Ромб
Альтернативные названия | Kupat, tupat, topat, tipat |
---|---|
Курс | Основное блюдо |
Место происхождения | Индонезия [ 1 ] [ 2 ] |
Регион или штат | Ява |
Температура подачи | Горячая или комнатная температура |
Основные ингредиенты | Рис, приготовленный в мешочке из плетеных молодых пальмовых листьев. |
Вариации | Ketupat pulut, ketupat daun palas (Malay), lepet |
В 1 миске овощного кетупата содержится примерно 93 [ 3 ] ккал | |
Кетупат (на индонезийском и малайском языках ), или купат (на яванском и сунданском языках ), или типат (на балийском языке ) [ 4 ] Яванский пирог , рисовый упакованный в ромбовидный контейнер из плетеного мешочка из пальмовых листьев. [ 5 ] Родом из Индонезии , он также встречается в Брунее , Малайзии , Сингапуре и южном Таиланде . Его обычно называют «фасованным рисом», хотя существуют и другие виды подобного фасованного риса, такие как лонтонг и бакчанг .
Кетупат разрезают до тех пор, пока с него полностью не удаляется кожица (плетеный пальмовый лист). Внутреннюю рисовую лепешку затем разрезают на кусочки и подают в качестве основного блюда вместо обычного риса, приготовленного на пару . Его обычно едят с рендангом , опор аямом , сайур лабу (супом из чайоте) или самбал горенг хати (печенью в самбале) или подают в качестве гарнира к сатай (курица или красное мясо на шампурах) или гадо-гадо (овощная смесь с арахисовый соус). Кетупат также является основным элементом некоторых блюд, таких как ктупат сайур (кетупат в супе чайот с тофу и вареным яйцом) и купат таху (кетупат и тофу в арахисовом соусе).
Кетупат связан с аналогичными блюдами в других выращивающих рис австронезийских культурах, , таких как филиппинский пусо или патупат, хотя последний не ограничивается ромбовидными формами и традиционно имеет различные замысловатые узоры, от звездообразных до животных. [ 6 ] Версия в форме октаэдра, называемая катупат, также была обнаружена на доколониальном Гуаме и Марианских островах , до того, как древнее выращивание риса на острове было заменено кукурузой , завезенной испанцами. [ 7 ] [ 8 ]
История
[ редактировать ]Использование сплетенных молодых пальмовых листьев ( джанура ) в качестве мешочка для приготовления пищи широко распространено в Приморской Юго-Восточной Азии , от Явы , Индонезии до Малайзии, Сингапура и Филиппин. Кетупат готовят из риса , завернутого в плетеный мешочек из пальмовых листьев и отваренного. Во время приготовления риса зерна расширяются, заполняя мешочек, и рис сжимается. Этот метод приготовления придает кетупату характерную форму и текстуру рисового пирога.
Самая старая рукопись, в которой упоминается кетупат, встречается в Какавин Рамаяне , написанной в 9 веке во время правления короля Балитунга , эпохи царства Матарам . В этой рукописи кетупат назван купатаем , что стоит в одном ряду с названиями других продуктов. После этого термин купат был найден в нескольких более поздних рукописях разных царств; как в Какавине Креснаяне во время Королевства Кедири в 12 веке, затем в Какавине Субадра Виваха и Кидунг Шри Танджунге во время Королевства Маджапахит в 14-15 веках нашей эры. Название кетупата в этих рукописях пишется как купат . [ 9 ]
Несмотря на то, что в настоящее время кетупат ассоциируется с мусульманским праздником лебаран , он также известен в немусульманских общинах, таких как индуистские балийцы , [ 10 ] Яванские верования кеджавен и жители Филиппин предположили, что плетение из кокосовых листьев имеет доисламское происхождение. Это было связано с местным индуистским ритуалом почитания Деви Шри . [ 11 ] яванская богиня риса. [ 12 ] Балийские индуисты до сих пор плели изображение Деви Шри из листьев Кили в качестве подношения, а также ткали типата листья святого дня Кунинган во время балийского индуистского . [ 10 ] На Бали использовался как саджен (подношение умершим предкам ). и Яве кетупат также веками [ 11 ] Люди, придерживающиеся верований предков, например, Кеджавен и Сунда Вивитан, вешали у двери связку кетупатов (обычно в стиле бантен ) в качестве подношения для лечения духов предков, которые, как верили, иногда возвращались в мир смертных, чтобы навестить своих потомков. Эти яванские верования о подношениях для посещения духов предков в чем-то похожи на индуистский балийский фестиваль Галунган-Кунинган.
