Этот бой
Этот бой | |
---|---|
Божество подземного мира | |
Эквиваленты | |
Хурритский эквивалент | Принес |
Лелуани или Лелувани [ 1 ] был хеттским божеством подземного мира хаттского происхождения. Первоначально Лелуани считался мужчиной и к нему обращались как к «царю», но в более поздние периоды из-за влияния хурритских верований на хеттов Лелуани стали рассматривать как женщину.
Гендер и синкретизм
[ редактировать ]Лелуани изначально был мужчиной-хаттиком. [ 2 ] хтонический бог, включенный в хеттскую религию, именуемый «господином» и «царем» ( хаттик : катте , логографически: ЛУГАЛ — уш ). [ 3 ] [ 4 ] Однако из-за синкретизма с женскими божествами в период растущего хурритского влияния на государственную религию хеттов, Лелуани вместо этого стала считаться богиней. [ 4 ] Перемена произошла не позднее, чем во время правления Хаттушили III . [ 5 ] Раннее свидетельство этого явления известно из текста, приписываемого царице Пудухепе . [ 6 ]
Аллатум, первоначально аккадская форма имени хурритской богини подземного мира Аллани, могла обозначать Лелуани в хеттских текстах. [ 2 ] Однако хурритские Аллани и месопотамские Эрешкигаль были связаны с хеттской и лувийской богиней Солнца Земли, а не с Лелуани. [ 7 ] Кроме того, Аллани и Лелвани сосуществовали как отдельные божества в списках богов и в ритуалах, при этом имя Аллани записывалось логографически как EREŠ.KI.GAL, а имя Лелуани - как Аллатум . [ 8 ]
Хаттские и хеттские божества подземного мира, такие как Лелуани, не считались аналогами хурритских энна аматенна , так называемых «богов-предков» или «бывших богов», населявших подземный мир, хотя к обеим группам можно было применить схожие хеттские термины. . [ 7 ]
Функции
[ редактировать ]Основная функция Лелуани заключалась в том, чтобы быть правителем подземного мира. [ 9 ] Предполагается, что как таковой он отвечал за определение продолжительности человеческой жизни наряду с богинями судьбы . [ 7 ] Было высказано предположение, что аналогичная ассоциация между Аллани и богинями судьбы Хутеной и Хутеллурой является причиной их ассоциации в хурритских источниках. [ 10 ]
В хеттских текстах ей приписывают множество второстепенных функций. Анналы Тудхалии показывают, что Лелуани также был одним из божеств, которые, как предполагалось, сопровождали правителей во время военных кампаний; в ряде молитв она считается способной даровать долгую жизнь и хорошее здоровье; дворцовые чиновники принесли клятву от ее имени, гарантируя, что они будут правильно выполнять свои задачи. [ 7 ]
Поклонение
[ редактировать ]Лелуани поклонялись во время праздников, связанных с так называемым Кешта -домом, к которому прикреплялся жрец этого божества. [ 6 ] Одним из примеров такого празднования был пурулли , описанный в хеттском тексте CTH 645. [ 11 ] Как и Лелуани, он имел хаттское происхождение. [ 11 ] Хотя это было связано с возобновлением жизни весной, вызываемые божества были связаны с подземным миром и, помимо Лелуани, включали хеттского Шивата (или Иззиштану на хаттском языке), божество, олицетворяющее «Благоприятный день», эвфемизм для последнего дня. жизни человека, богини судьбы Иштуштая и Папайя , Урунзиму, который был хтоническим аспектом богини Солнца Аринны , и божества, представленные логограммой У.ГУР , среди других. [ 12 ] [ 13 ]
В ритуале, проводимом в связи со строительством нового королевского дворца, Лелвани был призван вместе с Хашамили , кузнецом богов. [ 3 ]
Царица Пудухепа молилась Лелвани, чтобы она обеспечила своей семье долгую и здоровую жизнь, о чем свидетельствует текст KUB 21.27(+) III 31-38. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шулер 1983 , с. 595.
- ^ Jump up to: а б Тарача 2009 , с. 124.
- ^ Jump up to: а б Архи 2013 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б Вильгельм 2014 , с. 345.
- ^ Архи 2013 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б Шулер 1983 , с. 596.
- ^ Jump up to: а б с д и Архи 2013 , с. 4.
- ^ Арки 2013 , стр. 16–17.
- ^ Шулер 1983 , стр. 596–597.
- ^ Тарача 2009 , стр. 124–125.
- ^ Jump up to: а б Архи 2013 , с. 2.
- ^ Арки 2013 , стр. 2–3.
- ^ Вильгельм 2014 , с. 346.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2013). «Анатолийские богини-судьбы и их различные традиции» . Разнообразие и стандартизация . Де Грютер. дои : 10.1524/9783050057576.1 .
- Шулер, Эйнар фон (1983), «Lelwani» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 18 марта 2022 г.
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Харрасовиц. ISBN 978-3447058858 .
- Вильгельм, Гернот (2014), «Другой мир, божества подземного мира C. В Анатолии» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 18 марта 2022 г.