Ме Хасан
Бени Хасан Бани Хасан | |
---|---|
![]() Карта территорий, где на арабском языке хасания говорят | |
Этническая принадлежность | араб |
Расположение | Западная Сахара , Мавритания , Восточный Чад, Марокко , Алжир |
Родительское племя | Бен Макил |
Язык | Хасания арабский |
Религия | Суннитский ислам |
Бени Хассан ( араб . بني حسان «сыновья Хасана») — племя бедуинов, арабское населяющее Западную Сахару , Мавританию , Марокко и Алжир . Это одно из четырех подплемен Бени Макил, в эмигрировавших 11 веке из Южной Аравии в Магриб вместе с арабскими племенами Бани Хилал и Бану Сулайм . [1] В 13 веке они захватили территории Санхаджи на юго-западе Сахары . [2] В Марокко они сначала поселились вместе со своими родственниками Макилами в районе между Тадлой и рекой Мулуя . Губернатор Су -Альмохадов призвал их на помощь в борьбе с восстанием в Су, и они расселились в этом регионе и вокруг него. [3] Позже они переехали в Мавританию . [4] и начиная с 16 века им удалось оттеснить всех черных мавританцев на юг, к реке долины Сенегала. [5] Бени Хасан и другие арабские племена-воины доминировали над племенами санхаджа берберскими в этом районе после войны Чар-Буба в 17 веке. В результате арабы стали доминирующей этнической группой в Западной Сахаре и Мавритании. Диалект арабского языка Бани-Хасан стал использоваться в регионе и до сих пор используется в форме арабского языка Хасания . Иерархия, установленная племенем Бени Хасан, придала Мавритании большую часть ее социологического характера. [5] Эта идеология привела к угнетению, дискриминации и даже порабощению других групп в Мавритании. [6]
Источник
[ редактировать ]Бени Хасан — одно из четырех подплемен Бени Макила, эмигрировавших в Магриб в 11 веке. Точное происхождение племени Бени Макил неизвестно. [7] хотя установлено, что они, скорее всего, произошли из Южной Аравии ( Йемена ). [8] Макил утверждал, что они произошли от хашимитов от Джафара ибн Аби Талиба , в то время как некоторые арабские специалисты по генеалогии относили их к хилалийцам . [7] Ибн Халдун сказал, что обе эти версии ложны и что Макил, скорее всего, является группой арабских кочевников из Йемена. [7]
Традиция Бени Хасана утверждает, что они были потомками Хасана ибн Али , сына Али ибн Аби Талиба , шиитском зятя Мухаммеда и ведущей фигуры в исламе , хотя Бени Хасаны были мусульманами-суннитами . [9] Нация Сахари включает Бени Хасана как часть своего народа-основателя и арабский язык Хасания как часть своей национальной идентичности. [10] [11] [12] также проживает бедуинское племя Бени Хасан На севере Иордании . [9]
Потомки Бени Хасана и другие племена, пришедшие из Йемена в XIII веке, считаются чистокровными арабскими племенами. Например, улады Делим, ведущие свое происхождение от Бени Хасана, являются самым густонаселенным племенем в Западной Сахаре и считают себя самыми чистокровными арабами в Сахеле . [13]

История
[ редактировать ]
Миграция в Магриб
[ редактировать ]Различные источники указывают на племя Макил как на источник, из которого образовалось племя Бени Хасан. Макилы вошли в Магриб во время волны эмиграции арабских племен в 11 веке, и с тех пор они обосновались в Северной Африке вместе с другими бедуинскими арабскими племенами, мигрировавшими с Аравийского полуострова, такими как Бану Хилал и Бану Сулайм , с которыми они разделяли большое воинское мастерство и разрушительную способность для народов, на которые они нападали. [12]
Племена бедуинов были отправлены в Магриб Фатимидами, чтобы наказать Зиридов за переход на сторону конкурирующего Аббасидского халифата . их сравнивали с воинами Великих Моголов . Столетия спустя [12] Они прекрасно приспособились к климатическим пустынным условиям Магриба, открыв для себя тот же образ жизни, что и на Аравийском полуострове. [14] Бану Сулайм выступили против прибытия Макила и отбили их. [15] Позже Макил объединились с Бану Хилал и вошли под их защиту, что позволило им бродить по марокканской пустыне между рекой Мулуя и оазисами Тафилальт . [16]
В 13 веке они оккупировали южный Алжир и доминировали в оазисах Туат и Гурара. По мнению некоторых авторов, к этому моменту группа Макил уже распалась на различные популяции в Магрибе и дала начало Бени Хасану вместе с другими родственными группами. [2]
Завоевание Санхаджи
[ редактировать ]Бени Хасан продолжили свою экспансию на юго-запад и оккупировали земли Санхаджи в 13 веке после вторжения и победы над этой берберской конфедерацией с Ламтуна , Масмуда , Джуддала, Газула, Бану Варит, Ламта и туареги в группе, известной как Барани на Западе. Сахара. [2]
Санхадже уже давно приходится платить дань кочующим захватчикам-бедуинам Хасани. [2] Вторжение было быстрым и эффективным и произошло около 1250 года, к концу правления Халифата Альмохадов , а также доминировало в долинах Мулуя , Драа , Соус , а также в районе оазиса Тафилальт . [17]
Миграция в Марокко
[ редактировать ]
