Уошо (шимпанзе)
![]() | |
Рожденный | Сентябрь 1965 г. Западная Африка |
---|---|
Умер | 30 октября 2007 г. (42 года) Элленсбург, Вашингтон , США |
Причина смерти | Осложнения от СПИДа |
Известный | Использование языка жестов |
Уошо (ок. сентября 1965 г. - 30 октября 2007 г.) была самкой обыкновенного шимпанзе , которая была первым нечеловеком, научившимся общаться с использованием американского языка жестов (ASL) в рамках на животных исследовательского эксперимента по освоению языка животных . [1]
Уошо выучил около 350 знаков ASL. [2] также обучает своего приемного сына Лулиса некоторым знакам. [3] [4] [5] Большую часть своей жизни она провела в Центральном Вашингтонском университете .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Уошо родилась в Западной Африке в 1965 году. Она была захвачена для использования ВВС США для исследований в рамках космической программы США . [6] Уошо была названа в честь округа Уошо, штат Невада , где она выросла и научилась использовать ASL. [7]
В 1967 году Р. Аллен Гарднер и Беатрикс Гарднер основали проект по преподаванию Уошо ASL в Университете Невады, Рино . В то время предыдущие попытки научить шимпанзе имитировать голосовую речь ( проекты Гуа и Вики ) потерпели неудачу. Гарднеры полагали, что эти проекты ошибочны, поскольку шимпанзе физически неспособны производить звонкие звуки, необходимые для устной речи. Их решение заключалось в том, чтобы использовать способность шимпанзе создавать разнообразные жесты тела, как они общаются в дикой природе, начав языковой проект, основанный на американском языке жестов. [8] [9] Гарднеры воспитывали Уошо, как воспитывают ребенка. Она часто носила одежду и сидела с ней за обеденным столом. У Уошо был собственный трейлер размером 8 на 24 фута с гостиной и кухонной зоной. В трейлере был диван, ящики, холодильник и кровать с простынями и одеялами. У нее был доступ к одежде, расческам, игрушкам, книгам и зубной щетке. Подобно человеческому ребенку, она занималась обычными делами, играла на свежем воздухе и ездила в семейной машине. [10] Увидев лебедя, Уошо подписал «вода» и «птица». Гарвардский психолог Роджер Браун сказал, что это «было похоже на сигнал SOS из космоса». [11]
Когда Уошо было пять лет, Гарднеры решили заняться другими проектами, и ее перевели в Университета Оклахомы Институт изучения приматов в Нормане, штат Оклахома , под опеку Роджера Фаутса и Деборы Фаутс . [12]
Инструкция и использование ASL
[ редактировать ]Метод обучения
[ редактировать ]Уошо выросла в среде, максимально приближенной к среде человеческого ребенка, в попытке удовлетворить ее психологическую потребность в общении. [13] [14] [15]
Находясь с Уошо, Гарднеры и Фаутсы старались общаться с Уошо только на ASL, а не использовать голосовое общение, полагая, что это создаст менее запутанную среду обучения для Уошо. Говорят, что эта техника похожа на ту, которая используется при обучении языку человеческих детей. [16]
После первых нескольких лет языкового проекта Гарднеры и Роджер Фаутс обнаружили, что Уошо может воспринимать жесты ASL без прямых инструкций, а вместо этого наблюдая за людьми вокруг нее, которые жестикулируют между собой. Например, учёные жестикулировали друг другу «зубная щетка», пока чистили зубы рядом с ней. На момент наблюдения Уошо не показывала никаких признаков того, что выучила этот знак, но позже она отреагировала на вид зубной щетки, спонтанно произведя правильный жест, тем самым показав, что она действительно ранее выучила знак ASL. Более того, Гарднеры начали понимать, что вознаграждение определенных знаков едой и щекоткой фактически мешает желаемому результату разговорного языка жестов. Они изменили свою стратегию так, чтобы время еды и приема пищи никогда не совпадало с временем обучения. Кроме того, они прекратили поощрять щекотку во время обучения, потому что это обычно приводило к приступам смеха. Вместо этого они создали разговорную среду, способствующую общению, без использования вознаграждений за конкретные действия. [17] [ нужна проверка ]
