Биопсихосоциальная модель
![]() |

Биопсихосоциальные модели — это класс трансдисциплинарных моделей, которые рассматривают взаимосвязь между биологией , психологией и социально - экологическими факторами. Эти модели конкретно исследуют, как эти аспекты играют роль в ряде тем, но главным образом в психиатрии , здравоохранении и развитии человека.
Этот термин обычно используется для описания модели, предложенной Джорджем Л. Энгелем в 1977 году. Модель основана на идее о том, что «болезнь и здоровье являются результатом взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов». [1] что, по мнению Дерика Т. Уэйда и Питера В. Халлигана, по состоянию на 2017 год является общепринятым. Идея модели заключалась в том, чтобы выразить психическое расстройство как вызванную реакцию заболевания, при котором человек генетически уязвим при возникновении стрессовых жизненных событий. В этом смысле она также известна как модель уязвимости-стресса. [2] Сейчас ее называют обобщенной моделью, которая интерпретирует схожие аспекты. [3] и стала альтернативой биомедицинскому и/или психологическому доминированию многих систем здравоохранения. В последнее десятилетие интерес к биопсихосоциальной модели среди исследователей в области здравоохранения и активных медицинских работников растет. [4]
История
[ редактировать ]Многие считают, что Джордж Л. Энгель и Джон Романо из Рочестерского университета в 1977 году первыми предложили биопсихосоциальную модель. [5] Однако это было предложено 100 лет назад и другими. [6] Энгель боролся с преобладавшим в то время биомедицинским подходом к медицине, стремясь к более целостному подходу, признавая, что у каждого пациента есть свои собственные мысли, чувства и история болезни. [7] [6] Разрабатывая свою модель, Энгель сформулировал ее как для болезней, так и для психологических проблем.
Биопсихосоциальная модель — это не просто одна из многих конкурирующих возможностей, а еще одно разумно построенное объяснение здоровья. Его возникновение лучше всего понять в историческом контексте. На появление биопсихосоциальной модели в психиатрии повлияла проблема доверия к психиатрии как медицинской специальности, возникшая в условиях военного времени.
К 20 веку психиатрия все еще оставалась относительно новой областью. В викторианскую эпоху психиатрия столкнулась с двумя ключевыми задачами: во-первых, взять под контроль систему предоставления убежища у непрофессиональных администраторов и, во-вторых, создать надежную базу знаний для медицинского авторитета в отношении психических заболеваний. В то время решением этой проблемы стала разработка риторики оправдания психиатрии, которая заключалась в том, что мозг является корнем безумия, а врачи являются хранителями психического здоровья. Эта позиция одновременно отражала и способствовала развитию евгенической мысли в западной интеллектуальной культуре. Однако это было поставлено под сомнение проблемой контузии после Первой мировой войны : существовала фундаментальная несовместимость между евгеническим взглядом на безумие и печальной реальностью, когда респектабельные люди с предсказуемой регулярностью терпели неудачу в военных окопах. Это привело к признанию невроза и принятию психоанализа в психиатрическом дискурсе. Через год после окончания войны Британское психоаналитическое общество и Медицинская секция Британского психологического общества были созданы, что положило начало тонкому взаимодействию биологической психиатрии и медицинской психотерапии. Клиника Тависток сыграла значительную роль в преодолении разрыва между этими подходами и выступила за единый психосоматический подход. В этих условиях была создана биопсихосоциальная модель, которая произвела революцию в нашем понимании психиатрии и здоровья. [8]
Есть ряд ключевых теоретиков, которые предшествовали биопсихосоциальной модели. Например, Энгель расширил медицинское мышление, вновь предложив разделение тела и разума. Идея дуализма разума и тела восходит, по крайней мере, к Рене Декарту , но была забыта в эпоху биомедицинского подхода. Энгель подчеркнул, что биомедицинский подход ошибочен, поскольку организм сам по себе не способствует развитию болезни. [9] Вместо этого индивидуальный разум (психологические и социальные факторы) играют значительную роль в том, как возникает болезнь и как ее лечат. Энгель предложил диалог между пациентом и врачом с целью найти наиболее эффективное решение лечения. [10]
Идея о том, что существует несколько факторов, которые могут способствовать психическим страданиям, не нова. [11] Психологи прошлого, такие как Ури Бронфенбреннер , популяризировали убеждение, что социальные факторы играют роль в развитии болезней и поведения. Проще говоря, Энгель использовал исследования Бронфенбреннера в качестве колонки своей биопсихосоциальной модели и сформулировал эту модель так, чтобы показать здоровье в центре социальных, психологических и биологических аспектов.
