Jump to content

Храм Гарни

Координаты : 40 ° 06'45 "N 44 ° 43'49" E  /  40,112421 ° N 44,730277 ° E  / 40,112421; 44.730277
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено из Храма Гарни )

Храм Гарни
Храм в 2021 году
Храм Гарни расположен в Армении.
Храм Гарни
Расположение в Армении
Общая информация
Статус Музей (часть более крупной охраняемой территории ),
случайный гетанистский (неоязыческий) храм
Тип Языческий храм или гробница [1] [2]
Архитектурный стиль Древнегреческий / римский
Расположение Гарни , Область Котайк , Армения
Координаты 40 ° 06'45 "N 44 ° 43'49" E  /  40,112421 ° N 44,730277 ° E  / 40,112421; 44.730277
Завершенный 1 или 2 век нашей эры [1]
Разрушен 1679
Управление Министерство культуры Армении
Высота 10,7 метра (35 футов) [а]
Технические детали
Материал Базальт [4]
Площадь пола 15,7 на 11,5 м (52 на 38 футов) [3]
Проектирование и строительство
Архитектор(ы) Александр Сахинян (реконструкция, 1969–75)

Храм Гарни [б] является единственным сохранившимся зданием с греко-римской колоннадой в Армении . Построенный в ионическом ордере , он расположен в селе Гарни , в центральной Армении, примерно в 30 км (19 миль) к востоку от Еревана . Это самое известное строение и символ дохристианской Армении. Его описывают как «самое восточное здание греко-римского мира». [7] [с] и единственный сохранившийся греко-римский храм на территории бывшего Советского Союза . [д]

Сооружение, вероятно, было построено царем Тиридатом I в первом веке нашей эры как храм бога Солнца Михра . После обращения Армении в христианство в начале четвертого века она была превращена в царскую летнюю резиденцию Хосровидухта , сестры Тиридата III . По мнению некоторых ученых, это был не храм, а гробница , поэтому он пережил разрушение языческих построек. Он рухнул в результате землетрясения 1679 года . Возобновление интереса к 19 веку привело к раскопкам на этом месте в начале и середине 20 века и его возможной реконструкции в период с 1969 по 1975 год с использованием метода анастилоза . Это одна из главных туристических достопримечательностей Армении и центральная святыня гетанизма (армянского неоязычества).

Параметр

[ редактировать ]

Объект находится в селе Гарни Армении Котайкской области . Храм находится на краю треугольного мыса, возвышающегося над ущельем реки Азат и Гегамскими горами . [9] Это часть крепости Гарни. [и] один из старейших в Армении, [10] это имело стратегическое значение для защиты крупных городов Араратской равнины . [9] Помимо храма, на этом месте находится циклопическая каменная стена бронзового века, клинописная надпись царя I Урарту Аргишти (который называл ее Джиарниани ), [11] с римская баня частично сохранившимся мозаичным полом с греческой надписью, [12] руины дворца, другие «атрибуты греко-римского мира», [13] средневековая круглая церковь Святого Сиона и другие объекты (например, средневековые хачкары ). [14] Он расположен на высоте 1400 м (4600 футов) над уровнем моря. [15] В первом веке Тацит упоминал Кастеллум Горнеас как крупную крепость в своих «Анналах» . [16] [11]

Дата и функция

[ редактировать ]

Точная дата и классификация сооружения как храма остаются темами постоянных научных дебатов. [17] [ф] Кристина Маранчи называет это ионной структурой с «неясной функцией». Она пишет, что «хотя его часто называют храмом, возможно, это был погребальный памятник, возможно, служивший королевской гробницей». [19]

Общепринятая точка зрения, особенно в армянской историографии, утверждает, что он был построен в 77 году нашей эры, во время правления армянского царя I. Тиридата [г] Дата рассчитана на основе греческой назван Тиридат Солнце ( Гелиос Тиридат ). надписи, в которой основателем храма [час] [9] [27] Мовсес Хоренаци ошибочно отнес надпись к Тиридату III , но сейчас большинство учёных относят её к Тиридату I. [28] В надписи говорится, что храм был построен на одиннадцатом году правления Тиридата, что позволяет ученым полагать, что оно было завершено в 77 году нашей эры. [28] [20] Эта дата рассчитана на основе визита Тиридата в Рим в 66 году нашей эры, во время которого он был коронован римским императором Нероном . [я] Чтобы восстановить город Артаксеркс , разрушенный римским полководцем Гнеем Домицием Корбулоном , Нерон дал Тиридату 50 миллионов драхм и предоставил ему римских мастеров. По возвращении в Армению Тиридат начал масштабный проект реконструкции, который включал восстановление крепости Гарни. [31] Считается, что именно в этот период был построен храм. [32] Нина Гарсоян утверждала, что его «обычно датируют первым веком на основании его стиля и использования техники сухой кладки с зажимами «ласточкин хвост», а не более позднего связующего раствора». [18]

Греческая надпись Тиридата I.
Greek text[33]Translation by Russell[34]Reading by Ananian[35]
Ἣλιος Τιριδάτης [ὁ μέγας]
μεγάλης Ἀρμενίας ἄνα[κτος]
ὡς δεσπότης. Αἴκτισε ναΐ[διον]
βασιλίσ[σ]α τὸν ἀνίκητον κασ[ιν ἐνι]
αιτούς. Αι. Τῆς βασιλεί[ας αὐτου]
με[γαλείας]. Ὑπὸ ἐξουσίᾳ στεγάν[ου]
λίτουργος τῷ μεγάλῳ σπ[ῆι εὔχεσθε]
μετὰ ματήμι καὶ εὐχαρ[ιστίαν εὐχήν]
τοῦ μαρτυρίου.
The Sun Tiridatēs
of Greater Armenia, lord
as despot, built a temple
for the queen; the invincible...
in the eleventh year of his reign.
...Under the protection of the...
may the priest to the great cave (?)
in the vain (?) of the witness and thanks.
The Sun God Tiridates,
uncontested king of Great Armenia
built the temple
and the impregnable fortress
in the eleventh year of his reign
when Mennieay was hazarapet [chiliarch]
and Amateay was sparapet [commander].

В Армении принято считать, что храм был посвящен Михру , богу солнца в зороастрийской армянской мифологии и эквиваленту Митры . [Дж] [39] Тиридат, как и другие армянские монархи, считал Михра своим покровителем. Некоторые ученые утверждают, что, учитывая исторический контекст, в котором был построен храм — в частности, после его возвращения из Рима в качестве царя — было бы логично предположить, что Тиридат посвятил храм своему богу-покровителю. [32] Кроме того, в 2011 году примерно в 20 метрах (66 футов) от храма были обнаружены белые мраморные скульптуры бычьих копыт, возможно, это остатки скульптуры Мира, которого часто изображали в бою с быком. [40] [41]

Ученые полагают, что в его строительстве участвовали греки или римляне. Телфер считал, что он был построен греческими рабочими, а его греческий стиль отражает желание Тиридата «привить вкус к высшему искусству среди своего народа». [42] [43] Аршак Фетваджян предположил, что он был построен «римскими архитекторами для Тиридата и, вероятно, для языческого культа греко-римских богов». [44] Маранчи обнаружил стилистическое сходство со сооружениями в Малой Азии и предположил, что в его строительстве могли принимать участие имперские римские рабочие. [19] Вреж Нерсесян утверждал, что, хотя «дизайн и орнамент типично римские, рабочие были местными и имели опыт резьбы по базальту». [28] Вараздат Арутюнян полагал, что в этом замешаны и местные рабочие. [3]

