | ˧˨˧ |
Низкий уровень | ˨ |
Тяжелый низкий рост | ˨˦ |
Слабый низкий рост | ˨˧ |
Лексическая функция
[ редактировать ]Хлопнуть
"браслет" [5]
орел
"ящерица" [5]
Грамматическая функция
[ редактировать ]Грамматика
[ редактировать ]Система классов существительных
[ редактировать ]Есть четыре класса единственного числа и пять классов множественного числа. Хотя идентификаторы классов в единственном числе не являются маркерами числа, маркеры во множественном числе обозначают число. Эта классификация основана на семантике, а не на морфологии. Элементы первого класса — [+human ], и суффиксы не обозначают номер, но в основном служат определителями. Элементы всех остальных классов имеют формат [-human], а их суффиксы множественного числа обозначают номер. [5]
Сорт | Единственное число | Множественное число | Пример | Семантика |
---|---|---|---|---|
я | приходить | бабушка | теперь "мужчина" | человеческие / заимствованные слова |
II | сказать | ŋa | yéri ''дом'' | зависимые сущности (части тела, плоды, языки) |
III | читать | Да | bàŋ̩ ''ящерица'' | этнонимы, деревья, уменьшительные формы |
IV | умереть | Галстук | сиук ''путь'' | животные, инструменты, массовые и абстрактные существительные |
V | компенсация | - | деревья, части тела. животные, жидкости, абстракция |
Местоимения
[ редактировать ]Личные местоимения/притяжательные местоимения
[ редактировать ]В Були существует различие между говорящим, слушающим и темой. Говорящий соответствует первому лицу, а слушающий – второму лицу. С другой стороны, тема относится к третьему лицу, но трактуется иначе, чем от первого и второго лица, поскольку форма третьего лица соответствует местоимению именного класса. Напротив, местоимения первого и второго лица образованы местоимениями сильного или слабого лица. В целом эти местоимения показывают согласованность чисел. Более того, формы темы не только выражают лицо и число, но и порождают дифференциацию пяти форм единственного и четырех форм множественного числа существительного. [2]
Существует различие между сильными и недостаточными (слабыми) местоимениями, которые различаются по тональному виду. [6] Сильные формы имеют высокий тон, тогда как дефицитные формы имеют низкий тон. Обзор инвентаря личных местоимений в Були представлен в таблице ниже.
Перс/Количество/CL | Сильные формы | Дефицитные (слабые) формы |
---|---|---|
1 СГ | мой | Ϲ (я) |
2СГ | фи | фи |
3SG.CL1 | приходить | приходить |
3SG.CL2 | напиток | сказать |
3SG.CL3 | читать | читать |
3SG.CL4 | умереть | умереть |
3SG.CL5 | сосать | компенсация |
1PL | поддерживать | Галстук |
2PL | нама | элемент |
3PL.CL1 | дядя | бабушка |
3PL.CL2 | Ага | Да |
3PL.CL3 | из | Галстук |
3PL.CL4 | ŋá | ŋa |
Интересно, что местоимения первого и второго лица в единственном числе имеют три разные формы. Местоимения в дефицитной форме mə и fə могут выступать только в функции объекта, а местоимения ٹ и fì могут выступать только в качестве подлежащих. С другой стороны, местоимения в сильной форме могут появляться как в позиции субъекта, так и в позиции объекта.
Кроме того, личные местоимения, показанные в таблице выше, также могут использоваться как притяжательные местоимения, то есть они являются омонимами. В приведенном ниже примере показано, что притяжательное местоимение может выступать как самостоятельный элемент, так и быть критически связанным с существительным.
Абсолютные местоимения
[ редактировать ]Местоимения, относящиеся к сущностям, независимым от глагольного сказуемого, всегда должны стоять в сильной форме. В этих контекстах вариант клитизации невозможен, поскольку маркер фокуса ká как единственный предшествующий элемент не обязательно должен присутствовать. Следующие примеры иллюстрируют этот факт.
