Jump to content

Сравнительное познание

Сравнительное познание — это сравнительное исследование механизмов и истоков познания у различных видов , и иногда оно рассматривается как более общее, чем сравнительная психология , или похожее на нее . [1] ведется С биологической точки зрения, работа над мозгом плодовых мух , что должно дать достаточно точные методы, позволяющие понять работу человеческого мозга в масштабе, учитывающем отдельные группы нейронов, а не в более региональном масштабе, который был ранее. использовал. [2] Аналогичным образом, активность генов в человеческом мозге лучше понять благодаря исследованию мозга мышей, проведенному Институтом наук о мозге Аллена в Сиэтле (см. ссылку ниже), в результате чего был получен свободно доступный Атлас мозга Аллена . [3] Этот тип исследования связан со сравнительным познанием, но его лучше отнести к сравнительной геномике . Растущее внимание в психологии и этологии к биологическим аспектам восприятия и поведения устраняет разрыв между геномикой и поведенческим анализом .

Чтобы ученые могли лучше понять когнитивные функции у широкого круга видов, они могут систематически сравнивать когнитивные способности между близкородственными и отдаленными видами. [4] Благодаря этому процессу они смогут определить, какие виды давления отбора привели к различным когнитивным способностям у широкого круга животных. Например, была выдвинута гипотеза о конвергентной эволюции высших когнитивных функций врановых и обезьян, возможно, из-за того, что оба они всеядны и визуальны, живут в социальных группах. [4] Развитие сравнительного познания продолжается уже несколько десятилетий, включая вклад многих исследователей со всего мира. Кроме того, есть несколько ключевых видов, используемых в качестве модельных организмов при изучении сравнительного познания.

Методология

[ редактировать ]

Аспекты животных, которые можно разумно сравнивать между видами, зависят от вида сравнения, будь то сравнение человека с животным или сравнение животных разных видов, но с почти идентичной анатомией без общего предка. Такое сравнение когнитивных тенденций можно наблюдать у видов, находящихся на огромных расстояниях и имеющих схожие биологические особенности. Грубое анатомическое исследование, а также естественные вариации долгое время считались аспектами сравнительного познания.

Нейробиология

[ редактировать ]

Современная биологическая антропология предполагает, что сходство в структурах мозга можно в некоторой степени сравнить с определенными аспектами поведения, лежащими в его основе. Однако трудно точно определить, какие именно нейронные связи необходимы для продвинутых функций, а не для базовых реакционных когнитивных операций, выявленных у мелких насекомых или других организмов с маленьким мозгом. [5] Тем не менее, были идентифицированы схемы, общие для большого количества организмов, что предполагает конвергенцию, по крайней мере, эволюции общей нейронной поведенческой пластичности , которая допускает общие функции и тенденции наследственного поведения. [6] Возможно, это связано с тем, что размер мозга имеет прямую корреляцию со степенью функционирования. Однако это было отмечено экспериментами, проведенными Мартином Джурфа на насекомых в 2015 году, а именно наблюдением за медоносными пчелами и плодовыми мухами, что позволяет предположить, что структуры мозга, независимо от размера, могут иметь отношение к функциям и объяснять поведенческие навыки, гораздо более важные, чем грубые. размер может: [7]

Как и в случае с более крупным мозгом, два основных принципа нейронной архитектуры мозга многих беспозвоночных заключаются в существовании специализированных мозговых структур и цепей, которые относятся к конкретным сенсорным областям, и центров интеграции более высокого порядка, в которых информация, относящаяся к этим различным областям, сходится и обрабатывается. интегрированы, что позволяет осуществлять перекрестный обмен информацией и передачу информации. Эти характеристики могут обеспечить положительный переход от набора стимулов к новым, даже если они принадлежат к разным сенсорным модальностям. Этот принцип кажется решающим для определенных задач, таких как изучение правил.

С этой целью последние годы вместо этого были полностью посвящены картированию сигналов и путей мозга, чтобы сравнивать разные виды, а не использовать размер мозга. Дальнейшие исследования в этой области продолжаются, особенно по мере изменения процесса отслеживания и стимуляции развития нейронов.