Психобиологическая модель Адольфа Мейера многими считается предшественницей биопсихосоциальной модели. Мейер делал упор на понимании психических заболеваний в контексте личной истории пациента, а не на диагностических категориях. [12] Мейер заложил основу для понимания взаимодействия психологии и биологии, но был склонен рассматривать их как отдельные взаимодействующие сущности. Модель Энгеля представляет собой более широкий и комплексный подход, который рассматривает биологические, психологические и социальные факторы как взаимосвязанные элементы. [8]
Однако на самом деле Рой Гринкер ввел термин «биопсихосоциальный» задолго до Энгеля (1954 против 1977). [13] Разница между двумя исследователями заключается в том, что Гринкер стремился выделить биологические аспекты психического здоровья. Вместо этого Энгель подчеркивал психосоциальные аспекты общего здоровья.
После публикации биопсихосоциальная модель была принята Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 2002 году в качестве основы для Международной классификации функций (МКФ). [14] Однако определение здоровья ВОЗ, принятое в 1948 году, явно подразумевало широкую социально-медицинскую перспективу. [15]
Популяции пациентов
[ редактировать ]Пациенты, подпадающие под биопсихосоциальную модель, могут не подпадать под биомедицинскую модель, поскольку биопсихосоциальная модель учитывает факторы, которые могут не проявляться у человека физиологически. [16] Расширяя круг пациентов, охваченных здравоохранением, биопсихосоциальная модель включает в себя идею о том, что небиологические факторы, такие как социально-экономический статус, раса и пол, являются важными компонентами здоровья наряду с общими биологическими показателями. До недавних лет традиционный метод борьбы со здоровьем и болезнями основывался на медицинской или биологической модели, концентрируясь исключительно на медицинских вмешательствах для решения проблем со здоровьем человека. [17] Хотя когда-то этот подход считался достаточным, современные исследования в области психологии и социальных наук поставили под сомнение его эффективность. В настоящее время ученые работают над разработкой более широкой модели здоровья, включающей в себя идеи психологии и социальных наук, с намерением улучшить ее практическое применение в клинических условиях. [17]
Популяции пациентов, которые учитывает биопсихосоциальная модель и которые не могут рассматриваться в рамках биомедицинской модели, включают пациентов, страдающих от неравенства в отношении здоровья, и тех, кто подвержен риску недугов.
Неравенства в отношении здоровья, часто коренящиеся в социальных детерминантах здоровья, подчеркивают различия в показателях здоровья, с которыми сталкиваются различные группы населения. [18] Биопсихосоциальная модель, которая учитывает биологические, психологические и социальные факторы в понимании здоровья, обеспечивает основу для понимания того, как эти различия возникают и сохраняются, что делает ее моделью, представляющей интерес для борьбы с неравенством в отношении здоровья. [19] Целостный биопсихосоциальный модельный подход учитывает дополнительные элементы, влияющие на осознаваемую необходимость медицинского обслуживания и внимание к вопросам, связанным со здоровьем: информация, убеждения и поведение. Учитывая зависимость модели от восприятия, было сочтено необходимым активно привлекать отдельных лиц или сообщества, чьи потребности рассматриваются. [20] независимо от того, сосредоточено ли внимание на их здоровье, образовании, трудоустройстве, жилье или каких-либо других потребностях. Ключевым термином в биопсихосоциальной модели является «синдемический», который относится к набору факторов проблем со здоровьем, которые синергетически взаимодействуют друг с другом, начиная от социально-экономического статуса и заканчивая генетикой. [20]
Профилактическая медицина является важным компонентом биопсихосоциальной модели, которая в первую очередь рассматривает профилактические меры, чтобы не дать пациентам получить инвалидность. [21] Модель BPS считается потенциальным инструментом улучшения результатов лечения пациентов, борясь с предотвратимыми хроническими заболеваниями, которые составляют большую часть смертей пациентов в США. [22]
Биопсихосоциальная модель против биомедицинской модели
