Jump to content

Чар Буба война

(Перенаправлено из Войны Чар Буба )
Чар Буба война
Часть общего кризиса
Дата 1644-1677
Расположение
Результат
Воюющие стороны
  • Санхаджа берберские племена
  • Ламтуна
  • Тородбе
  • Макил арабские племена
  • Бени Хасан
  • Традиционная волофов аристократия
  • Командиры и лидеры
    Наср ад-Дин  
    аль-Амин
    Усман
    Мунир ад-Дин
    Сиди Ибрагим Аль Арусси
    Шанан Аль Арусси
    Сиди Тунси Аль Арусси

    Война Чар-Буба (по-разному транслитерируется как Шарр-Бубба , Шар-Буба ), также известная как Мавританская Тридцатилетняя война. [1] или Марабутская война , [2] произошло между 1644 и 1677 годами в племенных районах современной Мавритании и Западной Сахары, а также в долине реки Сенегал . [3] Борьба велась между племенами санхаджа берберскими и мусульманским населением в долине реки под предводительством Ламтуны Имама Насра ад-Дина , с одной стороны; и иммигрантские племена Макил арабские , главным из которых был Бени Хасан , а также традиционная аристократия государств волоф , с другой стороны, поддерживаемая французами . [4] [5]

    Войну возглавил Сиди Ибрагим Аль-Арусси, сын знаменитого шейха Сиди Ахмеда Аль-Арусси (умер в 1593 году недалеко от Смары , в Западной Сахаре). Аль-Арусси со своими двумя сыновьями Шананом Аль-Арусси и Сиди Тунси Аль-Арусси возглавил мощные силы племени Хасани, Армию Арусси, чтобы завоевать берберский имарат в нынешней Мавритании и получить доступ к Билад ас-Судану Земля Судана »). « Черные », в Сенегале и Мали).

    Племенная конфедерация санхаджа - берберов сыграла ключевую роль в формировании династии Альморавидов и в результате пережила период силы и могущества на протяжении всего существования династии. После своего поражения и распада Санхаджа остались разделенными и слабыми. Более агрессивные и воинственные кланы Санхаджа доминировали над меньшими и более слабыми группами, требуя дань. Некоторые из более слабых групп, не сумев сохранить свою независимость, отвернулись от насилия и вместо этого посвятили себя исламскому образованию и благочестию. Эти группы стали известны как завая, или марабутские племена. Затем сформировались отношения между более сильными кланами воинов, мало заботившимися об исламе, и набожным Завайей. Арабские кочевники, известные как Хасаны, позже прибыли в юго-западный регион Сахары в 15 веке и начали доминировать. Затем возникло мавританское общество, состоящее из Хасана, Завая и Ламы; клиентские группы, подчиняющиеся как Хасану, так и Завайе. [6]

    Последующие правители Хасани оказывали давление на Завая, требуя дань. Дань якобы была платой за защиту, однако хасаны часто были либо неспособны, либо не желали защищать своих клиентов, в результате чего торговля и сельское хозяйство Завая часто нарушались из-за набегов и общей нестабильности. Таким образом, хасаны рассматривались как законные цели для джихада, поскольку считалось, что они не выполняют свои обязательства по исламу, хотя номинально оставались мусульманами. [6]

    Напряженность между Хасаном и Завайей также усугубилась экономическим кризисом; эти две группы ранее дополняли друг друга: хасаны были в основном кочевниками, а завая были земледельцами вдоль Сенегала. Французы основали торговый пост на Атлантическом океане в Сен-Луи в 1659 году, и это, в свою очередь, привело к перемещению торговли вдоль Сенегала в сторону Атлантики, нарушив традиционную торговлю вдоль Сенегала. В частности, монополия Сен-Луи лишала мавров рабского труда, на который они полагались на протяжении веков, а также зерновых у земледельцев Сенегала. [7] Выживание кочевых групп пустыни к северу от Сенегала во многом зависело от этих злаков. Тогда берберское общество оказалось между южным движением хасанских арабов и потерей торговли из-за Сен-Луи. [7] [2]

    Среди штатов волоф и фула в долине реки Сенегал атлантическая работорговля создала глубокий кризис. Правители королевства Денианке , Ваало Джолоф . и Кайор были замешаны в продолжающихся розысках и экономических и социальных потрясениях Класс мусульманских ученых под названием Тородбе. [а] по-видимому, зародились в Фута Торо , а затем распространились по территориям фульбе. Два клана Тородбе в Фута Торо утверждали, что произошли от родственника седьмого века одного из сподвижников Мухаммеда , который был среди группы захватчиков Фута Торо. Вполне возможно, что Тородбе уже представляли собой отдельную группу, когда Денианке завоевали Фута Торо в начале 1500-х годов. [9] Клерикальные кланы Тородбе поддержали Насра в борьбе с аристократией. [10]

    Джихад Наср ад-Дина 1673–1674 гг.