К середине 15 века Бени Хасан контролировал большую часть оазисов и Западной Сахары. Они перешли в Атлас после того, как воспользовались ослаблением султаната Маринидов доминировали в Хауз регионе в Марракеше около 1460 года, а затем к началу 16 века . В это же время часть Бени Хасана пробилась в Мавританию . Другие группы мигрировали на север через Тафилальт в Фес или вверх по рекам Себу и Бу-Регрег , где некоторые поселились к югу от Рабата . [17]
Хассани были представлены в Хаузах Марракеша Рахамной , которые были перевезены на север для удовлетворения военных потребностей Саадийского султаната в начале 16 века. Двумя известными хасанитскими общинами позднего периода алави были Джайш аль-Удая и Шаббанат. Первые были приглашены султаном Марокко Исмаилом ибн Шарифом (1672–1727), а вторые контролировали Марракеш, когда султан Ар-Рашид прибыл для его завоевания. [17]
Чар Буба Война
[ редактировать ]Исторические источники сообщают, что эти хасанские общины обогащались за счет сбора пошлин с торговых караванов и вымогательства у фермеров и скотоводческих деревень, поселившихся в оазисах. Их обвиняли в том, что они подвергли эти территории двум столетиям грабежей и периодических войн, но в то же время они указывают, что их семьи поселились в тех же городах, которые они атаковали и подчинили. [18] [12] Это произошло во время войны Чар-Буба с 1644 по 1674 год, которая после десятилетий конфронтации закончилась полной арабизацией коренного берберского населения, уничтожением их языка и культуры и появлением современного сахарского народа . [12] [19] [11]
Войну Чар-Буба возглавил Сиди Ибрагим Аль-Арусси, сын знаменитого шейха Сиди Ахмеда Аль-Арусси (умер в 1593 году недалеко от Смары , в Западной Сахаре). Аль-Арусси со своими двумя сыновьями Шананом Аль-Арусси и Сиди Тунси Аль-Арусси возглавил мощные силы Бени Хасана, Армию Арусси, чтобы завоевать берберский имарат на территории современной Мавритании и получить доступ к Билад-ас-Судану (« Земля черных », в Сенегале и Мали).
В 1673 году Наср ад-Дин начал вторжение в Фута Тооро и различные государства волофов за рекой Сенегал . Сосредоточив внимание на штатах к югу от Сенегала, Наср ад-Дин избежал ранней конфронтации с могущественным Бени Хасаном. Сосредоточение внимания Наср ад-Дина на этих штатах позволило ему получить контроль над перевалочными пунктами торговли жевательной резинкой вдоль Сенегала. Французская торговля с Сенегалом значительно выросла с начала века, и, таким образом, контроль над перевалочными пунктами укрепил Наср ад-Дина в финансовом отношении, одновременно компенсируя контроль Хасана над торговлей с портами на побережье Сахары. [20]
Бени Хасан объединились в своей оппозиции Наср ад-Дину. [20] Большая часть бремени боевых действий легла на эмират Трарза , хотя эмират Бракна послал в Трарзу подкрепление и помог обездвижить Завая в их собственных регионах, чтобы не дать им присоединиться к силам Насра. Большинство завая в Южной Сахаре встало на сторону Насра, хотя некоторые оставались нейтральными, а другие поддержали Бени Хасана, при этом ученый-завая из Шинкита издал фетву против Насра, заявив, что он не был халифом и не имел права взимать закят . Эта фетва привела к тому, что Хади, вождь Трарзы, послал войска для захвата животных, которые уже были отправлены в качестве закята. [20]
В 1674 году Бени Хасан разбил марабутских берберов и, добившись политической и военной гегемонии в этом районе, основал эмираты Трарза , Бракна , Тагант , Адрар и Ход. Марабуты были берберами, которые следовали исламской доктрине Наср ад-Дина, навязанной в Сенегале в середине 17 века. [2] Война закончилась поражением берберских племен, и с этого момента они были вынуждены сдать оружие и подчиниться воинственным арабским племенам, которым они платили хормы дань . Они останутся либо эксплуатируемыми полуоседлыми земледельцами и рыбаками ( племена знага ), либо, стоя на более высокой ступени социальной лестницы, религиозными племенами ( марабут или завия ). Это разделение между хасанскими арабскими воинами и берберскими марабутами, а также подчиненными знагами, существовало в Мавритании вплоть до французской колонизации, когда Франция навязала свою военную силу всем племенам и таким образом сломила власть хасанов. Тем не менее, традиционная роль племен остается важной в социальном отношении в этих областях. [21]
До французской колонизации
[ редактировать ]Следуя доисламской традиции межплеменной войны между кланами на Аравийском полуострове, новые эмираты Хасани неоднократно вступали в войну друг с другом. [2] На протяжении всего XVIII века они преследовали волофов в Сенегале. В течение этого периода они распространили свой диалект и культуру по пустынной территории Западной Сахары. [2] В 19 веке они возглавили консолидацию процесса культурной и языковой арабизации Мавритании. К концу XIX века берберский язык зенага был полностью уничтожен. [19]
Подплемена Бени Хасана
[ редактировать ]- Потомки Хасана бен Мохтара бен Мохамеда, сына праотца Макилов.
