Философская этология
Философская этология — это область междисциплинарных исследований, которая объединяет естественные науки , социальные науки, исследования человека и посвящена проблеме субъективности животных. [ нужны разъяснения ] Речь идет об онтологической концепции, нуждающейся в философском месте, а не в описательной проблеме. Имея предшественников в XIX веке, в своем нынешнем виде он появился в 2010-х годах.
История [ править ]
Философская этология развивается из мысли континентальных философов, исследования которых включают этологию, философию и антропологию . Эти авторы приняли вызовы, исходящие из биологии, феноменологии, критической теории , исследований животных и постчеловеческой философии. Все эти дисциплины, каждая по-своему, изучают животных и взаимодействие между живыми существами, чтобы предложить новую парадигму, способную выйти за пределы антропоцентризма , лежащего в основе традиционных теорий.
Злые критики этих авторов — картезианская наследница автоматов: [1] тогда как классическая этология и бихевиоризм описали, как будет работать животная машина и каковы механизмы, регулирующие процессы, тем не менее эти авторы не бросали вызов основной идее о том, что животное не является машиной. Отсюда необходимость разработки нового мультидисциплинарного подхода, способного интерпретировать субъективность животных с онтологической точки зрения, а также различные коррелирующие с онтологией вопросы, такие как культурные измерения, символизм и материальность у животных, не являющихся людьми, а также их внутри- и межвидовые отношения. [2]
Ведущие деятели
Три последних номера журнала Ангелаки. Журнал теоретических гуманитарных наук [3] исследовали мысли трех ученых, которых редакторы журнала Бретт Бьюкенен, Джеффри Буссолини и Мэтью Крулью считают одними из самых влиятельных голосов в области философской этологии: тремя авторами являются Винциан Деспре , Доминик Лестель и Роберто Маркезини.
Винсиан [ править] Депре
Бельгийский философ и профессор Льежского университета Винсиан Деспре написал множество эссе и статей об истории этологии, психологии и взаимоотношений человека и животных. [4] [5] На протяжении всей своей карьеры Десперт работала вместе с несколькими авторами из разных дисциплин (этология, искусство, литература) и со многими животными, не являющимися людьми (слоны, мыши, крысы, обезьяны). [6] Эти встречи позволили ей проложить уникальный путь исследования.
В произведениях Деспре своеобразен методологический подход, ее анекдотический и своеобразный стиль: автор предпочитает рассказывать истории о животных (или, лучше, истории взаимоотношений между животными, включая человека), а не писать о животных.В центре внимания авторов – задавать правильные вопросы животным, не являющимся людьми. [7] Это значит, что животные — это не тексты, которые нужно герменевтически интерпретировать, не объект исследования посредством научных экспериментов, а субъекты, способные дать собственные ответы на интересующие их вопросы.
В рамках философской этологии Деспре подчеркивал повторяемость любого межвидового диалога: животные, не относящиеся к человеку, трансформируются в результате встречи с людьми, и точно так же в результате диалога с нечеловеческими существами трансформируются люди. Рассказы Деспре полны примеров, полученных исследователями, фермерами, дрессировщиками, а также не менее важными автобиографическими отчетами, доказывающими, какое обогащение дает встреча с животными, отличными от человека.
Доминик editЛестель
Французский философ и этолог, Лестель является «мэтром конференций» в Высшей нормальной нормальной школе в Париже и директором исследовательской группы по экоантропологии и этнологии в Национальном музее естественной истории . [8]
Его заслуга в том, что он подчеркивает, что культурный феномен не является особенностью человека. [9] По мнению Лестеля, необходимо взглянуть на антропопоэзис через эволюционную и плюралистическую призму и на культуру как на сферу, которая больше не отделена от природы. Необходимо осознать, что мы живем в многовидовом обществе, где каждый вид производит свою собственную культуру. Эта близость пространства и времени между существами разных видов позволяет Лестелю зародиться немного искренней дружбы и отношений, имеющих историческое, этическое и политическое значение. [10]
В 2016 году во время Международных дней изучения ГИС о человеке-животном, проходивших в Болонье, Лестель развернул свой зоофутуризм, философское художественное направление, направленное на «реанимализацию» человека. [11]
Роберто Маркезини [ править ]
Итальянский философ, этолог и зооантрополог, Маркезини является директором Школы взаимодействия человека и животных, Центра изучения постчеловеческой философии и профессором нескольких итальянских университетов. Более 20 лет он возглавляет междисциплинарные проектные исследования в области зооантропологии, постчеловеческой философии и биоэтики, призванные продемонстрировать, что животные, кроме человека, играют референтную роль в структурировании идентичности (антропопоэзис). [12] и философские последствия, вытекающие из такого рода отношений.
