Jump to content

гетанизм

(Перенаправлено с армянского неоязычества )

Аревахач . — символ, используемый жителями Арординера
Священники-арординеры проводят церемонию в храме Гарни .

Армянская исконная вера , также называемая армянским неоязычеством или гетанизмом ( армянский : Հեթանոսութիւն Hetanosutiwn ; родственное слово « язычество »), является современным языческим новым религиозным движением , которое восходит к историческим, дохристианским системам верований и этническим религиям Армяне . [ 1 ] Последователи движения называют себя «хетанами» ( армянский : հեթանոս Hetanos , что означает «язычник», таким образом, «этнический», оба слова являются заимствованиями из греческого ἔθνος , этнос ). [ 2 ] или Арорди , что означает «Дети Ари», [ 2 ] в некоторых научных публикациях также обозначается как «Арординеры». [ 3 ]

Движение Арординер имеет предшественников в начале 20-го века, с доктриной Цегакрон (Ցեղակրոն, буквально «национальная религия») националистического политического теоретика. [ 4 ] [ 5 ] Гарегин Нжде . [ 6 ] Институциональную форму оно приняло в 1991 году, сразу после распада Советского Союза в обстановке национального пробуждения, когда арменовед Слак Какосян основал «Орден Детей Ари» ( Арординери Ухт ). [ 6 ] Эксперт по неоязычеству Виктор Шнирельманн оценил последователей армянского неоязычества как «не более нескольких сотен человек». [ 7 ]

Гарегин Нжде

Опыт Нжде и Какосяна

[ редактировать ]

Первая организация армянской родной веры, «Орден детей Ари» (или «Ара»; Арординери Ухт по- армянски ) была основана в 1991 году арменологом Слаком (Эдуардом, или Эдиком) Какосяном (1936–2005). [ 8 ] Он принадлежал к поколению армянских диссидентов и был сослан в 1970-е годы из Советской Армении ; в 1979 г. бежал в США , где познакомился с идеями Гарегина Нжде (1886–1955). [ 8 ]

Нжде был философом, государственным деятелем и федаи первой половины двадцатого века, который оставил непреходящее наследие в истории Армении и до сих пор является одной из движущих сил армянского национализма . [ 6 ] Какосян назвал его «пророком армян». [ 9 ] Нжде основал движение под названием «Цегакрон» («Религия нации»), которое входило в число основных доктрин Армянской федерации молодежи . [ 6 ] В поэтической мифологии Нжде армянский народ идентифицируется как Атлас, поддерживающий упорядоченный мир, [ 6 ] и он ссылается на Айка , мифического патриарха армян , и на Ваагна , солнечного бога и воина, « борца со змеем », как на средства, с помощью которых можно пробудить армянскую нацию и поднять ее дух. Движение Нжде возникло после геноцида армян 1915 года. [ 6 ]

Во время своей ссылки Слак Какосян широко использовал труды Нжде для систематизации Ухтагирка («Книги обетов»), священного текста движения «Армянская родная вера». [ 10 ] В книге Гарегин Нжде обожествляется как воплощение Ваагна, восстановителя истинной веры армян и арийских ценностей . [ 10 ] Еще находясь в США, Какосян утверждал, что был посвящен в древнее армянское наследственное жречество, упомянутое Моисеем Хорене , сменив свое имя с «Эдик» на «Слак». [ 10 ] Вероятно, он познакомился с зороастрийскими общинами в Соединенных Штатах. [ 10 ]

1990-е: Основание «Детей Ари»

[ редактировать ]

Вернувшись в Армению в 1991 году, Слак Какосян собрал общину и основал организацию «Дети Ари». Стали проводить ритуалы в традиционные армянские праздники. Храм Гарни стал центром общины, для управления организацией и обрядами был создан совет жрецов. [ 11 ] В 1990-е годы группа стала заметной в широком армянском обществе. [ 12 ] По мнению ученого Юлии Антонян, появление «Армянской исконной веры» объясняется теми же причинами, которые привели к возникновению других современных языческих движений, а также индуистских и протестантских движений в других постсоветских странах: «Армянская исконная вера» представляет собой местный ответ на социальные и культурные потрясения, последовавшие за крахом советского общества и его атеистической и материалистической идеологии. [ 13 ]

Поддержка Республиканской партии и массовое распространение

[ редактировать ]
Арординский священник.

