Jump to content

Йоос, материнская династия

Йоос, материнская династия

Звезда Юнира . Символ Вселенной в религии Серер и космогонии . Он также символизирует народ Серер из Сине .
( О hóor paÿ ).
Родительский дом Потомок Серер принцессы Лингир Фатим Бей из Сине.
Страна Королевство Сине , часть современного  Сенегал
Основан в. 1367 (в Безумии ) [1] но очень старый в стране Серер ( ламаническая эпоха). [2]
Основатель Лингир Фатим Бей из Сине , основанный в Ваало Лингиром Ндойе Дембой из Сине.
Последний правитель Брак Харфи Хари Дааро (годы правления 1837–1840 гг.) [3] [4]
Титулы Брэк и Лингир
Растворение 1855 г. - роспуск Ваало после Брака Мё Мбой Малик Мбой (последний Брак) и поражение французами Лингир Ндатех Ялла Мбудж и ее мужа Мороссо Тассе Джобе .

( Материнская династия Йоос Серер : Йоос Фадиу/Фадиудж , другие варианты: Диосс Фаху/Фадиу , [5] Дьосс , [6] Дьеусс , Дихосу , Диусс , [7] [8] Диос [9] или Джеус [10] ) была материнской династией Серер , которая возникла из доколониального королевства Серер Сине в 14 веке и распространилась на волофов королевство Ваало . [1] [6] [9] Матриархом , принцесса и королева родом из или основателем этой материнской династии была Лингир Фатим Бей Королевства Сине. [6] [11] [12] В Ваало его основала принцесса Лингир Ндойе Демба из Сине. [10] Лингир Ндойе Демба была внучкой по материнской линии Лингира Фатима Бея. Они оба происходили из этнической группы Серер. [11] Доколониальные королевства Сине и Ваало, ныне входящие в состав современного Сенегала, поддерживали хорошие отношения с другими доколониальными королевствами.

Из ок. 1367, [1] эта материнская династия дала начало многим королям Ваало, правившим королевским титулом «Брак» . Браки были преемниками Ламанцев в Ваало . [13] [14] и правил страной с 14 века по 1855 год, когда Ваало пал перед французами , что привело к отмене монархии.

Происхождение

[ редактировать ]

Происхождение Джуса как матриклана неясно. Что известно, так это то, что это всего лишь один из многих матрикланов Серер. [15] которые существовали во времена Ламанов . [2] Ламаны были старыми королями Серер . Точный период в календаре Серер , когда этот матриклан впервые приобрел известность в стране Серер, остается лишь предположением. Помимо того, что он существовал во времена Ламанов, мало что известно о том, в какую часть ламанического периода он впервые приобрел известность. По некоторым данным, оно приобрело известность уже в первой половине 14 века. Это соответствует распаду Ламановской Эры (см. также Ламане Джеган Джуф , семья Джооф и Геловар ). [16] [17] Название их клана (Жос Фадиу) означает Жос Фадиу ( Фадиут ).

Материнская династия Джус была одной из династий Сереров и Сенегала в доколониальном Сенегале. Принцесса Лингир Ндойе Демба (основательница этой династии в Ваало) происходила по материнской линии Лингира Фатима Бея , [11] матриарх , этой династии, как родом из Королевства Сине так и представители этнической группы Серер . [5] [6] Лингир Фатим Бей - бабушка Ндойе Дембы по материнской линии. [5] [6] и предок всех Джу, пришедших после нее. [6] [18] В некоторых источниках она упоминается как основательница династии Йоос. [18] [19]

То, что Фатим-бея [Бейе] называют основателем Диосса [Джооса], не противоречит мнению, что Ндойе Демба является предком Диоса. Фатим/Фатимата Бей был более ранним предком. [18]

Лингир Фатим Бей, современник Ндиадиан Ндиай. [18] Сообщается также, что возможно мифический основатель Империи Джолоф был женат на Мааде А Сини Майсе Вали Джаксате Манне (вар: Маньеса Вали Дион). [6] ) в один момент. [6] Майса Вали был первым членом династии Геловаров, правившим в Сине или любом из королевств Серер после тяжелого поражения, нанесенного его семье (Геловарам) Наанкосом . Наанкос в течение нескольких столетий до 1865 года (битва при Кансале) были правящей и могущественной материнской династией Каабу (на территории современной Гвинеи-Бисау ). Они победили геловаров в битве при Трубанге, предполагаемой династической войне между королевскими домами Геловара и Наанкоса. На самом деле никакой «Битвы при Трубанге» не было. Сообщая об этой традиции, Генри Гравран не заметил, что на самом деле это описание битвы при Кансале 1867 (или 1865 года), хотя уход геловаров, вероятно, можно объяснить войной или конфликтом за престолонаследие. [20] Покинув Каабу , страну своего рождения, они получили убежище от знати Серер. [21] членом которой была семья Лингира Фатима Бея. [6] Браки между высшими эшелонами общества Серер и Геловара скрепили союз Серер-Геловар. [21] В 1350 году Майса Вали был назначен и избран Маадом а Синигом ( королем Сине ) народом Сине, служа юридическим советником дворян, которые предоставили ему и его семье убежище. [17] [21] Он правил с 1350 по 1370 год. [17]

