Древняя семитская религия
Божества древнего Ближнего Востока |
---|
Религии древнего Ближнего Востока |
Часть серии о |
Древняя ближневосточная мифология |
---|
Древняя семитская религия включает в себя политеистические религии семитских народов древнего Ближнего Востока и Северо-Восточной Африки . Поскольку термин «семитский» сам по себе представляет собой приблизительную категорию применительно к культурам, а не к языкам, окончательные границы термина «древняя семитская религия» являются лишь приблизительными, но исключают религии «несемитских» носителей региона, таких как Египтяне, эламиты, хетты, хурриты, митанны, урарты, лувийцы, минойцы, греки, фригийцы, лидийцы, персы, мидяне, филистимляне и парфяне.
Семитские традиции и их пантеоны [ 1 ] делятся на региональные категории: ханаанские религии Леванта религии (включая генотеистическую древнееврейскую религию израильтян ) , иудеев и самаритян и амореев , финикийцев , моавитян , идумеев , аммонитян и сутеян ; ассиро вдохновленная шумерами религия вавилонская Месопотамии - ; финикийская ханаанская религия Карфагена ; Набатейская религия ; Эблаитская , угаритская , дилмунитская и арамейская религии и арабский политеизм .
Семитский политеизм , возможно, перешел в авраамический монотеизм семитского происхождения ( иудаизм , христианство , гностицизм и ислам ) через бога Эль , чье имя «Эль» אל или элохим אֱלֹהִים — слово, обозначающее «бог» арабском языке еврейском на ilāh إله , что означает « бог». означает бог.
Аккад, Ассирия и Вавилония
[ редактировать ]Пять планет, видимых невооруженным глазом, а также Солнце и Луна связаны с главными богами вавилонского пантеона . В списке, который сейчас хранится в Британском музее, семичленная планетная группа расположена в следующем порядке: [ 2 ]
- Син ( Луна )
- Шамаш ( Солнце )
- Мардук ( Юпитер )
- Иштар ( Венера )
- Нинурта ( Сатурн )
- Набу ( Меркурий )
- Нергал ( Марс )
Религия Ассирийской империи (иногда называемая ашуризмом ) была сосредоточена на Ашуре , божестве-покровителе города Ашшура , и Иштар , покровительнице Ниневии . Последнее положительно зарегистрированное поклонение Ашуру и другим ассирийско-месопотамским богам относится к III веку нашей эры в условиях адаптации христианства , начиная с I века нашей эры, хотя есть свидетельства существования отдельных очагов поклонения среди ассирийцев еще в 3 веке нашей эры. 17 век нашей эры.. [ 3 ] [ 4 ]
Ашур, божество-покровитель одноименной столицы Ассура из эпохи ранней бронзы (ок. 22 в. до н.э.), находился в постоянном соперничестве с появившимся позднее Мардуком (ок. 19 в. до н. э.), божеством-покровителем Вавилона . В Ассирии Ашур в конце концов сменил Мардука и даже стал мужем Иштар.
Главными ассиро-вавилонско-аккадскими богами были:
- Ашур / Аншар ( классический сирийский ������������) : , покровитель Ассура
- Иштар ( Астарта ) ( Классический сирийский ��������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������) : , богиня любви и войны, покровительница Ниневии)
- Набу ( Классический сирийский : ������������) : бог письма и писцов.
- Нергал ( Классический сирийский ����������������) : : бог подземного мира.
- Нинурта , ассирийский бог войны и охоты
- Тиамат : морская богиня
- Самнуха [ 5 ]
- Моему отцу [ 6 ]
- Мардук ( Классический : ������������) сирийский
- Энлиль
- Нинлиль
- Нисрох
- Ханби : отец Пазузу
- Ану , верховное божество Небес
- Эа , шумерский Энки : бог ремесел.
- Кишар
- Син / Суен, шумерская Нанна ( классический сирийский : ������) : бог луны.
- Ишхара
- Шамаш ( классический сирийский : ����) : бог солнца.
