Межличностная нейробиология
![]() |
Часть серии о |
Психология |
---|
![]() |
Межличностная нейробиология (IPNB) или реляционная нейробиология — это междисциплинарная концепция, разработанная в 1990-х годах Дэниелом Дж. Сигелом , который стремился объединить научные дисциплины, чтобы продемонстрировать, как интегрируются разум , мозг и отношения. IPNB рассматривает разум как процесс, который регулирует поток энергии и информации через его нейросхемы , который затем распределяется и регулируется между людьми посредством взаимодействия, связи и общения. [ 1 ] Опираясь на теорию систем , Сигел предположил, что эти процессы в межличностных отношениях могут влиять на созревание нервной системы. [ 2 ] Сигел утверждал, что разум обладает непреодолимым качеством , которое определяет этот подход. [ 2 ]
IPNB предполагает, что межличностный опыт оказывает существенное влияние на развитие мозга в раннем возрасте. [ 3 ] [ 4 ] Сигел отмечает, что нарушение непрерывности, присутствия и доступности лица, осуществляющего уход, приводит к расстройствам привязанности , которые проявляются в виде физических изменений. [ 5 ] [ 6 ] в нейронных структурах, формирующих восприятие реальности. [ 7 ] Утверждается, что это влияет на эмоциональный интеллект, сложность поведения и гибкость реакций в дальнейшей жизни. [ 5 ] IPNB утверждает причинно-следственную связь между генетическим составом и социальным опытом, влияющим на нейробиологическое и психологическое функционирование. [ 8 ] [ 9 ]
История
[ редактировать ]В Калифорнийском университете [ когда? ] Сигел собрал ученых из таких областей, как антропология , физика , нейронауки , социология , лингвистика , генетика и психиатрия . [ 10 ] На этой встрече он утверждал, что современное понимание «разума» и влияния социальных отношений на развитие/функционирование мозга недостаточно развито.
Термину разум не хватает строгого определения. Самая старая и до сих пор распространенная ссылка — это Гиппократа текст «О священной болезни» , в котором разум называется «мозговой активностью». Это определение было отвергнуто социологами, лингвистами и антропологами, которые утверждали, что межличностные отношения должны быть частью определения. [ 11 ] Эта позиция противоречива, и нейробиологи и врачи высмеивали эту точку зрения, вместо этого утверждая, что наши мысли и чувства, а следовательно, и наш разум, являются результатом активности мозга. [ 11 ] Это стандартная точка зрения, соответствующая Уильяма Джеймса книге «Принципы психологии» 1890 года . [ 11 ] Сигел возражает, что, поскольку исследования развития отношений привязанности детей показали, что разрыв отношений ребенка с родителями может препятствовать росту, а иногда даже вызывать смерть, как впервые описано в тексте Зигмунда Фрейда 1927 года «Вопрос непрофессионального анализа» , [ 12 ] более широкий взгляд был оправдан. [ 11 ] [ 2 ]
В течение следующих четырех с половиной лет Сигел и его коллеги-единомышленники начали создавать структуру межличностной нейробиологии.
Другими учеными, которые внесли свой вклад в концепцию IPNB, являются Алан Шор , Луи Козолино и Бонни Баденок.
Аспекты
[ редактировать ]IPNB предлагает концепцию «мозг-разум-отношения» или «треугольник благополучия», чтобы объяснить, как социальные взаимодействия формируют нейронные связи. Биологические и социальные взаимодействия создают непрерывные петли обратной связи, осуществляемые посредством нейропластичности . [ 13 ]
Мозг/тело
[ редактировать ]Мозг и тело тесно связаны. Тело содержит несколько кластеров нейронов. Например, в кишечнике человека имеется около 100 000 000 нейронов. Стивена Порджеса утверждает Поливагальная теория , что система блуждающего нерва играет центральную роль в соединении этих кластеров. [ 14 ]
Модель мозга Сигела пытается упростить сложность формирования мозга, подчеркивая взаимодействие между стволом мозга , лимбическими системами ( гиппокампом и миндалевидным телом ) и средней префронтальной корой .

