Прогуляйтесь вокруг
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Южная Сахара, особенно Мавритания | |
Религии | |
ислам | |
Священные Писания | |
Коран | |
Языки | |
берберский , арабский |
Завайя — племена на юге Сахары , традиционно ведущие глубоко религиозный образ жизни. Они приняли подчиненное положение по отношению к воинственным племенам, будь то арабам или берберам, которые мало интересовались исламом . Завая представили суфийские братства чернокожему населению к югу от Сахары. Движения джихада народа фула в восемнадцатом и девятнадцатом веках берут свое начало от завая. Сегодня завая — одна из двух благородных каст Мавритании .
Фон
[ редактировать ]Завая [а] были кочевыми племенами из засушливых земель к северу и востоку от реки Сенегал в Западной Африке . [2] Их религиозные верования, возможно, восходят к движению Альморавидов одиннадцатого века , хотя их в целом более пассивная позиция контрастирует с позицией воинственных Альморавидов. [3] Они придавали большое значение преподаванию исламских религиозных наук и чтению Корана . [4] Завая пытались избежать конфликта с более сильными группами воинов, отказываясь от оружия и платя дань. [5]
На западе завая имели берберское происхождение, тогда как после пятнадцатого века племена воинов были арабскими . В центре все было наоборот.Завая были арабами, а племена берберов и туарегов обладали военной и политической властью. [6] Более сильные группы относились к завайя, ведущему пассивный образ жизни скотоводства, молитвы и учебы, с некоторым презрением, но к этому примешивалось уважение. [5] Историю рассказал юрист из Тимбукту шестнадцатого века аль-Мусалли, названный так потому, что он очень часто молился в мечети.Он был завая с запада и регулярно посещал преподавательский кружок юриста Махмуда, внука Анды Аг-Мухаммеда по женской линии. Аль-Мусалли решил просить руки дочери Махмуда. Прежде чем он успел сделать свое предложение, Махмуд вежливо отклонил его, сказав, что «рыбак рыбака слетается в стаю». [7]
Разделение племен этого региона на племена воинов и племена завая, вероятно, произошло до пятнадцатого века. [8] К тому времени некоторые завайя двинулись на юг, чтобы избежать набегов воинственных племен, рискуя вступить в конфликт с оседлым населением Чемамы , Горгола и Таганта . [9] В пятнадцатом веке арабские кочевники Бени-Хасан начали проникать в регион. Правители Хасани обложили Завая тяжелыми данями, но не обеспечили им эффективной защиты от врагов. [8] Несмотря на то, что завая подчинялись воинам Бану Хасан, они стояли выше других берберов. Они, в свою очередь, стояли выше кузнецов, которые, как говорили, были евреями по происхождению, и людьми смешанной расы. [10]
Восстание 1673 года
[ редактировать ]В конце семнадцатого века Авбек Ашфага из племени Бану Дайман, позже назвавший себя Нашир ад-Дином («Защитник веры»), стал лидером племен завайа в сопротивлении Хасану. Его широко уважали за его ученость, чистоту жизни и целительские способности. Его целью было создание идеального исламского общества, основанного на первоначальной организации первых халифов, в котором этнические и племенные различия игнорировались бы. Нашир ад-Дин потребовал от Завая строгого подчинения его власти. Он намеревался создать безопасную и стабильную администрацию в южной Сахаре во главе с ним самим, своим визирем и четырьмя кади. Для этого он должен был победить воинов, которые не следовали исламским принципам и причиняли вред верующим.и установит теократическое государство, которое поднимется над племенными разногласиями и будет следовать повелениям Бога. [11]
Вместо того чтобы немедленно атаковать Хасана, в 1673 году Нашир ад-Дин начал свой джихад , вторгшись через реку Сенегал в штаты Фута Тооро и Волоф . Это дало бы ему контроль над торговлей жевательной резинкой с французами в Сенегале, источником дохода для его нового государства. Затем он ввел законный налог закят на племена-данники к северу от Сенегала. Когда одно из этих племен обратилось за помощью к Хасану, началась война. [11] Нашир ад-Дина поддержали большинство, но не все завая, хотя некоторые оспаривали его полномочия взимать закят и не помогали ему. Произошло как минимум три сражения, в каждом из которых завая победили хасанов.Однако в последней битве, которая, вероятно, произошла в августе 1674 года, Нашир ад-Дин и многие из его ближайшего окружения были убиты. [12]
Завайя избрал Сиди аль-Фадиля преемником Нашир ад-Дина, который взял имя аль-Амин. Аль-Амин был склонен заключить мир с Хасаном, и они были готовы признать его религиозную власть, но не его право взимать закят. Большинство завайа были против мира и свергли аль-Амина, заменив его Усманом, бывшим визирем и близким другом Нашир ад-Дина. 'Усман занял агрессивную позицию по отношению к Хасану и снова попытался добиться сбора закята. Его сборщики налогов были убиты вождем Трарза , пришедшим на помощь более слабым племенам, а Усман был убит в бою волофами. Его преемники потерпели решительное поражение от Хасана. [12]
