Арабские миграции в Магриб
Дата | в. 7 век — 17 век |
---|---|
Расположение | Магриб , Северная Африка |
Причина | Посмотреть причины |
Участники | Всего неизвестно: |
Исход | Рост арабского населения, арабизация , исламизация и перемещение населения |
Арабские миграции в Магриб [а] включало последовательные волны миграции и расселения арабского населения в Магриба регионе Северной Африки (за исключением Египта ), охватывающем современный Алжир , Ливию , Марокко и Тунис . Этот процесс длился несколько столетий, продолжаясь с начала VII века по XVII век. Арабские мигранты были родом с Ближнего Востока , особенно с Аравийского полуострова , а позже группы прибыли из Леванта и Ирака .
Приток арабов в Магриб начался в VII веке с арабским завоеванием Магриба , когда арабские армии завоевали регион в рамках первых мусульманских завоеваний . За этой первоначальной волной арабской миграции последовали последующие периоды миграции и расселения, особенно во времена халифатов Омейядов и Аббасидов , а также более поздних арабских династий. Однако наиболее значительная волна арабской миграции произошла в 11 веке с прибытием новых бедуинских племен с Аравийского полуострова , таких как Бану Хилал , Бану Сулайм и Макил . [7] Последняя значительная волна арабской миграции в Магриб произошла из Аль-Андалуса в 17 веке в результате Реконкисты . Эти мигранты основали многочисленные арабские империи и династии в Магрибе, такие как Аглабиды , Идрисиды , Сулейманиды , Салихиды , Фатимиды , Саадиты и Алавиты .
Миграция арабов в Магриб оказала глубокое влияние на демографию и культуру стран Магриба. арабов, принудительному перемещению и арабизации берберского Это привело к значительному демографическому росту и пунического населения, а также распространению арабского языка и арабской культуры по всему региону. Потомки арабских поселенцев в Магрибе известны как арабы Магриба . По словам Шарля-Андре Жюльена , специалиста по истории Северной Африки, вторжение Хилаля было «самым важным событием всего средневекового периода в Магрибе». [8]
История и миграции
Эпоха Рашидун и Омейядов (7–8 века)
Миграция арабов в Магриб впервые началась в VII веке с арабским завоеванием Магриба . Впервые это началось в 647 году при Рашидунском халифате , когда Абдаллах ибн Саад возглавил вторжение с 20 000 солдат из Медины на Аравийском полуострове , быстро захватив Триполитанию разгромив гораздо более многочисленную византийскую армию в битве при Суфетуле. , а затем в том же году , заставив нового византийского экзарха Африки платить дань. [9] Растущая арабская миграция к концу VII века окончательно преодолела сопротивление берберов и Византии, постепенно обратив берберов в ислам и включив весь Магриб в состав Халифата Омейядов . [10] На протяжении всего периода завоевания арабские мигранты селились во всех частях Магриба как мирные пришельцы и повсюду были радушно приняты. Во многих районах были созданы крупные арабские поселения. Значительная часть арабских поселенцев принадлежала к Наджди племени Бану Тамим . [11] Во время первых мусульманских завоеваний в VII-VIII веках в Магрибе поселилось около 150 000 арабов. [1] [12] [13] [14]
Арабы прибыли в Магриб в больших количествах после экспедиции племени Бану Музайна в Магриб под руководством Зайда ибн Хариты аль-Кальби в VII или VIII веке. [15] Арабские-мусульманские завоеватели оказали гораздо более продолжительное влияние на культуру Магриба, чем завоеватели региона до и после них, и к 11 веку берберы стали исламизированными и арабизированными . [16]
По прибытии в Магриб арабам пришлось выбирать: поселиться в существующих римских и византийских городах или построить новые арабские города на новых местах. Археологические и исторические данные свидетельствуют о том, что они сделали и то, и другое. Группы арабов поселились в старых римских городах, таких как Сетиф и Чершель в Алжире, и навязали старым свои собственные архитектурные потребности, в то время как другие группы построили совершенно новые города, такие как Басра , Фес , Касар-эс-Сегир и Сиджилмаса в Марокко. [17]
Завоевание Омейядов привело к привлечению 40 000 арабских солдат, первоначально служивших в Египте. Эти войска и их потомки стали наследственным правящим классом, при этом очень немногие представители элиты были аутсайдерами. Эти солдаты были вознаграждены земельными грантами, создав арабскую аристократию со значительной территорией, обрабатываемой в основном рабами из стран Африки к югу от Сахары . Примером тому были Фихриды , потомки Укбы ибн Нафи , занимавшие привилегированное положение в Ифрикиане (современный Тунис) и андалузском обществе. Были и другие влиятельные арабские поселенцы, которые ненадолго фигурировали в источниках, особенно курайшиты . [19] Арабские поселенцы в основном селились в таких городах, как Кайруан , до миграции кочевников Бану Хилал и Бану Сулайм в 11 веке. [20] В это время большинство арабов Магриби были кахтанитами из Южной Аравии . [21]
Халифат Омейядов осознавал важность распространения и расселения арабов в Магрибе для халифа. Омейядский халиф Хишам ибн Абд аль-Малик поклялся, что пошлет большую армию, и добавил: «Я не оставлю ни одного берберского поселения, не разбив рядом с ним палатку соплеменника из Кайса или Тамима ». [18]
Эпоха Аббасидов (8 век)