Возвратные местоимения
[ редактировать ]Для выражения рефлексивности в були используется дополнительная частица dék , которая может либо следовать за сильной формой местоимения, либо критически связываться с неполноценной формой местоимения. Сильная форма используется для выражения логофорной референции, тогда как дефицитная форма используется в случаях, когда действующее лицо и пациент сказуемого являются кореферентными. Обзор возвратных местоимений приведен в таблице ниже. [2]
Перс/Количество/CL | Сильные формы | Дефицитные (слабые) формы |
---|---|---|
1 СГ | мне кажется | ٹ=dēk |
2СГ | фи палуба | fì=dēk |
3SG.CL1 | ну давай же | было=dēk |
3SG.CL2 | день рождения | Say=Dēk |
3SG.CL3 | Ка Дек | ка=дек |
3SG.CL4 | где ты? | kù=dēk |
3SG.CL5 | мэм | комп=dēk |
1PL | поддержка декабрь | tì=dēk |
2PL | имя декабря | item=dēk |
3PL.CL1 | братан | Миссис=Дек |
3PL.CL2 | Си Дек | да = хорошо |
3PL.CL3 | рано утром | tì=dēk |
3PL.CL4 | Ла дек | ŋà = срок оплаты |
Ба-вени
3ПЛ . CL1 -скажем
айен
КОМП
дядя
3ПЛ . CL1
декабрь
РЕФЛ
время
БЫЛ
да
приходить
«Они сказали, что сами придут». [2]
Взаимные местоимения
[ редактировать ]Частица dék, выражающая рефлексивность в конструкции с местоимением, также может использоваться во реципрокных контекстах. Чтобы устранить неоднозначность выражения, обратный именной элемент chāāb в позиции объекта можно использовать .
Ба-наг
3ПЛ . CL1 - попадание
читать
ОГОНЬ
Миссис-Дек.
3ПЛ . CL1 – REFL
«Они бьют себя/друг друга». [2]
Указательные местоимения
[ редактировать ]Вообще в були два указательных местоимения, de, lá.
Сладкий
[ редактировать ]Указательная форма dɛ используется в контекстах, в которых видна сущность, к которой относится местоимение. Саму форму можно перевести сюда . Местоимение присоединяется к определенному существительному как суффикс. [2]
Ба-бора-а
3ПЛ . CL1 – LOC .be.there- IPFV
ворчать
ударять
gɔgtàŋā
dance. PL : DEF
Не жалуйся
мастер: DEF .там
нет
КОНЖ
прикрыть
немедленно
тахам
проходить
...
...
«Пока они барабанили под танец, тут же пришел учитель…» [2]
Для этой указательной формы на самом деле существует и вторая, более сложная форма. В основе формы лежит местоимение класса существительного, к которому присоединяется указательный падеж в виде суффикса и морфема ɲā при необходимости добавляется обзор местоимений указательного класса существительных, образованных с помощью dɛ . . Ниже приведен [2]
КЛ | СГ | ПЛ |
---|---|---|
1 | (ɲā) вадɛ | (ɲā) плохо |
2 | (ɲā) сделал | (ɲā) сидɛ |
3 | (ɲā) кадɛ | (ɲā) tīdɛ |
4 | (ɲā) кудаɛ | (ɲā) Ладɛ |
5 | (ɲā) открыть | --- |
Лист
[ редактировать ]В контекстах, в которых сущность, к которой относится указательное слово, не видна, форма lá используется . Эту указательную форму образует также местоимение класса существительного, к которому указательный падеж также примыкает в качестве суффикса. Этот демонстратив можно перевести так. Обзор этих форм дан в таблице ниже, а также дан пример контекста, в котором указательный падеж lá . используется [2]
КЛ | СГ | ПЛ |
---|---|---|
1 | ну давай же | она боялась |
2 | работает | Сила |
3 | Кала | до |
4 | кула | мечтать |
5 | Була | --- |
Указательный падеж также может образовывать соединение с предшествующим существительным.
Ба-не
3ПЛ . CL1 — КОНЖ
вперед
делать
работает
CL2 . SG : DET
там
закончить- ИТ
...
...
«После того, как они это закончили…» [2]
Мой
1 СГ
бисана
child. PL : DET
имеет
ИПФВ
да
нравиться
читать
ОГОНЬ
повернись
song- CL2 . SG : DET
в йике.
петь. Н
«Мои дети любят петь эту песню». [2]
Вопросительные местоимения
[ редактировать ]Который
[ редактировать ]Вопросительное местоимение for которого образовано местоименной формой именных классов с суффиксом -nà . [2]
КЛ | СГ | ПЛ |
---|---|---|
1 | способ | банан |
2 | сказать | протянуть |
3 | таким образом | держать |
4 | неудача | Лана |
5 | хороший | --- |
ВОЗ
[ редактировать ]Формы единственного и множественного числа вопросительных местоимений первого класса существительных ( которые ) используются в качестве вопросительного слова для человеческих референтов кто? . Обратите внимание, что аббревиатура INT обозначает вопросительность.