- Адад / Хадад [ 7 ]
- Даган / Дагон
- Бел ( классический : ����������) сирийский
- Таммуз ( классический сирийский язык )
Основными ассиро-вавилонскими демонами и героями были:
- Адапа ( Оаннес )
- Гильгамеш ( Классический сирийский : язык ������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������)
- Лугальбанда
- Лилиту ( Классический : сирийский ������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������)
- сумасшедший
- Нинурта [ 8 ] [ 9 ]
Ханаан
[ редактировать ]Ханаанская религия практиковалась людьми, жившими в древнем Леванте на протяжении бронзового и железного веков . До раскопок (1928 г.) города Рас-Шамра (известного в древности как Угарит ) в Северной Сирии и открытия в нем архива бронзового века, состоящего из глиняных табличек с алфавитными клинописными текстами, [ 10 ] ученые мало знали о ханаанской религиозной практике. Папирус , похоже, был предпочтительным материалом для письма писцов того времени. В отличие от папирусов, найденных в Египте, древние папирусы в Леванте часто просто разлагались под воздействием влажного средиземноморского климата . В результате библейские повествования стали основным источником информации о древней ханаанской религии. В дополнение к библейским источникам сохранилось несколько вторичных и третичных греческих источников, в том числе Лукиана Самосатского трактат «De Dea Сирии» («Сирийская богиня», 2 век н.э.), фрагменты финикийской , сохраненные истории Санхуниатона Филоном Библосским (ок. 64 – 141 гг. н. э.) и сочинения Дамасия ( ок. 458 – после 538 г.). Недавнее исследование угаритского материала позволило обнаружить дополнительную информацию об этой религии. [ 11 ] дополнено надписями из Леванта и Тель-Мардиха архива [ 12 ] (раскопки начала 1960-х гг.).
Как и другие народы древнего Ближнего Востока, хананеи были политеистами , их семьи обычно сосредотачивали поклонение исконным домашним богам и богиням, одновременно признавая существование других божеств, таких как Ваал , Анат и Эль . [ 13 ] [ не удалось пройти проверку ] Короли также играли важную религиозную роль и в некоторых церемониях, таких как священный брак во время Новогоднего фестиваля ; Хананеи, возможно, почитали своих царей как богов. [ нужна ссылка ]
Согласно пантеону, известному в Угарите как 'илхм ( Элогим ) или дети Эла (сравните с библейскими « сыновьями Бога »), божество-создатель по имени Эль является отцом других божеств. В греческих источниках он был женат на Берут ( Бейрут , город). Пантеон предположительно был получен Филоном Библским из Санчуниатона Беритского ( Бейрут ). Брак божества с городом, кажется, имеет библейские параллели с историями, связывающими Мелькарта с Тиром , Яхве с Иерусалимом , Танит и Баал-Хаммона с Карфагеном . Эль Элион упоминается (как Бог Всевышний ) в Бытие 14:18–19 как Бог, священником которого был Мелхиседек , царь Салема. [ нужна ссылка ]
Филон утверждает, что союз Эль Элиона и его супруги привел к рождению Урана и Ге (греческие названия Неба и Земли ). Это очень похоже на первый стих еврейской Библии, Бытие 1:1: «В начале Бог ( Элогим ) сотворил Небеса ( Шмаим ) и Землю» ( Эрец ). Это также соответствует истории вавилонских богов -анунаков .
Авраамические религии
[ редактировать ]Многие ученые полагают, что ассиро-вавилонская «Энума Элиш» повлияла на повествование о творении Книги Бытия . [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Эпос о Гильгамеше повлиял на повествование о потопе в Книге Бытия . Шумерский миф об Энмеркаре и владыке Аратты также оказал влияние на миф о Вавилонской башне в книге Бытия . Некоторые авторы связывают историю Эстер с ассирио-вавилонскими корнями. [ 17 ]
Эль Элион также появляется в . истории Валаама в Числах и в песне Моисея во Второзаконии 32:8 Масоретские тексты предполагают:
Когда Всевышний (Элион) разделил народам их наследство, он отделил сыновей человеческих (Адам); он установил пределы народа по числу сынов Израилевых.
Вместо «сыновей Израиля » в Септуагинте , греческом Ветхом Завете, упоминаются «angelÍn theou», или «ангелы Божьи», а в некоторых версиях даже есть huiōn theou (« сыновья Бога »). Версия в свитках Мертвого моря предполагает, что на самом деле было 70 сыновей Всевышнего Бога, посланных править 70 народами Земли. Идея о 70 народах Земли, каждой из которых управляет один из Элохимов (сынов Бога), также встречается в угаритских текстах. Надпись Арслан Таш предполагает, что каждый из 70 сыновей Эль-Элиона был связан со своим народом заветом. Таким образом, Кроссан [ ВОЗ? ] переводит:
Вечный (Олам) заключил с нами клятву завета,
Ашера заключила с нами (договор).
И все сыновья Эла,
И великий совет всех Святых ( Кедеш ).
С клятвами Неба и Древней Земли.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нолл, КЛ (2001). Ханаан и Израиль в древности: Введение . А&С Черный. п. 187. ИСБН 978-1-84127-258-0 . Архивировано из оригинала 12 марта 2023 года . Проверено 4 марта 2018 г.