Аббасиды отвоевали Ифрикию в 761 году у хариджитов , захвативших регион после падения Мухаллабидов . [22] Во время правления Аббасидского халифата произошел большой приток хорасанских арабов из Ирака в Магриб. В основном это были североаравийские племена, среди них было Наджди племя Бану Тамим . Это сместило племенной баланс Ифрикии в пользу североаравийских аднанитских племен, которые стали большинством, в ущерб ранее более многочисленным южноаравийским кахтанитским племенам. [21]
Эпоха Аглабидов и Идрисидов (9 век)
В 800 году Ибрагима ибн аль-Аглаба назначил аббасидский халиф Харун ар-Рашид губернатором Ифрикии . Он основал династию Аглабидов — династию эмиров из племени Бану Тамим. За это время численность арабской миграции увеличилась из-за антихариджитских войн против династии Рустамидов . Число арабских мигрантов из Ифрикии, сконцентрированных в армии и городах, в основном в Кайруане, оценивается в 100 000 человек. Большая часть арабских мигрантов прибыла из Сирии и Ирака , которые с самого начала поставляли многочисленных мигрантов в Магриб. [23] Организация армии Аглабидов во многом основывалась на арабских племенах, поселившихся в Ифрикии в конце VII-VIII вв. Войскам платили в четко определенные сроки, а кавалерия получала вдвое больше, чем пехота, из-за большей стоимости лошадей и снаряжения. [24] Эти войска назывались джундами , потомками арабских соплеменников, участвовавших в мусульманском завоевании Магриба. Они часто восставали против режима Аглабидов. [25]
В 789 году Али ибн Аби Талиба потомок Идрис ибн Абдаллах бежал из Хиджаза и прибыл в Танжер после неудавшегося восстания против Аббасидов в битве при Фаххе . Позже он переехал в Валили основал город Фес и в том же году . Он основал хашимитскую династию Идрисидов , которая установила контроль над современным Марокко и западным Алжиром. Династия Идрисидов сыграла важную роль в ранней исламизации региона и способствовала увеличению арабской миграции и арабизации в крупных городских центрах западного Магриба. [26] Несколько арабов- шиитов быстро хлынули в Фес, арабизируя регион. Фес пережил большие волны арабской миграции, в том числе одну, в которой приняли участие 800 арабов из Аль-Андалуса в 818 году, и одну, в которой приняли участие 2000 арабских семей из Ифрикии в 824 году. [27]
Эти арабские политические образования, помимо Салихидов и Фатимидов , сыграли важную роль в поощрении арабизации путем привлечения арабских мигрантов и продвижения арабской культуры. Кроме того, беспорядки и политические волнения в Машрике вынудили арабов мигрировать в Магриб в поисках безопасности и стабильности. Иммиграция арабов из Машрика в Магриб увеличивалась в периоды волнений и беспорядков. [18]
Арабские племена в Магрибе (9 век)
К III веку хиджры (9 век нашей эры) в Магрибе проживало множество арабских племен. По словам аль-Якуби , в горах близ Киренаики жили арабские племена Азд , Лахм , Иуда , ас-Садаф и другие йеменские племена на восточной горе, а Гассан , Иуда, Азд, Туджайб и другие на западной. гора. В Ваддане была группа, утверждавшая, что они йеменцы, а в Завиле — арабы из региона Хорасан и городов Басра и Куфа . [18]
В Кайруане проживали арабы из курайшитов и других племен внутри группировок Мудара , Рабиа и Кахтана . В соседнем Аль-Джазире жили арабы из Бану Ади и других групп. В Сатфуре были люди из Курайшитов и Кудаа , в Бадже были люди из Бану Хашим , а в Маджане были люди из Дияра Рабиа. [18]
В Эз-Забе, в его столице Тобне , жили курайшиты и другие арабы. В Сетифе жили соплеменники из Бану Асад ибн Хузайма . В Билизма население состояло из соплеменников из Бану Тамим . Информация Аль-Якуби не включает весь Магриб, например, западный Магриб, куда Идрисиды прибыли с арабскими племенами и поощряли прибытие других арабов. [18]
Бану Хилал и Бану Сулайм (11–12 вв.)
В 11 веке произошла самая значительная волна арабской миграции, превзошедшая все предыдущие движения. Это событие развернулось, когда династия Зиридов Ифрикии провозгласила свою независимость от Фатимидского халифата Египта. В отместку Зиридам Фатимиды отправили крупные арабские племена бедуинов , в основном Бану Хилал и Бану Сулайм , чтобы разгромить Зиридов и поселиться в Магрибе. Эти племена вели кочевой образ жизни и были родом из Хиджаза и Неджда . [15]
Чтобы убедить Бану Хилал и Бану Сулайм мигрировать в Магриб, халиф Фатимидов дал каждому соплеменнику верблюда и деньги и помог им переправиться с восточного на западный берег реки Нил . Сильная засуха в Египте в то время также побудила эти племена мигрировать в Магриб, который в то время имел лучшее экономическое положение. Халиф Фатимидов поручил им править Магрибом вместо зиридского эмира Аль-Муиза и сказал им: «Я дал вам Магриб и правление аль-Муиза ибн Балкина ас-Санхаджи, беглого раба. Вы захотите ни за что». и сказал Аль-Муиззу: «Я послал тебе лошадей и поставил на них храбрых людей, чтобы Бог мог осуществить уже принятое дело». [3]