Проникновение матриклана Джус из Сине в волофов королевство Ваало произошло через Лингир Ндойе Демба. Королевством Ваало управляла отцовская семья Мбудж. [22] носивший королевский титул Брак (титул королей Ваало). Помимо этого способа преемственности по отцовской линии , брак должен был принадлежать к одному из трех основных королевских матрикланов, прежде чем иметь право наследовать трон. Эти три материнских клана были правящими материнскими династиями Ваало и включали: Материнскую династию Йооса (происхождения Серера). [9] ), Тедек [23] ( Фула происхождение [9] хотя другие источники предполагают Менде происхождение [24] ) и Логгар ( мавританского происхождения [9] ). На языке волофов матрикланы называются мен или мене . [6] в Серере их зовут Тим . [15] Наследование было по отцовской линии ( куркала на языке Серер, что означает наследование по отцовской линии). [25] или симанГол, что означает отцовскую линию [26] ), а также по материнской линии ( ƭeen yaay [25] или тогда дааа [15] в Серере). Лингир Ндойе Демба (принцесса Сине) была выдана замуж за короля Ваало (Брак Чаака Мбудж), когда он посетил Сине. Королевская свадьба состоялась в Сине, и после свадьбы принцесса сопровождала мужа в его страну (Ваало). Материнская династия Йоос, хотя и давно обосновалась в Сине и является лишь одним из многих матрикланов Серер , [15] это было новейшее дополнение к средневековой материнской династии Ваало. Другие материнские династии Ваало (Тедек и Логгар) уже утвердились. Мать Брака Чаака Мбоджа была логгаркой , а его первая жена (Лингир Иса Танор) — тедьек . Иса Танор происходила по материнской линии Гет Май Беут (матриарха тедьеков). [10] В течение следующих шестисот лет с момента его основания до роспуска Ваало в 1855 году королевские принцы из этих трех материнских династий вели династические гражданские войны, чтобы обеспечить свое правопреемство на престоле. В 18 веке принц Мо Мбоди Кумба Хеди Мбудж (позже - Брак Мо Мбоди Кумба Хеди Мбудж, правил около 1734–1735 гг., По словам Амаду Вада, [27] ), который тогда был главой династии Йоос, активизировал поддержку своего материнского клана и возглавил резню других материнских династий Ваало, особенно Тедьеков, крупнейших соперников Йооса. Многие видные члены клана Тедьек были убиты Джус, в том числе правивший в то время король Брак Ерим Ндатех Бубу (Тедек), [28] а также его семья. [29] Это историческое событие ускорило битву при Ндере, более известную как Талаата-и-Ндир . Фраза «Талаата-и-Ндир» (или Талаата-и-Ндир /Ндер) означает «Вторник Ндира» , указывая на тот факт, что событие произошло во вторник в тогдашней столице Ваало ( Ндир или Ндер ). [28] [29] [30]

Другие источники, по-видимому, указывают на то, что либо семья Йоос не стала причиной битвы при Ндере ( Талаата С'Дир среди некоторых [30] ) или было две исторические битвы при Ндере (одна во время правления Брака Йерима Ндатеха Бубу и Брак Мо Мбоди Кумба Хеди [28] или во время правления Брака Ньяака Кумбы Зури Яай [30] ). По некоторым данным, битва была организована Фулани Алмами из Фута Торо , который возглавил внезапную атаку на Ндер после Брак Ньяак Кумба Сюри Яай (король Ваало). [31] покинул свою столицу (Ндер) с визитом в Ндар ( Сент-Луис, в Сенегале ). [30] Однако по общему мнению, существовала только одна историческая «Талаата-и-Ндир» («Битва при Ндере») - битва, которая произошла между семьями Йоос и Тедьек. [28] [29] Эта путаница возникла из-за хронологической ошибки в «Хронике дю Вало » Амаду Вейда , где год правления королей Ваало (Брака) был указан ошибочно. [32] Другая причина этой путаницы заключается в том, что первоначальная битва, спровоцированная Йоосами, [28] создал гражданскую войну, которая длилась несколько лет (по некоторым данным, 20 лет). [29] или 29 лет [28] [33] ) Эта гражданская война, возможно, продолжалась вплоть до правления Брака Ньяака Кумбы Ксури Яай, который правил намного позже Брак Йерима Ндатеха Бубу и Брак Мо Мбоди Кумба Хеди. [34] Внезапное нападение, предпринятое Альмами Футы в Ваало на столицу Брак Ньяак Кумба Ксури Яай (Ндер), было лишь одной из многих его джихадских экспедиций, особенно в Джолофе и Кайоре. В конце концов он потерпел поражение от Дамеля Кайорского . (Амари Нгоне Ндела или Амари Нгоне Нделла , правившего в 1790–1809 гг.) [35] ).

