Магрибские арабы
Арабы Магриба ( арабский : العرب المغاربة , латинизированный : аль-'Араб аль-Магариба ) или североафриканские арабы ( арабский : عرب شمال أفريقيا , латинизированный : ' Араб Шамаль Ифрикия ) являются жителями региона Магриба в Северной Африке , чья этническая принадлежность есть Арабы , родным языком которых является арабский и ведут свое происхождение от племен Аравийского полуострова . [1] Эта этническая идентичность является продуктом многовековой миграции арабов в Магриб, начиная с VII века, которая изменила демографический масштаб Магриба и стала основным фактором этнической, языковой и культурной арабизации региона Магриба. Потомки первых арабских поселенцев, которые продолжают говорить на арабском как на родном языке, в настоящее время составляют самую крупную группу населения в Северной Африке. [2]
История
[ редактировать ]7 век
[ редактировать ]Арабская миграция впервые началась в 647 году с арабским завоеванием Магриба под властью Рашидунского халифата , когда Абдаллах ибн Саад возглавил вторжение с 20 000 солдат из Медины на Аравийском полуострове . Вторжение быстро захватило Триполитанию , а затем в том же году разбило гораздо более крупную византийскую армию в битве при Суфетуле , вынудив нового византийского экзарха Африки платить дань. [3] [4]
Растущая арабская миграция к концу VII века окончательно преодолела сопротивление берберов и Византии, постепенно обратив берберов в ислам и включив весь Магриб в состав Халифата Омейядов . [5] На протяжении всего периода завоевания арабские мигранты селились во всех частях Магриба как мирные пришельцы и повсюду были радушно приняты. Во многих районах были созданы крупные арабские поселения. Значительная часть арабских поселенцев принадлежала к Наджди племени Бану Тамим . [6] Арабы прибыли в Магриб в большом количестве после экспедиции племени Бану Музайна в Магриб под руководством Зайда ибн Хариты аль-Кальби в VII–VIII веках. [7] Арабские-мусульманские завоеватели оказали гораздо более продолжительное влияние на культуру Магриба, чем завоеватели региона до и после них, и к 11 веку берберы стали исламизированными и арабизированными . [8]
Во время завоевания Омейядов были введены 40 000 арабских солдат из Египта. Омейяды контролировали обширную территорию Магриба с помощью военной силы из 50 000 арабских солдат, первоначально служивших в Египте. Они стали наследственным правящим классом, состоящим в основном из завоевателей и их потомков с очень небольшим количеством посторонних. Этим солдатам были предоставлены земельные гранты, что привело к созданию земельной арабской аристократии с обширными землевладениями, которые во многих случаях обрабатывались рабами из стран Африки к югу от Сахары . Примером тому были Фихриды , потомки Укбы ибн Нафи , занимавшие привилегированное положение в ифрикийском и андалузском обществе. Были и другие влиятельные арабские поселенцы, которые ненадолго фигурировали в источниках, особенно курайшиты . [9] Арабские поселенцы в основном селились в городах, таких как Кайруан , до миграции кочевников Бану Хилал и Бану Сулайм в 11 веке. [10] Омейядский халифат осознавал важность распространения и расселения арабов в Магрибе. Омейядский халиф Хишам ибн Абд аль-Малик поклялся, что пошлет большую армию, и добавил: «Я не оставлю ни одного берберского поселения, не разбив рядом с ним палатку соплеменника из Кайса или Тамима ». [11] В это время большинство арабов Магриби были кахтанцами из Южной Аравии . [12]
8–9 вв.
