Jump to content

Арабские миграции в Магриб

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
Страница полузащищена
(Перенаправлено с арабской миграции в Магриб )

Арабские миграции в Магриб
Карта, изображающая маршруты, пройденные армиями Омейядов во время арабского завоевания Магриба в VII веке.
Дата в. 7 век — 17 век
Расположение Магриб , Северная Африка
Причина Посмотреть причины
Участники Всего неизвестно:
Исход Рост арабского населения, арабизация , исламизация и перемещение населения

Арабские миграции в Магриб [а] включало последовательные волны миграции и расселения арабского населения в Магриба регионе Северной Африки (за исключением Египта ), охватывающем современный Алжир , Ливию , Марокко и Тунис . Этот процесс длился несколько столетий, продолжаясь с начала VII века по XVII век. Арабские мигранты были родом с Ближнего Востока , особенно с Аравийского полуострова , а позже группы прибыли из Леванта и Ирака .

Приток арабов в Магриб начался в VII веке с арабским завоеванием Магриба , когда арабские армии завоевали регион в рамках первых мусульманских завоеваний . За этой первоначальной волной арабской миграции последовали последующие периоды миграции и расселения, особенно во времена халифатов Омейядов и Аббасидов , а также более поздних арабских династий. Однако наиболее значительная волна арабской миграции произошла в 11 веке с прибытием новых бедуинских племен с Аравийского полуострова , таких как Бану Хилал , Бану Сулайм и Макил . [7] Последняя значительная волна арабской миграции в Магриб произошла из Аль-Андалуса в 17 веке в результате Реконкисты . Эти мигранты основали многочисленные арабские империи и династии в Магрибе, такие как Аглабиды , Идрисиды , Сулейманиды , Салихиды , Фатимиды , Саадиты и Алавиты .

Миграция арабов в Магриб оказала глубокое влияние на демографию и культуру стран Магриба. арабов, принудительному перемещению и арабизации берберского Это привело к значительному демографическому росту и пунического населения, а также распространению арабского языка и арабской культуры по всему региону. Потомки арабских поселенцев в Магрибе известны как арабы Магриба . По словам Шарля-Андре Жюльена , специалиста по истории Северной Африки, вторжение Хилаля было «самым важным событием всего средневекового периода в Магрибе». [8]

История и миграции

Эпоха Рашидун и Омейядов (7–8 века)

Миграция арабов в Магриб впервые началась в VII веке с арабским завоеванием Магриба . Впервые это началось в 647 году при Рашидунском халифате , когда Абдаллах ибн Саад возглавил вторжение с 20 000 солдат из Медины на Аравийском полуострове , быстро захватив Триполитанию разгромив гораздо более многочисленную византийскую армию в битве при Суфетуле. , а затем в том же году , заставив нового византийского экзарха Африки платить дань. [9] Растущая арабская миграция к концу VII века окончательно преодолела сопротивление берберов и Византии, постепенно обратив берберов в ислам и включив весь Магриб в состав Халифата Омейядов . [10] На протяжении всего периода завоевания арабские мигранты селились во всех частях Магриба как мирные пришельцы и повсюду были радушно приняты. Во многих районах были созданы крупные арабские поселения. Значительная часть арабских поселенцев принадлежала к Наджди племени Бану Тамим . [11] Во время первых мусульманских завоеваний в VII-VIII веках в Магрибе поселилось около 150 000 арабов. [1] [12] [13] [14]

Арабы прибыли в Магриб в больших количествах после экспедиции племени Бану Музайна в Магриб под руководством Зайда ибн Хариты аль-Кальби в VII или VIII веке. [15] Арабские-мусульманские завоеватели оказали гораздо более продолжительное влияние на культуру Магриба, чем завоеватели региона до и после них, и к 11 веку берберы стали исламизированными и арабизированными . [16]

По прибытии в Магриб арабам пришлось выбирать: поселиться в существующих римских и византийских городах или построить новые арабские города на новых местах. Археологические и исторические данные свидетельствуют о том, что они сделали и то, и другое. Группы арабов поселились в старых римских городах, таких как Сетиф и Чершель в Алжире, и навязали старым свои собственные архитектурные потребности, в то время как другие группы построили совершенно новые города, такие как Басра , Фес , Касар-эс-Сегир и Сиджилмаса в Марокко. [17]

Монета Омейядов
Монета дирхам халифа Хишама ибн Абд аль-Малика . Он известен тем, что сказал: «Я не покину ни одного берберского поселения, не поставив рядом с ним палатку соплеменника из Кайса или Тамима». [18]

Завоевание Омейядов привело к привлечению 40 000 арабских солдат, первоначально служивших в Египте. Эти войска и их потомки стали наследственным правящим классом, при этом очень немногие представители элиты были аутсайдерами. Эти солдаты были вознаграждены земельными грантами, создав арабскую аристократию со значительной территорией, обрабатываемой в основном рабами из стран Африки к югу от Сахары . Примером тому были Фихриды , потомки Укбы ибн Нафи , занимавшие привилегированное положение в Ифрикиане (современный Тунис) и андалузском обществе. Были и другие влиятельные арабские поселенцы, которые ненадолго фигурировали в источниках, особенно курайшиты . [19] Арабские поселенцы в основном селились в таких городах, как Кайруан , до миграции кочевников Бану Хилал и Бану Сулайм в 11 веке. [20] В это время большинство арабов Магриби были кахтанитами из Южной Аравии . [21]

Халифат Омейядов осознавал важность распространения и расселения арабов в Магрибе для халифа. Омейядский халиф Хишам ибн Абд аль-Малик поклялся, что пошлет большую армию, и добавил: «Я не оставлю ни одного берберского поселения, не разбив рядом с ним палатку соплеменника из Кайса или Тамима ». [18]

Эпоха Аббасидов (8 век)

Аббасиды отвоевали Ифрикию в 761 году у хариджитов , захвативших регион после падения Мухаллабидов . [22] Во время правления Аббасидского халифата произошел большой приток хорасанских арабов из Ирака в Магриб. В основном это были североаравийские племена, среди них было Наджди племя Бану Тамим . Это сместило племенной баланс Ифрикии в пользу североаравийских аднанитских племен, которые стали большинством, в ущерб ранее более многочисленным южноаравийским кахтанитским племенам. [21]

Эпоха Аглабидов и Идрисидов (9 век)

Две аглабидские монеты
Аглабидский динар , выпущенный во время правления эмира Ибрагима I ибн аль-Аглаба.