Ашот Навасардян (1950–1997) и Андраник Маргарян (1949–2007), отцы-основатели Республиканской партии Армении , были арординцами, как и многие другие члены партии, и приняли участие в самом первом ритуале в храме Гарни. [ 14 ] Республиканская партия до недавнего времени оказывала финансовую поддержку «Детям Ари». [ 12 ] спонсировал издание « Ухтагирка» [ 14 ] и установка памятной стелы Слаку Какосяну на территории храма Гарни. [ 15 ] В некоторых регионах фестивали Arordiner отмечаются при поддержке местных муниципалитетов. [ 15 ] Несмотря на эту прочную связь с националистической политической сценой, «Дети Ари» не декларируют политическую ориентацию, а священникам запрещено вступать в какую-либо политическую партию. [ 12 ]

Хотя движение «Армянская коренная вера» зародилось среди армянской интеллектуальной элиты как средство пробуждения армянской идентичности, в последнее время оно расширило свой контингент сторонников среди провинциального и сельского населения. [ 12 ] и среди армянской диаспоры . [ 16 ] Помимо философского подхода интеллектуалов, простые люди склоняются к армянской исконной вере по разным причинам: от мистицизма до сентиментальной преданности богам. Антонян задокументировал случай с тридцатипятилетней женщиной, которая считалась бесплодной и присоединилась к движению «Армянская вера» после того, как якобы забеременела, молясь Анаит, богине плодородия, и Астхик, богине любви и красоты. . [ 16 ] Женщина дала дочери имя «Нана», еще одно имя богини плодородия. [ 17 ]

Местные общины арординеров были организованы в селах за пределами столицы Еревана . Структура Ордена Детей Ари и самих местных общин характеризуется четкой иерархией: совет священников во главе с избранным руководителем занимается организацией всей деятельности. Высшей должностью в иерархии является должность верховного жреца, которая остается вакантной после смерти Слака Какосяна в 2005 году. [ 18 ]

2009: Аветисян и Армяно-арийский орден

[ редактировать ]

Другая партия, которая была тесно связана с арординцами, — это Союз армянских арийцев во главе с Арменом Аветисяном со штаб-квартирой в Абовяне , городе, который является вторым по значимости центром движения «Армянская исконная вера» после Еревана. [ 19 ] Отношения с партией, известной своими крайними взглядами, были прерваны в 2009 году, когда Аветисян провозгласил себя духовным лидером и объявил об инициативе строительства центрального храма в Ереване; Поскольку «Дети Ари» выразили свое несогласие с проектом, Аветисян основал отдельную религиозную группу — Армяно-арийский орден. [ 14 ]

Убеждения

[ редактировать ]

Теология и космология

[ редактировать ]

Убеждения отдельных жителей Арординера различаются. [ 20 ] имеет общую богословскую основу хотя Ухтагирк . Эта теология представляет собой монизм : в начале первого раздела книги говорится, что «в начале был Ар, и Ара был творцом». [ 21 ] Ар — это безличный, лишенный качеств, трансцендентный принцип, порождающий вселенную, тогда как Ара — его личная нынешняя форма как «Творца». [ 22 ] Книга продолжает рассказывать миф о том, как Ара порождает богов. [ 23 ] и как богиня Анаит рождает Ари ( Ария ), форму человечества. [ 21 ] Согласно богословию Арординера, Ар — это животворящий корень слова, [ 24 ] отсюда и происходят такие слова, как, например, искусство («пашня», «возделывание»; культура, искусство), арьюн («кровь»), арганд («чрево»), армат («корень»), арка ( «король»), ара («мужчина»), Арев (Солнце), Ара (проявленный Ар), Ари (действующий с Аром), Чари (противостоящий Ару). [ 25 ] «Суть вещей» и их «совершенство» представлены свастичными мотивами. [ 26 ]