[ редактировать ]Биомедицинские и биопсихосоциальные модели предлагают разные точки зрения на понимание и решение проблем здоровья и болезней. Биомедицинская модель, исторически преобладающая, использует редукционистский подход, фокусируясь на биологических факторах и лечении заболеваний посредством медицинских вмешательств. [23] Напротив, биопсихосоциальная модель принимает целостную точку зрения, признавая сложное взаимодействие биологических, психологических и социальных факторов в формировании здоровья и болезней. [23] В отличие от биомедицинской модели, которая рассматривает болезни как изолированные физические отклонения, биопсихосоциальная модель рассматривает их как результат динамических взаимодействий между различными измерениями. Лечение в рамках биопсихосоциальной модели является комплексным и включает медицинские, психологические и социальные вмешательства для улучшения общего благополучия. [24] Эта модель подчеркивает взаимосвязь этих измерений, признавая их взаимное влияние на здоровье человека. [24]
Институциональное признание биопсихосоциальной модели
[ редактировать ]В последнее десятилетие среди исследователей здравоохранения и практикующих медицинских работников наблюдается рост интереса к биопсихосоциальной модели. [4] Однако, несмотря на растущий интерес, медицинские школы использовали эту модель в своих учебных программах ограниченно по сравнению с растущим количеством литературы, посвященной этой модели. [25]
Текущий статус модели
[ редактировать ]Биопсихосоциальная модель до сих пор широко используется как философия клинической помощи и практическое клиническое руководство, полезное для расширения кругозора клинициста. [26] Боррелл-Каррио и его коллеги рассмотрели модель Энгеля 25 лет спустя. [26] Они предположили, что эта модель превратилась в биопсихосоциальную и ориентированную на отношения структуру для врачей. Они предложили три пояснения к модели и выделили семь установленных принципов.
- Самосознание.
- Активное культивирование доверия.
- Эмоциональный стиль, характеризующийся эмпатическим любопытством.
- Самокалибровка как способ уменьшить погрешность.
- Обучение эмоциям для помощи в диагностике и формировании терапевтических отношений.
- Использование информированной интуиции.
- Передача клинических данных для содействия диалогу, а не просто механическому применению протокола.
В 2007 году Гатчел и его коллеги утверждали, что биопсихосоциальная модель является наиболее широко признанной как наиболее эвристический подход к пониманию и лечению хронической боли. [27]
Соответствующие теории и теоретики
[ редактировать ]Другие теоретики и исследователи используют термин «биопсихосоциальный», а иногда и «биопсихосоциальный», чтобы отличить модель Энгеля. [3]
Ламли и его коллеги использовали неэнгельовскую модель для проведения биопсихосоциальной оценки взаимосвязи между болью и эмоциями. [28] Цукер и Гомберг использовали неэнгелевскую биопсихосоциальную точку зрения для оценки этиологии алкоголизма в 1986 году. [29]
Криттенден считает Динамически-зрелищную модель привязанности и адаптации (ДММ) биопсихосоциальной моделью. [3] [30] Он включает в себя множество дисциплин, позволяющих понять развитие человека и обработку информации. [31]
Модель функциональных соматических симптомов Козловской использует биопсихосоциальный подход для понимания соматических симптомов. [32] [33] (IPNB) Сигела Модель межличностной нейробиологии похожа, хотя, возможно, чтобы отличить IPNB от модели Энгеля, он описывает, как мозг, разум и отношения являются частью одной реальности, а не тремя отдельными элементами. [34] Большинство моделей оказания помощи при травмах являются биопсихосоциальными моделями. [35] [36]
Биопсихосоциальные исследования
[ редактировать ]Викрама и его коллеги провели несколько биопсихосоциальных исследований, изучающих динамику брака. В лонгитудинальном исследовании разведенных женщин среднего возраста они обнаружили, что развод способствовал неблагоприятному биопсихосоциальному процессу для женщин. [37] В другом исследовании продолжительных браков они попытались выяснить, могут ли враждебные супружеские взаимодействия в раннем среднем возрасте изнашивать регуляторные системы пар из-за большего психологического стресса, более опасного для здоровья поведения и более высокого индекса массы тела (ИМТ). Их результаты подтвердили негативные последствия и повышенную уязвимость к последующим проблемам с физическим здоровьем как мужей, так и жен. [38]
Мета-исследование Ковача и его коллег изучило биопсихосоциальный опыт взрослых с врожденным пороком сердца. [39] детей Чжан и его коллеги использовали биопсихосоциальный подход для изучения собственной физиологической реакции родителей, когда они сталкиваются с негативными эмоциями , и того, как она связана со способностью родителей проявлять чуткое и поддерживающее поведение. [40] Они обнаружили, что физиологическое регуляторное функционирование родителей является важным фактором в формировании родительского поведения, направленного на эмоции детей.