Более поздняя история
[ редактировать ]После этого поражения завая потеряли всю светскую власть и снова стали строго данниками Хасана и были распределены между группами Хасана. [13] Им пришлось снабдить воинов Хасана молоком из своих стад и снабдить их седлами. [14] Им пришлось позволить хасану взять первое ведро воды из их колодцев, а также кормить и приютить хасанских женщин в случае необходимости.Похоже, это было возвращение к состоянию до начала восстания. [13] Многие из завая продолжали изучать религию после достижения половой зрелости, в то время как другие занимались торговлей, сельским хозяйством, животноводством или нанимали свой труд там, где работа была связана с их религиозной практикой. [14] Завая должны были дать образование детям Хассани. [14] Несмотря на то, что они подчинялись Хасану, их религиозное влияние на своих арабских хозяев росло. [15]
Экономическая и политическая структура региона изменилась по мере расширения контактов с европейцами. Рабов все чаще использовали для добычи соли и выращивания сельскохозяйственных культур в оазисах, а не в качестве торговых товаров. Французы продолжали расширять торговлю жевательной резинкой, особенно после 1815 года. Это принесло рост процветания Хасани из Иды Айш, который контролировал торговлю с Бакелем на реке Сенега и получал часть прибылей, которые Завая традиционно получали от сбора и продам резинку. Однако лидеру духовенства удалось создать альтернативный рынок жевательной резинки в Медине , выше по течению, конкурируя с Хассани. [16]
И Завайя, и Хасани стали более богатыми за счет рабов и материальной собственности, но баланс сил изменился, поскольку к Заваям было привлечено больше студентов и клиентов, которые также приобрели лучшее оружие. [17] Возвышение завайа как торговцев совпало с ростом спроса на религиозное обучение. [18] Различие между Завайей и Хассани также начало стираться, поскольку каждая группа перешла к традиционным занятиям другой. [19] В современной Мавритании завая и хасани считаются благородными кастами, доминирующими в политике страны. [20]
Более широкое влияние
[ редактировать ]Завая познакомила африканцев к югу от Сахары с двумя основными суфийскими братствами.Мухаммед аль-Хафиз (1759/60-1830) и его люди передавали Тиджанию , в то время как Кунта , в том числе учёные шейх Сиди Мухтар (1729-1811) и его сын Сиди Мухаммад, передавали Кадирийю . [21]
Есть записи о том, как завая переселились на земли к югу от Сенегала в семнадцатом веке, где они обращались в свою веру и вступали в брак с местным населением. [22] Нашир ад-Дин в своей борьбе заручился поддержкой клерикального клана Тородбе Фута Тооро. [23] После поражения в 1674 году часть тородбе мигрировала на юг, в Бунду , а часть продолжила свой путь в Фута-Джаллон . [24] Тородбе, родственники фульбе из Фута Джаллон, повлияли на них, приняв более воинственную форму ислама. [25] В 1726 или 1727 году фульбе должны были начать свой успешный джихад в Фута-Джаллоне. [26] Позже фульбе основали исламские государства в Фута Тооро (1776 г.), Сокото (1808 г.) и Масине (1818 г.). [27]
В конце 1800-х годов Завая упоминается в письме Королевства Джимма лидера мусульманского государства Аббы Джифара II в Эфиопии мятежнику Хадия Хасану Энджамо. [28]
Кунта . стала особенно влиятельной в восемнадцатом веке Многие из них переехали на восток, в регион к северу от Тимбукту, и стали торговцами солью. Они переняли учение священнослужителя пятнадцатого века Мухаммада аль-Магили , который, как говорят, был первым, кто представил суфийское братство Кадирия в западном Судане. Кунта произвела на свет несколько важных священнослужителей, из которых наибольшее влияние оказал Сиди Мухтар. [6] Сиди Мухтар стал лидером коалиции туарегов, в которой доминировала кунта, которая контролировала излучину Нигера и прилегающие территории. Ему также приписывают авторство более 300 трактатов.Его поддержка суфийских тарикатов , обращающихся в свою веру , особенно ордена Кадирийя, означала, что ислам больше не был частной религией сахарских торговцев, но начал неуклонно распространяться среди чернокожего населения Сахеля и дальше на юг. [29]
Многие западноафриканские библиотеки и коллекции исламских писаний включают произведения авторов Завая. [21] Большинство этих произведений написано на арабском языке. [30] Сегодня завайя по-прежнему востребованы как преподаватели Корана в исламских школах Западной Африки. [21]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мохамед 2012 , с. 20.