Некоторые ученые утверждают, что он мог быть построен на вершине урартского храма. [37] [45]

Мавзолей или гробница

[ редактировать ]
Вид с воздуха

Не все ученые убеждены, что это сооружение было храмом. Среди первых скептиков Камилла Тревер предположила в 1950 году, что, основываясь на другой интерпретации дошедшей до нас литературы и доказательствах, предоставленных чеканкой монет, возведение храма началось в 115 году нашей эры. Поводом для его строительства могло бы стать объявление Армении римской провинцией. [28] и в храме должно было разместиться императорское изображение Траяна . [46]

В 1982 году Ричард Д. Уилкинсон предположил, что это здание представляет собой гробницу, построенную, вероятно, ок. 175 г. н. э. в честь одного из романизированных царей Армении конца II века. Эта теория основана на сравнении с греко-римскими постройками западной части Малой Азии (например, памятником Нереиде , мавзолеем Белеви , мавзолеем в Галикарнасе ), [16] открытие близлежащих могил, датируемых примерно тем же временем, и обнаружение нескольких мраморных кусков азиатского саркофага. Уилкинсон, кроме того, утверждает, что нет прямых доказательств, связывающих это сооружение с Митрой или Михром, и что греческая надпись, приписываемая Тиридату I, вероятно, относится к крепости, а не к сооружению с колоннадой. Он также отмечает, что маловероятно, что языческий храм переживет разрушение во время обращения Армении в христианство в IV веке, когда все остальные подобные храмы были разрушены. [47] [22]

Джеймс Р. Рассел считает мнение о том, что это сооружение является храмом Михра, необоснованным, и скептически относится к тому, что греческая надпись относится к храму. [48] Он предположил, что «великолепный мавзолей» воздвигли римляне, жившие в Армении. [49] Рассел согласился с интерпретацией Уилкинсона о том, что это была гробница II века, «возможно, одного из романизированных царей Армении», такого как Согем, и что она «уникальна для страны и свидетельствует об особенно сильном римском присутствии». [50] Феликс Тер-Мартиросов также считал, что он был построен во второй половине II века. [51] Роберт Х. Хьюсен утверждал, основываясь на строительстве церкви в VII веке рядом с ней, а не на ее месте, что это здание было «скорее могилой одного из назначенных римлянами царей Армении», такого как Тиридат. Я или Согемус (р. 140–160). [10]

Христианский период и крах

[ редактировать ]
Картина Нагаша Овнатана с изображением , его супруги Ашхен и его сестры Хосровидухт Тиридата III , начало 1700-х годов. [52]

В начале четвертого века, [к] когда царь Тиридат III принял христианство в качестве государственной религии Армении, все языческие культовые сооружения в стране были разрушены. [55] Ученые считают его единственной языческой, эллинистической или греко-римской постройкой, пережившей широкомасштабное разрушение. [л] [м] Ученые продолжают спорить, почему его уберегли от разрушения. Жорес Хачатрян утверждает, что он подвергся деязычеству и после этого считался прекрасным сооружением внутри царского дворцового комплекса. [62] Тананян считает, что его признали художественным шедевром, что и спасло его от разрушения. [63]

По словам Мовсеса Хоренаци, был построен «дом для охлаждения» ( тун хованоц в крепости Гарни для Хосровидухт , сестры Тиридата III, ). Некоторые ученые полагают, что таким образом храм превратился в царскую летнюю резиденцию . [9] [59] [64] Вероятно, структура претерпела некоторые изменения. Культовые статуи в целле были сняты, проем в крыше для светового люка был закрыт, а вход преобразован и приспособлен для проживания. [63] Тер-Мартиросов утверждал, что после христианизации Армении первоначально она была царской святыней, но после смерти Хосровидухта ок. 325/326 г. он был преобразован в христианский мавзолей, посвященный ей. [51] Гамлет Петросян и Жорес Хачатрян отвергли постулируемую христианизацию храма. [31]

На стенах храма имеются шесть арабских надписей в куфическом стиле и одна на персидском языке насх , палеографически датированных IX-X веками. [65] [22] Они посвящены взятию крепости и превращению храма в мечеть . [37] также есть большая надпись на армянском языке На входе . Он был оставлен принцессой Хошак Гарни, внучкой Иване Закаряна (командующего грузино-армянскими войсками в начале 13 века) и сына Хошака, Амира Закаре, в 1291 году. В нем записано освобождение жителей Гарни от налогов в формах вина, коз и овец. [66]

Симеон Апаранский , поэт и просветитель, сделал последнее письменное упоминание о храме перед его разрушением в своем стихотворении 1593 года под названием « Плач престоле Трдата» на . [67] [68] [н] Форт Гарни был поврежден, когда он был захвачен дважды во время Османско-персидских войн , в 1604 и 1638 годах . [70]

Вся колоннада рухнула в результате разрушительного землетрясения 4 июня 1679 года. [71] [72] которого Эпицентр расположен в ущелье Гарни . [73] [74] Большинство первоначальных строительных блоков остались разбросанными на этом месте. К концу 1960-х годов на этом месте находилось до 80% оригинальной кладки и декоративных фризов. [75]

Возобновление интереса и реконструкция

[ редактировать ]

Европейские путешественники упоминали храм в своих произведениях еще в 17 веке. [1] Жан Шарден , посетивший Армению в 1673 году до землетрясения, и Джеймс Морье , посетивший Армению в 1810-х годах, [76] оба неверно описали это место через местных информаторов, поскольку они никогда не посещали это место. [16] Роберт Кер Портер , посетивший город в конце 1810-х годов, описал то, что он увидел, как «беспорядочную кучу красивых фрагментов: колонн, архитравов, капителей, фризов, все смешалось в беспорядочном беспорядке». Он предоставил чертеж этого места. [16] [77] Еще одним европейцем, посетившим и задокументировавшим руины храма, был Фредерик Дюбуа де Монперре , который предложил план реконструкции в своей книге 1839 года. [16] Джон Бьюкен Телфер , посетивший его в 1870-х годах, писал, что руины «лежат в чудесном беспорядке». [43] Во время своей лекции об Армении он удалил фрагмент архитрава с головой льва, который был выставлен в Королевском обществе искусств в 1891 году. [42] Впоследствии он завещал ее Британскому музею , где она и находится по сей день. [78]

В 1880 году русский археолог Алексей Уваров , возможно, вдохновленный одновременным переносом Пергамского алтаря из Малой Азии в Германию, предложил перенести камни в Тифлис Грузии ) и реконструировать там по плану де Монпере. [84] Лори Хачадурян предполагает, что это предложение «можно рассматривать как попытку использовать римское прошлое Армении во славу России путем переноса ее самого знакового памятника в ближайший административный центр». [84] Губернатор Эривани , сославшись на технические трудности с перемещением его частей, не реализовал план, и проект был свернут. [85] [86]

такие ученые, как Никогайос Буниатян , Бабкен Аракелян и Николай Токарский . В последующие десятилетия храм изучали [63] В 1909–11 во время раскопок под руководством Николаса Марра были обнаружены руины храма. Буниатян пытался реконструировать храм в 1930-х годах. [85]

В 1949 году Академия наук Армении начала масштабные раскопки крепости Гарни под руководством Бабкена Аракеляна . Историк архитектуры Александр Сахинян остановился на самом храме. Лишь почти двадцать лет спустя, 10 декабря 1968 года, правительство Советской Армении утвердило план реконструкции храма. Группа под руководством Сахиняна начала восстановительные работы в январе 1969 года. Они были завершены к 1975 году. [87] почти через 300 лет после того, как он был разрушен землетрясением. [36] [88] Храм был почти полностью перестроен с использованием оригинальных камней , за исключением недостающих частей, которые были заполнены пустыми (неукрашенными) камнями. [85]

Фонтан, посвященный реконструкции Сахиняна (1978 г.).