Биопсихосоциальный подход использовался для оценки расовых и этнических различий в старении и для разработки Мичиганского проекта когнитивного старения. [41] Банерджи и его коллеги использовали биопсихосоциальный подход для описания двойной пандемии самоубийств и COVID-19. [42]
Возможные применения
[ редактировать ]Когда Энгель впервые предложил биопсихосоциальную модель, это было сделано с целью лучшего понимания здоровья и болезни. Хотя это приложение по-прежнему актуально, модель актуальна для таких тем, как здравоохранение, медицина и развитие. Во-первых, как предложил Энгель, это помогает врачам лучше понять своего пациента в целом. Учитывая не только физиологические и медицинские аспекты, но также психологическое и социологическое благополучие. [26] Кроме того, эта модель тесно связана с психологией здоровья . Психология здоровья исследует взаимное влияние биологии, психологии, поведенческих и социальных факторов на здоровье и болезни.
Одно из применений биопсихосоциальной модели в здравоохранении и медицине связано с болью, так что несколько факторов, не связанных со здоровьем человека, могут влиять на его восприятие боли. Например, исследование 2019 года связало генетические и биопсихосоциальные факторы с усилением послеоперационной боли в плече. [43] Будущие исследования необходимы для моделирования и дальнейшего изучения взаимосвязи между биопсихосоциальными факторами и болью. [44]
Применение этой модели в целях развития не менее актуально. Одним из особых преимуществ применения биопсихосоциальной модели к психологии развития является то, что она позволяет пересечь дебаты о природе и воспитании . Эта модель предоставляет психологам развития теоретическую основу для взаимодействия как наследственных , так и психосоциальных факторов в развитии человека. [26]
По полу
[ редактировать ]В рамках биопсихосоциальной модели гендер рассматривается некоторыми как сложная и тонкая конструкция, сформированная сложным взаимодействием социальных, психологических и биологических факторов. [45] Эта точка зрения, поддержанная организацией Gender Spectrum, определяет гендер как многогранную взаимосвязь между тремя ключевыми измерениями: телом, идентичностью и социальным полом. [46] По сути, эта характеристика соответствует фундаментальным принципам биопсихосоциальной модели, подчеркивающей необходимость учитывать не только биологические детерминанты, но и глубокое влияние психологического и социального контекста на формирование пола. [45] [47]
По мнению Алекса Янтаффи и Мэг-Джон Баркер, биопсихосоциальная модель обеспечивает всеобъемлющую основу для понимания сложностей гендера. [45] Они показывают, что биологические, психологические и социальные факторы — это не изолированные сущности, а скорее сложно переплетенные элементы, которые постоянно взаимодействуют и формируют друг друга. В этом динамическом процессе гендерная идентичность человека возникает в результате сложного взаимодействия его биологических характеристик, психологического опыта и социальных взаимодействий. [45] Эта целостная перспектива гармонирует с подходом биопсихосоциальной модели, которая признает неразрывную связь между этими различными измерениями, влияющими на общее благополучие человека.
По сути, в рамках биопсихосоциальной парадигмы гендер — это не просто продукт биологических детерминант; скорее, это динамичный и взаимосвязанный аспект человеческой идентичности. [1] [45] Эта точка зрения требует более детального понимания, побуждая исследователей и медицинских работников учитывать сложное взаимодействие социальных, психологических и биологических факторов при изучении и решении сложностей гендера. [1]
Критика
[ редактировать ]Биопсихосоциальная модель Энгеля подверглась ряду критики. [48] [49] [50] Беннинг резюмировал аргументы против этой модели, включая то, что ей недостает философской последовательности, она нечувствительна к субъективному опыту пациентов, неверна общей теории систем, в которой, как утверждал Энгель, она коренится, и что она порождает недисциплинированный эклектизм, который не обеспечивает никаких гарантий против доминирование или недостаточное представительство любой из трех областей: биологической, психологической или социальной. [51]
Психиатр Хамид Таваколи утверждает, что следует избегать биопсихосоциальной модели Энгеля, поскольку она непреднамеренно продвигает искусственное различие между биологией и психологией и просто вызывает путаницу в психиатрических оценках и программах обучения, и что в конечном итоге она не помогает делу дестигматизации психических расстройств. здоровье. [52] Модель перспектив не делает такого произвольного различия. [53]
В последние годы ряд подобных критических замечаний был рассмотрен. Например, модель биопсихосоциальных путей описывает, как можно концептуально разделить, определить и измерить биологические, психологические и социальные факторы и тем самым найти подробные взаимосвязи между этими факторами. [54]
Хотя призыв Энгеля к использованию биопсихосоциальной модели был подхвачен в нескольких областях здравоохранения и развит в смежных моделях, по состоянию на 2017 год он не был принят в неотложной медицинской и хирургической областях. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Уэйд, Дерик Т; Халлиган, Питер В. (август 2017 г.). «Биопсихосоциальная модель болезни: модель, время которой пришло» . Клиническая реабилитация . 31 (8): 995–1004. дои : 10.1177/0269215517709890 . ISSN 0269-2155 . ПМИД 28730890 .