Ключевые участники

[ редактировать ]

Чарльз Дарвин

[ редактировать ]

Первоначально Дарвин предположил, что люди и животные обладают схожими психологическими способностями, в своей публикации 1871 года «Происхождение человека и отбор в отношении пола» , где он заявил, что животные также демонстрируют поведение, связанное с памятью, эмоциями и желаниями. [8] По мнению Дарвина, люди и животные обладали одним и тем же умственным мышлением в разной степени в зависимости от их места на временной шкале эволюции. Это понимание умственной непрерывности между животными и людьми составляет основу сравнительного познания. [9]

Конви Ллойд Морган

[ редактировать ]

В своей публикации 1894 года «Введение в сравнительную психологию» Морган впервые постулировал то, что впоследствии стало известно как «пушка Моргана» , в которой говорится, что поведение животных нельзя объяснить сложными механизмами, когда возможны более простые механизмы. [10] Пушка Моргана раскритиковал работы своих предшественников за то, что они были анекдотическими и антропоморфными, и предположил, что определенное интеллектуальное поведение животных, скорее всего, развилось в результате многочисленных циклов проб и ошибок, а не спонтанно, благодаря некоторому существующему интеллекту. [11] Морган предположил, что животные способны к обучению, и наблюдаемое ими поведение не является чисто результатом инстинкта или внутренней психической функции.

Эдвард Дж. Торндайк

[ редактировать ]

Э. Дж. Торндайк измерял умственные способности как способность организма формировать ассоциации между своими действиями и последствиями этих действий. [10] В своей публикации 1898 года « Интеллект животных: экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных» Торндайк изложил свои знаменитые эксперименты с «коробкой-головоломкой». Торндайк поместил котят в специальную коробку, в которой был рычаг или кнопка, которая, при нажатии на нее кошкой, позволяла кошке сбежать. Первоначально кошки, помещенные в коробку, инстинктивно пытались убежать, беспорядочно царапая стенки коробки. В некоторых случаях кошка нажимала на рычаг, позволяя их освободить. В следующий раз, когда эту кошку поместили в коробку, она снова смогла выполнить эту процедуру проб и ошибок, однако им удалось найти рычаг и освободиться быстрее. В ходе нескольких испытаний все другие действия, которые не способствовали освобождению кошки, были прекращены, и кошка смогла без ошибок нажать на рычаг. [12] Наблюдения Торндайка изучали, в какой степени животные способны формировать ассоциации и учиться на предыдущем опыте, и он пришел к выводу, что познание животных гомологично человеческому познанию. [12] Эксперимент Торндайка создал область сравнительного познания и экспериментальной науки, а не просто концептуальную мысль. [11] Постепенное уменьшение времени побега, наблюдаемое кошками Торндайка, привело к разработке им закона эффекта , который гласит, что действия и поведение организма, которые приносят пользу организму, с большей вероятностью будут повторяться. [10]

График, демонстрирующий уменьшение времени отклика, наблюдаемое в экспериментах Торндайка с «коробкой-головоломкой».

Иван Павлов

[ редактировать ]

Во время своих исследований пищеварительных выделений у собак Павлов обнаружил, что животные начинают выделять слюну как бы в ответ на присутствие пищи, даже когда пища еще не была подана. Он заметил, что собаки начали ассоциировать присутствие помощника, несущего миски с едой, с получением еды, и у них выделялось слюноотделение независимо от того, давали ли им миски с едой для кормления. Он заметил, что собаки начали ассоциировать присутствие помощника, несущего миски с едой, с получением еды, и у них выделялось слюноотделение независимо от того, давали ли им миски с едой для кормления. Благодаря этому наблюдению Павлов предположил, что возможно создать новые дуги реакции, в которых ранее нейтральный стимул может быть связан с безусловным стимулом, а затем вызывать реакцию, аналогичную или идентичную первоначальной реакции на безусловный стимул. [10] Развитие этой реакции на ранее неизвестные стимулы стало известно как классическое обусловливание , и было установлено, что на поведение животных влияют условия окружающей среды. [13]

