Jump to content

Алекс (попугай)

Алекс
Алекс участвует в численном когнитивном эксперименте
Разновидность Серый попугай ( Psittacus erithacus )
Секс Мужской
Вылупившийся 18 мая 1976 г.
Великобритания
Умер 6 сентября 2007 г. (06 сентября 2007 г.) (31 год)
Университет Брандейса , Уолтем, Массачусетс, США
Известный Разумное использование языка
Владелец Ирен Пепперберг

Алекс (18 мая 1976 г. - 6 сентября 2007 г.) [1] был серым попугаем и предметом тридцатилетнего эксперимента психолога-зоопсихолога Ирен Пепперберг , первоначально в Университете Аризоны , а затем в Гарвардском университете и Университете Брандейса . Когда Алексу было около года, Пепперберг купил его в зоомагазине. [2] В своей книге «Алекс и я» Пепперберг описывает свои уникальные отношения с Алексом и то, как Алекс помог ей понять разум животных. [3] Алекс — аббревиатура от «эксперимент с птичьим языком». [4] или эксперимент по обучению птиц. [5]

До работы Пепперберга с Алексом в научном сообществе было широко распространено мнение, что примата для решения сложных проблем, связанных с языком и пониманием, необходим большой мозг ; птицы не считались разумными, поскольку их единственным способом общения было подражание и повторение звуков для взаимодействия друг с другом. Однако достижения Алекса подтверждают идею о том, что птицы могут рассуждать на базовом уровне и творчески использовать слова. [6] Пепперберг писал, что интеллект Алекса был на уровне дельфинов и человекообразных обезьян . [7] Она также сообщила, что Алекс, казалось, в некоторых отношениях демонстрировал интеллект пятилетнего человека. [4] и к моменту смерти не достиг своего полного потенциала. [8] Она считала, что на момент смерти он обладал эмоциональным уровнем двухлетнего человека. [9]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Психолог-зоотехник Ирен Пепперберг купила Алекса в зоомагазине после того, как защитила докторскую диссертацию по теоретической химии, с целью изучить его когнитивные и коммуникативные способности. Она считает, что Алексу, возможно, подрезали крылья , что могло помешать ему научиться летать. в детстве [10]

Обучение

[ редактировать ]

В тренировках Алекса использовалась техника «модель/соперник» , при которой он наблюдал за взаимодействием тренеров. Один из тренеров моделирует желаемое поведение ученика и рассматривается учеником как соперник за внимание другого тренера. Тренер и соперник меняются ролями, чтобы ученик мог видеть, что процесс интерактивный. Когда ученик (человек или попугай) правильно отвечает на вопрос об объекте, он получает этот объект в качестве награды, а не еды, которая часто используется в других методах обучения. Ирен Пепперберг сказала, что система вознаграждений имеет решающее значение, поскольку это единственный способ, с помощью которого учащиеся могут установить прямую связь между объектом и ярлыком, который они использовали. Продовольственные вознаграждения также используются экономно. Тренеры иногда допускают намеренные ошибки, чтобы ученики могли увидеть последствия неправильной идентификации. При ошибке дрессировщика ругают и предмет убирают. [11] [12]

Эта техника помогла Пеппербергу добиться успеха с Алексом там, где другим ученым не удалось обеспечить двустороннюю связь с попугаями. В последующие годы Алекс иногда брал на себя роль одного из помощников Пепперберга, выступая в роли «модели» и «соперника», помогая обучать других попугаев в лаборатории, а также исправляя их ошибки. [11] Алекс иногда практиковался в словах, когда был один. [13]

Достижения

[ редактировать ]