Прибыв в Киренаику , арабские кочевники обнаружили, что в этом регионе почти нет жителей, за исключением нескольких берберов Зената , которых Аль-Муизз уже почти уничтожил. [3] Число хилалийцев, переехавших на запад из Египта, оценивается в 200 000 семей. [28] Киренаика была оставлена на заселение Бану Сулайм, в то время как хилалианцы двинулись на запад. В результате заселения арабскими племенами Киренаика стала самым арабским местом арабского мира после внутренней Аравии . [28] По словам Ибн Халдуна , арабские племена сопровождали их жены, дети и скот. Они поселились в Магрибе после неоднократных сражений с берберами, таких как битва при Хайдаране . Зириды и укрылись на побережье , покинули Кайруан где прожили столетие. Бану Хилал и Бану Сулайм распространились на высокогорные равнины Константина , где они постепенно загораживали Калат Бани Хаммад , как они это сделали с Кайруаном несколько десятилетий назад. Оттуда они постепенно получили контроль над равнинами Алжира Орана и высокогорными . Во второй половине XII века они отправились в долину Мулуйя и на атлантическое побережье западного Магриба в такие районы, как Дуккала . [29]
Они сильно трансформировали культуру Магриба в арабскую культуру и распространили кочевничество в районах, где ранее доминировало сельское хозяйство. [15] Он сыграл важную роль в распространении бедуинского арабского языка в сельских районах, таких как сельская местность и степи, а также в южных районах вблизи Сахары . [18] Кроме того, они разрушили берберское государство Зиридов и большую часть его городов, оставив лишь средиземноморскую прибрежную полосу у аль-Махдии , и глубоко ослабили соседнюю династию Хаммадидов и Зенату . Их приток стал основным фактором языковой, культурной, генетической и арабизации Магриба этнической . [15] По мнению Ибн Халдуна, земли, разоренные захватчиками Бану Хилал, опустынились и превратились в совершенно засушливую пустыню. Путешествие Бану Хилал описано в арабской устной поэме Сират Бани Хилал . [15]
По оценкам источников, общее число арабских кочевников, мигрировавших в Магриб в 11 веке, составляло около 1 миллиона арабов. [3] Историк Мармол Карвахаль подсчитал, что более миллиона хилалийцев мигрировали в Магриб между 1051-1110 годами, и подсчитал, что население хилалийцев в его время в 1573 году составляло 4 000 000 человек, не считая других арабских племен и других уже присутствовавших арабов. [30]
Эпоха Альмохадов и Маринидов (12–15 века)
Чтобы ослабить сопротивление арабских племен в Ифрикии , Альмохадов правитель Абд аль-Мумин перевез их в Марокко в большом количестве и расселил на атлантических равнинах в XII веке. Раньше этот регион был населен племенной группой Баргавата , однако эта территория была в значительной степени разрушена и обезлюдена Альморавидами в их войне против еретика Баргавата, и она снова была обезлюдена экспедицией Альмохадов в 1149–1150 годах и снова в 1197–1198 годах. подавить восстания против них в регионе. [31] Альмохады помогли арабским племенам преодолеть барьеры Атласских гор и ускорили их экспансию в Марокко, чтобы завершить кочевое господство бедуинов над низменностями Магриба вплоть до прибрежных равнин Атлантического океана. Арабские племена играли все более важную роль в политике Империи Альмохадов. [31]
Таким образом, правительство Альмохадов помогло арабам преодолеть барьеры Атласских гор и ускорило их экспансию в Марокко, чтобы завершить господство кочевников над низменностями Магриба вплоть до Атлантики. Появление арабов усложнило этнический состав Марокко и внесло в население значительный неберберский элемент. Арабы также увеличили пастбищные угодья за счет сельского хозяйства, которое постепенно стало ограничиваться горами.
— Роланд Оливер , [31]
Абд аль-Мумин ожидал сопротивления со стороны Масмуды , для которого он был чужаком, поэтому он заручился поддержкой арабов, чтобы обеспечить преемственность своего сына. С упадком армии Альмохадов арабские кочевники стали самой могущественной силой на марокканских равнинах, и ни один правитель не смог бы удержать там власть без их поддержки. [31] Более поздняя династия алавитов пришла к власти в 17 веке с помощью этих арабских племен, которых они мобилизовали против могущественного берберского княжества Дилайя . [32]
При династии Маринидов (1244–1465) значение арабов в Марокко возросло. Из-за отсутствия сторонников Зената они приветствовали поддержку арабских кочевников, которые уже начали проникать в страну при Альмохадах. Зената были сильно ассимилированы с арабской культурой, а Маринид Махзан (правительство) состояло как из арабов, так и из Зената. Это привело к экспансии арабских племен в Марокко, где они поселились на равнинах, а многие группы берберов были арабизированы . При Маринидах арабский язык стал как общим, так и официальным языком. [33] Как и Мариниды, династии Заянидов Королевства Тлемсен приходилось полагаться на арабских кочевников в качестве солдат. [34] [35]
Макил, Бени Хасан и война Чар-Буба (13–17 века)
Макилиты также вошли в Магриб во время волны иммиграции арабских племен в 11 веке. Позже они объединились с Бану Хилал и вошли под их защиту. [36] Они адаптировались к климатическим пустынным условиям Магриба, открыв для себя тот же образ жизни, что и на Аравийском полуострове. [37] В 13 веке Макилиты оккупировали южный Алжир , включая города-оазисы Туат и Гурара. По мнению некоторых авторов, к этому моменту Макил уже раскололся на множество племен в Магрибе и дал начало Бени Хасану вместе с другими племенами Макили. [38]
Бени Хасан расширился на юго-запад и оккупировал земли Санхаджи в 13 веке после вторжения и победы над берберской конфедерацией. [38] Санхадже уже давно приходится платить дань кочующим захватчикам-бедуинам Хасани. [38] Вторжение было быстрым и эффективным и произошло около 1250 года, к концу халифата Альмохадов . Кроме того, Бени Хасан доминировал в долинах Мулуя , Драа , Су , а также в районе оазиса Тафилальт . [39]