- Ствол мозга. Основная роль ствола мозга связана с регуляцией. Это посредничество вегетативной нервной системы (включая симпатическую и парасимпатическую нервные системы ) контролирует наш гомеостаз частоты сердечных сокращений, дыхания, голода и отдыха, а также наши реакции борьбы/бегства/замирания/обморока на воспринимаемые угрозы и другие раздражители.
- Гиппокамп: Гиппокамп связан с явной и декларативной памятью и начинает развиваться примерно в 18-месячном возрасте.
- Миндалевидное тело: Миндалевидное тело в первую очередь обрабатывает воспоминания, эмоции и решения. Он опосредует страх, быстро поглощая и анализируя информацию быстрее, чем сознание, потенциально вызывая реакцию «бей или беги» через ствол мозга.
- Префронтальная кора: В составе префронтальной коры находится средняя префронтальная область, включающая орбитофронтальную кору , медиальную лобную извилину и вентролатеральную префронтальную кору . Эти области отвечают за абстрактные идеи/мысли, рассуждения/мышления и планирование на будущее. Эта область связана с регуляцией вегетативной нервной системы, социальным познанием, моралью и самосознанием. [ 10 ]
Из-за непосредственной близости средней префронтальной коры, ствола мозга и лимбической системы Сигел утверждал, что интеграция этих областей через префронтальную кору, которая контролирует девять основных нейробиологических и межличностных функций, [ 10 ] включая:
- Регуляция тела
- Настроенное общение
- Эмоциональный баланс
- Гибкость реагирования
- Модуляция страха
- Сочувствие
- Понимание
- Моральное сознание
- Интуиция
Разум
[ редактировать ]В IPNB разум — это воплощенный и реляционный процесс, который регулирует поток энергии и информации как внутри мозга, так и между ним. [ 7 ] IPNB разлагает термин «разум» на четыре аспекта:
- Субъективный опыт - соответствующее восприятие и ощущаемая текстура жизни.
- Сознание - опыт знания или осознания, а также знание или это осознание. [ 11 ]
- Обработка информации – сбор, хранение, использование и производство информации.
- Самоорганизация – когда части сложной системы дифференцируются, а затем соединяются без внешнего контроля. Неспособность самоорганизации приводит к хаотическому или негибкому результату. [ 11 ]
Отношения
[ редактировать ]В эпигенетике может происходить посредством взаимообмена между наследственностью и окружающей средой , психологическое развитие при этом окружающая культура и окружающая среда влияют на развитие личности. [ 15 ] [ 16 ] IPNB поднимает уровень эпигенеза, утверждая, что нейроны из различных переживаний/отношений могут изменять регуляторные молекулы, которые контролируют экспрессию генов , тем самым формируя активность и структуру нейронных цепей. [ 17 ] Отношения, связанные с негативным эмоциональным опытом, приводят к тому, что у родственных нейронов развиваются более толстые аксоны и больше дендритов, что позволяет влиять на поведение быстрее и интенсивнее, чем информация, поступающая из префронтальной коры. [ 18 ] Нейронные кластеры, связанные с положительным аффектом, очевидно, не так влиятельны в мозге, поскольку они менее важны для выживания. [ 19 ] Негативный опыт формирует более сильные нейронные связи между миндалевидным телом и стволом мозга, которые укрепляются за счет мысленного повторения и смещения внимания. [ 20 ] Такие переживания формируют нейронные связи, из которых возникает разум. [ 21 ]
Интеграция
[ редактировать ]Сигел называет интеграцией процесс соединения частей в функциональное целое. В IPNB интеграция происходит за счет потока энергии и информации между отношениями и мозгом. Межличностные отношения в раннем возрасте формируют нейронные структуры, которые позволяют сформировать целостное мировоззрение. [ 7 ] Таким образом, отношения облегчают или препятствуют интеграции целостного, связного опыта. С помощью МЭГ показывают , гармоники коннектома как мозг объединяет дифференцированные области в гармоничное целое. [ 7 ] [ 22 ] [ 23 ] Нарушение интеграции, возможно, несмотря на плохие отношения между ребенком и опекуном, может стимулировать «хаотичные» или «жесткие» модели поведения, что, возможно, объясняет, почему у таких людей «задерживается развитие».