После «Войн Джуса», возглавляемых их лидером Мо Мбоди Кумбой Хеди, трон Ваало был закреплен за семьей Джус, которая долгое время вел войны, чтобы сохранить его. [29] Однако спустя много времени после смерти Брака Мо Мбоди Кумбы Хеди трон был мирно передан законно избранному королю ( Тедьеку ) Советом выборщиков ( Сек ак Баор). [36] или Себ Ак Баор [37] [38] ). Хотя Брак Мё Мбой Малик Мбой ( Логгар ) был последним Браком Ваало незадолго до падения монархии в 1855 году. [39] при Лингире Ндатехе Ялле Мбудже ( Тедьеке ) и ее муже Мороссо Тассе Джобе (принце Кайора ) на политической сцене Ваало на протяжении почти 600 лет доминировала династия Джус и Тедьек. [40] Самой большой угрозой для Йоосов были Тедиеки, которые предоставили больше королей Ваало. [33] Логгары занимали видное место в начале правления отцовской династии Мбудж, но позже утратили свое господство. В 18 веке они пытались вступить в союз с Джоосами, чтобы получить власть и унаследовать трон. Альянсы Джоос-Логгар доминировали на политической сцене Ваало в этот период. Это также обострило политическую ситуацию в стране и гражданскую войну. В этот период, когда каждая материнская семья пыталась продвигать свое дело, союзы формировались и разрушались (см. список королей ниже, «Брак Йерим Коде Фара Мбуне»). [41]

Власть этих материнских династий была вполне реальной. [6] Они смогли собрать армию, как в битве при Ндере; имели финансовые возможности и поддержку, чтобы обеспечить присоединение членов своего клана. Возведенный на трон Лингир – Нджомбот Мбудж, [42] Сообщается, что чистокровная сестра Ндатеха Яллы и дочь Брака Амара Фатим Борсо Мбудж ( Джус ) подкупила видного члена Совета выборщиков по имени Джавдин Шарлу. [43] (вар. Дьявдин Шарлу [37] [38] ) с общей суммой в 1500 французских франков и золотом только для того, чтобы обеспечить избрание предпочитаемого ею кандидата. [37] [38] Сообщается, что этот подкуп был осуществлен в течение трех дней, когда она проводила рандеву с членом Совета (500 французских франков в день, включая золото). [37] [38] Нджомбот Мбудж (род. 1800, [44] умер в сентябре 1846 г. [45] ) и ее младшая сестра (Ндатех Ялла) были двумя из самых влиятельных женщин в истории Сенегала в первой половине 19 века. [44] [46] [47] Им предшествовали Лингир Ясин (начало 19 века) и Лингир Мбарика Мбудж (17 век), две из самых могущественных и влиятельных женщин в династической истории Сенегала. Оба были из матриклана Джоос. Лингир Мбарика Мбудж (вар. Мборика или Мбарика Мбодже) [29] ) была матерью Брака Ерима Коде Нгоне, главы 17 принцев Йооса. [29] Хотя Империя Джолофа распалась в 1549 году после битвы при Данки, некоторые короли Джолофа ( Бурбы ) пытались возродить старую Империю. Будучи членом совета при дворе своего сына, Брак Йерим Коде Нгоне провел много лет своего правления, пытаясь отразить наступление Джолофа и освободить Ваало от ига Джолофа. Сообщается, что он погиб, сражаясь в своей последней войне с Джолофом. Он является одним из самых почитаемых королей Ваало за его вклад в достижение независимости Ваало, свободного от контроля Джолофа. Ваало был полностью освобожден от влияния Джолофа через несколько лет после его смерти. [48]

Список королей

[ редактировать ]

Ниже приводится список некоторых Браков Ваало , принадлежащих к материнской династии Йооса. Их фамилия Мбудж :