Исторические источники сообщают, что эти хасанские общины обогащались за счет сбора пошлин с торговых караванов и вымогательства у фермеров и скотоводческих деревень, поселившихся в оазисах. [40] Это произошло во время войны Чар-Буба в современной Западной Сахаре и Мавритании с 1644 по 1674 год, которая после десятилетий конфронтации закончилась полной арабизацией коренного берберского населения, уничтожением их языка и культуры и появлением современного сахарского народа . С тех пор арабские кочевники контролировали всю территорию современной Мавритании . [40] [41] [42]
Мавританская Сахара – западная оконечность арабского мира. Конечно, он западный, некоторые районы расположены дальше на запад, чем Ирландия, однако в своем образе жизни, культуре, литературе и во многих социальных обычаях он имеет много общего с центральными странами Арабского Востока, в частности с Хиджаз и Неджд и части Йемена
- Гарри Т. Норрис, [43]
Андалузские беженцы (15–17 века)
Начиная с конца 15 века, новая волна арабов прибыла в качестве беженцев из Аль-Андалуса в ответ на преследования, с которыми они столкнулись при христианском испанском правлении после падения Гранады в ходе Реконкисты в 1492 году. [44] В 1609 году Испания осуществила Изгнание морисков , целью которого было насильственное изгнание всех мусульман с Пиренейского полуострова , изгнав от 275 000 до 300 000 из них. [45] Привыкнув к городской жизни, они поселились в городских городах Магриба, включая Фес , Рабат и Танжер в Марокко, Тлемсен и Константин в Алжире, а также Кайруан , Тунис и Бизерту в Тунисе. Они принесли с собой городские диалекты андалузского арабского языка , которые они ввели в существующие бедуинские арабские диалекты Магриба. [46] Это событие значительно усилило процесс арабизации в Магрибе с 15 по 17 век. [47] В Аль-Андалусе проживало несколько арабских племен, из которых наиболее известными были Кайс , Килаб , Укайл , Мудар , Рабиа , Яман , Тайй , Лахм , Иуда , Амила и Кудаа . [48]
Причины
Было несколько факторов, которые заставили арабов мигрировать в Магриб. Первые арабы прибыли в VII веке с целями завоевания византийских территорий в Магрибе и распространения ислама среди местного населения, а также защиты Египта «от флангового нападения византийской Кирены», по словам историка Уилла Дюранта . [49] Более поздние арабы, прибывшие в 11 веке, были движимы такими факторами, как нестабильность и политические волнения в Машрике , что вынудило их поселиться в Магрибе в поисках безопасности и стабильности. Иммиграция арабов из Машрика в Магриб увеличивалась в периоды волнений и беспорядков. [18] Ярким примером этого был период сильной засухи в Египте из-за падения уровня реки Нил , а также чумы и экономического кризиса. Это побудило арабские бедуинские племена, такие как Бану Хилал и Бану Сулайм, поселиться в Магрибе, который в то время находился в лучшем экономическом положении. Халиф Фатимидов далее убедил их двинуться на запад, дав каждому соплеменнику верблюда и деньги и помог им переправиться с востока на западный берег Нила. [3]
, поощряли других арабских кочевников поселиться в Магрибе, Местные арабские династии, такие как Идрисиды , Аглабиды , Салихиды и Фатимиды чтобы осуществить арабизацию неарабского населения. [18] Коммерческая деятельность, такая как транссахарская торговля, способствовала распространению ислама и арабского языка, а торговля с Машриком привела в Магриб несколько арабских групп. [18] Арабские эмигранты в Магриб с 15 по 17 века были в основном беженцами из Аль-Андалуса, которые оставили христианских испанских преследований после падения Гранады в 1492 году. [44]
Влияние
Арабизация
Основным следствием арабской миграции в Магриб стала арабизация его населения. С крупномасштабным прибытием арабских мигрантов коренное берберское население подверглось процессу арабизации, в ходе которого они переняли арабскую культуру и язык. Ранняя волна миграции до 11 века способствовала принятию берберами арабской культуры . Более того, арабский язык в этот период распространился , что привело к исчезновению латыни в городах. Арабизация произошла вокруг крупных арабских городов под влиянием арабов в окружающих их городах и сельских районах. [18] Кроме того, пуническое население Магриба подверглось арабизации, чему способствовало лингвистическое сходство между их пуническим языком и арабским языком, поскольку оба они принадлежали к семитской языковой семье и имели многочисленные грамматические и лексические сходства. [50]
Миграция Бану Хилал и Бану Сулайм в 11 веке оказала гораздо большее влияние на процесс арабизации, чем миграции до этого. Он сыграл важную роль в распространении бедуинского арабского языка в сельских районах, таких как сельская местность и степи, а также в южных районах вблизи Сахары . [18] Это также сильно трансформировало культуру Магриба в арабскую культуру и распространило кочевничество бедуинов в районах, где ранее доминировало сельское хозяйство. [15] Эти бедуинские племена ускорили и углубили процесс арабизации, поскольку берберское население постепенно ассимилировалось пришельцами и было вынуждено делить с ними пастбища и пути сезонных миграций. Примерно к 15 веку территория современного Туниса уже была почти полностью арабизирована. [51]