Домены
[ редактировать ]Сигел выделил девять областей, в которых интеграция необходима для здоровья мозга:
- Сознание - отличие знания от известного того, что мы осознаем. [ нужны разъяснения ]
- Двусторонний – левое и правое полушария.
- Вертикальный – связывает ствол мозга и лимбическую область с высшими корковыми областями.
- Память – связывание элементов неявной памяти с явной памятью.
- Повествование – осмысление воспоминаний и опыта, чтобы установить смысл событий.
- Состояние – уважение состояний ума, которые составляют память, мысль, поведение и действие.
- Межличностный – уважение внутреннего опыта других и участие в уважительном общении.
- Временной – представляет время/изменение и отражает ход времени (например, жизнь против смерти).
- Идентичность – чувство свободы воли и последовательности (потенциально связанное с чувством принадлежности).
Влияние на привязанность и развитие
[ редактировать ]IPNB исследует, как интегративный опыт способствует или ограничивает рост интегративных волокон мозга. [ 7 ] При рождении мозг младенца занимает примерно 25% объема мозга взрослого человека в первый год его жизни и 75% — на втором году жизни. [ 24 ] [ 25 ] На это развитие влияет окружающая среда, поскольку в первые 6 месяцев подкорковые области мозга быстро растут. [ 8 ] Зеркальные нейроны способствуют этому развитию, поскольку они активируются как тогда, когда кто-то видит намеренное действие со стороны кого-то другого, так и когда они выполняют то же самое действие, «отражая» поведение другого. Зеркальные нейроны также внутренне стимулируют то, что, как вы видите, чувствует другой человек. [ 10 ] Когда зеркальные нейроны обучаются посредством обучения Хебба , одновременная активация клеток приводит к выраженному увеличению синаптической силы между этими клетками, что означает «клетки, которые срабатывают вместе, соединяются вместе». [ 26 ] В IPNB младенцы и дети учатся таким эмоциям, как счастье и печаль, в своих отношениях со своими основными опекунами и отражая их. Настроенное общение сочувствующего лица, осуществляющего уход, и демонстрации своей эмоциональной доступности младенцу формирует его эмоциональное развитие, как вербально, так и невербально. [ 27 ] Реакция опекуна на эмоции также становится способом, которым ребенок понимает, какие эмоции приемлемы, при этом будущие отношения ребенка, возможно, зависят от отношений с опекуном. [ 28 ] Однако к третьему десятилетию жизни развиваются области, включая префронтальную кору, и базовая эмоциональная регуляция не является слишком зависимым фактором от лица, осуществляющего уход. [ 8 ]
Рост в неблагополучной семейной среде или социальная изоляция могут атрофировать «эмоциональные» области мозга. [ 8 ] [ 29 ] Например, токсичные привязанности между родителями и детьми, включающие словесное/физическое насилие и регулярные гневные взаимодействия, ухудшают у ребенка чувство свободы воли, последовательность и аффективность во взаимодействии с другими. [ 5 ] Родители с нерешенными личными проблемами могут проецировать эти эмоции на своих детей. На внутреннем уровне повышенный уровень кортизола в лимбической области совпадает с неоптимальным опытом привязанности, который может убивать нейроны и изменять гены в гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси (HPA), которая контролирует высвобождение гормона стресса. Регуляторные молекулы, контролирующие экспрессию генов, могут быть изменены в результате стресса, что приводит к ускоренному сокращению и реструктуризации нейронных сетей, увеличивая скрытую уязвимость к привязанности и психическим расстройствам . [ 10 ] В целом, в зависимости от здоровья отношений между ребенком и опекуном, у ребенка будут развиваться различные стили привязанности, выявленные в ходе клинических наблюдений, включая надежную привязанность , тревожно-амбивалентную привязанность и тревожно-избегающую/пренебрежительно-избегающую привязанность . Дети, которым не хватает надежной привязанности к своему опекуну, более склонны к психическим заболеваниям. слишком мало тормозных волокон соединяют среднюю префронтальную кору с миндалевидным телом Сигел утверждает, что у людей с биполярным расстройством . Восьмилетнему ребенку, у которого 900 волокон соединяются с миндалиной, чтобы успокоить ее, нужно 600, чтобы она работала хорошо. [ 10 ] Но в подростковом возрасте высокий уровень стресса (а также, возможно, генетически обусловленный) может привести к сокращению половины тормозных волокон, что приведет к появлению симптомов (таких как перепады настроения).
