Чар Буба война
Чар Буба война | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть общего кризиса | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Наср ад-Дин † аль-Амин Усман † Мунир ад-Дин | Сиди Ибрагим Аль Арусси Шанан Аль Арусси Сиди Тунси Аль Арусси |
Война Чар-Буба (по-разному транслитерируется как Шарр-Бубба , Шар-Буба ), также известная как Мавританская Тридцатилетняя война. [1] или Марабутская война , [2] произошло между 1644 и 1677 годами в племенных районах современной Мавритании и Западной Сахары, а также в долине реки Сенегал . [3] Борьба велась между племенами санхаджа берберскими и мусульманским населением в долине реки под предводительством Ламтуны Имама Насра ад-Дина , с одной стороны; и иммигрантские племена Макил арабские , главным из которых был Бени Хасан , а также традиционная аристократия государств волоф , с другой стороны, поддерживаемая французами . [4] [5]
Войну возглавил Сиди Ибрагим Аль-Арусси, сын знаменитого шейха Сиди Ахмеда Аль-Арусси (умер в 1593 году недалеко от Смары , в Западной Сахаре). Аль-Арусси со своими двумя сыновьями Шананом Аль-Арусси и Сиди Тунси Аль-Арусси возглавил мощные силы племени Хасани, Армию Арусси, чтобы завоевать берберский имарат в нынешней Мавритании и получить доступ к Билад ас-Судану (« Земля Судана »). « Черные », в Сенегале и Мали).
Фон
[ редактировать ]Племенная конфедерация санхаджа - берберов сыграла ключевую роль в формировании династии Альморавидов и в результате пережила период силы и могущества на протяжении всего существования династии. После своего поражения и распада Санхаджа остались разделенными и слабыми. Более агрессивные и воинственные кланы Санхаджа доминировали над меньшими и более слабыми группами, требуя дань. Некоторые из более слабых групп, не сумев сохранить свою независимость, отвернулись от насилия и вместо этого посвятили себя исламскому образованию и благочестию. Эти группы стали известны как завая, или марабутские племена. Затем сформировались отношения между более сильными кланами воинов, мало заботившимися об исламе, и набожным Завайей. Арабские кочевники, известные как Хасаны, позже прибыли в юго-западный регион Сахары в 15 веке и начали доминировать. Затем возникло мавританское общество, состоящее из Хасана, Завая и Ламы; клиентские группы, подчиняющиеся как Хасану, так и Завайе. [6]
Последующие правители Хасани оказывали давление на Завая, требуя дань. Дань якобы была платой за защиту, однако хасаны часто были либо неспособны, либо не желали защищать своих клиентов, в результате чего торговля и сельское хозяйство Завая часто нарушались из-за набегов и общей нестабильности. Таким образом, хасаны рассматривались как законные цели для джихада, поскольку считалось, что они не выполняют свои обязательства по исламу, хотя номинально оставались мусульманами. [6]
Напряженность между Хасаном и Завайей также усугубилась экономическим кризисом; эти две группы ранее дополняли друг друга: хасаны были в основном кочевниками, а завая были земледельцами вдоль Сенегала. Французы основали торговый пост на Атлантическом океане в Сен-Луи в 1659 году, и это, в свою очередь, привело к перемещению торговли вдоль Сенегала в сторону Атлантики, нарушив традиционную торговлю вдоль Сенегала. В частности, монополия Сен-Луи лишала мавров рабского труда, на который они полагались на протяжении веков, а также зерновых у земледельцев Сенегала. [7] Выживание кочевых групп пустыни к северу от Сенегала во многом зависело от этих злаков. Тогда берберское общество оказалось между южным движением хасанских арабов и потерей торговли из-за Сен-Луи. [7] [2]
Среди штатов волоф и фула в долине реки Сенегал атлантическая работорговля создала глубокий кризис. Правители королевства Денианке , Ваало Джолоф . и Кайор были замешаны в продолжающихся розысках и экономических и социальных потрясениях Класс мусульманских ученых под названием Тородбе. [а] по-видимому, зародились в Фута Торо , а затем распространились по территориям фульбе. Два клана Тородбе в Фута Торо утверждали, что произошли от родственника седьмого века одного из сподвижников Мухаммеда , который был среди группы захватчиков Фута Торо. Вполне возможно, что Тородбе уже представляли собой отдельную группу, когда Денианке завоевали Фута Торо в начале 1500-х годов. [9] Клерикальные кланы Тородбе поддержали Насра в борьбе с аристократией. [10]
Джихад Наср ад-Дина 1673–1674 гг.
