Jump to content

Сандобеле

Деревянная статуя, используемая во время гадания, датированная до 1959 года.

Сандобеле авторитетного члены Сандого , женского общества народа сенуфо , занимающегося гаданием . Сенуфо Буркина - населяют саванны и влажные тропические леса северного Кот-д'Ивуара и близлежащих территорий в Мали и Фасо . Сандого отвечает за поддержание позитивных отношений с духовным миром посредством гадания и за защиту чистоты каждой родственной группы. Слово Сандобеле происходит от языка сенуфо .

Сандобеле составляют лишь небольшую часть членов общества Сандого. Членство в обществе Сандого почти исключительно передается по наследству, поскольку только одна женщина из каждой матрилинейной группы инициируется в общество Сандого. Все новые посвященные Сандого изучают процесс гадания, называемый тьели (или тиле), но лишь небольшое число способно усовершенствовать сложный метод и стать практикующими прорицателями. Прорицатели несут большую ответственность и пользуются большим уважением в обществе из-за своих навыков.

Сандо (единственное от Сандобеле) Процесс гадания представляет собой один из самых важных и распространенных ритуалов в культуре Сенуфо . Лидеры сообщества должны посоветоваться с прорицателем Сандо, прежде чем делать важный выбор или проводить священные церемонии , которые влияют на сообщество, поскольку действие должно быть передано духам. Жители деревни ежедневно консультируются с прорицателем, чтобы узнать, какие духи или другие силы причиняют им горе. Часто жители деревни чувствуют необходимость проводить регулярные встречи с прорицателями, чтобы избежать обвинений соседей и родственников, что несчастья вызваны тем, что сельский житель не следует указаниям прорицателя или не разговаривает с достаточным количеством прорицателей. Сандобеле обладают полномочиями общаться с духовным миром , что помогает поддерживать чувство баланса с мужчинами-лидерами общества.

Инициация

[ редактировать ]

Хотя наиболее распространенный путь к тому, чтобы стать Сандо, — это пройти через общество, говорят, что других прорицателей «преследует» определенный дух. Человек заболеет из-за грубой неосмотрительности, совершенной против духа, и затем должен согласиться работать с этим духом в качестве прорицателя, чтобы снова выздороветь. В большинстве регионов это должно произойти, чтобы мужчине было разрешено практиковать гадание ; он не будет посвящен в общество Сандого, хотя его обучают процессу гадания . [1]

Конфликт

[ редактировать ]

Основная тема практик Сенуфо повседневной деятельности и ритуальных основана на конфликте между деревней и кустом . Деревня представляет собой культуру, которая хорошо регулируется и связана с порядком и контролем, в то время как буш остается непредсказуемым, беспорядочным и полным диких животных и загадочных существ . Буш начинается где-то за табачными полями на окраине деревни, но граница всегда меняется, приближаясь ночью, когда духи кустарника могут пересечь порог деревни. Сенуфо не верят , что они автоматически имеют право манипулировать землей; сначала они должны принести дары и жертвы духам кустарника , чтобы получить разрешение нарушать их царство. Предки , прорицатели и другие посредники способны общаться с этими духами, обитающими в кустах, называемых мадебеле (или тугубеле). Мадбеле — наиболее доступные духи из-за их близости и взаимоотношений с людьми. [2]

Мадбеле: духи кустарника

[ редактировать ]

Эти духи, живущие в кустах, постоянно участвуют в человеческой деятельности, поскольку они могут перемещаться по деревне ночью, а жителям деревни иногда приходится путешествовать через кусты . Мадбеле по-прежнему доминируют на своих территориях, включая источники воды, такие как источники, реки и ручьи, а также скалы и горы. Духи кустарника напоминают маленьких людей, но с ногами, направленными назад, непропорционально большой головой, чахлыми ногами, большими ступнями и огромными гениталиями. Они напоминают людей тем, что у них есть мужская и женская формы, которые женятся, заводят детей, образуют общества инициации , появляются парами и живут в одинаковых группах. Они невидимы и говорят на языке, непонятном человеку. Их невидимость позволяет легко их агитировать, потому что женщинам нужно добывать воду, мужчинам - охотиться на диких животных, а фермерам - расчищать поля для посадки сельскохозяйственных культур. Как и люди, мадебеле наслаждаются музыкой, танцами и другими красивыми предметами, такими как скульптуры и украшения . Эти духи когда-то занимали в мире место, подобное людям, но были вытеснены в другие места. куст . [3]