  • Брак Ерим Мбаньик Ндойе Демба Мбудж (вар. Йерим Мбаньик Ндой Демба ), скорее всего, правил с ок. с 1403 по 1410 год [1] [49] (или 1445–1457 по некоторым [49] ). Сын Лингира Ндойе Дембы и Брака Кааки Мбаара. Когда семья Джо и Гэй попыталась начать против него войну, чтобы свергнуть его, он победил их своей армией и заставил их искать убежища в Текруре (ныне Фута Торо в Сенегале) . [50]
  • Брак Киу Кули (вар. Kioukouli [3] ) [51]
  • Мэр Брака Аисса [52]
  • Брак Фара Кой Джон (вар. Фара Кой Дион или Фара Кодьег ), [3] царствовал ок. 1676 – 1679 гг. [53]
  • Брак Фара Кой Джобе (вар. Фара Кой Дёп или Фара Коури Кодиоп ) [3]
  • Брак Далеко (вар. Далеко), [3] царствовал ок. 1670 – 1683 гг. [53]
  • Брак Наатаго Хари Дааро (вар. Натаго Хари Даро) [3]
  • Брак Йерим Коде Нгоне Мбудж (вар. Йерим Коде Н'Дюреан [48] ), правил ок. 1673 – 1676?. [53] Сообщается, что погиб в бою с Джолофом . Он был главой 17 принцев Йооса и одним из самых почитаемых Браков Ваало. [29] [48] [53]
  • Брак Фара Кумба, правил ок. 1665 – 1673 (первый), ок. 1664 – 1676 (второй). [53] По некоторым данным, он умер в 1676 году во время развязанных против него марабутских войн. [53]
  • Брак Мо Мбоди Кумба Хеди Мбудж, правил ок. 1734-1735. [27] Один из самых известных Браков Ваало, хотя и по неправильным причинам. Спровоцировал и возглавил Джоос в битве при Ндере. Джоо одержали победу. После убийства правящего Брака – Ерима Ндатеха Бубу (Тедьека) Брак Мо Мбоди Кумба Хеди проник в резиденцию своей тети по отцовской линии – Лингир Кондама (вар. Ко Ндама , тедьек) и убил ее. Лингир Кондама была обвинена в том, что она отдавала предпочтение своему племяннику по материнской линии (Брак Йерим Ндатех Бубу) против своего племянника по отцовской линии (Брак Мо Мбоди Кумба Хеди), а также участвовала в политических делах Ваало, которые наносили ущерб делу Джуса. [28] По словам Амаду Ваде, он был убит в день своей коронации. [27] Известно, что для выполнения миссии был нанят профессиональный убийца из Тразара по имени Соломоно. [54]
  • Brak Download Code For Fara Mbune Mbooj (вар. Download Code Mbune [55] или загрузите код Фара Мбоума [3] ), он пришел к власти, объединившись со своим матрикланом (джоосами) и логгарами, особенно с Ндяком Зури (вар. Ньяак Зури). Его предшественник Ерим Мбаньик Анта (Тедек) был убит вместе с несколькими князьями Тедьека. Его союзник Логгар (Ндьяк Зури) надеялся унаследовать трон после кончины Тедьека, однако ему не удалось взойти на трон. После их победы на трон взошел Ерим Коде Фара Мбуне, а его союзник Логгар был сослан в Джолоф. Примерно через два года после своего правления (по некоторым данным) Ндяк Ксури, возглавлявший клан Логгар, заключил союз с Ламторо Фута Торо и эмиром Тразара, чтобы свергнуть Йерима Коде Фара Мбуне. В битве при Мбудене Йерим Коде Фара погиб вместе со многими членами семьи Йоос. [41]
  • Брак Мабоже Кумба (вар. Mabodje Coumba) [3] ) правил 6 ноября 1775 г. - 5 мая 1776 г. [53] Его правление совпало с битвами с участием Джусов и Логгаров, вмешательством губернатора О'Хара в гражданскую войну в Ваало и мавританским вмешательством в политику страны. [56]
  • Брак Саайодо Яасин Мбоди Мбудж [3] (вар. Сайодо Ясин Моди или Сайодо Ясин Мбодже [3] ), правил ок. 1801 – 1806 гг. [4] или 1805–1810 гг. [53]
  • Брак Амар Фатим Борсо Мбудж (вар. Амар Фатим Борсо или Амар Фати Мборсо) [3] ), правил 1812–1823 гг., [4] (вероятно, правил до 1825 или 1826 года, поскольку, как сообщается, он умер в январе 1826 года). [57] ). Известен своими антиисламскими взглядами. Цитируется, что он сказал, что брак никогда не должен принимать ислам. Это было после того, как Алмами Фута Торо (Алмами Биран) начал свой джихад в своей стране среди других государств, таких как Джолоф и Кайор, и обратил в веру короля Джолофа, а также Брака Фара Пенда Тигерелеха (Тедьека и предшественника Брака Амара Фатима Борсо). ). Джоосы во главе с Амаром Фатимом и другими членами клана считали Фара Пенду слишком слабым, чтобы обратиться в веру из-за страха, а не противостоять Альмани. Хотя Фара Пенда заявил, что его обращение было искренним, ему не поверили. Амар Фатим также является отцом Лингира Ндатеха Яллы и Нджомбута (оба Тедиеки, их мать Лингир Аво Фатим Ямар Хури Яйе Мбудж). [3]
  • Харфи Хари Дааро (вар. Хирфи Хари Даро), правил 1837–1840 гг. [3] [4]