[ редактировать ]Во время правления Аббасидского халифата произошел большой приток хорасанских арабов из Ирака в Магриб. В основном это были североаравийские племена, среди них было Наджди племя Бану Тамим . Это сместило племенной баланс Ифрикии в пользу североаравийских аднанитских племен, которые стали большинством, в ущерб ранее более многочисленным южноаравийским кахтанитским племенам. [13]
Во время правления династии Аглабидов (основанной в 800 г.) численность арабской миграции в страну увеличилась из-за антихариджитских войн . Число арабских мигрантов из Ифрикии, сконцентрированных в армии и городах, в основном в Кайруане, оценивается в 100 000 человек. Большая часть арабских мигрантов прибыла из Сирии и Ирака , которые с самого начала поставляли многочисленных мигрантов в Магриб. [14] Организация армии Аглабидов во многом основывалась на арабских племенах, поселившихся в Ифрикии в конце седьмого и восьмого веков. [15] Эти войска назывались джундами , потомками арабских соплеменников, участвовавших в мусульманском завоевании Магриба. [16] В 789 году потомок Али ибн Аби Талиба Идрис ибн Абдаллах бежал из Хиджаза и прибыл в Танжер после неудавшегося восстания против Аббасидов в битве при Фаххе . Он основал династию Идрисидов , которая установила контроль над современным Марокко и западным Алжиром. Династия Идрисидов сыграла важную роль в ранней исламизации региона и способствовала увеличению арабской миграции и арабизации в крупных городских центрах западного Магриба. [17] Несколько арабов- шиитов быстро хлынули в Фес, арабизируя регион. Фес пережил большие волны арабской миграции, в том числе одну, в которой приняли участие 800 арабов из Аль-Андалуса в 818 году, и одну, в которой приняли участие 2000 арабских семей из Ифрикии в 824 году. [18]
Эти арабские политические образования, помимо Салихидов и Фатимидов , сыграли важную роль в поощрении арабизации путем привлечения арабских мигрантов и продвижения арабской культуры. Кроме того, волнения и политические волнения в Машрике вынудили арабов мигрировать в Магриб в поисках безопасности и стабильности. [19] К этому времени в Магрибе существовало несколько арабских племен, в том числе Азд , Лахм , Иуда , Гассан , Мудар , Рабиа , Кахтан , Бану Ади , Кудаа , Бану Хашим , Бану Асад и Бану Тамим . [20]
11 век
[ редактировать ]В 11 веке произошла самая значительная волна арабской миграции, превзошедшая все предыдущие движения. Это событие развернулось, когда династия Зиридов Ифрикии провозгласила свою независимость от Фатимидского халифата Египта. В отместку Зиридам Фатимиды отправили крупные арабские племена бедуинов , в основном Бану Хилал и Бану Сулайм , чтобы победить Зиридов и поселиться в Магрибе. Эти племена вели кочевой образ жизни и были родом из Хиджаза и Неджда . [21]
Чтобы убедить Бану Хилал и Бану Сулайм мигрировать в Магриб, халиф Фатимидов дал каждому соплеменнику верблюда и деньги и помог им переправиться с восточного на западный берег реки Нил . Сильная засуха в Египте в то время также побудила эти племена мигрировать в Магриб, который в то время имел лучшее экономическое положение. Халиф Фатимидов поручил им править Магрибом вместо зиридского эмира Аль-Муиза и сказал им: «Я дал вам Магриб и правление аль-Муиза ибн Балкина ас-Санхаджи, беглого раба. Вы захотите ни за что». и сказал Аль-Муиззу: «Я послал тебе лошадей и поставил на них храбрых людей, чтобы Бог мог осуществить уже принятое дело». [22]
По словам Ибн Халдуна , их сопровождали жены, дети и скот. Они поселились в Магрибе после неоднократных сражений с берберами, таких как битва при Хайдаране . Зириды и укрылись на побережье , покинули Кайруан где прожили столетие. Бану Хилал и Бану Сулайм распространились на высокогорные равнины Константина , где они постепенно загораживали Калат Бани Хаммад , как они это сделали с Кайруаном несколько десятилетий назад. Оттуда они постепенно получили контроль над равнинами Алжира Орана и высокогорными . Во второй половине XII века они отправились в долину Мулуйя и на атлантическое побережье западного Магриба в такие районы, как Дуккала . [23]
Они сильно трансформировали культуру Магриба в арабскую культуру и распространили кочевничество в районах, где ранее доминировало сельское хозяйство. [24] Он сыграл важную роль в распространении бедуинского арабского языка в сельских районах, таких как сельская местность и степи, а также в южных районах вблизи Сахары . [25] Кроме того, они разрушили берберское государство Зиридов и большую часть его городов, оставив лишь средиземноморскую прибрежную полосу у аль-Махдии , и глубоко ослабили соседнюю династию Хаммадидов и Зенату . Их приток стал основным фактором лингвистической, культурной, генетической и арабизации Магриба этнической . [24] По мнению Ибн Халдуна, земли, разоренные захватчиками Бану Хилал, опустынились и превратились в совершенно засушливую пустыню. Путешествие Бану Хилал описано в арабской устной поэме Сират Бани Хилал . [24]
По оценкам источников, общее число арабских кочевников, мигрировавших в Магриб в 11 веке, составляло около 1 миллиона арабов. [26]
12–14 вв.