Ари и Чари и множество божеств

[ редактировать ]

Различные божества созданы верховным Ара. Некоторые арординцы считают их не отдельными существами, а «воплощениями разных аспектов Ара». Они организованы в космическую двойственность, представляя «светлую сторону» и «темную сторону» универсальной силы, причем последнюю возглавляет Вишап, великий змей, который идентифицируется как то же самое, что Яхве . [ 20 ] Сама история человечества рассматривается как постоянная борьба между этими двумя силами: одна представлена ​​Ари (арийцами), правыми людьми творческой светлой стороны; другой представлен Чари, разрушительными темными существами, созданными Вишапом из почвы. [ 20 ]

Армянская исконная вера на практике политеистична . [ 23 ] К богам Арординеров относятся: [ 27 ] Айк , мифический основатель армянского народа, Арай, бог войны, Барсамин, бог неба и погоды, Аралез, бог мертвых, Анаит, богиня плодородия и войны, Михр, , солнечный бог Астхик , богиня любви и красоты, Нуне, богиня мудрости, Тир, бог искусства и вдохновения, Цовинар, богиня вод, Аманор, бог гостеприимства, Спандарамет, богиня смерти, и Гиссане, богиня-мать природы.

Загробная жизнь и эсхатология

[ редактировать ]

Арординцы придерживаются циклического взгляда на реальность и верят в реинкарнацию отдельных душ через генетическую линию. То есть считается, что люди возвращаются к жизни в следующих поколениях своих потомков, в том роде, которого они породили при жизни. [ 20 ] Согласно доктринам Арординера, весь мир проходит через схожие циклы: от меньших, представленных днями и годами, до величайших, представленных эрами в десять тысяч лет. [ 28 ]

Борьба между светлыми и темными силами разворачивается на протяжении цикла каждой эпохи: порядок и связь с предками преобладают в течение лета и весны в мире; в то время как беспорядок, смятение и отказ от исконных корней преобладают в мире осенью и зимой. В последний период существа не находятся в гармонии с Ара, не питаются космической энергией и становятся жертвами злых сил Чари. Однако на самом мрачном этапе истории, который, по мнению Арординера, соответствует нынешним временам, Ваагн проявляется снова и возвращает силы Ари к жизни. [ 28 ]

Ухтагирк

[ редактировать ]

Ухтагирк , священная книга армянской родной веры, можно перевести как «Книга обетов». Это было дело всей жизни Слака Какосяна, который завершил рукопись незадолго до своей смерти в 2005 году. [ 27 ] Какосян, однако, считается не «автором» « Ухтагирка» , а скорее «записателем» вечной истины, понимаемой вдохновением. [ 24 ] его «компилятор» ( казмог ). [ 27 ] Книга была официально провозглашена священным текстом Ордена Детей Ари в 2000 году, за пару лет до его завершения, когда религиозная организация была официально зарегистрирована армянским государством. [ 27 ]

Книга разделена на семь частей: Аствацашунч («Словарь»), объясняющий армянский язык как мистическую систему символов, связанных с корнем Ар ; Цагумнаран («Бытие»), объясняющий в мифических терминах происхождение мира, богов и человечества; Аветаран («Книга Заветов») и Дзонаран («Книга од»), которые имеют дело с философскими и онтологическими категориями для объяснения реальности и ценностей; Вехаран («Книга величия») и Патгамаран («Книга заповедей»), в которых представлены мифологизированные описания жизни и идей Нжде соответственно; и «Химнергаран» («Книга гимнов»), представляющий собой сборник стихов, написанных Какосяном и его последователями, а также авторами XIX и начала XX века. Мифологические части творения опираются на армянские средневековые источники и народные знания. [ 29 ]

Считается, что пение ритуальных текстов из книги дает мистический опыт, а сама физическая книга имеет решающее значение для некоторых ритуальных действий, таких как свадебные церемонии, в которых кольца передаются жениху и невесте поверх копии « Ухтагирка» . [ 20 ] В то же время арординцы не считают свою книгу бесспорной, но текст открыт для корректировок в зависимости от меняющихся обстоятельств, считает Какосян, который задумывал книгу в терминах изменчивой и адаптируемой истины. [ 20 ]

Практики

[ редактировать ]
Люди собрались по случаю публичной церемонии у храма Гарни .

