Jump to content

g- фактор у нелюдей

Фактор g конструкцию , , или общий фактор интеллекта , представляет собой психометрическую которая суммирует наблюдаемые корреляции между оценками человека по различным показателям когнитивных способностей . Впервые описанный у людей , фактор g с тех пор был идентифицирован у ряда видов, не относящихся к человеку. [ 1 ]

Нечеловеческие модели g . использовались в генетических исследованиях [ 2 ] и неврологический [ 3 ] исследования интеллекта, которые помогут понять механизмы изменения g .

Большинство показателей g у людей, включая большинство тестов IQ , в значительной степени зависят от языка и вербальных способностей, поэтому их нельзя напрямую применить к животным, кроме человека. Было разработано несколько альтернативных методов изучения интеллекта животных, основанных на наблюдении за животными в естественных ситуациях или на поведенческих задачах в экспериментальных условиях. Задачи сосредоточены на таких вещах, как инновации и решение проблем, реакция на новизну, изменение привычек и торможение, а также социальное обучение и культура. Комплексная оценка часто включает в себя ряд тестов, включающих несколько видов поведения. [ 4 ]

Инновации и решение проблем

[ редактировать ]

Инновации и задачи по решению проблем являются наиболее широко используемыми экспериментальными мерами нечеловеческого интеллекта. В одном и том же тесте часто используется несколько заданий, которые могут включать в себя память , пространственное мышление , зрительное и слуховое распознавание, а также манипулирование объектами. [ 5 ] Инновации часто наблюдаются у животных, обычно связанные с новыми решениями повседневных проблем или использованием инструментов для достижения цели. Примеры включают ловлю термитов у шимпанзе или раскалывание орехов у крепких капуцинов . Такие наблюдения обеспечивают экологически обоснованные меры без необходимости экспериментирования. [ 1 ]

Реакция на новинку

[ редактировать ]

Реакция на новизну часто используется при измерении интеллекта у человеческих младенцев. [ 6 ] поскольку уровень интереса к новым объектам и время, потраченное на изучение новой среды, коррелируют с интеллектом в более позднем возрасте. Считается, что реакция на новизну у людей, не являющихся людьми, коррелирует аналогичным образом, хотя зачастую бывает трудно правильно оценить эту меру. [ 7 ]

Изменение привычек и торможение

[ редактировать ]

Изменение привычек и торможение обычно используются для проверки интеллекта приматов. Эти задачи требуют от животного подавления заученной реакции или инстинктивного действия, чтобы получить награду. Например, в задаче объезда награду за еду за препятствием необходимо получить, следуя непрямым маршрутом. [ 8 ] Для этого субъект должен подавить свою тенденцию двигаться прямо к цели.

Социальное обучение

[ редактировать ]

Ряд тестов интеллекта на животных включает социальное обучение . Чем больше человек участвует в социальном обучении и получает от него пользу, тем выше считается его интеллект. Такие данные наиболее широко доступны для приматов в социальных ситуациях, часто в диких популяциях, а не в экспериментальных установках. [ 1 ] Такие наблюдения более экологически обоснованы, чем некоторые другие меры. [ 9 ] Одним из оснований для их включения в исследования IQ является теория культурного интеллекта . [ 10 ] [ 11 ]

g у млекопитающих, кроме человека

[ редактировать ]

Большая часть исследований нечеловеческих g- факторов была сосредоточена на млекопитающих. Будучи самими млекопитающими, люди имеют много общего с другими млекопитающими, имея сходство в таких аспектах, как физиология и нейрохимия . Социальное обучение и культура , возможно, сыграли большую роль в эволюции интеллекта у людей. [ 10 ] [ 11 ] (включая его факторную структуру), и из этого следует, что другие животные могут иметь аналогичные однофакторные модели интеллекта.

Из-за своей близкой таксономической близости к человеку приматы ( в частности, человекообразные обезьяны ) оказались в центре внимания значительной части исследований распространенности g -фактора у животных, отличных от человека.