Это привело к развитию магрибского арабского языка , разновидности, берущей свое начало от бедуинских арабских разновидностей, которые были завезены в Магриб хилальскими племенами в 11 веке и в конечном итоге стали широко распространены среди подавляющего большинства жителей Магриба. Разнообразный языковой ландшафт Магриба привел к тому, что арабский язык Бану Хилал был выбран в качестве лингва франка Магриба. [52]
Исламизация
Омейядский халифат сыграл значительную роль в исламизации населения Магриба. Кампании Омейядов в Магриб были весьма успешными. В 705 году Муса ибн Нусайр начал большой поход на западный Магриб и захватил там большинство городов. Это позволило ему установить свою власть над всем Магрибом, поэтому он продолжил программу распространения ислама и арабского языка посредством миссионерской деятельности и выбрал семнадцать богословов для обращения местных жителей. Многие люди стали мусульманами благодаря этим ученым, и жители Магриба постепенно обратились в ислам. [3] Халиф Умар ибн Абд аль-Азиз отправил к правителю Ифрикии Исмаилу ибн Абдаллаху всех ученых и деятелей культуры, которым было приказано преподавать религию ислама. [3] Они были распределены по регионам Магриба. Менее чем за столетие подавляющее большинство христиан обратилось в ислам с «большим рвением, которое они искали мученической смерти», а окончательное обращение произошло в первые два столетия после хиджры . [3] Берберы были единственным народом, включенным в состав армий Омейядов и принявшим ислам в таком массовом масштабе. [21]
Смещение
Приток арабских племен в 11 веке в Магриб привел к значительным демографическим и экономическим изменениям. В течение длительного периода арабские кочевники постепенно вытесняли берберских фермеров, захватывая их лучшие земли и подчиняя их себе. Берберы бежали в горы, а те, кто остался, искали у них защиты и подверглись постепенной арабизации. [53] [54] По мере распространения арабских кочевников территории и границы местных берберских племен перемещались и сокращались. Зената — были вытеснены на запад, а кабилы на север. Берберы укрылись в горах, тогда как равнины были арабизированы. [55] Это привело к вытеснению берберских языков арабским языком как лингва-франка прибрежных равнин Магриба. Этот лингвистический сдвиг произошел, когда растущий приток могущественных арабских племен достиг культурного и языкового доминирования над прибрежными равнинами, фактически превратив регион в «культурное продолжение Арабского Востока». Между тем, берберские языки и культура оставались ограниченными горными и пустынными регионами. [56]
Кроме того, бедуины способствовали опустыниванию и кочевничеству Магриба . Бану Хилал завоевали земли, которые они в значительной степени уничтожили, обработка которых затем начала приходить в упадок, что привело к росту кочевничества. По мнению Ибн Халдуна, земли, разоренные захватчиками Бану Хилал, опустынились и превратились в совершенно засушливую пустыню. [55] Приход Бану Хилал, а затем Бану Сулайм в XII веке, нарушил баланс между кочевниками и оседлым населением в пользу кочевников. По стратегическим соображениям Альмохады передали атлантические равнины западного Магриба арабским кочевникам. [57]
Генетика
Исследование 2002 года показало, что второй по распространенности гаплогруппой в Магрибе была гаплогруппа J1-M267 (Eu10), которая возникла на Ближнем Востоке (самая высокая частота 30–62,5% наблюдалась у арабского мусульманского населения на Ближнем Востоке). Восток). [58] Исследование показало, что большинство хромосом Eu10 в Магрибе возникли в результате недавнего потока генов, вызванного миграцией арабов в Магриб в первом тысячелетии нашей эры. [58] И южные кахтаниты, и северные аднанитские арабы внесли свой вклад в гетерогенный этнический плавильный котел Магриби. Таким образом, было установлено, что хромосомный пул Eu10 в Магрибе происходит не только от ранних неолитических расселений, но и в гораздо большей степени от недавних экспансий арабских племен с Аравийского полуострова . [58] Результаты более недавнего исследования 2017 года показали, что миграция арабов в Магриб была в основном демографическим процессом, который в значительной степени подразумевал поток генов и ремоделировал генетическую структуру Магриба, а не просто культурной заменой, как утверждалось в более старых исследованиях. [59] Гаплогруппа J1-M267 составляет около 30% жителей Магриба и, как предполагается, распространилась за пределы Аравийского полуострова в Северную Африку, вторая после E1b1b1b , на долю которой приходится 45% жителей Магриба. Согласно исследованию 2021 года, самая высокая частота ближневосточного компонента, когда-либо наблюдавшаяся в Северной Африке, наблюдалась у арабов Веслетии в Тунисе , у которых частота ближневосточного компонента составляла 71,8%. [60] Согласно исследованию 2004 года, частота гаплогруппы J1 составляла 35% у алжирцев, 33% у марокканцев и 34,2% у тунисцев. [61] Недавний полногеномный анализ жителей Северной Африки выявил существенное общее происхождение с Ближним Востоком и, в меньшей степени, с Африкой к югу от Сахары и Европой . Этот недавний поток генов, вызванный арабскими миграциями, увеличил генетическое сходство между жителями Северной Африки и Ближнего Востока. [62]
Современная демография
Арабские племена
