Сена (язык жестов)
Сина | |
---|---|
Родной для | внутренние Пиауи районы |
Область | Варзеа Кеймада, Бразилия |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | – |
глоттолог | cena1234 |
Сена — деревенский язык жестов, используемый 34 известными глухими жестами и многими другими слышащими жителями Варзеа Кеймада, небольшой сельскохозяйственной общины в сертане ( кустарнике) Пиауи на северо-востоке Бразилии . В настоящее время он принадлежит третьему поколению пользователей.
История
[ редактировать ]Существование Сины во многом мотивировано двумя ключевыми факторами: более высокой распространенностью врожденной глухоты среди местного населения по сравнению со средними показателями по миру или стране, а также географической изоляцией сообщества, которое до недавнего времени существовало в течение нескольких поколений без дороги, соединяющей кластер. сел до областной трассы. Сина (буквально: «сцена», слово, используемое для обозначения того, что подписывающие лица рассказывают руками во время подписания) является коренным населением общины Варзеа Кеймада и появилось после рождения в деревне нескольких глухих детей в начале 1950-х годов. Первоначальная группа глухих детей является распространенным катализатором появления деревенских жестовых языков; Известные примеры включают Ката Колок , язык жестов бедуинов Аль-Сайид и язык жестов Адаморобе .
Рождение первого глухого ребенка в деревне произошло спустя много десятилетий после основания первого института глухих в Рио-де-Жанейро в 1857 году, известного сегодня как Национальный институт образования глухих (Instituto Nacional de Educação de Surdos, или INES). Основание INES обычно связывают с появлением Libras – национального языка жестов Бразилии – поскольку именно здесь местные языки жестов или их разновидности, существующие в регионе, впервые вступили в устойчивый контакт с французским языком жестов , создав условия креолизации , из-за которых Считается, что появились Весы. [1] Несмотря на то, что история происхождения Весов началась за десятилетия до рождения глухих детей в Варзеа-Кеймада, географическая изоляция сообщества от крупных городских центров и школ для глухих означала, что эти дети росли в отсутствие языковой модели. Языковая депривация детей, которые переживают критический период без достаточного языкового опыта, является особой проблемой для глухих и слабослышащих детей. [2] Когда это происходит в географически изолированном сообществе с единственным глухим ребенком, часто возникает система домашних знаков - система ручной коммуникации, спонтанно разработанная глухим ребенком для общения с окружающими его людьми. В отличие от жестов воспитателей, которые глухие дети получают в этом контексте, домашний знак обычно демонстрирует некоторые свойства, более близкие к языку, который состоит исключительно из жестов. [3] придавая таким системам особое значение в области лингвистики развития , наблюдая за степенью языкового развития в отсутствие языковой модели. Однако рождение нескольких глухих детей в изолированном сообществе создает контекст для возникновения общей системы. Таковы условия, при которых возникают многие деревенские жестовые языки, в том числе и Сена.
Шестеро из первых глухих детей в Варзеа Кеймада были братьями и сестрами, и считается, что именно в результате повторяющихся взаимодействий этих братьев и сестер появился современный Сина. Его развитие привлекло внимание национальных новостей Бразилии. [4] [5] а также лингвисты-исследователи. [6] [7] [8] [9] [10] Это представляет интерес для лингвистов прежде всего потому, что такие языки, как Сина, дают редкую возможность увидеть возникновение и развитие естественного человеческого языка, в значительной степени свободного от влияния существующих языков, что делает такие языки отличными от языков- пиджинов , креольских языков и жестовых языков сообщества глухих. язык (где языки жестов часто возникают в результате смешения различных систем домашних знаков после создания общественного учреждения).
По мере того, как эти глухие дикторы становились старше и имели собственных детей, в отличие от некоторых из их родителей, последующие глухие дети в сообществе росли с существующей языковой моделью, сами развиваясь вместе с языком в его зачаточном состоянии. Постоянное наблюдение позволяет лингвистам отслеживать развитие различных уровней языковой структуры, учитывая, что существующие исследования показывают, что предпочтения конкретных структур возникают быстро и различаются в последовательных когортах подписывающих лиц на молодом языке. [11] [12]
Взаимодействие между некоторыми из этих подписантов, в том числе рассказывание повествований, стало темой фильма 2019 года Jogos Dirigidos («Режиссерские игры»), снятого по заказу Чикагского музея современного искусства . [13] Относительное преобладание глухих в сообществе означает, что язык Сена используется как предпочтительный язык глухих жителей, а также многих слышащих людей Варзеа Кеймады - часто членов семьи или друзей глухих.
Лингвистика
[ редактировать ]У Сины обширный словарь местных знаков, включая нативные соединения . Лексическая документация внесла свой вклад в первоначальные лингвистические описания языка, а также в словарь Cena-Libras, один из первых существующих жестовых словарей. [14] [15] Типологически Сина демонстрирует многие черты, типичные для жестовых языков, такие как неручная модификация наречий , но также и черты, типичные, в частности, для деревенских жестовых языков. В небольших сообществах, которые имеют высокую степень совместного использования ссылок, использование реального местоположения для ссылки посредством указания является обычным явлением - Сина не является исключением. У Сины также отсутствует родной ручной алфавит .