[ редактировать ]Прозелитизм Наср ад-Дина
[ редактировать ]Ученый завайа, родившийся как Ашфага, но также известный как Авбек, начал приобретать известность среди завая, и в конечном итоге стал известен только под своим титулом: Наср ад-Дин . Наср начал свою проповедь с призыва к покаянию, но по мере того, как его движение росло среди его племени Бану Дайман и среди более широкого общества Завая, Наср начал призывать к формированию исламского государства. Государство, за которое выступал Наср, будет выше племенных и этнических противоречий и будет напоминать идеальное общество ранних халифов . Наср сменил множество самопровозглашенных титулов, таких как Сайидуна (наш господин), Имамунд (наш имам) и Муши ад-Дин (тот, кто распространяет веру), прежде чем, наконец, остановился на Насир ад-Дине (защитник веры). . Наср потребовал лояльности всех завая, заставив каждого лидера завая присягнуть ему. Его правительство состояло из него самого, визиря и четырех кади и поставило перед собой задачу поддерживать порядок в южном Судане, известном как Кибла. Наср поставил перед собой цели борьбы с теми, кто, по его мнению, пренебрегал исламом и угнетал мусульман, объединить различные группы региона в единое государство и создать новый, управляемый Богом порядок. [11]
Война в Сенегале
[ редактировать ]Движение Насра началось как движение за исламские реформы и обновление. Он отправил эмиссаров и проповедников в королевские суды Сенамбии, чтобы потребовать от них более строго следовать принципам шариата , ограничить себя четырьмя женами и прекратить грабежи и порабощение своих подданных. Эти мольбы, направленные правителям, которые уже были идентифицированы как мусульмане, были проигнорированы, и проповедь превратилась в насильственное завоевание. [12] : 326
Сосредоточившись на штатах к югу от реки Сенегал, Наср избежал ранней конфронтации с могущественным Хасаном, а также получил контроль над перевалочными пунктами торговли жевательной резинкой вдоль Сенегала. Французская речная торговля значительно выросла с начала века, поэтому контроль над перевалочными пунктами укрепил Наср в финансовом отношении, одновременно компенсируя контроль Хасании над портами на побережье Сахары. [11]
С обещанием положить конец эндемичным набегам и крупномасштабному вывозу рабов (но не самого рабства) движение превратилось в революцию, когда местные мусульмане и крестьянство стекались под знамя ад-Дина. [5] В Фута-Торо население массово восстало против правления Денианке- сатиги , и марабуты во главе с Эннахуи Абдилби быстро получили контроль. [12] : 326 Усиленная новобранцами Тородбе, армия Насра разгромила и убила брэка Ваало , Фара Кумбу Мбоджа, заменив его марионеткой Еримом Коде, принявшим титул буур джаллит что означает «мастер молитвы». Аль Фадель ибн Абу Ядель возглавил вторжение в королевство Джолоф , где человек по имени Суранко, согласно легенде, был чудесным образом излечен от слепоты, а затем возведен на трон как правитель. [12] : 327 В Кайоре Ясин Бубу, бывший лингир , объединился с Ндиай Саллом и партией марабут, чтобы свергнуть и убить правящую даму . Когда преемница, выбранная Ясин Бубу, в свою очередь была поймана за употреблением алкоголя и убита священнослужителями, она и ее фракция внутри правящего класса обратились к королю Салума за вооруженной поддержкой против марабутов. [13] [12] : 328
Война с Хасаном
[ редактировать ]Затем Наср сосредоточил свое внимание на укреплении правления своего исламского государства и ввел закят на племена-данники к северу от реки Сенегал. Одно из этих племен-данников, Бубба, обратилось к Хади, эмиру Трарзы , с просьбой помочь ему противостоять Наср ад-Дину. Традиция утверждает, что война между Наср ад-Дином и Трарзой разразилась в результате призыва Буббы о помощи от Трарзы, в результате чего война получила название Шурбубба, или «война Буббы». [11]
Хасаны были едины в своей оппозиции Насру. [11] Большая часть бремени боевых действий легла на эмират Трарза, хотя эмират Бракна послал в Трарзу подкрепление и помог обездвижить Завая в их собственных регионах, чтобы не дать им присоединиться к силам Насра. Большинство завая в Южной Сахаре встало на сторону Насра, хотя некоторые оставались нейтральными, а другие поддерживали Хасана, при этом ученый-завая из Шинкита издал фетву против Насра, заявив, что он не был халифом и не имел права взимать закят. Эта фетва привела к тому, что Хади, вождь Трарзы, послал войска для захвата животных, которые уже были отправлены в качестве закята. [14]