    [ редактировать ]

    Прозелитизм Наср ад-Дина

    [ редактировать ]

    Ученый завайа, родившийся как Ашфага, но также известный как Авбек, начал приобретать известность среди завая, и в конечном итоге стал известен только под своим титулом: Наср ад-Дин . Наср начал свою проповедь с призыва к покаянию, но по мере того, как его движение росло среди его племени Бану Дайман и среди более широкого общества Завая, Наср начал призывать к формированию исламского государства. Государство, за которое выступал Наср, будет выше племенных и этнических противоречий и будет напоминать идеальное общество ранних халифов . Наср сменил множество самопровозглашенных титулов, таких как Сайидуна (наш господин), Имамунд (наш имам) и Муши ад-Дин (тот, кто распространяет веру), прежде чем, наконец, остановился на Насир ад-Дине (защитник веры). . Наср потребовал лояльности всех завая, заставив каждого лидера завая присягнуть ему. Его правительство состояло из него самого, визиря и четырех кади и поставило перед собой задачу поддерживать порядок в южном Судане, известном как Кибла. Наср поставил перед собой цели борьбы с теми, кто, по его мнению, пренебрегал исламом и угнетал мусульман, объединить различные группы региона в единое государство и создать новый, управляемый Богом порядок. [11]

    Война в Сенегале

    [ редактировать ]

    Движение Насра началось как движение за исламские реформы и обновление. Он отправил эмиссаров и проповедников в королевские суды Сенамбии, чтобы потребовать от них более строго следовать принципам шариата , ограничить себя четырьмя женами и прекратить грабежи и порабощение своих подданных. Эти мольбы, направленные правителям, которые уже были идентифицированы как мусульмане, были проигнорированы, и проповедь превратилась в насильственное завоевание. [12] : 326 

    Сосредоточившись на штатах к югу от реки Сенегал, Наср избежал ранней конфронтации с могущественным Хасаном, а также получил контроль над перевалочными пунктами торговли жевательной резинкой вдоль Сенегала. Французская речная торговля значительно выросла с начала века, поэтому контроль над перевалочными пунктами укрепил Наср в финансовом отношении, одновременно компенсируя контроль Хасании над портами на побережье Сахары. [11]

    С обещанием положить конец эндемичным набегам и крупномасштабному вывозу рабов (но не самого рабства) движение превратилось в революцию, когда местные мусульмане и крестьянство стекались под знамя ад-Дина. [5] В Фута-Торо население массово восстало против правления Денианке- сатиги , и марабуты во главе с Эннахуи Абдилби быстро получили контроль. [12] : 326  Усиленная новобранцами Тородбе, армия Насра разгромила и убила брэка Ваало , Фара Кумбу Мбоджа, заменив его марионеткой Еримом Коде, принявшим титул буур джаллит что означает «мастер молитвы». Аль Фадель ибн Абу Ядель возглавил вторжение в королевство Джолоф , где человек по имени Суранко, согласно легенде, был чудесным образом излечен от слепоты, а затем возведен на трон как правитель. [12] : 327  В Кайоре Ясин Бубу, бывший лингир , объединился с Ндиай Саллом и партией марабут, чтобы свергнуть и убить правящую даму . Когда преемница, выбранная Ясин Бубу, в свою очередь была поймана за употреблением алкоголя и убита священнослужителями, она и ее фракция внутри правящего класса обратились к королю Салума за вооруженной поддержкой против марабутов. [13] [12] : 328 

    Война с Хасаном

    [ редактировать ]

    Затем Наср сосредоточил свое внимание на укреплении правления своего исламского государства и ввел закят на племена-данники к северу от реки Сенегал. Одно из этих племен-данников, Бубба, обратилось к Хади, эмиру Трарзы , с просьбой помочь ему противостоять Наср ад-Дину. Традиция утверждает, что война между Наср ад-Дином и Трарзой разразилась в результате призыва Буббы о помощи от Трарзы, в результате чего война получила название Шурбубба, или «война Буббы». [11]