Согласно центрально-яванской традиции, кетупат был впервые представлен яванским богословом по имени Сунан Калиджага , который был важной фигурой для мусульман на Яве. На Яве и большей части Индонезии кетупат связан с исламской традицией лебарана ( Ид уль-Фитр ). [ 5 ] Считается, что самая ранняя связь кетупата с исламской традицией лебарана возникла в султанате Демак 15-го века . [ 12 ] [ 2 ] [ 13 ]
Согласно яванским традициям, индонезийская традиция лебаран впервые зародилась, когда Сунан Бонанг , один из вали Сонго из Тубана на Яве 15-го века, призвал мусульман повысить совершенство своего поста в Рамадан, прося прощения и прощая проступки других. [ 14 ] Традиция приготовления и употребления кетупата или купата на яванском языке во время лебарана была введена Раденом Мас Сахидом или Сунаном Калиджагой . [ 15 ] один из Вали Сонго (девяти мусульманских святых), распространивших ислам на Яве. Сунан Калиджага ввел ритуал лебаран кетупат 8 Шавваля , через неделю после Ид уль-Фитра и на следующий день после шестидневного поста Шавваля. Считается, что оно содержит соответствующую символику; «купат» означает «нгаку лепат» или «признание своих ошибок» на яванском языке . [ 14 ] в соответствии с традицией просить прощения во время Лебарана. Скрещенное плетение пальмовых листьев символизирует ошибки и грехи, совершенные человеком, а внутренняя белесая рисовая лепешка символизирует чистоту и избавление от грехов после соблюдения Рамадана . поста, молитв и ритуалов [ 15 ]
Помимо Явы, традицию употребления кетупата во время Ид уль-Фитр можно встретить по всей Индонезии; из Суматры, Калимантана, Сулавеси, Нуса-Тенгары, а также соседних стран, включая Малайзию, Сингапур и Бруней. [ 1 ]
Местные предания, передаваемые из поколения в поколение, объясняют создание этого способа приготовления риса необходимостью моряков не допустить порчи приготовленного риса во время длительных морских путешествий. [ 11 ] Листья кокоса, используемые для упаковки риса, всегда имеют треугольную или ромбовидную форму и хранятся в виде связок на открытом воздухе. Форма упаковки способствует отводу влаги от приготовленного риса, а листья кокоса позволяют рису аэрироваться и в то же время не позволяют мухам и насекомым прикасаться к нему.
Культурное значение
[ редактировать ]В различных местах Индонезии проводится церемония под названием Лебаран Кетупат , которая отмечается после завершения дополнительных шести дней поста после Идул Фитри . [ 5 ] В Ломбоке , Западная Нуса-Тенгара , тысячи мусульман праздновали Лебаран Кетупат – или Лебаран Топат , как его называют местные жители – посещая могилы мусульманских улемов перед тем, как принять участие в общественных церемониальных мероприятиях, которые включают музыкальные представления, соревнования по приготовлению кетупата, совместные трапезы, где Кетупат подавался в качестве основного блюда. Гарниры на мероприятиях были разнообразными: от плесинга кангкуна (обжаренного на воде шпината) до местного блюда Аям Таливан . [ 5 ]
На Центральной Яве Лебаран Кетупат называется Бада Купат , и его отмечали приготовлением и подачей кетупата и лепета (клейкого риса, приготовленного на пару, приготовленного в плетеных пальмовых листьях) в Семаранге. В Коло, Кудус Регентство , парад гунунгана (подношения в форме конуса) из кетупата, лепета и других продуктов питания на склоне горы Мурия возле могилы известного мусульманского проповедника Сунана Мурии был проведен в честь празднования Бада Купата . На склоне горы Мерапи в Регентстве Бойолали на праздновании прошел парад домашнего скота, украшенного кетупатом. [ 5 ]
В индуистских общинах Бали святые и Баньюванги на Восточной Яве кетупат является частью подношения и ритуала праздничного празднования Кунингана, завершающего дни Галунгана . Во время Галунгана индуистские семьи создают и возводят шест пенджор из джанура (молодых пальмовых листьев), а затем делают подношения Пуре . Через десять дней после Галунгана проводится церемония Кунинган, завершающая религиозные праздники. Чтобы отпраздновать Кунинган, балийские индуистские семьи сначала приносят типат или кетупат в качестве подношения, а затем съедают немного кетупата. [ 10 ]