Подписанты Cena различаются по предпочтениям порядка слов . В общем, порядок слов варьируется в зависимости от валентности предложения – количества аргументов, принимает глагол которые . Как и во многих других языках, непереходные события обычно начинаются с субъекта (например, женщина бежит ). Для транзитивных событий предпочтения порядка слов показывают чувствительность анимации объекта к . В переходных событиях с неодушевленным предметом (например, женщина катает мяч ) предложения имеют тенденцию быть субъект-объект-глагол , тогда как с одушевленными объектами (например, женщина толкает девочку ) как субъект-объект-глагол, так и объект-субъект-глагол. заказы общие. событиями сходство мало С дитранзитивными (например, женщина дарит рубашку мужчине ). Согласование глаголов наблюдалось во втором и третьем поколении подписавших, но не в первом и самом старом поколении, хотя в этом поколении есть только один подписавшийся. Тем не менее, порядок слов — не единственная стратегия, используемая для обозначения структуры аргументов. Было замечено, что подписывающие лица повторяют агент глагольного события в переключатели кода (между Синой и Весами), чтобы обозначить их роль в событии, аналогично тому, как говорящий на разговорном языке может использовать ударение. [9] [10] Эта стратегия не наблюдалась ни в одном другом языке в существующей литературе и, вероятно, является результатом отсутствия других стабильных стратегий для обозначения структуры аргументов (например, согласования глаголов) из-за относительной молодости языка. Таким образом, это раскрывает различные стратегии, которые молодой язык может использовать на пути к широкой конвенционализации. Пример этих повторяющихся переключений кода приведен ниже:
ЧЕЛОВЕК[ВЕСЫ] STAY-loc1; ЖЕНЩИНА[CENA] ЖЕНЩИНА[ВЕСЫ] CL:object-HOLD GIVE-loc1
Женщина дарит что-то мужчине.
Знаки демонстрируют заметные артикуляционные различия в том, как они артикулируются разными знаками. [6] предполагая, что Сина, как и другие деревенские языки жестов, такие как язык жестов бедуинов Аль-Сайид, [16] еще не имеет полноценного систематического уровня фонологической структуры . Если знаки не состоят из бессмысленных сублексических особенностей формы рук , местоположения и движения , которые рекомбинируются, образуя разные знаки, возможны значительные артикуляционные вариации, поскольку подписывающие лица не обязаны придерживаться определенных характеристик артикуляции. Однако, как и в случае с бедуинским жестовым языком Аль-Сайид, при ассимиляции были обнаружены доказательства по крайней мере одного процесса, нацеленного на фонологический уровень структуры. [8] предполагая, что, возможно, может возникнуть некая фонологическая структура.
Выжженная пойма
[ редактировать ]Выжженная пойма Выжженная пойма | |
---|---|
Сельскохозяйственное сообщество | |
Население | |
• Общий | 900 |
Варзеа Кеймада — небольшой сельскохозяйственный поселок в центре северо-восточного бразильского штата Пиауи, примерно в 30 км от ближайшего города Хайкос и примерно в 350 км от столицы штата Терезина. Численность населения 900 человек [17] в основном сельскохозяйственный, причем большинство семей занимаются натуральным сельским хозяйством . Различные аспекты социокультурной практики и организации деревни подробно освещены в докторской диссертации Эвертона Перейры. [18]
Образование
[ редактировать ]В сообществе существуют два школьных направления, действующие на базе муниципальной школы Маноэль Барбоза, которая предлагает все базовое образование для детей, подростков и взрослых в деревне и прилегающих районах. В дневную смену обеспечивается дошкольное и начальное образование . По вечерам проводятся занятия в старшей школе , а также проводятся программы дополнительного образования для глухих взрослых. Поскольку исторически глухие ученики бросали школу в детстве или подростковом возрасте, такие инициативы позволяют глухим жителям вернуться в школу уже взрослыми. На временный период для преподавания этих занятий был нанят учитель Libras, использующий Libras и письменный португальский язык в качестве языка обучения. Преимущества были ограничены отсутствием учебных ресурсов и учебной программы , подходящей для глухих учащихся. [19] Трехъязычная среда создавала множество проблем, усугубляемых отсутствием знания языка Сена у всех сотрудников, кроме одного.
Вероятно, из-за таких препятствий как существенного фактора, несколько глухих взрослых перестали посещать занятия. Таким образом, свободное владение языком Весов в обществе является редкостью, особенно среди глухого населения старшего возраста. Сена является доминирующим языком в сообществе, и по большей части подписывающие лица не являются двуязычными людьми Сена-Весы. Бывшие учителя, работавшие с глухим населением Варзеа Кеймады, описали неприятие Весов в образовательной среде, а сами глухие подписавшие сообщают (и демонстрируют) широко распространенное предпочтение Сины в повседневной жизни. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Квадрос, Ронис М (2020). Изучение бразильского языка жестов . Берлин/Бостон: Де Грютер Мутон. п. 10. дои : 10.1515/9781501507878-002 . S2CID 240685088 . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ Гольдберг, Карен (1 октября 2020 г.). «ЯЗЫКОВАЯ ДЕПРИВАЦИЯ У ГЛУХИХ/СЛАБОСЛУШАЮЩИХ ДЕТЕЙ» . Клинические перспективы . 59 (10) . Проверено 25 ноября 2022 г.