Миф о происхождении

[ редактировать ]

Колоколо Бог-творец создал мадебеле и животных как первых жителей земли; они наслаждались мирной жизнью и говорили на одном языке. В какой-то момент мадбеле решили, что они должны быть равны Колоколо и разрешены создавать новые миры, чем крайне разозлили бога-создателя . После этого преступления мадбеле были вынуждены остаться на земле после своей смерти, невидимые для новых жителей, созданных, чтобы править ими, а также животными. Эти новые существа были людьми, очень похожими на мадбеле, за исключением того, что их ноги были направлены вперед. Люди переняли методы ведения сельского хозяйства, социальные структуры и обряды инициации мадебеле. По словам историка Сенуфо Кваттары, люди начали загонять мадебеле и животных в кусты , из-за чего между ними существуют враждебные отношения. Духи кустов и животные постоянно борются с человечеством за превосходство. Однажды они обратились за помощью к колдунам, чтобы они наслали на людей болезни, войны и страдания, но люди призвали бог-творец за помощью и обрел защиту. Мадбеле могут быть очень хитрыми и часто вводить людей в заблуждение, но они также подарили им тайные языки и группы инициации . Теперь мадебеле иногда помогают людям, возможно, потому, что боятся вмешательства бога-создателя . Таким образом, люди могут вести переговоры с духами кустарника и влиять на их поведение. [4]

Как посланники

[ редактировать ]

Мадбеле являются наиболее важными духовными посланниками, поскольку они более доступны, чем другие божества . В отличие от некоторых, таких как дибеле или злых духов , мадебеле беспристрастны; они по своей сути не являются ни положительными, ни отрицательными, и их можно убедить помочь людям. [5] Эти существа могут быть чрезвычайно опрометчивыми и быстро приходить в ярость от людей, которым они могут причинить трудности, болезни или даже смерть . Эта ситуация, известная как явиге, ужасно опасается сенуфо и требует от прорицателя решения проблемы. Подношения должны быть сделаны мадбеле, с которым люди вступают в контакт, иначе они понесут возмездие в виде высыхания колодцев и пожаров, а также других бедствий. Поскольку мадебеле предпочитают находиться среди деревьев, подношения для них часто кладут у подножия деревьев. Исследования Аниты Глейз утверждают, что духи кустарника на самом деле обладают способностью давать плодовитость , силу, богатство и власть тем, кто им нравится. С другой стороны, Тилль Фёрстер настаивает на том, что мадебеле может действовать только как посредник между людьми и другими более могущественными духами, которые могут даровать эти дары. В любом случае эти существа играют решающую роль в повседневной жизни жителей деревни, а также в гадания . практике [6]

Фо браслет

[ редактировать ]

Сандобеле легко узнать по разнообразию браслетов Фо , которые они носят. Они обозначают их как прорицателей и дополнительно умилостивляют питона божество . Питон . представляет собой самый важный мотив в практике гадания Фо , а браслет — первый предмет, приобретенный новым Сандо Три рисунка на браслете относятся к основным жизненным силам, что, в свою очередь, может иллюстрировать, что « гадание Сандо — единственный путь к здоровью, жизненной силе и жизни». Фо является основным проводником сообщений из духовного мира и, таким образом, является символом гадания Сандо как посредника между людьми и божествами . [7] Известный как «разноцветный» из «конвертируемых элементов», питон — это тот, кто способен отвечать на вопросы прорицателя через мадебеле. [8] Поэтому прорицатель должен постараться доставить ему удовольствие, надев на себя красиво созданное его изображение и выставив его в своей комнате.