Реставрация была принята хорошо. Майкл Гринхал назвал это «почти идеальной реконструкцией». [89] Американская группа по сохранению исторического наследия отметила: [90]

Около трети реконструкции было выполнено из оригинальных материалов и две трети из новых материалов. Новый камень того же сорта и цвета, что и старый, был добыт в местном карьере. Огранка этого камня производилась на месте. Профили оригинала были воспроизведены без украшений оригинала и без каких-либо попыток подделки или антиквариата. Если необходимо провести реконструкцию, это замечательный подход.

Лидер советской Армении Карен Демирчян указал на его восстановление как на «показательный пример» защиты и реставрации исторических памятников в советский период. [6] За разработку и руководство проектом Сахинян в 1975 году был удостоен Государственной премии Армянской ССР . [91] В 1978 году возле храма был установлен фонтан-памятник, посвященный реконструкции Сахиняна. [88]

Архитектура

[ редактировать ]
Типичный вид на храм

Он соответствует общему стилю классической древнегреческой архитектуры и был описан как греческий, римский, греко-римский или эллинистический. [92] Натали Кампен отметила, что он «разделяет греко-римский словарь с использованием базальта, а не мрамора». [17] Торос Тораманян подчеркнул уникальность храма как здания в римском стиле на Армянском нагорье и отметил, что он «по существу не оказал никакого влияния на современную или последующую армянскую архитектуру ». [93] Сирарпи Дер Нерсесян утверждала, что храм римского типа «лежит вне линии развития армянской архитектуры». [94] Фетваджян описал его как «чисто римского стиля». [44]

Сахинян, архитектор, руководивший его реконструкцией, подчеркнул местное армянское влияние на его архитектуру, назвав его «армяно-эллинским» памятником. [95] девятого века до нашей эры Он также настаивал на том, что он напоминает урартский храм Мусасир . [96] На основе сравнительного анализа Сахинян также предположил, что конструкция колонн имеет свое происхождение в Малой Азии . [97] Маранчи отмечает, что его антаблемент похож на антаблемент храма Антонина Пия в Сагалассосе в западной части Малой Азии и на колонны Атталии . [19]

В своих небольших пропорциях [44] храм сравнивают с римскими храмами Maison Carrée в Ниме и Храмом Августа и Ливии во Вьенне , Франция. [98] [99] Уильям Х. Макнил описал его как «маленькое и ничем не примечательное». [100] Дикран Куймджян назвал его «великолепным» и восхитился «элегантностью его пропорций». [101]

Экстерьер

[ редактировать ]

Храм построен из местного серого базальта . [4] [16] собирается без использования строительного раствора . [5] [19] Вместо этого блоки скреплены железными и бронзовыми зажимами. [19] Это периптерос , состоящий из колонного портика (пронаос) и целлы (наос), возведенных на возвышении (основании). [4] [85] Подиум размером 15,7 на 11,5 м (52 на 38 футов) и расположенный на высоте 2,8–3 м (9 футов 2 дюйма – 9 футов 10 дюймов) над землей. [3] [37] поддерживается в общей сложности двадцатью четырьмя колоннами ионического ордера , каждая высотой 6,54 м (21,5 фута): шесть спереди и сзади и восемь по бокам (с угловыми колоннами, учтенными дважды). [4] [92]

На северной стороне есть лестница шириной 8–8,5 м (26–28 футов), ведущая в камеру. [3] [37] Он состоит из девяти крутых ступеней. [102] каждая имеет высоту 30 см (12 дюймов) — примерно в два раза больше средней высоты ступеньки. [103] Тананян предполагает, что восхождение по этим ступеням заставляет людей чувствовать себя смиренными и прилагать физические усилия, чтобы добраться до алтаря. [104] По обеим сторонам лестницы стоят примерно квадратные постаменты. На обоих этих постаментах изображен Атлас , греческий мифологический Титан , который нес тяжесть земли, по-видимому, пытаясь поддержать весь храм на своих плечах. Первоначально предполагалось, что эти постаменты служили для поддержания алтарей, жертвенных столов. [104]

Внешний вид храма богато украшен. Треугольный фронтон украшен скульптурами растений и геометрическими фигурами. [104] На фризе изображена непрерывная линия аканта . Кроме того, имеются орнаменты на капители , архитраве и потолке . На камнях переднего карниза изображены скульптуры львиных голов. [40] Сирарпи Дер Нерсесян утверждал, что его «богатые акантовые свитки с вставленными львиными масками и редкими пальметтами, изящные ионические и акантовые капители, другие цветочные и геометрические орнаменты типичны для современных памятников Малой Азии». [105]

Целла

Целла . храма имеет высоту 7,13 м (23,4 фута), длину 7,98 м (26,2 фута) и ширину 5,05 м (16,6 фута) [104] Он занимает площадь 40,3 м2. 2 (434 кв. фута). Из-за относительно небольшого размера целлы было высказано предположение, что когда-то внутри стояла статуя, а церемонии проводились снаружи. [40] Целла освещается из двух источников: непропорционально большого входа размером 2,29 на 4,68 метра (7 футов 6 дюймов на 15 футов 4 дюйма) и проема в крыше размером 1,74 на 1,26 метра (5,7 на 4,1 фута). [106]

Текущее состояние и использование

[ редактировать ]

Это единственное сохранившееся здание с греко-римской колоннадой в Армении (и на всем бывшем Советском Союзе). [д] и, следовательно, является важнейшим памятником древней и дохристианской Армении. [3] [61] [109] Дикран Куймджян охарактеризовал «Греко-римский храм» как «наиболее наглядный пример [классической традиции в армянском искусстве]». [110] В независимой Армении он был изображен на марке 1993 года , не бывшей в обращении серебряной памятной монете 1994 года. [111] и аверс банкноты номиналом 5000 драмов (в обращении с 1995 по 2005 гг.). [112]

Туристическая достопримечательность

[ редактировать ]
Вардавар , популярный летний фестиваль дохристианского происхождения, отмечаемый возле храма в 2014 году.

Он стал туристическим центром еще до его реконструкции в 1970-х годах. [113] Сегодня это, наряду с близлежащим средневековым монастырем Гегард , одно из самых посещаемых мест Армении. [114] [115] Многие посетители предпочитают исследовать эти два места, известные под общим названием Гарни-Гегард, во время однодневной поездки из Еревана. [116] [117] В 2013 году храм посетило около 200 000 человек. [118] Число посетителей почти удвоилось к 2019 году, до пандемии COVID-19 , когда Гарни принял почти 390 000 посетителей, в том числе 250 000 армян и 137 400 иностранцев. [119]

Среди известных посетителей - несколько президентов, [the] оперная певица Монсеррат Кабалье , [124] Американские телеведущие Хлоя и Ким Кардашьян , [125] и Конан О'Брайен , [126] Звезда российской эстрады Филипп Киркоров . [127] В октябре 2023 года во время своего визита в Армению министр культуры Франции Рима Абдул Малак объявила о побратимстве Гарни с Maison Carrée в Ниме . [128]

Сохранение

[ редактировать ]

Храм и крепость являются частью Гарниского историко-культурного музея-заповедника, который занимает 3,5 гектара (8,6 акра) и находится в ведении Службы охраны исторической среды и культурных музейных заповедников Министерства культуры Армении. [118] В утвержденный правительством перечень памятников истории и культуры включено 11 объектов на территории территории. [14]

