Глубокий социальный разум
Глубокий социальный разум — это концепция эволюционной психологии ; это относится к характерной для человека способности «читать» (то есть делать выводы) о психических состояниях других, в то же время позволяя этим другим читать свои собственные психические состояния. Термин «глубокий социальный разум» был впервые введен в 1999 году Эндрю Уайтеном , профессором эволюционной психологии и психологии развития в Университете Сент-Эндрюс , Шотландия. [1] Вместе с тесно связанными с ним терминами, такими как « рефлексивность » и « интерсубъективность », он сейчас прочно утвердился среди ученых, исследующих эволюционное возникновение человеческой социальности, познания и общения. [2]
Чтение мыслей у обезьян и людей
[ редактировать ]Широко распространено мнение, что мозг является социальным как у человека, так и у приматов. [3] Но, по мнению Эндрю Уайтена , человеческая социальность идет гораздо дальше, чем социальность обезьяны . обезьян Социальный интеллект в подавляющем большинстве является « макиавеллистским » в смысле манипулирования другими людьми в социальных условиях. [4]
Одним из последствий является то, что, хотя обезьяна может быть мотивирована «читать» (то есть делать выводы) о психических состояниях окружающих ее людей, у нее мало мотивов отвечать взаимностью. Вместо того, чтобы сделать свои собственные психические состояния прозрачными для потенциальных соперников, он стремится помешать другим «читать» его собственные мысли. Например, один из способов узнать, о чем может думать другой примат, — это определить, в какую сторону направлена его голова, чтобы реконструировать, на что он может смотреть. В случае горилл и шимпанзе у взрослых обезьян развились глаза, которые дают очень мало информации о направлении взгляда. у них Глаза темные на темном: радужная оболочка темно-коричневая или даже черная, то же самое относится к склере и окружающей коже. Поэтому, глядя на глаза, нелегко определить направление взгляда . У человека глаза совсем другие: темная радужная оболочка выделяется на фоне белой окружающей склеры. Эта особенность в сочетании с относительно большими размерами человеческого глаза и его горизонтально вытянутой формой помогает соседним сородичей , чтобы определить направление взгляда и на этой основе заняться чтением мыслей. [5]
Согласно теории «глубокого социального разума», это означает, что люди стали когнитивно адаптированы к рефлексивности и интерсубъективности : как вид, мы хорошо приспособлены читать мысли тех, кому доверяем, и в то же время помогаем этим другим читать наши мысли. собственные умы. Одним из последствий этого является самосознание или «эгоцентрическое изменение перспективы»: я читаю ваши мысли так же, как вы читаете мои. Таким образом, между нами мы можем обрести осознание нашего собственного ума как бы извне: мои психические состояния, как они отражаются в ваших, и ваши, как они отражаются в моих. В этом смысле, если принять этот аргумент, наши разумы взаимопроникают. «Разум» в человеческом смысле не заперт внутри того или иного черепа, а является реляционным, простирающимся между нами. [6] По мнению эволюционного психолога Майкла Томаселло , человеческий ребенок обычно достигает эгоцентрического изменения перспективы — рассматривая свои собственные психические состояния как бы с точки зрения других — примерно в возрасте одного года. [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уайтен, А. 1999. Эволюция глубокого социального разума у людей. В М. Корбаллисе и С. Э. Ли (ред.), «Происхождение разума». Психологические взгляды на эволюцию гоминид. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета , стр. 173–193.
- ^ Найт, К. и К. Пауэр (2012). Социальные условия эволюционного возникновения языка. В М. Таллермане и К. Гибсоне (ред.), Справочнике по эволюции языка. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета , стр. 346–49.
- ^ Данбар, RIM 1998. Гипотеза социального мозга. Эволюционная антропология 6: 178-91.
- ^ Уайтен, А. и Р.В. Бирн, 1988. Манипулирование вниманием при тактическом обмане приматов. В книге Р. Бирна и А. Уитена (редакторы), «Макиавеллистский интеллект: социальный опыт и эволюция интеллекта у обезьян, человекообразных обезьян и людей». Оксфорд: Кларендон Пресс .
- ^ Кобаяши, Х. и С. Кохшима (2001). «Уникальная морфология человеческого глаза и ее адаптивное значение: сравнительные исследования внешней морфологии глаза приматов». Журнал эволюции человека , 40 (5): 419-35.
- ^ Уайтен, А. 1999. Эволюция глубокого социального разума у людей. В М. Корбаллисе и СЭГ Ли (ред.), «Происхождение разума». Психологические взгляды на эволюцию гоминид. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 173–193.
- ^ М. Томаселло (2000). Культура и когнитивное развитие. Архивировано 19 октября 2013 г. в Wayback Machine «Текущие направления в психологической науке» , 9: 2, стр. 37–40.