Беррус Фредерик Скиннер

[ редактировать ]

В своей публикации 1938 года «Поведение организмов » Б. Ф. Скиннер ввёл термин оперантное обусловливание , обозначающий модификацию или развитие специфического произвольного поведения посредством использования подкрепления и наказания. Подкрепление описывает стимул, который усиливает вероятность повторения поведения, тогда как наказание описывает стимул, который ослабляет вероятность повторения поведения. Скиннер спроектировал свою оперантную камеру кондиционирования , или «ящик Скиннера», и использовал ее для проверки влияния подкрепления и наказания на произвольное поведение. Наблюдения Б. Ф. Скиннера расширили понимание Закона Эффекта, представленного Торндайком, включив в него обусловленность реакций посредством негативных стимулов. Подобно «коробке-головоломке» Торндайка, эксперименты Скиннера продемонстрировали, что, когда произвольное поведение сопровождается выгодой, например едой, такое поведение с большей вероятностью будет повторяться. Скиннер также продемонстрировал, что, когда добровольное поведение сопровождается наказанием, например электрошоком, вероятность повторения такого поведения снижается.

Скиннер расширил свои эксперименты, включив в них отрицательное и положительное подкрепление и наказание. Положительное подкрепление и наказание предполагают введение соответственно положительного или отрицательного стимула. Отрицательное подкрепление и наказание предполагают устранение соответственно отрицательного или положительного стимула.

Аппарат оперантной камеры кондиционирования, или «ящик Скиннера», по конструкции Б. Ф. Скиннера.

Вольфганг Колер

[ редактировать ]

Колер раскритиковал работу Торндайка и Павлова за то, что они подчеркивали механический подход к поведению, игнорируя при этом когнитивный подход. Он выступил против предположения, что животные учатся путем простых проб и ошибок, а не посредством восприятия и понимания. Колер утверждал, что коробки-головоломки Торндайка не представляют никакого другого способа побега, кроме метода, представленного в эксперименте как «правильный», и при этом когнитивные способности животного решать проблемы становятся бесполезными. Он предположил, что если испытуемые смогут наблюдать за самим аппаратом, они смогут определить способы побега, воспринимая ситуацию и окружающую среду. На взгляды Колера повлияли наблюдения, которые он сделал при изучении поведения шимпанзе на Тенерифе, Испания . Колер отметил, что приматы были способны к проницательности, используя различные знакомые предметы из окружающей среды для решения сложных проблем, например, используя инструменты для доступа к недоступным предметам. [10]

Карл фон Фриш

[ редактировать ]
«Виляющий танец» пчел, указывающий направление и расстояние до ближайшего источника пищи, как наблюдал Карл фон Фриш.

Карл фон Фриш изучал « танцы виляния » популяций пчел. Когда пчелы-собиратели возвращались в улей от источника пищи, они выполняли сложные узоры в виде восьмерки. Благодаря этим наблюдениям фон Фриш установил, что пчелы не только способны вспоминать пространственные воспоминания, но также способны символически передавать эти воспоминания другим членам вида. Его исследование также установило, что другие пчелы способны интерпретировать информацию и применять ее к своей среде и поведению. [14]

Аллен и Беатрикс Гарднер

[ редактировать ]