В 800 году Ибрагима ибн аль-Аглаба назначил аббасидский халиф Харун ар-Рашид губернатором Ифрикии . Он основал династию Аглабидов — династию эмиров из племени Бану Тамим. За это время численность арабской миграции увеличилась из-за антихариджитских войн против династии Рустамидов . Число арабских мигрантов из Ифрикии, сконцентрированных в армии и городах, в основном в Кайруане, оценивается в 100 000 человек. Большая часть арабских мигрантов прибыла из Сирии и Ирака , которые с самого начала поставляли многочисленных мигрантов в Магриб. [23] Организация армии Аглабидов во многом основывалась на арабских племенах, поселившихся в Ифрикии в конце VII-VIII вв. Войскам платили в четко определенные сроки, а кавалерия получала вдвое больше, чем пехота, из-за большей стоимости лошадей и снаряжения. [24] Эти войска назывались джундами , потомками арабских соплеменников, участвовавших в мусульманском завоевании Магриба. Они часто восставали против режима Аглабидов. [25]

В 789 году Али ибн Аби Талиба потомок Идрис ибн Абдаллах бежал из Хиджаза и прибыл в Танжер после неудавшегося восстания против Аббасидов в битве при Фаххе . Позже он переехал в Валили основал город Фес и в том же году . Он основал хашимитскую династию Идрисидов , которая установила контроль над современным Марокко и западным Алжиром. Династия Идрисидов сыграла важную роль в ранней исламизации региона и способствовала увеличению арабской миграции и арабизации в крупных городских центрах западного Магриба. [26] Несколько арабов- шиитов быстро хлынули в Фес, арабизируя регион. Фес пережил большие волны арабской миграции, в том числе одну, в которой приняли участие 800 арабов из Аль-Андалуса в 818 году, и одну, в которой приняли участие 2000 арабских семей из Ифрикии в 824 году. [27]

Эти арабские политические образования, помимо Салихидов и Фатимидов , сыграли важную роль в поощрении арабизации путем привлечения арабских мигрантов и продвижения арабской культуры. Кроме того, беспорядки и политические волнения в Машрике вынудили арабов мигрировать в Магриб в поисках безопасности и стабильности. Иммиграция арабов из Машрика в Магриб увеличивалась в периоды волнений и беспорядков. [18]

Арабские племена в Магрибе (9 век)

К III веку хиджры (9 век нашей эры) в Магрибе проживало множество арабских племен. По словам аль-Якуби , в горах близ Киренаики жили арабские племена Азд , Лахм , Иуда , ас-Садаф и другие йеменские племена на восточной горе, а Гассан , Иуда, Азд, Туджайб и другие на западной. гора. В Ваддане была группа, утверждавшая, что они йеменцы, а в Завиле — арабы из региона Хорасан и городов Басра и Куфа . [18]

В Кайруане проживали арабы из курайшитов и других племен внутри группировок Мудара , Рабиа и Кахтана . В соседнем Аль-Джазире жили арабы из Бану Ади и других групп. В Сатфуре были люди из Курайшитов и Кудаа , в Бадже были люди из Бану Хашим , а в Маджане были люди из Дияра Рабиа. [18]

В Эз-Забе, в его столице Тобне , жили курайшиты и другие арабы. В Сетифе жили соплеменники из Бану Асад ибн Хузайма . В Билизма население состояло из соплеменников из Бану Тамим . Информация Аль-Якуби не включает весь Магриб, например, западный Магриб, куда Идрисиды прибыли с арабскими племенами и поощряли прибытие других арабов. [18]

Бану Хилал и Бану Сулайм (11–12 вв.)

Карта, изображающая миграцию Бану Хилал и Бану Сулайм из Аравии в Египет.
Маршруты миграции Бану Хилал и Бану Сулайм с Аравийского полуострова в Египет

В 11 веке произошла самая значительная волна арабской миграции, превзошедшая все предыдущие движения. Это событие развернулось, когда династия Зиридов Ифрикии провозгласила свою независимость от Фатимидского халифата Египта. В отместку Зиридам Фатимиды отправили крупные арабские племена бедуинов , в основном Бану Хилал и Бану Сулайм , чтобы разгромить Зиридов и поселиться в Магрибе. Эти племена вели кочевой образ жизни и были родом из Хиджаза и Неджда . [15]

Чтобы убедить Бану Хилал и Бану Сулайм мигрировать в Магриб, халиф Фатимидов дал каждому соплеменнику верблюда и деньги и помог им переправиться с восточного на западный берег реки Нил . Сильная засуха в Египте в то время также побудила эти племена мигрировать в Магриб, который в то время имел лучшее экономическое положение. Халиф Фатимидов поручил им править Магрибом вместо зиридского эмира Аль-Муиза и сказал им: «Я дал вам Магриб и правление аль-Муиза ибн Балкина ас-Санхаджи, беглого раба. Вы захотите ни за что». и сказал Аль-Муиззу: «Я послал тебе лошадей и поставил на них храбрых людей, чтобы Бог мог осуществить уже принятое дело». [3]

Арабская рукопись о Бану Хилал
Редкая арабская рукопись устно переданной эпической поэмы о бедуинах Бану Хилал, написанная Хусейном Аль-Улайми, 1849 г. н. э., происхождение неизвестно.