[ редактировать ]Чтобы ослабить сопротивление арабских племен в Ифрикии , Альмохадов правитель Абд аль-Мумин переправил их в Марокко в большом количестве и расселил на атлантических равнинах. Раньше этот регион был заселен племенной группой Баргавата , однако эта территория была в значительной степени разрушена и обезлюдена Альморавидами в их войне против еретика Баргавата, и она снова была обезлюдена экспедицией Альмохадов в 1149–1150 годах и снова в 1197–1198 годах. подавить восстания против них в регионе. [27] Альмохады помогли арабским племенам преодолеть барьеры Атласских гор и ускорили их экспансию в Марокко, чтобы завершить кочевое господство бедуинов над низменностями Магриба вплоть до прибрежных равнин Атлантического океана. [27] Появление арабов усложнило этническое население Марокко и внесло значительный неберберский элемент. Они играли все более важную роль в политике Империи Альмохадов. Правитель Альмохадов Абд аль-Мумин ожидал сопротивления со стороны Масмуды , для которого он был чужаком, поэтому он заручился поддержкой арабов, чтобы обеспечить преемственность своего сына. С упадком армии Альмохадов арабы стали самой могущественной силой на марокканских равнинах, и ни один правитель не смог бы удержать там власть без их поддержки. [27] Более поздняя династия алавитов пришла к власти в 17 веке с помощью этих арабских племен, которые они мобилизовали против могущественного берберского княжества Дилайя . [28]
При Маринидах значение арабов в Марокко возросло. Из-за отсутствия сторонников Зената они приветствовали поддержку арабских кочевников, которые уже начали проникать в страну при Альмохадах. Зената были сильно ассимилированы с арабской культурой, а Маринид Махзан (правительство) состояло как из арабов, так и из Зената. Это привело к экспансии арабских племен в Марокко, где они поселились на равнинах, а многие группы берберов были арабизированы . При Маринидах арабский язык стал одновременно общим и официальным языком. [29] Как и Мариниды, династия Заянидов Королевства Тлемсен опиралась на махзан арабских и берберских племен. [30]
13–15 вв.
[ редактировать ]Макилиты также вошли в Магриб во время волны иммиграции арабских племен в 11 веке. Позже они объединились с Бану Хилал и вошли под их защиту. [31] Они адаптировались к климатическим пустынным условиям Магриба, открыв для себя тот же образ жизни, что и на Аравийском полуострове. [32] В 13 веке они оккупировали южный Алжир и доминировали в оазисах Туат и Гурара. В этот момент группа Макил распалась на различные группы населения в Магрибе и дала начало Бени Хасану вместе с другими родственными группами. [33] Бени Хасан расширился на юго-запад и оккупировал земли Санхаджи в 13 веке после вторжения и победы над берберской конфедерацией, и Санхаджа уже давно вынужден платить дань бедуинским захватчикам. [34] Они также доминировали в долинах Мулуя , Драа , Су и в районе оазиса Тафилальт . [35]
Война Чар-Буба в современной Западной Сахаре и Мавритании с 1644 по 1674 год, которая после десятилетий конфронтации закончилась полной арабизацией коренного берберского населения, уничтожением их языка и культуры и появлением современного сахарского народа . [36] [37] [38] Гарри Норрис отмечал: «Мавританская Сахара — это западная оконечность арабского мира. Конечно, она западная, некоторые районы расположены дальше на запад, чем Ирландия, но в своем образе жизни, культуре, литературе и во многих социальных обычаях она имеет много общего с центральными землями Арабского Востока, в частности с Хиджазом и Недждом и частями Йемена». [39]
15–17 вв.
