Jump to content

Скрытое обучение

Скрытое обучение — это подсознательное удержание информации без подкрепления или мотивации. При скрытом обучении человек меняет поведение только тогда, когда появляется достаточная мотивация позже, чем когда он подсознательно сохранил информацию. [1]

Скрытое обучение — это когда наблюдение за чем-то, а не непосредственное переживание чего-то, может повлиять на дальнейшее поведение. Обучение через наблюдение может быть разным. Человек наблюдает за поведением и позже повторяет это поведение в другое время (не прямая имитация), хотя никто не вознаграждает его за такое поведение.

В теории социального обучения люди наблюдают, как другие получают награды или наказания, что вызывает чувства у наблюдателя и мотивирует его изменить свое поведение.

В частности, при скрытом обучении нет наблюдения за вознаграждением или наказанием. Скрытое обучение — это просто животные, наблюдающие за своим окружением без особой мотивации изучать его географию; однако позже они смогут использовать эти знания, когда есть мотивация, например, биологическая потребность найти еду или избежать неприятностей.

Отсутствие подкрепления , ассоциаций или мотивации со стимулом – вот что отличает этот тип обучения от других теорий обучения, таких как оперантное обусловливание или классическое обусловливание . [2]

Скрытое обучение используется животными для более эффективной навигации по лабиринту.

Сравнение с другими типами обучения

[ редактировать ]

Классическое кондиционирование

[ редактировать ]

Классическое обусловливание - это когда животное в конечном итоге подсознательно ожидает биологического стимула, такого как еда, когда оно испытывает, казалось бы, случайный стимул из-за повторяющегося опыта их ассоциации. Одним из ярких примеров классической обусловленности является эксперимент Ивана Павлова , в котором собаки демонстрировали условную реакцию на звонок, который экспериментаторы намеренно пытались связать со временем кормления. После того, как собаки были приучены, они больше не выделяли слюну только для получения пищи, что было биологической потребностью и, следовательно, безусловным стимулом. У собак начиналось выделение слюны при звуке звонка, причем звонок был условным раздражителем, а выделение слюны теперь было условной реакцией на него. У них выделялась слюна при звонке, потому что они ждали еды.

С другой стороны, скрытое обучение — это когда животное учится чему-то, даже если у него нет мотивации или стимула, связывающего вознаграждение за это обучение. Таким образом, животные могут просто подвергаться воздействию информации ради информации, и она доходит до их мозга. Один из ярких примеров скрытого обучения у крыс, которые подсознательно создают мысленные карты и используют эту информацию, чтобы иметь возможность быстрее найти биологический стимул, например еду, позже, когда будет вознаграждение. [3] Эти крысы уже знали карту лабиринта, хотя у них не было мотивации изучать лабиринт до того, как им была введена еда.

Оперантное обусловливание

[ редактировать ]

Оперантное обусловливание – это способность адаптировать поведение животных с помощью поощрений и наказаний. Скрытое обучение адаптирует поведение животных, давая им время создать мысленную карту до того, как будет введен стимул.

Теория социального обучения

[ редактировать ]

Теория социального обучения предполагает, что поведению можно научиться посредством наблюдения, но при активном осознанном наблюдении. Согласно этой теории, наблюдение приводит к изменению поведения чаще, когда наблюдаются награды или наказания, связанные с конкретным поведением. Теория латентного обучения аналогична с точки зрения наблюдения, но, опять же, она отличается из-за отсутствия подкрепления, необходимого для обучения.