Подтвержденные признаки
[ редактировать ]Уошо выучил около 350 слов жестового языка. [2]
Чтобы исследователи считали, что Уошо выучила знак, ей пришлось использовать его спонтанно и правильно в течение 14 дней подряд. [18] [19]
Затем эти признаки были дополнительно проверены с помощью двойного слепого словарного теста. Этот тест продемонстрировал: 1) «что испытуемые-шимпанзе могли передавать информацию в условиях, в которых единственным источником информации, доступным человеку-наблюдателю, были жесты шимпанзе»; 2) "что независимые наблюдатели согласились друг с другом"; и 3) «что шимпанзе использовали знаки для обозначения категорий естественного языка: знак СОБАКА мог относиться к любой собаке, ЦВЕТОК к любому цветку, ОБУВЬ к любой обуви». [20] [21]
Комбинации знаков
[ редактировать ]Уошо и ее товарищи смогли объединить сотни знаков, которые они выучили, в новые комбинации (которым их никогда не учили, а скорее создавали сами) с разными значениями. Например, когда приятель Уошо, Моджа, не знал слова « термос », Моджа называл его «НАПИТКОМ из МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ЧАШКИ»; однако вопрос о том, представляют ли комбинации Уошо подлинный изобретательский язык, является спорным, поскольку Герберт С. Террас утверждал, заключив, что кажущиеся комбинации знаков не означают один предмет, а скорее представляют собой три отдельных знака. [22] [23] Если взять пример с термосом, то вместо того, чтобы называть METAL CUP DRINK составным словом, означающим термос, возможно, Уошо имел в виду предмет из металла (МЕТАЛЛ), имеющий форму чашки (ЧАШКА), из которого можно было пить ( НАПИТОК).
Самосознание и эмоции
[ редактировать ]Одна из сиделок Уошо была беременна и пропускала работу в течение многих недель после того, как у нее случился выкидыш. Роджер Фаутс описывает следующую ситуацию:
К людям, которые должны быть рядом с ней и которые не готовы, часто относятся холодно – ее способ сообщить им, что она на них обижена. Именно так Уошо приветствовал Кэт [смотрительницу], когда она наконец вернулась к работе с шимпанзе. Кэт извинилась перед Уошо, а затем решила сказать ей правду, подписав «МОЙ РЕБЕНОК УМЕР». Уошо уставился на нее, затем опустил глаза. Наконец она снова посмотрела в глаза Кэт и осторожно написала «ПЛАЧИ», коснувшись ее щеки и проведя пальцем по дорожке, которую могла бы оставить слеза на человеке (шимпанзе не льют слез). Позже Кэт заметила, что один знак рассказал ей больше о Уошо и ее умственных способностях, чем все ее длинные, грамматически совершенные предложения. [24]
Сама Уошо потеряла двоих детей. Один детеныш шимпанзе умер от порока сердца вскоре после рождения; другой ребенок, Секвойя, умер от стафилококковой инфекции в возрасте двух месяцев.
Когда Уошо показали ее изображение в зеркале и спросили, что она видит, она ответила: «Я, Уошо». [25] [26] Эксперт по приматам Джейн Гудолл , которая десятилетиями изучала шимпанзе и жила с ними, считает, что это может указывать на некоторый уровень самосознания . [26] [27] Уошо, похоже, испытала кризис идентичности , когда ее впервые познакомили с другими шимпанзе, и она была шокирована, узнав, что она не единственная шимпанзе. Постепенно ей стало нравиться общаться с другими шимпанзе. [28]
Уошо нравилось играть со своими куклами, с которыми она купала, разговаривала и разыгрывала воображаемые сценарии. [29] [30] Она также проводила время, чистя зубы, рисуя и устраивая чаепития . [31]
Когда к Уошо приходили новые ученики, она замедляла скорость жестов для новичков, говорящих на языке жестов, что оказывало унизительное воздействие на многих из них. [32]
Кавычки
[ редактировать ](В этом разделе двойные кавычки подписаны Уошо, а одинарные — кем-то другим.)