Метаанализ , 4000 научных статей о поведении приматов посвященных поиску примеров инноваций , социального обучения , использования орудий и добычи пищи , был проведен с целью изучения компонентов этого поведения у 62 видов приматов. [ 1 ] Анализ главных компонент этих когнитивных показателей (а также трех социально-экологических переменных (широта рациона, процентное содержание фруктов в рационе и размер группы) выявил единственный фактор, объясняющий 47% дисперсии, на которую влияют когнитивные показатели и широта рациона ( несколько) загружено. Это предполагает, что приматы, кроме человека, в целом имеют фактор g , аналогичный наблюдаемому у людей.

Мыши и крысы использовались в качестве модельных организмов в исследованиях на протяжении сотен лет. [ 12 ] и были основой экспериментальной психологии на протяжении десятилетий. Обе были предложены как легкодоступные модели для изучения g . [ 2 ] [ 13 ] Было показано, что нагрузка фактора g колеблется у крыс Лонг-Эванса от 0,43 до 0,70 в задачах на когнитивные способности. [ 14 ] У мышей около 55–60% индивидуальной дисперсии тестов когнитивных способностей можно объяснить g . [ 15 ] [ 16 ]

Приложения

[ редактировать ]

Генетические исследования

[ редактировать ]

Нечеловеческие модели интеллекта могут использоваться в исследованиях индивидуальных различий для проектов исследований, которые сложно или неэтично проводить с использованием людей. Примеры этого включают экспериментальное тестирование лекарств и исследования на нескольких поколениях , которые займут очень много времени на людях.

Одним из таких аспектов интеллекта, хорошо подходящим для нечеловеческой модели, является экспериментальное изучение генетических аспектов g . Мыши в настоящее время рассматриваются в качестве потенциальной модели из-за их широкой доступности, детального знания их генома и легкости, с которой можно вывести штаммы , демонстрирующие индивидуальные различия в когнитивных способностях . [ 2 ]

Нейронаука

[ редактировать ]

Нечеловеческие модели также могут использоваться в нейробиологии для нейроанатомических исследований, исследующих интеллект и влияние g на неврологический уровень. Крыс использовали в экспериментальных манипуляциях с интеллектом с помощью химических веществ, вводимых внутриутробно . [ 3 ] Эти эффекты частично устраняются стимуляцией неврологического развития и позволяют предположить, что количество нейронов и синапсов влияет на g .

Исследование 2012 года, выявившее отдельных шимпанзе, которые стабильно хорошо справлялись с когнитивными задачами, обнаружило группы способностей вместо общего фактора интеллекта. [ 17 ] В этом исследовании использовались индивидуальные данные, и утверждается, что их результаты нельзя напрямую сравнивать с предыдущими исследованиями с использованием групповых данных, в которых были обнаружены доказательства существования g . Авторы предлагают, чтобы в будущих исследованиях несколько особей разных видов выполняли различные задачи, чтобы выяснить это несоответствие.

