Интеллект птиц
Трудность определения или измерения интеллекта у животных, кроме человека, затрудняет научное изучение этого предмета у птиц . В целом мозг птиц относительно большой по сравнению с размером головы. Более того, мозг птиц имеет в два-четыре раза большую плотность упаковки нейронов, чем мозг млекопитающих , что обеспечивает более высокую общую эффективность. Зрительные и слуховые чувства хорошо развиты у большинства видов, однако осязательные и обонятельные хорошо реализованы лишь у немногих групп. Птицы общаются с помощью визуальных сигналов, а также с помощью криков и песен . Поэтому тестирование интеллекта птиц обычно основано на изучении реакций на сенсорные стимулы.
Врановые попугаи ( вороны , вороны , сойки , сороки и попугаи ( и т. д. ) , ара и какаду ) часто считаются самыми умными птицами и вообще входят в число самых умных животных. Голуби , зяблики , домашняя птица и хищные птицы также были частыми объектами разведывательных исследований.
Исследования
[ редактировать ]Интеллект птиц изучался с помощью нескольких атрибутов и способностей. Многие из этих исследований проводились на таких птицах, как перепела , домашняя птица и голуби, содержащихся в неволе. Однако было отмечено, что полевые исследования были ограничены, в отличие от исследований обезьян. птицы семейства ворон ( корвиды ), а также попугаи ( попугаи Было показано, что ) живут социально , имеют длительные периоды развития и обладают большим передним мозгом , который, как предполагалось, обеспечивает более высокие когнитивные способности. [1]
Счет традиционно считался способностью, демонстрирующей интеллект. Неофициальные данные 1960-х годов свидетельствуют о том, что вороны умеют считать до трех. [2] Однако исследователям следует быть осторожными и следить за тем, чтобы птицы не просто демонстрировали способность разделять или быстро пересчитывать небольшое количество предметов. [3] [4] Некоторые исследования показали, что вороны действительно могут обладать настоящими численными способностями. [5] Доказано, что попугаи могут считать до 17. [6] [7]
Бакланам, которых использовали китайские рыбаки, давали в качестве награды каждую восьмую рыбу, и выяснилось, что они способны вести счет до 17. Э. Х. Хо писал в Natural History журнале :
В 1970-х годах на реке Ли Памела Эгремонт наблюдала за рыбаками, которые позволяли птицам съесть каждую восьмую пойманную ими рыбу. В своей статье в Биологическом журнале Линнеевского общества она сообщила, что, как только их квота в семь рыб была заполнена, птицы «упрямо отказываются двигаться дальше, пока их шейное кольцо не ослабнет. Они игнорируют приказ нырнуть и даже сопротивляются резкому толчку». или стук, сидя мрачно и неподвижно на своих насестах». Тем временем другие птицы, не выполнившие свои квоты, продолжали ловить рыбу в обычном режиме. «Приходится заключить, что эти очень умные птицы могут считать до семнадцати», — написала она. [8]
Многие птицы также способны улавливать изменения количества яиц в гнезде и выводке. Известно , что кукушки-паразиты часто удаляют одно из яиц хозяина, прежде чем отложить свое.
Ассоциативное обучение
[ редактировать ]Визуальные или слуховые сигналы и их связь с пищей и другими вознаграждениями хорошо изучены, а птицы обучены распознавать и различать сложные формы. [9] Это может быть важной способностью, которая помогает им выжить. [ нужны разъяснения ] [10]
Ассоциативное обучение — это метод, часто используемый на животных для оценки когнитивных способностей . [11] Бебус и др. определяют ассоциативное обучение как «приобретение знаний о прогнозирующей или причинно-следственной связи (ассоциации) между двумя стимулами, реакциями или событиями». [12] Классическим примером ассоциативного обучения является павловское обусловливание . В исследованиях птиц эффективность выполнения простых задач ассоциативного обучения можно использовать для оценки того, как когнитивные способности изменяются в зависимости от экспериментальных показателей.
Ассоциативное обучение против обратного обучения
[ редактировать ]Бебус и др. продемонстрировали, что ассоциативное обучение у сойок-скрабов Флориды коррелирует с обратным обучением, личностью и исходным уровнем гормонов. [12] Чтобы измерить способности к ассоциативному обучению, они связали цветные кольца с пищевыми поощрениями. Чтобы проверить обратное обучение, исследователи просто поменяли местами полезные и неблагодарные цвета, чтобы увидеть, как быстро сойки адаптируются к новой ассоциации. Их результаты показывают, что ассоциативное обучение отрицательно коррелирует с обратным обучением. [12] Другими словами, птицы, которые быстро усвоили первую ассоциацию, медленнее усваивали новую ассоциацию при обратной передаче. Авторы приходят к выводу, что должен быть компромисс между изучением ассоциации и адаптацией к новой ассоциации. [12]
неофобия
[ редактировать ]Бебус и др. также показали, что обратное обучение коррелирует с неофобией : птицы, которые боялись новой среды, ранее созданной исследователями, быстрее обучались обратному обучению. [12] Обратная корреляция, при которой менее неофобные птицы лучше справлялись с задачей ассоциативного обучения, была измерена, но не оказалась статистически значимой. Противоположные результаты были получены Guido et al. , [13] которые показали, что неофобия у Мильваго чиманго , хищной птицы, обитающей в Южной Америке, отрицательно коррелирует с обратным обучением. [13] Другими словами, птицы-неофобы медленнее обучались обратному обучению. Исследователи предложили современное объяснение этого несоответствия: поскольку птицы, живущие вблизи городских районов, получают выгоду от того, что они менее неофобны, чтобы питаться человеческими ресурсами (например, детритом), но также и от того, что они гибки в обучении (поскольку человеческая деятельность колеблется), возможно, низкая неофобия возникла одновременно. с высокой способностью к обратному обучению. [13] Следовательно, одной только личности может быть недостаточно для прогнозирования ассоциативного обучения из-за контекстуальных различий.
