Ануннаки
Ануннаки , (шумерский: 𒀭𒀀𒉣𒈾 , также транскрибируется как Анунаки , Аннунаки , Анунна . Ананаки другие вариации) — группа божеств древних шумеров , аккадцев , ассирийцев и вавилонян и В самых ранних шумерских сочинениях о них, относящихся к постаккадскому периоду, ануннаки — это божества пантеона , потомки Ана и Ки , бога неба и богини земли, и их основной функцией было издавать указы. судьбы человечества .
Этимология
Имя Ануннаки происходит от Ан , [ 1 ] шумерский бог неба. [ 1 ] Имя пишется по-разному» д ан-нуна", " д а-нуна-ке 4 -не", или " д а-нун-на», что означает «княжеский отпрыск» или «потомок Ана». [ 2 ]
Считалось, что аннунаки были потомками Ана и его супруги, богини земли Ки . [ 2 ] Сэмюэл Ной Крамер отождествляет Ки с шумерской богиней-матерью Нинхурсаг , заявляя, что изначально они были одной и той же фигурой. [ 3 ] [ 4 ] Старейшим из аннунаков был Энлиль , бог воздуха. [ 5 ] и главный бог шумерского пантеона. [ 6 ] Шумеры верили, что до рождения Энлиля небо и земля были неразделимы. [ 7 ] Тогда Энлиль расколол небо и землю пополам. [ 7 ] и унес землю [ 8 ] в то время как его отец Ан уносил небо. [ 8 ]
Богослужение и иконография
Ануннаки упоминаются главным образом в литературных текстах. [ 9 ] и до сих пор обнаружено очень мало свидетельств, подтверждающих существование какого-либо их культа. [ 9 ] [ 10 ] Вероятно, это связано с тем, что у каждого члена аннунаков был свой индивидуальный культ, отдельный от других. [ 11 ] Точно так же пока не обнаружено никаких изображений аннунаков как целостной группы. [ 11 ] хотя было обнаружено несколько изображений двух или трех отдельных членов вместе. [ 11 ] Божества в древней Месопотамии были почти исключительно антропоморфными . [ 12 ] Считалось, что они обладают необычайными способностями. [ 12 ] и часто представлялись как имеющие огромные физические размеры. [ 12 ] Божества обычно носили мелам , неоднозначное вещество, которое «покрывало их ужасающим великолепием». [ 13 ] Мелам также могли носить герои, короли, великаны и даже демоны. [ 14 ] божества, Эффект, который оказывает на человека вид мелама описывается как ни , слово, обозначающее физическое покалывание плоти . [ 15 ] Божества почти всегда изображались в рогатых шапках. [ 16 ] [ 17 ] состоящий из до семи наложенных друг на друга пар бычьих рогов. [ 18 ] Их также иногда изображали в одежде с вшитыми в нее сложными декоративными золотыми и серебряными украшениями. [ 17 ]
Древние месопотамцы верили, что их божества обитают на Небесах . [ 19 ] после более ранней истории посещения Земли в мифологических текстах и того, что статуя бога была физическим воплощением самого бога. [ 19 ] [ 20 ] Таким образом, культовым статуям оказывали постоянную заботу и внимание. [ 19 ] [ 21 ] и присматривать за ними было поручено группе священников. [ 22 ] Эти священники одевали статуи [ 20 ] и устраивайте перед ними пиры, чтобы они могли «поесть». [ 19 ] [ 21 ] божества Считалось, что храм был его буквальным местом жительства. [ 23 ] У богов были лодки — полноразмерные баржи , которые обычно хранились внутри их храмов. [ 24 ] и использовались для перевозки своих культовых статуй по водным путям во время различных религиозных праздников . [ 24 ] У богов также были колесницы , которые использовались для перевозки по суше их культовых статуй. [ 25 ] Иногда культовую статую божества перевозили к месту битвы, чтобы божество могло наблюдать за развитием битвы. [ 25 ] Считалось, что главные божества месопотамского пантеона, в который входили аннунаки, участвовали в «собрании богов». [ 16 ] посредством которого боги принимали все свои решения. [ 16 ] Это собрание рассматривалось как божественный аналог полудемократической законодательной системы , существовавшей во времена Третьей династии Ура ( ок. 2112 г. до н.э. – ок. 2004 г. до н.э.). [ 16 ]
Мифология
шумерский
Самое раннее известное использование термина «аннунаки» происходит из надписей, написанных во время правления Гудеа ( ок. 2144–2124 гг. До н.э.) и Третьей династии Ура. [ 9 ] [ 11 ] В самых ранних текстах этот термин применяется к самым могущественным и важным божествам шумерского пантеона: потомкам бога неба Ана. [ 9 ] [ 26 ] В эту группу божеств, вероятно, входили «семь богов, постановляющих»: [ 27 ] Ан , Энлиль , Энки , Нинхурсаг , Нанна , Уту и Инанна . [ 28 ]
Хотя некоторые божества описаны как члены аннунаков, полного списка имен всех аннунаков не сохранилось. [ 11 ] и в литературных текстах их обычно называют только сплоченной группой. [ 9 ] [ 11 ] Более того, шумерские тексты описывают аннунаков непоследовательно. [ 11 ] и не согласны с тем, сколько было аннунаков и какова была их божественная функция. [ 9 ] [ 11 ] Первоначально Ануннаки, по-видимому, были небесными божествами, обладавшими огромной силой. [ 11 ] В поэме «Энки и мировой порядок » аннунаки «отдают дань уважения» Энки, поют хвалебные гимны в его честь и «поселяются» среди шумеров. [ 9 ] [ 29 ] В том же сочинении дважды говорится, что Ануннаки «вершат судьбы человечества». [ 9 ]
Практически каждое крупное божество шумерского пантеона считалось покровителем определенного города. [ 30 ] и ожидалось, что он будет защищать интересы этого города. [ 30 ] Считалось, что божество постоянно проживает в храме этого города. [ 31 ] В одном тексте упоминается целых пятьдесят ануннаков, связанных с городом Эриду . [ 2 ] [ 32 ] В «Сошествии Инанны в преисподнюю» есть только семь аннунаков, которые проживают в подземном мире и служат судьями. [ 9 ] [ 33 ] Инанна предстает перед ними перед судом за попытку захватить Подземный мир; [ 9 ] [ 33 ] они считают ее виновной в высокомерии и приговаривают к смерти. [ 33 ]
Главные божества шумерской мифологии были связаны с конкретными небесными телами. [ 34 ] Считалось, что Инанна — это планета Венера . [ 35 ] [ 36 ] Считалось, что Уту — это солнце. [ 36 ] [ 37 ] Нанна была луной. [ 36 ] [ 38 ] Ан отождествлялся со всеми звездами экваториального неба , Энлиль — со звездами северного неба , а Энки — со звездами южного неба . [ 39 ] Путь небесной орбиты Энлиля представлял собой непрерывный симметричный круг вокруг северного полюса мира . [ 40 ] но считалось, что пути Ана и Энки пересекаются в разных точках. [ 41 ]
Аккадский, Вавилонский и Ассирийский
Благоговение порождает благосклонность, жертвенность продлевает жизнь, а молитва искупает вину. Тот, кто боится богов, не пренебрегает [...] Тот, кто боится аннунаков, продлевает [свои дни].
