Работа
![]() Канзи в 2005 году после душа | |
Разновидность | Бонобо ( Pan paniscus ) |
---|---|
Секс | Мужской |
Рожденный | Государственный университет Джорджии | 28 октября 1980 г.
Известный | Разумное использование лексиграммы |
Примечания |




Канзи (родился 28 октября 1980 г.), также известный по лексиграмме (от персонажа 太 ) — самец бонобо , ставший объектом нескольких исследований языка высших приматов . По словам Сью Сэвидж-Рамбо , приматолога, изучавшего бонобо на протяжении всей своей жизни, Канзи продемонстрировала развитые лингвистические способности. [1] [2] [3]
Биография
[ редактировать ]Канзи родился у Лорел и Босанджо на полевой станции Йеркс в Университете Эмори в 1980 году. Вскоре после рождения Канзи был украден и усыновлен более доминирующей женщиной, Мататой, матриархом группы.
В 1985 году Канзи перевели в Центр языковых исследований Университета штата Джорджия . Позже он был переведен вместе со своей сестрой Панбанишей в Фонд Великих Обезьян в Де-Мойне, штат Айова . Злополучное учреждение, основанное в 2004 году местным бизнесменом Тедом Таунсендом, закрылось после потери финансирования, обвинений в пренебрежении и наводнения.
В 2013 году Инициатива по познанию и сохранению обезьян (ACCI) [4] под руководством Джареда Тальялатела, профессора Университета штата Кеннесо в Джорджии, и Билла Хопкинса, профессора Университета штата Джорджия, взяли на себя управление объектом. [5]
Когда ACCI взял на себя заботу о Канзи в 2013 году, он страдал от сильного ожирения из-за неправильного питания и физической активности. Его новые опекуны изменили диету Канзи на более подходящую для его вида и увеличили его возможности для физической активности. С тех пор Канзи похудел более чем на семьдесят пять фунтов. [6]
В младенчестве Канзи сопровождал Матату на занятия, где Матата обучался языку с помощью клавиатурных лексиграмм , но не проявлял особого интереса к урокам. Тогда для исследователей стало большим сюрпризом, когда однажды, пока Матата отсутствовал, Канзи начал грамотно использовать лексиграммы, став не только первой наблюдаемой обезьяной, которая изучила аспекты языка естественным путем, а не путем прямого обучения, но и первым наблюдаемым бонобо. создается впечатление, что они вообще используют некоторые элементы языка. [2] [3] За короткое время Канзи освоил десять слов, которым исследователи изо всех сил пытались научить его приемную мать, и с тех пор он выучил более 348 слов, которые он также может комбинировать, чтобы получить новый смысл. Когда он слышит произнесенное слово (через наушники, чтобы отфильтровать невербальные подсказки), он указывает на правильную лексиграмму. Он может инициировать общение, используя лексиграммы. Сью Сэвидж Рамбо в 2006 году заявила, что Канзи понимает около 3000 устных слов. [2] [3] [7]
Согласно статье Discover , Канзи является опытным пользователем инструментов. [8]
Приемной матери Канзи, Матате, на момент смерти в июне 2014 года было около 40 лет. [9] В матриархальном обществе бонобо положение самца определяется в первую очередь положением самок, с которыми он связан. Матата был главным лидером группы, поэтому его статус мужчины самого высокого ранга был закреплен тем, что он был усыновлен как ее «сын». По данным журнала Smithsonian Magazine, у Канзи «выражение лица стареющего патриарха – он лысеющий, пузатый, с серьезными, глубоко посаженными глазами». [7] Это описание подтверждается полностраничной цветной фотографией Канзи в журнале National Geographic за март 2008 года и полностраничной черно-белой фотографией в журнале Time . [10]
Примеры поведения и способностей
[ редактировать ]Поведение и способности Канзи были темой исследований, опубликованных в научных журналах, а также сообщений в популярных СМИ.