Гормоны
[ редактировать ]Бебус и др. обнаружили корреляцию между исходным уровнем гормонов и ассоциативным обучением. Согласно их исследованию, низкие исходные уровни кортикостерона (CORT), гормона, участвующего в реакции на стресс, предсказывают лучшее ассоциативное обучение. [12] Напротив, высокие исходные уровни CORT предсказывали лучшее обратное обучение. [12] Таким образом, Бебус и др. обнаружили, что низкий уровень неофобии (не статистически значимый) и низкие исходные уровни CORT предсказывают лучшие способности к ассоциативному обучению. И наоборот, высокий уровень неофобии и высокие исходные уровни CORT предсказывали улучшение способностей к обратному обучению. [12]
Диета
[ редактировать ]Дальнейшие исследования показывают, что помимо обратного обучения, личности и уровня гормонов диета также может коррелировать с эффективностью ассоциативного обучения. Бонапарт и др. продемонстрировали, что диета с высоким содержанием белка у зебровых амадин коррелирует с лучшим ассоциативным обучением. [14] Исследователи показали, что лечение с высоким содержанием диеты было связано с увеличением ширины головы, длины предплюсны и массы тела у пролеченных самцов. [14] В ходе последующего тестирования исследователи показали, что высокая диета и большее соотношение головы и предплюсны коррелируют с лучшими результатами при выполнении задачи ассоциативного обучения. [14] Исследователи использовали ассоциативное обучение как коррелят познания, чтобы доказать, что пищевой стресс во время развития может негативно повлиять на когнитивное развитие, что, в свою очередь, может снизить репродуктивный успех. [14] Одним из способов, с помощью которого неправильное питание может повлиять на репродуктивный успех, является разучивание песен. Согласно гипотезе стресса развития, зебровые амадины изучают песни в стрессовый период развития, и их способность запоминать сложные песни отражает их адекватное развитие. [15]
Противоречивые результаты Kriengwatana et al. [16] обнаружили, что низкий рацион питания зебровых амадин до того, как они стали независимыми в питании (то есть до того, как птицы смогли прокормить себя), улучшал пространственное ассоциативное обучение, ухудшал память и не влиял на неофобию. Им также не удалось найти корреляцию между физиологическим ростом и ассоциативным обучением. [16] Хотя Бонапарт и др. основное внимание уделялось содержанию белка, тогда как Kriengwatana et al. Ориентируясь на количество еды, результаты кажутся противоречивыми. Необходимо провести дальнейшие исследования для выяснения связи между диетой и ассоциативным обучением.
Экология
[ редактировать ]Ассоциативное обучение может различаться у разных видов в зависимости от их экологии. По мнению Клейтона и Кребса, существуют различия в ассоциативном обучении и памяти между птицами, запасающими и не запасающими пищу. [17] В ходе эксперимента запасающие пищу сойки и болотные синицы , не запасающие пищу, , а также галки и лазоревки были помещены в семь участков, один из которых содержал пищевое вознаграждение. На первом этапе эксперимента птица случайным образом искала награду между семью местами, пока не нашла ее и ей не разрешили частично съесть продукт. Все виды одинаково хорошо справились с этой первой задачей. На втором этапе эксперимента места снова были скрыты, и птицам пришлось вернуться на ранее выгодное место, чтобы получить остаток пищи. Исследователи обнаружили, что птицы, запасающие пищу, работали лучше на втором этапе, чем птицы, не запасающие пищу. [17] Если запасающие пищу птицы преимущественно возвращались на места вознаграждения, то птицы, не запасающие пищу, преимущественно возвращались на ранее посещенные участки, независимо от наличия награды. [17] Если продовольственное вознаграждение было видимым на первом этапе, не было никакой разницы в производительности между теми, кто хранит, и теми, кто не делает этого. [17] Эти результаты показывают, что память после ассоциативного обучения, а не просто обучение само по себе, может меняться в зависимости от экологического образа жизни.
Возраст
[ редактировать ]ассоциативное обучение коррелирует с возрастом австралийских сорок . По данным Mirville et al., [18] В своем исследовании ученые изначально хотели изучить влияние размера группы на обучение. Однако они обнаружили, что размер группы коррелирует с вероятностью взаимодействия с задачей, а не с самим ассоциативным обучением. Вместо этого они обнаружили, что возраст играет роль на успеваемости: взрослые более успешно выполняли задачу ассоциативного обучения, но с меньшей вероятностью подходили к ней на начальном этапе. И наоборот, подростки были менее успешны в выполнении задания, но с большей вероятностью подходили к нему. Таким образом, взрослые в больших группах с наибольшей вероятностью выполнили задачу из-за их большей вероятности одновременно подойти к задаче и добиться успеха в ее выполнении. [18]
Масса
[ редактировать ]Хотя может показаться, что быстро учиться полезно, Мэдден и др. предположили, что вес людей влияет на то, является ли ассоциативное обучение адаптивным. [19] Исследователи изучили обыкновенных фазанов и показали, что тяжелые птицы, которые хорошо справлялись с ассоциативными задачами, имели повышенную вероятность выживания до четырехмесячного возраста после выпуска в дикую природу, тогда как легкие птицы, которые хорошо справлялись с ассоциативными задачами, имели меньше шансов выжить. [19] Исследователи предлагают два объяснения влияния веса на результаты: возможно, более крупные особи более доминируют и извлекают больше пользы из новых ресурсов, чем более мелкие особи, или у них просто более высокая выживаемость по сравнению с более мелкими особями из-за больших запасов пищи, трудностей для хищников. для их уничтожения, повышения подвижности и т. д. [19] С другой стороны, экологическое давление может по-разному влиять на более мелких особей. Ассоциативное обучение может быть более дорогостоящим для маленьких людей, что снижает их физическую форму и приводит к неадаптивному поведению. [19] Кроме того, Мэдден и др. обнаружили, что медленное обратное обучение в обеих группах коррелирует с низкой выживаемостью. [19] Исследователи предложили компромиссную гипотезу, согласно которой стоимость обратного обучения будет препятствовать развитию других когнитивных способностей. По данным Бебуса и др. Существует отрицательная корреляция между ассоциативным обучением и обратным обучением. [12] Возможно, низкий уровень обратного обучения коррелирует с лучшей выживаемостью благодаря усилению ассоциативного обучения. Мэдден и др. также предложили эту гипотезу, но обратите внимание на их скептицизм, поскольку они не смогли продемонстрировать ту же отрицательную корреляцию между ассоциативным и обратным обучением, обнаруженную Бебусом и др.