Эти арабские племена поселились в Магрибе и превратились в несколько современных подплемен. Наиболее известные арабские племена Марокко включают Абда , Ахль Рашида , Азвафит , Бану Макил , Бану Тамим , Бени Ахсен , Бени Амир , Бени Гиль , Бени Хасан , Бану Хилал , Бени Хиран , Бени Матар , Бени Мусса , Бану Сулайм. , , Бени Земмур , Чауя , Дуккала , Хьяйна , Хлут Заэр Мзаб , Улад Делим Улад Тидрарин , Улад Зиан , Рахамна , Слесс , , , Зяйда . По всему Тунису проживает несколько племен бедуинского происхождения, таких как Бану Худхайл и Шаммар , однако в настоящее время они не очень кочевники и в основном живут в городах. Основными арабскими племенами в Ливии являются Кадхадфа , Магарха , Варфалла , Фирджан , Саада и Мурабтин , Масамир , Зувайя , Авлад Бусайф , Авлад Сулейман и Абайдат . Самыми известными арабскими племенами Алжира являются Чаамба , Дуауда , Дуи-Мения , Генанма , Бени Хасан , Улед Джерир , Авлад Сиди Шейх , Бану Тамим , Бану Хилал , Бану Сулайм , Таалиба , Улед Наиль , Бени Амер , Хамьян и многие другие. . Бедуинские племена в Алжире в основном проживают в Алжирская пустыня . [63]
Арабские диалекты
Магрибский арабский язык , на котором говорит подавляющее большинство жителей Магриба, берет свое начало от бедуинских разновидностей арабского языка , которые были завезены в Магриб в 11 веке Бану Хилал и Бану Сулайм, которые эффективно арабизировали значительную часть региона. [52]
Миграция арабов привела к появлению бедуинских диалектов в Магрибе, широко известных как хилальские диалекты . На этих диалектах говорят в различных регионах, включая атлантические равнины в Марокко, Высокие равнины и регионы Сахары в Алжире, Сахель в Тунисе, а также регионы Триполитании и Киренаики в Ливии. Диалекты бедуинов можно разделить на четыре основные разновидности: диалекты сулайми (Ливия и южный Тунис), диалекты восточного хилаля (центральный Тунис и восточный Алжир), диалекты центрального хилаля (южный и центральный Алжир), диалекты макили (западный Алжир и Марокко). ) и диалекты хасания (Мавритания, Западная Сахара и южное Марокко; также классифицируются как макиль ). [64] [65] В Марокко на бедуинских арабских диалектах говорят на равнинах и в недавно основанных городах, таких как Касабланка . Таким образом, городской арабский диалект разделяет с бедуинскими диалектами гал «говорить» (кала); они также представляют основную часть современных городских диалектов, таких как диалекты Орана и Алжира . [66]
Демография
Сегодня арабы составляют большинство населения стран Магриба, составляя 70% [67] до 80% [68] Алжира, 92% [69] до 97% [70] Ливии, 67% [71] до 70% [72] Марокко и 98% Туниса. [73]
См. также
Примечания
Ссылки
- ^ Перейти обратно: а б Кастерс, Кристиан Воутер (2003). Лингвистическая сложность: влияние социальных изменений на глагольную флексию . п. 97. ИСБН 978-90-76864-41-9 .
- ^ Спикард, Пол Р. (2005). Раса и нация: этнические системы в современном мире . Психология Пресс. п. 135. ИСБН 978-0-415-95002-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Харейр, Идрис Эль; Мбайе, Раване (1 января 2011 г.). Распространение ислама в мире . ЮНЕСКО. п. 409. ИСБН 978-92-3-104153-2 .
- ^ Поултон, Робин; Юсуф, Ибрагим аг; Исследования, Институт ООН по разоружению (1998 год). Мир Тимбукту: демократическое управление, развитие и миротворчество в Африке . ООН. п. 24. ISBN 978-92-9045-125-9 .
- ^ Фентресс, Элизабет. «Исламизация берберского образа жизни» (PDF) . п. 75.
- ^ Миллер, Кэтрин; Аль-Вер, Энам; Кабе, Доминик; Уотсон, Джанет CE (14 декабря 2007 г.). Арабский в городе: проблемы контакта диалектов и языковых вариаций . Рутледж. п. 78. ИСБН 978-1-135-97876-1 .
- ^ Кроуфорд, Майкл Х.; Кэмпбелл, Бенджамин К. (8 ноября 2012 г.). Причины и последствия миграции населения: эволюционный взгляд . Издательство Кембриджского университета. стр. 176–178. ISBN 978-1-139-85150-3 .
- ^ Жоффе, Джордж (20 ноября 2023 г.). Справочник Рутледжа по современному Магрибу . Тейлор и Фрэнсис. п. 236. ИСБН 978-0-429-99964-2 .
- ^ Каеги, Уолтер Э. (2010). Мусульманская экспансия и распад Византии в Северной Африке . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521196772 .
- ^ Евро. Ближний Восток и Северная Африка, 2003 г. Психология Пресс. п. 156. ИСБН 978-1-85743-132-2 .
- ^ Эльфаси, М.; Грбек, Иван; Африка, Международный научный комитет ЮНЕСКО по составлению всеобщей истории (1 января 1988 г.). Африка с седьмого по одиннадцатый век . ЮНЕСКО. п. 243. ИСБН 978-92-3-101709-4 .
- ^ Бейтсон, Мэри Кэтрин (1967). Справочник по арабскому языку . Издательство Джорджтаунского университета. п. 106. ИСБН 978-0-87840-386-8 .
- ^ Спикард, Пол Р. (2005). Раса и нация: этнические системы в современном мире . Психология Пресс. п. 135. ИСБН 978-0-415-95002-2 .
- ^ Маунтджой, Алан Б.; Эмблтон, Клиффорд (01 декабря 2023 г.). Африка: географическое исследование . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-003-83813-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж эль-Хасан, Хасан Афиф (01 мая 2019 г.). Уничтожение арабской весны . Издательство Алгора. п. 82. ИСБН 978-1-62894-349-8 .
- ^ «Северная Африка – арабское мусульманское завоевание, исламизация, арабизация и берберское восстание | Британника» . www.britanica.com . Проверено 14 мая 2023 г.
- ^ Бун, Джеймс Л.; Бенко, Нэнси Л. (1999). «Исламское поселение в Северной Африке и на Пиренейском полуострове» . Ежегодный обзор антропологии . 28 : 51–71. ISSN 0084-6570 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Дури, А.А. (2012). Историческое формирование арабской нации (RLE: the Arab Nation) . Рутледж. стр. 70–74. ISBN 978-0-415-62286-8 .