- «Пикабу (то есть в прятки) я иду» [33]
- «Ребенок (кукла) в моем напитке (т. е. чашке)» (когда куклу кладут в ее чашку) [33]
- "Время есть?" и "Ты мне время ешь?" [33]
- На вопрос: «Кто идет?» Ответила «Миссис Джи» (правильно). [33]
- «Ты, я, уходи». «Хорошо, но сначала переоденься» (Уошо надевает куртку.) [33]
- «Хорошо, иди», «Куда иди», «Ты, я, Пикабу» [33]
- «Что это?» «Туфля» «Чей этот ботинок» «Твой» «Какого цвета» «Черный». [33]
Дальнейшая жизнь и смерть
[ редактировать ]
Уошо перевели в Университет Центрального Вашингтона в 1980 году. 30 октября 2007 года представители Института коммуникации шимпанзе и человека на территории кампуса CWU объявили, что она умерла в возрасте 42 лет. [6] [11]
Влияние на биоэтику
[ редактировать ]Некоторые полагают, что тот факт, что Уошо не только общалась, но и формировала близкие и личные отношения с людьми, указывает на то, что она была эмоционально чувствительной и заслуживала морального статуса . [34]
Работа с Уошо и другими приматами , подписавшими соглашение, послужила мотивом для создания проекта «Великие обезьяны », который надеется «включить человекообразных обезьян : шимпанзе , орангутанов и горилл в сообщество равных, предоставив им базовую моральную и юридическую защиту , доступную только людям». пользуются в настоящее время», чтобы поместить их в моральную категорию «лиц», а не в частную собственность . [35]
Связанные проекты по языку животных
[ редактировать ]Публикация экспериментов Уошо стимулировала возрождение научных исследований языка жестов из-за широкого интереса к поднятым ею вопросам о биологических корнях языка. [36] Это включало дополнительные эксперименты, в которых пытались научить человекообразных обезьян языку в более контролируемой среде.
Проект Герберта Терраса и Томаса Бевера «Ним Шимпски» потерпел неудачу в попытке повторить результаты Уошо. Хотя Ним был успешно обучен использовать 125 знаков, Террас и его коллеги пришли к выводу, что шимпанзе не демонстрировали никакого значимого последовательного поведения, которое могло бы конкурировать с человеческой грамматикой. Использование языка Нимом было строго прагматичным, как средство достижения результата, в отличие от человеческого ребенка, который может служить для генерации или выражения значений, мыслей или идей. Ниму нельзя было научить ничему, чему нельзя было бы с таким же успехом научить голубя, используя принципы оперантного обусловливания. Поэтому исследователи поставили под сомнение утверждения, сделанные от имени Уошо, и заявили, что явно впечатляющие результаты могли быть не чем иным, как эффектом « Умного Ганса », не говоря уже об относительно неформальном экспериментальном подходе.