Есть поразительное сходство между яванскими мусульманскими праздниками Лебаран и балийскими индуистскими праздниками Галунган-Кунинган , одним из которых является кетупат. Например, перед празднованием святого дня семьи посещают могилу своей семьи или предков и употребляют кетупат в завершение религиозного праздника. [ 10 ] Хотя сегодня в современной Индонезии кетупат прочно ассоциируется с мусульманским празднованием Идул Фитри, это параллельное явление предполагает доисламское местное происхождение кетупата как индонезийского способа выразить благодарность и отпраздновать праздник путем приготовления и употребления определенного вида еды. [ 10 ]
Разновидности
[ редактировать ]Существует множество разновидностей кетупата , наиболее распространенными из которых являются ктупат наси и ктупат пулут . Кетупат наси изготавливается из обычного белого риса и заворачивается в квадратную форму с кокосовой пальмы листьями , тогда как кетупат пулут изготавливается из клейкого риса и обычно заворачивается в треугольную форму с использованием листьев веерной пальмы даун палас ( Licuala ). Кетупат пулут в Малайзии также называют кетупат даун палас , он в основном встречается на севере Малайского полуострова и среди малайской общины южного Таиланда . Обычно мешочки для кетупата делают из янура или листьев молодых пальмовых листьев. Однако на листья Калимантане нипа также можно использовать и вплетать в кетупат. [ 16 ]
Кетупат также традиционно подают индонезийцы и малайцы на днях открытых дверей в праздничные дни, такие как лебаран или Идул Фитри ( Хари Рая Айдильфитри ). Во время Идул Фитри в Индонезии кетупат часто подают с опор аямом (курицей в кокосовом молоке ), карри с курицей или говядиной , рендангом , самбал горенг ати (острая говяжья печень), кречеком (блюдо из буйволиной или говяжьей кожи) или сайур лабу Сиам. ( суп из чайота ). Кетупат или лонтонг также используется в качестве замены простого пропаренного риса в гадо-гадо , каредоке или печеле .
Производные блюда
[ редактировать ]Помимо замены пропаренного риса или лонтонга в некоторых блюдах, таких как сатай, гадо-гадо и кетопрак , кетупат также является неотъемлемой частью других производных блюд, на основе которых разработаны определенные рецепты.
Кетупат волосатый
[ редактировать ]В столичном регионе Семаранга есть блюдо под названием кетупат или купат джембут . Кетупат дополнен отварными ростками фасоли, вареной капустой и тертым кокосом и выглядит как женские гениталии. [ 17 ] Слово «джембут» означает «лобковые волосы» на яванском языке .
Кетупат Кетупат
[ редактировать ]Банджарская кухня : кетупат с запеченной рыбой в супе из кокосового молока. Он возник из Кандангана , Регентство Южный Хулу Сунгай . [ 18 ]
Земельный ромб
[ редактировать ]Кетупат готовят путем кипячения его в смеси воды и золы сожженных листьев кокоса. Кетупат ландан , который выглядит красным, — это фирменный кетупат из Регентства Банджарнегара , Центральная Ява . [ 19 ]
Овощной кетупат
[ редактировать ]Одной из популярных уличных блюд в индонезийских городах является Кетупат Сайур , что в переводе означает «кетупат в овощном супе». Кетупат Сайур известен в двух популярных версиях; Бетави Джакарты из из и катупек Саюа версия Паданга версия Западной Суматры. Кетупат Сайур популярен в качестве завтрака в Джакарте и Паданге . Он состоит из кетупата, подаваемого с нарезанным лабу сиамом ( чайоте ) и незрелым джекфрутом гулаем в жидком и пряном супе из кокосового молока , покрытом приготовленным тофу и телур пинданг (вареное яйцо со специями), а также крекерами крупук . Версия Паданг или Минангкабау может подаваться с дополнительными блюдами, такими как яичный баладо , ренданг и различные гулай . Если лонтонг в том же рецепте использовался , его вместо этого называют лонтонг сайур .