Нейронные представления
[ редактировать ]В своем исследовании Veit et al. показали, что ассоциативное обучение изменяет активность нейронов NCL (nidopallium caudolatere) у ворон . [20] Чтобы проверить это, визуальные подсказки отображались на экране в течение 600 мс с последующей задержкой в 1000 мс. После задержки одновременно предъявлялись красный и синий стимулы, и воронам нужно было выбрать правильный. Выбор правильного стимула вознаграждался пищей. По мере того, как вороны усваивали ассоциации методом проб и ошибок, нейроны NCL демонстрировали повышенную избирательную активность в отношении вознаграждающего стимула. Другими словами, конкретный нейрон NCL, который сработал, когда правильным стимулом был красный, избирательно увеличивал свою частоту импульсов, когда вороне приходилось выбирать красный стимул. Это усиление возбуждения наблюдалось в течение периода задержки, в течение которого ворона, по-видимому, думала о том, какой стимул выбрать. Кроме того, повышенная активность NCL отражала повышение производительности вороны. Исследователи предполагают, что нейроны NCL участвуют в ассоциациях обучения, а также в последующем поведенческом выборе стимула вознаграждения. [20]
Обонятельное ассоциативное обучение
[ редактировать ]Хотя большинство исследований посвящено визуальному ассоциативному обучению, Слейтер и Хаубер показали, что хищные птицы также способны запоминать ассоциации, используя обонятельные сигналы. [21] В своем исследовании девять особей пяти видов хищных птиц научились сочетать нейтральный обонятельный сигнал с пищевым вознаграждением.
Пространственные и временные способности
[ редактировать ]Распространенным тестом интеллекта является тест обхода , при котором в установке используется стеклянный барьер между птицей и таким предметом, как еда. Большинство млекопитающих обнаруживают, что цель достигается, если сначала уйти от цели. Хотя домашняя птица не справилась с этим испытанием, многие представители семейства ворон легко могут решить эту проблему. [22]
Крупные птицы, питающиеся фруктами в тропических лесах, зависят от деревьев, которые приносят плоды в разное время года. Было показано, что многие виды, такие как голуби и птицы-носороги, способны выбирать места кормления в зависимости от времени года. Птицы, которые демонстрируют накопительное поведение, также продемонстрировали способность запоминать места расположения тайников с едой. [23] [24] Нектароядные птицы, такие как колибри, также оптимизируют добычу пищи, отслеживая расположение хороших и плохих цветов. [25] Исследования западных кустарниковых сойок также показывают, что птицы могут планировать действия заранее. Они прячут еду в соответствии с будущими потребностями и рискуют не найти ее в последующие дни. [26]
Многие птицы следуют строгому графику своей деятельности. Они часто зависят от сигналов окружающей среды. Птицы также чувствительны к длине дня , и это понимание особенно важно как сигнал для мигрирующих видов. Способность ориентироваться во время миграций обычно объясняется превосходными сенсорными способностями птиц, а не интеллектом.
Ударная индукция
[ редактировать ]Исследование, опубликованное в 2008 году и проведенное с какаду Элеоноры по кличке Снежок, показало, что птицы могут распознавать ритмический ритм искусственной музыки — способность, известная как индукция ритма . [27]
Самосознание
[ редактировать ]Зеркальный тест ли животное дает представление о том, осознает себя и способно ли отличить себя от других животных, определяя, обладает ли оно способностью узнавать себя в своем собственном отражении или нет. Зеркальное самоузнавание было продемонстрировано у европейских сорок . [28] что делает их одними из немногих видов животных, обладающих такой способностью. [29] статью, В 1981 году Эпштейн, Ланца и Скиннер опубликовали в журнале Science в которой утверждали, что голуби также проходят зеркальный тест. Голубя учили смотреть в зеркало, чтобы найти за ним ответный ключ, который он затем поворачивался, чтобы клевать — еда была следствием правильного выбора (т. е. голубь научился использовать зеркало, чтобы находить важные элементы окружающей среды). Затем птицу обучали клевать точки, расположенные на ее перьях; еда снова была следствием прикосновения к точке. Это было сделано без зеркала. Затем на голубя надели небольшой нагрудник, которого было достаточно, чтобы закрыть точку на нижней части живота. Контрольный период без зеркала не дал результатов. Но когда показали зеркало, голубь активизировался, заглянул в него, а затем попытался клюнуть точку под нагрудником.
Несмотря на это, голуби не классифицируются как способные распознавать свое отражение, поскольку было показано, что только обученные голуби проходят зеркальный тест. Животное должно продемонстрировать, что оно может пройти тест без предварительного опыта или обучения процедуре тестирования. [ нужна ссылка ]
Некоторые исследования показали, что птицы, отделенные от млекопитающих более чем 300 миллионами лет независимой эволюции, в процессе конвергентной эволюции развили мозг, способный обладать сознанием, подобным приматам . [30] [31] Хотя мозг птиц структурно сильно отличается от мозга когнитивно развитых млекопитающих, каждый из них имеет нейронные схемы, связанные с сознанием более высокого уровня, согласно анализу нейроанатомии сознания у птиц и млекопитающих, проведенному в 2006 году. [31] В исследовании признается, что подобная нейронная схема сама по себе не доказывает наличие сознания, но отмечается ее соответствие наводящим на размышления данным из экспериментов по рабочей и эпизодической памяти птиц, ощущению постоянства объектов и теории разума (оба описаны ниже). [31]
Использование инструмента
[ редактировать ]Было показано, что многие птицы способны использовать инструменты. Определение инструмента обсуждается. Одно из предложенных определений использования инструментов было дано Т.Б. Джонсом и А.С. Камилом в 1973 году как
использование физических объектов, отличных от собственного тела или придатков животного, в качестве средства расширения физического воздействия, реализуемого животным [32]
Согласно этому определению, бородач ( lammergeier ), роняющий кость на камень, не будет использовать инструмент, поскольку камень нельзя рассматривать как продолжение тела. Однако использование камня, которым манипулируют с помощью клюва, чтобы разбить страусиное яйцо, квалифицирует египетского стервятника как пользователя инструментов. Многие другие виды , в том числе попугаи, врановые и ряд воробьиных, были отмечены как пользователи орудий. [1]
В дикой природе новокаледонские вороны наблюдали, как они используют палки клювом для извлечения насекомых из бревен. В то время как молодые птицы в дикой природе обычно учатся этой технике у старших, лабораторная ворона по имени Бетти, не имея предварительного опыта, смастерила инструмент с крючком из проволоки. Это единственный известный вид, кроме человека, который это делает. [33] [34] В 2014 году новокаледонская ворона, названная исследователями из Оклендского университета в Новой Зеландии «007», решила головоломку из восьми шагов, чтобы добраться до еды. Вороны также изготавливают свои собственные инструменты — единственные птицы, которые делают это — из листьев деревьев пандануса . [34] Исследователи обнаружили, что вороны Новой Каледонии не просто используют отдельные предметы в качестве инструментов; они также могут создавать новые составные инструменты путем сборки нефункциональных элементов. [35] [36] Дятел -зяблик с Галапагосских островов также использует простые палочные инструменты, помогающие ему добывать пищу. В неволе молодой кактусовый зяблик Эспаньолы научился имитировать такое поведение, наблюдая за зябликом-дятлом в соседней клетке . [37] [38] [39] [40]
Вороны-падальщики ( Corvus corone orientalis ) в городах Японии и американские вороны ( C. brachyrhynchos ) в Соединенных Штатах разработали новую технику раскалывания орехов с твердой скорлупой, бросая их на пешеходные переходы и позволяя машинам наезжать и раскалывать их. Затем они забирают расколотые гайки, когда машины останавливаются на красный свет. [41] Было показано, что ара используют веревку, чтобы достать предметы, до которых обычно трудно дотянуться. [42] [43] Полосатая цапля ( Butorides striatus ) ловит рыбу на наживку.