[ редактировать ]Начиная с конца 15 века, новая волна арабов прибыла в качестве беженцев из Аль-Андалуса в ответ на преследования, с которыми они столкнулись при христианском испанском правлении после падения Гранады в ходе Реконкисты в 1492 году. [40] В 1609 году Испания осуществила Изгнание морисков , целью которого было насильственное изгнание всех мусульман с Пиренейского полуострова , изгнав от 275 000 до 300 000 из них. [41] Привыкнув к городской жизни, они поселились в городских городах Магриба, включая Фес , Рабат и Танжер в Марокко, Тлемсен и Константин в Алжире, Кайруан , Тунис и Бизерту в Тунисе. Они принесли с собой городские диалекты андалузского арабского языка , которые они ввели в существующие бедуинские арабские диалекты Магриба. [42] Это событие значительно усилило процесс арабизации в Магрибе с 15 по 17 век. [43] В Аль-Андалусе проживало несколько арабских племен, из которых наиболее известными были Кайс , Килаб , Укайл , Мудар , Рабиа , Яман , Тайй , Лахм , Иуда , Амила и Кудаа . [44]
Язык
[ редактировать ]Арабы Магриби говорят на местных диалектах арабского языка . Арабский язык был завезен в Магриб в результате ранней волны миграции до 11 века, что способствовало принятию берберами арабской культуры . к исчезновению В этот период распространился арабский язык, который привел латыни в городах. Арабизация происходила вокруг арабских центров под влиянием арабов в окружающих их городах и сельских районах. [45] Миграция Бану Хилал и Бану Сулайм в 11 веке сыграла важную роль в распространении бедуинского арабского языка в сельских районах, таких как сельская местность и степи, а также в южных районах вблизи Сахары . [46] а также серьезное преобразование культуры Магриба в арабскую культуру и распространение бедуинского кочевничества в районах, где ранее доминировало сельское хозяйство. [47]
На бедуинских диалектах Магриба, широко известных как хилалианские диалекты , говорят в различных регионах, включая атлантические равнины в Марокко, Высокие равнины и регионы Сахары в Алжире, Сахель в Тунисе, а также регионы Триполитании и Киренаики в Ливии. Диалекты бедуинов можно разделить на четыре основные разновидности: диалекты сулайми (Ливия и южный Тунис), диалекты восточного хилаля (центральный Тунис и восточный Алжир), диалекты центрального хилаля (южный и центральный Алжир), макили диалекты (западный Алжир и Марокко). ) и диалекты хасания (Мавритания, Западная Сахара и южное Марокко; также классифицируются как макиль ). [48] [49] В Марокко на бедуинских арабских диалектах говорят на равнинах и в недавно основанных городах, таких как Касабланка . Таким образом, городской арабский диалект разделяет с бедуинскими диалектами гал «говорить» (кала); они также представляют основную часть современных городских диалектов, таких как диалекты Орана и Алжира . [50]
Демография
[ редактировать ]Сегодня арабы составляют большинство населения стран Магриба, составляя 70% [51] до 80% [52] Алжира, 92% [53] до 97% [54] Ливии, 67% [55] до 70% [56] Марокко и 98% Туниса. [57]
Религия
[ редактировать ]Подавляющее большинство жителей Магриба придерживаются суннитского ислама и его школы Малики . Магриб претерпел процесс маликизации в XI и XII веках, который постепенно маргинализировал шиитские и хариджитские формы ислама и способствовал принятию маликитского мазхаба, более консервативной и основной формы суннитского ислама. [58] К середине Х века хариджизм вымер в Северной Африке. [59] Исторически в Магрибе проживало большое количество арабов-шиитов, таких как Зайди Идрисиды и бедуинские племена Бану Хилал и Бану Сулайм , которые эмигрировали в Магриб. [60] Хотя подавляющее большинство в последующие века обратилось в маликитский суннитский ислам.
Арабские племена
[ редактировать ]Арабские племена, поселившиеся в Магрибе, разделились на несколько современных подплемен. Наиболее известные арабские племена Марокко включают Абда , Ахль Рашида , Азвафит , Бану Макил , Бану Тамим , Бени Ахсен , Бени Амир , Бени Гиль , Бени Хасан , Бану Хилал , Бени Хиран , Бени Матар , Бени Мусса , Бану Сулайм. , , Бени Земмур , Чауя , Дуккала , Хьяйна , Хлут Заэр Мзаб , Улад Делим Улад Тидрарин , Улад Зян , Рахамна , Слесс , , , Зяйда . По всему Тунису проживает несколько племен бедуинского происхождения, таких как Бану Худхайл и Шаммар , однако в настоящее время они не очень кочевники и в основном живут в городах. Основными арабскими племенами в Ливии являются Кадхадфа , Магарха , Варфалла , Фирджан , Саада и Мурабтин , Масамир , Зувайя , Авлад Бусайф , Авлад Сулейман и Абайдат . Самыми известными арабскими племенами Алжира являются Чаамба , Дуауда , Дуи-Мения , Генанма , Бени Хасан , Улед Джерир , Авлад Сиди Шейх , Бану Тамим , Бану Хилал , Бану Сулайм , Таалиба , Улед Наиль , Бени Амер , Хамьян и многие другие. . Бедуинские племена в Алжире в основном проживают в Алжирская пустыня . [61]
Марокко
[ редактировать ]- Азвафит — племя арабского происхождения бедуинов, входящее в большую конфедерацию Текна. Исторически это племя сопровождало и защищало караваны за плату, известную как «Зтата» или «Зфата», откуда и произошло название Ацвафит. Поскольку они стали частью более крупного берберского племени, арабские субплемена частично берберизированы и сегодня говорят на берберском языке. Писатель Ла Шапель отмечал, что Азвафитс насчитал следующие пять ветвей: Айт Ахмед Оу Али, Ахль Хайин, Мхамд Айт Айт эль Хеннус, Айт Мессауд Айт Букко и Ида Оу Лугган. [62]
- Ахль Рашида , арабское племя, также называемое Улед Сиди Якуб. Племя ведет свою родословную от исламского пророка Мухаммеда через его внука Хасана ибн Али .