Мифология

[ редактировать ]

Древняя история повествует, что однажды Фо превратился в привлекательного молодого человека и ему почти удалось склонить молодую женщину к фиктивному браку; пожилая женщина, старейшина, спасла ее, и честь матрилинейности была сохранена. В этой сказке Фо ассоциируется с сексуальными образами, отношениями между мужчиной и женщиной, а также с защитной функцией Сандого. [9]

Fo Браслет имеет несколько форм, некоторые из которых более изысканно украшены или имеют дополнительные дополнения с той же базовой структурой. Браслеты имеют изогнутую трубчатую форму, образующую открытую манжету , часто разделенную на три части. Наиболее распространенный вариант — стилизованное изображение питона , видимое во всех трех разделах формы. Он состоит из двух круглых кругов, изображающих глаза в первой части, цилиндрической планки во второй и плетеного или гладкого шнура, который наматывается по всей длине браслета . Трубчатый стержень символизирует либо легкие, либо мужской половой орган, а плетеный шнур представляет собой артерии , ведущие к сердцу, которые могут быть или не быть изображены на всех браслетах. [10] Другие геометрические узоры также могут проходить по всему изделию. Иногда по длине браслета проходит простая волнистая линия, похожая на то, как выглядит ползающая змея, а не отдельные черты. Предметы отлиты из латунного сплава по выплавляемым моделям и поэтому являются уникальными и невоспроизводимыми . Они относительно небольшие, поскольку представляют собой либо прочные тонкие трубки, подходящие по размеру запястья, либо несколько более крупные реквизиты, используемые как символы силы, либо меньшие копии, используемые в качестве для гадания объектов .

Процесс гадания на Тьели

[ редактировать ]

Когда житель деревни узнает о конкретной проблеме или событии в своей жизни, он решает проконсультироваться с одним из прорицателей, чтобы определить причину своего разлада с помощью гадания Сандо. [11] Она пойдет в небольшую комнату, называемую сандокпанаги, в которой сандо ведет свои дела в определенные дни недели. [12] Различные питона мотивы в барельефе украшают экстерьер дома, используемого только для этой цели. [8] Войдя в камеру, она будет завалена множеством эстетически приятных предметов, включая картины Фо на стенах, резные деревянные скульптуры, литые латунные предметы и вещества природы. Прорицатель Сандо сидит на полу, вытянув ноги, а клиент садится лицом к ней, положив правую ногу рядом с левой ногой прорицателя, образуя таким образом тесную ментальную и физическую связь. Прорицатель носит множество различных из питона браслетов вместе с другими украшениями. Она держит погремушку, сделанную из тыквы , веревки и белой раковины каури . [12] Между ее ногами сидит пара скульптурных фигур мужского и женского пола , а рядом с ней расположена куча различных предметов. [11]

Вызов духов

[ редактировать ]

Теперь клиент ждет начала сеанса с просьбой к мадбеле.

«Ответьте на призыв , вы, благодетели!
Когда кто-то приходит к вам, сделайте все, чтобы помочь ему.
Клиент пришел не ко мне, а к вам.
Я не знаю, что тяжело лежит на его сердце.
Скажи, какая проблема его угнетает и покажи
Какое подношение он должен принести, чтобы избавить его от этого? [13]

Вся комната для гаданий предназначена для того, чтобы помочь призвать духов кустарника к Сандо; призыв и музыка служат катализатором их вызова. Духи слышат музыку в кустах и ​​чувствуют себя обязанными прийти в комнату, чтобы услышать ее, а также похвалить. Музыка делает их дружелюбными и готовыми к сотрудничеству, поэтому Сандо может общаться с ними, пока они владеют скульптурами перед ней. [14]

Установление проблемы

[ редактировать ]

Предметы для этого процесса предсказательница расставляет между ног и собирает беспорядочную группу в чаше рук, а иногда и в одной из рук клиента. [12] Объекты состоят из небольших латунных украшений (в том числе миниатюрного из питона браслета ), миниатюрных железных скульптур, ракушек каури , сушеных орехов кола и других различных органических материалов. [11] Посредница Сандо встряхивает группу предметов и бросает их перед фигурами между своих ног. [15] Взаимосвязь того, как приземляются объекты, определяет послание, передаваемое духами; например, когда раковина каури с раковиной каури установленной внутри нее из питона меньшего размера попадает внутрь браслета , это относится к беременности. [16] Как только общая категория проблемы определена, духам можно задать дальнейшие вопросы.