Прибыв в Киренаику , арабские кочевники обнаружили, что в этом регионе почти нет жителей, за исключением нескольких берберов Зената , которых Аль-Муизз уже почти уничтожил. [3] Число хилалийцев, переехавших на запад из Египта, оценивается в 200 000 семей. [28] Киренаика была оставлена ​​​​на заселение Бану Сулайм, в то время как хилалианцы двинулись на запад. В результате заселения арабскими племенами Киренаика стала самым арабским местом арабского мира после внутренней Аравии . [28] По словам Ибн Халдуна , арабские племена сопровождали их жены, дети и скот. Они поселились в Магрибе после неоднократных сражений с берберами, таких как битва при Хайдаране . Зириды и укрылись на побережье , покинули Кайруан где прожили столетие. Бану Хилал и Бану Сулайм распространились на высокогорные равнины Константина , где они постепенно загораживали Калат Бани Хаммад , как они это сделали с Кайруаном несколько десятилетий назад. Оттуда они постепенно получили контроль над равнинами Алжира Орана и высокогорными . Во второй половине XII века они отправились в долину Мулуйя и на атлантическое побережье западного Магриба в такие районы, как Дуккала . [29]

Они сильно трансформировали культуру Магриба в арабскую культуру и распространили кочевничество в районах, где ранее доминировало сельское хозяйство. [15] Он сыграл важную роль в распространении бедуинского арабского языка в сельских районах, таких как сельская местность и степи, а также в южных районах вблизи Сахары . [18] Кроме того, они разрушили берберское государство Зиридов и большую часть его городов, оставив лишь средиземноморскую прибрежную полосу у аль-Махдии , и глубоко ослабили соседнюю династию Хаммадидов и Зенату . Их приток стал основным фактором языковой, культурной, генетической и арабизации Магриба этнической . [15] По мнению Ибн Халдуна, земли, разоренные захватчиками Бану Хилал, опустынились и превратились в совершенно засушливую пустыню. Путешествие Бану Хилал описано в арабской устной поэме Сират Бани Хилал . [15]

По оценкам источников, общее число арабских кочевников, мигрировавших в Магриб в 11 веке, составляло около 1 миллиона арабов. [3] Историк Мармол Карвахаль подсчитал, что более миллиона хилалийцев мигрировали в Магриб между 1051-1110 годами, и подсчитал, что население хилалийцев в его время в 1573 году составляло 4 000 000 человек, не считая других арабских племен и других уже присутствовавших арабов. [30]

Эпоха Альмохадов и Маринидов (12–15 века)

Бедуин верхом на верблюде в Тунисе.
Чаамба верхом на верблюде на юге Туниса, ок. 1934 год.

Чтобы ослабить сопротивление арабских племен в Ифрикии , Альмохадов правитель Абд аль-Мумин перевез их в Марокко в большом количестве и расселил на атлантических равнинах в XII веке. Раньше этот регион был населен племенной группой Баргавата , однако эта территория была в значительной степени разрушена и обезлюдена Альморавидами в их войне против еретика Баргавата, и она снова была обезлюдена экспедицией Альмохадов в 1149–1150 годах и снова в 1197–1198 годах. подавить восстания против них в регионе. [31] Альмохады помогли арабским племенам преодолеть барьеры Атласских гор и ускорили их экспансию в Марокко, чтобы завершить кочевое господство бедуинов над низменностями Магриба вплоть до прибрежных равнин Атлантического океана. Арабские племена играли все более важную роль в политике Империи Альмохадов. [31]

Таким образом, правительство Альмохадов помогло арабам преодолеть барьеры Атласских гор и ускорило их экспансию в Марокко, чтобы завершить господство кочевников над низменностями Магриба вплоть до Атлантики. Появление арабов усложнило этнический состав Марокко и внесло в население значительный неберберский элемент. Арабы также увеличили пастбищные угодья за счет сельского хозяйства, которое постепенно стало ограничиваться горами.

Абд аль-Мумин ожидал сопротивления со стороны Масмуды , для которого он был чужаком, поэтому он заручился поддержкой арабов, чтобы обеспечить преемственность своего сына. С упадком армии Альмохадов арабские кочевники стали самой могущественной силой на марокканских равнинах, и ни один правитель не смог бы удержать там власть без их поддержки. [31] Более поздняя династия алавитов пришла к власти в 17 веке с помощью этих арабских племен, которых они мобилизовали против могущественного берберского княжества Дилайя . [32]

При династии Маринидов (1244–1465) значение арабов в Марокко возросло. Из-за отсутствия сторонников Зената они приветствовали поддержку арабских кочевников, которые уже начали проникать в страну при Альмохадах. Зената были сильно ассимилированы с арабской культурой, а Маринид Махзан (правительство) состояло как из арабов, так и из Зената. Это привело к экспансии арабских племен в Марокко, где они поселились на равнинах, а многие группы берберов были арабизированы . При Маринидах арабский язык стал как общим, так и официальным языком. [33] Как и Мариниды, династии Заянидов Королевства Тлемсен приходилось полагаться на арабских кочевников в качестве солдат. [34] [35]

Макил, Бени Хасан и война Чар-Буба (13–17 века)

Макилиты также вошли в Магриб во время волны иммиграции арабских племен в 11 веке. Позже они объединились с Бану Хилал и вошли под их защиту. [36] Они адаптировались к климатическим пустынным условиям Магриба, открыв для себя тот же образ жизни, что и на Аравийском полуострове. [37] В 13 веке Макилиты оккупировали южный Алжир , включая города-оазисы Туат и Гурара. По мнению некоторых авторов, к этому моменту Макил уже раскололся на множество племен в Магрибе и дал начало Бени Хасану вместе с другими племенами Макили. [38]

Кочевая семья возле палатки
Сахарская семья ок. 1970 по 1974 год

Бени Хасан расширился на юго-запад и оккупировал земли Санхаджи в 13 веке после вторжения и победы над берберской конфедерацией. [38] Санхадже уже давно приходится платить дань кочующим захватчикам-бедуинам Хасани. [38] Вторжение было быстрым и эффективным и произошло около 1250 года, к концу халифата Альмохадов . Кроме того, Бени Хасан доминировал в долинах Мулуя , Драа , Су , а также в районе оазиса Тафилальт . [39]