Родители, поврежденные проблемой привязанности к опекуну, могут неосознанно передать этот стиль привязанности своим детям. Эффективная терапия может создать новые связи и нейронные сети, способствующие лучшему регулированию эмоций и настроенному общению, способствуя улучшению межличностных отношений.
Приложения к практике
[ редактировать ]Хотя мало эмпирических исследований оценивает углубленное применение межличностной нейробиологии, были проведены различные исследования с использованием информации IPNB.
Консультирование
[ редактировать ]Миллер и др. 2016 год
[ редактировать ]В этом небольшом исследовании (n=6) использовалась структура интерпретативного феноменологического анализа (IPA) для сбора убеждений о потенциальных улучшениях клинической практики консультантов после изучения IPNB в течение одногодичного курса. В целом консультанты признали, что IPNB способствует личному и профессиональному развитию. Они сообщили об увеличении сострадания, сочувствия и принятия по отношению к себе и другим. Они также сообщили о повышении самосознания, присутствии в отношениях с другими и уверенности в своей интуиции как врачей, что является доказанными качествами для эффективного консультирования. [ 30 ] Большинство участников отметили движение в сторону более безопасных вложений, что позволяет им лучше взаимодействовать с клиентами. [ 30 ] Они сообщили о большей осведомленности о реакциях на клиентов, которые были обусловлены их личными историями, что позволило им больше реагировать на потребности клиентов, а не на свои собственные потребности. Участники сообщили, что взгляд IPNB на опыт, влияющий на развитие мозга и разум, помог им увидеть борьбу людей в менее патологической форме. [ 30 ] Считалось, что этот сдвиг в понимании проблем клиента улучшит эмпатию и, следовательно, межличностные отношения и избранные вмешательства между практикующим врачом и клиентом.
Субъективный характер структуры IPA и небольшой размер выборки ограничивают надежность и достоверность исследования. Участники имели относительно однородные гендерные и этнические характеристики, что ограничивало общность исследования.
Мейер и др. 2013 год
[ редактировать ]Мейер и др. (2013) рассмотрели IPNB через биологические и межличностные процессы, происходящие в отношениях между младенцем и лицом, осуществляющим уход, и о том, что такое развитие дебатов о природе и воспитании означает для консультантов. Исследование побудило консультантов применять целостный подход к практике, включающий естественные и питательные влияния, такие как рассмотрение эмоций, полученных от лиц, осуществляющих уход, в связи с психологическим функционированием. Консультанты могут измерять такие конструкции, как регуляция аффекта, чтобы понять эмоциональное развитие пациента и связать его с состоянием интегративных волокон в префронтальной коре и лимбической системе. Он рекомендовал внедрить концепции привязанности IPNB в консультационные отношения, помогая сформировать надежную привязанность между консультантом и клиентом и помогая клиенту восстановить здоровые модели аффектов в безопасной среде. Исследование пропагандировало настроенное общение, эмоциональное отражение и сочувствие. Консультанты посоветовали определить, какие эмоциональные паттерны действуют, и попытаться создать нейронную связь здоровых паттернов. [ 8 ]
Терапия
[ редактировать ]Баденох и Кокс, 2013 г.