Список королев

[ редактировать ]

В этом списке приведены некоторые выдающиеся королевы или королевы-матери, принадлежащие к этой материнской династии. Они носят королевский титул Лингир (вар. задержаться [38] ) :

  • Лингир Фатим Бей - матриарх Джуса ок. 1335
  • Лингир Ндойе Демба , основатель династии Джус в Ваало, ок. 1367
  • Лингир Мбарика Мбудж (вар. Мборика или Мбарика Мбодже) [29] ) — мать Брака Ерима Коде Нгоне, главы 17 принцев Йооса. [29]
  • Лингир Ясин (вар. Ясин Мбодж) - мать Брака Саайодо Ясина Моди Мбуджа и жена принца Джабу Джуба Али Мбоджа (вар. Диабу Дуба Али)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Царствование кавказцев (вар. Тяака Мбар ) [в] Барри (1985), стр. 328 на французском языке ) ( На стр. 327 указана наиболее вероятная дата правления его сына - Ерима Мбаньика Ндойе Демба (вар. Ерим Мбаньик Ндойе Демба ) (на французском языке) [2] (Проверено 21 июля 2012 г.).
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б БИФАН (1955), стр. 313–326.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Барри (1985), стр. 312–30.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Заги, Карло, «Африка в европейском сознании и итальянский империализм», Гуида (1973), стр. 288.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Информационный бюллетень. Серия B: Гуманитарные науки / Фундаментальный институт Черной Африки , Том 41. стр. 234, (1979).
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Французский институт черной Африки, Бюллетень Французского института черной Африки: гуманитарные науки, том 17. ИФАН, (1955), стр. 317 (на французском языке).
  7. ^ Монтей, стр. 36,
  8. ^ Бюллетень. Серия B: Гуманитарные науки / Фундаментальный институт Черной Африки , Том 41. стр. 225 (1979).
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Барри, Бубакар , «Королевство Ваало: Сенегал до завоевания», KARTHALA Editions (1985), стр. 73, ISBN   2865371417 (на французском языке)
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бриго, Феликс, «История Сенегала: от истоков до договоров о протекторатах», Clair-afrique (1964), стр. 16 (на французском языке)
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Множество вариаций: Фатима Бей (см. БИФАН, 1979, стр. 225, 233), Фатим/Фатима Бей (см. БИФАН, 1979, стр. 234), Фатиме Бей (БИФАН, 1979, стр. 234) и т. д. Серерская фамилия Бей или Бэйе. , после французского написания в Сенегале, также является матрикланом Серера. Фатим (собственно: Фа Тим ) на языке Серер означает «материнский клан...». Дополнительную информацию о матрилинейности Серер см. у Жана-Марка Гастеллу «Petit Traété de matrilinarité». L'accumulation dans deux sociétés сельских жителей d'Afrique de l'Ouest', Cahiers ORSTOM, série Sciences Humaines (1985) » (на французском языке) , в Жан-Марке Гастеллу, «Матрилинии, экономические группы и дифференциация в Западной Африке»: A Примечание (ОРСТО.М)
  12. ^ Бюллетень Фундаментального института Черной Африки: гуманитарные науки, том 41 (1979), стр. 225
  13. ^ Булег, Жан, "Великий Жолоф", (XVIII и – XVI и Века). (Париж, Edition Façades), Картала (1987), стр. 30 (на французском языке)
  14. ^ Дьяо, Йоро, «Сенегальские легенды и обычаи», Cahiers de Yoro Dyao: опубликовано и прокомментировано Анри Гаденом. (Э. Леру, 1912) (на французском языке)
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Дюпир, Маргарита , Sagesse sereer: Essais sur la pensée sereer ndut , KARTHALA Editions (1994) (на французском языке) . Для тим и ден яай (см. стр. 116). В книге также подробно рассматриваются матрикланы Серер и способы преемственности по материнской линии. См. также стр. 38, 95–99, 104, 119–20, 123, 160, 172–4 [3]. ISBN   2865374874 (получено 9 июля 2012 г.)
  16. ^ Диуф, «Хроника Королевства Сине», стр. 705 (стр. 3)
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сарр, Алиун , История Сине-Салума (Сенегал). Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера. Немного переработанная версия по сравнению с опубликованной в 1986-87 гг. стр. 19 (на французском языке)