- ^ Фенвик, Коризанда (ноябрь 2020 г.). «Омейяды и Северная Африка» . Исследовательские ворота .
- ^ Верстег, Кес; Верстег, CHM (1984). Пиджинизация и креолизация: случай арабского языка . Издательство Джона Бенджамина. п. 64. ИСБН 978-90-272-3529-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Маршам, Эндрю (25 ноября 2020 г.). Мир Омейядов . Рутледж. п. 307. ИСБН 978-1-317-43005-6 .
- ^ Рамирес-Фариа, Карлос (2007). Краткая энциклопедия всемирной истории . Atlantic Publishers & Dist. п. 364. ИСБН 978-81-269-0775-5 .
- ^ Ларуи, Абдалла (8 марта 2015 г.). История Магриба: интерпретативный очерк . Издательство Принстонского университета. п. 117. ИСБН 978-1-4008-6998-5 .
- ^ Теотокис, Георгиос (2020). Боевые действия в Нормандском Средиземноморье . Бойделл и Брюэр. п. 89. ИСБН 978-1-78327-521-2 .
- ^ Лев, Яаков (1991). Государство и общество в Фатимидском Египте . БРИЛЛ. п. 4. ISBN 978-90-04-09344-7 .
- ^ Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 52. ИСБН 0521337674 .
- ^ Морроу, Джон Эндрю (26 ноября 2020 г.). Шиизм в Магрибе и Аль-Андалусе, Том первый: История . Издательство Кембриджских ученых. п. 249. ИСБН 978-1-5275-6284-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Исследования, Американский университет (Вашингтон, округ Колумбия), Зарубежный регион (1979). Ливия, страновое исследование . Университет. п. 16.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Декре, Франсуа (сентябрь 2003 г.). «Хилалийские вторжения в Африку» . www.clio.fr (на французском языке) . Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ Revue d'ethnographie (на французском языке). Э. Леру. 1886. с. 330.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фадж, JD; Оливер, Роланд (1975). Кембриджская история Африки . Издательство Кембриджского университета. п. 343. ИСБН 978-0-521-20981-6 .
- ^ Маккенна, Эми (15 января 2011 г.). История Северной Африки . The Rosen Publishing Group, Inc. с. 54. ИСБН 978-1-61530-318-2 .
- ^ Ниан, Джибрил Тамсир; Африка, Международный научный комитет ЮНЕСКО по составлению всеобщей истории (1 января 1984 г.). Африка с двенадцатого по шестнадцатый век . ЮНЕСКО. п. 89. ИСБН 978-92-3-101710-0 .
- ^ «Династия Абд аль-Вадида | Алжир, Марокко и Тунис | Британника» . www.britanica.com . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ Абулафия, Дэвид; МакКиттерик, Розамонд (1995). Новая Кембриджская средневековая история: Том 5, C.1198-C.1300 . Издательство Кембриджского университета. п. 631. ИСБН 978-0-521-36289-4 .
- ^ Ибн Халдун, Абдерахман (1377 г.). История Ибн Халдуна: сборник тем и новостей из истории арабов и берберов, а также тех, которые имели наибольшую важность для их современников . Том. 6. Дар Аль-Фикр. п. 77.
- ^ Сабатье, Дайан Химпан; Химпан, Бриджит (31 марта 2019 г.). Кочевники Мавритании . Вернон Пресс. стр. 110–111. ISBN 978-1-62273-410-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Историко-этнографический словарь народов Африки | WorldCat.org» . www.worldcat.org . стр. 153, 350 . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ «Исторический словарь Марокко | WorldCat.org» . www.worldcat.org . п. 232 . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Энциклопедия африканской истории и культуры | WorldCat.org» . www.worldcat.org . п. 237 . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ «Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока | WorldCat.org» . www.worldcat.org . п. 470 . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ Веласкес Элисаррарас, Хуан Карлос (декабрь 2014 г.). «Истоки идентичности сахарского народа» .
- ^ Ульд-Мей, Мохамеден (1996). Глобальная реструктуризация и периферийные государства: кнут и пряник в Мавритании . Роуман и Литтлфилд. п. 69. ИСБН 978-0-8226-3051-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Альбирини, Абдулкафи (08 февраля 2016 г.). Современная арабская социолингвистика: диглоссия, вариации, переключение кодов, отношения и идентичность . Рутледж. п. 136. ИСБН 978-1-317-40706-5 .
- ^ Йонссон, Мар (июль 2007 г.). «Изгнание мориско из Испании в 1609–1614 годах: разрушение исламской периферии» . Журнал глобальной истории . 2 (2): 195. дои : 10.1017/s1740022807002252 . ISSN 1740-0228 . S2CID 154793596 .
- ^ Лафлин, Фиона Мак (27 октября 2011 г.). Языки городской Африки . А&С Черный. п. 64. ИСБН 978-1-4411-5813-0 .
- ^ Эннаджи, Моха (16 апреля 2014 г.). Мультикультурализм и демократия в Северной Африке: последствия арабской весны . Рутледж. п. 94. ИСБН 978-1-317-81362-0 .
- ^ Разное (01.07.2016). Издания библиотеки Рутледжа: Мусульманская Испания . Тейлор и Фрэнсис. стр. 143–148. ISBN 978-1-134-98576-0 .
- ^ Дюрант, Уилл (7 июня 2011 г.). Эпоха веры: История цивилизации, Том IV . Саймон и Шустер. п. 286. ИСБН 978-1-4516-4761-7 .
- ^ Йонгелинг, Карел; Керр, Роберт М. (2005). Поздняя пуническая эпиграфика: введение в изучение нео-пунических и латино-пунических надписей . Мор Зибек. п. 71. ИСБН 978-3-1614-8728-6 .