— Вавилонский гимн [ 42 ]
Аккадские тексты второго тысячелетия до нашей эры следуют аналогичным изображениям аннунаков из « Сошествия Инанны в преисподнюю» , изображая их как хтонических божеств подземного мира. В сокращенной аккадской версии « Спуска Инанны», написанной в начале второго тысячелетия, Эрешкигаль , царица подземного мира, комментирует, что она «пьет воду с аннунаками». [ 43 ] Позже в том же стихотворении Эрешкигаль приказывает своему слуге Намтару привести ануннаков из Эгалгины. [ 44 ] «украсить кораллами ступеньки порога», [ 44 ] и «посадить их на золотые троны». [ 44 ]
В период Старого Вавилона ( ок. новый набор божеств, известных как Игиги . 1830 г. до н. э. – ок. 1531 г. до н. э.) появился [ 45 ] Отношения между Ануннаками и Игиги неясны. [ 11 ] В некоторых случаях эти категории используются как синонимы. [ 9 ] [ 11 ] но в других произведениях, таких как «Поэма Эрры» , между ними существует четкое различие. [ 9 ] [ 11 ] В позднеаккадском эпосе Атра-Хасис Игиги — шестое поколение богов, вынужденных выполнять работу для ануннаков. [ 46 ] [ 47 ] Через сорок дней восставший Игиги и бог Энки , один из аннунаков, создают на замену им людей. [ 46 ] [ 47 ]
Начиная со среднего вавилонского периода ( ок. 1592–1155 до н. э.) имя Ануннаки обычно применялось к божествам подземного мира; [ 2 ] тогда как имя Игиги применялось к небесным божествам. [ 2 ] В этот период божества подземного мира Дамкина , Нергал и Мадану считаются самыми могущественными среди аннунаков. [ 2 ] наряду с Мардуком , национальным богом древнего Вавилона. [ 2 ]
В стандартном аккадском эпосе о Гильгамеше ( ок. 1200 г. до н. э.) Утнапиштим , бессмертный переживший Великий потоп , описывает ануннаков как семь судей подземного мира, которые поджигают землю при приближении бури. [ 48 ] Позже, когда наступает потоп, Иштар ( восточно-семитский эквивалент Инанны) и ануннаки оплакивают уничтожение человечества. [ 9 ] [ 49 ]
В вавилонской «Энума Элиш» Мардук назначает аннунакам их позиции. [ 50 ] В поздневавилонской версии эпоса упоминаются 600 аннунаков подземного мира. [ 2 ] но всего 300 ануннаков небесных, [ 2 ] указывая на существование сложной космологии подземного мира . [ 2 ] В благодарность Ануннаки, «Великие Боги», строят Эсагилу , «великолепный» храм, посвященный Мардуку, Эа и Эллилю. [ 51 ] восьмого века до нашей эры В «Поэме об Эрре» ануннаки описываются как братья бога Нергала. [ 9 ] и изображаются враждебными по отношению к человечеству. [ 9 ]
Сильно поврежденный текст неоассирийского периода (911–612 гг. до н.э.) описывает Мардука, ведущего свою армию аннунаков в священный город Ниппур и вызывающего беспорядки. [ 52 ] Беспорядки вызывают наводнение, [ 52 ] что вынуждает местных богов Ниппура укрыться в храме Эшумеша Нинурты . [ 52 ] Энлиль разгневан проступком Мардука и приказывает богам Эшумеша взять Мардука и других аннунаков в плен. [ 52 ] Ануннаки взяты в плен, [ 52 ] но Мардук назначает своего лидера Муштеширхаблима возглавить восстание против богов Эшумеша. [ 53 ] и посылает своего посланника Неретагмиля предупредить Набу , бога грамотности. [ 53 ] Когда боги Эшумеша слышат слова Набу, они выходят из своего храма, чтобы найти его. [ 54 ] Мардук побеждает богов Эшумеша и берет в плен 360 из них, включая самого Энлиля. [ 54 ] Энлиль возражает, что боги Эшумеша невиновны. [ 54 ] поэтому Мардук предает их суду перед Ануннаками. [ 54 ] Текст заканчивается предупреждением Дамкианны (другое имя Нинхурсаг) богам и человечеству, умоляющим их не повторять войну между ануннаками и богами Эшумеша. [ 54 ]
Хуррит и хетт
В мифологиях хурритов и хеттов ( процветавших в середине-конце второго тысячелетия до нашей эры) считалось, что самое старое поколение богов было изгнано младшими богами в подземный мир. [ 56 ] [ 58 ] где ими правила богиня Лелуани . [ 58 ] Хеттские писцы отождествляли этих божеств с ануннаками. [ 56 ] [ 57 ] На древнем хурритском языке аннунаков называют каруилеш шиунеш , что означает «бывшие древние боги». [ 59 ] или kattereš šiuneš , что означает «боги земли». [ 59 ] Хеттские и хурритские договоры часто заключались под присягой старых богов, чтобы гарантировать соблюдение клятв. [ 56 ] [ 59 ] В одном мифе богам угрожает каменный великан Улликумми , [ 60 ] поэтому Эа (более позднее имя Энки) приказывает Бывшим Богам найти оружие, которое использовалось, чтобы отделить небеса от земли. [ 56 ] [ 61 ] Они находят его и используют, чтобы отрезать Улликумми ноги. [ 61 ]
