Jump to content

Глубокий социальный разум

Глубокий социальный разум — это концепция эволюционной психологии ; это относится к характерной для человека способности «читать» (то есть делать выводы) о психических состояниях других, в то же время позволяя этим другим читать свои собственные психические состояния. Термин «глубокий социальный разум» был впервые введен в 1999 году Эндрю Уайтеном , профессором эволюционной психологии и психологии развития в Университете Сент-Эндрюс , Шотландия. [1] Вместе с тесно связанными с ним терминами, такими как « рефлексивность » и « интерсубъективность », он сейчас прочно утвердился среди ученых, исследующих эволюционное возникновение человеческой социальности, познания и общения. [2]

Чтение мыслей у обезьян и людей

[ редактировать ]

Широко распространено мнение, что мозг является социальным как у человека, так и у приматов. [3] Но, по мнению Эндрю Уайтена , человеческая социальность идет гораздо дальше, чем социальность обезьяны . обезьян Социальный интеллект в подавляющем большинстве является « макиавеллистским » в смысле манипулирования другими людьми в социальных условиях. [4]

Одним из последствий является то, что, хотя обезьяна может быть мотивирована «читать» (то есть делать выводы) о психических состояниях окружающих ее людей, у нее мало мотивов отвечать взаимностью. Вместо того, чтобы сделать свои собственные психические состояния прозрачными для потенциальных соперников, он стремится помешать другим «читать» его собственные мысли. Например, один из способов узнать, о чем может думать другой примат, — это определить, в какую сторону направлена ​​его голова, чтобы реконструировать, на что он может смотреть. В случае горилл и шимпанзе у взрослых обезьян развились глаза, которые дают очень мало информации о направлении взгляда. у них Глаза темные на темном: радужная оболочка темно-коричневая или даже черная, то же самое относится к склере и окружающей коже. Поэтому, глядя на глаза, нелегко определить направление взгляда . У человека глаза совсем другие: темная радужная оболочка выделяется на фоне белой окружающей склеры. Эта особенность в сочетании с относительно большими размерами человеческого глаза и его горизонтально вытянутой формой помогает соседним сородичей , чтобы определить направление взгляда и на этой основе заняться чтением мыслей. [5]

Согласно теории «глубокого социального разума», это означает, что люди стали когнитивно адаптированы к рефлексивности и интерсубъективности : как вид, мы хорошо приспособлены читать мысли тех, кому доверяем, и в то же время помогаем этим другим читать наши мысли. собственные умы. Одним из последствий этого является самосознание или «эгоцентрическое изменение перспективы»: я читаю ваши мысли так же, как вы читаете мои. Таким образом, между нами мы можем обрести осознание нашего собственного ума как бы извне: мои психические состояния, как они отражаются в ваших, и ваши, как они отражаются в моих. В этом смысле, если принять этот аргумент, наши разумы взаимопроникают. «Разум» в человеческом смысле не заперт внутри того или иного черепа, а является реляционным, простирающимся между нами. [6] По мнению эволюционного психолога Майкла Томаселло , человеческий ребенок обычно достигает эгоцентрического изменения перспективы — рассматривая свои собственные психические состояния как бы с точки зрения других — примерно в возрасте одного года. [7]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Уайтен, А. 1999. Эволюция глубокого социального разума у ​​людей. В М. Корбаллисе и С. Э. Ли (ред.), «Происхождение разума». Психологические взгляды на эволюцию гоминид. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета , стр. 173–193.
  2. ^ Найт, К. и К. Пауэр (2012). Социальные условия эволюционного возникновения языка. В М. Таллермане и К. Гибсоне (ред.), Справочнике по эволюции языка. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета , стр. 346–49.
  3. ^ Данбар, RIM 1998. Гипотеза социального мозга. Эволюционная антропология 6: 178-91.
  4. ^ Уайтен, А. и Р.В. Бирн, 1988. Манипулирование вниманием при тактическом обмане приматов. В книге Р. Бирна и А. Уитена (редакторы), «Макиавеллистский интеллект: социальный опыт и эволюция интеллекта у обезьян, человекообразных обезьян и людей». Оксфорд: Кларендон Пресс .
  5. ^ Кобаяши, Х. и С. Кохшима (2001). «Уникальная морфология человеческого глаза и ее адаптивное значение: сравнительные исследования внешней морфологии глаза приматов». Журнал эволюции человека , 40 (5): 419-35.
  6. ^ Уайтен, А. 1999. Эволюция глубокого социального разума у ​​людей. В М. Корбаллисе и СЭГ Ли (ред.), «Происхождение разума». Психологические взгляды на эволюцию гоминид. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 173–193.
  7. ^ М. Томаселло (2000). Культура и когнитивное развитие. Архивировано 19 октября 2013 г. в Wayback Machine «Текущие направления в психологической науке» , 9: 2, стр. 37–40.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b7395fb60182f9af357af8e65462c75a__1709996700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b7/5a/b7395fb60182f9af357af8e65462c75a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Deep social mind - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)