Наблюдательное обучение
[ редактировать ]Использование вознаграждений для подкрепления ответов часто используется в лабораториях для проверки интеллекта. Однако способность животных учиться путем наблюдения и подражания считается более значимой. Вороны известны своей способностью учиться друг у друга. [44]
Ученые обнаружили, что птицы умеют избегать растений, на которых обитают токсичные животные. Команда Бристольского университета впервые доказала, что птицы не только запоминают цвета опасной добычи, но и могут изучать внешний вид растений, на которых живут эти насекомые. [45]
Анатомия мозга
[ редактировать ]В начале 20 века учёные утверждали, что у птиц сверхразвиты базальные ганглии с крошечными структурами конечного мозга, напоминающими млекопитающих. [46] Современные исследования опровергли эту точку зрения. [47] Базальные ганглии занимают лишь небольшую часть птичьего мозга. Вместо этого, похоже, птицы используют другую часть своего мозга, медио-ростральный неостриатум/гиперстриатум вентрале (см. также нидопаллиум ), как место расположения своего интеллекта, а соотношение размеров мозга и тела у попугаев (попугаев) и врановых (птиц семейства вороновых) фактически сравнимо с таковым у высших приматов. [48] Птицы также могут иметь вдвое большую плотность нейронной упаковки мозга приматов, в некоторых случаях аналогичную общему количеству нейронов в мозге гораздо более крупных млекопитающих, при более высокой единице массы на объем. Это говорит о том, что ядерная архитектура птичьего мозга имеет более эффективную упаковку и взаимосвязи нейронов, чем мозг млекопитающих. [49] [50] [51] Нейроархитектура птичьего покрова напоминает кору головного мозга млекопитающих . [52] и было высказано предположение, что это эквивалентная нейронная основа сознания . [53] [54]
Исследования птиц, содержащихся в неволе, дали представление о том, какие птицы самые умные. Хотя попугаи отличаются способностью имитировать человеческую речь, исследования с серыми попугаями показали, что некоторые из них способны связывать слова с их значениями и формировать простые предложения (см. Алекс ). Самыми умными птицами считаются попугаи и семейство врановых, в которое входят вороны, вороны и сойки. Исследования показали, что эти виды, как правило, имеют самые большие высокие голосовые центры . Доктор Харви Дж. Картен, нейробиолог из Калифорнийского университета в Сан-Франциско , изучавший физиологию птиц, обнаружил, что нижние части птичьего мозга аналогичны человеческим. [ нужна ссылка ]
Социальное поведение
[ редактировать ]Социальная жизнь считается движущей силой развития интеллекта у различных типов животных. У многих птиц есть социальные организации, и часто встречаются рыхлые скопления. Многие виды врановых разделяются на небольшие семейные группы или «кланы» для таких видов деятельности, как гнездование и территориальная защита. Затем птицы собираются в огромные стаи, состоящие из нескольких разных видов, для миграционных целей. Некоторые птицы во время охоты используют командную работу. Было замечено, что хищные птицы охотятся парами с использованием техники «приманки и подмены», при которой одна птица отвлекает добычу, а другая нападает, чтобы убить.
Социальное поведение требует индивидуальной идентификации, и большинство птиц, по-видимому, способны узнавать самцов, братьев и сестер и детенышей. Другие виды поведения, такие как игра и совместное размножение, также считаются показателями интеллекта.