Хотя имена аннунаков в хурритских и хеттских текстах часто различаются, [ 57 ] их всегда восемь. [ 57 ] В одном хеттском ритуале имена старых богов перечислены как: «Адунтарри-прорицатель, Зульки-толковательница снов, Ирпития, Повелитель Земли, Нара, Намшара, Минки, Амунки и Апи». [ 57 ] В хуррио-хеттской религии у старых богов не было никакого узнаваемого культа; [ 57 ] вместо этого хурриты и хетты стремились общаться со старыми богами посредством ритуального принесения в жертву поросенка в яме, вырытой в земле. [ 62 ] Старых богов часто призывали для проведения ритуальных очищений . [ 63 ]
Хеттское повествование об изгнании древних богов в подземный мир тесно связано с повествованием греческого поэта Гесиода о свержении титанов олимпийцами в « его Теогонии» . [ 64 ] Греческий бог неба Уран (чье имя означает «Небеса») — отец титанов. [ 65 ] и происходит от хеттской версии Ану. [ 66 ] По словам Гесиода, Уран кастрирован своим сыном Кроносом . [ 67 ] точно так же, как Ану был кастрирован своим сыном Кумарби в хеттской истории. [ 68 ]
Псевдоархеология и теории заговора
В серии опубликованных книг (начиная с книги «Колесницы богов?» в 1968 году) псевдоархеолог Эрих фон Дэникен утверждал, что инопланетные «древние астронавты» посетили доисторическую Землю. Дэникен объясняет происхождение религий как реакцию на контакт с инопланетной расой и в качестве доказательства предлагает интерпретации шумерских текстов и Ветхого Завета . [ 69 ] [ 70 ] [ 71 ]
В своей книге «Двенадцатая планета » 1976 года автор Захария Ситчин утверждал, что ануннаки на самом деле были развитой гуманоидной внеземной расой с неоткрытой планеты Нибиру , которая пришла на Землю около 500 000 лет назад и построила базу для добычи золота после открытия планета была богата драгоценным металлом. [ 69 ] [ 70 ] [ 72 ] По словам Ситчина, ануннаки гибридизировали свой вид и Homo erectus посредством экстракорпорального оплодотворения , чтобы создать людей в качестве рабского вида шахтеров. [ 69 ] [ 70 ] [ 72 ] Ситчин утверждал, что аннунаки были вынуждены временно покинуть поверхность Земли и отправиться на орбиту планеты, когда антарктические ледники растаяли, вызвав Великий потоп . [ 73 ] который также уничтожил базы Ануннаков на Земле. [ 73 ] Их пришлось восстановить, и Ануннаки, которым требовалось больше людей для помощи в этом масштабном проекте, научили человечество сельскому хозяйству. [ 73 ]
Рональд Х. Фритце пишет, что, по словам Ситчина, «Аннунаки построили пирамиды и все другие монументальные сооружения со всего древнего мира, которые теоретики древних астронавтов считают невозможными без высокоразвитых технологий». [ 69 ] Ситчин расширил эту мифологию в более поздних работах, включая «Лестницу в небеса» (1980) и «Войны богов и людей» (1985). [ 74 ] В книге «Конец дней: Армагеддон и пророчество о возвращении» (2007) Ситчин предсказал, что аннунаки вернутся на землю, возможно, уже в 2012 году , что соответствует концу мезоамериканского календаря длинного счета . [ 70 ] [ 74 ] Работы Ситчина были повсеместно отвергнуты ведущими историками, которые назвали его книги псевдоархеологическими . [ 75 ] утверждая, что Ситчин, похоже, намеренно искажает шумерские тексты, цитируя их вне контекста, сокращая цитаты и неправильно переводя шумерские слова, чтобы придать им значения, радикально отличающиеся от принятых в них определений. [ 76 ]
Дэвид Айк , британский теоретик заговора , популяризировавший теорию заговора рептилий , утверждал, что повелителями его теории рептилий на самом деле являются аннунаки. Находясь под явным влиянием произведений Ситчина, Айк адаптирует их «в пользу своего собственного Нью-Эйдж и конспирологической программы». [ 77 ] Рассуждения Айка об аннунаках включают крайне правые взгляды на историю, постулирующие, что арийская высшая раса произошла по крови от аннунаков. [ 78 ] Он также включает в себя драконов , Дракулу и драконовские законы. [ 79 ] эти три элемента, по-видимому, связаны лишь поверхностным языковым сходством. Он сформулировал свои взгляды на аннунаков в 1990-х годах и написал несколько книг о своей теории. [ 80 ]
См. также
- Древняя месопотамская религия
- Эсир
- Дева (индуизм)
- Дингир
- Элохим
- Хутена
- Специальный Генезис
- Туата Де Дананн
- Двенадцать олимпийцев
Ссылки
Цитаты
- ^ Перейти обратно: а б Лимингс 2009 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Черное и зеленое 1992 , с. 34.