Ранние исследования

[ редактировать ]

В классическом исследовании Эдварда Толмана три группы крыс помещали в лабиринты и наблюдали за их поведением каждый день в течение более двух недель. Крысы первой группы всегда находили пищу в конце лабиринта; крысы группы 2 так и не нашли еды; а крысы в ​​группе 3 не находили еды в течение 10 дней, но затем получали еду на одиннадцатый день. Крысы группы 1 быстро научились мчаться к концу лабиринта; Крысы 2-й группы бродили по лабиринту, но преимущественно не шли до конца. Группа 3 действовала так же, как крысы группы 2, до тех пор, пока на 11-й день им не вводили пищу; затем они быстро научились добегать до конца лабиринта и на следующий день сделали то же самое, что и крысы группы 1. Это показало, что крысы 3-й группы узнали об организации лабиринта, но без подкрепления пищей. До этого исследования считалось, что животным необходимо подкрепление для обучения таким задачам. [4] Другие эксперименты показали, что скрытое обучение может происходить за более короткие промежутки времени, например 3–7 дней. [5] Среди других ранних исследований также было обнаружено, что животные, которым разрешили исследовать лабиринт, а затем удерживали их на одну минуту в пустой коробке с воротами, освоили лабиринт гораздо быстрее, чем группы, которым не давали такой целевой ориентации. [6] [ нужны разъяснения ]

В 1949 году Джон Сьюард провел исследование, в ходе которого крыс помещали в Т-образный лабиринт , одна рука которого была окрашена в белый цвет, а другая в черный. У одной группы крыс было 30 минут на исследование этого лабиринта без еды, и крыс не удаляли, как только они достигли конца рукава. Затем Сьюард положил еду в одну из двух рук. Крысы в ​​этой исследовательской группе научились спускаться по награжденному рукаву гораздо быстрее, чем крысы из другой группы, которые ранее не исследовали лабиринт. [7] Аналогичные результаты были получены Бендигом в 1952 году, когда крыс обучали спасаться из воды в модифицированном Т-образном лабиринте с пищей, пока они были сыты, а затем тестировали, когда они голодны. Вернувшись в лабиринт без еды, крысы узнавали, где находится еда, со скоростью, которая увеличивалась с количеством предварительных воздействий, полученных крысами на этапе обучения. Это указывает на различные уровни скрытого обучения. [8]

Большинство ранних исследований скрытого обучения проводилось на крысах, но исследование Стивенсона в 1954 году изучало этот метод обучения у детей. [9] Стивенсон требовал, чтобы дети исследовали ряд объектов, чтобы найти ключ, а затем определял знания детей о различных неключевых объектах в установке. [9] Дети быстрее находили неключевые объекты, если видели их раньше, что указывает на использование скрытого обучения. Их способность учиться таким образом возрастала по мере того, как они становились старше. [9]

В 1982 году Вирсиг и его коллеги использовали вкус хлорида натрия , чтобы выяснить, какие части мозга необходимы для скрытого обучения у крыс. Декортикированные крысы были так же способны, как и обычные крысы, выполнять скрытую задачу обучения. [10]

Более поздние исследования

[ редактировать ]

Скрытое обучение у младенцев

[ редактировать ]

Способность человека осуществлять скрытое обучение, по-видимому, является основным фактором, объясняющим, почему младенцы могут использовать полученные знания, хотя у них не было навыков для их использования. Например, младенцы не приобретают способность подражать до тех пор, пока им не исполнится 6 месяцев. подвергалась воздействию ручных кукол В одном эксперименте одна группа младенцев в возрасте трех месяцев одновременно А и Б. Другой контрольной группе того же возраста показывали только куклу А. Затем всем младенцам периодически дарили куклу А до шестимесячного возраста. В шестимесячном возрасте экспериментаторы демонстрировали целевое поведение первой кукле на глазах у всех младенцев. Затем всем младенцам были представлены куклы А и Б. Младенцы, которые видели обе куклы в возрасте 3 месяцев, имитировали целевое поведение куклы Б со значительно более высокой частотой, чем контрольная группа , которая не видела две куклы в паре. . Это говорит о том, что предварительно подвергшиеся воздействию младенцы сформировали ассоциацию между марионетками без какого-либо подкрепления. Это свидетельствует о скрытом обучении у младенцев, показывая, что младенцы могут учиться путем наблюдения, даже если у них нет никаких признаков того, что они учатся, пока они не станут старше. [11]

