Маликизация Магриба

Маликизация Магриба — процесс поощрения принятия школы Малики (основанной Маликом ибн Анасом ) суннитского ислама в Магрибе , особенно в XI и XII веках, в ущерб шиитским и хариджитским жителям Магриба. Этот процесс происходил по мере того, как ученые Малики приобретали все большее влияние, что привело к широкому признанию юридической школы Малики и последующей маргинализации других форм ислама. Маликизм считался более консервативным и распространенным вариантом суннитского ислама. [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]После мусульманского завоевания Магриба в регионе начали развиваться различные исламские секты. Хотя большинство жителей Ифрикии придерживались суннитского ислама оппозиция халифатам Омейядов и Аббасидов , в западном и центральном Магрибе стала возникать . В этих областях зайдитский шиизм , исмаилитский шиизм, хариджитский ибадизм и хариджитский суфрим . прочно утвердились [ 3 ] Репрессии и маргинализация политических партий в Ираке и на Ближнем Востоке в 8 веке заставили религиозных миссионеров и политических диссидентов эмигрировать в Магриб, что привело к обращению большого количества населения. [ 2 ]
хариджиты
[ редактировать ]Движение хариджитов ибади достигло Северной Африки к 719 году, когда миссионер Сальма ибн Саад был отправлен из джамаа Ибади в Басре в Ираке в Кайруан в Ифрикии . [ 4 ] которому удалось к 740 году обратить в свою веру основные берберские племена Хувара вокруг Триполи , в горах Нафуса и Зената в западной Триполитании . [ 5 ] : 37–38 Хариджизм с самого начала был наиболее приемлемой формой ислама для берберов, прежде всего из-за его акцента на равенстве всех мусульман. Несмотря на это, вера сосуществовала с большим почтением к семье Али , что позволило возникнуть различным шарифским (прямым потомкам Мухаммеда ) династиям в Магрибе, таким как династия зайди -шиитов Идрисидов . [ 6 ]
Шииты
[ редактировать ]Исторически в Магрибе проживало большое количество арабов-шиитов, таких как Зайди Идрисиды и бедуинские племена Бану Хилал и Бану Сулайм , которые эмигрировали в Магриб. [ 7 ] В 893 году арабский шиитский миссионер, известный как Абу Абдаллах аль-Шии, прибыл в Магриб из Йемена , который впоследствии обратил Кутаму на северо-востоке Алжира в исмаилитский шиизм. Они попали под власть династии Фатимидов , которая организовала армию для борьбы с мутазилитской суннитской династией Аглабидов Ифрикии. После многочисленных сражений против Аглабидов Фатимиды одержали победу в 909 году и завоевали Ифрикию , основав Фатимидский халифат . [ 8 ] Идрисиды , западного Магриба (современное Марокко ) были описаны как шиитская династия Зайди которая пыталась внедрить доктрины шиитского ислама в Магрибе. [ 9 ] Придя с Аравийского полуострова , Идрис ибн Абдаллах и его потомки принесли с собой форму архаичного шиизма, очень похожую на зайдизм. [ 10 ]
Мутазилиты-ханафиты
[ редактировать ]Династия Аглабидов , которая правила Ифрикией с 800 по 909 годы как вассалы Аббасидов, придерживалась мутазилитской рационалистической доктрины в рамках ханафитского суннитского ислама. Как только мутазилизм был принят в качестве официальной доктрины Аббасидского халифата Багдада (813–833 гг . во время правления халифа Аль-Мамуна ), Аглабиды последовали его примеру и официально утвердили его в Ифрикии. Это встретило сопротивление со стороны маликитского большинства Ифрикии, особенно из-за неприятия мутазилитами ортодоксальной веры в то, что Коран был вечным словом Бога и, следовательно, несотворен . Хотя Аглабиды признавали политическое влияние религиозных лидеров Малики , они не могли и не желали менять свою правительственную систему в соответствии со своими убеждениями. [ 5 ] : 57 Кади (судья ) Кайруана придерживался ханафитской школы и поддерживал концепцию Хальк аль-Корана (сотворенности Корана). Аглабиды неизменно отдавали предпочтение иракцам как своим судьям более высокого ранга, в то время как визири были связаны со школой Малики. [ 11 ] Некоторые маликиты подвергались преследованиям за отказ от мутазилитских верований, например, Сахсун, который подвергался преследованиям во время правления эмира Мухаммада I ибн аль-Аглаба (841–856) за отказ от мутазилитской концепции создания Корана. [ 5 ] : 57
Маликизация