Прорицатель должен продолжать пытаться сузить конкретный конфликт, который беспокоит клиента. Взяв правую руку клиента в свою, она вслух расспрашивает о ситуации духов куста, поселившихся внутри фигур . Сандо двигает руками в ответ на ответы духов на ее вопросы. Ее рука сделает короткий горизонтальный жест, похожий на отталкивание чего-то в сторону, чтобы показать «нет», или ищущее движение, чтобы указать на неуверенность. При ответе «да» она хлопает себя рукой или рукой клиента по верхней части бедра один или несколько раз в зависимости от того, насколько определен ответ. Ни один ответ не может быть однозначным; Решение приходит, если постоянно задавать вопросы и получать соответствующие ответы. В это время покровитель молча слушает, пока Сандо не сможет определить причину своего визита, чтобы убедиться, что духи сотрудничают. Если она сможет определить конфликт клиента, она продолжит использовать этот метод для получения дополнительной информации, касающейся проблемы и ее причины. В случае неудачи клиент может попросить прекратить консультацию. Как только источник разлада обнаружен, прорицатель просит духов объяснить, что клиент должен сделать, чтобы исправить ситуацию. Духи направляют руку Сандо к одному или нескольким объектам в Набор для гадания , обозначающий путь, по которому должен следовать клиент. В зависимости от ситуации этот процесс может быть очень сложным и включать ряд вопросов, прежде чем можно будет прийти к выводу. Теперь клиентке необходимо будет прислушаться к совету Сандо, чтобы решить свою проблему. [14]

Одним из наиболее распространенных решений проблем клиента является создание определенного типа украшения для него . Эти украшения , также называемые явиге (также явиге, явигии), представляют собой «все, что носят в качестве защитного магического устройства, предписанного клиенту Сандо», включая литые латунные украшения, расписную текстильную одежду и маскарадные костюмы . [17] Женщине нужно будет пойти к человеку в своей или соседней деревне, который работает медным заклинателем, и попросить его создать предмет, указанный прорицателем, например, браслет вёрёго, который носят только женщины, имеющие особые отношения с водными духами. . Мастер по латуни отливает предмет, и клиент будет носить его вместе с любыми другими предметами, созданными для умилостивления духов и решения проблемы. [18] Эти предметы накапливаются клиентом и способствуют запоминанию личных конфликтов, а также являются средством защиты и украшения . Некоторые из этих предметов похожи на те, которые Сандо держит при себе или в своей комнате.

Набор для гадания

[ редактировать ]

Хотя предметы, используемые в гадании тейли, могут в некоторой степени различаться, они всегда включают в себя миниатюрный из питона браслет и другие стандартные предметы. Эти объекты можно разделить на четыре основные категории в зависимости от того, что они представляют. Первая группа состоит из различных типов миниатюрных орудий из кованого железа , необходимых для выживания деревни, в том числе сельскохозяйственной мотыги, лопаты для погребений, лезвия и набора кузнечного инструмента. Фо Браслет попадает во вторую категорию предметов, которая включает в себя крошечные изображения оборудования, связанного с процессом гадания Сандо . Например, из тыквы миниатюрные погремушки Сандобеле , двойные культовые корзины, стилизованные фигурные пары из кованого железа и другие предметы, созданные из плетения , латуни частью этой группы являются , железа или дерева. Объекты третьей группы состоят из нерепрезентативных символов, обычно изготовленных из волокна, металла и дерева. Короткий железный стержень, согнутый на одном конце, интерпретируется как символ смерти и входит в эту категорию. Четвертая классификация содержит множество органических материалов, имеющих определенное значение, например, крупные блестящие красные и фиолетовые семена и маркированные оболочки. Все эти предметы необходимы для процесса тейли и составляют часть базового набора прорицателя. [19]

Не все сандобеле используют одни и те же предметы, а скорее стараются сделать свой собственный набор уникальным для духов, с которыми они общаются. Начинающие прорицатели и те, у кого мало клиентов, часто имеют только самое необходимое, но успешные прорицатели могут приобрести множество предметов, а также украшения для своей комнаты. Приобретая клиентуру, Сандобеле могут придавать постоянное значение фиксированному количеству новых объектов, которые они получают. Иногда сандобеле могут сказать своему клиенту, что мадебеле настаивает на том, чтобы клиент купил конкретный «блестящий» латунный предмет, прежде чем они смогут поговорить с ним о его проблемах. [20] Эти новые, более личные объекты возникают в результате общения с помогающей мадбеле, связанной с этим конкретным прорицателем. [11] Кроме того, прорицатели добавляют в комплект и другие неважные предметы, чтобы скрыть от клиента реальный набор и запутать его. Сандобеле добавит в комплект все, что привлекает их внимание цветом, текстурой или формой. Используя просто эстетические объекты в сочетании с реальным набором, прорицатели пытаются помешать клиентам понять метод тейли. Значение объектов исходит из положения, в котором они находятся, и того, как оно соотносится с другими объектами вокруг них. Только сандобеле владеют искусством чтения значений связей между объектами. [16] такие вещи, как шариковые ручки, болты, лак для ногтей и флаконы с лекарствами, В настоящее время прорицатели включают в свои наборы для гадания как важные и визуальные предметы. [11] Наборы для гаданий постоянно переконфигурируются из-за пластической природы ремесла гаданий .