[ редактировать ]В тексте Баденоха и Кокса (2013) рассказывается об их опыте интеграции IPNB в групповую терапию . В нем сообщалось о повышении чуткости и внимательности между терапевтом и членами группы благодаря глубокому пониманию IPNB. Они сообщают, что такое осознанное осознание себя и других помогает интеграции между префронтальной корой и лимбическими областями, улучшая эмоциональную регуляцию и чувство уверенности, за которым следует усиление сострадания. Это сообщаемое спокойствие успокаивает комнату, позволяя проявиться более широкому спектру переживаний. Взаимоотношения младенца и опекуна в IPNB исследуются, чтобы позволить пациентам осознать, что ранее считавшиеся недостатки характера могут на самом деле указывать на проблемы нейробиологического развития, которые уменьшают чувство стыда и усиливают самосострадание. Сообщается, что информация о нейропластичности, предполагающая возможность перенастройки нездоровых нервных путей, облегчила давнюю борьбу внутри группы. [ 31 ]
Сообщается, что активность имплицитной памяти, включающая вспоминание недавнего приятного опыта, например, «игра во фрисби с моей собакой в парке в прошлое воскресенье», и последующее размышление, была эффективной в групповой терапии. [ 31 ] Вспоминая позитивные чувства, пациенты могли лучше осознать свои эмоции и усилить эмоциональный контроль. Понимание типов воспоминаний и эмоций может позволить групповому терапевту видеть участников с большей ясностью и различать модели памяти, влияющие на движения или ощущения тела. [ 31 ] Это может позволить групповым терапевтам поддерживать связи между терапевтом и пациентом. [ 31 ]
Другой
[ редактировать ]Пейдж, Л. 2006 г.
[ редактировать ]Журнал Пейджа (2006) иллюстрирует применение концепций IPNB к лидерству/менеджменту при осуществлении организационных изменений. Пейдж утверждает, что осознанное и социальное осознание, которое могут вызвать учения, основанные на IPNB, может способствовать более совместному и условному общению, позволяя другим «чувствовать себя». Пейдж считает, что сотрудники копируют и отражают эту настроенную коммуникацию и энергию. Со временем нейронные, психические и поведенческие модели укореняются в организации, побуждая сотрудников брать на себя задачу распределенного лидерства, повышая индивидуальную и организационную сложность. [ 32 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Клинтон, Тим; Сибси, Гэри (июнь 2012 г.). «Христианское консультирование, межличностная нейробиология и будущее». Журнал психологии и теологии . 40 (2): 141–145. дои : 10.1177/009164711204000211 . ISSN 0091-6471 . S2CID 141499141 .
- ^ Jump up to: а б с Развивающийся разум: как взаимоотношения и мозг взаимодействуют, формируя то, кем мы являемся . 01.10.2012.
- ^ Боулби, Джон. (2 декабря 2008 г.). Привязанность и потеря . Случайный дом. ISBN 978-1-4070-7132-9 . OCLC 1005519675 .
- ^ Шор, Аллан Н. (декабрь 1997 г.). «Ранняя организация нелинейного правого полушария мозга и развитие предрасположенности к психическим расстройствам». Развитие и психопатология . 9 (4): 595–631. дои : 10.1017/s0954579497001363 . ISSN 0954-5794 . ПМИД 9448998 . S2CID 782859 .
- ^ Jump up to: а б с Нг, Шэрон Джой (4 августа 2017 г.). «Межличностная нейробиология развития, стиль привязанности и мышление» . Психология и когнитивные науки — Открытый журнал . 3 (3): e9–e13. doi : 10.17140/pcoj-3-e007 . ISSN 2380-727X .
- ^ Липтон, Брюс Х. (2012). Спонтанная эволюция: наше позитивное будущее (и путь к нему отсюда) . Хэй Хаус. ISBN 978-1-4019-2631-1 . OCLC 866088900 .