- ^ Крамер 1961 , с. 41.
- ^ Крамер 1963 , с. 122.
- ^ Коулман и Дэвидсон, 2015 , с. 108.
- ^ Крамер 1983 , стр. 115–121.
- ^ Перейти обратно: а б Крамер 1961 , стр. 72–73.
- ^ Перейти обратно: а б Крамер 1961 , стр. 72–75.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Лейк 1998 , с. 8.
- ^ Фалькенштейн 1965 , стр. 127–140.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Бриш 2016 .
- ^ Перейти обратно: а б с Черное и зеленое 1992 , с. 93.
- ^ Black & Green 1992 , стр. 93–94.
- ^ Black & Green 1992 , стр. 130–131.
- ^ Черное и Зеленое 1992 , с. 130.
- ^ Перейти обратно: а б с д Черное и зеленое 1992 , с. 98.
- ^ Перейти обратно: а б Немет-Нежат 1998 , с. 185.
- ^ Черное и Зеленое 1992 , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б с д Черное и зеленое 1992 , с. 94.
- ^ Перейти обратно: а б Немет-Нежат 1998 , с. 186.
- ^ Перейти обратно: а б Немет-Нежат 1998 , стр. 186–187.
- ^ Немет-Неджат 1998 , стр. 186–188.
- ^ Черное и Зеленое 1992 , с. 174.
- ^ Перейти обратно: а б Black & Green 1992 , стр. 44–45.
- ^ Перейти обратно: а б Черное и зеленое 1992 , с. 52.
- ^ Кац 2003 , с. 403.
- ^ Крамер 1963 , с. 123.
- ^ Крамер 1963 , стр. 122–123.
- ^ Крамер 1963 , с. 180.
- ^ Перейти обратно: а б Немет-Нежат 1998 , с. 179.
- ^ Немет-Неджат 1998 , стр. 187–189.
- ^ Эдзард 1965 , стр. 17–140.
- ^ Перейти обратно: а б с Волькштейн и Крамер 1983 , с. 60.
- ^ Немет-Неджат 1998 , стр. 201–203.
- ^ Black & Green 1992 , стр. 108–109.
- ^ Перейти обратно: а б с Немет-Нежат 1998 , с. 203.
- ^ Black & Green 1992 , стр. 182–184.
- ^ Черное и Зеленое 1992 , с. 135.
- ^ Роджерс 1998 , с. 13.
- ^ Левенда 2008 , с. 29.
- ^ Левенда 2008 , стр. 29–30.
- ^ Лейк 2003 , с. 100.
- ^ Далли 1989 , с. 156.
- ^ Перейти обратно: а б с Далли 1989 , с. 159.
- ^ Черное и Зеленое 1992 , с. 106.
- ^ Перейти обратно: а б Лейк 1998 , с. 85.
- ^ Перейти обратно: а б Лейк 2003 , с. 96.
- ^ Далли 1989 , стр. 112.
- ^ Далли 1989 , с. 113.
- ^ Причард 2010 , стр. 33–34.
- ^ Причард 2010 , стр. 34–35.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Осима 2010 , с. 145.