Обзор и метаанализ g у нелюдей, проведенный в 2020 году, показал, что средняя корреляция между когнитивными задачами составила 0,18, что свидетельствует о слабой поддержке общего интеллекта. [ 18 ] Это исследование также выявило ограничения процедур факторного анализа, используемых для извлечения одного «общего» фактора интеллекта, и обнаружило, что предыдущие исследования часто не могли проверить критические предположения их методов. Авторы предполагают, что будущие исследования должны быть сосредоточены на закономерностях (ко)вариантности когнитивных способностей .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Ридер С.М., Хагер Ю. и Лаланд К.Н. (2011). Эволюция общего и культурного интеллекта приматов. Философские труды Королевского общества B: Биологические науки, 366 (1567), 1017–1027.
  2. ^ Jump up to: а б с Пломин, Р. (2001). Генетика g у человека и мыши. Nature Reviews Neuroscience, 2 (2), 136–141.
  3. ^ Jump up to: а б Андерсон, Б. (2000). Фактор g у животных, кроме человека. Природа интеллекта, (285), 79.
  4. ^ Томаселло, М., и Колл, Дж. (1997). Сознание приматов. Издательство Оксфордского университета.
  5. ^ Банерджи, К., Шабрис, К.Ф., Джонсон, В.Е., Ли, Дж.Дж., Цао, Ф., и Хаузер, доктор медицины (2009). Общий интеллект у другого примата: индивидуальные различия в выполнении когнитивных задач у обезьяны Нового Света (Saguinus oedipus). ПЛоС Один, 4(6), e5883.
  6. ^ Берг, Калифорния, и Штернберг, Р.Дж. (1985). «Ответ на новизну: преемственность или прерывистость в развитии интеллекта». Достижения в области развития и поведения детей , 19, 1–47.
  7. ^ Дэй, Р.Л., Коу, Р.Л., Кендал, младший, и Лаланд, К.Н. (2003). «Неофилия, инновации и социальное обучение: исследование межродовых различий у каллитрихидных обезьян». Поведение животных , 65 (3), 559–571.
  8. ^ Колер, В. (1927). Психика обезьян (ред. ред.). Нью-Йорк: Харкорт
  9. ^ Ридер, С.М., и Биро, Д. (2010). Экспериментальная идентификация социального обучения у диких животных. Обучение и поведение, 38 (3), 265–283.
  10. ^ Jump up to: а б ван Шайк, К. П., и Буркарт, Дж. М. (2011). Социальное обучение и эволюция: гипотеза культурного интеллекта. Философские труды Лондонского королевского общества B: Биологические науки, 366 (1567), 1008–1016.
  11. ^ Jump up to: а б Херрманн Э., Колл Дж., Эрнандес-Льореда М.В., Хэйр Б. и Томаселло М. (2007). Люди развили специальные навыки социального познания: гипотеза культурного интеллекта. наука, 317(5843), 1360-1366.
  12. ^ Фокс, Дж. Г., Бартольд, С., Дэвиссон, М., Ньюкомер, CE, Куимби, Ф. В., и Смит, А. (2006). Мышь в биомедицинских исследованиях: нормативная биология, животноводство и модели (том 3). Академическая пресса.
  13. ^ Мацель, Л.Д., Хан, Ю.Р., Гроссман, Х., Карник, М.С., Патель, Д., Скотт, Н., ... и Ганди, CC (2003). «Индивидуальные различия в проявлении «общей» способности к обучению у мышей». Журнал неврологии , 23(16), 6423–6433.
  14. ^ Дженсен, А.Р. Фактор g : наука об умственных способностях (Прегер, Вестпорт, Коннектикут, 1998).
  15. ^ Локурто К. и Дуркин Э. «Решение проблем и индивидуальные различия у мышей (Mus musculus) с использованием водного подкрепления». Журнал сравнительной психологии .
  16. ^ Локурто, К. и Скэнлон, К. «Индивидуальные различия и фактор пространственного обучения у двух линий мышей (Mus musculus)». Журнал сравнительной психологии . 112, 344–352 (1998).
  17. ^ Херрманн Э. и Колл Дж. (2012). Есть ли гении среди обезьян? Философские труды Королевского общества B: Biological Sciences, 367 (1603), 2753-2761.
  18. ^ Пуарье, Марк-Антуан; Козловский, Довид Ю.; Моран-Феррон, Жюли; Каро, Винсент (09 декабря 2020 г.). «Насколько универсальны когнитивные способности у животных, кроме человека? Метааналитический и многоуровневый подход к повторному анализу» . Труды Королевского общества B: Биологические науки . 287 (1940): 20201853. doi : 10.1098/rspb.2020.1853 . ISSN   0962-8452 . ПМЦ   7739923 . ПМИД   33290683 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f28809c75fa4e6cbd25c4d9d951cbb08__1714626120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/08/f28809c75fa4e6cbd25c4d9d951cbb08.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
g factor in non-humans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)