Гарднеры известны тем, что вырастили шимпанзе Уошо и научили американскому языку жестов Уошо . Исследователи уже давно задаются вопросом, приматов можно ли научить , эволюционных родственников человека, общаться посредством человеческой речи. Хотя общение посредством вербального языка невозможно, было высказано предположение, что можно использовать язык жестов. Гарднеры разработали специализированный метод, который они назвали перекрестным воспитанием, с помощью которого они воспитывали Уошо с младенчества в человеческой культурной и социальной среде, что позволило провести сравнительный анализ овладения языком человеческими детьми и приматами. После 51 месяца обучения Гарднеры сообщили, что у Уошу 132 признака. [15] Благодаря методам Гарднеров Уошо смогла научиться общаться на американском языке жестов и продемонстрировала способность создавать новые знаки для новых факторов, появившихся в ее среде. В одном случае Уошо описала бразильский орех , объект, название которого ей не было знакомо, подписав слова «камень» и «ягода», и продолжала называть бразильский орех таким же образом. Уошо также научилась сообщать новую информацию своим кураторам. Например, после того, как ее спросили, что случилось, Уошо смогла указать на чувство недомогания, написав «больно» возле живота. Позже выяснилось, что она заразилась кишечным гриппом. [16] В другом случае Уошо потеряла игрушку, успешно сообщила своим кураторам о ее местонахождении и попросила их вернуть ее ей. [15] Исследования Гарднеров доказали, что приматы способны овладевать языком, а также развивать язык и выражать личную информацию посредством использования языка, похожего на человеческое общение.

Модельные организмы

[ редактировать ]

, которые широко использовались в классических экспериментах Ивана Павлова, Члены семейства собачьих долгое время считались основным модельным организмом для сравнительных исследований познания. Многие другие психологи использовали собак в своих исследованиях. К. Л. Морган ссылался на своего терьера Тони при разработке своей пушки. [10] и Торндайк также воссоздал свои эксперименты с коробками-головоломками на собаках. Члены этого семейства были одомашнены на протяжении большей части истории человечества, и во многих случаях поведение людей развивалось параллельно с этими одомашненными собаками. Была выдвинута гипотеза, что эти эволюционные отношения между людьми и собаками способствовали развитию сложного когнитивного поведения, которое можно использовать для изучения уникальных когнитивных способностей собак. [17]

Будучи еще одним историческим спутником человека, кошачьи эволюционировали вместе с человеческим видом. Использование кошачьих в изучении сравнительного познания больше всего связано с работой Торндайка и его коробками-головоломками. [12]

Грызуны, такие как различные виды крыс, использовались в экспериментах Б. Ф. Скиннера, а также других исследователей, изучающих сравнительное познание, из-за большого сходства когнитивных функций между грызунами и людьми. Было показано, что грызуны, особенно крысы, и люди демонстрируют схожие процессы запоминания и мнемоники , поскольку и люди, и грызуны демонстрируют эффекты первичности и новизны, когда им поручено запомнить пронумерованные предметы. Существуют также доказательства, подтверждающие, что и крысы, и люди имеют схожие процессы внимания, поскольку они оба способны демонстрировать устойчивое, избирательное и разделенное внимание. [18]

Врановые

[ редактировать ]
Duration: 1 minute and 3 seconds.
Использование инструментов наблюдалось у ворон Новой Каледонии