Мадбеле: скульптуры

[ редактировать ]

Пара резных деревянных фигурок представляет собой еще один важный компонент процесса гадания Сандо . Практикующий прорицатель должен иметь две или более таких фигур, называемых мадебеле, как и духи, которых они представляют, хотя сенуфо проводят между ними определенное различие. Внешний вид этих скульптур должен быть похож на внешний вид отдельных духов, поскольку они используются для привлечения духов в комнату прорицателя для консультации. [21] Кроме того, как только невидимые духи были заманены в это место, они обитают внутри фигур и «разговаривают» с прорицателем через предметы для гаданий во время ритуала . Как и другие предметы в камере, они должны приносить эстетическое духам удовольствие, а также быть функциональными. Более успешные прорицатели могут иметь множество наборов фигурок , включая более изысканные резные фигурки , которые лучше соответствуют их конкретному мадбеле. [11] Масштаб объектов аналогичен объектам гадания , что отражает интимные отношения между гадателем и клиентом. [22] Фигуры . всегда изображаются в мужском и женском обличье, поскольку они представляют собой духов, которые приходят к прорицателю в паре Женская фигура всегда стоит немного выше мужской, подчеркивая важность женщины в общении с духами. [21] Эти фигуры являются прекрасным примером того, как формальные и эстетические качества усиливают духовную функцию скульптур. [23] Как и в случае со многими другими объектами для гадания , приятный внешний вид фигур позволяет им доставлять удовольствие и помогать вызывать духов.