Я знаю
[ редактировать ]в качестве основного ингредиента в суданском и яванском блюде купатаху , которое представляет собой кетупат, тофу жареный Кетупат также используется и ростки фасоли, подаваемые в арахисовом соусе с хрустящими крекерами из крупука . Популярные варианты купатаху включают Купаттаху Кунинган из Кунинган-Регенси на Западной Яве , Купат Таху Падаларанг из Падаларанга, Западный Бандунг , Купат Таху Бандунг в Бандунге , [ 20 ] Купат Таху Бумиаю из Бребес Ридженси , [ 21 ] и Купат Таху Магеланг из Регентства Магеланг , Центральная Ява.
Типат песни
[ редактировать ]Его балийский вариант называется типат канток , который представляет собой нарезанный кетупат с вареными или бланшированными овощами; спаржевая фасоль , водяной шпинат , ростки фасоли , огурец и жареный тофу, смешанные с арахисовым соусом , приготовленным из молотого жареного арахиса, чеснока, перца чили , соли и тауко . соевой пасты, ферментированной [ 4 ] Арахисовый соус может быть мягким или острым и пряным, в зависимости от добавления перца чили . Это одно из немногих балийских вегетарианских блюд. Типат канток похож на яванский печел и джакартанский гадо-гадо .
Другое использование
[ редактировать ]На индуисты , где преобладают острове Бали , кетупат используется как одно из храмовых подношений. [ 10 ] На Яве, среди традиционной мусульманской общины абанган , плетеную пустую или сырую кожу кетупата часто вешают в качестве амулета , символизирующего богатство и процветание.
Поскольку в Индонезии, Малайзии, южном Таиланде, Сингапуре и Брунее кетупат тесно связан с исламским праздником Ид уль-Фитр, там он также используется в качестве украшения. Пустая кожа кетупата, сплетенная из разноцветных лент, используется в качестве украшения для обозначения этого праздника, так же, как колокольчики, обозначающие Рождество . Красочные ленты кетупат часто используются для украшения торговых центров, офисов или в качестве украшения подарочных посылок.
Похожие блюда
[ редактировать ]На Филиппинах подобные мешочки с рисом известны как пусо (буквально «сердце») и возникли из доколониальных анимистических ритуальных подношений, как записано испанскими историками. Однако, в отличие от кетупата , они не ограничиваются ромбовидными формами и могут иметь самые разнообразные стили плетения (включая формы птиц и других животных), которые до сих пор сохранились среди различных этнических групп на Филиппинах . Кетупат также плетется по-разному: основание листа и отдельные пряди листа не выходят в одной и той же точке, как в большинстве филиппинских пусо . Кетупат чем-то больше всего напоминает версию таму-пинада среди филиппинцев-мусульман , которая имеет форму сплющенного ромба, хотя они также ткутся по-другому. Патупат , деликатес, распространенный в северных провинциях Филиппин, несмотря на одинаковую форму, готовится по-разному. Патупат готовят в соке сахарного тростника . [ 6 ]
В Камбодже называется катом (កាតំ) похожее блюдо из толченого клейкого риса, завернутого в пятиугольные плетеные пальмовые листья, на кхмерском языке . Это нетрадиционный вариант нум ком , в котором вместо пальмовых листьев используются банановые листья. [ 22 ] [ 23 ] В Индонезии подобное блюдо из прессованного риса в контейнере из листьев включает лепет , лонтонг , лемпер , арем-арем и баканг .
В Китае есть похожее блюдо под названием «лап» (苙), которое является местным деликатесом острова Хайнань . [ 24 ] Хайнаньский колен обычно больше по размеру, чем индонезийский кетупат . Кожа на коленях может быть сплетена в форме подушки или треугольной формы, липкий рис начинен свиной грудинкой. За пределами Китая колени также можно найти в Порт-Диксоне в Малайзии и Сингапуре. [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Рианти, Анджелина; Новения, Агнес Э.; Кристофер, Элвин; Лестари, Деви; Парасих, Эльфа К. (март 2018 г.). « Кетупат как традиционная еда индонезийской культуры» . Журнал этнической еды . 5 (1): 4–9. дои : 10.1016/j.jef.2018.01.001 .
- ^ Jump up to: а б Яна Габриэлла Виджая (25 мая 2020 г.). «История кетупата, праздничного блюда в Индонезии, существующего с 15 века» (на индонезийском языке). Компас . Проверено 15 января 2021 г.