врановые В XXI веке получили большое внимание со стороны специалистов по сравнительному познанию, особенно вид врановых, известный как новокаледонские вороны . Несколько популяций этого вида, обитающие на островах архипелага Новая Каледония, продемонстрировали способность создавать и использовать инструменты для манипулирования окружающей средой в своих интересах. Было замечено, что эти вороны модифицировали ребра пальмовых листьев, обкусывая концы, чтобы они напоминали крючок, и продолжали использовать эти инструменты, чтобы достать добычу и пищу в ранее недоступных местах, таких как небольшие трещины в деревьях. Также было замечено, что эта техника создания инструментов передалась будущим поколениям. [13]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Беран, Майкл Дж.; Пэрриш, Одри Э.; Пердью, Бонни М.; Уошберн, Дэвид А. (1 января 2014 г.). «Сравнительное познание: прошлое, настоящее и будущее» . Международный журнал сравнительной психологии . 27 (1): 3–30. дои : 10.46867/ijcp.2014.27.01.07 . ISSN   0889-3667 . ПМК   4239033 . ПМИД   25419047 .
  2. ^ Гринспен, Ральф Дж.; ван Свиндерен, Бруно (декабрь 2004 г.). «Когнитивное созвучие: сложные функции мозга у плодовой мушки и ее родственников» . Тенденции в нейронауках . 27 (12): 707–711. дои : 10.1016/j.tins.2004.10.002 . ISSN   0166-2236 . ПМИД   15541510 . S2CID   15780859 .
  3. ^ «Карта мозга — Brain-map.org» . портал.brain-map.org . Проверено 24 сентября 2021 г.
  4. ^ Jump up to: а б ван Хорик, Джейден; Эмери, Натан Дж. (1 ноября 2011 г.). «Эволюция познания». Междисциплинарные обзоры Wiley: когнитивная наука . 2 (6): 621–633. дои : 10.1002/wcs.144 . ISSN   1939-5086 . ПМИД   26302412 .
  5. ^ Читтка, Ларс; Нивен, Джереми (17 ноября 2009 г.). «Большой мозг лучше?» . Современная биология . 19 (21): Р995–Р1008. Бибкод : 2009CBio...19.R995C . дои : 10.1016/j.cub.2009.08.023 . ISSN   1879-0445 . ПМИД   19922859 . S2CID   7247082 .
  6. ^ Читтка, Ларс; Росситер, Стивен Дж.; Скорупский, Питер; Фернандо, Крисанта (2012). «Что сравнимо в сравнительном познании?» . Философские труды: Биологические науки . 367 (1603): 2677–2685. дои : 10.1098/rstb.2012.0215 . ISSN   0962-8436 . JSTOR   41739990 . ПМЦ   3427551 . ПМИД   22927566 .
  7. ^ Джурфа, Мартин (21 марта 2015 г.). «Обучение и познание у насекомых» . Междисциплинарные обзоры Wiley: когнитивная наука . 6 (4): 383–395. дои : 10.1002/wcs.1348 . ISSN   1939-5078 . ПМИД   26263427 .
  8. ^ Шеттлворт, SJ (529–546). Дарвин, Тинберген и эволюция сравнительного познания . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  9. ^ Вассерман, Э.А. (1993). «Сравнительное познание: начало второго века изучения интеллекта животных». Психологический вестник . 113 (2): 211–228. дои : 10.1037/0033-2909.113.2.211 .
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж Ройтблат, Герберт Л. (1987). Введение в сравнительное познание . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WH Freeman and Company.
  11. ^ Jump up to: а б Олмстед; Кульмиер, Мэри; Валери (2015). Сравнительное познание . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  12. ^ Jump up to: а б с Торндайк, Эдвард Дж. (1898). «Интеллект животных: экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных». Психологическое обозрение: Серия приложений к монографии . 2 (4).
  13. ^ Jump up to: а б Шаттлворт, Сара Дж. Основы сравнительного познания . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  14. ^ Мензель, Р. (2019). «Танец виляния как запланированный полет: когнитивная перспектива» . Насекомые . 10 (12): 424. doi : 10.3390/insects10120424 . ПМК   6955924 . ПМИД   31775270 .
  15. ^ Jump up to: а б Уайт Майлз, HL (1991). «Рецензия на книгу: Обучение шимпанзе языку жестов». Международный журнал приматологии . 12 (3): 303–307. дои : 10.1007/BF02547591 . S2CID   37680550 .
  16. ^ Фаутс, Роджер С., Меллгрен, Роджер Р. (1976). «Язык, знаки и познание у шимпанзе». Изучение языка жестов . 13 : 319–346. дои : 10.1353/sls.1976.0004 . S2CID   144586199 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  17. ^ Фейербахер, Эрика Н., Винн, CDL (2011). «История собак как объектов экспериментальных психологических исследований в Северной Америке» . Сравнительные обзоры познания и поведения . 6 : 46–71. дои : 10.3819/ccbr.2011.60001 . hdl : 10919/81791 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  18. ^ Стеклер Т., Мьюир Дж. Л. (1995). «Измерение когнитивных функций: связь производительности грызунов с разумом человека». Когнитивные исследования мозга . 3 (3–4): 299–308. дои : 10.1016/0926-6410(96)00015-8 . ПМИД   8806031 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 19819c8ba500e456bd7c130064958059__1715592960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/19/59/19819c8ba500e456bd7c130064958059.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Comparative cognition - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)