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д БИФАН (1979), стр. 234.
  19. ^ Дяо, Йоро (1912)
  20. ^ Сарр, Алиун , История Сине-Салума (Сенегал) Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера. 1986–87, стр. 19.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с « Бабакар Седих Диуф » в Нгоме, Бирам. Вопрос Гельваара и история Сиина , Дакар, Университет Дакара (1987), стр. 69 (на французском языке)
  22. ^ Вариации: Mbodj , Mboj и т. д.
  23. ^ Множество вариантов: Тедиек (см. Бриго) или Тидьек (см. Барри)
  24. ^ «Амаду Уэйд, Хроники , комментарии Винсента Монтейля, 1966» [в] Салл, Ибрагима Абу, Южная Мавритания: французские колониальные завоевания и управление, 1890-1945 , KARTHALA Editions (2007), стр. 49, примечание 20. ISBN   2845868650 :
    « Логар (слово, предположительно берберского происхождения), Йоос (слово, предположительно происходящее от Сирира) и Теджек (слово, предположительно происходящее от Маннде)»
    Перевод: Logar (слово берберского происхождения [т.е. мавров]), Joos (слово происхождения Serer) и Teejëk (слово происхождения Mande). [4] (Проверено 9 июля 2012 г.) (на французском языке)
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Беккер, Чарльз: «Исторические пережитки, материальные свидетели прошлого в странах Серир», Дакар (1993), CNRS – ORS TO M. [5] (по состоянию на 9 июля 2012 г.) (на французском языке)
  26. ^ Калис, Симона, «Традиционная медицина, религия и гадание среди Seereer Sine Сенегала», Знание ночи , L'Harmattan (1997), стр. 299, ISBN   2-7384-5196-9 (на французском языке)
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с По словам Амаду Ваде, Мо Мбоди Кумба Хеди правил с 1734 по 1735 год и был убит в день своей коронации. см. «Амаду Уэйд, «Хроника дю Вало», в Барри (1985), стр. 312.
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Вариации: Брак Йерим Ндате Бубу; также о Талаата-и-Ндире см. BIFAN 1964: «Institut Fundamental d'Afrique noire», Бюллетень, тома 26–27, IFAN (1964); и Монтей, Сенегальские зарисовки )
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Дьяу, Йоро» в Барри (1985), стр. 184–6 [6] (Проверено 21 июля) (на французском языке)
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Университет Дакара. Кафедра германских языков и цивилизаций, немецко-африканских исследований: ежегодный обзор кафедры германских языков и цивилизаций факультета литературы и гуманитарных наук Дакарского университета (Сенегал) , выпуск 6, кафедра (1988 г.) ), стр. 51
  31. ^ Вариант: Брак Ндаак Кумба Сури Яай (см. Университет Дакара. Кафедра германских языков и цивилизаций, немецко-африканские исследования: ежегодный обзор кафедры германских языков и цивилизаций факультета литературы и гуманитарных наук Университета Дакара. Университет Дакара (Сенегал) , выпуск 6, Le Département (1988), стр. 51)
  32. В Chronique du Waalo Амаду Вада Ндиадиан Ндиай (сводный брат по материнской линии Брака Барки Мбуджа / Мбоджа – предка отцовской династии Мбудж и первого Брака из этой семьи) указан как правитель конца 12 века (1186 г., также [ в] Barry 1985, стр. 311–12). Однако это была ошибка, основанная на предыдущем и ошибочном убеждении, что Ндиадиан Ндиайе (вар. Ndyaadyaan Ndyay , см. Barry, 1985, стр. 41) был сыном лидера Альморавидов 11 века ( Абу Бакра ибн Умара умершего ). в ноябре 1087 г. (современник Амара Годомата или Ама Годо Маат, а не Ндиадиана). Однако это ранее существовавшее предположение было отвергнуто. По общему мнению, правление Ндиадана Ндиайе (и, следовательно, его современного сводного брата по материнской линии) приходится на вторую половину 14 века (1360 г.), то есть через 10 лет после правления Майсы Вали, короля Сине . Обзор и анализ « Хроники Ваало » Амаду Ваада см. в Barry (1985, особенно стр. 41, 147) и 1972. О правлении Ндиадиана см. Фейдж, Джон, Д. , и Оливер, Роланд , Кембриджская история Африки: начиная с ок. 1600 до ок. 1790 , стр. 486, ISBN   0521209811 . О правлении Майсы Вали см. Sarr, Alioune 's, History of Sine-Saloum (Senegal) (введение, библиография и примечания Чарльза Беккера)', в Bulletin de l'IFAN , vol. 46, серия B, №№ 3–4, 1986–1987, стр. 19 (на французском языке) .