Сколько/много
[ редактировать ]Чтобы выразить «сколько/много» вопросительная форма второго класса единственного числа dìnà , используется . Оно может появляться либо только с маркером фокуса, либо предваряться существительным в качестве антецедента.
Jà-nàlìŋkàdɛ
Красиво: DEF .здесь
имеет
&
останавливаться
печать- ОГОНЬ
ужин?
how.much. INT
«Сколько стоит эта красивая вещь?» [2]
Вопросительная форма также может сочетаться с сильной формой личных местоимений из классов существительных, чтобы действовать как адноминальный квантор предшествующего существительного.
Нидаба
man. PL
бабушка -дина
КЛ1 . PL - сколько.много
в пиве
&: КОНЖ
что?
пришел: ЖОПА . ИНТ.
«Сколько мужчин пришло?» [2]
Что
[ редактировать ]Вопросительная форма bɔà , которая может образовывать сложное слово или изменять следующее существительное.
Читать
ОГОНЬ
повернись
песня-что
пол
&: КОНЖ
пожалуйста
2СГ . ИПФВ
они
сказать. КОМП
фи-йи?
2SG -sing. INT
«Какую песню ты собираешься спеть?» [2]
Читать
ОГОНЬ
доска
что
йили
песня
пол
&: КОНЖ
пожалуйста
2СГ . ИПФВ
они
сказать. КОМП
фи-йи?
2SG -sing. INT
«Какую песню ты собираешься спеть?» [2]
Как
[ редактировать ]Вопросительное местоимение How is sɛ` , которое появляется в позиции, которой предшествует маркер фокуса ká .
Где
[ редактировать ]В Були есть два местных вопросительных слова: lèē и bɛɛ . Первое относится к местонахождению объектов, а второе используется в наречии.
Когда
[ редактировать ]Временное вопросительное местоимение в були существует в нескольких формах. Одна форма представляет собой сложное слово, состоящее из существительного tám («время») и вопросительного слова «что». Другая, более точная форма, например «какой день/месяц/...?» может быть образовано вопросительной формой слова «который» и существительным типа «день», например dà-dìnàà . Альтернативно, существует третья форма dìmpōɔ/dìsàpō , которая относится к более общему моменту времени.
ɔ-Джам
КЛ1 . СГ -приходи
читать
ОГОНЬ
давать и брать?
day- CL2 . SG .which. INT
«Когда он пришел?» [2]
Синтаксис
[ редактировать ]Порядок слов
[ редактировать ]У Були строгий порядок слов SVO с необязательным фокусом/движением и без проброса. Далее даны непереходное предложение с наречием, переходное предложение с наречием и парадигма порядка слов во вложенном предложении. Все примеры подтверждают основной порядок слов СВО.
Нурува
Человек: ЭТО
Кали
сидеть
мгати
himself.next
(читать)
( ОГОНЬ )
фи.
2СГ
«Этот мужчина живет рядом с тобой». [2]
Асиби
Асиби
ВОЗ
сказать
айин
КОМП
Асук
Асук
что
готовить
повредить
мясо. ДЕФ
«Асиби сказала, что Асук приготовила мясо». [2]
глагольная фраза
[ редактировать ]Глагольная система були характеризуется тональной флексией и относительно простой морфологией сегментных глаголов. Большинство глаголов имеют единственную сегментную базовую форму, к которой добавляется либо предвербальная, либо послевербальная частица, а также определенный тон для обозначения различных аспектов, модусов, утверждения, а также отрицания.
Довербальные частицы
[ редактировать ]Довербальные частицы главным образом обозначают аспект и полярность. Обратите внимание, что отсутствие предглагольной частицы указывает на совершенный вид.
А, А
[ редактировать ]Предглагольная частица á , à обозначает несовершенный вид. В сослагательном наклонении употребляется частица á , а ее аналог с низким тоном à в изъявительном наклонении — . Таким образом, в приведенном ниже примере эта частица встречается в сослагательном или изъявительном наклонении соответственно.