Исторические источники сообщают, что эти хасанские общины обогащались за счет сбора пошлин с торговых караванов и вымогательства у фермеров и скотоводческих деревень, поселившихся в оазисах. [40] Это произошло во время войны Чар-Буба в современной Западной Сахаре и Мавритании с 1644 по 1674 год, которая после десятилетий конфронтации закончилась полной арабизацией коренного берберского населения, уничтожением их языка и культуры и появлением современного сахарского народа . С тех пор арабские кочевники контролировали всю территорию современной Мавритании . [40] [41] [42]

Мавританская Сахара – западная оконечность арабского мира. Конечно, он западный, некоторые районы расположены дальше на запад, чем Ирландия, однако в своем образе жизни, культуре, литературе и во многих социальных обычаях он имеет много общего с центральными странами Арабского Востока, в частности с Хиджаз и Неджд и части Йемена

- Гарри Т. Норрис, [43]

Андалузские беженцы (15–17 века)

Начиная с конца 15 века, новая волна арабов прибыла в качестве беженцев из Аль-Андалуса в ответ на преследования, с которыми они столкнулись при христианском испанском правлении после падения Гранады в ходе Реконкисты в 1492 году. [44] В 1609 году Испания осуществила Изгнание морисков , целью которого было насильственное изгнание всех мусульман с Пиренейского полуострова , изгнав от 275 000 до 300 000 из них. [45] Привыкнув к городской жизни, они поселились в городских городах Магриба, включая Фес , Рабат и Танжер в Марокко, Тлемсен и Константин в Алжире, а также Кайруан , Тунис и Бизерту в Тунисе. Они принесли с собой городские диалекты андалузского арабского языка , которые они ввели в существующие бедуинские арабские диалекты Магриба. [46] Это событие значительно усилило процесс арабизации в Магрибе с 15 по 17 век. [47] В Аль-Андалусе проживало несколько арабских племен, из которых наиболее известными были Кайс , Килаб , Укайл , Мудар , Рабиа , Яман , Тайй , Лахм , Иуда , Амила и Кудаа . [48]

Причины

Было несколько факторов, которые заставили арабов мигрировать в Магриб. Первые арабы прибыли в VII веке с целями завоевания византийских территорий в Магрибе и распространения ислама среди местного населения, а также защиты Египта «от флангового нападения византийской Кирены», по словам историка Уилла Дюранта . [49] Более поздние арабы, прибывшие в 11 веке, были движимы такими факторами, как нестабильность и политические волнения в Машрике , что вынудило их поселиться в Магрибе в поисках безопасности и стабильности. Иммиграция арабов из Машрика в Магриб увеличивалась в периоды волнений и беспорядков. [18] Ярким примером этого был период сильной засухи в Египте из-за падения уровня реки Нил , а также чумы и экономического кризиса. Это побудило арабские бедуинские племена, такие как Бану Хилал и Бану Сулайм, поселиться в Магрибе, который в то время находился в лучшем экономическом положении. Халиф Фатимидов далее убедил их двинуться на запад, дав каждому соплеменнику верблюда и деньги и помог им переправиться с востока на западный берег Нила. [3]

, поощряли других арабских кочевников поселиться в Магрибе, Местные арабские династии, такие как Идрисиды , Аглабиды , Салихиды и Фатимиды чтобы осуществить арабизацию неарабского населения. [18] Коммерческая деятельность, такая как транссахарская торговля, способствовала распространению ислама и арабского языка, а торговля с Машриком привела в Магриб несколько арабских групп. [18] Арабские эмигранты в Магриб с 15 по 17 века были в основном беженцами из Аль-Андалуса, которые оставили христианских испанских преследований после падения Гранады в 1492 году. [44]

Влияние

Арабизация

Основным следствием арабской миграции в Магриб стала арабизация его населения. С крупномасштабным прибытием арабских мигрантов коренное берберское население подверглось процессу арабизации, в ходе которого они переняли арабскую культуру и язык. Ранняя волна миграции до 11 века способствовала принятию берберами арабской культуры . Более того, арабский язык в этот период распространился , что привело к исчезновению латыни в городах. Арабизация произошла вокруг крупных арабских городов под влиянием арабов в окружающих их городах и сельских районах. [18] Кроме того, пуническое население Магриба подверглось арабизации, чему способствовало лингвистическое сходство между их пуническим языком и арабским языком, поскольку оба они принадлежали к семитской языковой семье и имели многочисленные грамматические и лексические сходства. [50]

Миграция Бану Хилал и Бану Сулайм в 11 веке оказала гораздо большее влияние на процесс арабизации, чем миграции до этого. Он сыграл важную роль в распространении бедуинского арабского языка в сельских районах, таких как сельская местность и степи, а также в южных районах вблизи Сахары . [18] Это также сильно трансформировало культуру Магриба в арабскую культуру и распространило кочевничество бедуинов в районах, где ранее доминировало сельское хозяйство. [15] Эти бедуинские племена ускорили и углубили процесс арабизации, поскольку берберское население постепенно ассимилировалось пришельцами и было вынуждено делить с ними пастбища и пути сезонных миграций. Примерно к 15 веку территория современного Туниса уже была почти полностью арабизирована. [51]

Это привело к развитию магрибского арабского языка , разновидности, берущей свое начало от бедуинских арабских разновидностей, которые были завезены в Магриб хилальскими племенами в 11 веке и в конечном итоге стали широко распространены среди подавляющего большинства жителей Магриба. Разнообразный языковой ландшафт Магриба привел к тому, что арабский язык Бану Хилал был выбран в качестве лингва франка Магриба. [52]