Среди критиков лингвистических исследований приматов Томас Себеок , американский семиотик и исследователь нечеловеческих коммуникативных систем, который писал:
По моему мнению, предполагаемые языковые эксперименты над обезьянами делятся на три группы: первая — откровенное мошенничество; во-вторых, самообман; три, проводимые Terrace. Самым многочисленным классом является средний. [37]
Себеок также резко сравнил Уошо с Умным Гансом. Некоторые эволюционные психологи, по сути соглашаясь с Ноамом Хомским , утверждают, что кажущаяся невозможность научить животных языку свидетельствует о том, что способность использовать язык является врожденным развитием человека. [38]
Сторонники Уошо не согласились с тем, что исследование было дискредитировано, объясняя провал Нима Шимпски и других проектов плохим обучением, а также тем, что Ним постоянно изолировался в стерильной лабораторной среде и часто содержался в клетках на протяжении всей своей жизни. комнате размером восемь на восемь футов Большую часть обучения Ним проводил в белой лабораторной (с одной из стен было одностороннее зеркало), где его часто учили использовать знаки в отсутствие референта . Живя в таких условиях, Ним не получил такого же уровня заботы, привязанности и жизненного опыта, и многие предполагают, что это затруднило его когнитивное развитие , как это происходит с человеческими детьми, помещенными в такую среду. [39] [40] [41]
Другие исследовательские проекты по языку великих обезьян, такие как горилла Коко , подверглись критике, аналогичной проекту Уошо, за избирательную интерпретацию использования языка жестов обезьянами и отсутствие объективности. [42]
См. также
[ редактировать ]- Работа
- Познание животных
- Язык великих обезьян
- Размер (Горилла)
- Список отдельных обезьян
- Алекс (попугай) , говорящий попугай
- Батыр (слон)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ливингстон, Джон А. (1996). «другие я» . В Витеке, Уильям; Джексон, Уэс (ред.). Укорененные в земле: очерки о сообществе и месте . Издательство Йельского университета. п. 133. ИСБН 978-0-300-06961-7 .
- ^ Jump up to: а б Джонсон, Лоуренс Э. (1993). Нравственно глубокий мир: очерк о моральном значении и экологической этике . Издательство Кембриджского университета. п. 27. ISBN 978-0-521-44706-5 .
- ^ Фаутс, Р.Х.; Фаутс, Д.М.; Ван Кантфорт, TE (1989). Гарднер, Беатрис; Аллен, Р.; и др. (ред.). Обучение шимпанзе языку жестов . СУНИ Пресс. стр. 281–282. ISBN 978-0-88706-965-9 .
- ^ Фаутс, Роджер С. и Уотерс, Габриэль С. (2002). «Преемственность, этология и стокое: как построить лучшую языковую модель» . В Стоко, Уильям К.; Армстронг, Дэвид Ф.; и др. (ред.). Изучение жестовых языков: очерки в честь Уильяма К. Стоко . Издательство Галлодетского университета. п. 107. ИСБН 978-1-56368-123-3 .
- ^ Бирн, Ричард В. (1999). «Познание приматов: доказательства этического обращения с приматами» . В Долинсе, Франсин Л. (ред.). Отношение к животным: взгляды на защиту животных . Издательство Кембриджского университета. п. 119. ИСБН 978-0-521-47906-6 .
- ^ Jump up to: а б « Подписываясь», шимпанзе Уошо преодолел языковой барьер» . Сиэтл Таймс. 1 ноября 2007 г.
- ^ Гарднер, Р. Аллен, Беатрикс Т. Гарднер и Томас Э. Ван Кантфорт. Обучение шимпанзе языку жестов . Государственный университет Нью-Йорка, 1989, с. 1
- ^ Гудолл, Джейн (сентябрь 1986 г.). Шимпанзе Гомбе: модели поведения . Белнап Пресс. ISBN 978-0-674-11649-8 .
- ^ Гудолл, Джейн (1 апреля 1996 г.). Моя жизнь с шимпанзе (пересмотренная ред.). Аладдин. ISBN 978-0-671-56271-7 .
- ↑ Профессор Марк Круазе, Университет Южного Орегона, 20 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Кэри, Бенедикт (1 ноября 2007 г.). «Уошу, многословный шимпанзе, умер в 42 года» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Хилликс, Уильям А. и Рамбо, Дуэйн П. (2004). Тела животных, человеческие разумы: языковые навыки обезьян, дельфинов и попугаев . Спрингер. стр. 87–88. ISBN 978-0-306-47739-3 .
- ^ Хилликс, Уильям А. и Рамбо, Дуэйн П. (2004). Тела животных, человеческие разумы: языковые навыки обезьян, дельфинов и попугаев . Спрингер. п. 69. ИСБН 978-0-306-47739-3 .
