Jump to content

Четыре вопроса Тинбергена

Четыре вопроса Тинбергена , названные в честь биолога 20-го века Николааса Тинбергена , представляют собой дополнительные категории объяснений поведения животных. Их также часто называют уровнями анализа . [ 1 ] Это предполагает, что интегративное понимание поведения должно включать окончательные ( эволюционные ) объяснения, в частности:

Четыре категории вопросов и объяснений

[ редактировать ]

На вопрос о назначении зрения у человека и животных даже дети начальной школы могут ответить, что у животных зрение помогает им находить пищу и избегать опасности ( функция / адаптация ). У биологов есть три дополнительных объяснения: зрение обусловлено определенной серией эволюционных этапов ( филогенез ), механикой глаза (механизм/причинность) и даже процессом индивидуального развития ( онтогенез ). Эта схема представляет собой базовую структуру пересекающихся поведенческих областей этологии , поведенческой экологии , сравнительной психологии , социобиологии , эволюционной психологии и антропологии . Джулиан Хаксли определил первые три вопроса. Нико Тинберген задал только четвертый вопрос, поскольку вопросы Хаксли не позволяли провести различие между ценностью выживания и историей эволюции; Четвертый вопрос Тинбергена помог решить эту проблему. [ 3 ]

Таблица категорий
Диахроническая и синхроническая точки зрения
Динамический просмотр
Объяснение нынешней формы с точки зрения исторической последовательности
Статический вид
Объяснение современной формы вида
Вопросы «Как» и «Почему» Приблизительный вид
Как функционируют структуры отдельного организма
Онтогенез (развитие)
Объяснения изменений в организме человека , связанных с развитием , от ДНК до их нынешней формы.
Механизм (причина)
Механистические объяснения того, как работают структуры организма
Окончательный (эволюционный) взгляд
Почему вид развил те структуры (адаптации), которые у него есть?
Филогения (эволюция)
История эволюции последовательных изменений вида на протяжении многих поколений.
Функция (адаптация)
Видовой признак, который решает проблему воспроизводства или выживания в текущей среде обитания.

Эволюционные (окончательные) объяснения

[ редактировать ]

Первый вопрос: Функция (адаптация)

[ редактировать ]

Дарвина Теория эволюции путем естественного отбора — единственное научное объяснение того, почему поведение животного обычно хорошо приспособлено для выживания и размножения в окружающей среде. Однако утверждение о том, что конкретный механизм хорошо подходит к нынешней среде, отличается от утверждения о том, что этот механизм был выбран в прошлом из-за его истории адаптивности. [ 3 ]

В литературе концептуализируется взаимосвязь между функцией и эволюцией двумя способами. С одной стороны, функция и эволюция часто представляются как отдельные и различные объяснения поведения. [ 4 ] С другой стороны, общее определение адаптации является центральной концепцией эволюции: признак, который был функциональным для репродуктивного успеха организма и, таким образом, теперь присутствует благодаря отбору; то есть функция и эволюция неразделимы. Однако черта может иметь текущую адаптивную функцию, не являясь при этом адаптацией в этом смысле, если, например, изменилась окружающая среда. Представьте себе среду, в которой маленькое тело внезапно принесло пользу организму, тогда как раньше размер тела не влиял на выживаемость. [ 3 ] Тогда функция маленького тела в окружающей среде будет адаптивной, но она не станет адаптацией до тех пор, пока не пройдет достаточное количество поколений, в которых маленькие тела будут выгодны для размножения, для которых будут отбираться маленькие тела. Учитывая это, лучше всего понимать, что не все функциональные черты в настоящее время могут быть созданы в результате естественного отбора. [ 3 ] Термин «функция» предпочтительнее, чем «адаптация», поскольку адаптация часто истолковывается как подразумевающая, что она была выбрана из-за прошлой функции. Это соответствует конечной причине Аристотеля . [ 5 ]

Второй вопрос: Филогения (эволюция)

[ редактировать ]

Эволюция отражает как историю организма через его филогению, так и историю естественного отбора, работающего над функцией создания адаптаций. [ 6 ] Есть несколько причин, по которым естественный отбор может не достичь оптимального замысла (Mayr 2001:140–143; Buss et al. 1998). Один из них влечет за собой случайные процессы, такие как мутации и события окружающей среды, действующие на небольшие популяции . Другой влечет за собой ограничения, возникающие в результате раннего эволюционного развития. Каждый организм несет в себе черты , как анатомические , так и поведенческие , предыдущих филогенетических стадий, поскольку многие черты сохраняются по мере эволюции вида .