Исламизация

Омейядский халифат сыграл значительную роль в исламизации населения Магриба. Кампании Омейядов в Магриб были весьма успешными. В 705 году Муса ибн Нусайр начал большой поход на западный Магриб и захватил там большинство городов. Это позволило ему установить свою власть над всем Магрибом, поэтому он продолжил программу распространения ислама и арабского языка посредством миссионерской деятельности и выбрал семнадцать богословов для обращения местных жителей. Многие люди стали мусульманами благодаря этим ученым, и жители Магриба постепенно обратились в ислам. [3] Халиф Умар ибн Абд аль-Азиз отправил к правителю Ифрикии Исмаилу ибн Абдаллаху всех ученых и деятелей культуры, которым было приказано преподавать религию ислама. [3] Они были распределены по регионам Магриба. Менее чем за столетие подавляющее большинство христиан обратилось в ислам с «большим рвением, которое они искали мученической смерти», а окончательное обращение произошло в первые два столетия после хиджры . [3] Берберы были единственным народом, включенным в состав армий Омейядов и принявшим ислам в таком массовом масштабе. [21]

Смещение

Кочевники возле палатки
Группа бедуинов в Ливии

Приток арабских племен в 11 веке в Магриб привел к значительным демографическим и экономическим изменениям. В течение длительного периода арабские кочевники постепенно вытесняли берберских фермеров, захватывая их лучшие земли и подчиняя их себе. Берберы бежали в горы, а те, кто остался, искали у них защиты и подверглись постепенной арабизации. [53] [54] По мере распространения арабских кочевников территории и границы местных берберских племен перемещались и сокращались. Зената были вытеснены на запад, а кабилы на север. Берберы укрылись в горах, тогда как равнины были арабизированы. [55] Это привело к вытеснению берберских языков арабским языком как лингва-франка прибрежных равнин Магриба. Этот лингвистический сдвиг произошел, когда растущий приток могущественных арабских племен достиг культурного и языкового доминирования над прибрежными равнинами, фактически превратив регион в «культурное продолжение Арабского Востока». Между тем, берберские языки и культура оставались ограниченными горными и пустынными регионами. [56]

Кроме того, бедуины способствовали опустыниванию и кочевничеству Магриба . Бану Хилал завоевали земли, которые они в значительной степени уничтожили, обработка которых затем начала приходить в упадок, что привело к росту кочевничества. По мнению Ибн Халдуна, земли, разоренные захватчиками Бану Хилал, опустынились и превратились в совершенно засушливую пустыню. [55] Приход Бану Хилал, а затем Бану Сулайм в XII веке, нарушил баланс между кочевниками и оседлым населением в пользу кочевников. По стратегическим соображениям Альмохады передали атлантические равнины западного Магриба арабским кочевникам. [57]

Генетика

Карта с изображением гаплогруппы J
Распространение гаплогруппы J (Y-ДНК)

Исследование 2002 года показало, что второй по распространенности гаплогруппой в Магрибе была гаплогруппа J1-M267 (Eu10), которая возникла на Ближнем Востоке (самая высокая частота 30–62,5% наблюдалась у арабского мусульманского населения на Ближнем Востоке). Восток). [58] Исследование показало, что большинство хромосом Eu10 в Магрибе возникли в результате недавнего потока генов, вызванного миграцией арабов в Магриб в первом тысячелетии нашей эры. [58] И южные кахтаниты, и северные аднанитские арабы внесли свой вклад в гетерогенный этнический плавильный котел Магриби. Таким образом, было установлено, что хромосомный пул Eu10 в Магрибе происходит не только от ранних неолитических расселений, но и в гораздо большей степени от недавних экспансий арабских племен с Аравийского полуострова . [58] Результаты более недавнего исследования 2017 года показали, что миграция арабов в Магриб была в основном демографическим процессом, который в значительной степени подразумевал поток генов и ремоделировал генетическую структуру Магриба, а не просто культурной заменой, как утверждалось в более старых исследованиях. [59] Гаплогруппа J1-M267 составляет около 30% жителей Магриба и, как предполагается, распространилась за пределы Аравийского полуострова в Северную Африку, вторая после E1b1b1b , на долю которой приходится 45% жителей Магриба. Согласно исследованию 2021 года, самая высокая частота ближневосточного компонента, когда-либо наблюдавшаяся в Северной Африке, наблюдалась у арабов Веслетии в Тунисе , у которых частота ближневосточного компонента составляла 71,8%. [60] Согласно исследованию 2004 года, частота гаплогруппы J1 составляла 35% у алжирцев, 33% у марокканцев и 34,2% у тунисцев. [61] Недавний полногеномный анализ жителей Северной Африки выявил существенное общее происхождение с Ближним Востоком и, в меньшей степени, с Африкой к югу от Сахары и Европой . Этот недавний поток генов, вызванный арабскими миграциями, увеличил генетическое сходство между жителями Северной Африки и Ближнего Востока. [62]

Современная демография

Арабские племена

Эти арабские племена поселились в Магрибе и превратились в несколько современных подплемен. Наиболее известные арабские племена Марокко включают Абда , Ахль Рашида , Азвафит , Бану Макил , Бану Тамим , Бени Ахсен , Бени Амир , Бени Гиль , Бени Хасан , Бану Хилал , Бени Хиран , Бени Матар , Бени Мусса , Бану Сулайм. , , Бени Земмур , Чауя , Дуккала , Хьяйна , Хлут Заэр Мзаб , Улад Делим Улад Тидрарин , Улад Зиан , Рахамна , Слесс , , , Зяйда . По всему Тунису проживает несколько племен бедуинского происхождения, таких как Бану Худхайл и Шаммар , однако в настоящее время они не очень кочевники и в основном живут в городах. Основными арабскими племенами в Ливии являются Кадхадфа , Магарха , Варфалла , Фирджан , Саада и Мурабтин , Масамир , Зувайя , Авлад Бусайф , Авлад Сулейман и Абайдат . Самыми известными арабскими племенами Алжира являются Чаамба , Дуауда , Дуи-Мения , Генанма , Бени Хасан , Улед Джерир , Авлад Сиди Шейх , Бану Тамим , Бану Хилал , Бану Сулайм , Таалиба , Улед Наиль , Бени Амер , Хамьян и многие другие. . Бедуинские племена в Алжире в основном проживают в Алжирская пустыня . [63]