Нужма
Person. PL : DET
на
СУБЖ
боб
галстук
Нина
cow. PL : DEF
«Люди должны привязать коров (снова)». [2]
Нужма
Person. PL : DET
имеет
ИПФВ
боб
галстук
Нина
cow. PL : DEF
«Люди должны привязать коров (снова)». [2]
Когда
[ редактировать ]Предглагольная частица lè обозначает будущее время. Оно может присоединяться к предыдущему местоимению или выступать как независимая частица.
Tì-Время
1ПЛ - ФУТ
зима
сказать
хладнокровный
Человек- ИХ . 3ПЛ . CL1 : ЭТО
«Мы проинформируем других людей». [2]
Просто, просто
[ редактировать ]Эта довербальная частица kán, kàn является довербальным негативным маркером. Подобно образцу тона предвербальной частицы á, à , в сослагательном наклонении предглагольная частица kán имеет высокий тон гласной, а в изъявительном наклонении — низкий тон kàn .
Поствербальные частицы
[ редактировать ]Поствербальные частицы в були выражают преимущественно утверждение и отрицание.
Из
[ редактировать ]Поствербальная частица yā выражает утверждение и используется в случаях, когда довербальная частица отсутствует, то есть в совершенном аспекте. В отличие от довербальных частиц, эта послевербальная частица должна присоединяться к глаголу и не может выступать как самостоятельная частица. Следующий пример показывает, что говорящий выражает особенно удивительный аспект фактов. Более того, сказуемые, отмеченные этой частицей, используются говорящими как неожиданное или непредвиденное изменение ситуации, иногда также наречие переводится как «только сейчас», «немедленно» или «внезапно».
Худший
[ редактировать ]Эта частица выражает утверждение. Интересно, что маркер фокуса kà, по-видимому, содержится в морфеме ká- , тогда как морфема -mā, по-видимому, является элементом с неизвестной функцией.1 Эмфатическая функция этой частицы заключается в установлении связи между истинностным значением предложения и выражение из предыдущего контекста дискурса (т.е. действительно, действительно ). Кажется, что эта частица выражает истинную направленность, но, по мнению Шварца (2005), нерешенной задачей является исследование того, приводят ли различные положения частицы в предложении к семантико-прагматическим эффектам.
Быть
[ редактировать ]Послеглагольная частица là формально тождественна указательному местоимению lá и также выполняет эмфатическую функцию. У Шварца (2005) употребление этой частицы описывается как использование акцента на предмете, который в той или иной степени характеризуется фактами, обосновывающими его как выделяющийся из массы потенциальных альтернатив. В приведенных ниже примерах эта частица подчеркивает свойство опаздывать и иметь большой нос.
Фи-бени-ла.
2SG -be.late- EMPH
«Ты действительно опоздал». [2]
Отрицание
[ редактировать ]Отрицание в були выражается двумя негативными маркерами: один происходит довербально, другой - послевербально. Первый пример ниже иллюстрирует отрицание в совершенном виде, а второй пример иллюстрирует отрицание в несовершенном виде. В обоих примерах есть довербальный отрицательный маркер и поствербальный, похожий на другие системы отрицания, например, во французском ne ... pas .
Уф
2СГ
оказывать воздействие
НЕГ
скажи мне
готовить
проклятие
мясо
и.
НЕГ
«Вы не готовите мясо». [2]
Превербальные негативные маркеры
[ редактировать ]В следующей таблице представлен обзор довербальных отрицательных маркеров, которые появляются между подлежащим и отрицаемым глаголом. Отрицательные маркеры для императива II и будущего времени различаются только тонами, так что в императиве II тон на гласной низкий, а тон на конце высокий, тогда как в будущем времени все наоборот. Форма изъявительного II - это форма, которая больше всего отличается от других форм. Согласно Шварцу (1999), отрицательный маркер àn связан с глаголом в совершенном виде, тогда как отрицательный маркер kàn связан с несовершенным видом.
Напряженный | Каждый |
---|---|
Императив я | это собака |
Императив II | собаки |
Будущее | кау кури |
Ориентировочный I | просто кури |
Индикативный II | Ан курья |
Поствербальные негативные маркеры
[ редактировать ]В отличие от довербальных негативных маркеров, появление поствербальных негативных маркеров не обязательно. Они скорее подчеркивают отрицательную оговорку.