Практики, ритуалы и представления армянской веры в основном основаны на инструкциях, данных Ухтагирком . [ 21 ] Например, жрецы часто совершают паломничество на гору Хуступ , где, согласно книге, Гарегин Нжде испытал присутствие бога Ваагна. [ 17 ] Цель священников – повторить такой опыт. [ 17 ] Почитание Нжде и паломничество к месту его захоронения, расположенному на склонах Хуступа, также медленно развивается внутри более широкой общины арординцев. [ 30 ] В целом горы почитаются как святые, поэтому местом паломничества арординцев, помимо Хуступа, служат и другие горы, в том числе гора Арарат и гора Арагац . [ 31 ]

Память о Слаке Какосяне также является частью культа, празднуемого жрецами Арординера. Торжества в честь Ваагна в храме Гарни обычно начинаются у мемориального памятника Какосяну, установленного после его смерти на месте развеивания его праха. [ 21 ] Фигура Какосяна мифологизирована в сборнике стихов Арена Айкяна, опубликованном в 2007 году. В этих стихах он описан как божественный человек. [ 21 ] Айкян также является автором стихов, посвященных Нжде и богам. [ 32 ]

Этап кунк -ритуала.

Ритуалы армянской веры включают ежегодные церемонии, проводимые в традиционные армянские праздники, и три обряда посвящения : кунк , сложный ритуал инициации; псак свадьба; и ритуалы смерти. [ 33 ] Ритуалы смерти требуют кремации тела. [ 33 ] и его возвращение к четырем элементам. Огонь символизирует сама кремация; затем пепел разделяется на три части, из которых одну закапывают в землю, одну развеивают в воздухе Гарнинского ущелья , а третью выливают в воду реки Гарни. [ 34 ] После этого память умершего поминают коллективным зажжением факела. [ 32 ] Первым жителем Арординера, которого кремировали, был сам Какосян, в то время, когда кремация была незаконной в Армении. Позже арординцы получили от государства право кремировать своих умерших. [ 34 ]

Армянский термин «кунк» можно перевести как «обращение» или «возвращение» (к родному образу жизни). [ 35 ] принимают участие от десяти до двадцати человек Юлия Антонян заметила, что в каждом ритуале кунка , который проводится по случаю публичных церемоний в храме Гарни, . В то же время многие арординцы считают, что для поклонения исконным богам Армении не обязательно проходить официальное обращение. [ 35 ]

Храмы и идолы

[ редактировать ]

Публичные церемонии и ритуалы арординеров проводятся в древних священных местах, которые часто находятся в руинах. [ 36 ] Распространено также присвоение церквей, построенных на местных святынях. [ 36 ] Самым важным из этих объектов является храм Гарни первого века , храм, который был перестроен в 1975 году и стал главным церемониальным центром движения «Армянская исконная вера». [ 36 ]

Арординцы заново освятили храм Ваагну, хотя исторически он был посвящен Михру. Им также было дано разрешение на переустройство комплекса, чтобы он соответствовал идеальной структуре древнеармянских святилищ. [ 36 ] Они добавили святой источник, посвященный Слаку Какосяну, и абрикосовый лес , священное дерево армянской веры. Теперь храм разделен на три священных пространства: первое — священный источник, второе — собственно храм, а третье — священный лес, расположенный на холме. [ 37 ] Ритуалы в храме Гарни проходят по маршруту, который начинается от источника, проходит через храм и заканчивается священным лесом. [ 36 ] Ниже по склону каждая недавно созданная местная община арординеров сажает дерево, символизирующее единство и благополучие самой группы. Эти священные деревья украшены лентами и платками, символизирующими просьбы к богам. [ 38 ]