[ редактировать ]Всего через два столетия после мусульманского завоевания Магриба маликизм стал доминирующей региональной школой ислама. Это постепенно привело к упадку и исчезновению ибадизма в большинстве районов Магриба. [ 3 ] К середине Х века хариджизм в Северной Африке вымер. [ 6 ] Общины хариджитов были серьезно ослаблены взаимосвязью с Малики Омейядами Андалусии и потерей монополии на работорговлю . [ 2 ]
По словам Аллауа Амара, процесс маликизации начался при Фатимидском халифате . Кроме того, Хамадиды внесли свой вклад в этот процесс, насаждав маликизм в Ходне после основания своей столицы Калат Бани Хаммад . Сообщества ибади в Тахерте и Забе уже были ослаблены военным вмешательством Омейядов, обращением в маликизм, организацией более широких торговых сетей Малики и, в конечном итоге, приходом бедуинов Бану Хилал и Бану Сулайм , которые вынудили берберов-ибади покинуть страну. [ 3 ]
Династия Зиридов , базирующаяся в цитадели Малики Ифрикия , активно поддерживала распространение маликизма в контролируемых ими регионах, несмотря на то, что находилась под суверенитетом исмаилитского шиитского Фатимидского халифата. [ 2 ] В 1016 году Маликиты в Ифрикии начали становиться более напористыми в общественной жизни и критиковать отождествление своих правителей Зиридов с шиитским исламом, а как только Аль-Муизз ибн Бадис стал правителем, в октябре 1016 года начались суннитские беспорядки, начавшиеся в Кайруане и позже распространившиеся по всей Ифрикии. Сообщается, что около 20 000 шиитов-исмаилитов были убиты мятежниками-маликитами при попустительстве правительства. [ 12 ] [ 13 ] Маликизм получил дальнейшее распространение в центральном Магрибе во время правления Альморавидов и Альмохадов , которые выступали за продвижение этой школы исламской юриспруденции. Они пропагандировали роль улемов Малики в нескольких городах и поселках, таких как Тлемсен , Мазуна , Беджая и Константин . [ 14 ]
Бану Хилал и Бану Сулайм , оба арабских племени исмаилитов-шиитов-бедуинов, были отправлены Фатимидами в Магриб, чтобы наказать Зиридов за отказ от исмаилитского шиизма в пользу маликитского суннизма, в результате чего около 1 000 000 арабских кочевников переселились в Магриб. регион. [ 15 ] Хотя миграции этих арабских племен в Магриб способствовало несколько других факторов , в том числе продолжительная семилетняя засуха в Египте, вторжения бедуинов в Магриб в 11 веке были оправданы в первую очередь религиозными соображениями. [ 16 ] В результате смены союзов, игравших значительную роль во время правления Альморавидов , Хафсидов , Заянидов и Маринидов , подавляющее большинство Бану Хилал и Бану Сулайм постепенно приняли маликитскую школу суннитского ислама. [ 17 ] [ 16 ]
XII века Альморавидский юрист Кади Ияд , маликит, который решительно выступал против доктрины мутазилитов, цитируя работы Малика ибн Анаса , писал: «Он сказал о ком-то, кто сказал, что Коран создан: «Он неверующий, поэтому убейте его». В версии Ибн Нафи' он сказал: «Его следует высечь, мучительно избить и заключить в тюрьму, пока он не покается». В версии Бишра Ибн Бакра ат-Тинниси мы находим: «Он убит, и его покаяние не принято». [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]- школа Малики
- Маликизм в Алжире
- Малик ибн Анас
- Мусульманское завоевание Магриба
- 1016 Резня исмаилитов в Ифрикии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оливер, Роланд Энтони; Оливер, Роланд; Атмор, Энтони (16 августа 2001 г.). Средневековая Африка, 1250-1800 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521793728 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б с д Торал, Изабель. «Династия Омейядов и Западный Магриб. Трансрегиональная перспектива» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б с Амара, Аллауа (сентябрь 2018 г.), Айе, Сирил (редактор), «Либадизм и маликизация центрального Магриба: étude d'unprocessus longu et complex (iv – vie/xie-vixvith Century)» , L'ibadism в «Обществах средневекового ислама» , Де Грюйтер, стр. 329–347, номер домена : 10.1515/9783110584394-020 , ISBN. 978-3-11-058439-4 , получено 23 октября 2023 г.
- ^ Мелтон, Дж. Гордон (2014). Веры во времени: 5000 лет истории религии: 5000 лет истории религии . Том. 2. АВС-КЛИО. п. 545. ИСБН 978-1-61069-026-3 .