- ^ Перейти обратно: а б Осима 2010 , стр. 145–146.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Осима 2010 , с. 146.
- ^ Коллинз 2002 , с. 228 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Лейк 1998 , с. 141.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Коллинз 2002 , с. 225 .
- ^ Перейти обратно: а б Ван Скотт 1998 , с. 187.
- ^ Перейти обратно: а б с Архи 1990 , с. 114.
- ^ Пухвель 1987 , стр. 25–26.
- ^ Перейти обратно: а б Пухвель 1987 , с. 26.
- ^ Коллинз 2002 , стр. 225–226 .
- ^ Коллинз 2002 , стр. 226–227.
- ^ Пухвель 1987 , стр. 26–27.
- ^ Пухвель 1987 , стр. 27–29.
- ^ Пухвель 1987 , стр. 29–30.
- ^ Пухвель 1987 , стр. 27–30.
- ^ Пухвель 1987 , стр. 25–26, 29–30.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фрице 2016 , с. 292.
- ^ Перейти обратно: а б с д Робертсон 2016 .
- ^ Рассказ 1976 , стр. 3–8.
- ^ Перейти обратно: а б Фрице 2009 , с. 212.
- ^ Перейти обратно: а б с Фрице 2009 , стр. 212–213.
- ^ Перейти обратно: а б Фрице 2009 , с. 213.
- ^ Fritze 2009 , стр. 213–214.
- ^ Фрице 2009 , с. 214.
- ^ Льюис и Кан 2005 , с. 51.
- ^ Льюис и Кан 2005 , стр. 51–52.
- ^ Льюис и Кан 2005 , с. 69, сноска 6.
- ^ «Теории заговора» . Время . 20 ноября 2008 г. ISSN 0040-781X . Проверено 27 марта 2021 г.
Общие и цитируемые ссылки
- Амин, Усама Шукир Мухаммед (31 марта 2014 г.), «Фигурки из медного сплава с колышками, изображающими богов» , Энциклопедия всемирной истории
- Арчи, Альфонсо (1990), «Имена первобытных богов», Orientalia , NOVA, 59 (2), Рим: Gregorian Biblical Press: 114–129, JSTOR 43075881
- Блэк, Джереми; Грин, Энтони (1992), Боги, демоны и символы древней Месопотамии: иллюстрированный словарь , Лондон: The British Museum Press, ISBN 0-7141-1705-6
- Бриш, Николь (2016), «Анунна (Ануннаку, Ануннаки) (группа богов)» , Древние месопотамские боги и богини , Музей Пенсильванского университета, заархивировано из оригинала 3 сентября 2019 года , получено 19 июня 2013 года.
- Коулман, Дж. А.; Дэвидсон, Джордж (2015), Мифологический словарь: Темы, легенды и герои от Аризоны , Лондон: Arcturus Publishing Limited, стр. 108, ISBN 978-1-78404-478-7
- Коллинз, Билли Джин (2002), «Некромантия, плодородие и темная земля: использование ритуальных ям в хеттском культе», Миреки, Пол; Мейер, Марвин (ред.), Магия и ритуалы в древнем мире , Лейден, Нидерланды: Брилл, стр. 224–233, ISBN. 90-04-10406-2
- Дэлли, Стефани (1989), Мифы Месопотамии: Сотворение мира, Потоп, Гильгамеш и другие , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 0-19-283589-0
- Эдзард, Д.О. (1965), «Месопотамия. Мифология шумеров и аккадцев», Мифологический словарь, первый отдел , I (Боги и мифы на Ближнем Востоке): 17–140
- Фалькенштейн, А. (1965), «Анунна в шумерской традиции», Ассириологические исследования (16): 127–140.