[Бог-покровитель в древней ближневосточной религии занимал уникальное положение среди богов] как самый могущественный и самый справедливый из богов, который правил божественным царством так же, как он правил человеческим царством, часто с одобрения совета божественные «старейшины», узаконившие его право на власть в качестве бога-покровителя (как в книге Иова 1—2). [...] Другие боги подчинялись божественному покровителю и сотрудничали с ним, точно так же, как ожидалось, что человеческая аристократия и простолюдины будут подчиняться человеческому королю и поддерживать его. Пантеон обычно был довольно сложным и часто включал сотни или даже тысячи богов.
- ^ Маккензи, с. 301.
- ^ «Краткая история ассирийцев» . Ассирийское международное информационное агентство AINA. Архивировано из оригинала 28 апреля 1999 года . Проверено 22 августа 2007 г.
- ^ Парпола, Симо (1999). «Ассирийцы после Ассирии» . Ассиролог . Журнал ассирийских академических исследований, Vol. XIII № 2. Архивировано из оригинала 14 июля 2011 года . Проверено 22 августа 2007 г.
Богам Ашуру, Шеруа, Иштар, Наная, Белу, Набу и Нергалу продолжали поклоняться в Ассуре, по крайней мере, до начала III века нашей эры; местный культовый календарь был календарем имперского периода; храм Ашура был восстановлен во II веке нашей эры; а стелы местных правителей напоминают стелы ассирийских царей имперского периода.
- ^ Далли, Стефани , Мари и Карана: Два старых вавилонских города (2002), ISBN 1-931956-02-2 [ нужна страница ]
- ^ Далли (2002) [ нужна страница ]
- ^ Роберт Фрэнсис Харпер (1901). Ассирийская и вавилонская литература . Д. Эпплтон и компания. п. 26 . Проверено 27 июня 2011 г.
- ^ Торкильд Якобсен (1978). Сокровища тьмы: история месопотамской религии . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-02291-9 . Архивировано из оригинала 12 марта 2023 года . Проверено 27 июня 2011 г.
- ^ «Домашняя страница ETCSL» . Etcsl.orinst.ox.ac.uk. 24 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 2 мая 2019 г. . Проверено 16 мая 2015 г.
- ^ Грей, Джон, «Наследие Ханаана, тексты Рас-Шамры и их отношение к Ветхому Завету», № 5. Архив Брилла , 1957; более позднюю дискуссию см. в Yon, Marguerite, The City of Ugarit at Tell Ras Shamra , Eisenbrauns, 2006.
- ^ Смит, Марк С., Истоки библейского монотеизма: политеистическое происхождение Израиля и угаритские тексты , Oxford University Press, 2001.
- ^ Дж. Понс, Обзор Дж. Петтинато, А. Альберти, Каталог клинописных текстов Телль-Мардиха - Эбла, MEE I, Неаполь, 1979, в Études téologiques et religieuses 56 (1981) 339–341.
- ^ «Ханаанская религия» . Британская энциклопедия. 17 апреля 2014 г. Архивировано из оригинала 22 мая 2019 г. . Проверено 26 января 2016 г.
- ^ «Энума Элиш: вавилонский миф о сотворении мира» . Crivoice.org. 11 ноября 2011 г. Архивировано из оригинала 5 апреля 2019 г. . Проверено 28 декабря 2011 г.
- ^ «ЭНУМА ЭЛИШ — Вавилонский миф о сотворении мира — теории» . Стенудд.com. Архивировано из оригинала 22 ноября 2011 года . Проверено 28 декабря 2011 г.
- ^ Шарпс, Дональд К. «Повелители свитков: литературные традиции в Библии и Евангелиях». Питер Лэнг, 2005. ISBN 0-8204-7849-0 , 978-0-8204-7849-4
- ^ Гункель, Герман (2006). Сотворение и хаос в первобытную эпоху и Эсхатон: религиозно-историческое исследование Бытия 1 и Откровения 12 . William B. Eerdmans Publishing Co. Издательство 198. ИСБН 978-0802828040 . Архивировано из оригинала 12 марта 2023 года . Проверено 15 октября 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дональд А. Маккензи, Мифы Вавилонии и Ассирии (1915).
- Москати, Сабатино (1968), Мир финикийцев (Гигант Феникс)
- Рибикини, Серджио «Верования и религиозная жизнь» в Москати Сабатино (1988), «Финикийцы» (Л. Б. Таурис в 2001 году)
- Тофилус Г. Пинчес, Религия Вавилонии и Ассирии , Всемирная школа, Сиэтл (2000)
- ван дер Торн, Карел (1995). Словарь божеств и демонов в Библии . Нью-Йорк: Э. Дж. Брилл. ISBN 0-8028-2491-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с древними семитскими религиями, на Викискладе?