В ходе последовавшего конфликта силы Насра и Хади столкнулись в трех битвах; первый возле порта Портендик , а второй возле соляных шахт Авлила, расположенных к северу от устья реки Сенегал. Завая одержали победу во всех трех битвах, но Наср был убит в последней битве в августе 1674 года вместе со многими своими ближайшими последователями. [14]
Преемственность Насра и падение Исламского государства
[ редактировать ]После смерти Насра Завая избрал аль-Факиха аль-Амина. аль-Амин родился Сиди аль-Фадилом и происходил из Завайи, нанятого вождями Хасана. Поэтому была надежда, что аль-Амин сможет привести к соглашению Хасанов, которые, потерпев поражение в трех сражениях, были готовы к переговорам. Между Хасаном и Завайей было достигнуто соглашение, согласно которому Хасан признавал духовную власть Имама Завая, а взамен Имам отказывался от всех политических претензий, включая свою способность взимать закят. Однако большинство завая, которые все еще следовали милитаризму Наср ад-Дина, были против любого компромисса с Хасаном и свергли аль-Амина. Завая избрал Кади Усмана своим преемником. Усман ранее служил визирем Наср ад-Дина и был одним из его ближайших соратников. [14]
Усман возродил политику милитаризма и отказа от переговоров с Хасаном. Он также вновь ввел закят, который требовал от более слабых племен и фракций. Эти более слабые группы оказали сопротивление, объединившись и ища поддержки Хади. Затем силы Хади приступили к уничтожению экспедиции Завая по сбору налогов. Усман, в свою очередь, был убит в битве с волофами, и ему наследовал ряд из трех имамов, включая Мунира ад-Дина, брата Насир ад-Дина. Имамат в конечном итоге потерпел поражение от объединенных сил Хасана и восставших племен. [14]
В Сенегале движение марабут остановило практически всю торговлю в Сен-Луи. Когда хватка Завайи ослабла, французы нашли возможности для военного усиления свергнутых монархий. При их поддержке Ерим Коде предал мусульман, и вскоре Джолоф, Кайор и Фута Торо также вернулись в руки своих прежних правителей. [15]
Последствия
[ редактировать ]Среди берберов
[ редактировать ]![]() | Этот раздел может быть несбалансированным по отношению к определенным точкам зрения . ( декабрь 2023 г. ) |
В результате своего абсолютного поражения завая отказались от всех претензий на политическую или военную власть и воздали должное Хасану за их защиту. [14] Воинам Хасани было предоставлено право пить молоко от стад Завая и доступ к трети воды из колодцев Завая. Завая также должен был принять проезжающего Хасани в течение трех дней. Завая также были разделены на группы среди хасани, при этом каждая группа хасани имела свою собственную завая. Однако в целом условия, в которых находился Завайя, мало отличались от тех, которые существовали до войны. Несмотря на поражение, война привела к усилению воинственности религиозного учения Завая, которое, в свою очередь, распространилось на соседние страны Судана . [16]
Война закончилась поражением берберских племен, и с этого момента они были вынуждены сдать оружие и подчиниться воинственным арабским племенам, которым они платили хормы дань . Они останутся либо эксплуатируемыми полуоседлыми земледельцами и рыбаками ( племена знага ), либо, стоя на более высокой ступени социальной лестницы, религиозными племенами ( марабут или завия ). Это разделение между хасанскими арабскими воинами и берберскими марабутами, а также подчиненными знагами, существовало в Мавритании вплоть до французской колонизации , когда Франция навязала свою военную силу всем племенам и таким образом сломила власть хасанов. Тем не менее, традиционная роль племен остается важной в социальном отношении в этих областях. [17]
Еще более важным было то, что победа арабов привела к массовой культурной и языковой арабизации , когда берберские племена уступили свой тамазайт и другие берберские языки арабскому языку в форме диалекта хасания племени Бени Хасан. На нем до сих пор говорят как на основном языке в мавританской Мавритании и Западной Сахаре, а также в некоторых частях Марокко и Алжира .