Реконструкция филогении вида часто позволяет понять «уникальность» новейших признаков: более ранние филогенетические стадии и сохраняющиеся (пред)условия часто определяют также форму более современных признаков. Например, позвоночных глаз (включая глаз человека ) имеет слепое пятно , а глаза осьминога — нет. В этих двух линиях глаз изначально был устроен так или иначе. Когда глаз позвоночного был создан, не существовало промежуточных форм, которые были бы одновременно адаптивными и позволили бы ему развиваться без слепого пятна.

Это соответствует формальной причине Аристотеля . [ 5 ]

Приблизительные объяснения

[ редактировать ]

Третий вопрос: Механизм (причинная связь)

[ редактировать ]

Некоторые известные классы непосредственных причинных механизмов включают:

  • Мозг область : Например, Брока , небольшая часть человеческого мозга , играет решающую роль в языковых способностях .
  • Гормоны : Химические вещества, используемые для связи между клетками отдельного организма. Тестостерон , например, стимулирует агрессивное поведение у ряда видов.
  • Феромоны : Химические вещества, используемые для общения между представителями одного и того же вида. Некоторые виды (например, собаки и некоторые мотыльки) используют феромоны для привлечения партнеров.

При исследовании живых организмов биологи сталкиваются с различными уровнями сложности (например, химическими, физиологическими, психологическими, социальными). Поэтому они исследуют причинно-следственные и функциональные отношения внутри и между этими уровнями. Биохимик и гормонов, а может изучить, например, влияние социальных и экологических условий на высвобождение определенных нейротрансмиттеров также влияние таких высвобождений на поведение, например, стресс во время родов оказывает токолитический (подавляющий сокращения) эффект.

Однако знания о нейротрансмиттерах и структуре нейронов само по себе недостаточно для понимания более высоких уровней нейроанатомической структуры или поведения: «Целое — это больше, чем сумма его частей». Все уровни следует рассматривать как одинаково важные: ср. трансдисциплинарность , Николая Гартмана «Законы об уровнях сложности» .

Это соответствует действующей причине Аристотеля . [ 5 ]

Четвертый вопрос: Онтогенез (развитие)

[ редактировать ]

Онтогенез – это процесс развития отдельного организма от зиготы через эмбрион до взрослой формы.

Во второй половине двадцатого века социологи спорили о том, является ли человеческое поведение продуктом природы (гены) или воспитания (окружающая среда в период развития, включая культуру).

Пример взаимодействия (в отличие от суммы компонентов) предполагает знакомство с детства. У ряда видов особи предпочитают общаться со знакомыми особями, но предпочитают спариваться с незнакомыми (Alcock 2001:85–89, Инцест табу , Инцест ). Таким образом, гены, влияющие на совместную жизнь, взаимодействуют с окружающей средой иначе, чем гены, влияющие на брачное поведение. Простой пример взаимодействия связан с растениями: некоторые растения растут в направлении света ( фототропизм ), а некоторые - вдали от силы тяжести ( гравитропизм ).

Многие формы развивающего обучения имеют критический период , например, для импринтинга у гусей и овладения языком у людей. В таких случаях гены определяют время воздействия на окружающую среду.

Связанная концепция называется «предвзятым обучением» (Alcock 2001: 101–103) и «подготовленным обучением» (Wilson, 1998: 86–87). Например, после употребления пищи, которая впоследствии вызвала у них тошноту, крысы предрасположены ассоциировать эту пищу с запахом, а не со звуком (Alcock 2001:101–103). Многие виды приматов без особого опыта учатся бояться змей (Wilson, 1998:86–87). [ 7 ]

См. биологию развития и психологию развития .