По данным опроса 2006 года, состояние сохранности Гарни было оценено более чем тремя четвертями посетителей как «хорошее» или «очень хорошее». [117] В 2011 году ЮНЕСКО наградила музей-заповедник Гарни Международной премией Мелины Меркури за охрану и управление культурными ландшафтами за «меры, принятые для сохранения его культурных остатков, а также акцент, уделяемый усилиям по интерпретации и открытию этого места для национальных и иностранных посетителей». ." [129]

Инциденты

[ редактировать ]

25 сентября 2014 года российский турист в возрасте около 20 лет испортил храм, нарисовав из баллончика надпись « В мире идол ничто » (буквально переводится как «В мире идол — ничто»). [130] [131] Через несколько дней картину почистили. [132] Госслужба Армении по охране историко-культурных заповедников в феврале 2015 года подала против него гражданский иск, в котором потребовала 839 390 драмов (~ 1760 долларов США) для возмещения ущерба, нанесенного вандализмом. [133] Решением, вынесенным в апреле 2015 года, Котайкский областной суд постановил оштрафовать его на требуемую сумму. [134]

4 сентября 2021 года на этом месте прошла санкционированная частная свадебная церемония, вызвавшая много споров. [135] В тот день сайт был закрыт для посетителей. [136] Местные власти Гарни заявили, что выступили против этого, направив письменное заявление в Министерство культуры. [137] Министерство культуры заявило, что агентство, ответственное за сохранение объекта, действовало независимо, разрешив проведение мероприятия. [138]

Неоязыческий храм

[ редактировать ]

С 1990 года [139] храм был центральной святыней [140] [141] небольшого числа последователей армянского неоязычества (близкого к зороастризму ), которые ежегодно проводят церемонии в храме, [142] особенно 21 марта — языческого Нового года. [139] [143] В этот день, который совпадает с Наврузом , иранским Новым годом, армянские неоязычники отмечают день рождения бога огня Ваагна . [144] Торжества неоязычников проводятся и во время летнего фестиваля Вардавар , имеющего дохристианское (языческое) происхождение. [145] [146]

Известные события

[ редактировать ]

первых факел Всеармянских игр . 28 августа 1999 года возле храма был зажжен [147]

Площадь перед храмом иногда использовалась как площадка для концертов:

В кино и на телевидении

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
Примечания
  1. ^ база: 2,8 метра (9,2 фута); Целла: 7,9 метра (26 футов) [3]
  2. ^ Армянский : Храм Гарни , Гарнии Тачар ; [3] [5] часто называемый Гарнии или языческий храм Гарну , Гарнии или Гарну хет'аносакан тачар , букв. « языческий храм Гарни » , иногда переводимый как «язычник», а не «язычник». [6]
  3. ^ Колледж Малкольма А.Р. отметил использование ионического ордера в «сравнительно чистой и функциональной форме» в таких отдаленных местах, как «Римский Гарни в Армении», остров Файлака в Кувейте и храм Джандиал в Таксиле , Пакистан. [8]
  4. ^ Перейти обратно: а б после реконструкции:
    • Адам Т. Смит : «единственное здание с греко-римской колоннадой в Советском Союзе» [2]
    • Дикран Куймджян : «...отличается тем, что является единственным греко-римским храмом, стоящим над землей во всем Советском Союзе». [101]
    до реконструкции:
    • Акоп Манандян : «Безусловно, это единственный архитектурный памятник эллинистической эпохи во всем Советском Союзе». [107]
    • Камилла Тревер : «...свой храм, подобного которому мы еще не знаем на территории нашего Союза». [108]
    • Александр Монгайт : «Наиболее сохранившийся древний храм на территории Советского Союза». [24]
  5. ^ Армянский : Гарний или замок Гарну , Гарний или Гаршну амроц
  6. ^ «...теперь реконструирован как храм, хотя эта идентификация была оспорена». [18]
  7. ^ Это почти общепринято в основной армянской историографии. [20] [21] [3] Брейди Кислинг заявил, что эта точка зрения принята некоторыми учеными. [22] при этом, по словам Жореса Хачатряна , принявшего датировку, он написал, что с ней согласны большинство учёных. [23] Александр Монгайт писал в 1955 году: «Большинство ученых склонны считать храм Гарни постройкой царя Трдата I, относящейся к I веку нашей эры». [24] Хачадурян писал, что его «чаще всего считают храмом бога Михра или Митры, построенным в конце первого века нашей эры». [16]
  8. Надпись выполнена «на базальтовой глыбе длиной 165 см, высотой 50 см и толщиной 79–80 см; размер букв примерно 5 х 5,5 см». [9] Его обнаружил Мартирос Сарьян в июле 1945 года на кладбище Гарни, недавно привезенный с близлежащей водяной мельницы. [25] [26] Сейчас он находится внутри крепости.
  9. После римско-парфянской войны за Армению (58–63) был подписан мирный договор, согласно которому Тиридат будет коронован Нероном и, таким образом, станет союзником Рима. [29] Взамен Рим признал независимость Армении. [30]
  10. ^ «чаще всего считается храмом бога Михра или Митры» [16]
  11. ^ Традиционная дата — 301 год нашей эры. [53] но «согласно мнению ученых, следует отдать предпочтение ок. 314 г.». [54]
  12. ^ язычник
    • «Памятники Гарни — единственные известные нам остатки языческой архитектуры Армении. [...] Самые важные руины — это руины храма» [56]
    • "...все языческие культовые сооружения (кроме храма Гарни) были безжалостно разрушены..." [57]
    • «Единственный сохранившийся в Армении языческий храм в Гарни» [58]
    • "...единственный сохранившийся памятник языческого армянского архитектурного наследия" ["...единственный сохранившийся памятник языческого армянского архитектурного наследия"] [59]
    • «Уничтожение языческих пережитков было настолько полным, что почти не сохранилось ни архитектурных остатков, ни храмовых записей… Единственное исключение — храм Гарни» [55]
  13. ^ Эллинистический/греко-римский
    • «Языческий храм Гарни, посвященный богу Михру, — единственное сохранившееся эллинистическое сооружение» [60]
    • «единственная сохранившаяся нетронутая модель эллинистической архитектуры в Армении» [37]
    • «Единственный сохранившийся эллинистический храм» [36]
    • «Единственный сохранившийся образец греко-римской архитектуры в Армении» [61]
  14. ^ Европейские посетители XIX века Роберт Кер Портер и Дюбуа де Монпере подтвердили, что это место на местном уровне называлось «троном Тиридата» («Тах Тердат» или «Такт-и-Тиридат» на персидском языке ). [69] [16]
  15. ^ включая Бориса Ельцина из России, [120] Каролос Папулиас из Греции, [121] Деметрис Христофиас с Кипра, [122] и Хайнц Фишер из Австрии. [123]
Ссылки
  1. ^ Перейти обратно: а б с Хачадурян 2008 , с. 251.
  2. ^ Перейти обратно: а б Смит, Адам Т. (2012). « Ереван, мой древний Эребуни»: археологический репертуар, общественные собрания и производство (пост-)советской нации». У Чарльза В. Хартли; Г. Бике Язичиоглу; Адам Т. Смит (ред.). Археология власти и политики в Евразии: режимы и революции . Издательство Кембриджского университета. п. 65. ИСБН  9781107016521 . уникальный храм-гробница в Гарни, к востоку от Еревана – единственное здание с греко-римской колоннадой где-либо в Советском Союзе.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Арутюнян 1992 , с. 57.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Аракелян, Бабкен (1968). «Раскопки в Гарни, 1949–1950». Алексеев , Валерий (ред.). Вклад в археологию Армении . Кембридж, Массачусетс: Музей археологии и этнологии Пибоди . п. 22. Храм периферический, построен на высоком подиуме, с 24 ионическими колоннами, по 6 спереди и сзади и по 8 с каждой стороны; угловые столбцы указаны дважды. Он построен из серого базальта, добытого в Гарни.
  5. ^ Перейти обратно: а б Акопян, Т.Х. ; Мелик-Бахшян, Св. Т. [на армянском] ; Барсегян, Х.Х. [на армянском языке] (1986). «Храм Гарни». Словарь топонимов Армении и прилегающих регионов, том I (на армянском языке). Издательство Ереванского университета. п. 704 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Демирчян, К.С. (1984). Советская Армения . Москва: Издательство Прогресс. стр. 71-72 .
  7. ^ Истмонд, Энтони (2017). «Тамта и хорезмийцы: Битва при Гарни». Мир Тамты: жизнь и встречи средневековой дворянки от Ближнего Востока до Монголии . Издательство Кембриджского университета . п. 322 . ISBN  9781107167568 .
  8. ^ Колледж, Малкольм А.Р. (1977). Парфянское искусство . Лондон: Элек. п. 69 . ISBN  0236400851 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и Рассел 1987 , с. 269.
  10. ^ Перейти обратно: а б Хьюсен 2001 , с. 62.
  11. ^ Перейти обратно: а б Канепа 2018 , стр. 116.
  12. ^ Кислинг 2000 , с. 52.
  13. ^ Роллер, Дуэйн В. (1998). Строительная программа Ирода Великого . Издательство Калифорнийского университета . п. 268 . ISBN  9780520209343 .
  14. ^ Перейти обратно: а б «Государственный список недвижимых памятников истории и культуры Котайкской области Республики Армения» . arlis.am (на армянском языке). Армянская правовая информационная система. 24 декабря 2003 г. Архивировано из оригинала 12 января 2015 г.
  15. ^ Словарь населенных пунктов Республики Армения (PDF) (на армянском языке). Ереван: Центр геодезии и картографии Комитета кадастра Республики Армения. 2008. с. 51. Архивировано из оригинала (PDF) 11 марта 2018 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Хачадурян 2008 , с. 252.
  17. ^ Перейти обратно: а б Кампен, Натали (2015). «Римское искусство и архитектура в провинциях и за пределами римского мира». В Маркони, Клементе (ред.). Оксфордский справочник по греческому и римскому искусству и архитектуре . Издательство Оксфордского университета . п. 398 . ISBN  9780199783304 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Гарсоян, Нина (1997). "Армения". В Мейерсе, Эрик М. (ред.). Оксфордская энциклопедия археологии Ближнего Востока. Том 1 . Издательство Оксфордского университета. стр. 202-207 .
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и Маранчи, Кристина (2018). Искусство Армении: Введение . Издательство Оксфордского университета . стр. 26–27. ISBN  978-0190269005 .
  20. ^ Перейти обратно: а б Тананян 2014 , стр. 33–34.
