g- фактор у нелюдей
Фактор g конструкцию , , или общий фактор интеллекта , представляет собой психометрическую которая суммирует наблюдаемые корреляции между оценками человека по различным показателям когнитивных способностей . Впервые описанный у людей , фактор g с тех пор был идентифицирован у ряда видов, не относящихся к человеку. [ 1 ]
Нечеловеческие модели g . использовались в генетических исследованиях [ 2 ] и неврологический [ 3 ] исследования интеллекта, которые помогут понять механизмы изменения g .
Методы
[ редактировать ]Большинство показателей g у людей, включая большинство тестов IQ , в значительной степени зависят от языка и вербальных способностей, поэтому их нельзя напрямую применить к животным, кроме человека. Было разработано несколько альтернативных методов изучения интеллекта животных, основанных на наблюдении за животными в естественных ситуациях или на поведенческих задачах в экспериментальных условиях. Задачи сосредоточены на таких вещах, как инновации и решение проблем, реакция на новизну, изменение привычек и торможение, а также социальное обучение и культура. Комплексная оценка часто включает в себя ряд тестов, включающих несколько видов поведения. [ 4 ]
Инновации и решение проблем
[ редактировать ]Инновации и задачи по решению проблем являются наиболее широко используемыми экспериментальными мерами нечеловеческого интеллекта. В одном и том же тесте часто используется несколько заданий, которые могут включать в себя память , пространственное мышление , зрительное и слуховое распознавание, а также манипулирование объектами. [ 5 ] Инновации часто наблюдаются у животных, обычно связанные с новыми решениями повседневных проблем или использованием инструментов для достижения цели. Примеры включают ловлю термитов у шимпанзе или раскалывание орехов у крепких капуцинов . Такие наблюдения обеспечивают экологически обоснованные меры без необходимости экспериментирования. [ 1 ]
Реакция на новинку
[ редактировать ]Реакция на новизну часто используется при измерении интеллекта у человеческих младенцев. [ 6 ] поскольку уровень интереса к новым объектам и время, потраченное на изучение новой среды, коррелируют с интеллектом в более позднем возрасте. Считается, что реакция на новизну у людей, не являющихся людьми, коррелирует аналогичным образом, хотя зачастую бывает трудно правильно оценить эту меру. [ 7 ]
Изменение привычек и торможение
[ редактировать ]Изменение привычек и торможение обычно используются для проверки интеллекта приматов. Эти задачи требуют от животного подавления заученной реакции или инстинктивного действия, чтобы получить награду. Например, в задаче объезда награду за еду за препятствием необходимо получить, следуя непрямым маршрутом. [ 8 ] Для этого субъект должен подавить свою тенденцию двигаться прямо к цели.
Социальное обучение
[ редактировать ]Ряд тестов интеллекта на животных включает социальное обучение . Чем больше человек участвует в социальном обучении и получает от него пользу, тем выше считается его интеллект. Такие данные наиболее широко доступны для приматов в социальных ситуациях, часто в диких популяциях, а не в экспериментальных установках. [ 1 ] Такие наблюдения более экологически обоснованы, чем некоторые другие меры. [ 9 ] Одним из оснований для их включения в исследования IQ является теория культурного интеллекта . [ 10 ] [ 11 ]
g у млекопитающих, кроме человека
[ редактировать ]Большая часть исследований нечеловеческих g- факторов была сосредоточена на млекопитающих. Будучи самими млекопитающими, люди имеют много общего с другими млекопитающими, имея сходство в таких аспектах, как физиология и нейрохимия . Социальное обучение и культура , возможно, сыграли большую роль в эволюции интеллекта у людей. [ 10 ] [ 11 ] (включая его факторную структуру), и из этого следует, что другие животные могут иметь аналогичные однофакторные модели интеллекта.
Приматы
[ редактировать ]Из-за своей близкой таксономической близости к человеку приматы ( в частности, человекообразные обезьяны ) оказались в центре внимания значительной части исследований распространенности g -фактора у животных, отличных от человека.