Исследовательские программы
[ редактировать ]Когда ему было восемь лет, Канзи стал участником исследовательской программы, в ходе которой его способность отвечать на устные запросы сравнивалась со способностью двухлетнего человеческого ребенка по имени Алия. Исследование заняло девять месяцев. Канзи и Алия получили 660 устных инструкций, в которых им предлагалось по-новому обращаться со знакомыми объектами. Канзи правильно ответил на 74 процента инструкций, Алия — на 65 процентов. [11] [12]
Другое исследование, разработанное и проведенное археологами Кэти Шик и Николасом Тотом , было направлено на сравнение когнитивных и механических способностей Канзи с способностями ранних предков человека, которые изготавливали и использовали инструменты раннего каменного века (вероятно, Homo habilis ), такие как олдованские каменные отщепы и ядра. (ядро – это порода, от которой отделился отщеп). В этом исследовании Шик и Тот показали Канзи, как раскалывать камень, получая острый край, которым можно было перерезать веревку и получить доступ к еде. После моделирования поведения шелушения в различных случаях исследователи проводили каждый эксперимент, помещая пищевое вознаграждение в коробку с прозрачной крышкой, которая удерживалась закрытой веревкой. Затем Канзи вводили в загон, где находился ящик, и снабжали камнями, необходимыми для отслаивания (известными как кремень или кремень ). В ходе этого многолетнего исследования Канзи не только научился отслаиваться, но и разработал свой собственный метод, бросая булыжники на твердые поверхности, чтобы получить отщепки, в отличие от метода ручного удара, который был смоделирован для него. . Благодаря множеству острых хлопьев, которые он произвел, Канзи смог перерезать веревку, чтобы получить доступ к еде. Однако хлопья, которые он производил и использовал, были более грубыми, чем те, которые производились людьми раннего каменного века. [13] [14] [15]
Аналогичное исследование способности шимпанзе отслаиваться не смогло повторить результаты Канзи. [16] Авторы предполагают, что расхождения в результатах обусловлены различиями в воспитании испытуемых. Хотя Канзи провел значительную часть своей жизни среди людей и обучался у них (что привело к высокому уровню инкультурации), шимпанзе в недавнем исследовании не обучались и не демонстрировали, как делать или использовать хлопья (или какие-либо другие виды человеческого поведения). ). Это может объяснить, почему у Канзи после наблюдения за людьми развилось шелушение, а у шимпанзе в недавнем исследовании — нет.
Анекдоты
[ редактировать ]Канзи известен своей способностью «вызывать отсутствующие объекты, изобретать новые формулы для описания элементов, названий которых он не знал... у него было определенное представление о времени и, казалось, он понимал точку зрения другого». [17] Нижеследующее представляет собой анекдоты, а не экспериментальные демонстрации.
- Во время прогулки по лесу в Грузии Канзи прикоснулся к символам « зефира » и «огня». Сьюзен Сэвидж-Рамбо сказала в интервью, что «получив спички и зефир, Канзи сломал ветки для костра, зажег их спичками и поджарил зефир на палочке». [18] The Telegraph опубликовал фотографии Канзи, разжигающего огонь для еды. [19]
- Поль Раффаэле по просьбе Сэвиджа-Рамбо исполнил хака для бонобо. Этот военный танец маори включает в себя удары по бедрам, удары в грудь и крики. Почти все присутствовавшие бонобо восприняли это как агрессивное проявление и отреагировали громкими криками, скалением зубов и стуком по стенам и полу. Канзи, который оставался спокойным, общался с Сэвиджем-Рамбо, используя вокализацию бонобо; Сэвидж-Рамбо интерпретировал эти вокализации и сказал Рафаэлю: «Он хотел бы, чтобы вы сделали это еще раз специально для него, в комнате сзади, чтобы остальные не расстраивались». Позже было проведено частное выступление в другом зале. [18]
- Сэвидж-Рамбо наблюдал, как Канзи общается со своей сестрой. В этом эксперименте Канзи держали в отдельной комнате проекта «Большие обезьяны» и давали немного йогурта. Канзи издал несколько звуков, которые могла услышать его сестра; его сестра Панбаниша , которая не могла видеть йогурт, затем указала на лексиграмму йогурта, предполагая, что эти вокализации могут иметь значение. [18] [20]
- В одной из демонстраций телешоу « Чемпионы дикой природы » [21] Канзи было показано, как он играет в аркадную игру Pac-Man и понимает, как ее победить.
- 22 июля 2023 года на видео, загруженном на YouTube пользователем ChrisDaCow, Канзи играет в модифицированную версию Minecraft . Видео набрало более 3 миллионов просмотров за 10 дней и собрало почти 10 000 долларов для The Ape Initiative . по состоянию на 2 августа 2023 года [22] 12 января 2024 года было опубликовано продолжение, в котором он и другой бонобо, Теко , победили финального босса игры.
Язык
[ редактировать ]Хотя Канзи научилась общаться с помощью клавиатуры с лексиграммами, Канзи также освоила американский язык жестов , просматривая видео с гориллой Коко , которая общалась с помощью языка жестов со своей хранительницей Пенни Паттерсон ; Сэвидж-Рамбо не осознавал, что Канзи может подписать документ, пока не подписал «Ты, горилла, вопрос» антропологу Дон Принс-Хьюз , который ранее тесно работал с гориллами . [23] Согласно испытаниям, проведенным в Центре исследования приматов Йеркса, Канзи мог правильно идентифицировать символы в 89–95% случаев. [24]
Канзи не может говорить так, как это понятно большинству людей, поскольку у бонобо другие голосовые аппараты, чем у людей, что делает их неспособными воспроизводить большинство голосовых звуков, которые могут издавать люди. Тем не менее, было замечено, что каждый раз, когда Канзи общался с людьми с помощью специально разработанных графических символов, он также издавал какую-то вокализацию.