  21. ^ Еремян С.Т. , изд. (1971). История армянского народа, Х. 1 [История армянского народа Том. 1] (на армянском языке). Ереван: Академия наук Армянской ССР . п. 925 . 77.—Завершение строительства крепости Гарни и храма. [77—Завершение строительства крепости Гарни и храма.]
  22. ^ Перейти обратно: а б с Кислинг 2000 , с. 51.
  23. ^ Хачатрян 2001 , с. 244–245.
  24. ^ Перейти обратно: а б Монгайт, Александр (1955). Археология в СССР [Археология в СССР] (на русском языке). Москва: Академия наук Советского Союза . п. 222 .
  25. ^ Абрамян 1947 , стр. 61.
  26. ^ Манандиан 1946 , с. 3.
  27. ^ Тананян 2014 , стр. 31–32.
  28. ^ Перейти обратно: а б с д Нерсесян 2001 , с. 101.
  29. ^ Дандо-Коллинз, Стивен (2010). Великий пожар Рима: Падение императора Нерона и его города . Кембридж, Массачусетс: Da Capo Press. п. 15 . ISBN  978-0306818905 .
  30. ^ Вопросы 2014 г. , с. 34.
  31. ^ Перейти обратно: а б Хачатрян 2001 , с. 245.
  32. ^ Перейти обратно: а б Вопрос 2014 , с. 35.
  33. ^ Абрамян 1947 , стр. 66.
  34. ^ Рассел 1987 , стр. 269-270 .
  35. ^ Ананян, Погос (1994). «Греческая надпись Гарни». Базмавеп (на армянском языке). 152 . Сан-Лазаро-дельи-Армени . Орден Мхитаристов : 111. процитировано и переведено Врежем Нерсесяном 2001, с. 103:
  36. ^ Перейти обратно: а б с Петросян, Гамлет (2001). «Символы армянской идентичности: Храм». В Абрамяне, Левон ; Суизи, Нэнси (ред.). Армянское народное искусство, культура и идентичность . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 43 . ISBN  9780253337047 . Единственный сохранившийся эллинистический храм, чудесный храм Гарни с ионическими колоннами был построен в I веке нашей эры и посвящен богу Солнца Митре (Михр по-армянски).
  37. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Гарни: Храм Митры» . www.armenianheritage.org . Проект по повышению осведомленности об армянских памятниках (через ИКОМОС Армения). Архивировано из оригинала 29 января 2022 года. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  38. ^ Бауэр-Мандорф 1981 , с. 72.
  39. ^ [36] [37] [38]
  40. ^ Перейти обратно: а б с Вопрос 2014 , с. 39 .
  41. ^ «Мрамор «Голова быка», входящий в группу статуй бога Михра, будет выставлен в Гарни » (на армянском языке). Арменпресс . 11 марта 2021 года. Архивировано из оригинала 16 марта 2021 года.
  42. ^ Перейти обратно: а б Телфер, Джон Бьюкен (29 мая 1891 г.). «Армения и ее народ» . Журнал Общества искусств . XXXIX (2, 010). Лондон: Королевское общество искусств : 573 . JSTOR   41328205 .
  43. ^ Перейти обратно: а б Телфер, Дж. Бьюкен (1876). Крым и Закавказье. Том I. Лондон: Генри С. Кинг и компания, с. 222 .
  44. ^ Перейти обратно: а б с Фетваджян, А. (1922). «Очерк истории армянской архитектуры» (PDF) . Журнал Королевского института британских архитекторов . XXIX (19). Перевод Lethaby, WR (сокращенно из примечаний на французском языке): 586 .
  45. ^ Тревер 1953 , стр. 38.
  46. ^ Отчет Камиллы Тревер , цит. Филд, Генри ; Прайс, Кэтлин (1950). «Археологические новости, Россия». Американский журнал археологии . 54 (4): 427. дои : 10.2307/501010 . JSTOR   501010 . S2CID   191409715 .
  47. ^ Уилкинсон 1982 , стр. 221–244.
  48. ^ Рассел 1987 , с. 270.
  49. ^ «Кармина Ваагни», первоначально опубликованная в Acta Antiqua 32.3-4, Будапешт, 1989, стр. 319; воспроизведено в Рассел, Джеймс Р. (2004). Арменоведение и ирановедение . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . п. 359.
  50. ^ «Об армяно-иранских корнях митраизма», первоначально опубликовано в «Исследованиях митраизма», Дж. Хиннеллс, изд., Рим: Бретшнайдер, 1994, стр. 188; воспроизведено в Рассел, Джеймс Р. (2004). Арменоведение и ирановедение . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . п. 558.
  51. ^ Перейти обратно: а б Хачатрян 2001 , с. 244.
  52. ^ « Царь Трдат, царица Ашхен и Хосровадухт молятся», Кафедральный собор Эчмиадзина (оригинал) . Gallery.am (на армянском языке). Национальная галерея Армении . Архивировано из оригинала 2 декабря 2023 года.
  53. ^ Паносян 2006 , с. 106.
  54. ^ Редгейт, AE (2000). Армяне . Оксфорд: Издательство Блэквелл . п. 314 . ISBN  9780631220374 .
  55. ^ Перейти обратно: а б Хаджикян, Агоп Джек ; Басмаджян, Габриэль; Франчук, Эдвард С.; Узунян, Нурхан (2000). Наследие армянской литературы: от устной традиции к золотому веку . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. п. 80 . ISBN  9780814328156 . Уничтожение языческих пережитков было настолько полным, что почти не сохранилось ни архитектурных остатков, ни храмовых записей... Единственное исключение - храм Гарни...
  56. ^ Нерсесян 1969 , с. 99.
  57. ^ Григорян, Ваагн (2014). «Проблема фундаментального пересмотра истории армянской архитектуры [Проблема фундаментального пересмотра истории армянской архитектуры]» . Патма-Банасиракан Хандес (на армянском языке). № 1 (1). 20. {{cite journal}}: |volume= есть дополнительный текст ( помощь )
  58. ^ Берман, Майкл (2008). Шаманские темы в армянских народных сказках . Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing. п. 34. ISBN  9781847186218 .
  59. ^ Перейти обратно: а б Вопрос 2014 , с. 31.
  60. ^ Нерсесян 2001 , с. 100.
  61. ^ Перейти обратно: а б Холдинг, Дейдра (2014). Армения: с Нагорным Карабахом (4-е изд.). Брэдт Путеводители . п. 40. ИСБН  9781841625553 . Безусловно, самым известным дохристианским зданием является единственный сохранившийся образец греко-римской архитектуры в Армении, построенный в Гарни...
  62. ^ Хачатрян 2001 , с. 251.
  63. ^ Перейти обратно: а б с Вопрос 2014 , с. 32.
  64. ^ Хачатрян 2001 , с. 254.
  65. ^ Khachatrian, Aleksandr Arutyunovich (1987). Корпус арабских надписей Армении VIII - XVI вв. [Corpus of Arabic Inscriptions of Armenia, 8th - 16th centuries] (in Russian). Yerevan: Academy of Sciences of the Armenian SSR. pp.  51-53 . Archived from the original on December 6, 2023.
  66. ^ Аракелян, Б.Н. ; Караханян, Г.Х. (1962). Весна. Результаты раскопок 1949-1956 гг. [Гарни. Том III: Итоги раскопок 1949-1956 гг.] (на армянском языке). Ереван: Издательство Академии наук Армянской ССР . п. 45 .
  67. ^ Вопросы 2014 г. , с. 44.
  68. ^ Газинян, А.А. (1974). «Олицетворение в средневековой армянской литературе» . Лрабер Хасаракакан Гитутуннери (на армянском языке). № 5 (5). 40. {{cite journal}}: |volume= есть дополнительный текст ( помощь )
  69. ^ Портер 1821 , с. 626.
  70. ^ Арутюнян 1992 , с. 56.
  71. ^ Акопян, Тадевос (1979). История Еревана (1500-1800 гг.) [ История Еревана (1500-1800 гг.) ] (на армянском языке). Издательство Ереванского государственного университета. п. 327 .
  72. ^ Пирузян С.А. (2011). «Влияние многофокусных землетрясений на сейсмическое движение» . Сейсмические инструменты . 47 (2): 118. Бибкод : 2011SeisI..47..116P . дои : 10.3103/S0747923911020071 . S2CID   129102658 .
  73. ^ Гвидобони, Э.; Арутюнян Р. ; Караханян, А. (2003). «Сильное землетрясение в Гарни (Армения) 14 июня 1679 года: новый анализ» Журнал сейсмологии 7 (3). Издательство Kluwer Academic: 302. Бибкод : 2003JSix...7..301G . дои : 10.1023/А:1024561622879 . S2CID   126868275 .
  74. ^ Асратьян, Мурад (1995). «Средневековые землетрясения Армянского нагорья и исторических городов Айрарат и Ширак (Двин, Ани, Ереван)» . Анналы геофизики . 38 (5–6). Итальянский национальный институт геофизики : 721 .
  75. ^ Ланг 1970 , с. 146.
  76. ^ Морье, Джеймс (1818). Второе путешествие через Персию, Армению и Малую Азию в Константинополь между 1810 и 1816 годами . Лондон: Лонгман. п. 339–340 .
  77. ^ Портер 1821 , с. 626 .
  78. ^ «Фрагмент резного черного базальтового фриза» . Британский музей . Архивировано из оригинала 5 сентября 2021 года. Описано [...] как «Из дворца Тиридата», но на самом деле из храма (сейчас восстановленного)…