Объяснения поведения животных: причинно-следственные связи; Взято из Тинбергена (1963).

Это соответствует материальной причине Аристотеля . [ 5 ]

Причинно-следственные связи

[ редактировать ]

На рисунке показаны причинно-следственные связи между категориями объяснений. Левая часть представляет эволюционные объяснения на видовом уровне; правая часть представляет собой приблизительные объяснения на индивидуальном уровне. В середине находятся конечные продукты этих процессов — гены (то есть геном) и поведение, которые можно анализировать на обоих уровнях.

Эволюция, которая определяется как функцией, так и филогенией, приводит к появлению генов популяции. Гены человека взаимодействуют со средой его развития, в результате чего возникают такие механизмы, как нервная система. Механизм (который сам по себе является конечным продуктом) взаимодействует с непосредственным окружением человека, что приводит к его поведению.

Здесь мы возвращаемся к популяционному уровню. На протяжении многих поколений успех поведения вида в среде его предков — или, говоря более технически, в среде эволюционной адаптированности (EEA), может привести к эволюции, измеряемой изменением его генов.

В целом, существует два процесса – один на уровне населения и один на индивидуальном уровне – на которые влияет окружающая среда в трех временных периодах.

Четыре способа объяснения зрительного восприятия :

  • Функция: найти еду и избежать опасности.
  • Филогения: Глаз позвоночных изначально развивался со слепым пятном, но отсутствие адаптивных промежуточных форм предотвратило потерю слепого пятна.
  • Механизм: хрусталик глаза фокусирует свет на сетчатке .
  • Развитие: Нейронам необходима стимуляция светом , чтобы подключить глаз к мозгу (Moore, 2001:98–99).

Эффект Вестермарка

[ редактировать ]

Четыре способа объяснения эффекта Вестермарка — отсутствия сексуального интереса к братьям и сестрам (Wilson, 1998:189–196):

  • Функция: Препятствовать инбридингу , который уменьшает количество жизнеспособного потомства.
  • Филогения: обнаружена у ряда видов млекопитающих, что позволяет предположить, что первоначальная эволюция произошла десятки миллионов лет назад.
  • Механизм: О нейромеханизме мало что известно.
  • Онтогенез: результат знакомства с другим человеком в раннем возрасте, особенно в первые 30 месяцев жизни человека. Эффект проявляется у неродственников, воспитывающихся вместе, например, в кибуцах .

Романтическая любовь

[ редактировать ]

Чтобы дать исчерпывающее биологическое определение, были использованы четыре способа объяснения романтической любви (Bode & Kushnic, 2021): [ 8 ]

  • Функция: выбор партнера, ухаживание, секс, создание пар.
  • Филогения: Развилась путем кооптации механизмов связи матери и ребенка где-то в недавней эволюционной истории человека.
  • Механизмы: Социальный, психологический выбор партнера, генетические, нейробиологические и эндокринологические механизмы вызывают романтическую любовь.
  • Онтогенез: Романтическая любовь может впервые проявиться в детстве, проявить все свои характеристики после полового созревания, но может проявляться на протяжении всей жизни.

Сон был описан с использованием четырех вопросов Тинбергена в качестве основы (Bode & Kuula, 2021): [ 9 ]

  • Функция: восстановление энергии, регуляция обмена веществ, терморегуляция, укрепление иммунной системы, детоксикация, созревание мозга, реорганизация цепей, оптимизация синапсов, избегание опасности.
  • Филогения: Сон существует у беспозвоночных, низших и высших позвоночных. Медленный и быстрый сон существуют у эутерий, сумчатообразных, а также у птиц.
  • Механизмы: Механизмы регулируют бодрствование, начало сна и сон. Конкретные механизмы включают нейротрансмиттеры, гены, нервные структуры и циркадный ритм.
  • Онтогенез: сон проявляется по-разному у младенцев, младенцев, детей, подростков, взрослых и пожилых людей. Различия включают стадии сна, продолжительность сна и половые различия.