- Хьяйна , арабское племя, происхождение которого восходит к иммиграции части Бану Амер ибн Зогба ( Бану Хилал ) после того, как они присоединились к Мухаммаду аш-Шейху в обмен на землю и стали племенем гуиш (армейское племя) в конце XVI век и начало XVII века от запада Алжира до Марокко (северо-восток Феса)
- Амян
- Рамна
- Абда — арабское племя, происхождение которого восходит к приходу племени Бени Макил в конце эпохи Меринидов. Историк Юджин Обен писал: «Абда — мощное племя, состоящее из тридцати тысяч циндов, арабской пурманской расы, они занимают плодородную территорию, богатую лошадьми и скотом. Это одно из пяти квазимахзенских племен Марокко». Он состоит из трех ветвей: Бхатра, Рабиа и Улед Амер. [63]
- Бени Ахсен — арабо-марокканское племя, входившее в состав Бени-Макиля. Они поселились в районах Миссура и Алмиса примерно в 16 веке и мигрировали к северо-западу от региона Сефру в 17 веке. В 18 веке их вытеснило на запад племя Земмур, мигрировавшее на север с юга. Сегодня они расположены в районе Рабата и на побережье Атлантического океана. [64]
- Бени Амир
- Бени Гуиль , арабское племя, ведущее свое происхождение от внука пророка Хасана ибн Али . В 10 веке правитель Фатимидов Аль-Муизз ли-Дин Аллах дал их предкам право пастись в восточном и западном Марокко.
- Бени Матар
- Бени Хасан
- Макил
- Бени Хиране
- Бени Земмур
Культура
[ редактировать ]Арабские мусульманские завоеватели седьмого и восьмого веков оказали гораздо более продолжительное влияние на культуру Магриба, чем завоеватели региона до и после них. [65] Более поздние крупномасштабные миграции арабских племен в одиннадцатом и двенадцатом веках ускорили процесс арабизации и сильно трансформировали культуру Магриба в арабскую культуру , распространяя кочевничество в районах, где ранее доминировало сельское хозяйство. [66]
Традиции
[ редактировать ]Марокко
[ редактировать ]Марокканские женщины традиционно носят множество украшений на шее, руках, голове и ушах. Предпочтительно, чтобы украшения были изготовлены из чистого золота, так как это означает, что семья экономически обеспечена. Ювелирные изделия, как правило, украшаются различными драгоценными камнями, такими как рубины , оливины , андалузские бусины, жемчуг и бриллианты . Оливины и жемчуг традиционно используются в большинстве украшений Магриби. Оливин символизирует женскую красоту и исторически ассоциировался с доисламскими богинями арабского пантеона. Жемчуг, используемый в украшениях, символизирует богатство и удачу.
Невесты в Марокко украшают себя большим количеством украшений, количество украшений зависит от экономического положения семьи. В разных регионах Марокко есть разные виды традиционных украшений. Невесты в регионе Танжер - Тетуан добавляют жемчуг в свои традиционные украшения, тогда как невесты в регионе Фес добавляют драгоценности из феридотов и золото. В Сахаре в наряд добавляют золото и цветные бусины. Семьи, которые не могут позволить себе купить украшения, арендуют их по этому случаю.
Головные уборы, используемые на церемонии, также различаются в зависимости от региона. В северном регионе Марокко ( Танжер - Тетуан ) голову невесты покрывают полосатой блестящей тканью. Головной убор из серебра или золота (в зависимости от региона) надевается поверх ткани и иногда украшается драгоценностями. В центральном регионе Фес-Мекнес используется декорированная темно-зеленая и золотая ткань, поверх нее надевается золотой головной убор, украшенный темно-зелеными драгоценными камнями-феридотами и жемчугом, свисающим над лицом. В южном регионе, Западной Сахаре, женщины носят головной убор, украшенный золотыми деталями и цветными бусами, которые различаются от племени к племени. Голова невесты покрыта черной тканью.
