Ошибка А-не-Б
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( октябрь 2018 г. ) |
Ошибка А-не-Б — это неполная или отсутствующая схема , постоянства объекта обычно наблюдаемая на сенсомоторной стадии Жана Пиаже Теории когнитивного развития .
Типичная задача «А-не-Б» выглядит следующим образом: экспериментатор прячет привлекательную игрушку под коробкой «А» так, чтобы ребенок мог дотянуться до нее. Ребенок ищет игрушку, заглядывает под коробку «А» и находит игрушку. Это действие обычно повторяется несколько раз (всегда исследователь прячет игрушку под коробку «А»), что означает, что у ребенка есть возможность пройти тест на постоянство объекта. Затем, в критическом испытании, экспериментатор перемещает игрушку под коробку «Б», также в пределах легкой досягаемости ребенка. Младенцы в возрасте 10 месяцев и младше обычно совершают ошибку персеверации , то есть они смотрят под коробку «А», даже несмотря на то, что они видели, как исследователь переместил игрушку под коробку «Б», а до коробки «Б» так же легко добраться. Пиаже назвал это явление ошибкой «А-не-Б». [1] Это свидетельствует об отсутствии или неполноте схемы , постоянства предмета показывает, что познание младенцем существования предмета в это время еще зависит от действий, которые он совершает по отношению к предмету. Пиаже Дети в возрасте 12 месяцев и старше (на предоперационной стадии теории когнитивного развития ) обычно не совершают этой ошибки.
Конкурирующие объяснения
[ редактировать ]Традиционно этот феномен объясняется тем, что ребенок видит изображение и запоминает, где оно было, а не где оно находится. Другие отчеты посвящены развитию планирования, достижения целей и принятия решений. Существуют также бихевиористские теории, объясняющие поведение с точки зрения подкрепления. В этом отчете утверждается, что повторные попытки спрятать игрушку в коробку «А» закрепляют это специфическое поведение, так что ребенок все еще тянется к коробке «А», потому что действие уже было подкреплено ранее. Однако это объяснение не объясняет изменения в поведении, которое происходит примерно через 12 месяцев.
Смит и Телен [2] использовал динамический системный подход к задаче А-не-Б. Они обнаружили, что различные компоненты активности (сила следа памяти, заметность целей, время ожидания, позиция) объединяются в испытании «Б» (где объект спрятан в месте «Б», а не в месте «А»), поэтому ребенок то правильно, то неправильно ищет игрушку. Они экспериментально манипулировали задачей, чтобы посмотреть, смогут ли они заставить 10-месячных младенцев (которые обычно совершают настойчивую ошибку при поиске буквы «А») вести себя так же, как 12-месячные младенцы (которые обычно ищут правильно). Изменение позы ребенка (сидя или стоя) было одной из манипуляций, которые, как они обнаружили, могли сделать поиск 10-месячного ребенка правильным. Простое положение вместо того, чтобы сидеть во время попытки «Б», сделало предыдущий опыт поиска в месте «А» менее заметным для ребенка, который затем искал правильно. Исследователи пришли к выводу, что продолжительность времени ожидания является одним из важнейших элементов задачи, на которую влияет возраст.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пиаже, Жан (4 июля 2013 г.). Конструирование реальности у ребенка . дои : 10.4324/9781315009650 . ISBN 9781136316944 .
- ^ Смит, Линда Б.; Телен, Эстер (2003). «Развитие как динамическая система». Тенденции в когнитивных науках . 7 (8): 343–348. CiteSeerX 10.1.1.294.2037 . дои : 10.1016/S1364-6613(03)00156-6 . ПМИД 12907229 . S2CID 5712760 .