Абдул Кадер (священник)
'Абдул Кадир Кан | |
---|---|
Рожденный | 1727–28 [ 1 ] Пафа Варной, Салум |
Умер | 26 апреля 1806 г. (78–79 лет) [ 2 ] : 142 Гурики |
Кадер Кан ( араб XVIII века ; ок. 1726 — 26 апреля 1806) — исламский и военачальник . عبد القادر учёный Абдул . [ 3 ] родом из территории нынешнего Сенегала .
Фон
[ редактировать ]Абдул Кадер Кан родился в Пафа-Варнеу в Салуме , где преподавал его отец. [ 4 ] Он происходил из рода исламских ученых; его дед Ламин совершил паломничество в Мекку , а его отец Хамади изучал Коран в Фута Джаллон . [ 3 ] : 286 Он учился в Кайоре и Мавритании у Моктара Ндумбе Диопа, который основал школу в Коки . [ 5 ] : 191 [ 4 ]
Прежде чем прийти к политической власти, Кан был независимым кади в Аппе, недалеко от Бунду . [ 3 ] : 286 Первоначально он не участвовал в восстании против Деэньянке . [ 4 ]
Выборы
[ редактировать ]Абдул Кадер Кан был одним из кандидатов на смену Сулейману Балу , который возглавил восстание , свергнувшее правящий класс Диньянке . По словам историка Рудольфа Т. Уэра III , его назначение произошло после того, как другой священнослужитель отказался от этой должности, и Кан колебался, пока Сулейман не был убит в бою в 1776 году. Уэр объясняет это колебание «благочестивой дистанцией» от политической власти, которую традиционно соблюдали сенгамбийские священнослужители. . [ 2 ] : 125 Робинсон ссылается на то, что он описывает как более неясную традицию, согласно которой Абдул Кадер Кан был избран после длительного периода политической неразберихи, и что руководство тородбе не было уверено, хотят ли они избрать лидера в качестве альмаами, который действовал бы как явное заявление о желании создать отдельное исламское государство. [ 5 ] : 194–5
Абдул Кадер Кан был инаугурирован как Альмаами в 1776 году, примерно в возрасте пятидесяти лет. Робинсон описывает «замечательную преемственность установок Деньянке и сходство с процедурами, принятыми в мусульманском штате Фута Джаллон»: Кана держали в изоляции в течение недели, поскольку от его имени приносили в жертву домашний скот. Затем священнослужитель, который служил советником при предыдущем режиме, подарил ему тюрбан, обозначающий его должность. [ 5 ] : 196 На этой церемонии по меньшей мере пятьдесят вождей принесли ему клятву верности. Один источник утверждает, что церемония включала полное чтение Корана, Ишринийят и Далаил аль-Хайрат , при этом Кан заставил священнослужителей, читавших их, пообещать исправить его, если они увидят, что он не соответствует требованиям. стандарты, установленные каждой работой. [ 2 ] : 125 Эта информация взята из аккаунта со ссылкой на более раннюю запись, которая больше не существует. [ 5 ] : 196
Правило и смерть
[ редактировать ]После своего возвышения Кан основал свою столицу в Тилони . Его первым действием было победить мавров Бракны . Последний Денианке Салтиги , Суле Бубу Гайссири , все еще держался в западной части Фута Торо . Кан и реформистские силы потерпели несколько поражений, пытаясь подчинить его, но после его случайной смерти согласились позволить Денианке сохранить некоторую автономию в этом районе. В 1785 году он повернулся к королевству Джолоф , победив Бурба Мбаба Кумпа Кумбас и вынудив его принять ислам. [ 6 ]
В 1786 году, теперь уже в союзе с Бракнами, Кан разгромил трарзаских мавров возле Даганы , убив их эмира Али Коури и освободив население от их набегов и вымогательств. [ 6 ] Кан также укрепил клерикальное правление, наполнив территориальную администрацию лояльными сторонниками, которые постепенно заняли наследственные должности выборщиков. [ 4 ]
Правители соседних Ваало и Кайора изначально согласились следовать интерпретации ислама Каном. В 1790 году новый король Амари Нгоне Ндела занял трон Кайора и отступил. [ 6 ] Восстание местного класса марабут было подавлено, многие повстанцы были проданы в рабство. В 1796 году Абдул Кадер в союзе с королевством Джолоф выступил во главе самой большой армии, когда-либо виденной в Сенегамбии, чтобы отомстить за поражение и восстановить свое влияние в Кайоре. В ответ Дамель отравил колодцы своих восточных провинций, так что, когда армия Тородбе вышла из пустыни Ферло, они не нашли ни еды, ни воды. [ 4 ] [ 7 ] : 599–601 Армия Альмами была разбита в последовавшей битве при Банксое, а сам Абдул Кадер попал в плен. [ 8 ] : 95 Ндела относился к нему с почетом и уважением, держал его в Кайоре до тех пор, пока не был избран новый Алмами, а затем отправил его обратно в Фута Торо. [ 7 ] : 601