- Фритце, Рональд Х. (2009), Изобретенные знания: ложная история, фальшивая наука и псевдорелигии , Лондон: Reaktion Books, ISBN 978-1-86189-430-4
- Фритце, Рональд Х. (2016), Египтомания: история увлечения, одержимости и фантазий , Лондон: Reaction Books, ISBN 978-1-78023-639-1
- Кац, Д. (2003), Образ подземного мира в шумерских источниках , Bethesda, MD: CDL Press, стр. 403
- Крамер, Сэмюэл Ной (1961), Шумерская мифология: исследование духовных и литературных достижений в третьем тысячелетии до нашей эры: исправленное издание , Филадельфия: University of Pennsylvania Press, ISBN 0-8122-1047-6
- Крамер, Сэмюэл Ной (1963), Шумеры: их история, культура и характер , Чикаго: University of Chicago Press, ISBN 0-226-45238-7
- Крамер, Сэмюэл Ной (1983), «Миф о шумерском потопе: обзор и исправление», Anatolian Studies , 33 , Британский институт в Анкаре: 115–121, doi : 10.2307/3642699 , JSTOR 3642699 , S2CID 163489322
- Лимингс, Дэвид (2009), Оксфордский справочник по мировой мифологии , Oxford University Press, стр. 21 , ISBN 978-0-19-538708-7
- Лейк, Гвендолин (1998) [1991], Словарь древней ближневосточной мифологии , Нью-Йорк: Routledge, ISBN 0-415-19811-9
- Лейк, Гвендолин (2003), Вавилоняне: Введение , Нью-Йорк и Лондон: Routledge, ISBN 0-415-25315-2
- Левенда, Питер (2008), Лестница в небеса: китайские алхимики, еврейские каббалисты и искусство духовной трансформации , Нью-Йорк и Лондон: Continuum International Publishing Group, Inc., ISBN 978-0-8264-2850-9
- Льюис, Тайсон; Кан, Ричард (2005), «Рептоидная гипотеза: утопические и антиутопические репрезентативные мотивы в теории заговора пришельцев Дэвида Айка», Utopian Studies , 16 (1), Пенсильвания: Penn State University Press: 45–74, doi : 10.5325/utopianstudies. 16.1.0045 , JSTOR 20718709 , S2CID 143047194
- Немет-Неджат, Карен Рея (1998), Повседневная жизнь в древней Месопотамии , Санта-Барбара, Калифорния: Гринвуд, ISBN 978-0-313-29497-6
- Осима, Такайоши (2010), « Дамкианна не вернет свое бремя в будущем»: новый мифологический текст Мардука, Энлиля и Дамкианны» , в Горовице, Уэйн; Габбай, Ури; Вукосавокич, Филип (ред.), Доблестная женщина: Древние исследования Ближнего Востока в Иерусалиме в честь Джоан Гудник Вестенхольц , том. 8, Мадрид: Библиотека Древнего Ближнего Востока, ISBN. 978-84-00-09133-0
- Причард, Джеймс Б. , изд. (2010), Древний Ближний Восток: Антология текстов и изображений , Princeton University Press, стр. 34, ISBN 978-0-691-14726-0
- Пухвел, Яан (1987), Сравнительная мифология , Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса, ISBN 0-8018-3938-6
- Робертсон, Дэвид Г. (2016), Кокс, Джеймс; Сатклифф, Стивен; Свитман, Уильям (ред.), НЛО, теории заговора и новый век: тысячелетний заговор , Достижения Блумсбери в религиоведении , Лондон: Bloomsbury Publishing, ISBN 978-1-4742-5320-8
- Роджерс, Джон Х. (1998), «Происхождение древних астрономических созвездий: I: Месопотамские традиции», Журнал Британской астрономической ассоциации , 108 (1), Лондон: Британская астрономическая ассоциация: 9–28, Bibcode : 1998JBAA ..108....9Р
- История, Рональд (1976). Пространственные боги явились. Внимательный взгляд на теории Эриха фон Деникена . Харпер и Роу. ISBN 0-06-014141-7 .
- Ван Скотт, Мириам (1998), Энциклопедия ада: всесторонний обзор подземного мира , Нью-Йорк: Thomas Dunne Books/St. Гриффин Мартина, ISBN 0-312-18574-Х
- Уиллис, Рой (2012), Мировая мифология , Нью-Йорк: Metro Books, стр. 62 , ISBN 978-1-4351-4173-5
- Волькштейн, Дайан ; Крамер, Сэмюэл Ной (1983), Инанна: Царица неба и земли: ее истории и гимны из Шумера , Нью-Йорк: Harper & Row, Publishers, ISBN 0-06-090854-8