- ^ Грей 1975 , с. 12.
- ^ Уиллис 1979 , с. 3.
- ^ Уиллис 1979 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Уиллис 1979 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б Фадж и Тордофф 2002 , с. 193.
- ^ Ханвик 2003 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б Грей 1975 , с. 199.
- ^ Кейн 2004 , с. 379.
- ^ Уиллис 1979 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б Грей 1975 , с. 200.
- ^ Jump up to: а б Грей 1975 , с. 201.
- ^ Jump up to: а б Грей 1975 , с. 202.
- ^ Jump up to: а б с Уиллис 1979 , с. 10.
- ^ Грей 1975 , с. 211.
- ^ Закон 2002 , с. 229.
- ^ Закон 2002 , с. 230.
- ^ Закон 2002 , с. 231.
- ^ Закон 2002 , с. 234.
- ^ Исичей 1997 , с. 300.
- ^ Jump up to: а б с Кейн 2012 , с. 21.
- ^ Уиллис 1979 , с. 11.
- ^ Грей 1975 , с. 205.
- ^ Грей 1975 , с. 206.
- ^ Грей 1975 , с. 207.
- ^ Аманат и Бернхардссон 2002 , стр. 244.
- ^ Стэнтон и др. 2012 , с. 148.
- ^ Черулли, Энрико. Народная литература галлов Южной Абиссинии . Музей Пибоди Гарвардского университета.
- ^ Фадж и Тордофф 2002 , с. 194.
- ^ Кейн 2012 , с. 22.
Источники
[ редактировать ]- Аманат, Аббас; Бернхардссон, Магнус Т. (9 февраля 2002 г.). Представляя конец: видения апокалипсиса от Древнего Ближнего Востока до современной Америки . ИБТаурис. ISBN 978-1-86064-724-6 . Проверено 10 февраля 2013 г.
- Фадж, Джон Д.; Тордофф, Уильям (2002). История Африки . Рутледж. ISBN 978-0-415-25248-5 . Проверено 12 февраля 2013 г.
- Грей, Ричард (18 сентября 1975 г.). Кембриджская история Африки . Издательство Кембриджского университета. п. 201. ИСБН 978-0-521-20413-2 . Проверено 12 февраля 2013 г.
- Ханвик, Джон О. (2003). Тимбукту и империя Сонгай: Та'Рих Аль-Судан Ас-СаДи вплоть до 1613 года и другие современные документы . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-12822-4 . Проверено 12 февраля 2013 г.
- Исичей, Элизабет (13 апреля 1997 г.). История африканских обществ до 1870 года . Издательство Кембриджского университета. п. 300 . ISBN 978-0-521-45599-2 . Проверено 12 февраля 2013 г.
- Кейн, Умар (2004). Первая племенная гегемония: Фуута Тооро от Коли Тенеллы до Алмаами Абдула (на французском языке). КАРТАЛА Издания. ISBN 978-2-84586-521-1 . Проверено 12 февраля 2013 г.
- Кейн, Усман Умар (5 сентября 2012 г.). Интеллектуалы, не принадлежащие к еврофону . Коллектив африканской книги. ISBN 978-2-86978-506-9 . Проверено 12 февраля 2013 г.
- Мохамед, Мохамед Хасан (22 февраля 2012 г.). Между Караваном и Султаном: Байрук Южного Марокко: исследование истории и идентичности . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-18379-7 . Проверено 12 февраля 2013 г.
- Ло, Робин (8 августа 2002 г.). От работорговли к «законной» торговле: коммерческий переход в Западной Африке девятнадцатого века . Издательство Кембриджского университета. п. 230. ИСБН 978-0-521-52306-6 . Проверено 12 февраля 2013 г.
- Стэнтон, Андреа Л.; Рамсами, Эдвард; Сейболт, Питер Дж.; Эллиотт, Кэролин М. (5 января 2012 г.). Культурная социология Ближнего Востока, Азии и Африки: Энциклопедия . МУДРЕЦ. ISBN 978-1-4129-8176-7 . Проверено 10 февраля 2013 г.
- Уиллис, Джон Ральф (1979). Исследования по истории ислама в Западной Африке . Касс. п. 1. ISBN 978-0-7146-1737-4 . Проверено 12 февраля 2013 г.