- Шебанат: потомки Шебаны, брата Хасана и сына Мохтара бен Мохамеда.
- Регитат: потомки Джаллала, Салема и Усмана, братья Мохтара и сыновья Мухаммеда.
Несколько других арабских племен присоединились к макилам и стали частью племени Бени Хасан.
Известные люди
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Рукописное произведение Ахмеда Аннасери «Талаат аль-Муштари» (умер в 1717 году)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Историко-этнографический словарь народов Африки | WorldCat.org» . www.worldcat.org . п. 153, 350 . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ де Мораес Фариас, Пауло Фернандо; Росси, Бенедетта (18 июля 2018 г.), «Интервью. Пейзажи, источники и интеллектуальные проекты», Пейзажи, источники и интеллектуальные проекты прошлого Западной Африки , BRILL, стр. 498–516, doi : 10.1163/9789004380189_026 , ISBN 978-90-04-38018-9 , S2CID 201566131
- ^ Мухаммад Суваед (2015). Исторический словарь бедуинов . Роуман и Литтлфилд. п. 41. ИСБН 978-1-4422-5451-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Энтони Дж. Паццанита (2008). Исторический словарь Мавритании . Пугало Пресс. стр. 6–97. ISBN 978-0-8108-6265-4 .
- ^ *AMNESTY INTERNATIONAL, 7 ноября 2002 г., МАВРИТАНИЯ, «Будущее свободное от рабства?» Формальная отмена рабства в 1981 году не привела к реальной и эффективной отмене по разным причинам, включая отсутствие законодательства, обеспечивающего ее реализацию. http://web.amnesty.org/library/index/engAFR380032002!Открыть. Архивировано 7 января 2005 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с Ибн Халдун, Абдерахман (1377 г.). История Ибн Халдуна: сборник тем и новостей из истории арабов и берберов, а также тех, которые имели наибольшую важность для их современников . Том. 6. Дар Аль-Фикр. п. 78.
- ^ Сабатье, Дайан Химпан; Химпан, Бриджит (31 марта 2019 г.). Кочевники Мавритании . Вернон Пресс. стр. 110–111. ISBN 978-1-62273-410-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Суваед, Мухаммед (30 октября 2015 г.). Исторический словарь бедуинов . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-4422-5451-0 .
- ^ «Афрол Новости - История Западной Сахары» . 2013-03-29. Архивировано из оригинала 29 марта 2013 г. Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Веласкес Элисаррарас, Хуан Карлос (декабрь 2014 г.). «Истоки идентичности сахарского народа» .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Энциклопедия африканской истории и культуры | WorldCat.org» . www.worldcat.org . п. 237 . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ Янош Бесеньё (2009). Западная Сахара . Янош Бесеньё. п. 28. ISBN 978-963-88332-0-4 .
- ^ Сабатье, Дайан Химпан; Химпан, Бриджит (31 марта 2019 г.). Кочевники Мавритании . Вернон Пресс. стр. 110–111. ISBN 978-1-62273-410-8 .
- ^ Робинсон, Дэвид (2010). Африканские мусульманские общества . п. 140.
- ^ Ибн Халдун, Абдерахман (1377 г.). История Ибн Халдуна: сборник тем и новостей из истории арабов и берберов, а также тех, которые имели наибольшую важность для их современников . Том. 6. Дар Аль-Фикр. п. 77.
- ^ Перейти обратно: а б с «Исторический словарь Марокко | WorldCat.org» . www.worldcat.org . п. 232 . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ «Путеводитель по миру 2005-2006: мир глазами с юга | WorldCat.org» . www.worldcat.org . п. 388 . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока | WorldCat.org» . www.worldcat.org . п. 470 . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Фадж, JD; Грей, Ричард; Оливер, Роланд Энтони (2003). Кембриджская история Африки, том 4 . Издательство Кембриджского университета. п. 200-201 . ISBN 0-521-20413-5 .
- ^ «Мавритания — мавры» . Страноведение Библиотеки Конгресса США . Архивировано из оригинала 30 октября 2004 г. Проверено 8 июня 2007 г.
- Альмсаоди, Абдулазиз. Современная история Йемена
- Новости власти и интересов