Использование схемы из четырех вопросов в качестве «таблицы Менделеева».

[ редактировать ]

Конрад Лоренц , Джулиан Хаксли и Нико Тинберген были знакомы с обеими концептуальными категориями (т.е. центральными вопросами биологических исследований: 1.-4. и уровнями исследования: а.-ж.), таблицы были составлены Герхардом Медикусом. [ 10 ] Табличная схема используется в качестве центрального организующего устройства во многих учебниках по поведению животных, этологии, поведенческой экологии и эволюционной психологии (например, Alcock, 2001). Одним из преимуществ этой организационной системы, которую можно было бы назвать «периодической таблицей наук о жизни», является то, что она выявляет пробелы в знаниях, аналогично той роли, которую играла периодическая таблица элементов в первые годы существования химии.

1. Механизм 2. Онтогенез 3. Функция 4. Филогения
а . Молекула
б . Клетка
в . Орган
д . Индивидуальный
е . Семья
ф . Группа
г . Общество

Эта « биопсихосоциальная » структура проясняет и классифицирует связи между различными уровнями естественных и социальных наук и помогает интегрировать социальные и естественные науки в « дерево познания » (см. также Николая Гартмана «Законы об уровнях» ). сложности»). Особенно для социальных наук эта модель помогает обеспечить интегративную, основополагающую модель для междисциплинарного сотрудничества, преподавания и исследований (см. «Четыре центральных вопроса биологических исследований на примере этологии» PDF ).

  1. ^ МакДугалл-Шеклтон, Скотт А. (27 июля 2011 г.). «Возвращение к уровням анализа» . Философские труды Королевского общества B: Биологические науки . 366 (1574): 2076–2085. дои : 10.1098/rstb.2010.0363 . ПМК   3130367 . ПМИД   21690126 .
  2. ^ Дейли, Мартин; Уилсон, Марго (1983). Секс, эволюция и поведение (2-е изд.). Бостон: Уиллард Грант Пресс. ISBN  9780871507679 . OCLC   9084620 .
  3. ^ Jump up to: а б с д Тинберген, Нико (1963) «О целях и методах этологии», Журнал психологии животных, 20: 410–433 [411].
  4. ^ Николаас Тинберген , этология , Картрайт 2000:10; Басс 2004:12)
  5. ^ Jump up to: а б с д Хладки В. и Гавличек Ю. (2013). Был ли Тинберген сторонником Аристотеля? Сравнение «Четырех почему» Тинбергена и «Четырех причин» Аристотеля . Бюллетень этологии человека , 28(4), 3–11
  6. ^ «Филогения» часто подчеркивает эволюционно-генеалогические отношения между видами (Alcock 2001:492; Mayr, 2001:289) в отличие от категорий объяснений. Хотя категории более уместны в концептуальном обсуждении, традиционный термин здесь сохраняется.
  7. ^ «Предвзятое обучение» не обязательно ограничивается периодом развития.
  8. ^ Боде, Адам; Кушник, Джефф (2021). «Ближайшие и окончательные перспективы романтической любви» . Границы в психологии . 12 : 573123. doi : 10.3389/fpsyg.2021.573123 . ISSN   1664-1078 . ПМЦ   8074860 . ПМИД   33912094 .
  9. ^ Боде, Адам; Куула, Лийза (сентябрь 2021 г.). «Романтическая любовь и варианты сна: потенциальные непосредственные механизмы и эволюционные функции» . Биология . 10 (9): 923. doi : 10.3390/biology10090923 . ПМЦ   8468029 . ПМИД   34571801 .
  10. ^ Картирование трансдисциплинарности в гуманитарных науках. В: Дженис В. Ли (ред.) В центре внимания гендерная идентичность. Нью-Йорк, 2005 г., Nova Science Publishers, Inc. [1]

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Диаграммы

[ редактировать ]

Производные работы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8d475670c8184a666fc8ca3cd4524143__1724709300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/43/8d475670c8184a666fc8ca3cd4524143.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tinbergen's four questions - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)