Помимо храма Гарни, другие места, которые арординцы считают священными и используют для своих ритуалов, включают замок Мецамор (третье тысячелетие до нашей эры), считающийся местом культа богини-матери, крепость Эребуни (восьмой век до нашей эры), Шенгавит ( с четвертого по второе тысячелетия до н. э.) и Зорац Карер (третье тысячелетие до н. э.), а также горы. [ 38 ] Скульптуры, изображающие богов, созданные в контексте современной армянской веры, вдохновлены как историческими образцами, так и творчеством современных художников. [ 36 ]

Праздники

[ редактировать ]

Арординцы отмечают ряд праздников: [ 23 ] Терендез, Затик, Амбарцум, Вардавар и Хагогорнек. К этим святым дням добавляются святой день поминовения предков (20 сентября), Рождение Ваагна (21 марта), Рождение Михра (22 декабря) и Навасард, Новый год, отмечаемый в августе.

Отношения с христианством

[ редактировать ]
Ритуальный танец в храме Гарни.

В гетанизме много апостольских христиан. [ 39 ] Армянская Апостольская церковь обычно рассматривает арординеров как союзников. Высокопоставленный представитель Армянской Апостольской церкви заявил: [ 39 ]

Армянская Церковь имеет однозначную позицию по отношению к сектантам (т.е. протестантам и др.), но в языческие дела мы не вмешиваемся.

Глава армянского учреждения, обслуживающего бывших членов культа, сказал: [ 39 ]

Армянский народ должен помнить свое дохристианское прошлое, и Дети Ара помогают ему вспомнить. Они также поддерживают Армянскую Апостольскую Церковь в ее борьбе с деструктивными сектами.

Отношение верующих Армянской Апостольской Веры к христианству колеблется между двумя позициями: критика роли религии в истории Армении и условное признание Армянской Апостольской Церкви как национального института. [ 39 ] Христианство критикуют за то, что оно разрушило богатую и высокоразвитую древнеармянскую культуру, подменив ценности мужества, воинского духа и чести ценностями смирения, послушания и скромности, тем самым вызвав крах армянской государственности и обрекая нацию на многовековое подчинение иностранные державы, миграции, преследования и массовые убийства. [ 39 ] Согласно самым решительным обвинениям, христианство несет ответственность за «первый геноцид армян», который совпал с его насильственным введением в четвертом веке. [ 26 ]

В то же время Армянская Апостольская Церковь считается институтом, свойственным армянской нации, и плодом синтеза христианских и местных элементов, в котором первые представляют собой лишь поверхность. Арординцы видят это в церковных молитвах, посвященных солнцу и свету, в церковных праздниках, пересекающихся с местными армянскими праздниками, и в матахе , христианской традиции убивать животных, чтобы съесть их в праздничные дни и раздать бедным. Арординцы также считают, что армянский алфавит, который, по данным церковной историографии, был изобретен Месропом Маштоцем , на самом деле представляет собой разработку древнеармянской символики, основанной на мотиве свастики . [ 26 ]