    См. также Лингир Ндойе Демба , в котором содержится генеалогия этой семьи.
  33. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Огот, Бетвелл А., Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век (Редакторы: Бетвелл А. Огот, ЮНЕСКО . Международный научный комитет по составлению всеобщей истории Африки ; участники: Бетвелл А. Огот, ЮНЕСКО. Международный научный комитет). за составление всеобщей истории Африки, University of California Press (1992), стр. 281, ISBN   0435948113 The "Joos" (получено 11 июля 2012 г.)
  34. О королях Ваало см. Барри (1985).
  35. ^ Диоп, Папа Самба, Глоссарий сенегальского романа , L'Harmattan, Париж (2010), стр. 142–143, (на французском языке) ISBN   978-2-296-11508-8
  36. ^ Себ Ак Баор или собственно: Себ Ак Баор был благородным советом, ответственным за выборы королей ( Брак ) из королевской семьи Ваало.
  37. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Фундаментальный институт Черной Африки, Бюллетень Фундаментального института Черной Африки: гуманитарные науки , Том 31, IFAN (1969), стр. 409–410 (на французском языке)
  38. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Барри, Бубакар, Королевство ваало, Сенегал до завоевания , Ф. Масперио (1972), стр. 286 (на французском языке)
  39. ^ Барри, (1985), стр. 41.
  40. ^ См. Барри (1972 и 1985); и Уэйд
  41. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Барри, (1985), стр. 185–6.
  42. ^ Множество вариаций: Ндиумбойт Мбодж, см. Барри (1985), или Ндьомбот , см. BIFAN 1969, другой вариант. Джомбот.
  43. Существует множество вариантов написания имени Джавдин (в соответствии с его английским написанием в Гамбии ), например, Дьявдин (французское написание в Сенегале ) и т. д. Джавдин Шарлу был членом Совета выборщиков ( Сек ак Баор , или «себ ак баор» см. Barry 1972, стр. 286; и BIFAN 1969, стр. 409). Его зовут Шарлу. Имя Джавдин — это дворянский титул в Ваало. Дворянский совет состоял из трех групп дворян: Джавдин (происхождение Серер и Фула), Маало или Мало (обычно Серер) и Джогомай или Дегомай (обычно Фула). Этот Совет избрал королей Ваало в соответствии с заранее определенными критериями. Подробнее об этом см. Коронация Маада а Синиг Кумба Ндоффене Фамак Джооф , см. также Уэйд; и Барри 1972 и 1985 гг.
  44. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шелдон, Кэтлин Э., Исторический словарь женщин в странах Африки к югу от Сахары , том. 1, Scarecrow Press (2005), стр. 148. ISBN   0810853310
  45. ^ пишется Ndieumbeutt Mbodj , см. Шелдон, Кэтлин Э., Исторический словарь женщин в Африке к югу от Сахары , том. 1, Scarecrow Press (2005), стр. 148, ISBN   0810853310
  46. ^ Бубакар Барри, Королевство Ваало: Сенегал до завоевания.
  47. ^ Уэйд, Амаду, «Chronique du Walo Sénégalais (1186–1855)», Б. Сиссе, перевод, В. Монтей, редактор, Bulletin de l'IFAN , серия B, том. 26, номера 3/4 (1941, 1964) (на французском языке)
  48. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Гаден, Генри, 1912, стр. 6» [в] Барри (1985), стр. 50
  49. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Барри (1985), стр. 327 [7] (по состоянию на 21 июля 2012 г.) (на французском языке)
  50. ^ Монтей, стр. 39-40.
  51. ^ «Азан, (1861 г.), список Браков, предоставленный Фарой Пендой. » [в] Барри (1985), стр. 315
  52. ^ «Азан, (1861 г.), список Браков, предоставленный Дембой Н'Диайе. » [в] Барри (1985), стр. 315
  53. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Барр, (1985), стр. 320–28.
  54. Подробнее об этом см. Уэйд, см. также Барри 1985.
  55. ^ Барри (1985), стр. 185.
  56. ^ Барри (1985), стр. 185–7.
  57. ^ Барри, (1972), стр. 261.