- ^ «Калории индонезийской кухни кетупат сайур» . Мой фитнес-приятель .
- ^ Jump up to: а б Шри Лестари (20 января 2015 г.). «Типат Канток, типичное балийское кулинарное блюдо, которое никогда не бывает скучным» . Kompas.com (на индонезийском языке) . Проверено 22 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Панча Нуграха и Сухерджоко (5 августа 2014 г.). «Мусульмане празднуют Лебаран Кетупат через неделю после Ид аль-Фитр» . Джакарта Пост . Проверено 22 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Ночеседа, Элмер И. (2011). «Искусство Пусо: Искусство пальмовых листьев на Висайских островах в словарях шестнадцатого-девятнадцатого веков» (PDF) . Филиппинские исследования . 59 (2): 251–272.
- ^ Каннингем, Лоуренс Дж. (1992). Древнее общество чаморро . Бесс Пресс. п. 140. ИСБН 9781880188057 .
- ^ Хантер-Андерсон, Розалинда; Томпсон, Джиллиан Б.; Мур, Дарлин Р. (1995). «Рис как доисторическая ценность на Марианских островах, Микронезия». Азиатские перспективы . 34 (1): 69–89. JSTOR 42928340 .
- ^ Питалока, Дья Аю. «Кетупат: долгий путь и философия, стоящая за ним» . Rappler.com (на индонезийском языке) . Проверено 23 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Галунган, похожий на Ид» . Bali Post (на индонезийском языке). 10 октября 2009 года . Проверено 22 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Сетиаван, Сигит. «Аккультурация яванской культуры с исламом через Кетупат» . IDN Times (на индонезийском языке) . Проверено 29 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Джей Акбар (11 августа 2010 г.). «Жевание истории Кетупата» (на индонезийском языке). История . Проверено 1 июля 2013 г.
- ^ «Кетупат, культовое блюдо Ид, известно с 15 века» (на индонезийском языке). Второй . Проверено 17 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Махфуд, доктор медицинских наук: «История Ид»
- ^ Jump up to: а б Херийоно (7 августа 2013 г.). «Ид аль-Фитр, почему мусульмане в Индонезии едят кетупат?» . Aktual.co (на индонезийском языке). Актуал.ко. Архивировано из оригинала 24 августа 2013 года . Проверено 9 августа 2013 г.
- ^ «Как приготовить вкусный кетупат Палас Лемак для Рая» . ВКУС (на малайском языке). 6 мая 2021 г. . Проверено 15 ноября 2022 г.
- ^ «Кетупат Джембут, Семаранганская кулинария, полная смысла простоты» . cnnindonesia.com (на индонезийском языке) . Проверено 3 мая 2023 г.
- ^ Сабандар, Свитзи. «Кетупат Канданган, кулинарный символ близости жителей Южного Калимантана к природе» . merdeka6.com (на индонезийском языке) . Проверено 4 мая 2023 г.
- ^ Кахионо, Буди. «Знакомство с типичным банджарнегара кетупат ланданом и с тем, как его приготовить» . ayosemarang.com (на индонезийском языке) . Проверено 10 мая 2023 г.
- ^ Нуграха, Наларья. «3 вкусных купатских тофу в Бандунге» . Mind-rakyat.com (на индонезийском языке) . Проверено 8 апреля 2023 г.
- ^ Лестари, Деви Сетья. «Вкусите наслаждение Купата Таху Бумиаю» . okezone.com (на индонезийском языке) . Проверено 8 апреля 2023 г.
- ^ Преап Кол (5 мая 2008 г.). «Выдающийся молодежный пикник» . Выдающаяся молодежная группа Камбоджи . Проверено 20 января 2015 г.
- ^ Сием Пичнорак (16 июля 2013 г.). «Камбоджийские рисовые лепешки» . АСЕАН-Корейский центр. Архивировано из оригинала 20 января 2015 года . Проверено 20 января 2015 г.
- ^ «[Юэ Столовая] Хайнань Ли благоухает только во время фестивалей | Новости Китая» . China Press , дата обращения 18 августа 2020 г.
- ^ Рой, Биг (4 ноября 2014 г.). «Моя встреча с «коленями» - домашнее, Сингапур» . съесть срой . Проверено 18 августа 2020 г.