Пепперберг не утверждал, что Алекс мог использовать «язык», вместо этого заявив, что он использовал код двусторонней связи. [14] Перечисляя достижения Алекса в 1999 году, Пепперберг сказал, что он мог идентифицировать 50 различных объектов и распознавать количества до шести; что он мог различать семь цветов и пять форм, понимать понятия «больше», «меньше», «одинаковый» и «разный», а также что он учился «больше» и «меньше». [2] Алекс прошел все более сложные тесты, проверяющие, достигли ли люди Пиаже подстадии 6 постоянства объектов . Алекс проявил удивление и гнев, когда столкнулся с несуществующим объектом или объектом, отличающимся от того, что, по его мнению, было спрятано во время испытаний. [15]

Словарный запас Алекса превышал 100 слов. [16] но был исключительным в том смысле, что он, казалось, понимал то, что говорил. Например, когда Алексу показывали объект и спрашивали о его форме, цвете или материале, он мог правильно его обозначить. [14] Он мог описать ключ как ключ, независимо от его размера и цвета, и мог определить, чем этот ключ отличается от других. [6] Глядя в зеркало, он сказал «какой цвет» и выучил слово «серый» после того, как ему шесть раз сказали «серый». [17] Это сделало его первым животным, не являющимся человеком, которое когда-либо задавало вопрос, не говоря уже об экзистенциальном (обезьяны, обученные использовать язык жестов, до сих пор не смогли задать ни одного вопроса). [18]

Говорят, что Алекс понимал очередность общения, а иногда и синтаксис языка. [13] Он назвал яблоко «банерри» (произносится как рифмующееся с некоторыми вариантами произношения слова «канарейка»), что, по мнению лингвиста, друга Пепперберга, представляет собой комбинацию слов « банан » и « вишня », двух фруктов, с которыми он был более знаком. [17]

Алекс мог складывать, в ограниченной степени, правильно указывая количество похожих предметов на подносе. Пепперберг сказал, что если бы он не умел считать, данные можно было бы интерпретировать как его способность быстро и точно оценить количество чего-либо лучше, чем это могут сделать люди. [19] Когда ему надоело проходить тестирование, он говорил: «Хочу вернуться», имея в виду, что хочет вернуться в свою клетку, и вообще спрашивал, куда его хотят отвезти, говоря «Хочу пойти…». протестовать, если его отвезли в другое место, и сидеть спокойно, когда его отводят в предпочитаемое им место. Его не учили говорить, куда он хочет пойти, но он понял это, когда его спросили, куда он хотел бы, чтобы его отвезли. [17]

Если исследователь проявлял раздражение, Алекс пытался разрядить его фразой «Мне очень жаль». Если он говорил «Хочу банан», но вместо этого ему предлагали орех, он молча смотрел, просил банан снова или брал орех и бросал его в исследователя, или иным образом проявлял раздражение, прежде чем снова попросить предмет. Когда ему задавали вопросы в контексте исследовательского тестирования, он давал правильный ответ примерно в 80 процентах случаев. [20]

Однажды Алексу дали несколько кубиков разного цвета (два красных, три синих и четыре зеленых — как на картинке выше). Пепперберг спросил его: «Какого третьего цвета?» ожидая, что он скажет синий. Однако, поскольку Алексу уже задавали этот вопрос раньше, ему, похоже, стало скучно. Он ответил «пять!» Это продолжалось до тех пор, пока Пепперберг не сказал: «Хорошо, какого пятого цвета?» Алекс ответил «нет». Говорят, что это говорит о том, что попугаям, как и людям, скучно. Иногда Алекс отвечал на вопросы неправильно, хотя знал правильный ответ. [19]

Предварительные исследования также показывают, что Алекс мог перенести концепцию четырех синих клубков шерсти на подносе на четыре ноты фортепиано. Пепперберг также учил его распознавать символ «4» как «четыре». Алекс также продемонстрировал некоторое понимание личных местоимений ; он использовал другой язык, обращаясь к себе или другим, указывая на концепции «я» и «ты». [21]