Влияние различных наркотиков на скрытое обучение

[ редактировать ]

Многие наркотики, которыми злоупотребляют люди, имитируют дофамин , нейромедиатор , который дает людям мотивацию искать вознаграждение. [12] Показано, что рыбки данио все еще могут скрыто узнавать о вознаграждениях, хотя им не хватает дофамина, если им дают кофеин. Если им давали кофеин до обучения, то они могли бы использовать полученные знания, чтобы найти награду, когда им позже дадут дофамин. [13]

Алкоголь может препятствовать скрытому обучению. Некоторые данио-рерио подвергались воздействию алкоголя перед исследованием лабиринта, а затем продолжали подвергаться воздействию алкоголя, когда в лабиринте была введена награда. Этим данио-рерио потребовалось гораздо больше времени, чтобы найти награду в лабиринте, чем контрольной группе, которая не подвергалась воздействию алкоголя, хотя они продемонстрировали одинаковую мотивацию. Однако было показано, что чем дольше рыбки данио подвергались воздействию алкоголя, тем меньше это влияло на их скрытое обучение. Другой экспериментальной группой были рыбки данио, символизирующие алкогольную абстиненцию. Рыбы-зебры, которые показали худшие результаты, были теми, кто подвергался воздействию алкоголя в течение длительного периода, а затем избавился от него до того, как была введена награда. Этим рыбам не хватало мотивации, двигательной дисфункции и, похоже, они не освоили лабиринт в скрытом виде. [14]

Другие факторы, влияющие на скрытое обучение

[ редактировать ]

Хотя конкретная область мозга, отвечающая за скрытое обучение, возможно, не была точно определена, было обнаружено, что пациенты с медиальной височной амнезией испытывали особые трудности с задачами скрытого обучения, требующими репрезентативной обработки. [15]

Другое исследование, проведенное на мышах, обнаружило интригующие доказательства того, что отсутствие прионного белка нарушает скрытое обучение и другие функции памяти в задаче скрытого обучения в водном лабиринте. [16] Также было обнаружено, что недостаток фенциклидина ухудшает скрытое обучение при выполнении задачи по поиску воды. [17]