Арабские диалекты

Карта территорий, где говорят на арабском языке
Географическое распространение разновидностей арабского языка

Магрибский арабский язык , на котором говорит подавляющее большинство жителей Магриба, берет свое начало от бедуинских разновидностей арабского языка , которые были завезены в Магриб в 11 веке Бану Хилал и Бану Сулайм, которые эффективно арабизировали значительную часть региона. [52]

Миграция арабов привела к появлению бедуинских диалектов в Магрибе, широко известных как хилальские диалекты . На этих диалектах говорят в различных регионах, включая атлантические равнины в Марокко, Высокие равнины и регионы Сахары в Алжире, Сахель в Тунисе, а также регионы Триполитании и Киренаики в Ливии. Диалекты бедуинов можно разделить на четыре основные разновидности: диалекты сулайми (Ливия и южный Тунис), диалекты восточного хилаля (центральный Тунис и восточный Алжир), диалекты центрального хилаля (южный и центральный Алжир), диалекты макили (западный Алжир и Марокко). ) и диалекты хасания (Мавритания, Западная Сахара и южное Марокко; также классифицируются как макиль ). [64] [65] В Марокко на бедуинских арабских диалектах говорят на равнинах и в недавно основанных городах, таких как Касабланка . Таким образом, городской арабский диалект разделяет с бедуинскими диалектами гал «говорить» (кала); они также представляют основную часть современных городских диалектов, таких как диалекты Орана и Алжира . [66]

Демография

Сегодня арабы составляют большинство населения стран Магриба, составляя 70% [67] до 80% [68] Алжира, 92% [69] до 97% [70] Ливии, 67% [71] до 70% [72] Марокко и 98% Туниса. [73]

См. также

Примечания

  1. ^ также упоминается как арабская миграция в Северную Африку , арабские вторжения в Магриб , [4] Арабское поселение Магриба [5] или арабизация Магриба . [6]