Альмаами часто конфликтовали с французами в Сен-Луи из-за торговых и таможенных платежей, причем последние неоднократно совершали набеги на Фута Торо в период с 1804 по 1806 год. [ 6 ] В том же году Бунду и Каарта , встревоженные непрекращающимся вмешательством Кана в их дела, объединились с диссидентами, чтобы вторгнуться в Фута Торо. Сообщается, что Абдул Кадер Кан был застрелен священником Бунду на своем молитвенном коврике в разгар проигрышной битвы при Гурики. [ 4 ]
Враждебность к работорговле
[ редактировать ]Основываясь на письмах, написанных Томасом Кларксоном , по крайней мере один учёный высказал мнение, что преподобный считал, что Абдул Кадер Кан полностью отменил работорговлю в Фута Торо. В одном из таких писем Кан описывается как «мудрый и добродетельный Альмаами», который подает «яркий пример искоренения торговли в человеческом роде». [ 2 ] : 116 Был подписан договор, который должен был помешать французам продавать жителей Фута Торо в рабство. [ 2 ] : 127 и успех Альмаами против эмирата Трарза , возможно, был обусловлен его готовностью освободить своих рабов после поражения. Хотя нет точных доказательств того, что именно это стало причиной успеха кампании, обещание освободить рабов, сражавшихся против своих хозяев, было обычной военной стратегией в то время. [ 2 ] : 126
Характеристика Альмаами как аболициониста не является бесспорной. Другие характеризуют его политику рабства как просто более соответствующую традиционному исламскому рабству; то есть, хотя мусульмане не могли быть порабощены по закону, неверующие по-прежнему имели право на порабощение. Хотя французским работорговцам не разрешалось ни порабощать жителей Фута Торо, ни перевозить рабов через территорию Имамата, сами жители по-прежнему владели рабами. Согласно этому пониманию, жители Фута Торо были защищены не из-за общей враждебности к рабству, а потому, что подданные Альмаами были по определению мусульманами. [ 5 ] : 201
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвид Робинсон, Филип Кертин и Джеймс Джонсон, «Предварительная хронология Фута Торо с шестнадцатого по девятнадцатый века», Cahiers d'Etudes Africaines, Vol. 12, Cahier 48 (1972), с. 578
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Рудольф Т. Уэр III, Ходячий Коран: исламское образование, воплощенные знания и история в Западной Африке , Чапел-Хилл: University of North Carolina Press, 2014. ISBN 978-1-4696-1431-1
- ^ Перейти обратно: а б с Робинсон, Дэвид (1973). «Абдул Кадир и Шейх Умар: продолжающаяся традиция исламского лидерства в Фута Торо». Международный журнал африканских исторических исследований . 6 (2): 286–303. дои : 10.2307/216779 . ISSN 0361-7882 . JSTOR 216779 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кларк, Эндрю Фрэнсис; Филипс, Люси Колвин (1994). Исторический словарь Сенегала (2-е изд.). Лондон: Scarecrow Press. стр. 177–179.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Робинсон, Дэвид (1975). «Исламская революция Фута Торо». Международный журнал африканских исторических исследований . 6 (2).
- ^ Перейти обратно: а б с д Фундаментальный институт Черной Африки. Экспонат Исторического музея Горе (август 2024 г.).
- ^ Перейти обратно: а б Колвин, Люси Галлистел (1974). «ИСЛАМ И ГОСУДАРСТВО КАДЖУР: ПРИМЕР УСПЕШНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ДЖИХАДУ» (PDF) . Журнал африканской истории . xv (4): 587–606. дои : 10.1017/S002185370001389X . S2CID 146699555 . Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ Булег, Жан (1999). «Политический конфликт и идентичность в Сенегале: битва при Банксое (ок. 1796 г.)» . История Африки: проблемы памяти (на французском языке). Париж: Картала. стр. 93–99. ISBN 978-2-86537-904-0 .