  79. ^ Портер 1821 , с. 624 .
  80. ^ Стржиговский 1918 , стр. 13 .
  81. ^ Цветные фотографии до реконструкции можно найти здесь .
  82. ^ Стржиговский 1918 , стр. 344 .
  83. ^ «Фото: Языческий храм Гарни, вид с северного фасада» . treasury.am (на армянском языке). Архивировано из оригинала 16 февраля 2022 года . Проверено 12 февраля 2022 г. Время создания/производства: 1947 год. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  84. ^ Перейти обратно: а б Хачадурян 2008 , с. 256.
  85. ^ Перейти обратно: а б с д Вопрос 2014 , с. 33.
  86. ^ Тревер 1953 , стр. 30.
  87. ^ Донабедиан, Патрик (2012). «Использовали ли архитекторы средневековой Армении сейсмические устройства?» . Обзор арменоведения (на французском языке): 172. Архивировано из оригинала 23 апреля 2023 г.
  88. ^ Перейти обратно: а б " Историко-культурный музей-заповедник "Гарни" [Историко-культурный музей-заповедник "Гарни]" . hushardzan.am (на армянском языке). Служба по охране исторической среды и культурных музеев-заповедников Министерства культуры Республики Армения. Архивировано из оригинала 13 февраля 2018 г. Проверено 16 января 2015 г.
  89. ^ Гринхал, Майкл (2012). От Константинополя до Кордовы: демонтаж древней архитектуры Востока, Северной Африки и исламской Испании . Лейден: Брилл. п. 10 . ISBN  9789004212466 .
  90. ^ Джадд, Генри А. (1975). «Техника и управление реставрацией». Отчет группы по сохранению исторического наследия США совместной рабочей группы США-СССР по улучшению городской среды, 25 мая-14 июня 1974 г. Вашингтон, округ Колумбия: Министерство внутренних дел США . п. 40 .
  91. ^ Арутюнян, Вараздат (1982). «Александр Сахинян [Александр Сахинян]» . Лрабер Хасаракакан Гитутуннери (на армянском языке). 12 . ISSN   0320-8117 . Архивировано из оригинала 9 января 2024 г.
  92. ^ Перейти обратно: а б Вопрос 2014 , с. 37.
  93. ^ Хачадурян 2008 , с. 272.
  94. ^ Нерсесян 1969 , стр. 99, 108.
  95. ^ Тананян 2014 , стр. 41–42.
  96. ^ Сахинян, Александр (1983). Гарнии антик кауйцнери чартарапетутьюне [Архитектура древних сооружений Гарни] . Издательство Академии наук Армянской ССР . п. 235.
  97. ^ Вопросы 2014 г. , с. 41.
  98. ^ Шмидт, Джоэл [на французском языке] (2004). Римская мифология . Книги Грейнджа. стр. 88. ИСБН  9781840136890 .
  99. ^ Советские исследования , (1968), выпуски 238-249, с. 79. «Древний храм Гарни (I век), напоминающий храм Нима (Франция), является единственным памятником эллинского происхождения, сохранившимся на территории СССР»
  100. ^ Макнил, Уильям Х. (май 1972 г.). «Путешествие от здравого смысла: заметки конференции по связи с внеземным разумом, Бюракан, Армения, сентябрь 1971 г.». Журнал Чикагского университета . 64 (5): 10 .
  101. ^ Перейти обратно: а б Куймджян, Дикран . «Искусство Армении-Архитектура» . Программа арменоведения . Калифорнийский государственный университет, Фресно . Архивировано из оригинала 25 февраля 2024 года.
  102. ^ Volynsky, Leonid [in Russian] (October 1963). "Краски Закавказья. Две Недели в Армении [Colors of the Transcaucasia: Two Weeks in Armenia]" (PDF) . Novy Mir (in Russian). 39 (10). Moscow: Union of Soviet Writers : 129. Archived from the original (PDF) on 2023-12-05. Девять крутых - не по нынешнему шагу - ступеней ведут с торца на высокий подиум
  103. ^ Тананян 2014 , стр. 33, 38.
  104. ^ Перейти обратно: а б с д Вопрос 2014 , с. 38.
  105. ^ Нерсесян 1969 , с. 119.
  106. ^ Тананян 2014 , стр. 38–39.
  107. ^ Манандиан 1946 , с. 59.
  108. ^ Тревер 1953 , стр. 23.
  109. ^ Стоукс, Джейми, изд. (2009). «Армяне». Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока . Издание информационной базы . п. 62 . ISBN  9781438126760 . Несмотря на нехватку сохранившейся дохристианской архитектуры, несколько памятников позволили археологам кое-что узнать об общей схеме дохристианского строительства в Армении. Самым важным из них является объект в Гарни...
  110. ^ Куймджян, Дикран (1994). Аджамян, С.; Стоун, МЭ (ред.). Текст и контекст: Исследования Армянского Нового Завета: доклады, представленные на конференции по Армянскому Новому Завету, 22-28 мая 1992 г. Атланта: Scholars Press. п. 60 . ISBN  0-7885-0033-3 .
  111. ^ «1994 — Гарни» . Центральный банк Армении . Архивировано из оригинала 10 декабря 2023 года.
  112. ^ "Банкноты вышедшие из обращения - 5000 драмов" . Центральный банк Армении . Архивировано из оригинала 28 сентября 2021 года.
  113. ^ Ланг 1970 , с. 144.
  114. ^ Каранян, Мэтью (8 мая 2013 г.). «За пределами Гегарда и Гарни» . Асбарез .
  115. ^ «Ожидается, что число иностранных туристов, посетивших Армению, вырастет до миллиона» . Информационное агентство «АРКА». 30 июня 2014 г.
  116. ^ «Гарни-Гегард: Армянский жемчуг с его цветами» . azatutyun.am (на армянском языке). Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 16 мая 2012 г.
  117. ^ Перейти обратно: а б Альберини, Анна; Лонго, Альберто (2006). «Сочетание стоимости поездки и методов условного поведения для оценки объектов культурного наследия: опыт Армении». Журнал экономики культуры . 30 (4). Springer Science+Business Media : 293. doi : 10.1007/s10824-006-9020-9 . JSTOR   41810931 . S2CID   131869170 .
  118. ^ Перейти обратно: а б Петросян, Сара (21 февраля 2014 г.). «Культурное преступление: пренебрежение правительства и новое кафе гарантируют, что Гарни никогда не станет объектом всемирного наследия ЮНЕСКО» . Хетк Онлайн .
  119. ^ Назаретян, Оганес (10 февраля 2022 г.). «Туризм преодолевает коронавирусный шок [Туризм преодолевает коронавирусный шок]» . Civilnet.am . Архивировано из оригинала 21 мая 2023 года.
  120. ^ Yerkanyan, Artem [in Armenian] (14 October 2002). "Борис Ельцин призвал Турцию покаяться за геноцид армян" . Kommersant (in Russian). Archived from the original on 16 December 2023.
  121. ^ «Президент Греции прибыл в Армению с государственным визитом» . АрменияСейчас . 29 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 18 мая 2019 г. . Проверено 16 января 2015 г.
  122. ^ «С теплыми чувствами и яркими впечатлениями» . Айастани Анрапетутюн . 8 июля 2009 г. Архивировано из оригинала 16 января 2015 г.
  123. ^ Меграбян, Тигран (27 июня 2012 г.). «Визит президента Австрии Хайнца Фишера в собор Гарну и монастырь Гегард» (на армянском языке). PanARMENIAN.Net .
  124. ^ Казанчян, Сирануш (12 июня 2013 г.). «Монсеррат Кабалье посещает храм Гарни и монастырь Гегард» . Общественное радио Армении . Архивировано из оригинала 18 июня 2013 года.
  125. ^ «Освещение в международной прессе визита Ким Кардашьян в Армению» . Civilnet.am . 10 апреля 2015 года. Архивировано из оригинала 18 апреля 2015 года . Проверено 30 декабря 2015 г.
  126. ^ «Конан О'Брайен посещает Армению» . news.am. ​13 октября 2015 г .; Сообщение Team Coco в Facebook ( в архиве )
  127. ^ Kirkorov, Philipp (July 4, 2022). "Вчера, 3 июля 2022 года, мы вернулись назад на 37 лет…" . fkirkorov on Instagram (in Russian). Archived from the original on 4 July 2022.
  128. ^ Малак, Рима Абдул (27 октября 2023 г.). «Сегодня мы объявляем о партнерстве с Maison Carrée de Nîmes» (на французском языке). Твиттер . Архивировано из оригинала 27 октября 2023 года.
  129. ^ «Армянские и палестинские объекты разделили премию «Культурный ландшафт 2011 года»» . сайт ЮНЕСКО.org . ЮНЕСКОПРЕСС. 12 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 21 сентября 2021 г.
  130. ^ Турист из Москвы исписал языческий храм в Армении . Газета.ру (на русском языке). 26 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2014 г.
  131. ^ Россиянин осквернил собор Гарну . А1плюс (на армянском языке). 26 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 16 марта 2021 г.
  132. ^ Заметку российского туриста о соборе Гарни стёрли . Tert.am (на армянском языке). 1 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 24 февраля 2021 г.