Позже выяснилось, что Канзи воспроизводил артикуляционный эквивалент обозначенных им символов, хотя и на очень высоком тоне и с искажениями. [25]
Согласно исследованию доктора Сью Сэвидж-Рамбо, Канзи «может понимать отдельные произносимые слова и то, как они используются в новых предложениях». Например, исследователь попросил Канзи пойти за морковкой в микроволновку, Канзи подошел прямо к микроволновке и полностью проигнорировал морковку, которая была ближе к нему, но не в микроволновке. [26] В другом примере исследователь дал задание: «Накорми свой мяч помидорами». Алия, двухлетний человек, не знала, что делать, но Канзи тут же использовал губчатую игрушку Хэллоуинскую тыкву в качестве мяча и начал кормить игрушку. [27]
Ограничения
[ редактировать ]Хотя Канзи считается лучшим примером приобретения обезьянами языковых способностей, его предложения не были эквивалентны предложениям трехлетнего ребенка. Его семантические , синтаксические и морфологические способности показали существенные различия. Например, Канзи использовал слово «клубника» не так, как человеческий ребенок. Когда он использовал слово «клубника», это могло означать просьбу пойти туда, где растет клубника, просьбу съесть немного, это также могло быть именем и так далее. [28]
Канзи также не продемонстрировал способности использовать служебные слова и не мог использовать морфологию, например, для обозначения формы множественного числа существительного. Наконец, Канзи не отображал рекурсию , а это означало, что существовала верхняя граница длины его предложений, которую нельзя превысить. [28]
См. также
[ редактировать ]- Язык обезьян
- Эволюция языка
- Человек-обезьяна — документальный фильм National Geographic.
- Список отдельных обезьян
- Йеркиш
- Приматская археология
Другие животные, используемые в изучении языка:
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Клюгер, Джеффри (5 августа 2010 г.). «В сознании животных» . Время . Проверено 13 декабря 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сэвидж-Рамбо С. и Левин Р. (1994). Канзи: Обезьяна на грани человеческого разума . Уайли. ISBN 978-0-471-58591-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Митани, Дж. (1995). «Канзи: Обезьяна на грани человеческого разума». Научный американец . 272 (6). ISSN 0036-8733 .
- ^ «ACCI: Инициатива по познанию и сохранению обезьян» . apeinitiative.org . Проверено 8 марта 2016 г.
- ^ Норвелл, Ким. «Детеныши обезьян могут приехать в Айову, где находится единственный в стране исследовательский центр бонобо» . Регистр Де-Мойна . Проверено 14 января 2022 г.
- ^ «Канзи» . Инициатива обезьян . Проверено 14 января 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Раффаэле, Смитсоновский институт , ноябрь 2006 г.
- ^ «Обезьяна на грани». Обнаружить . Сентябрь 1994 года.
- ^ Финни, Дэниел (22 июня 2014 г.). «Бонобо Матата умирает в заповеднике обезьян в Де-Мойне» . Регистр Демуана . Проверено 27 июня 2014 г.
- ↑ Время , 16 августа 2010 г.
- ^ Сэвидж-Рамбо, Э. Сью (1993). «Понимание языка у обезьяны и ребенка». Монографии Общества исследований детского развития . 58 (от 3 до 4): i–252. CiteSeerX 10.1.1.473.9931 . дои : 10.2307/1166068 . JSTOR 1166068 . PMID 8366872 .
- ^ Харрис, Маргарет; Баттерворт, Джордж (2012). Психология развития: Справочник для студентов . Психология Пресс. стр. 178–180. ISBN. 9781135844677 .
- ^ Шик, К.Д., Тот, Н., Гаруфи, Г., Сэвидж-Рамбо, Э.С., Рамбо, Д., и Севчик, Р. (1999). Продолжение исследований возможностей бонобо (Pan paniscus) по изготовлению каменных орудий и их использованию. Журнал археологической науки, 26 (7), 821–832.
- ^ Сэвидж-Рамбо, Сью ; Левин, Роджер (1994). Канзи: Обезьяна на грани человеческого разума . Джон Уайли. стр. 201–222 . ISBN. 978-0471159599 .
- ^ Тот, Николас; Шик, Кэти Д.; Сэвидж-Рамбо, Э.Сью; Шевчик, Роуз А.; Рамбо, Дуэйн М. (январь 1993 г.). «Пан-изготовитель инструментов: исследования возможностей бонобо (Pan paniscus) по изготовлению каменных орудий и использованию инструментов». Журнал археологической науки . 20 (1): 81–91. Бибкод : 1993JArSc..20...81T . дои : 10.1006/jasc.1993.1006 .