- ^ Jump up to: а б с д и СИГЕЛ, ДЭНИЭЛ Дж. (2020). РАЗВИТИЕ РАЗУМА: как взаимоотношения и мозг взаимодействуют, формируя то, кем мы являемся . ГИЛФОРД. ISBN 978-1-4625-4275-8 . OCLC 1113408719 .
- ^ Jump up to: а б с д и Мейер, Дикси; Вуд, Сара; Стэнли, Бетани (апрель 2013 г.). «Воспитание - это природа: интеграция развития мозга, теории систем и теории привязанности». Семейный журнал . 21 (2): 162–169. дои : 10.1177/1066480712466808 . ISSN 1066-4807 . S2CID 10449229 .
- ^ Гриффин, Уильям А.; Грин, Шеннон М. (28 октября 2013 г.). Модели семейной терапии . дои : 10.4324/9780203727584 . ISBN 9780203727584 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кодрингтон, Ребекка (сентябрь 2009 г.). «Взгляд семейного терапевта на межличностную нейробиологию и мозг подростка: интервью с доктором Дэниелом Сигелом». Австралийский и новозеландский журнал семейной терапии . 31 (3): 285–299. дои : 10.1375/anft.31.3.285 . ISSN 0814-723X .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сигел, Дэниел Дж. (июнь 2006 г.). «Разум в психотерапии: межличностная нейробиологическая основа для понимания и развития психического здоровья». Психология и психотерапия: теория, исследования и практика . 92 (2): 224–237. дои : 10.1111/papt.12228 . ISSN 1476-0835 . ПМИД 31001926 . S2CID 121658470 .
- ^ Шор, Джудит Р. (январь 2012 г.). «Использование концепций межличностной нейробиологии при пересмотре психодинамической теории». Исследования в колледже Смита в области социальной работы . 82 (1): 90–111. дои : 10.1080/00377317.2012.644494 . ISSN 0037-7317 . S2CID 9976100 .
- ^ «Треугольник благополучия | Восстановление после травм» . Проверено 7 февраля 2020 г.
- ^ Флорес, Филип Дж.; Поргес, Стивен В. (18 декабря 2019 г.), «Групповая психотерапия как нейронное упражнение: соединение поливагальной теории и теории привязанности» , Привязанность в групповой психотерапии , Routledge, стр. 46–66, doi : 10.4324/9781351010818-4 , ISBN 978-1-351-01081-8 , получено 9 ноября 2020 г.
- ^ Готлиб, Гилберт (1991). «Эпигенетический системный взгляд на развитие человека». Психология развития . 27 (1): 33–34. дои : 10.1037/0012-1649.27.1.33 . ISSN 1939-0599 .
- ^ Эриксон, Эрик Х. (Эрик Хомбургер), 1902–1994. (1968). Идентичность, молодость и кризис: Молодежь и кризис . WW Нортон. ISBN 0-393-31144-9 . OCLC 566548838 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Дойдж, Норман, автор. (3 апреля 2017 г.). Мозг, который меняет себя: истории личного триумфа на передовых рубежах науки о мозге . ReadHowYouWant.com, Limited. ISBN 978-1-5252-4513-8 . OCLC 993445153 .
{{cite book}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Бодуан, Мари-Натали; Циммерман, Джеффри (март 2011 г.). «Нарративная терапия и межличностная нейробиология: пересмотр классических практик, разработка новых акцентов». Журнал системной терапии . 30 (1): 1–13. дои : 10.1521/jsyt.2011.30.1.1 . ISSN 1195-4396 .
- ^ Кенсинджер, Элизабет А. (август 2007 г.). «Негативные эмоции повышают точность памяти». Современные направления психологической науки . 16 (4): 213–218. дои : 10.1111/j.1467-8721.2007.00506.x . ISSN 0963-7214 . S2CID 16885166 .
