Jump to content

Маликизация Магриба

Великая мечеть Кайруан или мечеть Укба с 9 века имела репутацию одного из важнейших центров школы Малики. [ 1 ]

Маликизация Магриба — процесс поощрения принятия школы Малики (основанной Маликом ибн Анасом ) суннитского ислама в Магрибе , особенно в XI и XII веках, в ущерб шиитским и хариджитским жителям Магриба. Этот процесс происходил по мере того, как ученые Малики приобретали все большее влияние, что привело к широкому признанию юридической школы Малики и последующей маргинализации других форм ислама. Маликизм считался более консервативным и распространенным вариантом суннитского ислама. [ 2 ]

После мусульманского завоевания Магриба в регионе начали развиваться различные исламские секты. Хотя большинство жителей Ифрикии придерживались суннитского ислама оппозиция халифатам Омейядов и Аббасидов , в западном и центральном Магрибе стала возникать . В этих областях зайдитский шиизм , исмаилитский шиизм, хариджитский ибадизм и хариджитский суфрим . прочно утвердились [ 3 ] Репрессии и маргинализация политических партий в Ираке и на Ближнем Востоке в 8 веке заставили религиозных миссионеров и политических диссидентов эмигрировать в Магриб, что привело к обращению большого количества населения. [ 2 ]

хариджиты

[ редактировать ]

Движение хариджитов ибади достигло Северной Африки к 719 году, когда миссионер Сальма ибн Саад был отправлен из джамаа Ибади в Басре в Ираке в Кайруан в Ифрикии . [ 4 ] которому удалось к 740 году обратить в свою веру основные берберские племена Хувара вокруг Триполи , в горах Нафуса и Зената в западной Триполитании . [ 5 ] : 37–38  Хариджизм с самого начала был наиболее приемлемой формой ислама для берберов, прежде всего из-за его акцента на равенстве всех мусульман. Несмотря на это, вера сосуществовала с большим почтением к семье Али , что позволило возникнуть различным шарифским (прямым потомкам Мухаммеда ) династиям в Магрибе, таким как династия зайди -шиитов Идрисидов . [ 6 ]

Исторически в Магрибе проживало большое количество арабов-шиитов, таких как Зайди Идрисиды и бедуинские племена Бану Хилал и Бану Сулайм , которые эмигрировали в Магриб. [ 7 ] В 893 году арабский шиитский миссионер, известный как Абу Абдаллах аль-Шии, прибыл в Магриб из Йемена , который впоследствии обратил Кутаму на северо-востоке Алжира в исмаилитский шиизм. Они попали под власть династии Фатимидов , которая организовала армию для борьбы с мутазилитской суннитской династией Аглабидов Ифрикии. После многочисленных сражений против Аглабидов Фатимиды одержали победу в 909 году и завоевали Ифрикию , основав Фатимидский халифат . [ 8 ] Идрисиды , западного Магриба (современное Марокко ) были описаны как шиитская династия Зайди которая пыталась внедрить доктрины шиитского ислама в Магрибе. [ 9 ] Придя с Аравийского полуострова , Идрис ибн Абдаллах и его потомки принесли с собой форму архаичного шиизма, очень похожую на зайдизм. [ 10 ]

Мутазилиты-ханафиты

[ редактировать ]

Династия Аглабидов , которая правила Ифрикией с 800 по 909 годы как вассалы Аббасидов, придерживалась мутазилитской рационалистической доктрины в рамках ханафитского суннитского ислама. Как только мутазилизм был принят в качестве официальной доктрины Аббасидского халифата Багдада (813–833 гг . во время правления халифа Аль-Мамуна ), Аглабиды последовали его примеру и официально утвердили его в Ифрикии. Это встретило сопротивление со стороны маликитского большинства Ифрикии, особенно из-за неприятия мутазилитами ортодоксальной веры в то, что Коран был вечным словом Бога и, следовательно, несотворен . Хотя Аглабиды признавали политическое влияние религиозных лидеров Малики , они не могли и не желали менять свою правительственную систему в соответствии со своими убеждениями. [ 5 ] : 57  Кади (судья ) Кайруана придерживался ханафитской школы и поддерживал концепцию Хальк аль-Корана (сотворенности Корана). Аглабиды неизменно отдавали предпочтение иракцам как своим судьям более высокого ранга, в то время как визири были связаны со школой Малики. [ 11 ] Некоторые маликиты подвергались преследованиям за отказ от мутазилитских верований, например, Сахсун, который подвергался преследованиям во время правления эмира Мухаммада I ибн аль-Аглаба (841–856) за отказ от мутазилитской концепции создания Корана. [ 5 ] : 57 