Вороны, похоже, способны запоминать, кто наблюдал, как они ловили пищу. Они также крадут еду, пойманную другими. [55]
У некоторых крапивников , таких как великолепный и красноспинный , самцы срывают лепестки цветов, контрастирующие с их ярким брачным оперением, и дарят их другим представителям своего вида, которые признают, осматривают лепестки и иногда манипулируют ими. Эта функция, по-видимому, не связана с сексуальной или агрессивной активностью в краткосрочной и среднесрочной перспективе, хотя ее функция, по-видимому, не является агрессивной и, вполне возможно, сексуальной. [56]
Исследование, проведенное в 2023 году, показало, что некоторых попугаев в неволе можно научить совершать видеозвонки друг другу. Попугаи звонили в колокольчик всякий раз, когда хотели совершить видеозвонок, а затем выбирали на экране попугая, с которым хотели взаимодействовать. Попугаи, казалось, поняли, что на экране существует другой попугай, и даже научились друг у друга новым навыкам, таким как полет, поиск пищи и новые звуки. [57] [58]
Коммуникация
[ редактировать ]Птицы общаются со своими сородичами посредством песен , криков и языка тела . Исследования показали, что сложные территориальные песни некоторых птиц необходимо изучать в раннем возрасте и что память о песне будет служить птице до конца ее жизни. Некоторые виды птиц способны общаться несколькими региональными разновидностями своих песен. Например, новозеландский седлоносец выучит различные песенные «диалекты» кланов своего вида, так же, как люди могут освоить различные региональные диалекты. Когда самец этого вида, владеющий территорией, умирает, его место немедленно занимает молодой самец, напевая потенциальным партнерам на диалекте, соответствующем территории, на которой он находится. [59] около 300 песен туй . Аналогичным образом записано [60] Было высказано предположение, что чем выше конкуренция в этом районе, тем больше вероятность того, что птицы действительно создадут или усложнят свою песню. [61]
Недавние исследования показывают, что некоторые птицы могут обладать способностью запоминать «синтаксические» образцы звуков и что их можно научить отвергать те звуки, которые дрессировщики-люди считают неправильными. Эти эксперименты проводились путем комбинирования свистов, погремушек, трелей и высокочастотных мотивов. [62]
Концептуальные способности
[ редактировать ]Доказательства того, что птицы могут формировать абстрактные понятия, такие как «одинаковые и разные», были предоставлены серым попугаем по имени Алекс . научила Алекса Психолог-зоотехник Ирен Пепперберг произносить обозначения более чем 100 объектов разных цветов и форм, сделанных из разных материалов. Алекс также мог запросить или отклонить эти объекты («Я хочу X») и определить их количество. [63] Алекса также использовали в качестве «учителя» для других молодых серых попугаев в лаборатории Ирен Пепперберг. Алекс много раз наблюдал и слушал обучение, устно поправляя младшего обучающегося попугая или называя правильный ответ, прежде чем ученик мог дать ответ.
Было продемонстрировано, что ара понимают понятия «лево» и «право». [64] [65]
Постоянство объекта
[ редактировать ]Было продемонстрировано, что ара, вороны-падальщики и куры полностью понимают концепцию постоянства объектов в молодом возрасте. [66] [67] Ары даже опровергнут « ошибку А-не-Б ». Если им показать предмет, особенно тот, назначение которого им знакомо, они будут логически искать, где его можно было бы разместить. Один из тестов был проведен следующим образом: ара показали предмет; Затем предмет спрятали за спиной дрессировщика и поместили в незнакомый птице контейнер. Без наблюдения ара на столе было разложено несколько предметов, включая этот контейнер и еще один контейнер. Ара обыскала целевой контейнер, затем другой, прежде чем вернуться, чтобы открыть правильный контейнер; тем самым демонстрируя знание и умение искать предмет. [68]
Теория разума
[ редактировать ]Исследование маленького зеленого щурка показывает, что эти птицы могут видеть глазами хищника. [69] добычи . Было замечено, что бурошеий ворон охотится на ящериц в сложном сотрудничестве с другими воронами, демонстрируя очевидное понимание поведения [70] Калифорнийская кустарниковая сойка прячет тайники с едой и позже снова прячет еду, если в первый раз за ней наблюдала другая птица, но только если птица, скрывающая еду, сама раньше украла еду из тайника. [71] Самец евразийской сойки учитывает, какую пищу предпочитает есть его связанная партнерша, когда кормит ее во время ритуалов кормления. [72] Такая способность видеть с точки зрения другого человека и приписывать мотивы и желания ранее приписывалась только человекообразным обезьянам и слонам.
Сохранение
[ редактировать ]Птичьи инновации и креативность могут привести к созданию более здоровых популяций. Канадский биолог Луи Лефевр заявляет: «Мы должны сделать все возможное, чтобы предотвратить разрушение среды обитания и вымирание видов, но есть небольшая надежда на то, как виды смогут отреагировать». [73] Исследование 2020 года показало, что поведенческая пластичность связана со снижением риска вымирания птиц. [74]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Эмери, Натан Дж. (2006). «Когнитивная орнитология: эволюция птичьего интеллекта» . Фил. Пер. Р. Сок. Б. 361 (1465): 23–43. дои : 10.1098/rstb.2005.1736 . ПМК 1626540 . ПМИД 16553307 .
- ^ Рэнд, Айн 1967. Введение в объективистскую эпистемологию. Нью-Йорк: Объективист.
- ^ Херфорд, Джеймс (2007). Истоки значения: язык в свете эволюции . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-920785-5 .
- ^ Миллер, ди-джей (1993). Животные субитизируются? В С. Т. Бойсене и Э. Дж. Капальди (ред.), Развитие числовых навыков: модели животных и человека (стр. 149–169). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
- ^ Смирнова А.А.; Лазарева, О.Ф.; Зорина, З.А. (2000). «Использование чисел воронами: исследование путем сопоставления и изучения нечетности» (PDF) . Журнал экспериментального анализа поведения . 73 (2): 163–176. дои : 10.1901/jeab.2000.73-163 . ПМЦ 1284769 . ПМИД 10784007 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 декабря 2008 года . Проверено 24 июля 2008 г.
- ^ Пепперберг, ИМ (2006). «Численная компетентность серого попугая: обзор». Познание животных . 9 (4): 377–391. дои : 10.1007/s10071-006-0034-7 . ПМИД 16909236 . S2CID 30689821 .
- ^ Кук, Роберт (2001). Птичье зрительное познание . Кафедра психологии, Университет Тафтса, Comparative Cognition Press. С. Суждения птиц о количестве и качестве.
- ^ Хо, Эрлинг Хо (1988) Летучие рыбы Учэна - рыбаки в Китае используют бакланов для ловли рыбы. Естественная история. Октябрь 1988 г.
- ^ Мэттисон, Сара (2012). «Обучение птиц и мелких млекопитающих медицинскому поведению». Ветеринарные клиники Северной Америки: практика экзотических животных . 15 (3): 487–499. дои : 10.1016/j.cvex.2012.06.012 . ПМИД 22998964 .
- ^ Картер, Делавэр; Экерман, Д.А. (1975). «Символическое сопоставление голубей: скорость обучения сложным различениям, предсказанная на основе простых различий». Наука . 187 (4177): 662–664. Бибкод : 1975Sci...187..662C . дои : 10.1126/science.1114318 . ПМИД 1114318 .