Ссылки

  1. ^ Перейти обратно: а б Кастерс, Кристиан Воутер (2003). Лингвистическая сложность: влияние социальных изменений на глагольную флексию . п. 97. ИСБН  978-90-76864-41-9 .
  2. ^ Спикард, Пол Р. (2005). Раса и нация: этнические системы в современном мире . Психология Пресс. п. 135. ИСБН  978-0-415-95002-2 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Харейр, Идрис Эль; Мбайе, Раване (1 января 2011 г.). Распространение ислама в мире . ЮНЕСКО. п. 409. ИСБН  978-92-3-104153-2 .
  4. ^ Поултон, Робин; Юсуф, Ибрагим аг; Исследования, Институт ООН по разоружению (1998 год). Мир Тимбукту: демократическое управление, развитие и миротворчество в Африке . ООН. п. 24. ISBN  978-92-9045-125-9 .
  5. ^ Фентресс, Элизабет. «Исламизация берберского образа жизни» (PDF) . п. 75.
  6. ^ Миллер, Кэтрин; Аль-Вер, Энам; Кабе, Доминик; Уотсон, Джанет CE (14 декабря 2007 г.). Арабский в городе: проблемы контакта диалектов и языковых вариаций . Рутледж. п. 78. ИСБН  978-1-135-97876-1 .
  7. ^ Кроуфорд, Майкл Х.; Кэмпбелл, Бенджамин К. (8 ноября 2012 г.). Причины и последствия миграции населения: эволюционный взгляд . Издательство Кембриджского университета. стр. 176–178. ISBN  978-1-139-85150-3 .
  8. ^ Жоффе, Джордж (20 ноября 2023 г.). Справочник Рутледжа по современному Магрибу . Тейлор и Фрэнсис. п. 236. ИСБН  978-0-429-99964-2 .
  9. ^ Каеги, Уолтер Э. (2010). Мусульманская экспансия и распад Византии в Северной Африке . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0521196772 .
  10. ^ Евро. Ближний Восток и Северная Африка, 2003 г. Психология Пресс. п. 156. ИСБН  978-1-85743-132-2 .
  11. ^ Эльфаси, М.; Грбек, Иван; Африка, Международный научный комитет ЮНЕСКО по составлению всеобщей истории (1 января 1988 г.). Африка с седьмого по одиннадцатый век . ЮНЕСКО. п. 243. ИСБН  978-92-3-101709-4 .
  12. ^ Бейтсон, Мэри Кэтрин (1967). Справочник по арабскому языку . Издательство Джорджтаунского университета. п. 106. ИСБН  978-0-87840-386-8 .
  13. ^ Спикард, Пол Р. (2005). Раса и нация: этнические системы в современном мире . Психология Пресс. п. 135. ИСБН  978-0-415-95002-2 .
  14. ^ Маунтджой, Алан Б.; Эмблтон, Клиффорд (01 декабря 2023 г.). Африка: географическое исследование . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-003-83813-5 .
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж эль-Хасан, Хасан Афиф (01 мая 2019 г.). Уничтожение арабской весны . Издательство Алгора. п. 82. ИСБН  978-1-62894-349-8 .
  16. ^ «Северная Африка – арабское мусульманское завоевание, исламизация, арабизация и берберское восстание | Британника» . www.britanica.com . Проверено 14 мая 2023 г.
  17. ^ Бун, Джеймс Л.; Бенко, Нэнси Л. (1999). «Исламское поселение в Северной Африке и на Пиренейском полуострове» . Ежегодный обзор антропологии . 28 : 51–71. ISSN   0084-6570 .
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Дури, А.А. (2012). Историческое формирование арабской нации (RLE: the Arab Nation) . Рутледж. стр. 70–74. ISBN  978-0-415-62286-8 .
  19. ^ Фенвик, Коризанда (ноябрь 2020 г.). «Омейяды и Северная Африка» . Исследовательские ворота .
  20. ^ Верстег, Кес; Верстег, CHM (1984). Пиджинизация и креолизация: случай арабского языка . Издательство Джона Бенджамина. п. 64. ИСБН  978-90-272-3529-9 .
  21. ^ Перейти обратно: а б с Маршам, Эндрю (25 ноября 2020 г.). Мир Омейядов . Рутледж. п. 307. ИСБН  978-1-317-43005-6 .
  22. ^ Рамирес-Фариа, Карлос (2007). Краткая энциклопедия всемирной истории . Atlantic Publishers & Dist. п. 364. ИСБН  978-81-269-0775-5 .
  23. ^ Ларуи, Абдалла (8 марта 2015 г.). История Магриба: интерпретативный очерк . Издательство Принстонского университета. п. 117. ИСБН  978-1-4008-6998-5 .
  24. ^ Теотокис, Георгиос (2020). Боевые действия в Нормандском Средиземноморье . Бойделл и Брюэр. п. 89. ИСБН  978-1-78327-521-2 .
  25. ^ Лев, Яаков (1991). Государство и общество в Фатимидском Египте . БРИЛЛ. п. 4. ISBN  978-90-04-09344-7 .
  26. ^ Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 52. ИСБН  0521337674 .
  27. ^ Морроу, Джон Эндрю (26 ноября 2020 г.). Шиизм в Магрибе и Аль-Андалусе, Том первый: История . Издательство Кембриджских ученых. п. 249. ИСБН  978-1-5275-6284-4 .
  28. ^ Перейти обратно: а б Исследования, Американский университет (Вашингтон, округ Колумбия), Зарубежный регион (1979). Ливия, страновое исследование . Университет. п. 16. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  29. ^ Декре, Франсуа (сентябрь 2003 г.). «Хилалийские вторжения в Африку» . www.clio.fr (на французском языке) . Проверено 21 ноября 2015 г.
  30. ^ Revue d'ethnographie (на французском языке). Э. Леру. 1886. с. 330.
  31. ^ Перейти обратно: а б с д Фадж, JD; Оливер, Роланд (1975). Кембриджская история Африки . Издательство Кембриджского университета. п. 343. ИСБН  978-0-521-20981-6 .
  32. ^ Маккенна, Эми (15 января 2011 г.). История Северной Африки . The Rosen Publishing Group, Inc. с. 54. ИСБН  978-1-61530-318-2 .
  33. ^ Ниан, Джибрил Тамсир; Африка, Международный научный комитет ЮНЕСКО по составлению всеобщей истории (1 января 1984 г.). Африка с двенадцатого по шестнадцатый век . ЮНЕСКО. п. 89. ИСБН  978-92-3-101710-0 .
  34. ^ «Династия Абд аль-Вадида | Алжир, Марокко и Тунис | Британника» . www.britanica.com . Проверено 8 августа 2023 г.
  35. ^ Абулафия, Дэвид; МакКиттерик, Розамонд (1995). Новая Кембриджская средневековая история: Том 5, C.1198-C.1300 . Издательство Кембриджского университета. п. 631. ИСБН  978-0-521-36289-4 .
  36. ^ Ибн Халдун, Абдерахман (1377 г.). История Ибн Халдуна: сборник тем и новостей из истории арабов и берберов, а также тех, которые имели наибольшую важность для их современников . Том. 6. Дар Аль-Фикр. п. 77.
  37. ^ Сабатье, Дайан Химпан; Химпан, Бриджит (31 марта 2019 г.). Кочевники Мавритании . Вернон Пресс. стр. 110–111. ISBN  978-1-62273-410-8 .
  38. ^ Перейти обратно: а б с «Историко-этнографический словарь народов Африки | WorldCat.org» . www.worldcat.org . стр. 153, 350 . Проверено 1 мая 2023 г.
  39. ^ «Исторический словарь Марокко | WorldCat.org» . www.worldcat.org . п. 232 . Проверено 1 мая 2023 г.
  40. ^ Перейти обратно: а б «Энциклопедия африканской истории и культуры | WorldCat.org» . www.worldcat.org . п. 237 . Проверено 1 мая 2023 г.
  41. ^ «Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока | WorldCat.org» . www.worldcat.org . п. 470 . Проверено 1 мая 2023 г.