- ^ Хоулс, Клайв (30 августа 2018 г.). Арабская историческая диалектология: лингвистические и социолингвистические подходы . Издательство Оксфордского университета. п. 42. ИСБН 978-0-19-100506-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Эннаджи, Моха (16 апреля 2014 г.). Мультикультурализм и демократия в Северной Африке: последствия арабской весны . Рутледж. п. 46. ИСБН 978-1-317-81362-0 .
- ^ Исследования, Американский университет (Вашингтон, округ Колумбия), зарубежная зона (1979). Алжир, страновое исследование . [Министерство обороны], Министерство армии. п. 17.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Найроп, Ричард Ф. (1972). Региональный справочник для Марокко . Типография правительства США. п. 36.
- ^ Перейти обратно: а б Фарида, Бенуа; Хурия, Шерид; Лахдар, Дриас; Амин, Семар. Архитектура света. Исламское искусство в Алжире . Музей без границ, MWNF (Музей Оне Гренцен). п. 9. ISBN 978-3-902966-14-8 .
- ^ Эггер, Вернон О. (23 июня 2016 г.). История мусульманского мира до 1405 года: создание цивилизации . Рутледж. ISBN 978-1-315-50767-5 .
- ^ Африка, Международный научный комитет ЮНЕСКО по составлению всеобщей истории (10 мая 1998 г.). Всеобщая история Африки ЮНЕСКО, Том. IV, Сокращенное издание: Африка с двенадцатого по шестнадцатый век . Издательство Калифорнийского университета. п. 44. ИСБН 978-0-520-06699-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Жене, Am J Hum (июнь 2002 г.). «Генетические доказательства экспансии арабских племен в Южный Левант и Северную Африку» . Американский журнал генетики человека . 70 (6): 1594–1596. дои : 10.1086/340669 . ПМК 379148 . ПМИД 11992266 .
- ^ Эвол, Мол Биол (февраль 2017 г.). «Недавние исторические миграции сформировали генофонд арабов и берберов в Северной Африке» . Молекулярная биология и эволюция . 34 (2): 318–329. дои : 10.1093/molbev/msw218 . ПМЦ 5644363 . ПМИД 27744413 .
- ^ Член палаты представителей (август 2021 г.). «Взгляд на ближневосточный отцовский генетический фонд в Тунисе: высокая распространенность гаплогруппы Т-М70 в арабском населении» . Научные отчеты . 11 (1): 15728. Бибкод : 2021NatSR..1115728E . дои : 10.1038/s41598-021-95144-x . ПМЦ 8333252 . ПМИД 34344940 .
- ^ Жене, Am J Hum (май 2004 г.). «Происхождение, распространение и дифференциация гаплогрупп E и J Y-хромосомы: выводы о неолитизации Европы и более поздних миграционных событиях в Средиземноморье» . Американский журнал генетики человека . 74 (5): 1023–1034. дои : 10.1086/386295 . ПМК 1181965 . ПМИД 15069642 .
- ^ Фадлауи-Зид, К.; Хабер, М.; Мартинес-Крус, Б.; Заллуа, П.; Бенаммар Эльгаайед, А.; Комас, Д. (ноябрь 2013 г.). «Общегеномное и отцовское разнообразие раскрывает недавнее происхождение человеческих популяций в Северной Африке» . ПЛОС ОДИН . 8 (11): е80293. Бибкод : 2013PLoSO...880293F . дои : 10.1371/journal.pone.0080293 . ПМЦ 3842387 . ПМИД 24312208 .
- ^ Вайсследер, Вольфганг (15 июня 2011 г.). Кочевая альтернатива: способы и модели взаимодействия в афро-азиатских пустынях и степях . Вальтер де Грюйтер. п. 13. ISBN 978-3-11-081023-3 .
- ^ Верстег, Кес. «Диалекты арабского языка: диалекты Магриба» . TeachMideast.org . Архивировано из оригинала 15 июля 2015 года . Проверено 4 октября 2015 г.
- ^ Баркат, Мелисса (2000). «Магребийские диалекты» . Определение робастных акустических индексов для автоматической идентификации арабских языков . Университет Люмьера, Лион 2.
- ^ Верстег, Кес (31 мая 2014 г.). Арабский язык . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748694600 . Проверено 20 июля 2017 г. - через Google Книги.
- ^ Отчет: Алжир, 2007 г. Оксфордская бизнес-группа. 2007. ISBN 978-1-902339-70-2 .
- ^ Лааредж-Кэмпбелл, Энн (10 декабря 2015 г.). Изменение практики женской грамотности в Алжире: эмпирическое исследование культурного построения гендера и расширения прав и возможностей . Спрингер. ISBN 978-3-658-11633-0 .
- ^ Якан, Мохамад (30 ноября 2017 г.). Альманах африканских народов и наций . Рутледж. ISBN 978-1-351-28930-6 .
- ^ Малькольм, Питер; Лослебен, Элизабет (2004). Ливия . Маршалл Кавендиш. ISBN 978-0-7614-1702-6 .
- ^ Отчет: Марокко, 2012 г. Оксфордская бизнес-группа. 2012. ISBN 978-1-907065-54-5 .
- ^ Сын Джордж Филип и; Пресс, Оксфордский университет (26 декабря 2002 г.). Энциклопедический атлас мира . Издательство Оксфордского университета, США. п. 161. ИСБН 978-0-19-521920-3 .
- ^ «Тунис» , The World Factbook , Центральное разведывательное управление, 02 декабря 2022 г. , получено 12 декабря 2022 г.