- ^ Дикинсон, Энтони (5 октября 2012 г.). «Ассоциативное обучение и познание животных» . Философские труды Королевского общества B: Биологические науки . 367 (1603): 2733–2742. дои : 10.1098/rstb.2012.0220 . ISSN 0962-8436 . ПМЦ 3427555 . ПМИД 22927572 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Бебус, Сара Э.; Смолл, Томас В.; Джонс, Блейк С.; Элдерброк, Эмили К.; Шох, Стефан Дж. (2016). «Ассоциативное обучение обратно пропорционально обратному обучению и зависит от воздействия кортикостерона на птенца» . Поведение животных . 111 : 251–260. дои : 10.1016/j.anbehav.2015.10.027 .
- ^ Jump up to: а б с Гвидо, Джорджелин Мэри; Бионди, Лаура Марина; Вассал, Альдо Иван; Музей Рубена Нестора (2017). «Неофобия отрицательно связана со способностью к обратному обучению у самок хищной птицы широкого профиля, Чиманго Каракара, Мильваго чиманго» Познание животных . 20 (4): 591–602. дои : 10.1007/s10071-017-1083-9 . ISSN 1435-9448 . ПМИД 28343269 . S2CID 3896474 .
- ^ Jump up to: а б с д Бонапарт, Кристина М.; Риффл-Ёкой, Кристина; Берли, Нэнси Тайлер (19 сентября 2011 г.). Иванюк, Андрей (ред.). «Как начать: диета, рост подростков и ассоциативное обучение у воробьиных, питающихся семенами» . ПЛОС ОДИН . 6 (9): e23775. Бибкод : 2011PLoSO...623775B . дои : 10.1371/journal.pone.0023775 . ISSN 1932-6203 . ПМК 3176201 . ПМИД 21949684 .
- ^ Спенсер, Калифорния; Бьюкенен, КЛ; Голдсмит, Арканзас; Кэтчпол, СК (2003). «Песня как честный сигнал стресса развития у зебры (Taeniopygia Guttata)». Гормоны и поведение . 44 (2): 132–139. дои : 10.1016/s0018-506x(03)00124-7 . ISSN 0018-506X . ПМИД 13129485 . S2CID 21199007 .
- ^ Jump up to: а б Криенгватана, Будды; Фаррелл, Тара М.; Эйткен, Шон Д.Т.; Гарсия, Лаура; МакДугалл-Шеклтон, Скотт А. (2015). «Пищевой стресс в раннем возрасте влияет на ассоциативное обучение и пространственную память, но не на результаты теста на новый объект». Поведение . 152 (2): 195–218. дои : 10.1163/1568539X-00003239 . ISSN 0005-7959 .
- ^ Jump up to: а б с д Клейтон, Ники С.; Кребс, Джон Р. (1994). «Однопробная ассоциативная память: сравнение запасающих и незапасающих видов птиц» . Обучение и поведение животных . 22 (4): 366–372. дои : 10.3758/bf03209155 . ISSN 0090-4996 .
- ^ Jump up to: а б Мирвилл, Мелани О.; Келли, Дженнифер Л.; Ридли, Аманда Р. (2016). «Размер группы и ассоциативное обучение австралийской сороки (Cracticus tibicen dorsalis)». Поведенческая экология и социобиология . 70 (3): 417–427. дои : 10.1007/s00265-016-2062-x . ISSN 0340-5443 . S2CID 1931686 .
- ^ Jump up to: а б с д и Мэдден, Джоа Р.; Лэнгли, Эллис Дж.Г.; Уайтсайд, Марк А.; Бердсворт, Кристин Э.; ван Хорик, Джейден О. (26 сентября 2018 г.). «Быстрые — мертвые: фазаны, которые медленно меняют заученную ассоциацию, дольше выживают в дикой природе» . Философские труды Королевского общества B: Биологические науки . 373 : 20170297.doi : (1756 ) 10.1098/rstb.2017.0297 . ISSN 0962-8436 . ПМК 6107567 . ПМИД 30104439 .
- ^ Jump up to: а б Вейт, Лена; Подпружникова Галина; Нидер, Андреас (8 декабря 2015 г.). «Ассоциативное обучение быстро устанавливает нейронные представления о предстоящем поведенческом выборе у ворон» . Труды Национальной академии наук . 112 (49): 15208–15213. Бибкод : 2015PNAS..11215208V . дои : 10.1073/pnas.1509760112 . ISSN 0027-8424 . ПМК 4679020 . ПМИД 26598669 .
- ^ Нельсон Слейтер, Мелисса; Хаубер, Марк Э. (2017). «Обогащение обоняния и запах сигнализируют об ассоциативном обучении хищных птиц, содержащихся в неволе». Зоопарковая биология . 36 (2): 120–126. дои : 10.1002/zoo.21353 . ПМИД 28198048 .
- ^ Скотт, Джон П. 1972. Поведение животных. унив. из Чикаго Пресс. Чикаго, Иллинойс, с. 193.
- ^ Камиль, А.; Балда, Р. (1985). «Восстановление кэша и пространственная память у щелкунчиков Кларка ( Nucifraga columbiana )». Журнал экспериментальной психологии: процессы поведения животных . 11 : 95–111. дои : 10.1037/0097-7403.11.1.95 .
- ^ Беннетт, ATD (1993). «Пространственная память у врановых, хранящих пищу. I. В основном используются вблизи высоких ориентиров». Дж. Комп. Физиол. А. 173 (2): 193–207. дои : 10.1007/BF00192978 . S2CID 36048127 .
- ^ Хили, Южная Дакота; Херли, Т.А. (1995). «Пространственная память рыжих колибри (Selasphorus rufus): полевые испытания» . Обучение и поведение животных . 23 : 63–68. дои : 10.3758/bf03198016 .
- ^ Раби, ЧР; Алексис, DM; Дикинсон, А.; Клейтон, Н.С. (2007). «Планирование будущего западными сойками». Природа . 445 (7130): 919–921. Бибкод : 2007Natur.445..919R . дои : 10.1038/nature05575 . ПМИД 17314979 . S2CID 4405897 .