Маликизация

[ редактировать ]

Всего через два столетия после мусульманского завоевания Магриба маликизм стал доминирующей региональной школой ислама. Это постепенно привело к упадку и исчезновению ибадизма в большинстве районов Магриба. [ 3 ] К середине Х века хариджизм в Северной Африке вымер. [ 6 ] Общины хариджитов были серьезно ослаблены взаимосвязью с Малики Омейядами Андалусии и потерей монополии на работорговлю . [ 2 ]

По словам Аллауа Амара, процесс маликизации начался при Фатимидском халифате . Кроме того, Хамадиды внесли свой вклад в этот процесс, насаждав маликизм в Ходне после основания своей столицы Калат Бани Хаммад . Сообщества ибади в Тахерте и Забе уже были ослаблены военным вмешательством Омейядов, обращением в маликизм, организацией более широких торговых сетей Малики и, в конечном итоге, приходом бедуинов Бану Хилал и Бану Сулайм , которые вынудили берберов-ибади покинуть страну. [ 3 ]

Династия Зиридов , базирующаяся в цитадели Малики Ифрикия , активно поддерживала распространение маликизма в контролируемых ими регионах, несмотря на то, что находилась под суверенитетом исмаилитского шиитского Фатимидского халифата. [ 2 ] В 1016 году Маликиты в Ифрикии начали становиться более напористыми в общественной жизни и критиковать отождествление своих правителей Зиридов с шиитским исламом, а как только Аль-Муизз ибн Бадис стал правителем, в октябре 1016 года начались суннитские беспорядки, начавшиеся в Кайруане и позже распространившиеся по всей Ифрикии. Сообщается, что около 20 000 шиитов-исмаилитов были убиты мятежниками-маликитами при попустительстве правительства. [ 12 ] [ 13 ] Маликизм получил дальнейшее распространение в центральном Магрибе во время правления Альморавидов и Альмохадов , которые выступали за продвижение этой школы исламской юриспруденции. Они пропагандировали роль улемов Малики в нескольких городах и поселках, таких как Тлемсен , Мазуна , Беджая и Константин . [ 14 ]

Бану Хилал и Бану Сулайм , оба арабских племени исмаилитов-шиитов-бедуинов, были отправлены Фатимидами в Магриб, чтобы наказать Зиридов за отказ от исмаилитского шиизма в пользу маликитского суннизма, в результате чего около 1 000 000 арабских кочевников переселились в Магриб. регион. [ 15 ] Хотя миграции этих арабских племен в Магриб способствовало несколько других факторов , в том числе продолжительная семилетняя засуха в Египте, вторжения бедуинов в Магриб в 11 веке были оправданы в первую очередь религиозными соображениями. [ 16 ] В результате смены союзов, игравших значительную роль во время правления Альморавидов , Хафсидов , Заянидов и Маринидов , подавляющее большинство Бану Хилал и Бану Сулайм постепенно приняли маликитскую школу суннитского ислама. [ 17 ] [ 16 ]