У жителей Арордина обычно нет проблем с посещением армянских церквей и отношением к ним как к святым местам, поскольку многие из них были построены на месте дохристианских храмов. Некоторые деятели истории Армянской Апостольской церкви почитаются как замаскированные арординеры: католикосы (высшие епископы) Вазген I (1954–1994) и Гарегин I (1995–1999). Васген поддержал Нжде и на его надгробии вместо креста изображена буква армянского алфавита, которая считается вариантом свастики и символом семи армянских богов. Говорят, что Гарегин посетил Гарни, будучи неизлечимо больным, и пошел в храм один. [ 26 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Антонян 2010 , стр. 104–105.
  2. ^ Jump up to: а б Антонян 2010 , с. 105, примечание 4.
  3. ^ Секерский и Антонян, 2013 , пасс.
  4. ^ «Памятники нацистским коллаборационистам по всему миру» . 27 января 2021 г.
  5. ^ «Правящая партия Армении отвергает обвинения России в том, что она «прославляет нацизм» » .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж Антонян 2010 , с. 105.
  7. ^ «Христиане! Идите домой»: Возрождение неоязычества между Балтийским морем и Закавказьем (обзор) . Виктор А. Шнирельман (2004). Журнал современной религии , Том 17, № 2. Страница 208
  8. ^ Jump up to: а б Антонян 2010 , стр. 105; Секерский и Антонян 2013 , стр. 266.
  9. ^ Секерский и Антонян 2013 , стр. 266.
  10. ^ Jump up to: а б с д Антонян 2010 , с. 106.
  11. ^ Антонян 2010 , с. 106, примечание 7.
  12. ^ Jump up to: а б с д Антонян 2010 , с. 107.
  13. ^ Антонян 2010 , с. 104.
  14. ^ Jump up to: а б с Секерский и Антонян 2013 , стр. 270.
  15. ^ Jump up to: а б Антонян 2010 , с. 107, примечание 8.
  16. ^ Jump up to: а б Антонян 2010 , с. 108.
  17. ^ Jump up to: а б с Антонян 2010 , с. 109.
  18. ^ Секерский и Антонян 2013 , стр. 267–268.
  19. ^ Антонян 2010 , с. 107, примечание 12.
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж Секерский и Антонян 2013 , стр. 273.
  21. ^ Jump up to: а б с д и Антонян 2010 , с. 110.
  22. ^ Антонян 2010 , стр. 110; Секерский и Антонян 2013 , стр. 266.
  23. ^ Jump up to: а б с Антонян 2010 , с. 116.
  24. ^ Jump up to: а б Антонян 2010 , с. 115.
  25. ^ Антонян 2010 , стр. 115; Секерский и Антонян 2013 , стр. 271.
  26. ^ Jump up to: а б с д Секерский и Антонян 2013 , стр. 269.
  27. ^ Jump up to: а б с д Секерский и Антонян 2013 , стр. 271.
  28. ^ Jump up to: а б Секерский и Антонян 2013 , стр. 273–274.
  29. ^ Секерский и Антонян 2013 , стр. 271–272.
  30. ^ Антонян 2010 , с. 110, примечание 14.
  31. ^ Секерский и Антонян 2013 , стр. 275, 278.
  32. ^ Jump up to: а б Секерский и Антонян 2013 , стр. 278.
  33. ^ Jump up to: а б Антонян 2010 , с. 121.
  34. ^ Jump up to: а б Секерский и Антонян 2013 , стр. 277.
  35. ^ Jump up to: а б Антонян 2010 , с. 108, примечание 11.
  36. ^ Jump up to: а б с д и ж Антонян 2010 , с. 119.
  37. ^ Антонян 2010 , с. 119; Секерский и Антонян 2013 , стр. 275–277.
  38. ^ Jump up to: а б Секерский и Антонян 2013 , стр. 275–277.
  39. ^ Jump up to: а б с д и Секерский и Антонян 2013 , стр. 268.

Источники

[ редактировать ]
Армянский неошаманизм
  • Антонян, Юлия (2008). «Магические и лечебные практики в современной городской среде (в армянских городах Ереван, Гюмри и Ванадзор». Изображение Южного Кавказа: общества и окружающая среда . Тбилиси: Фонд Генриха Бёлля. ISBN).  9789941900914 .
  •  ——— (2006). «О названии и происхождении целительской практики «чопчи». Бюллетень арменоведения (1): 61–66.
  •  ——— (2003). «Дохристианские целители в христианском обществе». Ежеквартальный журнал «Культурное выживание» . 27 (2).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 83643b93b1abae0cbe78c2435eb480d9__1719260820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/d9/83643b93b1abae0cbe78c2435eb480d9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hetanism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)