Метаанализ , 4000 научных статей о поведении приматов посвященных поиску примеров инноваций , социального обучения , использования орудий и добычи пищи , был проведен с целью изучения компонентов этого поведения у 62 видов приматов. [ 1 ] Анализ главных компонент этих когнитивных показателей (а также трех социально-экологических переменных (широта рациона, процентное содержание фруктов в рационе и размер группы) выявил единственный фактор, объясняющий 47% дисперсии, на которую влияют когнитивные показатели и широта рациона ( несколько) загружено. Это предполагает, что приматы, кроме человека, в целом имеют фактор g , аналогичный наблюдаемому у людей.
Грызуны
[ редактировать ]Мыши и крысы использовались в качестве модельных организмов в исследованиях на протяжении сотен лет. [ 12 ] и были основой экспериментальной психологии на протяжении десятилетий. Обе были предложены как легкодоступные модели для изучения g . [ 2 ] [ 13 ] Было показано, что нагрузка фактора g колеблется у крыс Лонг-Эванса от 0,43 до 0,70 в задачах на когнитивные способности. [ 14 ] У мышей около 55–60% индивидуальной дисперсии тестов когнитивных способностей можно объяснить g . [ 15 ] [ 16 ]
Приложения
[ редактировать ]Генетические исследования
[ редактировать ]Нечеловеческие модели интеллекта могут использоваться в исследованиях индивидуальных различий для проектов исследований, которые сложно или неэтично проводить с использованием людей. Примеры этого включают экспериментальное тестирование лекарств и исследования на нескольких поколениях , которые займут очень много времени на людях.
Одним из таких аспектов интеллекта, хорошо подходящим для нечеловеческой модели, является экспериментальное изучение генетических аспектов g . Мыши в настоящее время рассматриваются в качестве потенциальной модели из-за их широкой доступности, детального знания их генома и легкости, с которой можно вывести штаммы , демонстрирующие индивидуальные различия в когнитивных способностях . [ 2 ]
Нейронаука
[ редактировать ]Нечеловеческие модели также могут использоваться в нейробиологии для нейроанатомических исследований, исследующих интеллект и влияние g на неврологический уровень. Крыс использовали в экспериментальных манипуляциях с интеллектом с помощью химических веществ, вводимых внутриутробно . [ 3 ] Эти эффекты частично устраняются стимуляцией неврологического развития и позволяют предположить, что количество нейронов и синапсов влияет на g .
Критика
[ редактировать ]Исследование 2012 года, выявившее отдельных шимпанзе, которые стабильно хорошо справлялись с когнитивными задачами, обнаружило группы способностей вместо общего фактора интеллекта. [ 17 ] В этом исследовании использовались индивидуальные данные, и утверждается, что их результаты нельзя напрямую сравнивать с предыдущими исследованиями с использованием групповых данных, в которых были обнаружены доказательства существования g . Авторы предлагают, чтобы в будущих исследованиях несколько особей разных видов выполняли различные задачи, чтобы выяснить это несоответствие.
Обзор и метаанализ g у нелюдей, проведенный в 2020 году, показал, что средняя корреляция между когнитивными задачами составила 0,18, что свидетельствует о слабой поддержке общего интеллекта. [ 18 ] Это исследование также выявило ограничения процедур факторного анализа, используемых для извлечения одного «общего» фактора интеллекта, и обнаружило, что предыдущие исследования часто не могли проверить критические предположения их методов. Авторы предполагают, что будущие исследования должны быть сосредоточены на закономерностях (ко)вариантности когнитивных способностей .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Ридер С.М., Хагер Ю. и Лаланд К.Н. (2011). Эволюция общего и культурного интеллекта приматов. Философские труды Королевского общества B: Биологические науки, 366 (1567), 1017–1027.