- ^ Патель, Анирудд Д.; Иверсен, Джон Р.; Брегман, Мика Р.; Шульц, Ирена и Шульц, Чарльз (2008–2008), «Исследование человеческой специфики синхронизации с музыкой», Труды 10-го Международного конгресса. Конф. о восприятии и познании музыки (Аделаида: Causal Productions)
- ^ Гюнтюркюн, Онур; Шварц, Ариана; Прайор, Хельмут (19 августа 2008 г.). «Поведение сороки (Pica pica, вызванное зеркалом): свидетельства самопознания» . ПЛОС Биология . 6 (8): е202. doi : 10.1371/journal.pbio.0060202 . ISSN 1545-7885 . ПМК 2517622 . ПМИД 18715117 .
- ^ Прайор, Х.; Шварц, А.; Гюнтюркюн, О. (2008). «Зеркальное поведение сороки ( Pica pica ): свидетельство самопознания» . ПЛОС Биология . 6 (8): е202. doi : 10.1371/journal.pbio.0060202 . ПМК 2517622 . ПМИД 18715117 .
- ^ Батлер, Энн Б.; Мангер, Пол Р.; Линдал, BIB; Орхем, Питер (2005). «Эволюция нейронной основы сознания: сравнение птиц и млекопитающих». Биоэссе . 27 (9): 923–936. doi : 10.1002/bies.20280 . ПМИД 16108067 .
- ^ Jump up to: а б с Батлер, Энн Б.; Коттерилл, Родни MJ (2006). «Мамилиевая и птичья нейроанатомия и вопрос сознания у птиц». Биологический вестник . 2 (2): 106–127. дои : 10.2307/4134586 . JSTOR 4134586 . ПМИД 17062871 . S2CID 32723472 .
- ^ Джонс, ТБ; Камил, AC (1973). «Изготовление орудий и их использование в северной голубой сойке» . Наука . 180 (4090): 1076–1078. Бибкод : 1973Sci...180.1076J . дои : 10.1126/science.180.4090.1076 . ПМИД 17806587 . S2CID 22011846 .
- ^ Инструменты для изготовления ворон , news.nationalgeographic.com
- ^ Jump up to: а б Акерман, Дж (2016). Гений птиц . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Penguin Books. стр. 65, 72. ISBN. 978-1-59420-521-7 .
- ^ Бавария, AMP фон; Дэнел, С.; Ауэрсперг, АМИ; Миодушевская, Б.; Кацельник А. (24 октября 2018 г.). «Строительство сложных орудий новокаледонских ворон» . Научные отчеты . 8 (1): 15676. Бибкод : 2018NatSR...815676B . дои : 10.1038/s41598-018-33458-z . ISSN 2045-2322 . ПМК 6200727 . ПМИД 30356096 .
- ^ Старр, Мишель (25 октября 2018 г.). «Вороны могут создавать сложные инструменты из нескольких частей, и вы даже удивлены» . НаукаАлерт . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ Роберт Бертон; Джейн Бертон; Ким Тейлор (1985). Поведение птиц . Кнопф. п. 58 . ISBN 978-0-394-53957-7 .
- ^ Милликен, GC; Боуман, Род-Айленд (1967). «Наблюдения за вьюрками, использующими инструменты на Галапагосских островах, в неволе». Живая птица . 6 : 23–41.
- ^ Тихоокеанское открытие . Том. 46 или 47. Калифорнийская академия наук. 1993. с. 10.
- ^ Дэвис-Мерлен, Гейл; Мерлен, Годфри (2000). «WHISH: Больше, чем зяблик, использующий инструменты» (PDF) . Новости Галапагосских островов . 61 :3.
- ^ «Аттенборо - Вороны в городе» . YouTube.com. 12 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ «Желудок использует веревку, чтобы достать затопленный подарок, время извлечения — 10 секунд с момента обнаружения веревки» . Ютуб. 20 июня 2011 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. Проверено 10 декабря 2013 г.
- ^ «Гиацинтовый ара-Зоопарк Цинциннати» . Ютуб. 26 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. Проверено 10 декабря 2013 г.
- ^ Бугьяр, Т.; Котршал, К. (2002). «Обучение посредством наблюдения и набеги на тайники с едой у воронов Corvus corax : это «тактический» обман?». Аним. Поведение . 64 (2): 185–195. дои : 10.1006/anbe.2002.3056 . S2CID 10953959 .
- ^ Бристоль, Университет. «Октябрь: Птицы избегают растений, содержащих токсичных насекомых | Новости и статьи | Бристольский университет» . www.bristol.ac.uk . Проверено 16 октября 2021 г.
- ^ Эдингер, Л. (1908). «Отношения сравнительной анатомии со сравнительной психологией». Журнал сравнительной неврологии и психологии . 18 (5): 437–457. дои : 10.1002/cne.920180502 . hdl : 2027/hvd.32044106448244 .
- ^ Райнер, А. и др., (2005) Организация и эволюция переднего мозга птиц, Анатомическая запись, часть A 287A: 1080–1102
- ^ Иванюк А.Н.; Нельсон, Дж. Э. (2003). «Различия в развитии коррелируют с относительным размером мозга у птиц: сравнительный анализ». Канадский журнал зоологии . 81 (12): 1913–1928. дои : 10.1139/z03-190 .
- ^ Клевета на животных! Разоблачение «птичьего мозга» и «едите как птица»
- ^ Тиммер, Джон (17 июня 2016 г.). «Мозг птиц плотный и состоит из нейронов» . Арс Техника . Проверено 25 февраля 2024 г.
- ^ Олькович, Северин; Кокоурек, Мартин; Лучан, Радек К.; Портеш, Михал; Фитч, В. Текумсе; Эркулано-Хузель, Сюзана; Немец, Павел (28 июня 2016 г.). «Птицы имеют такое же количество нейронов в переднем мозге, как и приматы» . Труды Национальной академии наук . 113 (26): 7255–7260. Бибкод : 2016PNAS..113.7255O . дои : 10.1073/pnas.1517131113 . ISSN 0027-8424 . ПМЦ 4932926 . ПМИД 27298365 .
- ^ Стачо, Мартин; Герольд, Кристина; Рук, Ноэми; Вагнер, Герман; Аксер, Маркус; Амунц, Катрин; Гюнтюркюн, Онур (25 сентября 2020 г.). «Каноническая схема, подобная коре головного мозга, в переднем мозге птиц» . Наука . 369 (6511). дои : 10.1126/science.abc5534 . ISSN 0036-8075 . ПМИД 32973004 .