В июле 2005 года Пепперберг сообщил, что Алекс понял концепцию нуля . [22] Если его спросили, в чем разница между двумя предметами, он тоже ответил на это; но если между объектами не было разницы, он говорил «нет», что означало, что он понимал понятие «ничто» или «ноль». [23] В июле 2006 года Пепперберг обнаружил, что восприятие Алексом оптических иллюзий похоже на человеческое восприятие. [24]

Пепперберг обучал Алекса распознавать английские графемы в надежде, что он сможет концептуально связать письменное английское слово с устным словом. Он мог идентифицировать звуки, состоящие из двухбуквенных комбинаций, таких как SH и OR. [25]

Смерть Алекса 6 сентября 2007 года в возрасте 31 года. [26] стало неожиданностью, поскольку средняя продолжительность жизни серого попугая в неволе составляет 45 лет. [27] [28] [8] [29] Его последние слова («Будь хорошим. Я люблю тебя. Увидимся завтра»). [30] это были те же слова, которые он говорил каждый вечер, когда Пепперберг выходил из лаборатории. [31]

Некоторые ученые выразили скептицизм по поводу выводов Пепперберга и предположили, что общение Алекса является оперантным обусловливанием . [4] Считалось, что шимпанзе Ним Шимпски использовал язык, но ведутся споры о том, просто ли он подражал своему учителю. [2] Герберт Террас , который работал с Нимом Шимпски, говорит, что, по его мнению, Алекс играл наизусть, а не используя язык; он утверждает, что реакции Алекса представляют собой «сложное различающее действие», добавляя, что он считает, что в каждой ситуации «есть внешний стимул, который направляет его реакцию». [2]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Фонд Алекса» . 10 сентября 2007 года. Архивировано из оригинала 25 сентября 2007 года . Проверено 12 сентября 2007 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Смит, Динития (9 октября 1999 г.). «Думающая птица или просто еще один птичий мозг?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 11 сентября 2007 г.
  3. ^ « Алекс и я: скрытый мир животных разумов» . NPR.org .
  4. ^ Перейти обратно: а б с Чендлер, Дэвид (2007). «Прощание со знаменитым попугаем» . Природа . дои : 10.1038/news070910-4 . S2CID   177171845 .
  5. ^ Пепперберг, Ирен (2009). Алекс и я: как ученый и попугай открыли скрытый мир животного интеллекта и в процессе сформировали глубокую связь . Писцовые публикации. ISBN  9781921372728 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Scientific American (12 сентября 2007 г.), Интервью с Алексом, африканским серым попугаем. sciam.com. Проверено 12 сентября 2007 г. Архивировано 12 сентября 2017 года в Wayback Machine.
  7. ^ Ирен Пепперберг (1998), Разговор с Алексом: логика и речь попугаев. Научный американец . Проверено 12 сентября 2007 г. Архивировано 28 марта 2023 г. в Wayback Machine .
  8. ^ Перейти обратно: а б «Птичий мозг умирает после многих лет исследований» . Ассошиэйтед Пресс через USA Today . 11 сентября 2007 года . Проверено 31 октября 2007 г. Алекс, попугай, который мог считать до шести, различать цвета и даже выражать разочарование по поводу повторяющихся научных испытаний, умер после 30 лет, когда он помогал исследователям лучше понять птичий мозг.
  9. ^ «Умер попугай Алекс, способный ученик» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 10 сентября 2007. Архивировано из оригинала 8 января 2009 года . Проверено 19 января 2009 г.
  10. ^ «Мне сказала маленькая птичка» . Журнал семян . 12 сентября 2007 года. Архивировано из оригинала 29 апреля 2009 года . Проверено 24 ноября 2009 г. {{cite news}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  11. ^ Перейти обратно: а б Уайз, Стивен М. (2002). Рисование линии . Кембридж, Массачусетс: Книги Персея. стр. 94–96. ISBN  0-7382-0340-8 .