- ^ Jump up to: а б с Пломин, Р. (2001). Генетика g у человека и мыши. Nature Reviews Neuroscience, 2 (2), 136–141.
- ^ Jump up to: а б Андерсон, Б. (2000). Фактор g у животных, кроме человека. Природа интеллекта, (285), 79.
- ^ Томаселло, М., и Колл, Дж. (1997). Сознание приматов. Издательство Оксфордского университета.
- ^ Банерджи, К., Шабрис, К.Ф., Джонсон, В.Е., Ли, Дж.Дж., Цао, Ф., и Хаузер, доктор медицины (2009). Общий интеллект у другого примата: индивидуальные различия в выполнении когнитивных задач у обезьяны Нового Света (Saguinus oedipus). ПЛоС Один, 4(6), e5883.
- ^ Берг, Калифорния, и Штернберг, Р.Дж. (1985). «Ответ на новизну: преемственность или прерывистость в развитии интеллекта». Достижения в области развития и поведения детей , 19, 1–47.
- ^ Дэй, Р.Л., Коу, Р.Л., Кендал, младший, и Лаланд, К.Н. (2003). «Неофилия, инновации и социальное обучение: исследование межродовых различий у каллитрихидных обезьян». Поведение животных , 65 (3), 559–571.
- ^ Колер, В. (1927). Психика обезьян (ред. ред.). Нью-Йорк: Харкорт
- ^ Ридер, С.М., и Биро, Д. (2010). Экспериментальная идентификация социального обучения у диких животных. Обучение и поведение, 38 (3), 265–283.
- ^ Jump up to: а б ван Шайк, К. П., и Буркарт, Дж. М. (2011). Социальное обучение и эволюция: гипотеза культурного интеллекта. Философские труды Лондонского королевского общества B: Биологические науки, 366 (1567), 1008–1016.
- ^ Jump up to: а б Херрманн Э., Колл Дж., Эрнандес-Льореда М.В., Хэйр Б. и Томаселло М. (2007). Люди развили специальные навыки социального познания: гипотеза культурного интеллекта. наука, 317(5843), 1360-1366.
- ^ Фокс, Дж. Г., Бартольд, С., Дэвиссон, М., Ньюкомер, CE, Куимби, Ф. В., и Смит, А. (2006). Мышь в биомедицинских исследованиях: нормативная биология, животноводство и модели (том 3). Академическая пресса.
- ^ Мацель, Л.Д., Хан, Ю.Р., Гроссман, Х., Карник, М.С., Патель, Д., Скотт, Н., ... и Ганди, CC (2003). «Индивидуальные различия в проявлении «общей» способности к обучению у мышей». Журнал неврологии , 23(16), 6423–6433.
- ^ Дженсен, А.Р. Фактор g : наука об умственных способностях (Прегер, Вестпорт, Коннектикут, 1998).
- ^ Локурто К. и Дуркин Э. «Решение проблем и индивидуальные различия у мышей (Mus musculus) с использованием водного подкрепления». Журнал сравнительной психологии .
- ^ Локурто, К. и Скэнлон, К. «Индивидуальные различия и фактор пространственного обучения у двух линий мышей (Mus musculus)». Журнал сравнительной психологии . 112, 344–352 (1998).
- ^ Херрманн Э. и Колл Дж. (2012). Есть ли гении среди обезьян? Философские труды Королевского общества B: Biological Sciences, 367 (1603), 2753-2761.
- ^ Пуарье, Марк-Антуан; Козловский, Довид Ю.; Моран-Феррон, Жюли; Каро, Винсент (09 декабря 2020 г.). «Насколько универсальны когнитивные способности у животных, кроме человека? Метааналитический и многоуровневый подход к повторному анализу» . Труды Королевского общества B: Биологические науки . 287 (1940): 20201853. doi : 10.1098/rspb.2020.1853 . ISSN 0962-8452 . ПМЦ 7739923 . ПМИД 33290683 .