Кухня
[ редактировать ]Арабы в Магрибе оказали сильное влияние на кухню Магриба, которая сейчас представляет собой смесь арабской , средиземноморской и берберской кухонь с историческим влиянием османской и европейской кухонь. [67] Блюда включают Тарид , Чермула , Харира , Пастилла , Рфисса , Тангия , Сеффа , Мечуи , Шорба , Шакшука , Ассидат Згугу , Брик , Фрикассе , Харисса , Лаблаби и Базен .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Скутч, К. (2013). Энциклопедия меньшинств мира . Тейлор и Фрэнсис. п. 119. ИСБН 9781135193881 . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ Шуп, Джон (2011). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия . Санта-Барбара: ABC-CLIO, Издательство. п. 16. ISBN 978-1598843620 .
- ^ Каеги, Уолтер Э. (2010). Мусульманская экспансия и распад Византии в Северной Африке . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521196772 .
- ^ Кристидес, Василиос (2000). Византийская Ливия и поход арабов на запад Северной Африки . Оксфорд: Британские археологические отчеты, публикации. стр. 44–64. ISBN 978-1841711331 .
- ^ Евро. Ближний Восток и Северная Африка, 2003 г. Психология Пресс. п. 156. ИСБН 978-1-85743-132-2 .
- ^ Эльфаси, М.; Грбек, Иван; Африка, Международный научный комитет ЮНЕСКО по составлению всеобщей истории (1 января 1988 г.). Африка с седьмого по одиннадцатый век . ЮНЕСКО. п. 243. ИСБН 978-92-3-101709-4 .
- ^ эль-Хасан, Хасан Афиф (01 мая 2019 г.). Уничтожение арабской весны . Издательство Алгора. п. 82. ИСБН 978-1-62894-349-8 .
- ^ «Северная Африка - арабское мусульманское завоевание, исламизация, арабизация и берберское восстание | Британника» . www.britanica.com . Проверено 14 мая 2023 г.
- ^ Фенвик, Коризанда (ноябрь 2020 г.). «Омейяды и Северная Африка» . Исследовательские ворота .
- ^ Верстег, Кес; Верстег, CHM (1984). Пиджинизация и креолизация: случай арабского языка . Издательство Джона Бенджамина. п. 64. ИСБН 978-90-272-3529-9 .
- ^ Дури, А.А. (2012). Историческое формирование арабской нации (RLE: the Arab Nation) . Рутледж. стр. 70–74. ISBN 978-0-415-62286-8 .
- ^ Маршам, Эндрю (25 ноября 2020 г.). Мир Омейядов . Рутледж. п. 307. ИСБН 978-1-317-43005-6 .
- ^ Маршам, Эндрю (25 ноября 2020 г.). Мир Омейядов . Рутледж. п. 307. ИСБН 978-1-317-43005-6 .
- ^ Ларуи, Абдалла (8 марта 2015 г.). История Магриба: интерпретативный очерк . Издательство Принстонского университета. п. 117. ИСБН 978-1-4008-6998-5 .
- ^ Теотокис, Георгиос (2020). Боевые действия в Нормандском Средиземноморье . Бойделл и Брюэр. п. 89. ИСБН 978-1-78327-521-2 .
- ^ Лев, Яаков (1991). Государство и общество в Фатимидском Египте . БРИЛЛ. п. 4. ISBN 978-90-04-09344-7 .
- ^ Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 52. ИСБН 0521337674 .
- ^ Морроу, Джон Эндрю (26 ноября 2020 г.). Шиизм в Магрибе и Аль-Андалусе, Том первый: История . Издательство Кембриджских ученых. п. 249. ИСБН 978-1-5275-6284-4 .
- ^ Дури, А.А. (2012). Историческое формирование арабской нации (RLE: the Arab Nation) . Рутледж. стр. 70–74. ISBN 978-0-415-62286-8 .
- ^ Дури, А.А. (2012). Историческое формирование арабской нации (RLE: the Arab Nation) . Рутледж. стр. 70–74. ISBN 978-0-415-62286-8 .