В долине реки Сенегал
[ редактировать ]После своей победы мавры Трарзы и Бракны стали активными и постоянными участниками политической жизни Сенагамбии, оказывая постоянное военное давление на своих южных соседей и доминируя в прибыльной торговле жевательной резинкой. [18] [15] С восстановлением традиционной аристократии волофов и фула процветала работорговля, а войны и набеги между королевствами стали повсеместными. Низшие классы приняли на себя основную тяжесть как нападений со стороны Мавритании, так и набегов рабов, и все чаще обращались к исламу как к потенциальному политическому противовесу существующим режимам. [8] [19]
После своего поражения некоторые Тородбе мигрировали на юг, чтобы основать государство Бунду , а другие продолжили путь в Фута Джаллон . [20] [19] Война в Марабуте вдохновила исламскую проповедь на все более воинственный тон и создала связи между группами берберов и тородбе, которые помогли запустить и активизировать внутренние конфликты, которые в конечном итоге привели к джихаду Фула . [16] [15]
См. также
[ редактировать ]- Мавритания
- Мавры и сахари
- Марокко
- Западная Сахара
- Сумасшедший
- Фула джихад
- Наследники Империи Джолофа
Ссылки и примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Роберт Эрл Хэндлофф (1990). Мавритания: страновое исследование . Отдел федеральных исследований Библиотеки Конгресса. п. 11. ISBN 9780160197970 .
- ^ Jump up to: а б Барри 1998 , стр. 50.
- ^ Питер Купер Мэнкалл (2007). Атлантический мир и Вирджиния: 1550–1624 гг . Книги прессы UNC. стр. 151–152. ISBN 978-0-8078-3159-5 . Проверено 8 июня 2013 г.
- ^ «Мавритания – арабские вторжения» . Страноведение Библиотеки Конгресса США . Проверено 8 июня 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Барри 1998 , стр. 51.
- ^ Jump up to: а б Фейдж, Грей и Оливер, 2003 , стр. 199.
- ^ Jump up to: а б Огот, Бетвелл А. (1999). Всеобщая история Африки Том. 5: Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век . Издательство Калифорнийского университета. п. 141. ИСБН 0-520-06700-2 .
- ^ Jump up to: а б Обзор Фуута Тооро-Джамтан .
- ^ Гомес 2002 , с. 36.
- ^ Грей 1975 , с. 205.
- ^ Jump up to: а б с д Фейдж, Грей и Оливер, 2003 , стр. 200.
- ^ Jump up to: а б с д Томас, Дуглас Х. (2021). «Джихад Лингира: вызов мужскому нормативному прочтению африканской истории» (PDF) . История в Африке . 48 : 309–336. дои : 10.1017/hia.2021.10 . S2CID 246702643 . Проверено 27 октября 2023 г.
- ^ Барри 1998 , стр. 52.
- ^ Jump up to: а б с д и Фейдж, Грей и Оливер, 2003 , стр. 201.
- ^ Jump up to: а б с Барри 1998 , стр. 53.
- ^ Jump up to: а б Фейдж, Грей и Оливер, 2003 , стр. 202.
- ^ «Мавритания – мавры» . Страноведение Библиотеки Конгресса США . Архивировано из оригинала 30 октября 2004 г. Проверено 8 июня 2007 г.
- ^ Кляйн 2005 , с. 541-542.
- ^ Jump up to: а б Барри 1998 , стр. 54.
- ^ Грей 1975 , с. 206.
Библиография
[ редактировать ]- Барри, Бубакар (1998). Сенегамбия и работорговля в Атлантике . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
- Фадж, JD; Грей, Ричард; Оливер, Роланд Энтони (2003). Кембриджская история Африки, том 4 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-20413-5 .
- Гомес, Майкл А. (4 июля 2002 г.). Прагматизм в эпоху джихада: доколониальное государство Бунду . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-52847-4 . Проверено 13 февраля 2013 г.
- Грей, Ричард (18 сентября 1975 г.). Кембриджская история Африки . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-20413-2 . Проверено 10 февраля 2013 г.
- Кляйн, Мартин А. (2005). «Фута-Торо: начало девятнадцатого века». Энциклопедия истории Африки . Том. 1. Фицрой Дирборн. п. 541. ИСБН 978-1-57958-245-6 . Проверено 13 февраля 2013 г.
- «Обзор Фуута Тооро» . Джамтан . Проверено 17 февраля 2013 г.
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Название «Тородбе» происходит от глагола tooraade , означающего просить милостыню, в отношении учеников коранических школ , которые поддерживали себя таким образом. Ярлык попрошайничества, вероятно, был применен судом Денанке, который высмеивал мусульманский низший класс. [8]
- Конфликты 1640-х годов
- Конфликты 1650-х годов
- Конфликты 1660-х годов
- Конфликты 1670-х годов
- Конфликты 17 века
- Войны с участием Мавритании
- Войны с участием государств и народов Африки
- 17 век в Африке
- Берберская история
- Берберы в Мавритании
- 1640-е годы в Африке
- 1650-е годы в Африке
- 1660-е годы в Африке
- 1670-е годы в Африке
- 1644 год в Африке
- 1674 г. в Африке