Библиография

[ редактировать ]
  • Сарр, Алиун , « История Сине-Салума » (Сенегал). Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера. Версия немного переработанная по сравнению с той, которая появилась в 1986–87 годах. стр. 19
  • Беккер, Чарльз, «Исторические пережитки, материальные свидетели прошлого в странах Серера», Дакар (1993), CNRS – ORS TO M. (на французском языке) [8] (Проверено 9 июля 2012 г.)
  • Гравран, Генри . «Цивилизация Серир», том. Я, Косаан: истоки. Новые африканские издания, Дакар , 1983 г.
  • Монтей, Винсент , «Сенегальские зарисовки», Фундаментальный институт Черной Африки , 1966.
  • Уэйд, Амаду, «Хроника сенегальского Вало (1186–1855)» , Б. Сиссе пер., В. Монтей, редактор, Bulletin de l'IFAN, серия B, том. 26, № 3/4 (1941, 1964).
  • Барри, Бубакар . «Королевство Ваало »: Сенегал до завоевания , Картала, 1985 год, ISBN   2865371417 (на французском языке) The "Dyoos" (получено 8 июля 2012 г.)
  • Барри, Бубакар, «Королевство ваало, Сенегал до завоевания», Ф. Масперио (1972), стр. 261 и 286.
  • Эбби, гора Розали Акуэле. «Обычное право и рабство в Африке» , Trafford Publishing, (2011 г.), ISBN   978-1-4269-7117-4
  • Информационный бюллетень. Серия B: Гуманитарные науки / Фундаментальный институт Черной Африки , Том 41. (1979)
  • Французский институт Черной Африки. Бюллетень Французского института черной Африки: гуманитарные науки, том 17. ИФАН, (1955).
  • Ндиайе Лейти, Умар, «Le Djoloff et ses Bourba» , Les Nouvelles editionsafricaines (1981). ISBN   2723608174
  • Фундаментальный институт Черной Африки, Бюллетень Фундаментального института Черной Африки: гуманитарные науки, том 31, IFAN (1969), стр. 409–410.
  • Огот, Бетвелл А., «Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век», (Редакторы: Бетвелл А. Огот, ЮНЕСКО . Международный научный комитет по составлению всеобщей истории Африки ; участники: Бетвелл А. Огот, ЮНЕСКО. Международный Научный комитет по составлению всеобщей истории Африки, Калифорнийский университет Press (1992), стр. 281, ISBN   0435948113 The "Joos" (получено 11 июля 2012 г.)
  • Гастеллу, Жан-Марк , «Небольшой трактат о матрилинарности», Накопление в двух сельских обществах Западной Африки», Cahiers ORSTOM, серия «Гуманитарные науки» (1985)
  • Гастеллу, Жан-Марк, «Матрилинии, экономические группы и дифференциация в Западной Африке»: заметка (ORSTO.M)
  • Калис, Симона, «Традиционная медицина, религия и гадание среди Провидцев Сенегала», Знание ночи, L'Harmattan (1997), стр. 299, ISBN   2-7384-5196-9
  • Булег, Жан, "Великий Жолоф", (XVIII и – XVI и века). (Париж, Edition Façades), Картала (1987), стр. 30.
  • Дяо, Йоро, «Сенегальские легенды и обычаи», Записные книжки Йоро Дьяо: опубликовано и прокомментировано Анри Гаденом. (Э. Леру, 1912)
  • Дюпир, Маргарита Thought» , «Sagesse sereer: Essays on sereer ndut , KARTHALA Editions (1994), ISBN   2865374874 (на французском языке) [9] (Проверено 9 июля 2012 г.)
  • Шелдон, Кэтлин Э., «Исторический словарь женщин в Африке к югу от Сахары », том. 1, Scarecrow Press (2005), стр. 148. ISBN   0810853310
  • «Амаду Уэйд, «Хроника», комментарии Винсента Монтейля, 1966» [в] Салл, Ибрагима Абу, «Южная Мавритания: французские колониальные завоевания и управление, 1890–1945», KARTHALA Editions (2007), стр. 49, примечание 20. ISBN   2845868650 (на французском языке) «Логар», «Йос» и «Теек»
  • Университет Дакара. Кафедра германских языков и цивилизаций, «Немецко-африканские исследования: ежегодный обзор кафедры германских языков и цивилизаций факультета литературы и гуманитарных наук Университета Дакара (Сенегал)., Выпуск 6», The Департамент (1988), стр. 51.
  • Фейдж, Джон, Д. , и Оливер, Роланд , «Кембриджская история Африки: с 1600 по 1790 год», стр. 486, ISBN   0521209811
  • Заги, Карло, «Африка в европейском сознании и итальянский империализм», Гуида (1973), стр. 288.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0d70bf997ae70ffc8083364767265b56__1721358240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/56/0d70bf997ae70ffc8083364767265b56.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Joos Maternal Dynasty - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)