  1. ^ Вейрман, Аня. «Искусство и управление конфликтами: духи Буша как посредники и источник вдохновения в искусстве сенуфо». Объект как посредник: о трансцендентальном значении искусства в традиционных культурах, под редакцией Мирей Хольсбеке, Антверпен: Этнографический музей, 1996. с. 145
  2. ^ Вейрман, Аня. «Искусство и управление конфликтами: духи Буша как посредники и источник вдохновения в искусстве сенуфо». Объект как посредник: о трансцендентальном значении искусства в традиционных культурах, под редакцией Мирей Хольсбеке, Антверпен: Этнографический музей, 1996. стр. 147–148.
  3. ^ Вейрман, Аня. «Искусство и управление конфликтами: духи Буша как посредники и источник вдохновения в искусстве сенуфо». Объект как посредник: о трансцендентальном значении искусства в традиционных культурах, под редакцией Мирей Холсбеке, Антверпен: Этнографический музей, 1996. с. 148
  4. ^ Вейрман, Аня. «Искусство и управление конфликтами: духи Буша как посредники и источник вдохновения в искусстве сенуфо». Объект как посредник: о трансцендентальном значении искусства в традиционных культурах, под редакцией Мирей Холсбеке, Антверпен: Этнографический музей, 1996. с. 149
  5. ^ Глейз, Анита Дж. Искусство и смерть в деревне Сенуфо. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1981. с. 62
  6. ^ Вейрман, Аня. «Искусство и управление конфликтами: духи Буша как посредники и источник вдохновения в искусстве сенуфо». Объект как посредник: о трансцендентальном значении искусства в традиционных культурах, под редакцией Мирей Холсбеке, Антверпен: Этнографический музей, 1996. стр. 148–150.
  7. ^ Глейз, Анита Дж. Искусство и смерть в деревне Сенуфо. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1981. стр. 76–78.
  8. ^ Jump up to: а б Вейрман, Аня. «Искусство и управление конфликтами: духи Буша как посредники и источник вдохновения в искусстве сенуфо». Объект как посредник: о трансцендентальном значении искусства в традиционных культурах, под редакцией Мирей Хольсбеке, Антверпен: Этнографический музей, 1996. с. 150
  9. ^ Глейз, Анита Дж. Искусство и смерть в деревне Сенуфо. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1981. с. 78
  10. ^ Глейз, Анита Дж. «Украшение и декоративное искусство Сенуфо». Африканское искусство 12, вып. 3 (ноябрь 1978 г.) с. 66
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж Вейрман, Аня. «Искусство и управление конфликтами: духи Буша как посредники и источник вдохновения в искусстве сенуфо». Объект как посредник: о трансцендентальном значении искусства в традиционных культурах, под редакцией Мирей Холсбеке, Антверпен: Этнографический музей, 1996. с. 152
  12. ^ Jump up to: а б с Глейз, Анита Дж. Искусство и смерть в деревне Сенуфо. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1981. с. 64
  13. ^ Вейрман, Аня. «Искусство и управление конфликтами: духи Буша как посредники и источник вдохновения в искусстве сенуфо». Объект как посредник: о трансцендентальном значении искусства в традиционных культурах, под редакцией Мирей Холсбеке, Антверпен: Этнографический музей, 1996. с. 146
  14. ^ Jump up to: а б Вейрман, Аня. «Искусство и управление конфликтами: духи Буша как посредники и источник вдохновения в искусстве сенуфо». Объект как посредник: о трансцендентальном значении искусства в традиционных культурах, под редакцией Мирей Хольсбеке, Антверпен: Этнографический музей, 1996. с. 154
  15. ^ Вейрман, Аня. «Искусство и управление конфликтами: духи Буша как посредники и источник вдохновения в искусстве сенуфо». Объект как посредник: о трансцендентальном значении искусства в традиционных культурах, под редакцией Мирей Хольсбеке, Антверпен: Этнографический музей, 1996. с. 154 и Глейз, Анита Дж. Искусство и смерть в деревне Сенуфо. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1981. с. 64
  16. ^ Jump up to: а б Глейз, Анита Дж. Искусство и смерть в деревне Сенуфо. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1981. с. 64, 66
  17. ^ Глейз, Анита Дж. Искусство и смерть в деревне Сенуфо. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1981. с. 63
  18. ^ Вейрман, Аня. «Искусство и управление конфликтами: духи Буша как посредники и источник вдохновения в искусстве сенуфо». Объект как посредник: о трансцендентальном значении искусства в традиционных культурах, под редакцией Мирей Хольсбеке, Антверпен: Этнографический музей, 1996. с. 155
  19. ^ Глейз, Анита Дж. Искусство и смерть в деревне Сенуфо. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1981. стр. 64–66.
  20. ^ Глейз, Анита Дж. Искусство и смерть в деревне Сенуфо. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1981. с. 66
  21. ^ Jump up to: а б Глейз, Анита Дж. Искусство и смерть в деревне Сенуфо. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1981. стр. 67, 69.
  22. ^ ЛаГамма, Алиса и Джон Пембертон III. Искусство и оракул: африканское искусство и ритуалы гадания. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000. с. 25
  23. ^ Вейрман, Аня. «Искусство и управление конфликтами: духи Буша как посредники и источник вдохновения в искусстве сенуфо». Объект как посредник: о трансцендентальном значении искусства в традиционных культурах, под редакцией Мирей Холсбеке, Антверпен: Этнографический музей, 1996. с. 156

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Фишер, Анджела. Африка украшена. Нью-Йорк: Абрамс, 1984.
  • Фёрстер, Тилль. «Бронзовые работы Сенуфо». В книге «Земля и руда, 2500 лет африканского искусства в терракоте и металле» под редакцией Карла-Фердинанда Шедлера, стр. 93–110. Мюнхен: Пантерра, 1997.
  • Глейз, Анита Дж. «Женщины и власть в деревне Сенуфо». Африканское искусство 8, № 3 (весна 1975 г.) 24–29, 64–68.
  • Грири, Криструд М. Обзор книги «Блестящий как золото». Сенуфо латунь. Тилля Фёрстера. Африканское искусство 23. № 2 (апрель 1990 г.) 16, 18, 20, 22.
  • Герберт, Евгения В. Красное золото Африки, медь в доколониальной истории и культуре. Мэдисон: Издательство Висконсинского университета, 1984.
  • ЛаГамма, А. (2000). Искусство и оракул: африканское искусство и ритуалы гадания . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN  9780870999338 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f7883f63a4e4493cfaa184ca497529e9__1655745000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/e9/f7883f63a4e4493cfaa184ca497529e9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sandobele - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)