Поствербальная гортанная остановка
[ редактировать ]Все отрицаемые предикаты в були имеют гортанную точку в конце предложения. Эта голосовая остановка подчеркивает отрицание в конце предложения и, таким образом, действует как второй отрицательный маркер. Обратите внимание, что эта голосовая перемычка не всегда включается в примечание.
(Уже
[ редактировать ]Для полноты поствербальный отрицательный маркер (y)ā здесь также указан .
Уф
2СГ
оказывать воздействие
НЕГ
скажи мне
готовить
проклятие
мясо
и.
НЕГ
«Вы не готовите мясо». [2]
Вопросы
[ редактировать ]Источник: [7]
Из ситуации
[ редактировать ]Вопросы, в которых присутствует вопросительное слово ex situ, формируются в порядке QVO, в котором частица ká может опционально предшествовать вопросительному слову. Обратите внимание, что эта частица омонимична маркеру фокуса ká . В предметных вопросах частица али обязательно следует за подлежащей Wh-фразой, тогда как в несубъектных вопросах частица ātì сразу следует за несубъектной Wh-фразой. [7]
(Читать)
вопрос
прогноз
ВОЗ
*(мертвый)
ПТК
канава
готовить
ламму?
мясо. ДЕФ
«Кто приготовил мясо?» [7]
(Читать)
вопрос
бва
что
*(у нас были)
ПТК
бика
ребенок. ДЕФ
сказать?
готовить
«Что приготовил ребенок?» [7]
На месте
[ редактировать ]В вопросах, в которых вопросительное слово встречается in situ, частица ка обязательно предшествует вопросительному слову или словосочетанию, содержащему вопросительное слово, соответственно.
Бика
ребенок. ДЕФ
земля
давать
*(читать)
вопрос
прогноз
ВОЗ
ламму?
мясо. ДЕФ
«Кому ребенок дал мясо?» [7]
Бика
ребенок. ДЕФ
канава
готовить
извини
мясо. ДЕФ
*(читать)
вопрос
б̄ː?
где
«Где ребенок приготовил мясо?» [7]
Бика
ребенок. ДЕФ
канава
готовить
извини
мясо. ДЕФ
да
давать
*(читать)
вопрос
прогноз:?
ВОЗ
«Кому ребенок приготовил мясо?» [7]
Встроенный
[ редактировать ]Во встроенных вопросах вопросительное слово остается на месте и внедряется через дополняющий элемент āsī , который встречается только во встроенных контекстах. комплементар айин В декларативном контексте используется .
Мэри
Мэри
немой
просить
в оси
СУБР
Джон
Джон
канава
готовить
*(читать)
вопрос
бва.
что
«Мэри спросила, что приготовил Джон». [7]
Мэри
Мэри
то-ба
ИПФВ - чудо
в оси
СУБР
Джон
Джон
канава
готовить
*(читать)
вопрос
бва.
что
«Мэри интересно, что приготовил Джон». [7]
Несколько вопросов
[ редактировать ]В ex situ, in situ и встроенных вопросах возможно наличие более одного вопросительного слова. В множественных вопросах частица ká предшествует самой высокой фразе, содержащей Wh.
(Читать)
вопрос
бва
что
у нас были
ПТК
прогноз
ВОЗ
сказать?
готовить
«Что это такое, кто готовит?» [7]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Крёгер, Франц. Були-английский словарь: с вводной грамматикой и указателем англо-були (Исследование языков и культур Африки, Том 1). Мюнстер: Лит, 1992.
- Шотт, Рюдигер (1977). «Источники по истории бульсы в Северной Гане» . Пайдума: Сообщения о культурных исследованиях , Том 23 (1977), стр. 141–168.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Були в Ethnologue (25-е изд., 2022 г.)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг Блэк, Энн (2005). Аспекты морфосинтаксиса и тонологии були (под ред. Кандидатской диссертации). Берлин: Университет Гумбольдта.
- ^ «Були» . Этнолог . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ «ФИБЛА 2.0 -» . phoible.org . Проверено 10 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бодомо, Адамс ; Абубакар, Хасияту; Исса, Самуэль Альхассан (2020). Мабийские языки Западной Африки Глинике: Издательство Галда.
- ^ Сулемана, Абдул-Разак (2021). Неограниченное дополнение: пример Були (под ред. Кандидатской диссертации). Массачусетский технологический институт.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Сулемана, Абдул-Разак (2019). «Q-частицы и природа скрытого движения: данные Були». Глосса : 1–21.