XII века Альморавидский юрист Кади Ияд , маликит, который решительно выступал против доктрины мутазилитов, цитируя работы Малика ибн Анаса , писал: «Он сказал о ком-то, кто сказал, что Коран создан: «Он неверующий, поэтому убейте его». В версии Ибн Нафи' он сказал: «Его следует высечь, мучительно избить и заключить в тюрьму, пока он не покается». В версии Бишра Ибн Бакра ат-Тинниси мы находим: «Он убит, и его покаяние не принято». [ 18 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Оливер, Роланд Энтони; Оливер, Роланд; Атмор, Энтони (16 августа 2001 г.). Средневековая Африка, 1250-1800 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521793728 – через Google Книги.
  2. ^ Jump up to: а б с д Торал, Изабель. «Династия Омейядов и Западный Магриб. Трансрегиональная перспектива» (PDF) .
  3. ^ Jump up to: а б с Амара, Аллауа (сентябрь 2018 г.), Айе, Сирил (редактор), «Либадизм и маликизация центрального Магриба: étude d'unprocessus longu et complex (iv – vie/xie-vixvith Century)» , L'ibadism в «Обществах средневекового ислама» , Де Грюйтер, стр. 329–347, номер домена : 10.1515/9783110584394-020 , ISBN.  978-3-11-058439-4 , получено 23 октября 2023 г.
  4. ^ Мелтон, Дж. Гордон (2014). Веры во времени: 5000 лет истории религии: 5000 лет истории религии . Том. 2. АВС-КЛИО. п. 545. ИСБН  978-1-61069-026-3 .
  5. ^ Jump up to: а б с Абун-Наср, Джамиль М. (20 августа 1987 г.). История Магриба в исламский период . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-33767-0 .
  6. ^ Jump up to: а б Питерс, FE (11 апреля 2009 г.). Монотеисты: евреи, христиане и мусульмане в конфликте и конкуренции, Том I: Народы Бога . Издательство Принстонского университета. п. 190. ИСБН  978-1-4008-2570-7 .
  7. ^ Нэйлор, Филипп К. (15 января 2015 г.). Северная Африка, исправленное издание: история от древности до наших дней . Издательство Техасского университета. п. 84. ИСБН  978-0-292-76190-2 .
  8. ^ Халверсон, Джеффри Р.; Гринберг, Натаниэль (05 октября 2017 г.). Исламисты Магриба . Рутледж. ISBN  978-1-351-60510-6 .
  9. ^ Мейс Аль-Каиси , «Развитие политико-религиозных движений: общий обзор», Арабское наследие в период после Аббасидов , изд. Имед Нсири, (Cambridge Scholars Publishing, 2019), 124. Людвиг В. Адамек , Исторический словарь ислама , стр. 145, «Династия Идрисидов (788-985). Первая шиитская династия в истории ислама, основанная Идрисом ибн Абдуллой....». CE Босворт «Новые исламские династии» , стр. 25: «Идрисиды были первой династией, которая попыталась ввести в Магриб доктрины шиизма, хотя и в очень смягченной форме...». Игнак Гольдзиер и Бернард Льюис , Введение в исламское богословие и право , Princeton University Press (1981), стр. 218 Мара А. Лейхтман , Шиитский космополитизм в Африке: ливанская миграция и религиозное обращение в Сенегале , стр. 216; « Сенегальские шииты также относятся к распространению шиитского ислама в Сенегале через династию Идрисидов и свидетельства шиитов. корни в Марокко через Алауиса (Hydarah 2008: 132–135). пишет, что Мулай Идрис и его преемники, потомки внука Пророка Хасана, привезли с собой в Марокко с Аравийского полуострова «форму архаичного шиизма, во многом схожую с зайдизмом» (1998:200). "
  10. ^ Мара А. Лейхтман , Шиитский космополитизм в Африке: ливанская миграция и религиозное обращение в Сенегале , стр. 216; « Сенегальские шииты также относятся к распространению шиитского ислама в Сенегале через династию Идрисидов и свидетельства шиитов». Я родом из Марокко через Алауиса (Hydarah 2008:132-135). Корнелл пишет, что Мулай Идрис и его преемники, потомки внука Пророка Хасана, принесли с собой в Марокко с Аравийского полуострова «форму архаичного шиизма, во многом схожую с зайдизмом» (1998:200) .
  11. ^ Эсс, Йозеф ван (27 ноября 2017 г.). Теология и общество во втором и третьем веках хиджры. Том 3: История религиозной мысли в раннем исламе . БРИЛЛ. п. 519. ИСБН  978-90-04-35640-5 .
  12. ^ Абун-Наср, Джамиль М. (20 августа 1987 г.). История Магриба в исламский период . Издательство Кембриджского университета. стр. 59–68. ISBN  978-0-521-33767-0 .
  13. ^ Дафтари, Фархад (24 апреля 1992 г.). Исмаилиты: их история и доктрины . Издательство Кембриджского университета. п. 191. ИСБН  978-0-521-42974-0 .
  14. ^ «Джазайрес: Роль улемов в сохранении единства религиозного референта в Магрибе и Африке выделена в Бискре» . djazairess.com . Проверено 13 января 2021 г.
  15. ^ Идрис Эль-Харейр, Раване Мбайе . Распространение ислама в мире . ЮНЕСКО . п. 409.
  16. ^ Jump up to: а б Морроу, Джон Эндрю (26 ноября 2020 г.). Шиизм в Магрибе и Аль-Андалусе, Том первый: История . Издательство Кембриджских ученых. стр. 105–107. ISBN  978-1-5275-6284-4 .
  17. ^ Сабатье, Дайан Химпан; Химпан, Бриджит (31 марта 2019 г.). Кочевники Мавритании . Вернон Пресс. п. 110. ИСБН  978-1-62273-410-8 .
  18. ^ (Кади Ияд Муса аль-Яхсуби, Мухаммад Посланник Аллаха (Аш-Шифа Кади Ияда), перевод Аиши Абдаррахман Бьюли [Madinah Press, Инвернесс, Шотландия, Великобритания, 1991; третье переиздание, мягкая обложка], стр. 419)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 97392d30d0f0c9b293f08528cdd10ab4__1710808140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/97/b4/97392d30d0f0c9b293f08528cdd10ab4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Malikization of the Maghreb - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)