- ^ Вонг, Дэниел Фу Кеунг (4 апреля 2014 г.). Ведение клинических случаев людей с психическими заболеваниями: биопсихосоциальная модель уязвимости и стресса . Рутледж. ISBN 978-1-317-82498-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Криттенден П.М., Ландини А., Шпикер С.Дж. (2021). «Остаться в живых: повестка дня XXI века в области психического здоровья, защиты детей и судебно-медицинской экспертизы». Человеческие системы . 1 : 29–51. дои : 10.1177/26344041211007831 . ISSN 2634-4041 . S2CID 235486608 .
- ^ Перейти обратно: а б Накао, Муцухиро; Комаки, Ген; Ёсиучи, Кадзухиро; Детер, Ганс-Кристиан; Фукудо, Шин (08 декабря 2020 г.). «Тенденции исследований биопсихосоциальной медицины: соединение клинической медицины, психологии и общественного здравоохранения» . Биопсихосоциальная медицина . 14 (1): 30. дои : 10.1186/s13030-020-00204-9 . ISSN 1751-0759 . ПМЦ 7722433 . ПМИД 33292438 .
- ^ «Биопсихосоциальный модельный подход» (PDF) . Медицинский центр Рочестерского университета . Рочестер, штат Нью-Йорк: Рочестерский университет . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Уэйд Д.Т., Халлиган П.В. (август 2017 г.). «Биопсихосоциальная модель болезни: модель, время которой пришло» . Клиническая реабилитация . 31 (8): 995–1004. дои : 10.1177/0269215517709890 . ПМИД 28730890 . S2CID 206486211 .
- ^ Энгель Г.Л. (апрель 1977 г.). «Необходимость новой медицинской модели: вызов биомедицине». Наука . 196 (4286): 129–136. Бибкод : 1977Sci...196..129E . дои : 10.1126/science.847460 . ПМИД 847460 .
- ^ Перейти обратно: а б Пилигрим, Дэвид (январь 2002 г.). «Биопсихосоциальная модель в англо-американской психиатрии: прошлое, настоящее и будущее?» . Журнал психического здоровья . 11 (6): 585–594. дои : 10.1080/09638230020023930 . ISSN 0963-8237 .
- ^ Домбек М. (17 марта 2019 г.). «Био-психо-социальная модель» . MentalHelp.Net . Американские центры наркозависимости . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Гатчел Р.Дж., Хаггард Р. (2014). «Биопсихосоциальный предварительный скрининг устройств стимуляции спинного мозга и периферических нервов». Практическое управление болью . стр. 933–938.e2. дои : 10.1016/B978-0-323-08340-9.00068-2 . ISBN 978-0-323-08340-9 .
- ^ Вэнс, Аласдер; Винтер, Джо (октябрь 2021 г.). «Тревожные расстройства, о которых сообщают родители и дети, дифференцирующие большое депрессивное расстройство и дистимическое расстройство у детей и подростков» . Австралазийская психиатрия . 29 (5): 488–492. дои : 10.1177/1039856220960367 . ISSN 1039-8562 . ПМИД 32961097 .
- ^ Уоллес, Эдвин Р. IV (2007). «Психобиология Адольфа Мейера в историческом контексте и ее связь с биопсихосоциальной моделью Джорджа Энгеля» . Философия, психиатрия и психология . 14 (4): 347–353. дои : 10.1353/ppp.0.0144 . ISSN 1086-3303 .