- ^ «Более внимательный взгляд на навыки детей», Повышение социальных и эмоциональных умственных способностей ВСЕХ детей: деятельность, преобразующая жизнь , Corwin Press, стр. 27–47, 2014 г., doi : 10.4135/9781452284958.n3 , ISBN 978-1-4522-5836-2
- ^ Сигел, Дэниел Дж. (2009), Mindsight: новая наука о личной трансформации , Brilliance Audio, ISBN 978-1-5012-2358-7 , OCLC 962743641
- ^ Атасой, Селен; Доннелли, Исаак; Пирсон, Джоэл (21 января 2016 г.). «Сети человеческого мозга функционируют в гармонических волнах, специфичных для коннектома» . Природные коммуникации . 7 (1): 10340. Бибкод : 2016NatCo...710340A . дои : 10.1038/ncomms10340 . ISSN 2041-1723 . ПМЦ 4735826 . ПМИД 26792267 .
- ^ Атасой, Селен. Деку, Густаво. Крингельбах, Мортен Л. Пирсон, Джоэл. (2018). «Гармонические режимы мозга: объединяющая основа для связи пространства и времени в динамике мозга». Нейробиолог . 24 (3): 277–293. дои : 10.1177/1073858417728032 . OCLC 1051960991 . ПМИД 28863720 . S2CID 21655571 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Вейандт, Лиза; Вейандт, Лиза Л. (21 апреля 2006 г.). Физиологические основы когнитивных и поведенческих расстройств . дои : 10.4324/9781410615695 . ISBN 9781410615695 .
- ^ Бергер, Кэтлин Стассен, Верфассер. (2 января 2017 г.). Развивающийся человек на протяжении всей жизни . Обучение Макмиллана. ISBN 978-1-319-01587-9 . OCLC 990765389 .
{{cite book}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Ачарья, Сурья; Шукла, Самарт (2012). «Зеркальные нейроны: загадка метафизического модульного мозга» . Журнал естественных наук, биологии и медицины . 3 (2): 118–124. дои : 10.4103/0976-9668.101878 . ISSN 0976-9668 . ПМЦ 3510904 . ПМИД 23225972 .
- ^ Хафт, Венди Л.; Слэйд, Ариетта (1989). «Аффектная настройка и материнская привязанность: пилотное исследование». Журнал психического здоровья младенцев . 10 (3): 157–172. doi : 10.1002/1097-0355(198923)10:3<157::aid-imhj2280100304>3.0.co;2-3 . ISSN 0163-9641 .
- ^ Хупер, Лиза М. (июль 2007 г.). «Применение теории привязанности и теории семейных систем к феномену родительства». Семейный журнал . 15 (3): 217–223. дои : 10.1177/1066480707301290 . ISSN 1066-4807 . S2CID 145625155 .
- ^ Джозеф, Р. (1999). «Влияние окружающей среды на пластичность нейронов, лимбическую систему, эмоциональное развитие и привязанность». Детская психиатрия и развитие человека . 29 (3): 189–208. дои : 10.1023/А:1022660923605 . ПМИД 10080962 . S2CID 22812181 .
- ^ Jump up to: а б с Миллер, Раиса М.; Баррио Минтон, Кейси А. (январь 2016 г.). «Опыт изучения межличностной нейробиологии: интерпретативный феноменологический анализ» . Журнал консультирования по психическому здоровью . 38 (1): 47–61. дои : 10.17744/mehc.38.1.04 . ISSN 1040-2861 .
- ^ Jump up to: а б с д Баденок, Бонни; Кокс, Пол (15 мая 2018 г.), «Интеграция межличностной нейробиологии с групповой психотерапией *», Межличностная нейробиология групповой психотерапии и групповых процессов , Routledge, стр. 1–23, doi : 10.4324/9780429482120-1 , ISBN 978-0-429-48212-0
- ^ Пейдж, Линда Дж (2006). «Почему мы не можем доверять своему мозгу?» . Критическое мышление, наука и лженаука . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Springer: 22–31. дои : 10.1891/9780826194268.0005 . ISBN 978-0-8261-9419-0 . Получено 23 ноября 2022 г. - через PCPI.