  42. ^ Веласкес Элисаррарас, Хуан Карлос (декабрь 2014 г.). «Истоки идентичности сахарского народа» .
  43. ^ Ульд-Мей, Мохамеден (1996). Глобальная реструктуризация и периферийные государства: кнут и пряник в Мавритании . Роуман и Литтлфилд. п. 69. ИСБН  978-0-8226-3051-7 .
  44. ^ Перейти обратно: а б Альбирини, Абдулкафи (08 февраля 2016 г.). Современная арабская социолингвистика: диглоссия, вариации, переключение кодов, отношения и идентичность . Рутледж. п. 136. ИСБН  978-1-317-40706-5 .
  45. ^ Йонссон, Мар (июль 2007 г.). «Изгнание мориско из Испании в 1609–1614 годах: разрушение исламской периферии» . Журнал глобальной истории . 2 (2): 195. дои : 10.1017/s1740022807002252 . ISSN   1740-0228 . S2CID   154793596 .
  46. ^ Лафлин, Фиона Мак (27 октября 2011 г.). Языки городской Африки . А&С Черный. п. 64. ИСБН  978-1-4411-5813-0 .
  47. ^ Эннаджи, Моха (16 апреля 2014 г.). Мультикультурализм и демократия в Северной Африке: последствия арабской весны . Рутледж. п. 94. ИСБН  978-1-317-81362-0 .
  48. ^ Разное (01.07.2016). Издания библиотеки Рутледжа: Мусульманская Испания . Тейлор и Фрэнсис. стр. 143–148. ISBN  978-1-134-98576-0 .
  49. ^ Дюрант, Уилл (7 июня 2011 г.). Эпоха веры: История цивилизации, Том IV . Саймон и Шустер. п. 286. ИСБН  978-1-4516-4761-7 .
  50. ^ Йонгелинг, Карел; Керр, Роберт М. (2005). Поздняя пуническая эпиграфика: введение в изучение нео-пунических и латино-пунических надписей . Мор Зибек. п. 71. ИСБН  978-3-1614-8728-6 .
  51. ^ Хоулс, Клайв (30 августа 2018 г.). Арабская историческая диалектология: лингвистические и социолингвистические подходы . Издательство Оксфордского университета. п. 42. ИСБН  978-0-19-100506-0 .
  52. ^ Перейти обратно: а б Эннаджи, Моха (16 апреля 2014 г.). Мультикультурализм и демократия в Северной Африке: последствия арабской весны . Рутледж. п. 46. ​​ИСБН  978-1-317-81362-0 .
  53. ^ Исследования, Американский университет (Вашингтон, округ Колумбия), зарубежная зона (1979). Алжир, страновое исследование . [Министерство обороны], Министерство армии. п. 17. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  54. ^ Найроп, Ричард Ф. (1972). Региональный справочник для Марокко . Типография правительства США. п. 36.
  55. ^ Перейти обратно: а б Фарида, Бенуа; Хурия, Шерид; Лахдар, Дриас; Амин, Семар. Архитектура света. Исламское искусство в Алжире . Музей без границ, MWNF (Музей Оне Гренцен). п. 9. ISBN  978-3-902966-14-8 .
  56. ^ Эггер, Вернон О. (23 июня 2016 г.). История мусульманского мира до 1405 года: создание цивилизации . Рутледж. ISBN  978-1-315-50767-5 .
  57. ^ Африка, Международный научный комитет ЮНЕСКО по составлению всеобщей истории (10 мая 1998 г.). Всеобщая история Африки ЮНЕСКО, Том. IV, Сокращенное издание: Африка с двенадцатого по шестнадцатый век . Издательство Калифорнийского университета. п. 44. ИСБН  978-0-520-06699-1 .
  58. ^ Перейти обратно: а б с Жене, Am J Hum (июнь 2002 г.). «Генетические доказательства экспансии арабских племен в Южный Левант и Северную Африку» . Американский журнал генетики человека . 70 (6): 1594–1596. дои : 10.1086/340669 . ПМК   379148 . ПМИД   11992266 .
  59. ^ Эвол, Мол Биол (февраль 2017 г.). «Недавние исторические миграции сформировали генофонд арабов и берберов в Северной Африке» . Молекулярная биология и эволюция . 34 (2): 318–329. дои : 10.1093/molbev/msw218 . ПМЦ   5644363 . ПМИД   27744413 .
  60. ^ Член палаты представителей (август 2021 г.). «Взгляд на ближневосточный отцовский генетический фонд в Тунисе: высокая распространенность гаплогруппы Т-М70 в арабском населении» . Научные отчеты . 11 (1): 15728. Бибкод : 2021NatSR..1115728E . дои : 10.1038/s41598-021-95144-x . ПМЦ   8333252 . ПМИД   34344940 .
  61. ^ Жене, Am J Hum (май 2004 г.). «Происхождение, распространение и дифференциация гаплогрупп E и J Y-хромосомы: выводы о неолитизации Европы и более поздних миграционных событиях в Средиземноморье» . Американский журнал генетики человека . 74 (5): 1023–1034. дои : 10.1086/386295 . ПМК   1181965 . ПМИД   15069642 .
  62. ^ Фадлауи-Зид, К.; Хабер, М.; Мартинес-Крус, Б.; Заллуа, П.; Бенаммар Эльгаайед, А.; Комас, Д. (ноябрь 2013 г.). «Общегеномное и отцовское разнообразие раскрывает недавнее происхождение человеческих популяций в Северной Африке» . ПЛОС ОДИН . 8 (11): е80293. Бибкод : 2013PLoSO...880293F . дои : 10.1371/journal.pone.0080293 . ПМЦ   3842387 . ПМИД   24312208 .
  63. ^ Вайсследер, Вольфганг (15 июня 2011 г.). Кочевая альтернатива: способы и модели взаимодействия в афро-азиатских пустынях и степях . Вальтер де Грюйтер. п. 13. ISBN  978-3-11-081023-3 .
  64. ^ Верстег, Кес. «Диалекты арабского языка: диалекты Магриба» . TeachMideast.org . Архивировано из оригинала 15 июля 2015 года . Проверено 4 октября 2015 г.
  65. ^ Баркат, Мелисса (2000). «Магребийские диалекты» . Определение робастных акустических индексов для автоматической идентификации арабских языков . Университет Люмьера, Лион 2.
  66. ^ Верстег, Кес (31 мая 2014 г.). Арабский язык . Издательство Эдинбургского университета. ISBN  9780748694600 . Проверено 20 июля 2017 г. - через Google Книги.
  67. ^ Отчет: Алжир, 2007 г. Оксфордская бизнес-группа. 2007. ISBN  978-1-902339-70-2 .
  68. ^ Лааредж-Кэмпбелл, Энн (10 декабря 2015 г.). Изменение практики женской грамотности в Алжире: эмпирическое исследование культурного построения гендера и расширения прав и возможностей . Спрингер. ISBN  978-3-658-11633-0 .
  69. ^ Якан, Мохамад (30 ноября 2017 г.). Альманах африканских народов и наций . Рутледж. ISBN  978-1-351-28930-6 .
  70. ^ Малькольм, Питер; Лослебен, Элизабет (2004). Ливия . Маршалл Кавендиш. ISBN  978-0-7614-1702-6 .
  71. ^ Отчет: Марокко, 2012 г. Оксфордская бизнес-группа. 2012. ISBN  978-1-907065-54-5 .
  72. ^ Сын Джордж Филип и; Пресс, Оксфордский университет (26 декабря 2002 г.). Энциклопедический атлас мира . Издательство Оксфордского университета, США. п. 161. ИСБН  978-0-19-521920-3 .
  73. ^ «Тунис» , The World Factbook , Центральное разведывательное управление, 02 декабря 2022 г. , получено 12 декабря 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c9a42bacfa950268d2b5f6ee50e66047__1721289900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/47/c9a42bacfa950268d2b5f6ee50e66047.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Arab migrations to the Maghreb - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)