- ^ Гаеми, С. Насир (июль 2009 г.). «Взлет и падение биопсихосоциальной модели» . Британский журнал психиатрии . 195 (1): 3–4. дои : 10.1192/bjp.bp.109.063859 . ISSN 0007-1250 .
- ^ Хопвуд V (2010). «Текущий контекст: неврологическая реабилитация и неврологическая физиотерапия». Иглоукалывание при неврологических заболеваниях . Черчилл Ливингстон. стр. 39–51 . дои : 10.1016/B978-0-7020-3020-8.00003-5 . ISBN 978-0-7020-3020-8 .
- ^ ВОЗ (1948). Конституция Всемирной организации здравоохранения . Всемирная организация здравоохранения.
- ^ «Биопсихосоциальная модель — обзор | Темы ScienceDirect» . www.sciencedirect.com . Проверено 7 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Инерни, Шейн Дж. Мак (6 декабря 2023 г.). «Представляем биопсихосоциальную модель хорошей медицины и хороших врачей» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Различия в состоянии здоровья | DASH | CDC» . www.cdc.gov . 26 мая 2023 г. Проверено 7 декабря 2023 г.
- ^ Уэйд, Дерик Т; Халлиган, Питер В. (август 2017 г.). «Биопсихосоциальная модель болезни: модель, время которой пришло» . Клиническая реабилитация . 31 (8): 995–1004. дои : 10.1177/0269215517709890 . ISSN 0269-2155 . ПМИД 28730890 . S2CID 206486211 .
- ^ Перейти обратно: а б Кинг, Денай В.; Херд, Тельма К.; Хаек, Ричард А.; Джонс, Ловелл А. (2009). «Использование биопсихосоциального подхода для устранения различий в состоянии здоровья — взгляд одного человека» . Журнал онкологического образования . 24 (Приложение 2): С26–С32. дои : 10.1080/08858190903412091 . ISSN 0885-8195 . ПМЦ 2883460 . ПМИД 20024822 .
- ^ Уайт, Питер, изд. (2005). «Биопсихосоциальная медицина (ПРОЕКТ)» . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/med:psych/9780198530343.001.0001 . ISBN 978-0-19-853034-3 . Проверено 7 декабря 2023 г.
- ^ Уэйд, Дерик Т.; Халлиган, Питер В. (август 2017 г.). «Биопсихосоциальная модель болезни: модель, время которой пришло» . Клиническая реабилитация . 31 (8): 995–1004. дои : 10.1177/0269215517709890 . ISSN 1477-0873 . ПМИД 28730890 . S2CID 206486211 .
- ^ Перейти обратно: а б Кунанто, Хари; Агустиан, Дви; Хильманто, Дэни (май 2018 г.). «Биопсихосоциальная модель заболеваний в первичной медико-санитарной помощи: обзор герменевтической литературы» . Журнал семейной медицины и первичной медицинской помощи . 7 (3): 497–500. дои : 10.4103/jfmpc.jfmpc_145_17 . ПМК 6069638 . ПМИД 30112296 .
- ^ Перейти обратно: а б Ньюман, Марк С.; Лоулесс, Джон Дж.; Гело, Флоренция; Дмин, Нуль (1 мая 2007 г.). «Семейно-ориентированная помощь пациентам» . Американский семейный врач . 75 (9): 1306–1310. ПМИД 17508523 .
- ^ Джайни, Пареш Ату; Ли, Дженни Сын Хён (сентябрь 2015 г.). «Обзор полезности биопсихосоциальной модели в 21 веке в образовании в медицинских школах США» . Журнал медицины образа жизни . 5 (2): 49–59. дои : 10.15280/jlm.2015.5.2.49 . ISSN 2234-8549 . ПМК 4711959 . ПМИД 26770891 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Боррелл-Каррио Ф., Сухман А.Л., Эпштейн Р.М. (ноябрь 2004 г.). «Биопсихосоциальная модель 25 лет спустя: принципы, практика и научные исследования» . Анналы семейной медицины . 2 (6): 576–582. дои : 10.1370/afm.245 . ПМЦ 1466742 . ПМИД 15576544 .