  133. ^ "Армения потребовала более $1700 c осквернившего языческий храм россиянина" (in Russian). Interfax . 11 February 2015. Archived from the original on 25 February 2021.
  134. ^ "Гражданин России, исписавший краской храм в Армении, отделался штрафом" (in Russian). REGNUM News Agency . 17 April 2015. Archived from the original on 24 February 2021.
  135. ^ «По поводу закрытого мероприятия в соборе Гарни поступило много жалоб: Комитет по туризму» . «Армян Таймс» (на армянском языке). 5 сентября 2021 г. Архивировано из оригинала 21 сентября 2021 г.
  136. ^ «Языческий храм Гарни закрыт для туристов. Там свадьба » . news.am (на армянском языке). 4 сентября 2021 г. Архивировано из оригинала 21 сентября 2021 г.
  137. ^ "Муниципалитет Гарни, общественный совет и жители были против проведения мероприятия на территории храма Гарни: заявление" . Factor.am (на армянском языке). 5 сентября 2021 г. Архивировано из оригинала 21 сентября 2021 г.
  138. ^ Айрапетян, Сатеник (7 сентября 2021 г.). « Всекитайское собрание народных представителей Украины действовало самостоятельно. КГСМС расследует произошедшее в храме Гарну и примет соответствующие меры » . azatutyun.am (на армянском языке). Радио Свобода . Архивировано из оригинала 21 сентября 2021 года.
  139. ^ Перейти обратно: а б «Новый год и рождение Ваагна 21 марта» . Аравот (на армянском языке). 19 марта 2011 г.: С 1990 года «Завет Сыновей» традиционно отмечает Новый год в соборе Гарни. И в этом году празднование Нового года начнется во второй половине дня 21 марта в Гарни. [Братство Арордиса традиционно отмечает Новый год в храме Гарни с 1990-х годов. И в этом году празднование Нового года начнется во второй половине дня 21 марта в Гарни.]
  140. ^ Антонян Юлия. « Неоязычество в Армении [Неоязычество в Армении]» . Religions.am (на армянском языке). Религии в Армении. Архивировано из оригинала 30 марта 2017 г.
  141. ^ Айтамурто, Каарина; Симпсон, Скотт (2014). «Священные пейзажи». Современные языческие и туземные религиозные движения в Центральной и Восточной Европе . Рутледж. ISBN  978-1844656622 .
  142. ^ Антонян, Юлия (2010). « «Восстановление» религии: неоязычество в Армении. Краткое содержание» . Лаборатория: Российское обозрение социальных исследований (1). Санкт-Петербург. ISSN   2078-1938 . Архивировано из оригинала 11 января 2015 года.
  143. ^ Мелкумян, Грач (21 марта 2002 г.). «Языческий культ отмечает древний фестиваль» . azatutyun.am . Радио Свобода .
  144. ^ Мелкумян, Грач (21 марта 2002 г.). «Языческий культ отмечает древний фестиваль» . Радио Свобода .
  145. ^ Крикорян, Онник (26 июля 2007 г.). «Армянский фестиваль сочетает в себе язычество и национализм» . Евразийнет . Архивировано из оригинала 14 июня 2018 года . Проверено 15 января 2015 г.
  146. ^ «Празднование Вардавара в Гарни» . Хетк Онлайн . 8 июля 2013 г.
  147. ^ «В Гарни зажжётся факел Первой Панармянской игры» . Асбарез . 28 августа 1999 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2021 г.
  148. ^ Абрамян, Гаяне (2 июля 2004 г.). «Поклонение природе: звуки и виды делают ночь в Гарни особенной» . АрменияСейчас . Архивировано из оригинала 16 октября 2013 года.
  149. ^ «Концерт на открытом воздухе в Гарни» . Аравот (на армянском языке). 26 июня 2004 г. Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 г.
  150. ^ «Кислотный Паули в храме Гарни недалеко от Еревана, Армения, для Серкла» . Серкл на YouTube. 9 мая 2019 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г.
  151. ^ Сукиасян, Мариам (3 мая 2019 г.). "Компания Vivaro, Cercle, The Triangûlum, Министерство культуры РА, Комитет по туризму РА и не только 6 мая в Гарни" . vnews.am (на армянском языке). Архивировано из оригинала 27 сентября 2021 года.
  152. ^ Багдасарян, Анна. «Большая вечеринка электронной музыки в храме Гарни» . Le Courrier d’Erevan (на французском языке). Архивировано из оригинала 27 сентября 2021 года.
  153. ^ «Комитас и Оганес Туманян-150. Храм Гарни» . Chambermusiccenter.am . 22 июня 2019. Архивировано из оригинала 11 декабря.
  154. ^ «Стармус сблизит звезды в сентябре этого года на Звездной вечеринке в храме Гарни» . starmus.com . Фестиваль Стармус . 11 августа 2022 года. Архивировано из оригинала 6 сентября 2022 года.
  155. ^ "Кольца славы (1962) драма" . YouTube (in Russian). RVISION. March 9, 2021 . Retrieved 11 February 2022 .
  156. ^ Амбарцумян, Айк (23 ноября 2021 г.). «Гарни: любовь на руинах прошлого [Гарни. любовь на руинах прошлого]» . art365.am (на армянском языке). Статья 365. Архивировано из оригинала 9 февраля 2022 года . Проверено 9 февраля 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  157. ^ «Люди одного города 1966 — ГАРНИ — Фильм Айкакан / Нуйн кагаки мардик — ГАРНИ — Фильм Айкакан» . YouTube (на армянском языке). Национальный киноцентр Армении. 13 ноября 2021 года. Архивировано из оригинала 9 февраля 2022 года . Проверено 9 февраля 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  158. ^ "Песня - 85. Очередной выпуск. Ереван (1985)" (in Russian). Gosteleradiofond on YouTube. 7 August 2021. Archived from the original on 2021-12-21.
  159. ^ Kozachenko, Tatyana (7 February 2012). "Древние храмы из камня в Каменной стране [Ancient stone temples in the Stone country]" . Vokrug sveta (in Russian). Archived from the original on 27 September 2021.
  160. ^ «Гарни, классический храм в Армении» . Film-tracks.pl (на польском языке). 5 февраля 2021 г. 5 февраля 2021 г. Архивировано из оригинала 5 февраля 2021 г.
  161. ^ «Добро пожаловать в нашу сказку. Академии господина Клекса – 30 лет!» . Gażetomania.pl (на польском языке). 3 декабря 2013 г. Архивировано из оригинала 13 июня 2017 г.
  162. ^ "Веселая хроника опасного путешествия (1986) [A Merry Chronicle of a Dangerous Journey (1986)]" (in Russian). Russian State Fund for Television and Radio Programs . March 29, 2021.
  163. ^ Арутюнян, Сусанна (2002). Коуи, Питер (ред.). "Армения". Международный киногид Variety 2003 . Лондон: Button Publishing: 96-97 .
  164. ^ « Жрица в ЕГУ» . ysu.am (на армянском языке). Ереванский государственный университет . Архивировано из оригинала 11 апреля 2021 года.
  165. ^ Чалдранян, Виген (27 февраля 2019 г.). " "Քրմուհին" [Жрица]" . YouTube (на армянском языке). © АРМЕНФИЛЬМ © Голливудская студия Symphony .
  166. ^ «Конан танцует в храме Гарни - КОНАН на TBS» . Команда Коко на YouTube. 18 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г.
  167. ^ «Расписание показов» . Teamcoco.com . 17 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 г.
  168. ^ «#ConanArmenia набирает 1,3 миллиона зрителей» . Асбарез . 19 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 25 декабря 2015 г. Проверено 14 января 2016 г.
  169. ^ «Удивительная гонка. Название серии: (# 2806) «Пусть наступят хорошие времена» » . Критик футона . Архивировано из оригинала 20 января 2022 года.
  170. ^ Уокер, Джоди (1 апреля 2016 г.). «Краткий обзор удивительной гонки: пусть наступят хорошие времена» . Развлекательный еженедельник . ew.com. Архивировано из оригинала 4 декабря 2021 года.
  171. ^ "Кадры из Болливудского боевика «Om - The Battle Within», который частично был снят в Армении" (in Russian). Economy of Armenia. January 6, 2024. Archived from the original on 7 January 2024.

Библиография

[ редактировать ]
Книги
Журнальные статьи

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a2c240e86025b8d0dfbc676e4d4dd9a1__1722593400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a2/a1/a2c240e86025b8d0dfbc676e4d4dd9a1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Garni Temple - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)