- ^ эль-Хасан, Хасан Афиф (01 мая 2019 г.). Уничтожение арабской весны . Издательство Алгора. п. 82. ИСБН 978-1-62894-349-8 .
- ^ Харейр, Идрис Эль; Мбайе, Раване (1 января 2011 г.). Распространение ислама в мире . ЮНЕСКО. п. 409. ИСБН 978-92-3-104153-2 .
- ^ Декре, Франсуа (сентябрь 2003 г.). «Хилалийские вторжения в Африку» . www.clio.fr (на французском языке) . Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с эль-Хасан, Хасан Афиф (01 мая 2019 г.). Уничтожение арабской весны . Издательство Алгора. п. 82. ИСБН 978-1-62894-349-8 .
- ^ Дури, А.А. (2012). Историческое формирование арабской нации (RLE: the Arab Nation) . Рутледж. стр. 70–74. ISBN 978-0-415-62286-8 .
- ^ Харейр, Идрис Эль; Мбайе, Раване (1 января 2011 г.). Распространение ислама в мире . ЮНЕСКО. п. 409. ИСБН 978-92-3-104153-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Фадж, JD; Оливер, Роланд (1975). Кембриджская история Африки . Издательство Кембриджского университета. п. 343. ИСБН 978-0-521-20981-6 .
- ^ Маккенна, Эми (15 января 2011 г.). История Северной Африки . The Rosen Publishing Group, Inc. с. 54. ИСБН 978-1-61530-318-2 .
- ^ Ниан, Джибрил Тамсир; Африка, Международный научный комитет ЮНЕСКО по составлению всеобщей истории (1 января 1984 г.). Африка с двенадцатого по шестнадцатый век . ЮНЕСКО. п. 89. ИСБН 978-92-3-101710-0 .
- ^ Абулафия, Дэвид; МакКиттерик, Розамонд (1995). Новая Кембриджская средневековая история: Том 5, C.1198-C.1300 . Издательство Кембриджского университета. п. 631. ИСБН 978-0-521-36289-4 .
- ^ Ибн Халдун, Абдерахман (1377 г.). История Ибн Халдуна: сборник тем и новостей из истории арабов и берберов, а также тех, которые имели наибольшую важность для их современников . Том. 6. Дар Аль-Фикр. п. 77.
- ^ Сабатье, Дайан Химпан; Химпан, Бриджит (31 марта 2019 г.). Кочевники Мавритании . Вернон Пресс. стр. 110–111. ISBN 978-1-62273-410-8 .
- ^ «Историко-этнографический словарь народов Африки | WorldCat.org» . www.worldcat.org . п. 153, 350 . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ «Историко-этнографический словарь народов Африки | WorldCat.org» . www.worldcat.org . п. 153, 350 . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ «Исторический словарь Марокко | WorldCat.org» . www.worldcat.org . п. 232 . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ «Энциклопедия африканской истории и культуры | WorldCat.org» . www.worldcat.org . п. 237 . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ «Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока | WorldCat.org» . www.worldcat.org . п. 470 . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ Веласкес Элисаррарас, Хуан Карлос (декабрь 2014 г.). «Истоки идентичности сахарского народа» .
- ^ Ульд-Мей, Мохамеден (1996). Глобальная реструктуризация и периферийные государства: кнут и пряник в Мавритании . Роуман и Литтлфилд. п. 69. ИСБН 978-0-8226-3051-7 .
- ^ Альбирини, Абдулкафи (08 февраля 2016 г.). Современная арабская социолингвистика: диглоссия, вариации, переключение кодов, отношения и идентичность . Рутледж. п. 136. ИСБН 978-1-317-40706-5 .
- ^ Йонссон, Мар (июль 2007 г.). «Изгнание мориско из Испании в 1609–1614 годах: разрушение исламской периферии» . Журнал глобальной истории . 2 (2): 195. дои : 10.1017/s1740022807002252 . ISSN 1740-0228 . S2CID 154793596 .
- ^ Лафлин, Фиона Мак (27 октября 2011 г.). Языки городской Африки . А&С Черный. п. 64. ИСБН 978-1-4411-5813-0 .
- ^ Эннаджи, Моха (16 апреля 2014 г.). Мультикультурализм и демократия в Северной Африке: последствия арабской весны . Рутледж. п. 94. ИСБН 978-1-317-81362-0 .
- ^ Разное (01.07.2016). Издания библиотеки Рутледжа: Мусульманская Испания . Тейлор и Фрэнсис. стр. 143–148. ISBN 978-1-134-98576-0 .