  1. ^ Уэйд, Кэрол Таврис, Кэрол (1997). Психология в перспективе (2-е изд.). Нью-Йорк: Лонгман. ISBN  978-0-673-98314-5 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  2. ^ «Скрытое обучение | Введение в психологию» . Courses.lumenlearning.com . Проверено 5 февраля 2019 г.
  3. ^ Джонсон, A & DA, Кроу. (2009). Возвращаясь к Толмену: теории и когнитивные карты. Когнитивный крит. 1. 43-72. http://www.cogcrit.umn.edu/docs/Johnson_Crowe_10.pdf
  4. ^ Толман, ЕС, и Хонзик, CH (1930). Введение и снятие награды, а также прохождение крысами лабиринта. Публикации Калифорнийского университета по психологии .
  5. ^ Рейнольдс, Б. (1 января 1945 г.). «Повторение эксперимента Блоджетт по «скрытому обучению» ». Журнал экспериментальной психологии . 35 (6): 504–516. дои : 10.1037/h0060742 . ПМИД   21007969 .
  6. ^ Карн, Х.В.; Портер, Дж. М. младший (1 января 1946 г.). «Влияние определенных процедур предварительной подготовки на работу в лабиринте и их значение для концепции скрытого обучения». Журнал экспериментальной психологии . 36 (5): 461–469. дои : 10.1037/h0061422 . ПМИД   21000777 .
  7. ^ Сьюард, Джон П. (1 января 1949 г.). «Экспериментальный анализ скрытого обучения». Журнал экспериментальной психологии . 39 (2): 177–186. дои : 10.1037/h0063169 . ПМИД   18118274 .
  8. ^ Бендиг, AW (1 января 1952 г.). «Скрытое обучение в водном лабиринте». Журнал экспериментальной психологии . 43 (2): 134–137. дои : 10.1037/h0059428 . ПМИД   14927813 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с Стивенсон, Гарольд В. (1 января 1954 г.). «Скрытое обучение у детей». Журнал экспериментальной психологии . 47 (1): 17–21. дои : 10.1037/h0060086 . ПМИД   13130805 .
  10. ^ Вирсиг, Селеста Р.; Гриль, Харви Дж. (1 января 1982 г.). «Вклад неокортекса крысы в ​​контроль пищеварения: I. Скрытое обучение вкусу хлорида натрия». Журнал сравнительной и физиологической психологии . 96 (4): 615–627. дои : 10.1037/h0077911 . ПМИД   7119179 .
  11. ^ Кампанелла, Дженнифер; Рови-Кольер, Кэролин (1 мая 2005 г.). «Скрытое обучение и отложенная имитация в 3 месяца» . Младенчество . 7 (3): 243–262. дои : 10.1207/s15327078in0703_2 . ISSN   1525-0008 . ПМИД   33430559 .
  12. ^ Ди Кьяра, Г.; Императо, А. (1 июля 1988 г.). «Наркотики, которыми злоупотребляет человек, преимущественно повышают концентрацию синаптического дофамина в мезолимбической системе свободно передвигающихся крыс» . Труды Национальной академии наук . 85 (14): 5274–5278. Бибкод : 1988PNAS...85.5274D . дои : 10.1073/pnas.85.14.5274 . ISSN   0027-8424 . ПМЦ   281732 . ПМИД   2899326 .
  13. ^ Берридж, Кент К. (2005). «Обучение с вознаграждением за эспрессо, удержание дофамина: теоретический комментарий к Робинсону и др. (2005)». Поведенческая нейронаука . 119 (1): 336–341. дои : 10.1037/0735-7044.119.1.336 . ISSN   1939-0084 . ПМИД   15727539 . S2CID   6507002 .
  14. ^ Лучиари, Ана К.; Салаян, Диана С.; Герлаи, Роберт (2015). «Острое и хроническое употребление алкоголя: влияние на производительность рыбок данио при выполнении скрытой задачи обучения» . Поведенческие исследования мозга . 282 : 76–83. дои : 10.1016/j.bbr.2014.12.013 . ISSN   0166-4328 . ПМК   4339105 . ПМИД   25557800 .
  15. ^ Майерс, Кэтрин Э. (1 января 2000 г.). «Скрытое обучение при медиальной височной амнезии: свидетельства нарушения репрезентативных, но сохраненных процессов внимания». Нейропсихология . 14 (1). МакГлинчи-Беррот, Реджина, Уоррен, Стейси, Монти, Лаура, Браун, Кэтрин М., Глюк, Марк А.: 3–15. дои : 10.1037/0894-4105.14.1.3 . PMID   10674794 .
  16. ^ Нисида, Сигэмацу, Кадзуто; Хасегава, Сумитака, Рёта; Катаока, Ясуфуми, Цутому (1 января 1997 г.). -Сохранение временной памяти». Клеточная и молекулярная нейробиология . 17 (5): 537–545. : 10.1023 /A:1026315006619 . PMID   9353594. . S2CID   11877905 doi
  17. ^ Нода, А (2001). «Фенциклидин ухудшает скрытое обучение у мышей, взаимодействие между глутаматергическими системами и рецепторами сигма1» . Нейропсихофармакология . 24 (4): 451–460. дои : 10.1016/S0893-133X(00)00192-5 . ПМИД   11182540 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fd863e2557e55f91edd77e0dce71dec8__1711563540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fd/c8/fd863e2557e55f91edd77e0dce71dec8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Latent learning - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)