    Хасаны были едины в своей оппозиции Насру. [11] Большая часть бремени боевых действий легла на эмират Трарза, хотя эмират Бракна послал в Трарзу подкрепление и помог обездвижить Завая в их собственных регионах, чтобы не дать им присоединиться к силам Насра. Большинство завая в Южной Сахаре встало на сторону Насра, хотя некоторые оставались нейтральными, а другие поддерживали Хасана, при этом ученый-завая из Шинкита издал фетву против Насра, заявив, что он не был халифом и не имел права взимать закят. Эта фетва привела к тому, что Хади, вождь Трарзы, послал войска для захвата животных, которые уже были отправлены в качестве закята. [14]

    В ходе последовавшего конфликта силы Насра и Хади столкнулись в трех битвах; первый возле порта Портендик , а второй возле соляных шахт Авлила, расположенных к северу от устья реки Сенегал. Завая одержали победу во всех трех битвах, но Наср был убит в последней битве в августе 1674 года вместе со многими своими ближайшими последователями. [14]

    Преемственность Насра и падение Исламского государства

    [ редактировать ]

    После смерти Насра Завая избрал аль-Факиха аль-Амина. аль-Амин родился Сиди аль-Фадилом и происходил из Завайи, нанятого вождями Хасана. Поэтому была надежда, что аль-Амин сможет привести к соглашению Хасанов, которые, потерпев поражение в трех сражениях, были готовы к переговорам. Между Хасаном и Завайей было достигнуто соглашение, согласно которому Хасан признавал духовную власть Имама Завая, а взамен Имам отказывался от всех политических претензий, включая свою способность взимать закят. Однако большинство завая, которые все еще следовали милитаризму Наср ад-Дина, были против любого компромисса с Хасаном и свергли аль-Амина. Завая избрал Кади Усмана своим преемником. Усман ранее служил визирем Наср ад-Дина и был одним из его ближайших соратников. [14]

    Усман возродил политику милитаризма и отказа от переговоров с Хасаном. Он также вновь ввел закят, который требовал от более слабых племен и фракций. Эти более слабые группы оказали сопротивление, объединившись и ища поддержки Хади. Затем силы Хади приступили к уничтожению экспедиции Завая по сбору налогов. Усман, в свою очередь, был убит в битве с волофами, и ему наследовал ряд из трех имамов, включая Мунира ад-Дина, брата Насир ад-Дина. Имамат в конечном итоге потерпел поражение от объединенных сил Хасана и восставших племен. [14]

    В Сенегале движение марабут остановило практически всю торговлю в Сен-Луи. Когда хватка Завайи ослабла, французы нашли возможности для военного усиления свергнутых монархий. При их поддержке Ерим Коде предал мусульман, и вскоре Джолоф, Кайор и Фута Торо также вернулись в руки своих прежних правителей. [15]

    Последствия

    [ редактировать ]

    Среди берберов

    [ редактировать ]

    В результате своего абсолютного поражения завая отказались от всех претензий на политическую или военную власть и воздали должное Хасану за их защиту. [14] Воинам Хасани было предоставлено право пить молоко от стад Завая и доступ к трети воды из колодцев Завая. Завая также должен был принять проезжающего Хасани в течение трех дней. Завая также были разделены на группы среди хасани, при этом каждая группа хасани имела свою собственную завая. Однако в целом условия, в которых находился Завайя, мало отличались от тех, которые существовали до войны. Несмотря на поражение, война привела к усилению воинственности религиозного учения Завая, которое, в свою очередь, распространилось на соседние страны Судана . [16]

    Война закончилась поражением берберских племен, и с этого момента они были вынуждены сдать оружие и подчиниться воинственным арабским племенам, которым они платили хормы дань . Они останутся либо эксплуатируемыми полуоседлыми земледельцами и рыбаками ( племена знага ), либо, стоя на более высокой ступени социальной лестницы, религиозными племенами ( марабут или завия ). Это разделение между хасанскими арабскими воинами и берберскими марабутами, а также подчиненными знагами, существовало в Мавритании вплоть до французской колонизации , когда Франция навязала свою военную силу всем племенам и таким образом сломила власть хасанов. Тем не менее, традиционная роль племен остается важной в социальном отношении в этих областях. [17]

    Еще более важным было то, что победа арабов привела к массовой культурной и языковой арабизации , когда берберские племена уступили свой тамазайт и другие берберские языки арабскому языку в форме диалекта хасания племени Бени Хасан. На нем до сих пор говорят как на основном языке в мавританской Мавритании и Западной Сахаре, а также в некоторых частях Марокко и Алжира .