- ^ Нидер, Андреас; Вагенер, Лисанн; Риннерт, Пауль (25 сентября 2020 г.). «Нейральный коррелят сенсорного сознания у врановых птиц» . Наука . 369 (6511): 1626–1629. Бибкод : 2020Sci...369.1626N . дои : 10.1126/science.abb1447 . ISSN 0036-8075 . ПМИД 32973028 . S2CID 221881862 .
- ^ Эркулано-Хузель, Сюзана (25 сентября 2020 г.). «У птиц действительно есть кора головного мозга, и они думают» . Наука . 369 (6511): 1567–1568. Бибкод : 2020Sci...369.1567H . дои : 10.1126/science.abe0536 . ISSN 0036-8075 . ПМИД 32973020 . S2CID 221882004 .
- ^ Эмери, Нью-Джерси; Клейтон, Н.С. (2004). «Психика ворон: конвергентная эволюция интеллекта у врановых и обезьян». Наука . 306 (5703): 1903–1907. Бибкод : 2004Sci...306.1903E . CiteSeerX 10.1.1.299.6596 . дои : 10.1126/science.1098410 . ПМИД 15591194 . S2CID 9828891 .
- ^ Карубиан, Джордан и Альварадо, Эллисон (2003): Проверка функции переноски лепестков у красного крапивника ( Malurus melanocephalus ). Emu 103 (1): 87–92 HTML-аннотация , публикация.csiro.au
- ^ Сара, Кута. «Ученые научили домашних попугаев звонить друг другу по видеосвязи — и птицам это понравилось» . Смитсоновский журнал . Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ Веласко, Шайлер (21 апреля 2023 г.). «Попугаи учатся совершать видеозвонки, чтобы общаться с другими попугаями, а затем заводят дружеские отношения, - говорят исследователи Северо-Восточного университета» . Северо-восточные глобальные новости . Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ Environews: Saddleback Dialects, прямой эфир радио (2011) http://www.radiolive.co.nz/Environews-Saddleback-Dialects/tabid/506/articleID/20318/Default.aspx
- ^ Язык любви, Окленд сейчас http://www.stuff.co.nz/auckland/local-news/6740119/The-language-of-love
- ^ Туи, одна из самых умных птиц в мире, 3 News (2012) http://www.3news.co.nz/Tui-one-of-worlds-most-intelligent-birds/tabid/1160/articleID/254369/Default. aspx. Архивировано 1 февраля 2014 г. на Wayback Machine.
- ^ Гентнер, Тимоти К.; Фенн, Кимберли М.; Марголиаш, Дэниел; Нусбаум, Ховард К. (2006). «Рекурсивное изучение синтаксических образов певчими птицами» . Природа . 440 (7088): 1204–1207. Бибкод : 2006Natur.440.1204G . дои : 10.1038/nature04675 . ПМЦ 2653278 . ПМИД 16641998 .
- ^ Пепперберг, И.М. 1999 Исследования Алекса: когнитивные и коммуникативные способности серых попугаев. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета .
- ^ «Прогресс слева и справа, 27 сентября 2011 г.» . Ютуб. 27 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. Проверено 10 декабря 2013 г.
- ^ «Левый и правый прогресс, 18 декабря 2011 г.» . Ютуб. 18 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. Проверено 10 декабря 2013 г.
- ^ «Демонстрация постоянства объекта 2» . Ютуб. 18 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. Проверено 10 декабря 2013 г.
- ^ Хоффманн, Альмут; Рюттлер, Ванесса; Нидер, Андреас (1 августа 2011 г.). «Онтогенез постоянства объектов и отслеживание объектов у вороны-падальщика Corvus corone». Поведение животных . 82 (2): 359–367. дои : 10.1016/j.anbehav.2011.05.012 . ISSN 0003-3472 . S2CID 51913693 .
- ^ «Постоянство объектов для наших ара-видеодокументация» . Ютуб. 23 июня 2011 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. Проверено 10 декабря 2013 г.
- ^ Ватве, Милинд; Такар, Джули; Кале, Абхиджит; Пунтамбекар, С; Шейх, я; Вазе, К; Джог, М; Паранджапе, С; и др. (декабрь 2002 г.). «Пчелоеды ( Merops orientalis ) реагируют на то, что видит хищник». Познание животных . 5 (4): 253–259. дои : 10.1007/s10071-002-0155-6 . ПМИД 12461603 . S2CID 29565695 .
- ^ Йосеф, Реувен; Йосеф, Нуфар (май 2010 г.). «Совместная охота на бурошейного ворона (Corvus rufficollis) на египетского мастигура (Uromastyx aegyptius)». Журнал этнологии . 28 (2): 385–388. дои : 10.1007/s10164-009-0191-7 . S2CID 45315188 .
- ^ Клейтон, Никола С.; Джоанна М. Далли; Натан Дж. Эмери (29 апреля 2007 г.). «Социальное познание врановых, запасающих пищу. Западная сойка как природный психолог» . Фил. Пер. Р. Сок. Б. 362 (1480): 507–522. дои : 10.1098/rstb.2006.1992 . ПМК 2346514 . ПМИД 17309867 .
- ^ Остоич, Л.; Шоу, Р.К.; Чеке, LG; Клейтон, Н.С. (4 февраля 2013 г.). «Факты, свидетельствующие о том, что атрибуция состояния желания может управлять разделением пищи у евразийских сойок» . Труды Национальной академии наук . 110 (10): 4123–4128. дои : 10.1073/pnas.1209926110 . ISSN 0027-8424 . ПМЦ 3593841 . ПМИД 23382187 .
- ^ Петерсон, Кристина (15 апреля 2020 г.). «Птицы, несущие зажженные свечи, и важность птичьих инноваций» . Крутая зеленая наука . Проверено 22 июля 2020 г.
- ^ Дукатес, Саймон; Сол, Дэниел; Сайоль, Ферран; Лефевр, Луи (2020). «Поведенческая пластичность связана со снижением риска вымирания птиц» . Экология и эволюция природы . 4 (6): 788–793. Бибкод : 2020NatEE...4..788D . дои : 10.1038/s41559-020-1168-8 . ISSN 2397-334X . ПМИД 32251379 . S2CID 214810940 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Обзор мозга на сайте Life of Birds , pbs.org.
- Анатомия мозга птицы , Earthlife.net