Основными концепциями мысли Маркезини являются зоотропизм и прозрение животных. Термином «зоотропизм» Маркезини подчеркивает естественную человеческую склонность обращаться к нелюдям, своего рода биофилию. [13] укоренены в нашем виде, который видит в эфироспецифичности некоторых социальных двойников, способных внести свой вклад в процессы антропопоэза. [14]
С другой стороны, с помощью концепции «прозрения животных» Маркезини указывает на характеристику высказывания и откровения, исходящую из отношений человека и нечеловека. Разнообразие животных позволило человеку представить себе новые экзистенциальные пути – в полете птицы человек не может видеть только явление как таковое, но воспринимает новое измерение мышления, на котором можно летать. [15] – и экспериментировать с гибридным напряжением, ведущим к сдвигу идентичности.
С эссе «Философская этология » [16] Маркезини акцентирует внимание на субъективности. Для него субъективность является основой совести, а не наоборот. Животные постоянно отвлекаются от внешнего мира посредством новых событий, требующих творчества и инициативы, не объяснимых никаким автоматизмом. [17] С этой точки зрения, по Маркезини, желание связывает животных и мир, желание заставляет их действовать в настоящем.
Ссылки [ править ]
- ^ (ИТ) Рене Декарт, Беседы о методе, Сочинения, I, Рим-Бари, Латерца, [1637] 1967, стр. 129-182.
- ^ Отчет конференции «Что такое философская этология?» состоялось в Университете Кертина (Австралия) 22 июля 2015 г. , ccat-lab.org.
- ^ (EN) Бретт Бьюкенен, Джеффри Буссолини и Мэтью Крулью, Философская этология , в Ангелаки. Журнал теоретических гуманитарных наук, I, II, III, Routledge, 2014–2016.
- ^ (ИТ) Винсиан Депре, Когда волк будет жить с ягненком. Взгляд человека и поведение животных, Милан, Элеутера, 2004 г. ISBN 978-8885060906 .
- ^ (ИТ) Винциан Деспре, Ганс, лошадь, которая умела считать, Милан, Эльютера, 2005 г., ISBN 978-8885060982 .
- ^ (EN) Бретт Бьюкенен, Мэтью Крулью и Джеффри Буссолини, О том, как задавать правильные вопросы. Интервью с Винсианом Депре в Ангелаки. Философская этология II - Винциан Депре, том. 20, № 2, Рудледж, 2015, стр. 165–178.
- ^ (EN) Винсиан Деспре и Бретт Бьюкенен, Что бы сказали животные, если бы мы задавали правильные вопросы?, в Posthumanities, Миннеаполис, University of Minnesota Press, 2016, ISBN 978-0816692392 .
- ^ Академические позиции Доминика Лестеля , savoirs.ens.fr.
- ^ (FR) Доминик Лестель, Животное происхождение культуры, в Champs Essais, Париж, Flammarion, 2001, ISBN 978-2-0812-23042 .
- ^ (EN) Мэтью Крулью, Животное за пределами текста. Интервью с Домиником Лестелем в Ангелаки. Философская этология I: Доминик Лестель, том. 19, № 3, Рутледж, 2014, стр. 187–196.
- ^ (ИТ) Доминик Лестель, Животное — будущее человека. Путеводитель по зоофутуризму , в il Manifesto, 29 октября 2016 г.
- ^ (ИТ) Роберто Маркезини, Антроподецентрализация и гибридизации. Постчеловеческий проект и профилирование личности. Архивировано 14 сентября 2017 г. в Wayback Machine , в Метисе. Образовательные миры, темы, исследования, предложения, 2014.
- ^ (ИТ) Эдвард Осборн Уилсон, Биофилия, издательство Гарвардского университета, 1986, ISBN 9780674074422 .
- ^ (ИТ) Роберто Маркезини, Основы зооантропологии. Теоретическая зооантропология, Болонья, Апейрон, 2014, ISBN 9788887690132 .
- ^ (ИТ) Роберто Маркезини, Прозрение животных. Сверхчеловек как откровение, Милан, Мимесис, 2014, с. 71, ISBN 978-8857521350 .
- ^ (ИТ) Роберто Маркезини, Философская этология. В поисках субъективности животных, Милан, Mimesis, 2016, ISBN 978-8857532332 .
- ^ (ИТ) Р. Маркезини, Эмоциональный интеллект и когнитивный интеллект, в Pluriverso, vol. 3, Ла Нуова Италия, 2001, стр. 22-33.