- ^ Дрессер, Норин (2005). «Конная бар-мицва : праздничное исследование связи человека и животного» . В Подберчеке, Энтони Л.; и др. (ред.). Животные-компаньоны и мы: исследование взаимоотношений между людьми и домашними животными . Издательство Кембриджского университета. п. 91. ИСБН 978-0-521-01771-8 .
- ^ Фаутс, Роджер С. и Дебора Х. Фаутс (1993). «Использование шимпанзе языка жестов» . В Кавальери, Паола и Сингер, Питер (ред.). Проект «Великая обезьяна: равенство за пределами человечества» . Макмиллан. п. 28 . ISBN 978-0-312-11818-1 .
- ^ Орланс, Ф. Барбара (1998). «Уошу и ее преемники» . Использование животных человеком: тематические исследования этического выбора . Издательство Оксфордского университета. стр. 140–141 . ISBN 978-0-19-511908-4 .
- ^ Гарднер, Р.А. и Гарднер, Б.Т. (1998). Структура обучения от жестовых стимулов к языку жестов . Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс.
- ^ Мудрый, Стивен М. (2003). Подводим черту: наука и аргументы в пользу прав животных . Основные книги. п. 200. ИСБН 978-0-7382-0810-7 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Хилликс, Уильям А. и Рамбо, Дуэйн П. (2004). Тела животных, человеческие разумы: языковые навыки обезьян, дельфинов и попугаев . Спрингер. п. 82. ИСБН 978-0-306-47739-3 .
- ^ Гарднер, Р.А. и Гарднер, Б.Т. (1984). Словарный тест для шимпанзе. Журнал сравнительной психологии , 98, стр. 381–404
- ^ Гарднер, РА; Гарднер, БТ (1984). «Словарный тест для шимпанзе (Pan troglodytes)». Журнал сравнительной психологии . 98 (4): 381–404. дои : 10.1037/0735-7036.98.4.381 . ПМИД 6509904 .
- ^ Хилликс, Уильям А. и Рамбо, Дуэйн П. (2004). Тела животных, человеческие разумы: языковые навыки обезьян, дельфинов и попугаев . Спрингер. стр. 71–72. ISBN 978-0-306-47739-3 .
- ^ Сапольски, Роберт М. Поведенческая биология человека 23: Язык . Стэнфордский университет. май 2010 г.
- ^ Донован, Джеймс М. и Андерсон, Х. Эдвин (2006). Антропология и право . Книги Бергана. п. 190. ИСБН 978-1-57181-424-1 .
- ^ Митчелл, Роберт В. (2002). «История притворства у животных и детей» . В Митчелле, Роберт В. (ред.). Притворство и воображение у животных и детей . Издательство Кембриджского университета. п. 40. ИСБН 978-0-521-77030-9 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Ван Лавик-Гудолл, Джейн (2010). «Поведение шимпанзе в естественной среде обитания» . В Коэне, Иегуди (ред.). Адаптация человека: биосоциальная основа . Альдинская сделка. п. 113. ИСБН 978-0-202-36384-4 .
- ^ Петерсон, Дейл и Гудолл, Джейн (2000). Видения Калибана: о шимпанзе и людях . Издательство Университета Джорджии. стр. 21–22. ISBN 978-0-8203-2206-3 .
- ^ Блюм, Дебора (1995). Обезьяньи войны . Издательство Оксфордского университета. стр. 15–16. ISBN 978-0-19-510109-6 .
- ^ Гомес, Хуан-Карлос и Мартин-Андраде, Беатрис (2005). «Фантазийная игра у обезьян» . В Пеллегрини, Энтони Д. и Смит, Питер К. (ред.). Характер игры: человекообразные обезьяны и человек . Гилфорд Пресс. п. 153. ИСБН 978-1-59385-117-0 .