- ^ Гатчел Р.Дж., Пэн Ю.Б., Питерс М.Л., Фукс П.Н., Терк, округ Колумбия (июль 2007 г.). «Биопсихосоциальный подход к хронической боли: научные достижения и будущие направления» (PDF) . Психологический вестник . 133 (4): 581–624. дои : 10.1037/0033-2909.133.4.581 . ПМИД 17592957 .
- ^ Ламли М.А., Коэн Дж.Л., Борщ Г.С., Кано А., Рэдклифф А.М., Портер Л.С. и др. (сентябрь 2011 г.). «Боль и эмоции: биопсихосоциальный обзор недавних исследований» . Журнал клинической психологии . 67 (9): 942–968. дои : 10.1002/jclp.20816 . ПМК 3152687 . ПМИД 21647882 .
- ^ Цукер Р.А., Гомберг Э.С. (июль 1986 г.). «Пересмотр этиологии алкоголизма. Аргументы в пользу биопсихосоциального процесса». Американский психолог . 41 (7): 783–793. дои : 10.1037/0003-066X.41.7.783 . ПМИД 3527004 .
- ^ Криттенден ПМ (2016). Воспитание родителей: привязанность, представительство и лечение (2-е изд.). Лондон. ISBN 978-0-415-50829-2 . OCLC 893646939 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Криттенден ПМ (2011). Оценка привязанности взрослых: динамично-зрелительный подход к анализу дискурса . Андреа Ландини. Нью-Йорк: WW Norton & Co. ISBN 978-0-393-70667-3 . OCLC 667877268 .
- ^ Козловска К., Шер С., Хельгеланд Х. (2020). «Скелетомоторная система и функциональные соматические симптомы». Функциональные соматические симптомы у детей и подростков . Тексты Пэлгрейва в консультировании и психотерапии. Чам: Международное издательство Springer. стр. 137–160. дои : 10.1007/978-3-030-46184-3_7 . ISBN 978-3-030-46183-6 . S2CID 226613256 .
- ^ Козловска К., Шер С., Хельгеланд Х. (2020). Функциональные соматические симптомы у детей и подростков: стресс-системный подход к оценке и лечению . Тексты Пэлгрейва в консультировании и психотерапии. Чам: Международное издательство Springer. дои : 10.1007/978-3-030-46184-3 . ISBN 978-3-030-46183-6 . S2CID 226614004 .
- ^ Сигел DJ (2012). Развивающийся разум: как взаимоотношения и мозг взаимодействуют, формируя то, кем мы являемся (3-е изд.). Нью-Йорк: Лондон: Гилфорд Пресс. п. 59. ИСБН 978-1-4625-4275-8 . OCLC 1141039476 .
- ^ Хуан Л.Н., Флатоу Р., Биггс Т., Афайи С., Смит К., Кларк Т., Блейк М. (2014). «Концепция травмы SAMHSA и рекомендации по использованию подхода с учетом травм» (PDF) . Управление служб по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психическим здоровьем (SAMHSA) .
- ^ Суини А., Филсон Б., Кеннеди А., Коллинсон Л., Гиллард С. (сентябрь 2018 г.). «Смена парадигмы: отношения в службах психического здоровья, ориентированных на травмы» . BJPsych продвигается . 24 (5): 319–333. дои : 10.1192/bja.2018.29 . ПМК 6088388 . ПМИД 30174829 .
- ^ Викрама К.А., Клопак ET, О'Нил CW (2022). «Стрессовый семейный контекст и здоровье разведенных и замужних матерей: биопсихосоциальный процесс». Журнал социальных и личных отношений . 39 (11): 3436–3457. дои : 10.1177/02654075221098627 . ISSN 0265-4075 . S2CID 245279287 .
- ^ Ли С., Викрама К.К., Футрис Т.Г., Симмонс Л.А., Манчини Дж.А., Лоренц Ф.О. (август 2021 г.). «Биопсихосоциальные связи между супружеской враждебностью и физическим здоровьем пар среднего возраста» . Журнал семейной психологии . 35 (5): 649–659. дои : 10.1037/fam0000827 . ПМИД 33661683 . S2CID 232123555 .
- ^ Ковач А.Х., Сирс С.Ф., Саиди А.С. (август 2005 г.). «Биопсихосоциальный опыт взрослых с врожденным пороком сердца: обзор литературы». Американский кардиологический журнал . 150 (2): 193–201. дои : 10.1016/j.ahj.2004.08.025 . ПМИД 16086917 . S2CID 23459854 .