    В долине реки Сенегал

    [ редактировать ]

    После своей победы мавры Трарзы и Бракны стали активными и постоянными участниками политической жизни Сенагамбии, оказывая постоянное военное давление на своих южных соседей и доминируя в прибыльной торговле жевательной резинкой. [18] [15] С восстановлением традиционной аристократии волофов и фула процветала работорговля, а войны и набеги между королевствами стали повсеместными. Низшие классы приняли на себя основную тяжесть как нападений со стороны Мавритании, так и набегов рабов, и все чаще обращались к исламу как к потенциальному политическому противовесу существующим режимам. [8] [19]

    После своего поражения некоторые Тородбе мигрировали на юг, чтобы основать государство Бунду , а другие продолжили путь в Фута Джаллон . [20] [19] Война в Марабуте вдохновила исламскую проповедь на все более воинственный тон и создала связи между группами берберов и тородбе, которые помогли запустить и активизировать внутренние конфликты, которые в конечном итоге привели к джихаду Фула . [16] [15]

    См. также

    [ редактировать ]

    Ссылки и примечания

    [ редактировать ]
    1. ^ Роберт Эрл Хэндлофф (1990). Мавритания: страновое исследование . Отдел федеральных исследований Библиотеки Конгресса. п. 11. ISBN  9780160197970 .
    2. ^ Jump up to: а б Барри 1998 , стр. 50.
    3. ^ Питер Купер Мэнкалл (2007). Атлантический мир и Вирджиния: 1550–1624 гг . Книги прессы UNC. стр. 151–152. ISBN  978-0-8078-3159-5 . Проверено 8 июня 2013 г.
    4. ^ «Мавритания – арабские вторжения» . Страноведение Библиотеки Конгресса США . Проверено 8 июня 2007 г.
    5. ^ Jump up to: а б Барри 1998 , стр. 51.
    6. ^ Jump up to: а б Фейдж, Грей и Оливер, 2003 , стр. 199.
    7. ^ Jump up to: а б Огот, Бетвелл А. (1999). Всеобщая история Африки Том. 5: Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век . Издательство Калифорнийского университета. п. 141. ИСБН  0-520-06700-2 .
    8. ^ Jump up to: а б Обзор Фуута Тооро-Джамтан .
    9. ^ Гомес 2002 , с. 36.
    10. ^ Грей 1975 , с. 205.
    11. ^ Jump up to: а б с д Фейдж, Грей и Оливер, 2003 , стр. 200.
    12. ^ Jump up to: а б с д Томас, Дуглас Х. (2021). «Джихад Лингира: вызов мужскому нормативному прочтению африканской истории» (PDF) . История в Африке . 48 : 309–336. дои : 10.1017/hia.2021.10 . S2CID   246702643 . Проверено 27 октября 2023 г.
    13. ^ Барри 1998 , стр. 52.
    14. ^ Jump up to: а б с д и Фейдж, Грей и Оливер, 2003 , стр. 201.
    15. ^ Jump up to: а б с Барри 1998 , стр. 53.
    16. ^ Jump up to: а б Фейдж, Грей и Оливер, 2003 , стр. 202.
    17. ^ «Мавритания – мавры» . Страноведение Библиотеки Конгресса США . Архивировано из оригинала 30 октября 2004 г. Проверено 8 июня 2007 г.
    18. ^ Кляйн 2005 , с. 541-542.
    19. ^ Jump up to: а б Барри 1998 , стр. 54.
    20. ^ Грей 1975 , с. 206.

    Библиография

    [ редактировать ]
    1. Название «Тородбе» происходит от глагола tooraade , означающего просить милостыню, в отношении учеников коранических школ , которые поддерживали себя таким образом. Ярлык попрошайничества, вероятно, был применен судом Денанке, который высмеивал мусульманский низший класс. [8]
    Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
    Arc.Ask3.Ru
    Номер скриншота №: fb7dd085dff34e0293eca95cd87f1096__1718719260
    URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fb/96/fb7dd085dff34e0293eca95cd87f1096.html
    Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
    Char Bouba war - Wikipedia
    Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)