- ^ МакКьюн Л. и Агайофф Дж. (2002). «Притворство как представительство» . В Митчелле, Роберт В. (ред.). Притворство и воображение у животных и детей . Издательство Кембриджского университета. п. 51. ИСБН 978-0-521-77030-9 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Знакомьтесь, Уошо - друзья Уошо» . www.friendsofwashoe.org . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Фаутс, Роджер С. (2008). «Предисловие» . В Макмиллане, Франклин Д. (ред.). Психическое здоровье и благополучие животных . Уайли-Блэквелл. стр. 15–17. ISBN 978-0-8138-0489-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Отрывок из книги «Обучение шимпанзе языку жестов», Гардинер
- ^ Ферн, Ричард Л. (2002). Природа, Бог и человечество: представление об этике природы . Издательство Кембриджского университета. п. 20. ISBN 978-0-521-00970-6 .
- ^ Геррини, Анита (2003). Эксперименты над людьми и животными: от Галена до прав животных . Джу Пресс. п. 135. ИСБН 978-0-8018-7197-9 .
- ^ Кендон, Адам (2002). «Исторические наблюдения о взаимосвязи между исследованиями жестовых языков и теорией происхождения языков» . В Стоко, Уильям К.; Армстронг, Дэвид Ф.; и др. (ред.). Изучение языков жестов: очерки в честь Уильяма К. Стоко . Издательство Галлодетского университета. стр. 45–46. ISBN 978-1-56368-123-3 .
- ^ Уэйд, Н. (1980). «Разве только у человека есть язык? Обезьяны отвечают загадками, а лошадь ржет». Наука . Том. 208. стр. 1349–1351.
- ^ Пинкер, С.; Блум, П. (1990). «Естественный язык и естественный отбор». Поведенческие и мозговые науки . Том. 13. С. 707–784.
- ^ Либерман, Филип (1998). Ева говорила: человеческий язык и человеческая эволюция . WW Norton & Co., стр. 38–39 . ISBN 978-0-393-04089-0 .
- ^ Майлз, Х. Лин (1997). «Антропоморфизм, обезьяны и язык» . В Митчелле, Роберт В.; и др. (ред.). Антропоморфизм, анекдоты и животные . СУНИ Пресс. п. 389. ИСБН 978-0-7914-3125-2 .
- ^ Хилликс, Уильям А. и Рамбо, Дуэйн М. (1998). «Язык животных» . В книге Гринберг, Гэри и Харауэй, Мори М. (ред.). Сравнительная психология: справочник . Тейлор и Фрэнсис. п. 841. ИСБН 978-0-8153-1281-9 .
- ^ Герберт Террас (4 декабря 1980 г.). «Подробнее об Monkey Talk» . Проверено 4 мая 2019 г.
{{cite magazine}}
: Для журнала Cite требуется|magazine=
( помощь )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фаутс, Роджер (1997). Ближайшие родственники: чему меня научили шимпанзе о том, кто мы такие . Уильям Морроу и компания. ISBN 0-688-14862-Х .
- Бекофф, Марк, изд. (2010). «Шимпанзе в неволе» . Энциклопедия прав и благополучия животных, Том 1 . АВС-КЛИО. п. 112. ИСБН 978-0-313-35257-7 .
- Вулф, Кэри (2003). «В тени льва Витгенштейна: язык, этика и вопрос о животном» . В Вулфе, Кэри (ред.). Зоонтологии: вопрос о животном . Университет Миннесоты Пресс. ISBN 978-0-8166-4105-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Друзья Уошо — некоммерческая организация
- Разговор с Уоршу. Архивировано 2 июля 2018 г. в Wayback Machine . Когда ее смотритель сказал шимпанзе, что она потеряла ребенка.
- Отдельные обезьяны, занимающиеся изучением языка
- Приматология
- 1965 рождение животных
- Гибель животных в 2007 г.
- Смертность от гриппа в США
- Отдельные шимпанзе
- Американский язык жестов
- Отдельные приматы в США
- Космическая программа США
- Центральный Вашингтонский университет
- История округа Уошо, штат Невада