- ^ Чжан X, Хан З.Р., Гацке-Копп Л.М. (август 2021 г.). «Биопсихосоциальный подход к воспитанию детей, связанных с эмоциями: физиологические реакции на детское разочарование среди городских китайских родителей». Журнал семейной психологии . 35 (5): 639–648. дои : 10.1037/fam0000824 . ПМИД 33705175 . S2CID 232209248 .
- ^ Заходное Л.Б. (декабрь 2021). «Биопсихосоциальные пути неравенства при деменции: введение в Мичиганский проект когнитивного старения» . Американский психолог . 76 (9): 1470–1481. дои : 10.1037/amp0000936 . ПМЦ 9205325 . PMID 35266748 .
- ^ Банерджи Д., Косагишараф-младший, Сатьянараяна Рао Т.С. (январь 2021 г.). « Двойная пандемия самоубийства и COVID-19: биопсихосоциальный рассказ о рисках и профилактике» . Психиатрические исследования . 295 (январь): 113577. doi : 10.1016/j.psychres.2020.113577 . ПМЦ 7672361 . ПМИД 33229123 .
- ^ Саймон CB, Валенсия С, Коронадо РА, Ву СС, Ли З, Дай Ю и др. (декабрь 2019 г.). «Биопсихосоциальные влияния на боль в плече: анализ временной упорядоченности послеоперационного восстановления» . Журнал боли . 21 (7–8): 808–819. дои : 10.1016/j.jpain.2019.11.008 . ПМК 7321871 . ПМИД 31891763 .
- ^ Мясковски С, Блит Ф, Никосия Ф, Хаан М, Киф Ф, Смит А, Ричи С (сентябрь 2020 г.). «Биопсихосоциальная модель хронической боли у пожилых людей». Лекарство от боли . 21 (9): 1793–1805. дои : 10.1093/pm/pnz329 . ПМИД 31846035 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Янтафи, Алекс (2017). Как понять свой пол: практическое руководство по изучению того, кто вы есть . Издательство Джессики Кингсли. ISBN 9781785927461 .
- ^ Призматический. «Понимание пола» . Гендерный спектр . Проверено 4 марта 2023 г.
- ^ Кнудсон-Мартин, Кармен; Махони, Энн Рэнкин (март 2009 г.). «Введение в специальный раздел «Гендерная сила в культурном контексте: изучение жизненного опыта пар» . Семейный процесс . 48 (1): 5–8. дои : 10.1111/j.1545-5300.2009.01263.x . ПМИД 19378641 .
- ^ Беннинг ТБ (май 2015 г.). «Ограничения биопсихосоциальной модели в психиатрии» . Достижения в медицинском образовании и практике . 6 : 347–352. дои : 10.2147/AMEP.S82937 . ПМК 4427076 . ПМИД 25999775 .
- ^ Макларен Н (февраль 1998 г.). «Критический обзор биопсихосоциальной модели». Австралийский и новозеландский журнал психиатрии . 32 (1): 86–92. дои : 10.3109/00048679809062712 . ПМИД 9565189 . S2CID 12321002 .
- ^ Гаеми С.Н. (июль 2009 г.). «Взлет и падение биопсихосоциальной модели» . Британский журнал психиатрии . 195 (1): 3–4. дои : 10.1192/bjp.bp.109.063859 . ПМИД 19567886 .
- ^ Леман Б.Дж., Дэвид Д.М., Грубер Дж.А. (август 2017 г.). «Переосмысление биопсихосоциальной модели здоровья: понимание здоровья как динамической системы» . Компас социальной и личностной психологии . 11 (8). е12328. дои : 10.1111/spc3.12328 .
- ^ Таваколи HR (февраль 2009 г.). «Более тщательная оценка современных методов психиатрической экспертизы: вызов биопсихосоциальной модели» . Психиатрия . 6 (2): 25–30. ПМК 2719450 . ПМИД 19724745 .
- ^ Макхью PR (1998). Перспективы психиатрии (2-е изд.). Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0801860461 .
- ^ Карунамуни Н., Имаяма И., Гунетиллеке Д. (март 2021 г.). «Пути к благополучию: распутывание причинно-следственных связей между биопсихосоциальными переменными» . Социальные науки и медицина . 272 : 112846. doi : 10.1016/j.socscimed.2020.112846 . ПМИД 32089388 . S2CID 211262159 .