- ^ Бандини, Элиза; Мотес-Родриго, Альба; Арчер, Уильям; Минчин, Таня; Аксельсен, Хелен; Эрнандекс-Агилар, Ракель Адриана; Макферрон, Шеннон; Тенни, Клаудио (2021). «Наивные, некультурные шимпанзе не могут изготавливать и использовать орудия из чешуйчатого камня» . Открытые исследования Европы . 1 (20): 20. doi : 10.12688/openreseurope.13186.2 . ПМЦ 7612464 . ПМИД 35253007 . S2CID 237868827 .
- ^ Херцфельд, Крис (2017). Человекообразные обезьяны: краткая история . Кевин Фрей, Джейн Гудолл. Нью-Хейвен. п. 148. ИСБН 978-0-300-22137-4 . OCLC 982651819 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Раффаэле, П. (ноябрь 2006 г.). «Говорящий бонобо» . Смитсоновский институт . Проверено 18 марта 2008 г.
- ^ «Удивительные фотографии бонобо Канзи, разжигающего огонь и готовящего еду» . «Дейли телеграф» . 30 декабря 2011 г.
- ^ Сэвидж-Рамбо, Сью; Филдс, Уильям М.; Спирку, Тиберу (2004). «Появление постукиваний и голосового выражения, встроенных в культуру пана/гомо» (PDF) . Биология и философия . 19 (4): 541–575. дои : 10.1007/sbiph-004-0528-0 . S2CID 84374259 .
- ^ Сезон 4, Эпизод 3. Экранирован 30.10.2000.
- ^ «Вы умнее обезьяны? Встречайте Канзи: бонобо из Де-Мойна, играющее в Minecraft» . Регистр Де-Мойна . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ Принц-Хьюз, Рассвет (1987). Песни народа горилл . Гармония. п. 135 . ISBN 978-1-4000-5058-1 .
- ^ Уильямс, СЛ (1997). «Навыки понимания языковых и неязыковых обезьян». Журнал языка и коммуникации . 17 (4): 301–317. дои : 10.1016/S0271-5309(97)00012-8 .
- ^ Гринспен, С.И. и С.Г. Шанджер. 2004. Первая идея: как символы, язык и интеллект эволюционировали от наших предков-приматов до современных людей . Да Капо Пресс.
- ^ «Шимпанзе по когнитивным способностям двухлетних детей больше похожи на человеческие, чем считали эксперты». Globe & Mail [Торонто, Канада], 6 апреля 1991 г., A11. Противоположные точки зрения в контексте (по состоянию на 1 декабря 2018 г.). http://link.galegroup.com.librarynt.occc.edu/apps/doc/A164263203/OVIC?u=okccc_main&sid=OVIC&xid=ca8f20a0 .
- ^ Уайз, Стивен М. «Почему животные заслуживают юридического статуса». Высшее образование , 2 февраля 2001 г., B13. Цитируется в книге «Животные заслуживают законных прав». Права животных под редакцией Шасты Гоэн. Товарищ по современным проблемам. Сан-Диего, Калифорния: Greenhaven Press, 2005. Противоположные точки зрения в контексте (по состоянию на 1 декабря 2018 г.). http://link.galegroup.com.librarynt.occc.edu/apps/doc/EJ3010344210/OVIC?u=okccc_main&sid=OVIC&xid=e0a8a0ce .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харли, Тревор А. (2014). Психология языка: от данных к теории (4-е изд.). Хоув, Восточный Суссекс. п. 65. ИСБН 978-1-84872-089-3 . OCLC 848267838 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джозеф, Джон Э., Найджел Лав и Талбот Дж. Тейлор (2001). Ориентиры лингвистической мысли II: Западная традиция в 20 веке (Лондон и Нью-Йорк: Routledge), глава 15: «Канзи о человеческом языке».
- де Ваал, Франс (2005). Наша внутренняя обезьяна , ISBN 1-57322-312-3 .
- Раффаэле, Пол (2006), «Умный и качающийся бонобо», Смитсоновский институт , том 37, номер 8 (ноябрь 2006 г. — общая статья о бонобо).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 60 минут Австралии, разговаривай с животными , октябрь 2011 г., с участием Канзи
- Канзи узнает символы лексиграммы на YouTube
- Нежный гений бонобо , TED рассказывает частично о Канзи
- Сайт документальных видео Сью Сэвидж-Рамбо, содержащий документальный фильм с участием Канзи.
- Статья о разговоре на бонобо на веб-странице Smithsonianmag