- ^ Дури, А.А. (2012). Историческое формирование арабской нации (RLE: the Arab Nation) . Рутледж. стр. 70–74. ISBN 978-0-415-62286-8 .
- ^ Дури, А.А. (2012). Историческое формирование арабской нации (RLE: the Arab Nation) . Рутледж. стр. 70–74. ISBN 978-0-415-62286-8 .
- ^ эль-Хасан, Хасан Афиф (01 мая 2019 г.). Уничтожение арабской весны . Издательство Алгора. п. 82. ИСБН 978-1-62894-349-8 .
- ^ Верстег, Кес. «Диалекты арабского языка: диалекты Магриба» . TeachMideast.org . Архивировано из оригинала 15 июля 2015 года . Проверено 4 октября 2015 г.
- ^ Баркат, Мелисса (2000). «Магребийские диалекты» . Определение робастных акустических индексов для автоматической идентификации арабских языков . Университет Люмьера, Лион 2.
- ^ Верстег, Кес (31 мая 2014 г.). Арабский язык . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748694600 . Проверено 20 июля 2017 г. - через Google Книги.
- ^ Отчет: Алжир, 2007 г. Оксфордская бизнес-группа. 2007. ISBN 978-1-902339-70-2 .
- ^ Лааредж-Кэмпбелл, Энн (10 декабря 2015 г.). Изменение практики женской грамотности в Алжире: эмпирическое исследование культурного построения гендера и расширения прав и возможностей . Спрингер. ISBN 978-3-658-11633-0 .
- ^ Якан, Мохамад (30 ноября 2017 г.). Альманах африканских народов и наций . Рутледж. ISBN 978-1-351-28930-6 .
- ^ Малькольм, Питер; Лослебен, Элизабет (2004). Ливия . Маршалл Кавендиш. ISBN 978-0-7614-1702-6 .
- ^ Отчет: Марокко, 2012 г. Оксфордская бизнес-группа. 2012. ISBN 978-1-907065-54-5 .
- ^ Сын Джордж Филип и; Пресс, Оксфордский университет (26 декабря 2002 г.). Энциклопедический атлас мира . Издательство Оксфордского университета, США. п. 161. ИСБН 978-0-19-521920-3 .
- ^ «Тунис» , The World Factbook , Центральное разведывательное управление, 02 декабря 2022 г. , получено 12 декабря 2022 г.
- ^ Торал, Изабель. «Династия Омейядов и Западный Магриб. Трансрегиональная перспектива» (PDF) .
- ^ Питерс, FE (11 апреля 2009 г.). Монотеисты: евреи, христиане и мусульмане в конфликте и конкуренции, Том I: Народы Бога . Издательство Принстонского университета. п. 190. ИСБН 978-1-4008-2570-7 .
- ^ Нэйлор, Филипп К. (15 января 2015 г.). Северная Африка, исправленное издание: история от древности до наших дней . Издательство Техасского университета. п. 84. ИСБН 978-0-292-76190-2 .
- ^ Вайсследер, Вольфганг (15 июня 2011 г.). Кочевая альтернатива: способы и модели взаимодействия в афро-азиатских пустынях и степях . Вальтер де Грюйтер. п. 13. ISBN 978-3-11-081023-3 .
- ^ Азвафит. Исторический словарь бедуинов. Мухаммад Суваед. 2015 год
- ^ Исторический словарь бедуинов. Мухаммад Суваед. 2015 год
- ^ Исторический словарь бедуинов. Мухаммад Суваед. 2015 год
- ^ «Северная Африка — арабское завоевание, колонизация, деколонизация | Британника» . www.britanica.com . Проверено 19 октября 2023 г.
- ^ эль-Хасан, Хасан Афиф (01 мая 2019 г.). Уничтожение арабской весны . Издательство Алгора. п. 82. ИСБН 978-1-62894-349-8 .
- ^ Сабо, Джон (1 января 2013 г.). Сочетание еды и вина для чайников . Джон Уайли и сыновья. п. 302. ИСБН 978-1-118-39957-6 .
Кухня Северной Африки, включая Марокко, Египет, Алжир и Тунис, сочетает в себе арабское влияние с традиционной региональной берберской кухней, коренными жителями Северной Африки к западу от Нила. Эта область также находилась под сильным влиянием различных средиземноморских захватчиков, европейских торговцев и путешественников, о чем свидетельствуют различные ингредиенты и методы приготовления, которые используются до сих пор.