- ^ Голдин-Мидоу, Сьюзен (31 августа 2012 г.). «26. Homesign: Жест к языку». Homesign: жест к языку . Берлин, Бостон: Де Грютер Мутон. стр. 601–625. дои : 10.1515/9783110261325.601 . ISBN 978-3-11-020421-6 . Проверено 25 ноября 2022 г.
- ^ Клуб, ТВ (20 февраля 2022 г.). «Сообщество во внутренних районах Пиауи создает новый язык жестов для общения с глухими людьми» . Группа компаний ГЛОБО. Центральный журнал Globo de Jornalismo . Проверено 25 ноября 2022 г.
- ^ Фантастика (21 февраля 2022 г.). «Новый язык жестов создан сообществом глухих в глубинке Пиауи» . Группа компаний ГЛОБО. ГлобоПлей . Проверено 25 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Алмейда-Сильва, Андерсон; Невинс, Эндрю Ира (2020). «Заметки о языковой структуре Сцены: развивающийся язык жестов Варзеа Кеймада (Пиауи, Бразилия)» . Язык и преподавание . 23 (4) . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ Сильва, Дина Соуза; Квадрос, Ронис Мюллер (2019). «Жестовые языки изолированных сообществ, обнаруженные в Бразилии» . Бразильский журнал развития . 5 (10): 22111–22127. дои : 10.34117/bjdv5n10-342 . S2CID 213581663 . Проверено 25 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Стоянов, Диана; Соуза, Дина; Фрейтас, Хо Карлос; Алмейда-Сильва, Андерсон; Невинс, Эндрю Ира (2022). «Сравнение компромиссов иконичности в Cena и Libras во время задачи создания языка жестов» (PDF) . Языки . 7 (2): 98. doi : 10.3390/languages7020098 .
- ^ Jump up to: а б Стоянов, Диана; Алмейда-Сильва, Андерсон; Невинс, Эндрю. «Повторяющееся переключение кодов в Cena как экстренная маркировка агента» . Когнитивное и культурное влияние на возникновение языка: программа семинара . ЦКИЛЕ 2020 . Проверено 25 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Стоянов Диана. «Повторяющиеся переключения кода в Cena как возникающая маркировка аргументов» . Документальная сессия CCILE III: Презентация Дианы Стояновой . Ютуб . Проверено 25 ноября 2022 г.
- ^ Меир, Ирит (2010). Появление структуры аргумента в двух новых языках жестов . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 101–113 . Проверено 25 ноября 2022 г.
- ^ Эргин, Рабия; Меир, Ирит; Илкбасаран, Дениз; Падден, Кэрол; Джекендофф, Рэй (2018). «Развитие структуры аргументации в языке жестов Центрального Тельца» . Изучение языка жестов . 18 (4). дои : 10.1353/sls.2018.0018 . hdl : 21.11116/0000-0001-820A-1 . S2CID 150098089 . Проверено 25 ноября 2022 г.
- ^ «Jogos Dirigidos (Режиссерские игры)» . МСА Чикаго . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ «В Хайкосе запущен словарь языка жестов Варзеа-Кеймада, содержащий почти 300 выражений, созданных местным населением» . Сидадес в сети . Проверено 2 апреля 2024 г.
- ^ «Община Варзеа-Кеймада запускает словарь жестового языка, созданный местным населением» . Универсо Пиауи . Проверено 2 апреля 2024 г.
- ^ Сэндлер, Венди; Аронофф, Марк; Меир, Ирит; Падден, Кэрол (2011). «Постепенное появление фонологической формы в новом языке» . Естественный язык и лингвистическая теория . 29 (2): 503–543. дои : 10.1007/s11049-011-9128-2 . ПМК 3250231 . ПМИД 22223927 . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ Стоянов, Диана; да Силва, Дина Соуза; Фрейтас, Хо Карлос Невес; Алмейда-Сильва, Андерсон; Невинс, Эндрю (2022). «Сравнение компромиссов иконичности в Cena и Libras во время задачи создания языка жестов» (PDF) . Языки . 7 (2): 1.3.2. Сина. дои : 10.3390/languages7020098 .
- ^ Перейра, Эвертон (2013). СОЗДАНИЕ СЦЕНЫ В ГОРОДЕ НЕМ»: ГЛУХОТА, СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКА В МЕСТЕ СЕРТИО-ДУ-ПИАУИ (PDF) (доктор философии). Федеральный университет Санта-Катарины . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ Франко, Тельма (2022). Обучение многоязычных глухих в Варзеа Кеймада/PI (концепция учителей) (Диссертация). Федеральный университет Пиауи.