  12. ^ Пепперберг, Ирен М. (2002). Исследования Алекса: когнитивные и коммуникативные способности серых попугаев . Издательство Гарвардского университета. ISBN  0-674-00806-5 .
  13. ^ Перейти обратно: а б Уайз, Стивен М. (2002). Рисование линии . Кембридж, Массачусетс: Книги Персея. п. 93. ИСБН  0-7382-0340-8 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Уайз, Стивен М. (2002). Рисование линии . Кембридж, Массачусетс: Книги Персея. стр. 90–92. ISBN  0-7382-0340-8 .
  15. ^ Уайз, Стивен М. (2002). Рисование линии . Кембридж, Массачусетс: Книги Персея. стр. 101–102. ISBN  0-7382-0340-8 .
  16. ^ Бенедикт Кэри (10 сентября 2007 г.), «Алекс, попугай, умевший обращаться со словами, умирает» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 11 сентября 2007 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Уайз, Стивен М. (2002). Рисование линии . Кембридж, Массачусетс: Книги Персея. п. 107. ИСБН  0-7382-0340-8 .
  18. ^ Жордания, Джозеф (2006). Кто задал первый вопрос? Истоки человеческого хорового пения, интеллекта, языка и речи . Тбилиси: Логос. ISBN  99940-31-81-3 .
  19. ^ Перейти обратно: а б Уайз, Стивен М. (2002). Рисование линии . Кембридж, Массачусетс: Книги Персея. п. 108. ИСБН  0-7382-0340-8 .
  20. ^ «Спросите учёных: вопросы и ответы Ирен Пепперберг» . ПБС . Архивировано из оригинала 18 октября 2007 года . Проверено 11 сентября 2007 г.
  21. ^ Уайз, Стивен М. (2002). Рисование линии . Кембридж, Массачусетс: Книги Персея. п. 106. ИСБН  0-7382-0340-8 .
  22. ^ «Исследователи выясняют, есть ли у попугая понятие нуля» . Архивировано из оригинала 3 сентября 2007 года . Проверено 11 сентября 2007 г.
  23. ^ Уайз, Стивен М. (2002). Рисование линии . Кембридж, Массачусетс: Книги Персея. п. 104. ИСБН  0-7382-0340-8 .
  24. ^ Ирен М. Пепперберг (январь 2009 г.). «Думаете, животные не думают так, как мы? Подумайте еще раз» . Откройте для себя журнал . Архивировано из оригинала 24 января 2009 года . Проверено 26 января 2009 г.
  25. ^ Чендлер, Дэвид Л. (18 мая 1998 г.). «Эта птица разговаривает, считает и читает – немного» . Бостон Глобус . п. Д01. Архивировано из оригинала 3 октября 1999 года . Проверено 13 сентября 2007 г.
  26. ^ «Алекс Африканский Серый» . Экономист . 20 сентября 2007 года. Архивировано из оригинала 11 февраля 2009 года . Проверено 19 января 2009 г. Самый известный в науке попугай умер 6 сентября в возрасте 31 года.
  27. ^ «Psittacus erithacus (серый попугай)» . Сеть разнообразия животных . Проверено 8 февраля 2018 г.
  28. ^ «Базовый информационный листок: африканский серый попугай | LafeberVet» . ЛафеберВет . 28 сентября 2014 года . Проверено 8 февраля 2018 г.
  29. ^ «Птичий мозг умирает попугай Алекс» . Си-Эн-Эн. 12 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 17 сентября 2007 г.
  30. ^ Чендлер, Дэвид (2007). «Прощание со знаменитым попугаем» . Природа . дои : 10.1038/news070910-4 . S2CID   177171845 .
  31. ^ «Вехи 24 сентября 2007 г.» . Время . 24 сентября 2007 года. Архивировано из оригинала 11 ноября 2007 года . Проверено 20 февраля 2012 г. (требуется подписка)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2939d85bca6cdb098292f2d1c8ee0888__1722961860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/29/88/2939d85bca6cdb098292f2d1c8ee0888.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alex (parrot) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)