- ^ Jump up to: а б с Абун-Наср, Джамиль М. (20 августа 1987 г.). История Магриба в исламский период . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-33767-0 .
- ^ Jump up to: а б Питерс, FE (11 апреля 2009 г.). Монотеисты: евреи, христиане и мусульмане в конфликте и конкуренции, Том I: Народы Бога . Издательство Принстонского университета. п. 190. ИСБН 978-1-4008-2570-7 .
- ^ Нэйлор, Филипп К. (15 января 2015 г.). Северная Африка, исправленное издание: история от древности до наших дней . Издательство Техасского университета. п. 84. ИСБН 978-0-292-76190-2 .
- ^ Халверсон, Джеффри Р.; Гринберг, Натаниэль (05 октября 2017 г.). Исламисты Магриба . Рутледж. ISBN 978-1-351-60510-6 .
- ^ Мейс Аль-Каиси , «Развитие политико-религиозных движений: общий обзор», Арабское наследие в период после Аббасидов , изд. Имед Нсири, (Cambridge Scholars Publishing, 2019), 124. Людвиг В. Адамек , Исторический словарь ислама , стр. 145, «Династия Идрисидов (788-985). Первая шиитская династия в истории ислама, основанная Идрисом ибн Абдуллой....». CE Босворт «Новые исламские династии» , стр. 25: «Идрисиды были первой династией, которая попыталась ввести в Магриб доктрины шиизма, хотя и в очень смягченной форме...». Игнак Гольдзиер и Бернард Льюис , Введение в исламское богословие и право , Princeton University Press (1981), стр. 218 Мара А. Лейхтман , Шиитский космополитизм в Африке: ливанская миграция и религиозное обращение в Сенегале , стр. 216; « Сенегальские шииты также относятся к распространению шиитского ислама в Сенегале через династию Идрисидов и свидетельства шиитов. корни в Марокко через Алауиса (Hydarah 2008: 132–135). пишет, что Мулай Идрис и его преемники, потомки внука Пророка Хасана, привезли с собой в Марокко с Аравийского полуострова «форму архаичного шиизма, во многом схожую с зайдизмом» (1998:200). "
- ^ Мара А. Лейхтман , Шиитский космополитизм в Африке: ливанская миграция и религиозное обращение в Сенегале , стр. 216; « Сенегальские шииты также относятся к распространению шиитского ислама в Сенегале через династию Идрисидов и свидетельства шиитов». Я родом из Марокко через Алауиса (Hydarah 2008:132-135). Корнелл пишет, что Мулай Идрис и его преемники, потомки внука Пророка Хасана, принесли с собой в Марокко с Аравийского полуострова «форму архаичного шиизма, во многом схожую с зайдизмом» (1998:200) .
- ^ Эсс, Йозеф ван (27 ноября 2017 г.). Теология и общество во втором и третьем веках хиджры. Том 3: История религиозной мысли в раннем исламе . БРИЛЛ. п. 519. ИСБН 978-90-04-35640-5 .
- ^ Абун-Наср, Джамиль М. (20 августа 1987 г.). История Магриба в исламский период . Издательство Кембриджского университета. стр. 59–68. ISBN 978-0-521-33767-0 .
- ^ Дафтари, Фархад (24 апреля 1992 г.). Исмаилиты: их история и доктрины . Издательство Кембриджского университета. п. 191. ИСБН 978-0-521-42974-0 .
- ^ «Джазайрес: Роль улемов в сохранении единства религиозного референта в Магрибе и Африке выделена в Бискре» . djazairess.com . Проверено 13 января 2021 г.
- ^ Идрис Эль-Харейр, Раване Мбайе . Распространение ислама в мире . ЮНЕСКО . п. 409.
- ^ Jump up to: а б Морроу, Джон Эндрю (26 ноября 2020 г.). Шиизм в Магрибе и Аль-Андалусе, Том первый: История . Издательство Кембриджских ученых. стр. 105–107. ISBN 978-1-5275-6284-4 .
- ^ Сабатье, Дайан Химпан; Химпан, Бриджит (31 марта 2019 г.). Кочевники Мавритании . Вернон Пресс. п. 110. ИСБН 978-1-62273-410-8 .
- ^ (Кади Ияд Муса аль-Яхсуби, Мухаммад Посланник Аллаха (Аш-Шифа Кади Ияда), перевод Аиши Абдаррахман Бьюли [Madinah Press, Инвернесс, Шотландия, Великобритания, 1991; третье переиздание, мягкая обложка], стр. 419)